Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Полное имя фамилия и отчество зощенко. Биография михаила зощенко кратко. Начало литературной деятельности

Родился 29 июля (10 августа) 1894 года в Санкт-Петербурге в семье художника.
Впечатления детства - в том числе о сложные отношения между родителями - отразились как в рассказах Зощенко для детей (Галоши и мороженое, Елка, Бабушкин подарок, Не надо врать и др.), так и в его повести Перед восходом солнца (1943). Первые литературные опыты относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902-1906 уже пробовал писать стихи, а в 1907 году написал рассказ Пальто.

В 1913 году Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся его первые сохранившиеся рассказы - Тщеславие (1914) и Двугривенный (1914). Учёба была прервана Первой мировой войной. В 1915 году он добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Литературная работа не прекращалась и в эти годы. Зощенко пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан). В 1917 году был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами.

По возвращении в Петроград были написаны Маруся, Мещаночка, Сосед и др. неопубликованные рассказы, в которых чувствовалось влияние Г.Мопассана. В 1918 году, несмотря на болезнь, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919 года. Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др. В написанных в это время юмористических Приказах по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово и др. неопубликованных произведениях уже чувствуется стиль будущего сатирика.

В 1919 году Зощенко занимался в творческой студии, организованной при издательстве "Всемирная литература". Руководил занятиями К.И. Чуковский. Вспоминая о его рассказах и пародиях, написанных в период студийных занятий, Чуковский писал: "Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделен такой печальный человек". Кроме прозы, во время учебы Зощенко написал статьи о творчестве А.Блока, В.Маяковского, Н.Тэффи и др. В Студии познакомился с писателями В.Кавериным, Вс.Ивановым, Л.Лунцем, К.Фединым, Е.Полонской и др., которые в 1921 объединились в литературную группу "Серапионовы братья", выступавшую за свободу творчества от политической опеки. Творческому общению способствовала жизнь Зощенко и других "серапионов" в знаменитом петроградском Доме искусств, описанном О.Форш в романе Сумасшедший корабль.

В 1920-1921 годах Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: Любовь, Война, Старуха Врангель, Рыбья самка. Цикл Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова (1921-1922) вышел отдельной книгой в издательстве "Эрато". Этим событием был ознаменован переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. Первая же публикация сделала его знаменитым. Фразы из его рассказов приобрели характер крылатых выражений: "Что ты нарушаешь беспорядок?"; "Подпоручик ничего себе, но - сволочь" и др. С 1922 по 1946 годы его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928-1932).

К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы Баня, Аристократка, История болезни и др., которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. В письме к Зощенко А.М. Горький отметил: "Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого". Чуковский считал, что в центре творчества Зощенко стоит борьба с черствостью в человеческих отношениях.

В сборниках рассказов 1920-х годов Юмористические рассказы (1923), Уважаемые граждане (1926) и др. Зощенко создал новый для русской литературы тип героя - советского человека, не получившего образования, не имеющего навыков духовной работы, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни, сравняться с "остальным человечеством". Рефлексия такого героя производила поразительно смешное впечатление. То, что рассказ велся от лица сильно индивидуализированного повествователя, дало основание литературоведам определить творческую манеру Зощенко как "сказовую". Академик В.В. Виноградов в исследовании Язык Зощенко подробно разобрал повествовательные приемы писателя, отметил художественное преображение различных речевых пластов в его лексиконе. Чуковский заметил, что Зощенко ввёл в литературу "новую, еще не вполне сформированную, но победительно разлившуюся по стране внелитературную речь и стал свободно пользоваться ею как своей собственной речью". Высокую оценку творчеству Зощенко давали многие его выдающиеся современники - А.Толстой, Ю.Олеша, С.Маршак, Ю.Тынянов и др.

В 1929 году, получившем в советской истории название "год великого перелома", Зощенко издал книгу Письма к писателю - своеобразное социологическое исследование. Ее составили несколько десятков писем из огромной читательской почты, которую получал писатель, и его комментарий к ним. В предисловии к книге Зощенко написал о том, что хотел "показать подлинную и неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями". Книга вызвала недоумение у многих читателей, ожидавших от Зощенко только очередных смешных историй.

Советская действительность не могла не сказаться на эмоциональном состоянии восприимчивого, с детских лет склонного к депрессии писателя. Поездка по Беломорканалу, организованная в 1930-е годы в пропагандистских целях для большой группы советских писателей, произвела на него угнетающее впечатление. Но после этой поездки написал о том, как в лагерях перевоспитываются преступники (История одной жизни, 1934). Попыткой избавиться от угнетенного состояния, скорректировать собственную болезненную психику стало своеобразное психологическое исследование - повесть Возвращенная молодость (1933). Повесть вызвала неожиданную для писателя заинтересованную реакцию в научной среде: книга обсуждалась на многочисленных академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях; академик И.Павлов стал приглашать Зощенко на свои знаменитые "среды".

Как продолжение Возвращенной молодости был задуман сборник рассказов Голубая книга (1935). Зощенко считал Голубую книгу по внутреннему содержанию романом, определял её как "краткую историю человеческих отношений" и писал, что она "двигается не новеллой, а философской идеей, которая делает её". Рассказы о современности перемежались в этом произведении рассказами, действие которых происходит в прошлом - в различные периоды истории. И настоящее, и прошлое давалось в восприятии типичного героя Зощенко, не обремененного культурным багажом и понимающего историю как набор бытовых эпизодов.

