Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Культура двуречья. Культура древнего междуречья Культура древней цивилизации месопотамии

Плодородная долина, находящаяся между реками Тигр и Евфрат называется Месопотамией или Междуречьем. На этой территории в древности существовало в разные периоды несколько государств:
 Шумер (28-22 века до н.э.);
 Аккад (24-22 века до н.э.);
 Вавилон (19-7 века до н.э.);
 Ассирия (10-9 века до н.э.).
Все эти государства, объединенные общим именем Месопотамия, считаются выдающейся древней цивилизацией. В Междуречье была очень развита наука, культура и искусство. Особенно были развиты такие науки, как математика и астрология. В Вавилоне начали изготавливать стекло очень рано, примерно в 17 веке до н.э. Мало кто знает, что идея делить циферблат часов на 12 частей принадлежит именно народам Междуречья.
Месопотамия известна своими достижениями в архитектуре, например, дворцовыми и храмовыми сооружениями. Европейскими археологами в 50- х годах 19 века были обнаружены при раскопках три огромных кургана. При вскрытии их нашли руины храмов и дворцов, потрясающих своей величественностью.
Культурному развитию Шумера и Аккада, а в дальнейшем и Вавилона с Ассирией способствовала необходимость орошения полей для занятия земледелием и скотоводством. Жители междуречья строили весьма внушительные ирригационные системы. А при разливе Тигра и Евфрата приходилось сооружать дамбы для остановки воды.
Общеизвестно также, что письменность появилась именно на территории Междуречья. Ее появление ученые датируют 5 тысячелетиями до н.э. Писали в Месопотамии на табличках, изготовленных из глины, пока она была мягкой. Вместо современной ручки выступала деревянная палочка. Такое письмо называлось клинописью. До сегодняшнего дня дошли некоторые такие «книги» различного содержания: и научного и литературного. Но еще раньше клинописи пользовались иероглифами, где каждый знак обозначал слово. Эпос междуречья сохранился в виде таких памятников литературы, как «Поэма о Гильгамеше». В этом произведении повествуется о полубоге, который познает себя и получает жизненный опыт, путешествуя по миру.
Музыкальное искусство также пользовалось уважением в Двуречье. Существовали даже ансамбли, выступающие перед народом. Известно, что шумеры считали своих богов приверженцами музыки. В те времена уже были музыкальные инструменты, такие, как флейта, лютня, барабаны.
Очень интересны религия и мифология Древнего Двуречья. Как и в Египте народ Месопотамии основополагающим считал космический порядок. Но, как ни странно, в космосе все было устроено довольно хаотично. Там сталкивались воли и интересы различных богов. Сами же боги несколько походили на людей, и имели что-то вроде своего государства, где главными были бог земли Анну и его сын Энлиль. Помимо них существовало еще множество богов: луны, земли, воды, ветра и т.д. Причем боги создали людей как собственных слуг. Практиковалось жертвоприношение. Кроме богов верили и в существование добрых и злых демонов.
Из правителей Месопотамии один из самых известных – царь Хаммурапи. Его имя связано с эпохой расцвета Вавилона. Он объявил верховным божеством Мардука, бога солнца. Но самое знаменитое деяние этого царя – создание первого в мире свода законов. Номы и правила, зафиксированные на камне, регулировали жизнь вавилонян.
По сей день Древняя Месопотамия является примером для подражания станам Дальнего и Ближнего Востока. Очень тудно оценить в полной мере весть вклад, который внесли государства Междуречья в развитие мировой Цивилизации. Невероятно впечатляют их достижения в различных сферах деятельности. Многие государства, существовавшие в более поздний временной период не могут похвастаться подобными достижениями в науке и культуре.

Месопотамией (или Междуречьем) древние греки называли земли между реками западной Азии (между Тигром и Евфратом). С 4 тысячелетия до н.э. здесь существовали, сменяя друг друга, и, словно бы передавая эстафетную палочку культурного развития несколько государств и этнических общностей: вначале – Шумер и Аккад, затем – Вавилон, Ассирия, Иран.

Территория Месопотамии была заселена примерно 40 тыс. лет назад, и уже к 4 тыс. до н.э. здесь сформировалась самобытная культура.

