Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Пушкин «Моцарт и Сальери» – анализ. Проблема «гения и злодейства» в «Моцарт и Сальери Моцарт и сальери смысл трагедии

Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). «Маленькие трагедии» — цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования — 2005 год). «Маленькие трагедии» — не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание «маленькие трагедии» употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия цикла следующие: «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматичес-кие изучения», «Опыт драматических изучений». Последние два названия подчеркивают экспериментальный харак-тер художественного замысла П-на. После «Бориса Годунова» (1825 год) с его монументальной формой и сложной композицией П-н создает короткие, камерные сцены с небольшим числом действующих лиц. Экспозиция сжата до нескольких стихов. Отсутствует сложная интрига и пространные диалоги. Кульминация разрешается мгновенной развязкой. Первоначальный вариант названия тра-гедии «Моцарт и Сальери» — «Зависть», но драматург отказывается от этого назва-ния. Его интересует не нрав завистника, а философия художника-творца. «Моцарт и Сальери» — это единствен-ная из «Маленьких трагедий» где созданы образы не вымышленных, а реальный исторических лиц. Однако пушкинский Моцарт так же далек от реального Моцарта, как и весь сюжет трагедии, основанный на легенде, ныне опровергнутой, будто бы Моцарт был отравлен Антонио Сальери, ненавидевшим и питавшим к нему жгучую ненависть. Но П-н все же использует эту легенду, вспоминая эпизод, разыгравшийся во время представления оперы Моцарта «Дон Жуан»: «раздался свист, все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью». Ненормальный с точки зрения здравого смысла поступок Сальери показывает, что его совершил человек не просто охваченный завистью, но в бешенстве снедаемый ею. А бешенство опасно, ведь корень слова указывает на то, что человек, поддавшийся этому чувству, себе не принадлежит, потому что им руководит бес. Что же привело Сальери к убийству? Сальери с самого раннего детства посвятил себя музыке, он не противник вдохновения, но считает, что право на вдохновение завоевывается длительным трудом, служением, открывающим доступ в круг посвященных творцов. С этого момента и начинается роковое движение Сальери к преступлению. Поставив искусство выше человека, Сальери убеждает себя в том, что человек и его жизнь может быть принесена в жертву этому фетишу. Первый шаг к убийству — утверждение, что убийца лишь исполнитель чьей-то высшей воли и личной ответственности не несет. Затем делается самый решительный шаг: слово «убить» заменяется словом «остановить»: …я избран, чтоб его Остановить… При этом Сальери агрессивной стороной считает Моцарта, это существенно в софистике убийства: жертва изображается как сильный и опасный атакующий враг, а убийца — как обороняющаяся жертва. В этом произведении можно выделить еще одну тему — каинову. Тема Каина и его жертвы — одна из самых важных в «Моцарте и Сальери». Ведь каинова тема — это тема Сальери. Сальери так же возмущен несправедливостью, как и Каин, он говорит: «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше». Его тяжелый труд не принят Богом. Труд земледельца Каина тяжелее труда Авеля, как труд Сальери, который «поверил… алгеброй гармонию», тяжелее труда «безумца» и «гуляки праздного» Моцарта. Преступление Сальери так же протестно и интеллектуально, как и преступление Каина. Не даром в древних сказаниях Каин предстает первым убийцей и первым интеллектуалом, задающим Богу непростые вопросы. Эти же вопросы задает и Сальери, интеллектуал, работяга, ремесленник. Мораль ясна: Сальери работал в расчете на вознаграждение, Моцарт творил, потому что ему нравилась музыка, и поэтому его беззаботная жертва принята, а жертва Сальери отвергнута. Награда Моцарта — уже в самой его работе, он может быть бесславным, нищим потому, что спасается своей музыкой. Сальери же в своем творчестве видит не цель, а средства. Однако для П-на все не так просто: в пьесе его интересует не мораль, а проблема художника-творца. Сомнения Сальери, его зависть принадлежат не ему одному, но и П-ну. Осип Мандельштам писал: «В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери». Многие критики отмечают парадоксальное братство этих героев: Моцарт — это эхо Сальери, а Сальери — эхо Моцарта. Особенно ярко это видно благодаря одной фразе, которую говорят оба героя, но с разной интонацией. Моцарт спрашивает: «А гений и злодейство — две вещи несовместные. Не правда ль?» Сальери утверждает: «Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда…» Еще одна важная тема в пьесе — тема смерти, тема «черного человека», которая связана с темой судьбы. Все рассказы о «черном человеке», о «Реквиеме» Сальери мог воспринимать как напоминание о принятом им решении, но он не отказывается от него. Сальери — логик, экспериментатор, рационалист, ему не нужны земные царства, а нужна справедливость, он не понимает, почему вдохновение не дается ему без труда? Почему он не гений? А Моцарт отвечает, что гений не способен на злодейство. После ухода Моцарта, Сальери спрашивает: «Но ужель он прав, и я не гений?» Сальери остается с неразрешен-ной проблемой справедливости. Таким образом, в своей трагедии автор создал архитипы художников: легкого, вдохновенного Моцарта и трудяги Сальери. Это помогло ему коснуться очень важных проблем творчества, задать очень актуальные для всего человечества вопросы, коснуться тем, которые волнуют нас в течение всей нашей жизни.

