Куклы не умирают – в них просто перестают играть.
В. Пелевин
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений:
детская игрушка в виде фигурки человека;
фигура человека или животного, сделанная из разного материала и управляемая кукловодом (театральная кукла);
фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И. Ожегова).
Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, который девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.
В. Даль дает следующее определение понятия «кукла» - это сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда животного.
Кукла – предмет культа.
На протяжении тысячелетий человек неразрывно связан с этими таинственными и загадочными существами: куклы встречали человека при рождении и сопровождали его в загробный мир, жили во дворцах и храмах, в залах знатных вельмож и в лачугах бедных крестьян. Куклам посвящено много песен и стихов, для них шили самые смелые наряды и доверяли сокровенные тайны.
Первая кукла, по мнению исследователей (археологов, искусствоведов), связанны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Самая древняя функция фигурок, изображающих живых существ, ритуальное. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам. Первыми ритуальными куклами были примитивные фигурки из сучьев и корней, позже из обожженной глины. Брать в руки изображение людей дозволялось только старейшинам рода, посвящённым во все тонкости магических обрядов.
За шестнадцать столетий до нашей эры в древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии, посвященные Осирису и Изиде, а фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина.
У самых примитивных племен кукла олицетворяла собой мертвое тело которое хоронили после похорон реального покойника, чтобы не дать ему возможность вернуться на землю и причинить вред живущим. Позднее возник обычай после смерти кого либо из членов семьи изготовлять деревянную куклу, которая становилась вместилищем души покойного: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком. Надежды на урожай соединялись с верой помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображение мертвых. Они свято верят в то, что особым образом изготовленные подвижные и не подвижные фигурки помогают душе в загробных странствиях.
Как известно, у многих народов культы смерти и плодородия неразрывно связанны между собой. И нет ни чего удивительного в том, что одни и те же атрибуты кочуют из культа в культ, приобретая дополнительные символические значения. Так, кукла, начавшая свой путь среди людей как мрачный атрибут погребального ритуала, постепенно приняла иное обличие.
По всей Земле возникли обряды, связывавшие куклу с культом женского плодородия. Во многих африканских племенах есть обычай дарить девочки, достигшей возраста половой зрелости, особую куклу – ее полагается бережно хранить до рождения первого ребенка. Как только ребенок родился, молодая мать получает в подарок от своей матери еще одну куклу – и так далее. Примечательно, что фактически идентичные обычаи известны у народов Крайнего Севера.
Алтайцы передают по наследству по женской линии тряпичных кукол, олицетворяющих духов предков – женщин. Такие куклы называются «энекелер», что означает «бабушка». Их берегут, почитают и оберегают от мужчин – по поверью, не только прикосновение, но даже взгляд мужчины способен оскорбить «бабушку» и накликать беду на весь род.
А юные жительницы древней Эллады и Рима, наоборот, получали кукол в подарок только до тех пор, пока их считали детьми. Да и сами эти куклы изображали именно детей разного возраста – от грудных младенцев до пяти-шестилетних карапузов. Сделанные из терракоты или искусно вырезанные из слоновой кости, эти игрушки служили тем же целям, что и их современные «потомки» - маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только на кануне свадьбы невеста расставалась со своей терракотовой или костяной подружкой, принося ее в жертву на алтарь Венеры…
Издревле люди верили, что куклы могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье.
Куклы – обереги выполняли защитную роль, им не когда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вмести с лицом они получают и душу.
Еще
до рождения ребенка мать готовила ему
куклу, которую клали в колыбельку, чтобы
она охраняла ее от недобрых сил. С ней
ребенок рос, учился ходить, произносил
первые слова. Когда не мог долго уснуть,
мама клала ему в кроватку свернутую из
лоскутков куклу - Бессонницу – берегиню,
оберег малыша. Куклы передавались в
семьях из поколение в поколение.
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения.
Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было свое имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило.
Во
многих культурах кукла используется
для магических обрядов, считается, что
магия с использованием кукол самая
сильная и не обратимая. Как правило,
кукла олицетворяет дух покровителя или
человека на которого совершают магический
обряд. Для шаманских ритуалов, используются
куклы – дух и кукла – реципиент, парой
используется кукла с двумя ликами. В
магии Вуду, колдун из воска изготавливает
куклу и протыкает ее иглами, при этом
человек которого изображает кукла
испытывает страшные муки.
В средневековой Европе католическая церковь негативно относилась к куклам. Такое резкое их неприятие было вполне обосновано – рукотворные изображения людей, издревле являвшиеся ритуальными предметами, нашли свое применение в магических обрядах средневековых ведьм и колдунов.
