Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Средства создания художественного образа в тематическом натюрморте. Курсовая работа: Методика преподования натюрморта в начальной школе. Правила составления натюрморта

«Изображение предметного мира. Выразительные возможности натюрморта».

Главная задача искусства и живописи - будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать. Задача художника привлечь внимание зрителя, разглядеть в привычных предметах необычайную суть. В мир, окружающий художника, вводит нас натюрморт. Он дает возможность оглянуться на несколько веков назад, пережить вместе с мастером особо любимые им мотивы. В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится отразить свое настроение. Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца.

Искусство натюрморта имеет свою историю, свои традиции. Как жанр возникло в Голландии. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Наиболее распространенным и популярным натюрморт был в голландском искусстве на рубеже XVI – XVII в.

«Натюрморт» - слово французкое в буквальном переводе означает “мертвая натура”. По-голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь»Итак НАТЮРМОРТ: жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу;

В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир.

Натюрморт – один из самых известных жанров изобразительного искусства. Он имеет много функциональных особенностей: используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества, он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства - тему бытия человека. Натюрморт очень любят многие профессионалы-живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпановывать несколько предметов, понять разность их качеств. С натюрморта лучше начинать овладение рисунком. Его можно рисовать как угодно долго, внимательно изучая его с разных точек, не опасаясь, что он устанет стоять и уйдёт или изменит положение.

Итак: С одной стороны рисовать натюрморт достаточно легко всегда можно найти несколько предметов и составить из них композицию; с другой рисование предметов может показаться ученикам однообразным и скучным.

Как сделать работу более увлекательной и интересной, но в то же время обучающей.

Целью данной работы является:

Показать красоту окружающего мира посредством натюрморта, разнообразив работу над ним, используя разные методы и приёмы

Задачи работы:

    Систематизировать знания учащихся о натюрморте, как жанре в изобразительном искусстве

    Освоить разные способы и стили работы над натюрмортом

    Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству

    Отображать характеристики и черты окружающей действительности, через натюрморт

    передача своего отношения к окружающему миру.

Задачи методической работы обусловлены поставленной целью.

Процесс рисования - сложный комплекс мыслительной и практической деятельности. Зрительное восприятие натуры, как правило, является целостным. При выполнении рисунка натюрморта количество этапов определяется сложностью натюрмортной постановки. Работа начинается с поиска схемы композиции. Подбор предметов осуществляется согласно указанной теме. Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье.

Существуют правила постановки натюрморта

    Набор предметов не может быть случайным, их должна объединять определенная тема.

    Если расставить предметы далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если сблизить – натюрморт получится громоздким.

    Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия.

    Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.

    Существенную роль в натюрморте играет фон. Ведь предметы без поддержки фоном не будут иметь своей выразительности.

Как человек учится читать и писать с самых азов, так и в изобразительном искусстве нельзя сразу уметь рисовать правильно. Несомненно, есть талантливые дети, которые чувствуют и могут передать правильность увиденного. Но даже и они должны знать правила и законы рисования. Необходимые понятия художественной грамоты дети получают на уроках ИЗО. Они изучают правила, учатся поэтапно строить рисунок, анализируют работы. Также как и в других разделах, в теме «натюрморт» существует много закономерностей и необходимых правил рисования.

Важно на начальном этапе работы обратить внимание на такие понятия, как

Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства.

Перспектива круга, квадрата, центральная (по одной точке схода) и угловая (по двум).

Светотень – способ передачи объёма с помощью теней и света.

Свет, тень (падающая и собственная), полутень, блик, рефлекс.

Пропорции – соотношение частей друг к другу или к целому. Метод визирования, ось симметрии.

Существует несколько видов натюрмортов: 1. сюжетно-тематический; 2 учебный; 3. учебно-творческий;4. творческий.

Натюрморты различают: по колориту (теплый, холодный); по цвету (сближенные, контрастные); по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света); по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже); по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки); по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт выполняется в живописи, графике, Также встречается и в скульптуре.Каменные рельефы из плодов, листьев и других декоративных элементов применялись ещё в древности.

