Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Интересные факты о снегурочке детям. Интересные факты о снегурочке. Сказки о Снегурочке

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной.
Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать было известно весьма путанно и туманно.


Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.



Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.


Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона.




Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.




Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».




В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы вступающего в свои права в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).




Здесь она имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.


В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.




Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.
К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).


продолжение следует… часть 2.- Снежная принцесса.

Неотъемлемым образом Нового года, помимо Деда Мороза , является его главная помощница и любимица детей - Снегурочка . Все дети советского и постсоветского пространства знают кто она такая, но не многие знают откуда появилась и кто ее придумал.

Образ Снегурочки уникален для нашей культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Ее образ не зафиксирован в народном обряде, однако в фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

В 1867 году сказки о Снегурке были исследованы Александром Николаевичем Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году Островский , под влиянием сказок Афанасьева , написал пьесу «Снегурочка» , в которой главная героиня предстала как дочь Деда Мороза и Весны-Красны , которая погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы .

Свой современный образ она получила в 1935 году в Советском Союзе , после официального разрешения празднования Нового года .

Снегурочку впервые увидели дети «вживую» в 1937 году, когда Дед Мороз и Снегурочка явились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов.

Немного интересных фактов о Снегурочке: сначала на всех новогодних открытках внучка Деда Мороза была изображена маленькой девочкой, но позже ее стали представлять в виде девушки.

Для фильма «Снегурочка» (1968) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен - в этих краях, в Щелыково , Островский писал свою пьесу. После завершения съемок деревянные декорации были перенесены под Кострому , где возник парк «Берендеевка» . Кроме этого, там теперь есть «Терем Снегурочки» , в котором та круглый год принимает гостей.

В 2009 году впервые официально отмечался день рождения Снегурочки , которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля. Это не соответствует сюжету сказки, в которой она рождается зимой. Однако, по объяснениям организаторов: «У Снегурочки отец - Дед Мороз, а мать - Весна, и поэтому у нее день рождения весной» .

В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из своей резиденции в Великом Устюге , официально подтвердив статус Костромы, как основной резиденции своей спутницы и помощницы.

В этой истории много недочетов и противоречий, но от этого зимняя героиня не становится менее желанным новогодним персонажем. Все дети ждут в гости Деда Мороза и Снегурочку , чтобы прочесть новогодний стих и порадоваться врученному подарку.

………………………………….

Из истории празднования Нового года

История празднования Нового года в нашей стране сложилась непросто. Впервые россияне встретили Новый год по-европейски, в 1700 году в разгар зимы, и этот праздник быстро вошел в традицию. Каждый Новый год царь Петр придумывал новые забавы, например, в 1722 году устроил первый маскарад. Новогодние карнавалы тоже быстро прижились.

При Петре I отвертеться от веселья было нельзя. Того, кто не являлся на маскарад под предлогом болезни, осматривали медики. И если выявляли симуляцию — на провинившегося накладывали «штраф» — он на глазах у всех должен был выпить огромную чарку водки.

Императрица Елизавета Петровна продолжила традиции увеселений, но в более цивилизованной форме. Она устраивала роскошные новогодние елки, на которые приглашала до 15 тысяч гостей. С не меньшим размахом гуляли и при Екатерине II, но тут уже на первый план выступали «праздники живота»: для Нового года откладывали лучшие продукты и накрывали самый лучший стол.

Вплоть до 1852 г. наряженная игрушками ель стояла лишь во дворце и домах петербургских немцев, пока Николай I не распорядился выставить ее на площади перед вокзалом. Немцы научили наряжать елку и русских: петербургские кондитеры в 40-е годы XIX века организовали массовую продажу маленьких елок с заранее прикрепленными к ним свечами и сладостями — к концу XIX века елочки стояли уже по всей России, даже в деревенских избах! Тогда же распространился и обычай встречать Новый год бокалом шампанского.

В 1914 г. царь объявил новогоднюю елку «вражеской, немецкой затеей». И лишь Ленин реабилитировал ее: 31 декабря 1917 г. во всех районах Петрограда зажглись «пролетарские» елки для детей рабочих. Правда, рождественскую звезду на макушке сменила красная, пятиконечная.

Однако в стране уже начинался голод. Вскоре Ленин запретил елку снова, и только в 1935 г. ее реабилитировал Сталин. С 1947 г. 1 января стало не детским праздником, а официальным «красным днем календаря».

И вот сейчас мы заканчиваем последние приготовления к празднику. Уже сверкают в квартирах веселыми огоньками новогодние елки, приготовлены нарядные туалеты и маскарадные костюмы, ждут своего времени поджарки, составлено новогоднее меню и придуманы веселые забавы для новогодней ночи. Осталось совсем немного – настроиться на веселье и хоть ненадолго забыть свои заботы. Пусть праздник действительно будет праздником!