Однако, куклу использовали не только для того, чтобы навредить, но и для того чтобы исцелить, например: на Ближнем Востоке шаманы лечили переломы с помощь кукол, для этого изготовлялась кукла с переломанной конечностью и над этой куклой читали заклинание и выпрямляли или наращивали конечность, потом куклу дарили пациенту и конечность быстро срасталась.
В Африканских племенах шаманы делали кукол из глины и воска, и лечили сначала куклу, видь считалось, что при лечении шаманы открываю дверь в иной мир и духи, привлеченные слабостью больного, не навредили ему.
В Восточной Европе применялся оригинальный способ лечения больных для этого делали куклу без лица из соломы или тряпок и внутрь зашивали уголь или осиновую чурочку. После этого куклу клали в постель больного, а как только болезнь переходила на куклу, ей рисовали лицо и торжественного сжигали.
Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимаю участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель обычно, персонажи этого библейского сюжета – куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющие имитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп – переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена – вифлеемские ясли, нижняя – дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.
Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.
Кукла – произведение искусства.
Когда
кукла перестала быть частью культов и
обрядов она обрела новую функцию –
эстетическую.
Судьба и предназначение куклы породили бесконечное многообразие ее видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность и практическая польза не имеют значение; они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, красоту и выразительность форм. Эти куклы, подлинные произведения искусства, задумываются и рождаются, подобно живописи или музыке, и главное в их природе – художественный образ. Именно художественные авторские творения способны расширить обыденные представления о месте и роли куклы.
Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. С этой целью во Франции создают прекрасный пандор, которые были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчина»).
В середине XX века – века новых технологий и синтеза искусств – появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - художественная кукла. Эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов.
На сегодняшний день можно сказать, что в России происходит настоящий кукольный бум. У нас существуют удивительные, не на кого не похожие художники авторской куклы.
Так что же такое авторская кукла? Википедия следующим образом отвечает на этот вопрос «Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определенным человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (Bjd): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.
Умение создавать кукол, воплощая в них нереализованные детские фантазии и сказочные мечты – редкий дар. Создание куклы – процесс трудоемкий и долгий.
Мир авторской куклы – это своеобразная мастерская, где создаются самые необычные и удивительные образы. Кукла может быть не только подобие человека, в ее природе заложена способность делать то, что человеку не доступно.
Современные
художники уже создают работы, которые
можно с большим трудом отнести к куклам,
несмотря на их кукольную технологию.
Скорее их можно назвать фигурами,
объектами. Их нельзя отнести к бутафории,
скульптуре малых форм или одетой
скульптуре. Они слишком подробны,
отточены, ювелирны. Тема авторской
художественной куклы только начала
звучать на российской сцене.
Авторская кукла в России берет свое начало в среде профессиональных художников. Живописцы, скульпторы, дизайнеры, художники театра и кино, ювелиры, мультипликаторы, декораторы нашли в искусстве авторской куклы способы самовыражения и реализации. Именно поэтому художественный уровень российских кукол очень высок. Уже позднее, когда это стало популярно, появилось множественно кукольников-любителей, среди которых иногда рождаются настоящие профессионалы.
Каждая кукла – неповторимое произведение искусства, кропотливая работа, требующая от художника не только полета фантазии, но и солидного мастерства скульптора, знаний анатомии и огромного терпения. Она уникальна не только тем, что сделана в единственном экземпляре. Частица души художника живет в кукле, превращая ее в настоящее произведение искусства.
Кукла – это не просто кусок пластмассы с нейлоновыми волосами, кукла – это месяцы напряженной работы, во время которой руками мастера создается неповторимый образ. «Каждая кукла рассказывает свою сказку и для каждого человека она своя!» (Макарусь Е.В.).
Кукла
– игрушка.
Кукла – воплощение мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.
История куклы-игрушки началась очень давно, развивалась и продолжает развиваться бурными темпами в наше время. Однозначно только одно: игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребенка формируется ум, физические и нравственные качества.
С куклой ребенок общается, как с другом или как с врагом. С ней он может проигрывать любую ситуацию – ссора с врагом из детского садика, урок, встреча с друзьями, свадьба. Нет ни чего более завораживающего, чем подглядеть за ребенком, играющим с куклами, и подслушать его лепет – в котором отражаются все уроки, полученные за день.
Психологи утверждают, что ребенок отожествляет себя с куклой. Она вводит в детский мир новые смыслы, может усилить или скрыть реальный образ, помочь выдумать и надеть первую в жизни психологическую маску. Фрейдисты вообще говорят, что, играя с куклой, человек работает с архетипом, называемым Тенью. «Тень» - это то, что сам человек в себе не видит и не хочет признавать.