    • Александр Сергеевич Пушкин - человек широких, либеральных, "подцензурных" взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от "мегаполиса" 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя "потомок арапов" гораздо свободнее и "в своей тарелке". Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные "народу" дышат уважением и […]
    • В основе повести Пушкина "Пиковая дама" лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести - Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • «Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
    • Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
    • В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
    • Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
    • Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
    • На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
  • «Маленькие трагедии» посвящены изображению души человека, захваченной всепоглощающей и разрушительной страстью скупостью («Скупой рыцарь»), завистью («Моцарт и Сальери»), чувственностью («Каменный гость»). Герои Пушкина Барон, Сальери, Дон Жуан незаурядные, мыслящие, сильные натуры. Именно потому внутренний конфликт каждого из них окрашен ПОДЛИННЫМ трагизмом.

    Страсть, сжигающая душу Сальери («Моцарт и Сальери»), зависть. Сальери «глубоко, мучительно» завидует своему гениальному, но беспечному и смешливому другу Моцарту. Завистник с отвращением и душевной болью открывает в себе это чувство, прежде ему несвойственное:

    Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

    Когда-нибудь завистником презренным,

    Змеей, людьми растоптанною, вживе

    Песок и пыль грызущею бессильно?

    Природа этой зависти не вполне понятна самому герою. Ведь это не зависть бездарности к таланту, неудачника к баловню судьбы. «Сальери великий композитор, преданный искусству, увенчанный славой. Его отношение к творчеству самоотреченное служение. Однако в преклонении Сальери перед музыкой есть что-то страшное, пугающее. В его воспоминаниях о юношеской поре, о годах ученичества мерцают почему-то образы смерти:

    Звуки умертвив,

    Музыку я разъял, как труп. Поверил

    Я алгеброй гармонию.

    Эти образы возникают не случайно. Сальери утратил способность легко и радостно воспринимать жизнь, утратил саму любовь к жизни, поэтому служение искусству видится ему в мрачных, суровых красках. Творчество, считает Сальери, - удел избранных и право па него надо заслужить. Лишь подвиг самоотречения открывает доступ в круг посвященных творцов. Всякий, кто понимает служение искусству иначе, посягает на святыню. В беспечной веселости гениального Моцарта Сальери видит, прежде всего, глумление над тем, что священно. Моцарт, с точки зрения Сальери, «бог», который «недостоин сам себя».

    Душу завистника сжигает и другая страсть гордыня. Он глубоко чувствует обиду и ощущает себя суровым и справедливым судьей, исполнителем высшей воли: «...я избрал, чтоб его остановить...». Великие творения Моцарта, рассуждает Сальери, в конечном счете, губительны для искусства. Они будят в «чадах праха» лишь «бескрылое желанье»; созданные без усилий, они отрицают необходимость подвижнического труда. Но искусство выше человека, и потому жизнь Моцарта должна быть принесена в жертву «не то мы все погибли».