Чтобы ребенок имел возможность сосредоточить внимание на главном, не следует в первые постановки включать предметы с большим количеством мелких деталей: фон должен быть простым.

Дети уже к 6-му классу знакомы с многими понятиями, но на данном этапе они рассматриваются в контексте определённой темы – темы натюрморта. Необходимо показать ученикам важность знания и понимания всех этих понятий, дать осознать, что без них нет правильного рисунка, который увлечёт зрителя.

Изучение всех этих правил и законов рисования можно считать подготовительной работой. Сюда же относим и изучение истории натюрморта. Это немаловажно – ребёнок должен знать и понимать всю цельность данного жанра. После того как учащиеся изучили правила и законы, поняли определённый смысл работы, они должны попробовать свои силы в изображении предметов. Ребята оттачивают умения на отдельных предметах быта, на практике применяя изученные правила. Необходимо добиться автоматизма в поэтапной работе. Дети обязаны знать, с чего начинать рисунок.

Натюрморт - это прежде всего предметы, которые организованы тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную идею. На основе рисования отдельных предметов, ученик учится правильно передавать форму предмета, соблюдает перспективу и пропорции, позднее все умения пригодятся в рисовании натюрморта.

Далее идёт поиск схемы композиции. Ребята не всегда понимают, как правильно создать композицию. Чтобы научить их это делать, одних слов недостаточно. Необходима практика. Используем разные приёмы и виды работы.

Смотрим, в какую геометрическую фигуру можно вписать постановку. Рассматриваем несколько постановок, вписанных в одну фигуру, и одну постановку, переставляя предметы, вписываем в разные фигуры

Используем компьютерные технологии. Рисовать – долго, можно воспользоваться операцией «Вставка фигур». Детям нравится создавать изображения, попутно они оттачивают навык работы с компьютером.

Магнитный конструктор: учитель заранее делает плоскостные заготовки на магнитах. Дети тренируются в составлении натюрмортов, располагая магнитные фигурки на доске.

Одним из приёмов работы является фотография. Ученики с удовольствием фотографируют. Перед этим из предложенных предметов создаётся композиция. Затем фотографирование, вывод на компьютер, просмотр, анализ. Сравнивая и обсуждая, легко найти правильное решение композиции. Идёт работа на опережение (в программе 9 класса изучение фотографии). Этот приём не только разнообразит работу, он запоминается детям, помогает видеть достоинства и недостатки предложенных постановок. Если изображения сохранить, просматривать их можно неоднократно.

Учащимся нравится работать над натюрмортом. У каждого получается свой стиль, работы могут быть не похожи одна на другую, тем интересней и познавательней эта работа. Обычно мы устраиваем выставки работ учащихся разных лет.

Чтобы разнообразить работу над натюрмортом, предлагаю использовать приёмы, которые будут интересны ребятам.

Создание натюрморта в технике аппликации. Дети учатся располагать предметы на всей плоскости листа так, чтобы это было выразительно и интересно. Нужно придумать, как разместить предметы на листе, взять цветную бумагу, ножницы и клей. Подобрать красиво бумагу по цвету и определить, каким будет фон. Вырезаем несколько цветных силуэтов простых домашних предметов (кувшин или ваза, кружка, миска или тарелка, круглое блюдо или кухонная доска), а также силуэты нескольких фруктов. А потом составить из них натюрморт.

Не менее интересен вид работы коллаж. Из кусочков цветной бумаги разного тона выкладываются изображения предметов. При выполнении изображения ученики не только соблюдают форму предметов, они стараются подобрать нужный тон, показать светотень. Сама работа увлекательна и необычна.

Приём «Натюрморт-рассказчик» помогает познакомить детей с историей жанра. Учитель приносит предметы для постановки и предлагает ученикам составить композицию. Дети берут предмет, но прежде чем поставить его, читают исторические сведения, связанные с жанром натюрморта.