Древнейший период культурного развития Месопотамии связан с развитием Шумера и Аккада. Это – наиболее древние и развитые государства западной Азии, где складываются основы культуры Междуречья: принципы мировосприятия, основы мифологии и искусства. Все последующие государства, развивавшиеся до н.э. на территории Междуречья воспринимают в основном те характерные особенности, которые сложились в самый древний период, в культуре Шумеро-Аккадской.

Фактически Шумерское и Аккадское царства не представляли единства; существует предположение, что их населяли две совершено различные этнические общности – предки арабов (Шумер) и предки монголоидной расы (Аккад). Однако, их характеризует сходство в самых различных культурных феноменах.

В древнейших мифах Месопотамии главное место занимают божества – олицетворения природных сил (божества – податели земных благ) - такие, как Ан (бог неба и отец других богов), Энлиль (бог неба, воздуха, всего пространства от земли до неба) и Энки (аккадский Эа, бог океана и пресных водоемов). Известны так же бог луны Нанна (Аш)*, бог солнца Уту (Шамаш), богиня плодородия и плотской любви Инанна (Иштар), владыка мира мертвых и бог чумы Нергал, богини-матери Нинхурсаг и Мама (повитуха богов), богиня- врачевательница Гула (первоначально – богиня смерти). С развитием государственности этим богам все больше приписываются социальные функции, связанные с управлением обществом (Ан воплощает идею власти, Уту воспринимается как верховный судья и защитник притесняемых, появляется так же бог-«секретарь» и бог-«носитель трона владыки», покровитель воинов Нинурт).

Позднее в Вавилоне древнейшие верования существенно видоизменяются. В числе наиболее почитаемых здесь выдвигается городской бог Мардук, а так же личное божество «илу» (передается от отца сыну в момент зачатия). Вавилонские боги многочисленны, они очеловечены – как люди стремятся к успеху, обзаводятся семьями и потомством, едят и пьют, им свойственны разные слабости и недостатки (зависть, злоба, сомнение, непостоянство и т.д.)**.

Важнейшее место в мифологии древней Месопотамии занимают мифы (эпические сказания) о Гильгамеше. По сути, это сказания о первом культурном герое (прообразе более позднего древнегреческого Геракла, германского Зигфрида, русских богатырей и т.д.).



Гильгамеш - легендарный царь г. Уру, сын простого смертного и богини Нинсун, потомок солнечного бога Уту. Сохранилось 5 эпических сказаний о Гильгамеше:

-«Гильгамеш и Ага» (сказание о борьбе героя с Агой, правителем северного объединения шумерских городов);

-«Гильгамеш и гора бессмертных» (рассказ о походе во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе славного имени, борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой, убийство последнего и гнев бога Энлиля за этот поступок);

-«Гильгамеш и небесный бык» (об умерщвлении чудовища - небесного быка);

-«Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» (об изгнании по просьбе богини Инанны исполинской птицы Анзуда и умерщвлении волшебной змеи, поселившейся в божественном саду; описание картин царства мертвых; о дружбе с созданным богами диким человеком Энкиду, призванным убить Гильгамеша);

-«Гильгамеш в подземном мире» (или о смерти героя).

Человек в мифах Древней Месопотамии рассматривается изначально как существо и земное, и божественное, а предназначение его на Земле – труд. Иллюстрацией таких представлений может служить «Поэма об Атрахасисе», гдерассказывается о происхождении людей и их работе на благо богов (были времена, когда людей не существовало, и на Земле жили боги – «бремя несли, таскали корзины, корзины богов были огромны, тяжек труд, велики невзгоды…»; в конце концов боги решили создать человека – смешали глину с кровью одного из низших богов, которым пожертвовали ради всеобщего блага). С развитием культуры Месопотамии все большее значение приобретает представление о человеке, как о создании богов, вынужденном трудиться, почитать своих создателей, но при этом не забывать о земных радостях. Мировоззренческие интересы сосредоточены на реальной жизни (миф не обещает посмертных благ человеку: после смерти человек попадает в «страну без возврата», где все находятся примерно в одинаковых условиях).