После публикации Голубой книги, вызвавшей разгромные отзывы, Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки "положительной сатиры на отдельные недостатки". Несмотря на его высокую писательскую активность (заказные фельетоны для прессы, пьесы, киносценарии и др.), подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов "Чиж" и "Еж".

В 1930-е годы писатель работал над книгой, которую считал главной в своей жизни. Работа продолжалась во время Отечественной войны в Алма-Ате, в эвакуации, покольку пойти на фронт Зощенко не мог из-за тяжёлой болезни сердца. В 1943 году начальные главы этого научно-художественного исследования о подсознании были изданы в журнале "Октябрь" под названием Перед восходом солнца. Зощенко исследовал случаи из жизни, давшие импульс к тяжелому душевному заболеванию, от которого его не могли избавить врачи. Современный ученый мир отмечает, что в этой книге писатель на десятилетия предвосхитил многие открытия науки о бессознательном.

Журнальная публикация вызвала такой скандал, на писателя был обрушен такой шквал критической брани, что печать Перед восходом солнца была приостановлена. Зощенко обратился с письмом к Сталину, прося его ознакомиться с книгой "либо дать распоряжение проверить ее более обстоятельно, чем это сделано критиками". Ответа не последовало. В прессе книга была названа "галиматьей, нужной лишь врагам нашей родины" (журнал "Большевик"). В 1946 году, после выхода постановления ЦК ВКП(б) "О журналах „Звезда“ и „Ленинград“", партийный руководитель Ленинграда А.Жданов вспомнил в своем докладе о книге Перед восходом солнца, назвав её "омерзительной вещью" см. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Постановление 1946, критиковавшее Зощенко и Анну Ахматову, привело к их публичной травле и запрету на издание их произведений. Поводом стала публикация детского рассказа Зощенко Приключения обезьяны (1945), в котором был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди. На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют "трусом" и "подонком литературы". В 1954 на встрече с английскими студентами Зощенко вновь попытался изложить свое отношение к постановлению 1946, после чего травля началась по второму кругу.

Самым печальным следствием этой кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. Восстановление его в Союзе писателей в 1953 году и издание первой после долгого перерыва книги (1956) принесли лишь временное облегчение его состояния.

Из воспоминаний современников

Адреса в Ленинграде

Некоторые произведения

Рассказы

Рассказы для детей

Переводы

Экранизации

(29 июля (10 августа) 1894, Петербург - 22 июля 1958, Сестрорецк) - русский советский писатель.

Биография

Сын художника-передвижника, потомственного дворянина Михаила Ивановича Зощенко (1857-1907) и Елены Иосифовны Зощенко, урожденной Суриной (1875-1920), которая до замужества была актрисой, писала рассказы.

В 1913 году окончил гимназию в Петербурге. Один год учился (первая мировая война прервала обучение) на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Возможно, исключён за неуплату.

Участвовал в Первой мировой войне, а также в Гражданской войне. С 29 сентября 1914 года - юнкер на правах вольноопределяющегося первого разряда на ускоренных четырёхмесячных курсах Павловского военного училища.

В феврале 1915 года, закончив курс по первому разряду, произведён в чин прапорщика и направляется в распоряжение начальника штаба Киевского военного округа, а оттуда в состав 106-го пехотного запасного батальона, являясь командиром 6-й маршевой роты, выезжает в действующую армию на укомплектование Мингрельского 16-го гренадерского полка, к которому и был прикомандирован до декабря 1915 года.

22 декабря 1915 года произведён в подпоручики, 9 июля 1916 года в поручики, 10 ноября 1916 года произведён в штабс-капитаны.

В ночь на 20 июля 1916 года попал под газовую атаку немцев. После лечения был признан больным первой категории, но 9 октября возвращается в строй. С 10 ноября 1916 года - командир роты.

После Февральской революции 1917 года назначается начальником почт и телеграфа и комендантом почтамта города Петрограда. Вскоре оставил должность и отправился в Архангельск, где занимал должность адъютанта Архангельской дружины.

После Октябрьской революции перешёл на сторону Советской власти.

С 1917 по 1919 работал секретарем суда, инструктором по кролиководству и куроводству в Смоленской губернии. В 1919 году добровольцем пошёл на фронт, несмотря на то, что был освобожден от службы по состоянию здоровья. Служил полковым адъютантом 1-го образцового полка деревенской бедноты. В апреле 1919 года по болезни сердца демобилизуется и снимается с воинского учёта.

С 1920 по 1922 сменил множество профессий: служил в милиции, был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником. Посещал литературную студию при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский.

В печати дебютировал в 1922. Принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья».

В произведениях 1920-х гг. преимущественно в форме рассказа создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». В 1930-х годах работал в крупной форме: "Возвращенная молодость", "Голубая книга" и др. Очерк "История одной перековки" вошел в книгу "Канал имени Сталина" (1934).

С начала Отечественной войны был в эвакуации в Алма-Ате (работал в сценарной студии «Мосфильма»). Весной 1943 вернулся в Москву, был членом редколлегии журнала «Крокодил».

В 1944-1946 много работал для театров. Две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре, одна из которых - «Парусиновый портфель» - выдержала 200 представлений за год.