    Жизнь Моцарта (человека вообще) ставится в зависимость от «пользы», которую он приносит прогрессу искусства:

    Что пользы, если Моцарт будет жив

    И новой высоты еще достигнет?

    Подымет ли он тем искусство?

    Так самая благородная и гуманистическая идея искусства используется для обоснования убийства.

    В Моцарте автор подчеркивает его человечность, жизнерадостность, открытость миру. Моцарт рад «нежданной шуткой угостить» своего друга и сам искренне хохочет, когда слепой скрипач «угощает» Сальери своим жалким «искусством». Из уст Моцарта естественно звучит упоминание об игре на полу с ребенком. Его реплики легки и непосредственны, даже когда Сальери (почти не шутя!) называет Моцарта «богом»: «Ба право? может быть... Но божество мое проголодалось».

    Перед нами именно человеческий, а не жреческий образ. За столом в «Золотом Льве» сидит жизнелюбивый и ребячливый человек, а рядом с ним тот, кто говорит о себе: «...мало жизнь люблю». Гениальный композитор играет свой «Реквием» для друга, не подозревая, что друг станет его палачом. Дружеская пирушка становится пиром смерти.

    Тень рокового пира мелькает уже в первом разговоре Моцарта с Сальери: «Я весел... Вдруг: виденье гробовое...». Предсказано появление вестника смерти. Но острота ситуации состоит в том, что друг и есть вестник смерти, «виденье гробовое». Слепое поклонение идее превратило Сальери в «черного человека», в Командора, в камень. Пушкинский Моцарт наделен даром интуиции, и потому его томит смутное предчувствие беды. Он упоминает о «черном человеке», заказавшем «Реквием», и неожиданно ощущает его присутствие за столом, а когда с уст Сальери срывается имя Бомарше, тотчас вспоминает о слухах, пятнавших имя французского поэта:

    Ах, правда ли, Сальери,

    Что Бомарше кого-то отравил?

    В этот момент Моцарт и Сальери как бы меняются местами. В последние минуты своей жизни Моцарт на миг становится судьей своего убийцы, произнося снова, звучащие для Сальери приговором:

    Гений и злодейство

    Две вещи несовместные.

    Фактическая победа достается Сальери (он жив, Моцарт отравлен). Но, убив Моцарта, Сальери не смог устранить источник своей нравственной пытки зависть. Глубинный се смысл открывается Сальери в момент прощания с Моцартом. Тот гений, ибо наделен даром внутренней гармонии, даром человечности, и потому ему доступен «пир жизни» беспечная радость бытия, способность ценить мгновение. Сальери этим дарам жестоко обделен, поэтому его искусство обречено па забвение.

    Урок литературы в 9 классе

    Тема : Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

    Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина. Ознакомить учащихся с «Маленькой трагедией» Пушкина «Моцарт и Сальери». Развивать умение анализировать драматическое произведение.

    Задачи:

    Образовательные - п ознакомить с историей создания трагедии, ее композиционными особенностями историей жизни прототипов художественного мировидения, двумя типами мировосприятия, олицетворенных в персонажей пьесы.

    Развивающие - р азвивать представление о жанре трагедии, навыки анализа содержания художественного произведения, выстраивать устное высказывание на заданную тему с использованием элементов технологии критического мышления.

    Воспитательные - осознание нравственных ценностей как основы человеческих взаимоотношений и человеческой жизни; осознание ценности человеческой жизни, радости творчества труда как его основы, веры в человеческие возможности, приобщение к классической музыке.

    Тип урока : Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 9 классе

    Тема : Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

    Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина. Ознакомить учащихся с «Маленькой трагедией» Пушкина «Моцарт и Сальери». Развивать умение анализировать драматическое произведение.

    Задачи:

    Образовательные - п ознакомить с историей создания трагедии, ее композиционными особенностями историей жизни прототипов художественного мировидения, двумя типами мировосприятия, олицетворенных в персонажей пьесы.

    Развивающие - р азвивать представление о жанре трагедии, навыки анализа содержания художественного произведения, выстраивать устное высказывание на заданную тему с использованием элементов технологии критического мышления.