Изображение декоративного натюрморта решает несколько задач. Дети создавая два с виду одинаковых натюрморта, но в то же время по-разному их оформляют. Они учатся быть дизайнерами. Сильные учащиеся могут сделать два рисунка, слабые – хотя бы один. Кроме того, это просто интересно детям, т.к. не держит их в определённых рамках, а позволяет фантазировать.

Мы стремимся обучить ребёнка не только рисованию, необходимо, чтобы он умел видеть и слышать мир вокруг, был предельно внимательным, мог в привычных вещах увидеть необычное. А главное ребёнок должен уметь представить и перенести это на лист. Помогают такое упражнение как художественный диктант, где ученики слушают описание картины, записывая ключевые слова, затем рисуют по представлению. У всех ребят получается своё изображение, но оно объединено одним сюжетом. В данном упражнении прослеживается межпредметная связь, развитие воображения и восприятие мира через свою точку зрения.

Немаловажную роль играют викторины, опросы, тесты для обучения искусству натюрморта. Возможны разные варианты, использование компьютерных технологий. Идёт живое общение, обсуждение ответов, поиск правильного решения. Дети и сами любители придумывать разные задания, делать презентации, устраивать викторины.

Работа над натюрмортом должна быть системной. Успех работы зависит от ряда условий, которые в целом и создают эту систему. Конечно, дети должны хотеть рисовать, знать правила и законы, выполнять тренировочные упражнения. Использование разных видов работы, позволяет разнообразить рисование натюрморта. Конечно, необходима помощь учителя, постоянный контроль.

Итак, подводя итог, необходимо отметить, что работа над натюрмортом была и остаётся одним из важнейших этапов обучения учащихся рисованию. Она не должна быть надоедливой и скучной, поэтому в своей разработке я постаралась показать как можно разнообразить её, сделать более интересной и захватывающей. Ребятам такие виды работ и упражнений очень нравятся, урок получается насыщенным, но не однообразным. Конечно, большое внимание уделяется правилам постановки и выполнения натюрморта, композиционному решению и правилам перспективы, а также последовательности работы. Но такое разнообразие работ и стилей не мешает реалистическому натюрморту, а наоборот помогает всем учащимся, даже очень слабым, сделать свою работу правильной.

Процесс творчества и результат тесно связаны с мировоззрением художника. В создаваемой им картине участвуют его мысли, чувства, фантазия, мастерство, отношение к изображаемому.Художник всегда ищет наиболее выразительное решение своего замысла, обдумывает сюжет, композицию. Образы, возникающие в его воображении, имеют объективное происхождение, рождены зримыми свойствами реальности и обладают своими конкретными формами. Поэтому живописец, воплощая свой замысел, обращается к тем свойствам предметов и явлений, которые он воспринимает зрительно. Только при наличии зрительной достоверности изображенного можно выразить определенные чувства, мысли, вызвать соответствующие переживания у зрителя, ассоциативные представления которого связаны с предметным миром. В хорошем пейзаже зритель увидит не только материальные предметы, но и естественную игру света и цвета, серебристый блеск росы или переливы красок в утреннем небе. Такое изображение вызывает в памяти забытые впечатления, заставляет работать воображение, приводит в действие мысли и чувства, связанные с прошедшими переживаниями, с прежним опытом. С особенностями этого ассоциативного восприятия и связано эмоциональное и эстетическое воздействие произведений живописи.

Не следует думать, что автор картины, стремясь добиться зрительной достоверности живописи, должен механически копировать облик изображаемого. Для учебной работы характерны прежде всего познавательность, углубленное и всестороннее изучение натуры. Нередко учебные этюды бывают излишне «засушены», «дробны», «протокольны», похожи друг на друга не только в сюжетно- тематическом плане, но и в техническом исполнении. Все это вполне естественно, и «сухость», робость учебной работы нельзя считать признаками ее слабости или отсутствия у автора творческого дарования.