Начиная с августа 1943 года, в период расцвета славы Зощенко, в литературном периодическом журнале «Октябрь», была начата публикация первых глав повести «Перед восходом солнца». В ней писатель пытался разобраться в своей меланхолии и неврастении, основываясь на учениях З. Фрейда и И. Павлова. 14 августа 1946 года появилось Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором подверглись жесточайшей критике редакции обоих журналов «за предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе». Журналу «Звезда» запрещалось в дальнейшем печатать произведения писателя, а журнал «Ленинград» был вообще закрыт. Вслед за Постановлением на Зощенко и А. Ахматову обрушился секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов. О повести «Перед восходом солнца» в своем докладе он говорил: «В этой повести Зощенко выворачивает наизнанку свою подлую и низкую душонку, делая это с наслаждением, со смакованием….». Этот доклад послужил сигналом к травле и исключению Зощенко из Союза Писателей СССР. В 1946-1953 он главным образом занимался переводческой деятельностью - без права подписи переведённых работ, а также подрабатывал сапожником.

«Перед восходом солнца» была впервые полностью опубликована только через тридцать лет, в 1973 году, нью-йоркским «Издательством имени Чехова».

В июне 1953 Зощенко был вновь принят в Союз писателей. В последние годы жизни работал в журналах «Крокодил» и «Огонёк». После достижения пенсионного возраста и до самой смерти (с 1954 по 1958 годы) Зощенко было отказано в пенсии. Последние годы Зощенко проживал на даче в Сестрорецке. Похороны Зощенко на Волковом кладбище, среди бывших литераторов, были запрещены. Похоронен на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом.

В его последней квартире организован музей.

По произведениям М. М. Зощенко снято несколько художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» (1975) по рассказу и пьесам «Преступление и наказание», «Забавное приключение», «Свадебное происшествие».

Из воспоминаний современников

В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с М. Зощенко в январе 1926 года так отметил особенности характера писателя:

25 января "…Приехал сюда Мейерхольд, повидаться с Ленинградскими писателями, дабы заказать им пьесы. Заказал Федину и Слонимскому, но с Зощенкой у него дело не вышло. Зощенко (которого Мейрхольд как писателя очень любит) отказался прийти к Мейерхольду и вообще не пожелал с ним знакомиться, сославшись на болезненное своё состояние.

Это меня так взволновало, что я в тот же день отправился к Зощенко. Действительно, его дела не слишком хороши. Он живёт в «Доме Искусств» однако, замкнуто, насупленно. Жена его живёт отдельно. Он уже несколько дней не был у неё. Готовит он себе сам на керосинке, убирает свою комнату сам и в страшной ипохондрии смотрит на всё существующее. "Ну на что мне моя «слава», - говорил он. - Только мешает! Звонят по телефону, пишут письма! К чему? На письма надо отвечать, а это такая тоска! «Едет на днях в провинцию, в Москву, в Киев, в Одессу (кажется) читать свои рассказы, - с ним вместе либо Лариса Рейснер, либо Сейфуллина, - и это ему кажется страданием. Я предложил ему поселиться вместе зимой в Сестрорецком курорте, он горячо схватился за это предложение….»


В Сестрорецке, где на даче жил писатель, ежегодно в августе в библиотеке у памятника Зощенко проводятся праздники посвящённые его творчеству.

Адреса в Ленинграде

1934 год - улица Чайковского, д. 75, кв. 5

1935 - 22.07.1958 года - дом бывшего Придворного конюшенного ведомства - набережная канала Грибоедова, 9, кв. 119.

Некоторые произведения

  • «Голубая книга» (1934-1935) - цикл сатирических новелл о пороках и страстях исторических персонажей и современного мещанина.

Рассказы

  • Аристократка (1923)
  • Баня (1924)
  • Нервные люди (1924)
  • Лимонад (1925)
  • Мокрое дело (1925)
  • Телефон (1926)
  • Полезная площадь (1927)
  • Медицинский случай (1928)

Рассказы для детей

  • «Лёля и Минька» (1939)
    • Галоши и мороженое
    • Бабушкин подарок
    • Не надо врать
    • Тридцать лет спустя
    • Находка
    • Великие путешественники
    • Золотые слова
    • Приключения обезьянки
    • Стратегическая ошибка
  • Рассказы о Ленине

Повести

  • «Мишель Синягин» (1930)
  • «Возвращенная молодость» (1933)
  • «Тарас Шевченко» (1939)
  • Повесть-эссе «Перед восходом солнца» (ч. 1, 1943; ч. 2, под названием «Повесть о разуме», опубликована в 1972).

Интерес к новому языковому сознанию, широкое использование форм сказа, построение образа «автора» (носителя «наивной философии»).

Переводы

  • «За спичками» (М. Лассила) - с финского
  • «От Карелии до Карпат» (А. Тимонен) - с финского

Экранизации

  • Преступление и наказание (1940)
  • Серенада (1968)
  • На ясный огонь (1975)
  • Не может быть! (1975)
  • Безумный день инженера Баркасова (1983)
  • Золотая рыбка (телеспектакль) (1985)
  • Долой коммерцию на любовном фронте, или Услуги по взаимности (1988)
  • Золотые слова (1989)
  • Собачий нюх (1989)
  • Тюк! (1990)
  • Истинные происшествия (2000)

Награды

  • 17 ноября 1915 года - Орден Святого Станислава III ст. с мечами и бантом
  • 11 февраля 1916 года - Орден Святой Анны IV ст. с надписью «За храбрость»
  • 13 сентября 1916 года - Орден Святого Станислава II ст. с мечами
  • 9 ноября 1916 года - Орден Святой Анны III ст. с мечами и бантом
  • 17 февраля 1939 года - Орден Трудового Красного Знамени

Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958) – классик русской литературы, писатель-сатирик, переводчик, драматург и сценарист. В своих сатирических произведениях высмеивал жестокость, мещанство, самолюбие, невежество и другие пороки человека. По его рассказам режиссёр Леонид Гайдай снял комедию «Не может быть!»