Когда появились игрушки? Можно предположить, что игрушки почти ровесники человечества. Археологи до сих пор находят в раскопках древних становищ различные фигурки с изображением животных и людей. Однако многие ученые считают, что это вовсе не игрушки неандертальцев, а предметы культа.
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме новорожденному дарили погремушки. Постукивая ими, матери и кормилицы напевали колыбельные песни.
За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол, особенностью которых является их способность к движению и даже к самодвижению. Это и знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Песец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др.
Однако в XIX столетии большая наука охладела к механическим игрушкам – автоматам. Прямые потомки этих шедевров – механические заводные игрушки – простые, неприхотливые и общедоступные, не только не утратили своей популярности, но и стали сходить с фабричных конвейеров тысячами и десятками тысяч и до наших дней доставляют радость малышам.
Очевиден тот факт, что чем спокойнее время, тем больше игрушек у детей. Когда кузнецам не нужно было ковать копья, они мастерили оловянных солдатиков. Наверняка в будущем игрушки, которыми играют наши дети, значительно «поумнеют». Через год – другой знакомые всем с детства плющевые мишки, куклы и солдатики будут взаимодействовать с компьютерами и учиться играть в новые игры, подобранные специально для каждого ребенка. Дети будут сами задавать дизайн своих игрушек и совершенствовать их. Игрушки будут собирать информацию о вашем ребенке, плачет ли он, смеется ли, взволнован. В конце концов, не исключено, что дело дойдёт до того, что игрушки обретут искусственный интеллект и станут надежными нянями нашим детям.
Кукольный театр
Куклы и актёры-кукловоды
Теа́тр кукол - одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.
Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой , но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно - временно́го искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.
Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временно́го искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временно́го искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.
История
Искусство кукольников очень старое - в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте , во время которых женщины носили куклу Озириса . В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма . Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота , Ксенофонта , Аристотеля , Горация , Марка Аврелия , Апулея . Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. - Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)
История театра кукол в России
Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом , зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием .
В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани . В 1733 году , по приглашению Анны Ивановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте .
Одним из самых известных кукольных театров России является .
Виды театров кукол
Кукла-марионетка
Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.
Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.
Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических , а в ряде стран Юго-Восточной Азии героико-патетических представлений.
Вертеп
Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем - сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше - одноэтажная шопка, в Беларуси - трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.
Театры кукол Юго-Восточной Азии
Техника кукольного театра
- Ва́га - приспособление для управления куклой-марионеткой.
Виды кукол
- Марионетка (в том числе штоковая)
- Кукла на вертикальном гапите
- Кукла на горизонтальном гапите
- Гапитно-тростевая кукла
- Кукла на тростях
- Пятачковая кукла
- Вертепная
- Планшетная (выводная) кукла
- Мимирующая
- Кукла театра теней (в том числе яванская)
- Ростовая кукла
В настоящее время особой популярностью в США пользуются мимирующие куклы, на Украине - пятачковые петрушки и вертепные, в Европе - марионетки. Использование выводной куклы в среде профессионалов не приветствуется.(?)
Крупнейшие театры кукол
Россия
- Одним из самых известных кукольных театров является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова
- Московский сказочный театр
- Нижегородский государственный академический театр кукол (один из двух академических театров кукол в России)
- Ярославский театр кукол
Украина
На Украине развивается академическая театральная школа:
- кафедра театра анимации Харьковского государственного университета искусств им. Котляревского,
- кафедра театра кукол Киевского национального университета театра и кино им. Карпенко-Карого.
- Днепропетровский театральный колледж
Также набраны курсы в других университетах, например, во Львове .
Западная Европа
Театр кукол в психологии
В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики - кукольный театр.
Примечания
Литература
- Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров. - Приложения. - Кн. 1. - Спб., 1895. - С. 85-185.
- Шафранюк В. А. Кукольное пространственно-временное искусство
См. также
Кукольные театры России | ||
---|---|---|
![]() |
Театральные направления | ||
---|---|---|
![]() |
||
Музыкальный театр | ||
Жанры | ||
Театральные школы | ||
Направления в театре | ||
Разновидности театра | ||
Камерный театр | ||
Разное |
театральные училища театральная терминология театральные амплуа театральные критики |
Кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения .
Театр кукол
В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными , горельефными) и плоскими куклами-актёрами . Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами , а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами.
Среди театров кукол различают три основных типа:
- Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой , но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
- Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
- Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри (актёр-кукловод находится внутри кукол больших размеров). К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней . В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или объёмных кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки (они управляются сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами), перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла, надетая на одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно-временного искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.
Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём, одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временного искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.
