Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Почему кабанов обвиняет мать в смерти катерины. Кто виноват в гибели Катерины? (Сочинение – исследование по пьесе А.Н.Островского «Гроза»). Так кто стал причиной смерти Катерины

В этом "темном царстве" все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: "Мне жалко его очень". Жалость - единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга ("как бы я тебя любила") , - это слова отчаяния, Катериной завладело уже другое чувство - любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее - его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: "Не разберу я тебя, Катя!" Да уж куда ему "разобрать" ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его годр-рит Катерине: "Я не понимаю, что ты говоришь". В "темном царстве" нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис - герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь - это бурная река, его же - маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом... потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: "Вы ее совсем загубить хотите". На последнем свидании он говорит Катерине: "Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой", - ведь при первой встрече женщина сказала ему: "Загубил, загубил, загубил". Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа - это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу "лишь бы все было шито да крыто", не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она не встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук - это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что "только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!" Одна из проблем Катерины в том, что "обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может". Ни обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности. В переводе с греческого имя Екатерина означает "всегда чистая", и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полураспустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремле­ния.

Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездуш­ное существо. Сдетства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений.. В этих условиях сформировались у Катерины есте­ственные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время, гор­дость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Вар­варе: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно-я выбежала на Волгу, селав лодку, да и отпихнула ее от берега. Надругое утро уж нашли, верст задесять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе стар­ших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное оттого, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Бо­рису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю другу друга подрыва­ют, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг с другом, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных… А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы стро­чат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видновдиалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе - ровный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разго­варивать… Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».

Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что толь­ко не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремление других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до Тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, осо­бенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с дет­ства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испы­тав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько без- зтрацна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой дна сама признает­ся в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь, говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!».

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», - отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Си­бирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получа­ет отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, кото­рый вообще ни шагу не ступит наперекор воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью отрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее сло­во обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Про­щай!» - восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура, и не оставив ей другого способа осво­бождения, кроме освобождения смертью.

Пьеса "Гроза" является вершиной творчества А.Н. Островского. Главной героиней драмы является Катерина, которая была "лучом света в темном царстве". Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере автор показывает, насколько тяжело и ужасно живется человеку в "царстве деспотов и самодуров". Катерина противостоит этому обществу, у неё в душе появляются внутренние противоречия, которые приводят ее к самоубийству.

Так кто же все-таки виноват в гибели молодой девушки? Попробуем разобраться в этом.

Катерина вышла замуж за Тихона не по любви. В новой семье она не находит гармонии. Попав к Кабановым, Катерина понимает, что ей совершенно некого уважать и ценить.

Марфа Игнатьевна (свекровь Катерины) - натура деспотичная, властная, грубая и необразованная. Из всех героев Кабаниха оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Свекровь постоянно оскорбляет девушку, унижает. Сама Катерина говорит: " Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны". Беспричинная злоба Кабанихи наводят Катерину на мысль о самоубийстве.

Тихон - очень жалкий и бесхребетный человек. Он находится под влиянием своей мамочки, во всем её слушается. Хоть ему это и не нравится, но сказать ей об этом боится. И это тоже угнетает Катерину. Ведь супруг не может защитить ее от постоянного издевательства свекрови.

Со временем Катерина встречает Бориса, влюбляется в него и понимает, что совершает большой грех, изменяя мужу. Ведь сама героиня была очень религиозной. Девушка полюбила его искренне, всей душой. Однако Борис считал их отношения минутным увлечением. Он живет одним днем, не думает о том, что будет завтра. Борис спрашивает Катерину: " надолго ль муж-то уехал... О, так мы погуляем! Время-то довольно..." Он согласен только на тайные отношения. Героиня же любит его по-настоящему, не боится никого, готова показать всему миру свои чувства.

Катерина долго размышляет над своим поступком, решает сознаться в том, что изменила Тихону. Но она покаялась не из-за страха перед людьми, а из-за страха перед Богом, потому что религия занимала особое место в ее жизни. Это признание дает Кабановой повод поиздеваться над Катериной. После этого главная героиня не выдерживает, бросается в воду и тонет.