Рождение и семья

Его папа, Михаил Иванович Зощенко, 1857 года рождения, принадлежал дворянскому роду из Полтавы. Он – известный русский художник, мозаик, окончил Императорскую Академию художеств. Работал в мозаичной мастерской и питерских журналах «Нива», «Север» в качестве иллюстратора. Его мозаичное панно «Отъезд Суворова из села Кончанского в итальянский поход 1799 года» и сегодня украшает музей великого полководца. За эту работу Зощенко получил в награду Императорский орден Святого Станислава 3-й степени. Его художественные произведения выставлены в Государственной Третьяковской галерее, а также в музеях Краснодара и Екатеринбурга.

Мама, Елена Осиповна Зощенко (девичья фамилия Сурина), 1875 года рождения, тоже была дворянского происхождения. Обладала артистическими наклонностями, до замужества играла в любительском театре. Потом один за другим родились восемь детей (один из них умер в младенческом возрасте), и Елена Осиповна полностью посвятила себя их воспитанию и домашним хлопотам. При этом она находила время, чтобы писать небольшие рассказы и печатать их в газете «Копейка».

Детство

Михаил был третьим ребёнком и первым сыном, до него родились две девочки. Семья жила на Петроградской стороне в доме на несколько квартир по Большой Разночинной улице.

В 1903 году мальчика определили в петербургскую гимназию № 8. Учился он плохо, особенно по русскому языку, что было крайне удивительно, ведь уже тогда Михаил начал сочинять свои первые рассказы и собирался стать писателем.

Получив на выпускном экзамене за сочинение «единицу» с припиской «чушь», Зощенко пришёл в бешенство и попытался свести счёты с жизнью – проглотил кристалл сулемы (хлорида ртути). Тогда его откачали.

Молодость

В 1913 году Миша стал студентом юридического факультета в Императорском университете. Но спустя год его отчислили за неуплату. Их семья всегда жила небогато, а после того, как в 1907 году скончался отец, им приходилось влачить существование почти в нищете и бедности. Михаил пошёл работать на Кавказскую железную дорогу контролёром.

Через год Зощенко ушёл на фронт начавшейся Первой мировой войны. Он сделал это не из каких-либо патриотических побуждений, просто ему не сиделось на одном месте, душа требовала перемен. Тем не менее, во время службы он успел отличиться – участвовал во многих боях, получил осколочное ранение в ногу и отравление газами, награждён четырьмя орденами.

Газовое отравление не прошло бесследно, в феврале 1917 года у Зощенко обострилась сердечная болезнь, его отправили в госпиталь, а оттуда в резерв.

Трудовой путь

До того, как заняться литературной деятельностью, Михаил успел освоить и поменять множество профессий. Вернувшись с фронта, он получил назначение на почтамт Петербурга на должность коменданта. Такое место считалось почётным, ему даже полагались лошадь с дрожками и номер в гостинице «Астория».

Спустя полгода Зощенко был направлен в командировку в Архангельск, где его застала революция. Михаилу предлагали покинуть страну и уехать во Францию, но он отказался. В Архангельске получил новое назначение на должность адъютанта дружины. Потом его выбрали секретарём полкового суда.

Из Архангельска судьба забросила Зощенко в Смоленскую губернию, где он работал инструктором по разведению кур и кроликов.

В начале 1919 года добровольно вступил в Красную Армию, однако после очередного сердечного приступа его признали негодным к службе и демобилизовали. Михаил получил назначение в пограничную стражу в качестве телефониста.

Вернувшись в Петербург, Зощенко поступил на службу в уголовный розыск агентом. Затем работал делопроизводителем в военном порту, успел изучить столярное и сапожное ремесло.

Литературная деятельность

Летом 1919 года, когда ещё работал агентом в уголовном розыске, Зощенко стал захаживать в литературную студию. Он не делал громких заявлений, что хочет стать писателем, просто тихонько сидел в углу, в дискуссиях не участвовал, свои сочинения показывать стеснялся. Его даже прозвали «чудак-милиционер». Но когда он всё-таки решился прочитать свой рассказ, аудитория хохотала. Руководивший студией Корней Чуковский ознакомился с другими работами Зощенко и определил у него явный талант к литературе.

Постепенно в студии Михаил познакомился со многими писателями того времени. В 1921 году он стал членом литературного сообщества «Серапионовы братья». В следующем 1922 году «серапионы» выпустили свой первый альманах, в котором был напечатан и рассказ Зощенко. Публикации сразу же привлекли внимание к молодому писателю. Дружбу с «Серапионовыми братьями» вёл Максим Горький, он стал тщательно следить за творчеством Михаила и всячески покровительствовать ему.

Сочинения Зощенко регулярно стали печатать в юмористических изданиях:

  • «Бегемот»;
  • «Мухомор»;
  • «Смехач»;
  • «Ревизор»;
  • «Чудак»;
  • «Бузотёр».

На одном дыхании люди из разных слоёв общества читали его рассказы, повести и фельетоны:

  • «Аристократка»;
  • «Чёрный принц»;
  • «Спешное дело»;
  • «Беда»;
  • «Возмездие»;
  • «Стакан»;
  • «Баня»;
  • «Брак по расчёту»;
  • «Керенский»;
  • «История болезни».

Популярность Михаила росла стремительно, а фразы из юмористических рассказов становились крылатыми среди народа. Его писательский расцвет пришёлся на период 1920-1930-х годов. Зощенко много ездил по стране с выступлениями, его произведения переиздавались большими тиражами, вышло собрание сочинений в шести томах. В 1939 году за свои творческие достижения писатель был удостоен Ордена Трудового Красного Знамени.