Мифологическое мышление древнейшей месопотамской цивилизации вырабатывает и первые протонаучные знания, хотя, безусловно, последние невозможно рассматривать в отрыве от мифологического объяснения мира. В рамках сказаний, гимнов богам появляется первый календарь земледельца, первые медицинские книги (записи рецептов). В Вавилоне складывается шестидесятеричная система исчисления времени (часы, минуты, секунды), вычисляется повторяемость затмений. Огромное значение для развития культуры имело оформление и распространение в Месопотамии системы письменности. Изначально это пиктографическая письменность – рисуночное письмо, основанное на условных знаках-символах, затем клинопись. Уже к концу 2-го тысячелетия до н.э. клинопись, заимствованная в Сирии, Персии, Египте становится «международной» системой письменности, а затем постепенно перерастает в алфавитное письмо. (Так, в развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии исследователи обнаружили огромную библиотеку, включавшую древние шумерские глиняные таблички, на которых записаны древние мифы и сказания, законы и исторические притчи.) Важное значение для развития научных знаний, осмысления жизни человека в обществе и регуляции общественных отношений имел первый свод законов (знаменитый свод законов царя Хаммурапи, написанный клинописью на 2-х метровом каменном столбе). Создан он был во 2-м тысячелетии до н.э. в эпоху расцвета Вавилонского царства. Данный свод законов определял деление общества на свободных (авилум) и рабов, однако такое деление не предписывалось как раз и навсегда данное (например, раб мог жениться на свободной женщине, тогда дети от их брака считались свободными).

Искусство Месопотамии выделяется своей яркостью, жизненностью, реалистичностью (статуи и мелкая пластика), свободой. В более позднюю эпоху (искусство Ассирии, Вавилона, Ирана) распространяются фантастические изображения животных – крылатые быки, львы, грифоны. Интересно, что при всей фантастичности изображений, мастера Месопотамии всегда стремились к реалистичности и художественной конкретности изображаемого.

Еще в Шумерах и Аккаде формируются основные принципы, которым следует в последствии все искусство Междуречья. Так, в архитектуре складывается классическая форма храма – зиккурат. Зиккурат - высокая многоступенчатая башня, опоясанная выступающими террасами; она создавала впечатление множества башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом (количество уступов от 4 до 7). Верхняя башня зиккурата рассматривалась как святилище бога (его жилище); внутри верхней башни располагалась статуя бога, как правило, изготовленная из ценных пород дерева или покрытая пластинками золота, которая одевалась в пышные одежды и венчалась короной.

В целом, архитектурные сооружения Месопотамии, подчиняясь материалу, тяжеловесны, прямоугольны, важнейшими элементами архитектурных конструкций являются купола, арки и сводчатые потолки. К сожалению, архитектурные памятники Междуречья практически не сохранились до наших дней (основным строительным материалом служил недолговечный кирпич, высушивавшийся на солнце.). Главной достопримечательностью архитектуры Месопотамии считается Вавилонская башня (так же не сохранившаяся сегодня). По форме это сооружение представляло собой классический зиккурат, высота которого достигала 90 метров; отличительной особенностью этого сооружения стали озелененные террасы башни, позднее известные как «висячие сады Семирамиды» (седьмое чудо света)*.

В 6 в. до н.э.на территории Месопотамиивозвышается Иранское царство (это происходит при правящей династии Сасанидов). Здесь распространяется и развивается одна из первых древнейших религий – зороастризм. Основателем ее считался легендарный Зороастр (в греческой транскрипции Заратустра), живший предположительно в 12 – 10 в. до начала н.э. Зороастр проповедовал новое учение в восточном Иране, но не был признан. Уже после смерти проповедника зороастризм приобретает все больше сторонников и поддерживается государством. Впоследствии образ Заратустры был мифологизирован: согласно мифу он был создан в самом начале бытия, но не как реальный человек, а как духовная сущность и до времени был помещен в ствол дерева жизни.

Канон зороастризма – Авеста (собрание священных книг, содержащих религиозные и юридические предписания, молитвы, гимны). Сущность зороастризма заключается в поклонение огню и вере в справедливую борьбу добра и света со злом и тьмой. В Иране и сегодня существуют храмы огня, имеющие свою иерархию. Самый великий и почитаемый храм огня Бахрама - символа правдивости. Внутри храм представляет собой куполообразный зал с глубокой нишей, где в огромной латунной чаше на каменном постаменте-алтаре помещается священный огонь.

Наряду с общей идеей поклонения огню, символизирующей борьбу со злом, в зороастризме существует свой пантеон богов. Главное божество зороастрийского пантеона Ахурамазда, носитель злого начала – Азриман, символ плодородия - Сенмурава (существо, изображаемое в облике собаки-птицы), богиня любви - красавица Анахиту.