……………………………….

История новогодней елки

Новый Год и Рождество сложно представить без ёлки искусственной или настоящей. Пусть у Вас нет искусственной елки, но еловые ветки должны быть в обязательном порядке. Своеобразный еловый запах наполняет дома новогодней свежестью и прибавляет сил. Каким же образом зародился обычай украшать дома еловыми ветками?

В далеком прошлом люди украшали просто деревья. Считалось, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. И, развешивая на деревьях новогодние украшения: угощения, подарки, пытались задобрить этих духов. Часто деревья украшались яблоками (символ плодородия), орехами (непостижимость божественного промысла), яйцами (символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия).

Традиция украшать елку насчитывает свыше 2000 лет. Вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Многие считают, что вечнозеленая ель – это райское древо бессмертия; горящие свечи или огоньки – человеческие души, а украшения – символические жертвоприношения.

Существуют десятки легенд и преданий, посвященных новогодней елке.

Приведем одно из наиболее известных и красивых преданий о Рождественской елке.

«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, — все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к свершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

— Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, — говорила, обращаясь к маслине, пальма.

— Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.

— Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

— И какие дары ты сможешь поднести Божественному Младенцу, — прибавила маслина, — что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.

— Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, — сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием.

С грустью, но без зависти смотрела на это новогодняя елка.

«Они правы, — думала она, — где мне с ними сравниться! Я такая бедная. Ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?»

Но ангел сказал ей:

— В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, но сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась, и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

— Ты доброе деревце, милая новогодняя елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети и взрослые будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая ёлка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника»

Обычай украшать новогоднюю елку пришел из Германии.

Есть даже легенда об одном мальчике. Его звали Мартин Лютер, который на кануне Рождества в 1513 году поразился красоте сверкающих на елке снежинок, похожих на небесные звезды, принес домой елочку и украсил ее свечами. Немцам этот обычай так понравился, что они распространили его на прочие страны, в которые въезжали.

В начале в России украшали не целые деревья, а лишь еловые ветки. Этот обычай появился благодаря Петру I. В Петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые новогодние украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки ставились только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным новогодним украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет (до 1935). И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем. Так что ставить елочки в домах это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться. Ему у нас на Руси лет 60-65 (не больше).

Теперь ни один рождественский праздник не мыслим без елки новогодней, богато и ярко украшенной.

Сегодня большое распространение получили искусственные елки, которые красят дом не меньше натуральных и помогают сохранить природу.

Внучка Деда Мороза, любимица детей и героиня сказок – Снегурочка – персонаж, аналогов которому нет в мире. В странах постсоветского пространства ее имя знает каждый ребенок и взрослый. Но если спросить, откуда взялась эта зимняя волшебница, можно услышать разные версии.

Большинство малышей ответит, что это внучка самого Деда Мороза (интересно, а кем были его дети?), а люди постарше могут вспомнить, что это девочка из сказки, которая растаяла над костром… Однако полную историю о том, кто придумал героиню и как складывалась ее судьба, знают единицы. В преддверии Нового Года предлагаем вам поближе познакомиться со Снегурочкой и узнать 9 интересных фактов о ней.

Родом из сказки

Впервые Снегурочка (или Снегуровка, Снежевиночка) появилась, как героиня народных сказок и славянского эпоса. Наиболее распространенная версия истории такова: у старика и старухи не было детей, и ни слепили из снега куклу, которая превратилась в живую девочку. Однако новоиспеченная семья недолго радовалась. Девочка с подружками прыгала через костер на праздник Ивана Купалу и растаяла…

Фольклорист А. Афанасьев записал устную версию сказки в XIX веке. Он связывает историю с поверьем славян об облачных духах, которые рождаются из снегов.

Перерождение героини в пьесе Островского

В 1873 году драматург написал пьесу про Снегурочку. Его героиня – дочь Весны и Мороза, ей 15 лет. Девушка ушла жить среди людей и попросила у матери дар любить (ведь она холодна, как снег, и не может испытывать чувств). Это и стало губительным для героини: как только сердце девушки «растопила» любовь, она погибла от одного-единственного солнечного луча.

Однако пьесу Островского (музыкальное сопровождение к которой написай П. И. Чайковский) публика не оценила. Позже трагическая история снежной девы увлекла других писателей, и ее образ появился в произведениях А. А. Блока, Ф. К. Сологуба.

Опера Римского-Корсакова

Сначала композитор, как и большинство современников, не принял пьесу А. Н. Островского. Но спустя несколько лет он пересмотрел свои взгляды на произведение. Так родилась одноименная опера, которую с успехом ставят оперные театры, и по сей день.