Много сочинял автор и для детей. Первые рассказы публиковались в детских журналах «Чиж» и «Ёж» – «Бабушкин подарок», «Ёлка», «Умные животные». Потом вышли целые сборники произведений для маленьких читателей – «Лёля и Минька», «Самое главное». В 1940 году была издана его детская книга «Рассказы о Ленине».

Личная жизнь

Ещё в студенческие годы Михаил познакомился с хорошенькой девушкой Верочкой Корбиц-Кербицкой. Она была изящная и тоненькая, словно фарфоровая статуэтка, с миловидным маленьким личиком и кудрями каштанового оттенка, слегка манерная, очень говорливая, всегда в воздушных нарядах и при шляпке. В её альбоме Зощенко сделал запись на память: «Мужчины не верят в любовь, но преступно говорят об этом, иначе нет доступа к женскому телу». В этом и была проблема Михаила – он не умел, как миллионы обычных людей, радоваться простым вещам, например, любви к женщине.

Судьба разлучила их после знакомства, а в 1918 году свела снова на долгие сорок лет, полные расставаний и примирений. Они поженились случайно. В 1920 году у Зощенко умерла мать, и тогда Вера предложила переехать к ней. Он пошёл с этой женщиной в ЗАГС и перевёз в её дом свои нехитрые пожитки – небольшой письменный столик, этажерку, ковёр и два кресла.

Когда муж стал получать первые писательские гонорары, Вера обставила квартиру мебелью, накупила картин в позолоченных рамках, фарфоровых пастушек и большую раскидистую финиковую пальму. Зощенко такая смена обстановки не то что не обрадовала, а наоборот вызвала хандру. Он оставил жену с только что родившимся сыном Валеркой и переселился в Дом искусств. При этом к семье Михаил периодически захаживал, но не для того, чтобы проведать, а потому что был твёрдо уверен: официальная жена должна накормить его обедом, постирать бельё и помочь в переписке.

Зощенко обзывал супругу «старой бабой», глушил свою хандру в бесконечных любовных похождениях, но Вера всё терпела, понимала, что это не дурной характер, а неизлечимая болезнь. Романы Михаила были скоротечными и циничными, ему нравились замужние женщины. Он бывал дома у своих любовниц и знакомился с их мужьями. Но всё это не приносило писателю избавления от тоски. Перебирая в памяти все свои любовные похождения, он понимал: чем больше было женщин, тем бессмысленнее становилась жизнь. Он сам себя загонял в угол.

Депрессия

Его друг Корней Чуковский говорил, что Миша должен быть самым счастливым человеком на земле, ведь у него есть всё – красота и молодость, слава, талант и деньги. Но вместо этого писателя съедала такая депрессия, что он не мог взяться за перо и избегал любого общения с людьми. Зощенко по две недели не выходил из дома, не брился, сидел в своей комнате и молчал.

Дошло до того, что в 1926 году он обратился к психиатру. Михаил жаловался, что от тоски не может кушать, а от раздражительности спать, ему мешало всё – звонок трамвая на улице, капание воды из крана. Доктор осмотрел пациента и посоветовал ему каждый раз перед сном или приёмом пищи читать небольшие юмористические рассказы, например, такого автора, как Зощенко. Больной грустно ответил, что он и есть тот самый автор Зощенко.

Не получив никакой квалифицированной помощи, он взялся за книги русского академика Павлова и немецкого психоаналитика Фрейда, пытаясь вылечиться самостоятельно. Михаил старался разгадать причины своей тоски и депрессии.

Он анализировал всю жизнь, вспоминал каждый случай, который мог бы спровоцировать теперешнюю хандру:

  • В памяти вставали моменты, когда мать отучала его, двухлетнего мальчика, от груди, намазывая её горькой хиной.
  • В трёхлетнем возрасте местный врач делал ему операцию без наркоза. Миша тогда порезался, но безобидная ранка стала гноиться, что могло привести к заражению крови. Он отчётливо помнил, как блестящий скальпель рассекал его плоть.
  • Будучи шестилетним ребёнком, он стал свидетелем того, как в придорожной канаве утонул соседский юноша.
  • Вспомнил безуспешные хлопоты матери о пенсии, когда они остались нищими после смерти отца, с той поры его всегда преследовал страх перед бедностью.
  • Перед глазами вставала картина, когда на войне после жуткого отравления газами он очнулся и увидел вокруг мёртвых сослуживцев и даже попадавших замертво с деревьев птиц.

Война

На фронт Михаила не взяли из-за возраста и проблем с сердцем. Он остался в Ленинграде, вступил в противопожарную оборону. Осенью 1941 года был эвакуирован в Алма-Ату, где сотрудничал со студией «Мосфильм». Зощенко писал сценарии к картинам «Опавшие листья» и «Солдатское счастье». В свободное время продолжал сочинять главное произведение своей жизни.

В 1943 году журнал «Октябрь» опубликовал первые главы романа. Но эта публикация обернулась для писателя катастрофой. В журнале «Большевик» вышла разгромная статья о том, как Зощенко занимается «психологическим ковырянием», когда весь народ сражается против немецких захватчиков. В статье также говорилось, что советским людям не свойственны недуги, в которых тонул автор романа.

Над Зощенко сгустились тучи, публиковать продолжение романа запретили, начались гонения и травля. Его произведение критиковали Сталин и Жданов, назвав «омерзительным», а самого автора «подонком литературы» и «трусом».