    Воспитательные - осознание нравственных ценностей как основы человеческих взаимоотношений и человеческой жизни; осознание ценности человеческой жизни, радости творчества труда как его основы, веры в человеческие возможности, приобщение к классической музыке.

    Тип урока : Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

    Оборудование:

    Репродукция портрета А.С.Пушкина

    Видеофрагмент из х/ф «Амадей» Милоша Формана

    Видеофрагменты из рок-оперы «Моцарт» Дова Аттья и Альбера Барона Коэна

    Аудиозапись композиций Моцарта «Реквием» и «Соната №6»

    Аудиозапись композиции Сальери «Armonia per in templo della notte»

    Ход урока

    I. Организационный этап

    II. Объявление темы и задач урока

    III. Мотивация учебной деятельности:

    Слово учителя:

    Моцарт и Пушкин – 2 гения: Моцарт – гений музыкального искусства, а Пушкин - художественного.

    «Солнце русской поэзии» - писал Белинский о Пушкине. «Вечный солнечный свет»- называл Рубинштейн Моцарта.

    IV. Этап усвоения новых знаний:

    1. Из истории создания «Маленьких трагедий»

    (лекция учителя с элементами беседы сопровождается презентацией – Приложение 2)

    В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», которые составляли отдельный цикл «Маленькие трагедии».

    Запись в тетрадях: Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжете, системе образов, идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).

    Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

    В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:

    Гордость;

    Жадность;

    Зависть;

    Чревоугодие;

    Гнев.

    В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.

    В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

    «Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

    2. Определение темы трагедии «Моцарт и Сальери»

    Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти).

    Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.

    3. История создания и основа сюжета трагедии

    Трагедия была написана в 1830 году, но замысел относился ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году.

    В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

    Смерть Моцарта окутана тайной. Моцарт умер в 1791 году, в тридцатипятилетнем возрасте, и многие современники были уверены, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние годы мучился душевными расстройствами и не раз каялся в том, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно. Гаушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным.Антонио Сальери в свое время был известным композитором, написавшим довольно много произведений, при этом есть исторические свидетельства, что гениальному Моцарту он завидовал достаточно сильно. Но НЕ ДОКАЗАНО, что Сальери отравил Моцарта, или хотя бы что он имел такой замысел. Достоверно известно только, что Моцарт умер от какой-то странной болезни, давшей осложнения на мозг, перед смертью много бредил и все время повторял "Черный человек" (человек, подошедший к нему на улице и заказавший "Реквием"). Главным аргументом является признание самого Сальери осенью 1823 года в том, что он отравил Моцарта, после чего Сальери пытался перерезать себе бритвой горло. Однако признания Сальери можно истолковать и как доказательства его невиновности. По мнению многих, Сальери был болен психически и сделал свое признание в бреду. Будь он в здравом рассудке, для чего ему было делать роковое признание? Совесть замучила? Почему же она заговорила в нем спустя тридцать с лишним лет? Да и сама попытка самоубийства свидетельствует о помраченном состоянии рассудка композитора. Однако некоторые исследователи утверждают, что замысел самоубийства созрел у него давно, и «помутнения рассудка», как пытались заверить общественность газеты, у него, конечно же, не было.

    На похороны Моцарта Сальери не пошел. И жены Моцарта тоже не было - она в тот момент очень сильно болела и не могла встать. Обвинители Сальери указывают на то, что Моцарт был похоронен по "третьему разряду" - в общей могиле с бродягами и преступниками; при погребении тела не присутствовал никто из родственников и знакомых композитора. Сделано это было якобы для того, чтобы потом нельзя было отыскать могилы Моцарта, если кому-то вздумалось бы провести эксгумацию. На эти доводы тоже есть возражения. Судебная токсикология как наука реально возникла лишь в середине XIX века, а во времена Моцарта отравителям (если таковые были) и в голову не приходило опасаться эксгумации. Ну, а причина того, что участники похоронной процессии повернули с половины пути, возможно, заключается в том, что они не желали присутствовать при позорном погребении гения. Заметим кстати, что жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после похорон. Сейчас местонахождение могилы Моцарта неизвестно, и тайна его смерти, скорее всего, никогда не будет раскрыта.