Нравственно-философской основой зороастризма провозглашается этическая триада: благие мысли – благие слова – благие дела. Выполнение ее – обязательное условие правильного образа жизни (по учению Заратустры душа человека уже через 3 дня после смерти идет к месту возмездия на суд, где все деяния человека взвешивают и решают его дальнейшую судьбу: праведников ожидает блаженство, грешников – страшные муки и ожидание окончательного наказания на последнем суде в конце мира)*.

Месопотамия - территория древнейшей цивилизации, возникшей в VIII тысячелетии до н. э. На равнине между Тигром и Евфра­том существовали государства Аккад, Шумер, Ассирия и Вавилония, последовательно сменявших друг друга.

Особенности культурного развития Месопотамии:

1) отсутствие единого государственного и национального центра (периодически набирали силу и разрушались государственные объединения, созданные различными народами);

2) планомерная ирригация в сельском хозяйстве;

3) развитие примитивной (первобытной) демократии (в городе-государстве высшая политическая власть была возложена на общее собрание всех взрослых свободных граждан);

4) упорядочивание отношений между гражданами (законы Хаммурапи);

5) формирование мировоззрения, где Вселенная понимается как государство;

6) новая форма организации жизнедеятельности людей (человек является подданным не по родственным связям, а по проживанию и деятельности на определенной территории, подчинению законам, выработанным правителями этих государств).

Шумер и Аккад. Фундамент цивилизации Месопотамии культура народа – шумер. В архитектуре широкое распространение получило строительство зиккурат (3-7 террас), соединенных широкими пологими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича, каждый ярус окрашивался в свой цвет - черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Зиккурат использовался также как обсерватория, с вершин зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами.

В архитектуре Шумер и Аккад возникла новая архитектурная конструкция - полукруглая арка. Впоследствии арка была позаимствована Римом, затем арабским востоком и романской Европой.

В шумерском искусстве особое место занимала глиптика - пластическое искусство создания печатей-амулетов, выполненных в виде выпуклого рельефа, предназначенного для отпечатывания на глине.

Вавилон. В начале II тысячелетия до н. э. в среднем течении Евфрата происходит возвышение нового политического и культурного центра - г. Вавилон. Своего расцвета Древневавилонское царство достигло во времена правления царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.). Стелла законов Хаммурапи украшена наверху выпуклым рельефом, на котором изображен бог солнца Шамаш, вручающий царю жезл - символ власти.

Ассирия. Воинственное государство, культ силы и обожествленной царской власти. Архитектура, изобразительное искусство и литература - прославляла победоносного царя-завоевателя.

В городе основное место занимали царские дворцы (цитадель), храмы второстепенны. В новоассирийскую эпоху (VIII - VII вв. до н.э.) появляются рельефы, которыми отделаны царские покои. Рельефы отражали сюжеты военных походов, захват городов, сцены охоты.


В 612 г. до н. э. Ассирия пала. Ее столица Ниневия была взята штурмом объединенными силами вавилонян и мидян.

Нововавилонское искусство. В конце VII в. до н. э. после крушения Ассирии древний Вавилон снова стал политическим и экономическим центром Месопотамии. Вавилонские цари совершали победоносные походы в Палестину и Египет. В Вавилоне имелось 53 храма. Самый величественный храм покровителя города бога Мардука. Зиккурат Мардука - высота 90 м. В историю это сооружение вошло под названием Вавилонской башни. Висячие сады Семирамиды (одно из чудес света) - искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опиравшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с разными эк­зотическими деревьями.

Вершиной вавилонской литературы является поэма о царе-герое Гильгамеше полубоге-получеловеке. В произведении делается попытка ответить на извечные вопросы о жизни и смерти. В поисках бессмертия герой совершает великие подвиги, но избежать неотвратимого ему не удается. В произведении почти идентично с библейским сюжетом описаны сцены потопа и спасения богобоязненного патриарха с семенами всякой жизни на земле. Древнейший шумерский миф, пройдя вавилоно-ассирийскую редакцию, воплотился в библейском тексте.

Основная черта литературы - многообразие форм и жанров (списки богов, мифы и гимны, эпические произведения, историческая литература, публицистика, сказки, пословицы и поговорки и т.п.).