В то же время и вольное отношение учащегося к задачам этюда, некая «лихость» не являются признаками творчества, как иногда считают. Учебные работы бывают недостаточно эмоциональны, свежи и оригинальны, потому что они еще несовершенны в художественном отношении, так как учащиеся еще не имеют опыта, мастерства, не знают всего разнообразия средств для решения учебной задачи или воплощения замысла. Только с опытом придет свободное творческое овладение натурой и ее законами, а также техническое совершенство.

Речь идет о том, чтобы в учебных работах последовательно и четко решались поставленные учебно-воспитательные задачи и во взаимосвязи с этим у учащихся воспитывались и развивались творческие дарования.

Основная часть

Умение видеть и передавать на плоскости трехмерные формы и цвет предметов составляют суть грамоты живописи. Эта грамота приобретается главным образом в упражнениях с натуры. Чем больше художник пишет этюдов с натуры, тем острее становится у него ощущение колорита, гармонии красок и ритма линий. В результате постоянных упражнений в изображении с натуры натюрмортов, пейзажей, головы и фигуры человека развивается наблюдательность, вырабатывается умение подчеркивать существенное, отбрасывать второстепенное, выражать свои эмоции, вызванные красотой окружающей природы, многообразием жизни.

Путь к мастерству начинается с изучения теоретических основ живописи и систематического выполнения практических упражнений. Без знания законов живописи практическая работа учащихся ведется в слепую и профессиональное совершенствование замедляется.

Изображать - это прежде всего рассуждать. Приступая к живописи, надо хорошо продумать свою задачу, ясно определить свою цель.

Еще Леонардо да Винчи говорил, что «те, кто влюбляются в практику без науки, подобны корчим, выходящим в плавание без руля и компаса, ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, и без нее ничто не может быть сделано хорошо в случаях живописи».

Программа курса предусматривает изучение основ живописной грамоты на примере натюрмортов и изображение их средствами живописи в разных материалах.

1. Виды натюрмортов

Натюрморт (фр. nature morte букв. мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики.

Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы.

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI – XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей. Это время художников, прославивших себя в жанре натюрморта, П. Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др.

Натюрморт – наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, простые и сложные постановки, традиционные и остросовременно аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека.

Существует несколько видов натюрмортов:

– сюжетно-тематический;

– учебный;

– учебно-творческий;

– творческий.

Натюрморты различают:

– по колориту (теплый, холодный);

– по цвету (сближенные, контрастные);

– по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);

– по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);

– по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки);

– по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой – естественный, «случайный». Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт.

Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжет-ном соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предетов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт . В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или, как говорили выше, постановочный . Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника.

Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. В тоже время, возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Учебная задача, стоящая перед студентом в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы «выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить в его декоративной переработке, в декоративном решении натюрморта вы должны постараться увидеть характерное в нем и на этом построить переработку.

1. Правила составления натюрморта

Составление натюрморта необходимо начинать с замысла. Через сравнительный анализ приходят к определению наиболее характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатлений. Необходимо помнить, что каждый новый предмет в постановке – «новая мера всех входящих в неё вещей, и появление его подобно революции: предметы меняются и меняют свои отношения, будто попадая в иное измерение».

Немаловажно правильно, соответственно определенной учебной задачи, выбрать определенную точку зрения, т.е. линию горизонта (ракурс). Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции.

Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая, таким образом, еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань может быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Её часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд от зрителя в глубину, к композиционному центру для лучшего пространственного решения.

Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение – искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.

Приступая к работе над живописным произведением, необходимо обратить внимание на следующие основные требования.

1) Освещение ровное, рассеянное, падающее с левой стороны, чтобы тень от руки не пересекала лист. Недопустимо, чтобы лист бумаги освещали солнечные лучи.

2) Лист необходимо располагать не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки. При работе целесообразно отходить от этюда или оставлять его, чтобы рассмотреть издали. Этот прием позволяет более явно увидеть свои ошибки или удачи.

3) Объект изображения (модель) должен располагаться чуть левее рабочего места студента на таком расстоянии, с которого его можно охватить взглядом в целом. Чем крупнее, тем больше расстояние между ним и изображением.