    4. Постановка проблемного вопроса:

    Что же послужило причиной возникновения споров о смерти Моцарта?

    Чтобы узнать ответ на этот вопрос, следует проанализировать образы композиторов и сравнить их с историческими прототипами.

    5. Сообщение подготовленного ученика об А.Сальери

    Сальери был учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

    Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

    Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

    К сожалению, о вкладе Сальери на долгое время незаслуженно забыли из-за легенды об отравлении им В. А. Моцарта, использованной А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях».

    6. Историческая справка:

    1) Пьер-Огюсте́н Каро́н де Бомарше́ - знаменитый французский драматург и публицист.

    Мария-Мадлена Франке, 30-летняя красавица, жена дряхлого контролера отчетности на кухне французского короля, увлеклась юным часовщиком. В итоге контролер уступил Пьеру Карону свою должность. Старик Франке умирает, и молодой Карон женится на его вдове. С этой поры сын часовщика получает дворянский титул и увеличивает свою фамилию прославленной им прибавкой - Бомарше. Менее чем через год после свадьбы - 29 сентября 1757 года супруга умирает. Враги утверждают, что Бомарше отравил ее. Однако вряд ли это так, ибо все имущество переходит к родственникам, и Бомарше опять почти нищ.


    2) Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни - итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

    Слова Сальери о Микеланджело Буонаротти напоминают нам о довольно известной легенде, согласно которой Микеланджело, расписывая один из соборов Ватикана, умертвил натурщика, чтобы правдоподобнее изобразить муки умирающего Христа.

    7. Проверка д/з: цитатный план-характеристика образа Сальери

    8. Сообщение подготовленного ученика о В.А.Моцарте

    Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

    Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.

    Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.


    9. Проверка д/з: цитатный план-характеристика образа Моцарта

    10. Составление сравнительной таблицы «Моцарт - Сальери»

    11. Просмотр и анализ видеофрагмента:

    Предлагаю вашему вниманию фрагмент из х/ф «Амадей» чешско-американского кинорежиссера Милоша Формана. Ваше задание – ответить на вопрос: «В чем главное отличие героев фильма от персонажей трагедии?» (Моцарт, герой фильма, насмехается над Сальери, чего не скажешь о персонаже трагедии).

    Итак, А.С.Пушкин наделяет своих героев уважением друг к другу, исключает насмешки и иронию, а значит, они не однозначны.

    12. Приём перекрёстной дискуссии :

    Учащиеся делятся на две группы: 1 – находит положительные и отрицательные черты Моцарта, 2 – Сальери.

    13. Подведение промежуточного итога:

    Чем отличается талант от гениальности? (Талант – выдающиеся способности; Гениальность - высшая творческая способность, вдохновение)

    Какой образ является воплощением таланта, а какой – гениальности? (Сальери – талант, Моцарт - гениальность)

    14. Проблемный вопрос:

    Почему же так труден его путь к совершенству?

    15. Прослушивание и анализ композиций:

    1) Прослушивание аудиозаписи композиции Сальери «Armonia per in templo della notte»;

    2) Словесное рисование;

    3) Прослушивание аудиозаписи композиции Моцарта «Соната №6»:

    Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказали, что музыка австрийского композитора Моцарта оказывает на людей сильное оздоровительное воздействие: повышает умственные способности, увеличивает концентрацию внимания, оказывает благоприятное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, даже эпилепсии, помогает избавиться от душевных проблем, улучшает речь и слух. Известен случай, когда музыка подарила жизнь умирающему 78-летнему маршалу Ришелье Луи Франсуа де Виньро, который, прослушав на смертном одре любимый концерт, пошел на поправку и прожил еще 14 лет.

    4) Словесное рисование.

    5) Беседа (сравнительный анализ композиций).

    Что же посеяло зависть в душе Сальери?