Последние годы

В 1946 году Зощенко исключили из Союза писателей. Чтобы не умереть с голода, он стал подрабатывать переводчиком. Михаил стойко переносил все тяготы, но в 1954 году сломался. Как раз после того, как умер Сталин и Константин Симонов выхлопотал, чтобы Зощенко вновь вернули в Союз писателей. После многолетнего затворничества у Михаила началась депрессия, ухудшалось здоровье.

Он жил в Сестрорецке на даче. Весной 1958 года сильно отравился никотином, после чего из-за спазма сосудов мозга не узнавал родных, начались проблемы с речью. За день до смерти к нему вернулась способность говорить. Впервые за много лет Михаил крепко прижался к жене и сказал: «Как странно, Верочка…Как я нелепо жил». Этой же ночью, 22 июля 1958 года, сердце писателя остановилось.

Хоронить Зощенко на Волковском кладбище Ленинграда власти запретили. Его могила находится в Сестрорецке, рядом покоятся жена, сын и внук.

Зощенко Михаил Михайлович - советский писатель-сатирик, драматург, русский офицер, герой Первой мировой войны.

Михаил Зощенко родился в , на Петербургской (Петроградской) стороне, в доме №4 по Большой Разночинной улице, в семье художника. Отец - Михаил Иванович Зощенко (1857-1907 гг.), художник-передвижник, происхождением из полтавских дворян. Мать - Елена Осиповна, урождённая Сурина (1875-1920 гг.), русская дворянка. В молодые годы служила актрисой в театре, а также писала рассказы о бедных людях, которые потом печатала в журнале «Копейка».

Боевая молодость

После окончания гимназии, в 1913 г., Зощенко поступил учиться на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако его семья была крайне бедна и оказалась не в состоянии оплачивать обучение в университете. Во время каникул Зощенко приходилось даже подрабатывать контролёром на Кавказской железной дороге, но средств всё равно не хватало. Университет пришлось оставить.

1914 г. Грянула Первая мировая война. Юный Зощенко был зачислен юнкером в Павловское военное училище. Изначально Михаил служил на правах вольноопределяющегося, в дальнейшем же он стал юнкером унтер-офицерского состава.

1 февраля 1915 г. Михаил Зощенко, окончивший ускоренные военные курсы, получил звание прапорщика и был зачислен в армейскую пехоту. Он был отправлен на службу в Киевский военный округ, оттуда командирован за новобранцами в и . В марте 1915 г. Зощенко прибыл в действующую армию. Он служил в 16-ом гренадерском Мингрельском полку в Кавказской гренадерской дивизии на должности младшего офицера пулемётной команды. В ноябре 1915 г. Зощенко впервые был ранен. Ранение было лёгкое, осколком в ногу.

В ноябре 1915 г. «за отличные боевые действия» Зощенко наградили орденом Св. Станислава 3-степени с мечами и бантом. В декабре 1915 г. будущий писатель был произведён в подпоручики и назначен начальником пулемётной команды. В феврале 1916 г. герою вручили ещё одну боевую награду - орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», в июле 1916 г. его произвели в поручики.

19 июля 1916 г. поручик Зощенко, вместе со своими солдатами, стал жертвой немецкой газовой атаки. Попав в госпиталь, Михаил выжил, но после отравления газами он, совсем ещё молодой человек, приобрёл страшный диагноз - порок сердца. Доктора признали его больным 1-й категории, то есть пригодным только для службы в запасе. В сентябре 1916 г. Михаилу Зощенко вручили очередной боевой орден - Св. Станислава 2-й степени с мечами. Невзирая на уговоры врачей, 9 октября 1616 г., он вновь вернулся в действующую армию. Через месяц Михаила вновь наградили, на этот раз орденом Св. Анны 3-й степени. На следующий день Зощенко произвели в штабс-капитаны и назначили на должность командира роты. Спустя совсем короткое время он уже временно исполнял обязанности командира батальона. В январе 1917 г. Зощенко был представлен к чину капитана и награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. Таким образом, за участие в Первой мировой войне, будущий классик советской литературы получил пять боевых орденов. Трудно себе представить, чтобы человек трусливый был способен заслужить такое количество серьёзных боевых наград. Прошу читателя взять на заметку этот факт из биографии писателя.

В феврале 1917 г. Михаил Зощенко был отчислен в резерв. Дала о себе знать болезнь, полученная вследствие отравления немецкими газами.

Зощенко вернулся в Петроград, и летом 1917 г. его назначили на ответственейшую должность коменданта Петроградского почтамта, также ему подчинялись все почты и телеграфы. Правда, на этой должности Зощенко пробыл недолго. Вскоре Михаил отбыл в , там его назначили на должность - адъютант Архангельской дружины. Будучи в Архангельске, Зощенко имел реальную возможность эмигрировать во Францию. Однако, несмотря на то, что многие дворяне и офицеры были вынуждены избрать этот путь, Зощенко пошёл по иному пути, он принял сторону революции.

В начале 1919 г., невзирая на старые раны, Зощенко вступил в Красную армию. Теперь он полковой адъютант в 1-ом Образцовом полку деревенской бедноты. Зимой 1919 г. Зощенко участвовал в боях под Нарвой и . В апреле 1919 г. у него случился сердечный приступ. В госпитале Зощенко определили, как негодного к воинской службе, он был демобилизован «в чистую». Однако он вновь поступил на службу, на этот раз - на должность телефониста в пограничную стражу.