4) Длительные этюды постановок выполняются на бумаге, натянутой на планшет.

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно, студент должен осмотреть натюрморт со всех сторон и определить, с какой точки зрения выгоднее (эффективнее) поместить изображение на плоскости. Прежде чем приступить к живописи, студент должен ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять общий колорит постановки.

Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Студент вначале зрительно знакомится с натурой, а затем его внимание переключается на ее пропорции, характер формы, движение, освещение, цвет и тон. Такое предварительное наблюдение натуры служит ступенью к детальному анализу объекта.

Изображение начинается с легкого карандашного рисунка. Нужно избегать преждевременной загрузки листа ненужными пятнами и линиями. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы.

Задача студента – научиться отделять главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание начинающего от основного характера формы, предлагается прищуривать глаза так, чтобы, форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали.

При работе над натюрмортами уместны как приемы техники «а ля прима», так и многослойная (2-4) живопись лессировками.

Когда все детали прописаны, и изображение тщательно промоделировано тоном и цветом, начинается процесс обобщения.

На последнем и самом ответственном этапе работы над постановкой студент подводит итоги проделанной работы: проверяет общее состояние изображения, подчиняет детали целому, обобщает цветовую гамму. На заключительном этапе работы желательно опять вернуться к свежему, первоначальному восприятию.

Задача заключается не в слепом копировании, а в необходимости творческого подхода к изображению натуры.

юлия сухова

Натюрморт один из интереснейших жанров изобразительного искусства . Внешне бессюжетный, этот жанр является одним из самых философских, отражая все многообразие связей человека с миром вещей.

С натюрмортом , как жанром изобразительного искусства , учащиеся Детской школы искусств им . А. И. Плотнова подробно знакомятся на уроках «Беседы об искусстве » и «Истории изобразительного искусства » . Изучают работы русских и зарубежных мастеров натюрморта .

За 8-лет обучения в Детской школе искусств им . А. И. Плотнова ребята выполняют много заданий, которые можно объединить этой темой – «Натюрморт »

В школе искусств основное внимание уделяется практической работе над натюрмортами – это организация постановок, определение последовательности в работе учащихся, развитие умения воспринимать натуру, работать в различных техниках и различными художественными материалами.

Существуют несколько видов натюрмортов :

Учебные;

Учебно-творческие;

Творческие;

Сюжетно - тематические.

По постановке учебной задачи различают реалистичные, стилизованные и декоративные натюрморты .

Учебный натюрморт (постановочный) ставит своей целью обучение основам изобразительной грамоты, активизацию познавательных процессов и приобщение к самостоятельной творческой работе. Работу над учебным натюрмортом учащиеся выполняют с натуры как по рисунку, так и по живописи.

Учебный натюрморт предполагает следующие решения учебных задач :

Согласовать предметы по размеру, тону, фактуре;

Раскрыть конструктивные особенности предметов;

Изучить пропорции;

Показать материальность предметов.

Работа над натюрмортом может проходить в классе при искусственном или естественном освещении, а также на пленэре.


Учащимся предлагается очень большое количество учебных постановок от самых простых в младших классах (геометрические тела) до сложных в старших (тематические натюрморты ) .

Учебные натюрморты также различаются по своей тематике.

Сюжетно-тематический натюрморт - объединение предметов одной темой, сюжетом. Например «Аллегорические натюрморты » - натюрморты с атрибутами научных и художественных занятий. Символизирую краткость мирских удовольствий и пользу научного труда.



Кухонные натюрморты - это натюрморты с едой , посудой и кухонной утварью, завтраками и обедами.



Цветочный натюрморт - картины с изображением прекрасных даров природы.

Натюрморт в пейзаже – это изображение натюрморта на фоне пейзажа . Здесь главная роль отведена натюрморту , а пейзаж играет вспомогательную роль.




Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетной взаимосвязи с интерьером.