В 538 г. до н. э. Вавилон покорен персидской державой, а затем победоносными войсками Александра Македонского (мечтал сделать Вавилон столицей мира, но его смерть разрушила эти намерения).

Письменность и книги. Клинопись - появляется на рубеже IV-III тыс. до н.э. в форме оттисков, затем оттиски заменены процарапанными палочкой значками - рисунками. Глина использовалась в качестве писчего материала.

В ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов.

Сфера применения клинописи:

* документы хозяйственной отчетности;

* строительные или закладные надписи;

* культовые тексты;

* сборники пословиц;

* списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и т.д.

* двуязычные словари.

Крупные храмы и дворцы правителей имели хозяйственно-административные архивы и библиотеки (библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии насчитывала 25 тыс. табличек и фрагментов).

Научные знания. Древние жители Месопотамии применяли четыре правила арифметики, дроби, решали алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. Использовали метрическую систему мер и веса.

Создан был лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней.

Медицина была тесно связана с магическими действиями (из города Лагаша до нашего времени дошла ваза с символическим изображением бога здоровья в виде змей, обвивающих жезл, - эмблема современной медицины).

Религия. Характерной чертой является политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов.

В Месопотамии царь почитался как представитель своего народа перед богами. Многочисленные моральные и ритуальные предписания и запреты регулировали многие обязанности царя, в том числе и как блюстителя справедливости.

В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала общинным культам. Каждая община особо почитала местных богов, покровителей своей общины. Наряду с этим всюду почитались и общие космические божества.

Таким образом, культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, культуры Византии.

Народы Месопотамии создали богатую культуру. Культура Месопотамии (Междуречья, Двуречья), а именно к примеру письменность - это одно из величайших культурных достижений того времени. Создание письменности способствовало развитию науки и искусства. Творцами письменности были шумеры. Древнейшее письмо было рисуночным. Трудность передачи рисунком отвлеченных понятий вызвала замену рисуночного письма клинописью.

Значки, состоящие из клиньев, стали обозначать не только отдельные слова, но и слоги.

Клинописная система письма была сложной и громоздкой. Один и тот же клинописный знак имел до десятка различных значений, всего же знаков было свыше 600.
Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.



Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. Оба храма - прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах - горельефы лежащих бычков. У входа в храм - две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки - зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик - «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200-300 лет раньше, чем в Египте. Первоначально это было пиктографическое письмо. Писали на «дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. Вначале писали справ налево, но это было неудобно, так как правая рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо.

“Дощечки” из мягкой глигы и тросниковые палочки для письма

Пример клинописи

Громадную роль в общественной жизни играла религия. В Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, реальной была лишь земная жизнь. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.

О религиозных обрядах Месопотамиинам практически ничего не известно. Может быть потому, что эти знания до сихпор не расшифрованы в клинописных табличках, а может быть потому, что жрецами вМесопотамии могли стать только по наследству, следовательно, знания орелигиозных обрядах так же передавались по наследству.

Бог Энлиль (владыка ветра и воды) – один из величайших божеств, который был сыном бога неба Ану и богини земли Ки. Энлиль – бог плодородия. Согласно мифологии древних шумеров Энлиль разделил небо и землю, подарил людям сельскохозяйственные орудия и помог развить скотоводство, земледелие, приобщил к культуре. Но не только хорошее приписывают ему. Энлиль, с целью проучить людей за их глупость, насылал на них стихийные бедствия, а в эпосе о Гильгамеше, упоминается о том, что Энлиль был инициатором всемирного потопа, для того чтобы уничтожить все человечество. Энлиль часто изображается божеством коварным злобным, жестоким. Его жена Нинлиль, была богиней с необычной красотой и умом. Были у него и сыновья – бог луны Нанну, бог подземной стихии Норгал, воин Нинурта и посол богов Намтар.

По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Междуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня, и как строительный материал использовали недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. До наших дней дошли только горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура.

Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими поло­гими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов.

Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности. С вершины зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средоточием знаний. Наглядное представление об архитектуре Двуречья дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200-2000 гг. до н.э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.

Зиккурат – ступенчатый храм. Реконструкция

Зиккурат бога Луны Нанны в Уре

2200-2000 гг. до н. э.