Именно полное отсутствие надежды толкнет героиню на еще более тяжкий грех - самоубийство. Понимая невозможность примирить любовь к Борису с собственной совестью, а желание свободы с отвращением к дому Кабановой, Катерина решается свести счеты с жизнью. Она, по словам Н.А. Добролюбова, "не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу".

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо – Катерине. Она попала сюда, как только вышла замуж за Кабанова. Раньше, когда она жила с матерью, она была по-настоящему счастлива. Эти времена, прошедшие навсегда, она вспоминает с грустью: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью». Она вспоминает, как прекрасно жилось ей на воле. Но, попав в дом Кабанихи, она погрузилась в мир зла, жадности, обмана. Сама Кабаниха постоянно оскорбляет и унижает Катерину, презирая ее, она опасается, что Тихону «жена милее матери». Она его ревнует: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Кабаниха все время твердит сыну, чтобы тот и прикрикнул на Катерину, и пригрозил ей. От той же ревности она не дает ей покоя угрозами и намеками, хотя Катерина ей не перечит. У Кабанихи такой характер, что она может усмирить самого Дикого.


Ее сын Тихон – абсолютно безвольный человек, он полностью подчиняется матери и, уезжая от нее, ведет разгульный образ жизни. Хотя он и любит Катерину, он все равно ничего не может сделать, чтобы ей помочь, т.к. боится Кабанихи. Он не понимает ее души, ее стремлений и не думает ее защищать, а выполняет волю матери, причем, повторяя при этом каждое ее слово. Уезжая, он делает все так, как велела Кабаниха.


Сестра Тихона Варвара уже давно привыкла ко всяким предрассудкам и запретам Кабанихи. Она поставила себе цель и добивается ее несмотря ни на что. В разговоре с Варварой Катерина рассказывает ей обо всем, о чем думает, полностью ей доверяя. Когда Варвара узнает, что Катерина любит не мужа, а другого человека, она ее не осуждает, а, напротив, говорит: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет». Она считает, что человек должен строить свое счастье сам: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся! Так какая ж неволя себя мучить-то!» Она же устраивает Катерине и встречу с Борисом, всячески способствуя ей.


Борис может быть и любит Катерину, но он также не понимает ее и не может ничем ей помочь. Он не может бежать с ней, потому что зависит от своего дяди Дикого. Встречаясь с ней тайно, он знает, что все это не приведет к добру и рано или поздно всем будет известно об их связи, вся ответственность падет на Катерину.



Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была непохожа на других. И после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти.

Катерина - "Светлый луч в тёмном царстве",говорил Добролюбов,но почему?Катерина совершила страшный грех и ей не может быть оправдания!Но не зря Островский использовал выражение "тёмное царство" - не всё так просто,как может показаться на первый взгляд.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство.Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением ("И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду").

В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" - говорит она. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства", которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается...Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя.Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

Смерть Катерины неслучайна.Она вынужденная и мучительная.Решение Катерины было осознанным,тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над "темным царством".