В начале 20-х гг. Зощенко с целью заработка успел переменить массу различных профессий. Кем он только не был: секретарём суда, инструктором по разведению кур и кроликов, агентом уголовного розыска, столяром, сапожником, делопроизводителем. Приведем интересный факт, говорящий о мастеровитости Зощенко. Дело было в 1950 г. Как-то раз, у друга Зощенко, писателя Юрия Олеши, порвались штаны. Зощенко взял, да и зашил их, причём сделал это настолько искусно, что можно было, только диву даваться.

Начало литературной деятельности

Безусловно, богатый военный опыт, помноженный на гигантский опыт труженика-передвижника, стали бесценным жизненным багажом писателя. Начиная свою писательскую деятельность, Зощенко был ещё совсем молодым человеком, всего 26 лет. Однако, по причине множества тяжёлых испытаний, выпавших на его долю, даже в таком возрасте он был уже «человеком бывалым».

Итак, в 1919 г., Михаил Зощенко появился на пороге литературной студии, которой на тот момент руководил К. И. Чуковский. Молодой человек заявил, что хочет стать писателем. Писатель М. Слонимский, друг Зощенко, вспоминал потом человека невысокого роста с лицом красивым и темным, как будто на матовой фотографии, представившегося фамилией Зощенко. Впоследствии из участников литературной студии образовалась знаменитая писательская группа «Серапионовы братья». В неё входили М. Зощенко, И. Груздев, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин. Основной концепцией группы, были поиски новых художественных форм в разрезе событий революции и гражданской войны.

В 1920 г. Михаил Зощенко связал себя узами брака. Его избранница - Вера Кербиц-Кербицкая, дочь отставного полковника, польского дворянина. Вскоре у них родился сын Валерий. Однако увы, Зощенко оказался человеком, крайне неприспособленным к обычной семейной жизни. Литература была его основной любовью и страстью. С женой они прожили целых сорок лет, но все эти годы были наполнены постоянными ссорами и примирениями.

1920-1921 гг. - проба пера. Зощенко написал свои первые рассказы: «Старуха Врангель», «Война», «Любовь», «Рыбья самка», а также знаменитые «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». После первого же издания оглушительный успех. В мгновение ока Зощенко стал несказанно популярен. Повсюду цитировались остроумные фразы из его замечательных рассказов, очень быстро в народе они стали крылатыми выражениями. В 1923 г. вышел сборник «Юмористические рассказы», в 1926 г. - «Уважаемые граждане». Зощенко выступал перед многочисленными аудиториями, он объездил всю страну, успех его произведений был огромным. С 1922 по 1946 гг. Зощенко издавали и переиздавали около 100 раз. Было издано даже собрание сочинений в 6-ти томах. В своих ранних произведениях Михаил Зощенко создал особый тип героя: некий советский гражданин, не имеющий никаких базовых ценностей, необразован, бездуховен, однако вполне вооружённый новой, высокой степенью свободы, он уверен в себе и от того постоянно попадает в крайне комичные ситуации. Как правило, рассказы Зощенко велись от лица индивидуального повествователя, от того литературоведы определили его стиль, как «сказовый».

В 1929 г., Зощенко опубликовал книгу «Письма к писателю». Книга состояла из писем читателей и комментариев писателя к ним. Зощенко писал, что хотел показать жизнь, подлинную и неприкрытую, подлинных и живых людей со всеми их желаниями, и вкусом, и мыслями. Эта была первая попытка Зощенко сменить своё литературное амплуа. Однако поскольку все привыкли видеть Зощенко только лишь как автора юмористических рассказов, многие читатели восприняли этот опыт с недоумением.

17 августа 1933 г. большая группа советских писателей и художников посетила грандиозную сталинскую стройку - Беломорканал, среди них был и Зощенко. Поездка была организована с сугубо пропагандистскими целями. Советской творческой интеллигенции на живом материале было показано, как перевоспитываются «враги народа». После этой поездки Зощенко был вынужден написать агитку, повествующую о том, как успешно перевоспитываются люди в сталинских лагерях: произведение под названием «История одной жизни». В реальности же Зощенко был крайне удручён этой поездкой. Историческая справка: на строительстве Беломорканала ежедневно умирало около 700 человек.

В 1933 г. Зощенко напечатал новую повесть «Возвращённая молодость». Произведение являлось своеобразным психологическим исследованием, оно затрагивало вопросы подсознания. Повесть вызвала живейший интерес в научной среде, знаменитый физиолог академик даже начал приглашать Зощенко присутствовать на своих знаменитых «средах». В продолжение повести «Возвращённая молодость» был написан сборник рассказов под названием «Голубая книга». Зощенко вновь выступает в непривычном для критиков амплуа: в «Голубой книге» писатель затронул серьёзные философские идеи, в его творчестве ярко проявились психологические аспекты бытия. Публикация «Голубой книги» вызвала шквал разгромных статей в ведущих партийных изданиях. Сверху по поводу Зощенко была спущена исчерпывающая директива: печатать только фельетоны и не более того. С этого времени, лишь только работа в детских журналах «Чиж» и «Ёж», для которых Зощенко писал рассказы, позволяла писателю проявлять свой талант. Стоит отметить, что «Голубую книгу» Зощенко считал наиболее значимым произведением, из всех написанных им.

Травля

Началась Великая Отечественная Война. Михаил Зощенко, ветеран Первой мировой, пытался попасть на фронт. Но состояние его здоровье было таково, что об этом не могло быть и речи. По приказу из , Зощенко вместе с поэтессой , был вывезен из блокадного Ленинграда. Находясь в эвакуации в Алма-Ате, Зощенко продолжал работать над созданием «Голубой книги». В 1943 г. в журнале «Октябрь» выходит несколько глав из этого потрясающего научно-философского исследования о подсознании. Главы выходят под названием «Перед восходом солнца». Крайне интересны отзывы ведущих учёных того времени, занимавшихся вопросами изучения подсознания. Они отмечали, что в своей книге Зощенко смог на целые десятилетия предвосхитить многие открытия науки о бессознательном.