В отличие от архитектуры изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно бедно и примитивно. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант - статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Ноги персонажа очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании. Телу уделяется не слишком много внимания, оно служит лишь пьедесталом для головы. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт: подчеркивались нос, глаза, уши. Большие уши (для шумеров – вместилища мудрости), широко раскрытые глаза, в которых просительное выражение сочетается с удивлением магического прозрения, руки, сложенные в молитвенном жесте. Это создавало образ всеслышащей и всевидящей фигуры человека. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

Среди пластики III тыс. до н.э. выделяется мраморная скульптура женской головы из г. Урука. Предположительно, это покровительница города богиня Инанна. Первоначаль¬но у богини был головной убор, глаза и брови были инкрустированы драгоцен¬ными камнями и золотом. По своей выразительности, по мастерству модели¬ровки лица автор этой работы опережал свое время. Образцом раннего рельефа может служить черная базальтовая «Стела охоты» из Урука. На ее лицевой стороне дважды изображен бородатый человек, поражающий львов копьем и стрелами из лука. Фигуры свободно располагаются на плоскости камня.

В стеле царя Нарам-Сина композиция строится не как линейное повествование. Воины во главе с царем штурмуют горные высоты Загроса в походе против племени лулубеев. Действие разворачивается по вертикали снизу вверх. Центральное место занимает гигантская фигура царя в божественной рогатой короне-шлеме. Перед ним – поверженный и молящий о пощаде враг. Треугольная форма стелы, ее компо¬зиция – все подчеркивает главную идею: восхождение к триумфу. Движения фигур динамичны и пластичны, размеры пропорциональны, тщательно прора¬ботана мускулатура. Это уже не схема, а произведение искусства. Стела законов Хаммурапи украшена наверху выпуклым рельефом, на котором изобра¬жен бог солнца Шамаш, вручающий царю жезл – символ власти. По сравнению с аккадским периодом налицо снижение мастерства. Фигуры статичны, сама техника изготовления рельефа грубее.

В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.). При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусст­венно воздвигнутой платформе высотой 14 м, к ней вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков « шеду » с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног – таким образом достигалась иллюзия движения навстречу зрителю. Из­любленные сюжеты – это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож.

Дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине Шеду

В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов – хранителей города. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.

Вавилон. Реконструкция

Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из 4 ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

Висячие сады Семирамиды

Выработанные еще в Древнем шумере жанры и формы, литературные сюжеты впоследствии встречаются в переработанном виде и произведениях ассиро-вавилонской литературы и даже Библии. Типичным примером может служить вавилонская поэма «О сотворении мира». Это миф о сотворении мира верховным богом Мардуком из тела убитого им чудовища – богини Тиамат, олицетворяющей силы хаоса и зла. Поэма рассказывает о том, как бог-творец устроил мир, создал человека и обязал его служить богам. Вершиной вавилонской литературы является поэма о царе-герое Гильгамеше полубоге-получеловеке. В этом произведении делается попытка ответить на извечные вопросы о жизни и смерти. В поисках бессмертия герой совершает великие подвиги, но избежать неотвратимого ему не удастся. Попытку художественного объяснения угасания и расцвета природы мы видим в поэме о «Нисхождении Иштар», где богиня спускается в подземный мир и спасает оттуда бога природы Таммуза. С появлением бога вновь оживает природа.

Несмотря на то, что религиозно-магическое мировоззрение глубоко пронизывало сознание людей того времени, всё же потребности повседневной жизни заставляли человека внимательно наблюдать явления природы, для того чтобы по возможности объективно понимать их внутренний смысл. Это постепенно приводило к появлению первых, еще очень примитивных форм отвлечённого мышления. Наблюдая схожие явления в природе, человек ещё робко и весьма неумело пытался их систематизировать, составляя главным образом с практической целью списки зверей, растений и камней.

Из хозяйственных потребностей постепенно выросли древнейшие зачатки науки, в частности математики и астрономии. Необходимость подсчитывать количество и вес продуктов и товаров, устанавливать количество рабочей силы, определять объём зданий, вычислять поверхность участков земли (полей) привела к появлению древнейших математических расчётов, к накоплению соответствующих знаний, к зарождению арифметики и геометрии. К глубокой шумерийской древности восходят основы математических знаний древних народов Месопотамии, в частности те системы счисления, в основе которых лежат числа 5, 6, 10 и их произведения 30 и 60. Самым примитивным способом счисления был счёт по пальцам одной руки - от единицы до пяти. На это указывают шумерийские названия для пяти первых чисел. Названия чисел 6, 7, 8 и 9 составлены из соединения названий пятёрки и соответствующего добавочного числа (6=1+5; 7=2+5; 8=3+5; 9=4+5).