    16. Составление аналитических схем:

    1) «Путь Сальери-композитора»;

    2) «Путь Моцарта-композитора»;

    3) Подведение итога

    (Моцарт наделен даром с самого рождения, а Сальери пришлось упорно трудиться, чтобы достичь славы)

    17. Просмотр и анализ видеофрагмента рок-оперы «Моцарт»:

    1) Слово учителя:

    Это французский мюзикл производства Дова Аттья и Альбера Барона Коэна, посвященный истории жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Он считается одним из самых коммерчески успешных проектов среди вышедших в 2009-2010 гг., с числом проданных билетов более 800 000. Этот спектакль посмотрели не только во Франции, но и в Бельгии, Швейцарии, Украине, России, Японии и Корее.

    2) Компаративный анализ персонажей трагедии и рок-оперы:

    Как выглядят современные композиторы, по мнению режиссеров?

    Меняет ли это суть конфликта между ними?

    3)Проблемный вопрос:

    Почему история взаимоотношений Моцарта и Сальери до сих пор остается актуальной?

    V. Подведение итогов урока:

    1. Ответ на проблемный вопрос урока:

    - «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?

    2. Рефлексия

    Чему научила нас трагедия А.С.Пушкина сегодня? (Не нужно завидовать, не нужно бояться трудностей, нужно быть смелым, действовать по-человечески)

    4. Оценивание деятельности учащихся

    5. Д/з: написать эссе «Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»).

    6. Итоговое слово учителя:

    Завершить наш урок я бы хотела так же, как и завершил свою трагедию А.С.Пушкин: композицией Моцарта «Реквием».

    Реквием – 1. заупокойное богослужение у католиков; 2. многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром для такого богослужения.

    (Звучит аудиозапись).

    «Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием обществу, которое погрязло в зависти, сплетнях, стремлении к материальным благам.

    «Нет правды на земле…» - приговор «ужасному веку» и « ужасным сердцам». Правда будет только тогда, когда человечество искоренит в себе данные пороки. Давайте стремиться к идеалу.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Произведение по жанровому направлению относится к трагедии, названной автором маленькой и созданной в соответствии с единством места, времени и действия в стиле классицизма. Творение является одной из составных частей пушкинского цикла, именуемого «Маленькие трагедии».

    Основой для создания произведения служит легенда о смерти талантливого музыканта Вольфганга Амадея Моцарта, которая не имеет исторических доказательств, поэтому трагедия поэта не может являться историческим произведением.

    Композиционная структура произведения состоит из двух действий и является традиционной, свойственной трагическому жанру, в котором монологи одного из героев Сальери имеют структурную окольцовку, обволакивающую действие пьесы. Внутренняя композиция трагедии представляет собой экспозицию в виде монолога Сальери, содержащего рассуждения об искусстве и собственной жизни, очевидную кульминацию в виде гибели одного из персонажей и философскую развязку.

    Основной темой пьесы поэт рассматривает проявление взаимосвязанных человеческих чувств в виде зависти, таланта и упорного труда, рационализма и творчества, ремесленничества и гениальности.

    В качестве стихотворного размера применяется шестистопный ямб, именуемый шекспировским.

    Персонажи в произведении является вымышленными образами, условно совпадающими с реальными прототипами австрийским композитором Моцартом и итальянским музыкантом Сальери. Образ Моцарта используется поэтом в служебной роли для раскрытия истинной сущности второго героя в образе Сальери, при этом развитие характеров героев на всем протяжении повествования не происходит, а их натуры подвергаются испытаниям.

    Содержание произведения подчеркивает противоположность образов персонажей, в которой Сальери символизирует человеческое самоутверждение, служителя искусства, а Моцарт олицетворяет небесные силы, отождествляющиеся в жизненной беспечности, бессознательности, дышащей гениальности в музыкальном творчестве, поскольку дружит с волею небесной и является сыном гармонии, предаваясь вольному искусству.

    Центральное место в сюжетной линии отводится демонстрации человеческого негативного чувства в виде зависти, которая изображается поэтом в качестве самой разрушительной вещи, являющейся страшным смертным грехом, толкающим людей на совершение преступления.

    произведения передает авторский замысел, заключающийся в проблеме внутреннего состояния человека, которую невозможно разрешить злодейскими поступками, что доказывается поэтом в виде торжества отравленного Моцарта над своим убийцей, утверждая несовместимость двух вещей: гениальности и злодейства.