Счастливый конец для детской сказки

В 1981 году к числу писателей, которые внесли свою лепту в историю Снегурочки, присоединился В. И. Даль. Он создал добрую и светлую историю со счастливым концом. В его версии девочка отправляется в лес по грибы и по ягоды, но теряется. А возвращает героиню в дом собачка Жучка.

Первое появление на рождественских елках

Примерно в конце XIX – начале XX века Снегурочка обрела новое амплуа в детской литературе. В этот период ее впервые начали описывать, как внучку (или дочку) Деда Мороза. Педагоги «подхватили» идею, и снежная девочка стала героиней рождественских мероприятий для юной аудитории. В это же время начали появляться фигурки-снегурочки для елки.

Длительное затишье и триумфальное возвращение

С приходом советов к власти рождественские торжества канули в Лету. Почти 20 лет в стране не было торжественных мероприятий, пока в 1935 Новый Год не стал светским праздником. Первое «официальное» появление снежной девы на торжествах произошло в 1937 году, на празднике в Доме Союзов. С тех пор она стала неотъемлемым символом Нового Года.

Со страниц книг на киноэкраны

С появлением синематографа образ Снегурочки воплощают в своих лентах разные режиссеры. Первый фильм был создан в 1914 году, на киностудии Ханжонкова, однако данных о нем не сохранилось. Затем последовали полнометражные художественные и анимационные картины, основанные на пьесе Островского и народной сказке. Режиссеры некоторых экранизаций отступили от канонического финала и не дали Снегурочке растаять.

Терем Снегурочки и парк «Берендеевка»

Для съемок фильма 1968 года в Щелково, где Островский написал свою пьесу, построили деревню берендеев. Позже декорации перенесли в Кострому и устроили там парк «Берендеевка». А в 2008 году город украсило новое здание – Терем, где героиня сказок в течение всего года принимает гостей.

День рождения Снегурочки

Немногие знают, но с недавних пор у героини русских сказок появился собственный день рождения. Его отмечают 4 апреля. С 2009 года в Костроме по случаю праздника проходят мероприятия, посвященные прекрасной снежной деве – Снегурочке.

До Нового года остается совсем немного времени, а значит – снова подарки, шампанское, мандарины, салат «Оливье» и, конечно, Дед Мороз со Снегурочкой. Про Деда Мороза мы знаем многое, даже то, что его резиденция находится в городе Великий Устюг, куда в новогодние праздники можно съездить в гости или написать письмо. А вот о его внучке Снегурочке информации гораздо меньше.

Оказывается, родина Снегурочки – село Щелыково, расположенное в Костромской области. Именно здесь располагалась усадьба известного русского драматурга А. Н. Островского, в которой он, по мотивам народных преданий, написал сказку «Снегурочка». Посетить терем Снегурочки можно в течение всего года. Гостей встречает сама хозяйка и лично проводит экскурсию по своим владениям.

Правда, в произведении Островского Снегурочка является не внучкой, а дочкой Деда Мороза. Долгое время Снегурочку представляли маленькой девочкой лет 5-7. Но, все изменилось в Советскую эпоху. С 1935 года в стране возобновили празднование Нового года, а в 1937 вместе с Дедом Морозом на празднике в Доме Союзов появилась внучка, причем, уже довольно взрослая девушка. С пятидесятых годов сценарии кремлевских елок писали Лев Кассиль и Сергей Михалков.

В них Снегурочка была уже непременным персонажем Нужно отметить, что родиной Снегурочки иногда называют и усадьбу Абрамцево, недалеко от подмосковного города Сергиев Посад. Когда-то хозямном данной усадьбы был известный предприниматель и меценат Савва Морозов. Именно здесь художник Васнецов писал свою картину «Снегурочка», причем, позировала ему одна из дочерей Морозова. В 1968 году, к столетию со дня рождения драматурга А. Н. Островского, начались съемки полнометражного художественного фильма «Снегурочка».

Декораторы потрудились на славу: в окрестностях села Щелыково была возведена целая деревня. С 2009 года у Снегурочки даже начали отмечать День рождения. Трудно сказать по каким источникам, но было установлено, что героиня новогодних праздников родилась в ночь с 4 на 5 апреля. Долгие годы роль Деда Мороза на кремлевских елках играл актер Роман Филиппов, а Снегурочку – Надежда Карпухина.

В эпоху СССР актеров, которым доводилось работать на главном детском утреннике страны, тщательно проверяли не только режиссеры, но и соответствующие органы: ведь на этот праздник приходили внуки и правнуки первых лиц государства. Снегурочку можно считать нашим народным достоянием. Во многих странах мира детей приходит поздравлять с праздником добрый персонаж: Санта-Клаус, Йоулупукки, Дядо Коледа и так далее. Но, внучка (или дочка) есть только у нашего Деда Мороза.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...