Сохранились и таблицы деления с делителями от 2/3 до 81. Сохранившиеся планы полей с расчётом их поверхности, восходящие к эпохе Аккада, свидетельствуют о том, что первые знания в области геометрии возникли в связи с развитием сельского хозяйства и с необходимостью часто производить обмер земельных участков. Для того чтобы вычислить поверхность поля, имеющую форму неправильной фигуры, данную площадь разбивали на ряд прямоугольников, треугольников и трапеций, отдельно вычисляли поверхность каждой отдельной фигуры, а затем складывали полученные числа.

Необходимость счёта времени приводила к установлению календарных систем, которые требовали определённых знаний в области астрономии. Целый ряд астрономических знаний был накоплен уже в шумеро-аккадскую эпоху, от которой сохранился большой астрономический труд, содержащий множество астрономических наблюдений, в частности представление о четырёх странах света. Эти астрономические сведения были довольно широко распространены. Так, например, в состав некоторых имён входили названия планет. Шумерийские и вавилонские жрецы-астрономы наблюдали движение небесных светил с высоты своих обсерваторий, которые обычно помещались на верхних площадках семиступенных храмовых башен-зиккуратов. Развалины этих башен были найдены во всех древних городах Двуречья: в Уре, Уруке, Нишгуре, Аккаде, Вавилоне и др.

Многовековые астрономические наблюдения дали возможность накопить многочисленные знания. Вавилонские жрецы умели отличать звёзды от пяти планет, которым были даны особые названия. Были известны орбиты планет. Всё звёздное небо было разбито на 12 частей, начиная с весенней точки зодиака. Звёзды были распределены по созвездиям. Была установлена эклиптика, которую разделили на 12 частей и соответственно на 12 зодиакальных созвездий, названия которых сохранились до позднего времени. В официальных документах регистрировали наблюдения над планетами, звёздами, кометами и метеорами, солнечными и лунными затмениями. О высоком уровне развития астрономии говорят наблюдение и регистрирование моментов кульминации различных звёзд, а также уменье вычислять промежутки времени, их разделяющие.

Элементарные знания в области астрономии позволили вавилонским жрецам построить своеобразную систему календаря, отчасти основанного на постоянных наблюдениях лунных фаз. Основными календарными единицами счёта времени были сутки, лунный месяц и год, состоявший из 354 дней. Сутки делились на три стражи ночи и три стражи дня, причём началом суток обычно считался момент захода солнца. Одновременно с этим сутки делились на 12 часов, а каждый час на 30 минут. Таким образом, сутки делились на 12 больших и 360 малых единиц, что соответствует шестиричной системе счисления, лежащей в основе вавилонской математики, астрономии и календарной системы.

Очевидно, и в календаре нашла своё отражение попытка деления круга, суток и года на 12 больших и 360 малых частей. Начало каждого лунного месяца и соответственно с этим его продолжительность устанавливались каждый раз эмпирически, специальными астрономическими наблюдениями, так как каждый месяц должен был начинаться в день новолуния. Различие между гражданским календарным годом и тропическим равнялось 11 с лишним дням (точно 11 дней 5 часов 48 минут 46 секунд). Эта ошибка время от времени исправлялась при помощи вставки добавочного месяца, что в эпоху Хаммурапи производилось особым распоряжением центральной государственной власти.

Постепенно накапливались знания и в области медицины и ветеринарии. Уже в эпоху Хаммурапи вавилонская медицина делилась на отдельные отрасли - хирургию, лечение глазных болезней и т. д. Анатомия была очень слабо развита; врачи при определении симптомов и при диагнозах выделяли лишь главные органы, например, сердце, печень, почки. Однако необходимость постановки диагноза при помощи установления ряда симптомов была не только полностью осознана, но и вызвала первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Так, вавилонские жрецы считали, что болезнь «не может быть успокоена повязками и жало смерти не может быть вырвано… если врач не узнает её существа».