    Финальное заключение в трагедии звучит как реквием, погребальный гимн, созданный погибшим Моцартом, издающий дивную мелодию, вызывающую слезы и боль Сальери, считавшего себя борцом за восстановление справедливости ради служения искусству.

    Вариант 2

    В 1830 году, в самый плодотворный период болдинской осени, гений Пушкина рождает свету ”Моцарт и Сальери”. Маленькая трагедия, как характеризовал данный жанр сам поэт, стала одной из четырёх воплотившихся на бумаге. Вообще Пушкин планировал написать тринадцать трагедий. Но читателю знакомы только четыре - ”Скупой рыцарь”, ”Пир во время чумы”, ”Каменный гость” и ”Моцарт и Сальери”.

    Произведение состоит из двух сцен, вследствие чего и появилось само название - маленькая трагедия. Но, несмотря на лаконичное изложение в трагедии, Пушкин поднимает глубокий вопрос древнейшего из человеческих пороков - зависти и иже с ней.

    За основу взята легенда об австрийском композиторе Вольфганге Амадее Моцарте и его друге, итальянском музыканте, Антонио Сальери. Однако, действующие лица у Пушкина лишь условно совпадают с настоящими прототипами. Эта история помогла поэту излить на бумаге своё отношение к данному качеству людей и показать масштаб трагедии человеческой души. Кстати, после выхода в свет произведения, практически никто уже не сомневался в том, что Моцарт погиб именно от рук Сальери. Имя отравителя Сальери впоследствии общепризнанно стало нарицательным со значением ”завистник”.

    Главный герой трагедии - Сальери. В то время, насколько бы странным это ни показалось, Моцарт - лицо второстепенное. Автор использует образ гения только для того, чтобы через него показать читателям всю низменность души Сальери, его гадкие мысли и помыслы. Исследуя внутренний мир главного героя, Пушкин обличает зависть, толкающую на преступление.

    Повествование трагедии начинается в доме Сальери. В тот самый момент, когда в его душе происходит некоторый надлом. Сальери долго и упорно шёл к славе - учился красоте музыки и правильности построения мелодий, буквально ненавидит и по-чёрному завидует своему молодому другу и коллеге Моцарту, которому талант был дан при рождении. Его покидает былое спокойствие, поскольку он не в силах совладать с одарённостью.

    В этот момент Сальери становится одержим новой идеей - он желает отравить Моцарта, невзирая на установившиеся между ними доверительные отношения. Поскольку завистник считает молодое дарование ”ошибкой природы”, которое не приложило ни капли усилий для достижения таких высот, а также абсолютно не ценит свой талант и разбазаривает его впустую.

    По замыслу Пушкина Сальери являет собой человеческое самоутверждение, достигнувшее всего кровью и потом, тогда как Моцарт - это олицетворение высших, небесных сил. Противостояние этих сил неизбежно, и здесь Сальери раскрывается полностью, обличая своё грязное нутро. Однако, Моцарт даже не подозревает о том, что творится в душе товарища. Ему нравится общество друга, он чист пред ним как ребёнок.

    Несмотря на то, что Моцарт - второстепенный персонаж, главную мысль в финале трагедии произносит именно он: ”гений и злодейство - две вещи несовместные”. Эта фраза, сказанная умирающим гением окончательно растаптывает душу Сальери. Только теперь он осознаёт, что совершил величайшую ошибку в своей жизни и понимает, что вместе с другом он убил в себе гения, теперь и ему незачем жить. Погибший от его рук талант останется жить вечно в сердцах людей, а он будет забыт.

    Лирический образ Моцарта стал своеобразным отождествлением с самим поэтом, ему также хорошо была знакома зависть. Пушкин прекрасно понимал, насколько этот гнусный порок - зависть - коварен, как она разрушает дружбу и разъедает сердца.