1 вариант сочинения

По моему мнению, здесь нельзя дать точного ответа. Борис и Тихон оба в какой-то степени виноваты в гибели Катерины. Да и они могли догадываться, как все может завершится.
Борис может быть виноват, потому что он связался с Катериной сам, зная, что она замужем. Катерина даже пыталась прогнать его, но тот отказывался и говорил, что любит ее: "Катерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. Борис. Не гоните меня! <...> Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь? Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!".
Еще, Борис, возможно, виноват, потому что, когда Катерина предложила уехать в Сибирь, он отказался.Всё это Борису даже не нужно, он не готов с ней никуда уезжать. Цитата подтверждает, что Борис не берет с собой Катерину: "Катерина. Куда едешь? Борис. Далеко, Катя, в Сибирь. Катерина. Возьми меня с собой отсюда! Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись."
Тихон, по моему мнению, виноват, потому что не уделял должного внимания Катерине. Также, Тихону Кабаниха говорила, чтобы он вел с Катериной себя строже: "Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит. Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно.<...> Кабанова. Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее, и не пригрозить? "
Еще, Тихон слишком сильно зависел от мамы. Он во всем ей подчинялся. Поэтому, ему хотелось куда-то уехать и отдохнуть, а жену брать Тихон не хотел. Также, Тихон уезжает не просто отдохнуть, но еще и выпить: "Варвара. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей." Его уезд мог стать одной из причин для измены Катерины, и, в следствии, мог стать причиной гибели Катерины.
Данными цитатами и фразами я хотела показать, что я считаю виновных в смерти Катерины Тихона и Бориса, потому что они оба почти в равной степени виноваты.

2 вариант сочинения

В пьесе Александра Николаевича Островского затрагиваются различные типичные проблемы и события того времени. Одним из самых ярких и, пожалуй, трагичных является самоубийство Катерины. Почему она так поступила и кто же был причастен к ее гибели? Именно это мне бы и хотелось разобрать.

На мой взгляд, в самоубийстве Катерины виноваты многие из города Калинов. Одним из таких людей является Тихон. Девушка хоть и не ощущала каких-то романтических чувств к своему мужу, но старалась быть, так называемой, идеальной женой для него. К сожалению, обстановка в которой находилась Катерина Кабанова просто убивала ее. Тихон во всех ситуациях слушался своей матери, даже когда дело касалось его жены, хоть он и говорил, что ему жаль Катерину, все равно избивал девушку по указанию матери. В пьесе Александра Николаевича Островского данное утверждение подтверждается так: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее». Катерина Кабанова не чувствовала себя нужной, она была совершенно несчастна из-за подобного отношения Тихона к ней. Вместо того, чтоб как-то противостоять Кабанихе и не давать поступать ей грубо по отношению к Катерине, герой же исполняет все приказы матери: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит». Из-за подобной обстановки, сложившейся в доме Кабанихи, Катерина Петровна хотела чувствовать себя нужной и просто счастливой, чего она не ощущала в браке с Тихоном, но нашла в Борисе. Таким образом, Тихон Кабанов сам поспособствовал измене нашей героини, а в скором времени и ее кончине.

Второй немаловажный герой, тоже сыгравший огромную роль в судьбе Катерины- Борис. Борис совершил несколько проступков, в том числе тот, который повлиял на судьбу нашей несчастной и наивной героини. Он показал Катерине, что же такое, быть по-настоящему счастливым человеком. Героиня начала ощущать себя нужной, в ее жизни появился человек, относящийся к ней совсем по-другому, отлично от того, как это делали в доме Кабанихи, и в ее жизни, с приходом Бориса, появился смысл. В пьесе Островского это утверждение подтверждается так: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Такое отношение напоминало ей то же, что и было в ее родительском доме до замужества, Катерина вспоминала об этих временах: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Тем не менее, несмотря на многие положительные моменты во

Взаимоотношении этих двух героев, Борис был виноват в ее самоубийстве. Он дал ей надежду на счастливую жизнь, но когда Дикой посылает парня в Сибирь, а героиня просится поехать с ним, он отказывает ей, не понимая, что делает только хуже, но Катерина, считает ситуацию с Борисом изменой мужу- огромный грех для верующей героини. В пьесе эти слова подтверждаются так: «Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем».

Рассмотрев обоих из представленных мною героев, каждый в какой-либо степени были виноват в такой грустной кончине несчастной девушки. Тихон был бесхарактерным «маменькиным сынком», не имеющим своего собственного мнения. Борис по своей глупости не понимал, что своим отказом Катерине Кабановой дает ей толчок совершить самоубийство. Несчастная девушка просто не видела смысла жить дальше в таком доме (в особенности после позорного признания об измене), атмосфера в нем просто-напросто убивала героиню, и вскоре она и решается на самоубийство.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...