Медицинские тексты, относящиеся главным образом к позднему времени, содержат описания симптомов различных болезней желудочно-кишечного тракта, органов дыхания (насморк, выделение мокроты, кровотечение из носа), ревматизма (ломота в членах). Часто описываются симптомы лихорадочного состояния: жар, холод, озноб, холодный пот; образно описываются симптомы «удара», приведшего к параличу: «… губы поражённого сведены, глаз закрывается… рот скован и он не может говорить». Вавилонские врачи пытались лечить и другие болезни: болезни глаз, ушей, опухоли, накожные болезни (проказа), болезни сердца, почек, водянку, мочеполовые и женские болезни, даже нервные, возможно душевные болезни, симптомом которых является «упадок духа вследствие несчастия». Иногда в лечебниках упоминаются обмороки, когда человек «падает без сознания» и «его глаза темнеют». Ярко описывается, особая болезнь «височной жилы», возможно связанная с приливом крови к голове, отчасти к глазам, и с помутнением зрения. Важнейшие симптомы этой болезни заключаются в том, что «у человека схватывает висок, в yшах у него шум, его глаза мерцают, его затылок его снедает… его сердце возбуждено и в ногах у него слабость».

Для лечения всех этих болезней применялись самые различные средства, среди которых на первом месте стояли разнообразнейшие, порой очень сложные лекарства. Помимо лекарств применялись притирания, компрессы, массаж и промывания. На широкое применение в медицине воды и масла указывает то, что слово «врач» в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масло». Отчасти это также связано с широким применением в религиозно-магическом культе воды и масла.

Рассадниками всех этих знаний были школы, которые обычно находились при храмах. В этих школах воспитывались и подготавливались к своей будущей деятельности писцы, которые в то же время были и жрецами. Эти школы давали как общее, так и несколько повышенное специальное образование. Общее образование включало изучение письменности и языка, элементарные знания в области арифметики, геометрии и астрономии, а также уменье предсказывать будущее по звёздам (астрология) и уменье гадать по печени. Наконец, в систему специального образования входило изучение различных отраслей богословия, права, медицины и музыки. Система преподавания носила весьма примитивный характер. Она ограничивалась вопросами учителя, ответами ученика, переводами с одного языка на другой, письменными упражнениями и заучиванием наизусть. Во время раскопок в Мари было найдено помещение школы с типичными скамейками для учеников.

Вавилонская культура, как и культура всех древневосточных народов, была насквозь пронизана религиозно-магическим мировоззрением. Поэтому первые попытки накопления объективных знаний были ещё тесно связаны с древними религиозными представлениями. Жреца-писца, много потрудившегося над изучением различных отраслей древнего знания, заставляли изучать особую тайную науку - «тайну видения». Если учёный жрец овладевал этими тайными знаниями, то он мог «созерцать возвышенное искусство видения и достигнуть большого имени», т. е. прославиться в качестве мудреца. В таком случае старшие жрецы «вводили его в святилище бога», т. е. посвящали в высшую жреческую степень знания. Поэтому первые объективные знания вавилонских писцов часто смешивались и тесно переплетались с древними религиозными верованиями. Этим объясняется тесная связь, существовавшая между астрологией и астрономией, а также между медициной и знахарством. Небесные светила считались божествами, им поклонялись в храмах. Волю богов и будущие судьбы народов, государств, правителей и людей пытались разгадать, вглядываясь в расположение небесных светил. Заметив, что планеты постоянно меняют своё положение среди неподвижных звёзд, думали, что, судя по положению планет среди звёзд, можно предсказывать будущее. Поэтому планеты назывались «переводчиками». Этим хотели сказать, что планеты, постоянно меняя положение среди звёзд, как бы переводят на язык, доступный людям, волю богов. «Предсказывание» будущего по расположению звёзд и планет, зародившееся в древней Месопотамии, впоследствии получило название астрологии.

Культура Междуречья, одна из древнейших культур на земле, поражает самобытностью всех знакомящихся с ней. Оригинальная система письменности, высокий уровень развития права, эпическая традиция Месопотамии оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры.

Вопросы для повторения:

  1. Каковы архитектурные особенности Древнего Междуречья? Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества?
  2. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами и причинами они обусловлены?
  3. Каковы выдающиеся достижения культуры народов Древней Азии?

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...