Однако партийные деятели восприняли выход книги совершенно иначе. Сразу после публикации первых глав «Перед восходом солнца» разразилась истерия. На писателя буквально полились потоки брани. Как его только не клеймили и как его только не называли, каждая мелкая литературная шавка старалась укусить как можно больнее. Даже раздавались голоса о трусости, якобы проявленной Зощенко во время Великой Отечественной Войны. Безусловно, подобные заявления были идиотской ложью. Михаил Зощенко - русский офицер, герой Первой мировой войны, кавалер 5-ти орденов, участник гражданской войны, человек, ставший инвалидом вследствие отравления немецкими газами - просто не мог быть трусом. В отчаянии Зощенко написал . В письме содержалась просьба лично ознакомиться с его произведением, или же дать указание критикам более обстоятельно проанализировать его книгу. В ответ он получает очередную порцию бессмысленных пасквилей, Его книгу назвали «галиматья, нужная лишь врагам нашей родины».

В 1946 г. ленинградский партийный деятель А. Жданов в своём докладе назвал книгу Зощенко «омерзительной вещью». Последний из напечатанных Зощенко рассказов «Приключения обезьяны» был расценён, как пошлый пасквиль на советский быт и советских людей. Писателя обвинили в антисоветчине. На собрании Союза писателей Зощенко заявил, что честь русского офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что его называют «трусом» и «поддонком литературы». Он был исключён из Союза писателей, книги писателя изъяты из библиотек. Деятельность ленинградских литературных журналов «Звезда» и «Ленинград» подвергнуты жесточайшей критике. Журнал «Звезда» публично выпороли (в специальном партийном постановлении было указано «закрыть доступ в журнал произведениям Зощенко, Ахматовой и им подобных»), а «Ленинград» и вовсе закрыли.

Последние годы

В 1953 г., после того, как умер Сталин, Зощенко восстановили в Союзе писателей. В 1954 г. Зощенко и Ахматову пригласили на встречу с английскими студентами. Удивительно, что подобная встреча вообще состоялась, поскольку оба литератора были в глубокой опале, их не печатали и всячески травили. Достаточно комичная причина послужила поводом для этого рандеву. Молодые англичане попросили показать им, где находятся могилы Зощенко и Ахматовой, они были уверены, что оба автора давно умерли. Каково же было изумление иностранных гостей, когда им пообещали предъявить обоих литераторов живыми. Смех сквозь слёзы. На встрече Зощенко вновь, уже в присутствии англичан, изложил своё мнение об ошибочном постановлении ВКП (б) от 1946 г., за что опять был подвергнут травле по второму кругу.

Последние годы жизни Зощенко жил на даче в . У него уже не было сил бороться за правду. Литературная деятельность Зощенко сошла на нет, писатель находился в состоянии жесточайшей депрессии.

22 июля 1958 г. Михаил Михайлович Зощенко скончался вследствие острой сердечной недостаточности. Власти запретили хоронить его на Литераторских мостках Волковского кладбища. Он был похоронен в Сестрорецке. Как рассказывали очевидцы, Зощенко, всегда крайне мрачный при жизни, улыбался в гробу.

Михаил Зощенко - человек, проживший много жизней: война гражданина, писателя. Литератор в высшей степени порядочный, тонко чувствующий, не идущий на сделки с совестью. Остроумец и талант, каких было мало, даже на богатой земле Русской.

Дмитрий Сытов


Зощенко Михаил Михайлович (1894- 1958), писатель.

Родился 10 августа 1894 г. в Петербурге художника. В 1913 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому относятся первые литературные опыты Зощенко (заметка о современных писателях, наброски новелл).

В 1915 г., во время Первой мировой войны, он добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером.

В 1917 г. вернулся в Петербург, в 1918 г., несмотря на болезнь , пошёл добровольцем в Красную армию. После Гражданской войны в 1919 г. Зощенко занимался в творческой студии при издательстве «Всемирная литература» в Петрограде, руководимой К. И. Чуковским.

В 1920-1921 гг. появились его рассказы.

В 1921 г. Зощенко стал членом литературного кружка «Серапионовы братья». Первая писателя вышла в 1922 г. под названием «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Затем появились «Разнотык» (1923 г.), «Аристократка» (1924 г.), «Весёлая жизнь» (1924 г.). Публикация их сразу сделала автора знаменитым.

К середине 20-х гг. XX в. Зощенко стал одним из самых популярных писателей в России.

В 1929 г. он издал книгу «Письма к писателю», в которой от лица разных граждан рисовал многие негативные стороны советского быта. Сам он по этому поводу замечал: «Я пишу только на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица». После выхода книги режиссёру В. Э. Мейерхольду было запрещено ставить пьесу Зощенко «Уважаемый товарищ» (1930 г.).

Произведения Зощенко, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки», перестали печатать. Однако сам писатель всё чаще высмеивал жизнь советского общества.

Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда” и „Ленинград”» от 14 августа 1946 г. привело к запрету на издание произведений Зощенко и к травле писателя.

Следствием этой идеологической кампании стало обострение у Михаила Михайловича душевной болезни. Восстановление его в Союзе писателей после И. В. Сталина (1953 г.) и издание первой после долгого перерыва книги (1956 г.) лишь на время облегчили его состояние.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...