Натюрморт в портретах и жанровых картинах - представляет картины, где предметы обогащают смысловой содержание произведений, формирую пространство. Вещи нередко позируют наравне с героями, символизируя сословные идеалы, отражая нормы поведения, приметы быта, характеризуя профессиональные занятия.


Очень часто натюрморт становится темой для композиции или входит очень важным составным элементом в композицию.

Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры : это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника. Задача декоративного натюрморта состоит в выявлении декоративных качеств натуры, создании общего впечатления нарядности.



Большое внимание уделяется работе над "натюрмортом - фантазия ". Натюрморт , в котором реальные объекты могут быть изображены схематично.

Творческий натюрморт от учебной постановки отличается тем, что ученик в процессе рисования фантазирует, стилизует, преобразует видимый мир. Ребенок не так привязан к точному изображению натюрморта , предметов и их конструкции.

Натюрморт , как жанр изобразительного искусства , открывает огромные возможности для обучения детей изобразительному искусству .

Все представленные выше фотографии являются работами учащихся декоративно-прикладного и художественного отделений Детской школы искусств им . А. И. Плотнова .

Публикации по теме:

«Искусство из проволоки» Нашла очень интересную технику в искусстве это "Плетение из проволоки". Данный вид искусства был изобретен очень давно, когда все украшения.

«Я - преподаватель ДШИ»! Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. В. А. Сухомлинский Кем быть? После.

Рисование натюрморта детьми дошкольного возраста Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные.

Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире Важнейшими социальными институтами, которые формируют личность ребёнка, являются семья, школа и социальное окружение. Дополнительное образование.

Роль семьи в выборе будущей профессии учащегося ДШИ Перед всеми людьми в определенный период времени встает необходимость выбора профессии. Родители зачастую оказывают самое большое влияние.

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр в творчестве многих современных художников. В натюрморте художники стремятся показать мир вещей, красоту их форм, богатство отношений и содержание постановки. В художественных школах натюрморт стоит на первом месте в системе обучения изобразительной грамоте. Пишут и рисуют натюрморты во время аудиторных занятий, также на пленэре. Задачей натюрморта является изучение изображения предметов, используя законов перспективы, правила распределения светотени, правила цветоведения.

Основой составления натюрморта является подбор предметов, по смыслу и содержанию.

Существует несколько видов натюрмортов:

Сюжетно-тематический;

Учебный;

Учебно-творческий;

Творческий;

По постановке учебной задачи- реалистический, декоративный.

Натюрморт на пленэре может быть двух типов: составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественный, “случайный”. Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт. В нем необходимо согласовать предметы по размеру, тону, фактуре. Раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный, целью которого является обучение основам изобразительной грамоты, способствование активизации познавательных процессов и приобщение к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности. Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоское пространство. В то же время, возможно использование нескольких планов, которое необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Творческая задача в декоративном натюрморте в младших классах – интерпретация цвета и владение техникой декоративной живописи, а в старших классах - стилизация.

Из опыта работы в детской художественной школе:

Образцы работ учащихся 1-4 классов, выполненных в жанре натюрморта с различными учебными, сюжетно-тематическими, учебно-творческими и творческими задачами.

Тарасова Аня 3 класс
Преп. Сиразиева С.Ф.

Гарипова Гузель 4 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Хайретдинов Марсель 4класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Файрушина Лея 3 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Хайруллина Диляра 4 класс
Преп. Мухаметдинов Р.З.

Кутик Лида 4 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Хабиев Камиль 4 класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Файрушина Лея 4 класс
преп. Сиразиева С.Ф.

Нуретдинов Айдар 4 класс
Преп.Хазиев М.Ш.

Ганиев Дамир 4 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Сиразеева Алсу 3 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Файрушина Лея 3 класс
преп. Сиразиева С.Ф.

Нуретдинов Айдар 4 класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Сиразеева Алсу 4 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Ахметзянова Юля 3 класс
Преп. Сиразиева С.Ф.

Ахунова Эльмира 3 класс
преп. Сиразиева С.Ф.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...