    Несколько интересных сочинений

      В каждом селе есть дома, в которых люди живут скромно, а есть дома побогаче. Однако, если в селе есть мастер на все руки, то там обязательно будет дом, который будет отличаться от всех остальных домов своей красотой

    • Семья Ростовых и семья Болконских (сравнительная характеристика) в романе Толстого Война и мир сочинение

      Для Льва Толстова семья – важнейшая основа для становления человека в обществе, в жизни. В романе представлено множество семей, которые отличаются друг от друга степенью знатности, укладом жизни, традициями, мировоззрением.

    • Сочинение по картине Юона Русская зима. Лигачево (описание)

      Само полотно передает всю красоту и пышность русской зимы. Художник словно воспевает всю прелесть этого времени года и свое восхищение природой. На полотне показана деревня Лигачево в один из прекрасных, но не менее морозных дней.

    • Лето в деревне – это свежий воздух, голубое небо, душистый запах леса, разнообразные вкусные ягоды и грибы. Я с нетерпением жду жарких летних деньков, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу близости к природе.

    • Характеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского сочинение

      Лидия Михайловна – один из ключевых персонажей в рассказе В. Распутина. Молодая, двадцати пяти лет, учительница французского со слегка косящими глазами оказывается своего рода ангелом-хранителем для главного героя рассказа.

    «Моцарт и Сальери» (см. краткое её содержание на нашем сайте) основан на предании, по которому великий Моцарт будто бы погиб, отравленный своим другом, композитором Сальери. Здесь главной темой является страсть зависти. Светлый, жизнерадостный образ Моцарта, его окрыленный гений, оттеняется мрачной фигурой Сальери, который мучительно завидует таланту Моцарта и сам себе в этом сознается (См. Монолог Сальери):

    Сам скажу – я ныне
    Завистник. Я завидую; глубоко,
    Мучительно завидую...

    Сальери – музыкант-труженик; он страстно любит музыку, но у него нет творческого дара; он работал над своими композициями упорно, долго, терпеливо, как ремесленник; он сам говорит: «Ремесло поставил я подножием искусству».

    Моцарт и Сальери. Иллюстрация М. Врубеля к трагедии А. С. Пушкина, 1884

    И вот он видит, что веселый, беспечный юноша, – «гуляка праздный», как он называет Моцарта, без упорного труда, свободно и легко создает гениальные, бессмертные произведения музыки. «Где ж правота», – спрашивает себя Сальери:

    Когда священный дар,
    Когда бессмертный гений – не в награду
    Любви горящей, самоотверженья
    Трудов, усердия, молений послан, –
    А озаряет голову безумца,
    Гуляки праздного!.. О Моцарт, Моцарт! –

    Зависть доводит Сальери до мысли убить Моцарта. Он восхищается его гением:

    Как некий херувим,
    Он несколько занес нам песен райских,
    Чтоб, возмутив бескрылое желанье
    В нас, чадах праха, после улететь!

    Но именно это «бескрылое желанье» упрямого труженика Сальери, «служителя музыки», лишенного таланта, доводит его до преступления. Он старается перед самим собой оправдать свое злодеяние, уверяет себя, что, убивая Моцарта, он тем самым служит искусству, так как Моцарт своим свободным, легким творчеством, без упорного труда и усилий, не поднимает искусство, не приносит пользы искусству. Но как раз перед тем, как Сальери бросает яд в чашу своего друга, Моцарт в случайном разговоре произносит фразу, поражающую Сальери в самое сердце:

    Гений и злодейство
    Две вещи несовместные –

    Значит Сальери не гений? В разговоре Моцарт определяет настоящих «служителей музыки»: они не заботятся «о нуждах низкой жизни», – они целиком «предались вольному искусству».

    Нас мало избранных, счастливцев праздных,
    Пренебрегающих презренной пользой ,
    Единого прекрасного жрецов.

    Реквием Моцарта

    Каждое слово Моцарта бичует Сальери. Он плачет, слушая дивные звуки Реквиема, погребального гимна, сочиненного Моцартом, как будто для себя – но уже не в силах остановить совершенного злодейства. Моцарт обречён на гибель.

    Вам также будет интересно:

    Клод шеннон краткая биография и интересные факты
    Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
    Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
    Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
    Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
    Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
    Тушеная капуста - калорийность
    Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
    Снежнянский городской методический кабинет
    Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...