История
Искусство кукольников очень старое - в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте , во время которых женщины носили куклу Осириса . В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма . Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, играх с овеществлёнными богами . Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота , Ксенофонта , Аристотеля , Горация , Марка Аврелия , Апулея . Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. - Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)
Виды театров кукол
Кукла-марионетка
Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.
Различие в формах представлений обуславливается, чаще всего, национальными традициями страны; задачами, которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.
Для искусства кукольного театра характерны: способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания и образная нарицательность. Это определяет включение в репертуар театров кукол сатирических , а в ряде стран Юго-Восточной Азии - героико-патетических представлений.
Вертеп
Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем - сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше - одноэтажная шопка, в Беларуси - трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.
Театры кукол Северо-Восточной Азии
Виды кукол
- Марионетка (в том числе штоковая) - кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.
- Петрушечная (перчаточная) кукла - персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
- Кукла на вертикальном гапите - гапит закреплен вертикально, голова куклы изготавливается теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
- Кукла на горизонтальном гапите - гапит закреплен горизонтально.
- Кукла на тростях - получила своё название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
- Вертепная - небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица - только намечены.
- Планшетная (выводная) кукла - театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.
- Мимирующая - применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
- Кукла театра теней (в том числе яванская) - плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.
- Тантамареска - это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.
Театр кукол в психологии
В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики - кукольный театр.
Примечания
Литература
- Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров . - Приложения. - Кн. 1. - Спб., 1895. - С. 85-185.
В куклы играют только дети? Как бы не так! О своем удивительном творчестве, которое стало главным делом жизни, нашему порталу рассказал удивительный мастер-кукольник, работы которого можно найти по всему миру, и просто человек, влюбленный в свое дело, Лиза Бабенко. Предоставим слово самому мастеру.
Рассказывать про себя всегда немного странно. Очень сложно не скатиться в суровый официоз вроде - родилась там-то, училась тому-то, достигла того-то или не достигла.. Но с другой стороны, все начинается с каких-то вещей, с какого-то момента в жизни. Мое нынешнее занятие пошло родом из детства - чему тут удивляться, я мастер-кукольник. Конечно, в детстве я и играла и лепила, но в детстве мы вообще получаем радость и удовольствие от простых вещей: прогулки, рисования, игры.
Сложности начинаются, когда мы становимся взрослыми, а детстве все очень просто, ты предпочитаешь заниматься тем, чем хочется, ведь дети не будут тратить время на дурацкие и неинтересные занятия. И это такая потрясающая честность, которую сложно допускать в более взрослом возрасте. Поэтому многие творческие люди, как мне кажется, стараются поймать и вернуть этот чистый кайф из детства, отыскать глубоко в себе ту самую честность. По крайней мере, у меня это так. Потому, если меня кто-то спросит, зачем я вообще занимаюсь куклами, то, прежде всего, я отвечу, что мне это доставляет удовольствие.
Мне больше всего нравится именно лепить. С нуля. Руками. Чувствовать материал, смотреть, как рождается лицо, тело. Стругать, налепливать новые кусочки... И только потом уже будет все остальное - материальное вознаграждение за труд, талант, умение, время.
Я понимаю, что даже если бы не было Интернета и моих кукол некому было бы показывать, я бы все равно лепила. Ну и еще бы рисовала. Впрочем, в кукольном деле и это пригождается - роспись лиц требует твердой руки и умения обращаться с цветом и красками, пастелью.
Начав профессионально заниматься куклами, мне пришлось освоить несколько профессий. То есть я не просто скульптор или человек, который умеет лепить человеческую и не только фигуру и лица. Я еще и визажист, и постижер. И обувных дел мастер. Туфли я леплю. Тоже с удовольствием, это отдельный дзен для меня. Увы и ах, единственное, чему я не научилась, это шитье. Одежду я могу слепить. Запросто! Но работать с тканью - это отдельная тема. Потому я обращаюсь за помощью к мастерам, которым это хорошо удается и они помогают мне в работе надо образом и воплощают задумки.
Помимо прочего, мне бы не хотелось, чтобы мое занятие определяли как «кукольное ремесло». Мне все же хотелось бы, чтобы к моим куклам относились как к скульптурам, но подвижным. Я не люблю упрощения, но люблю высокую детализацию и миниатюру. Потому, в свое время, выбрала небольшой формат для своих работ, но и отказалась от обобщения, большой стилизации. Мне нравится лепить кукло-людей - эти объемы, детали, изгибы. Это так красиво. Как можно что-то упускать или упрощать?
Я действительно считаю, что человеческое тело прекрасно. Красота, на мой взгляд, может быть разной и часто это нужно разглядеть и суметь показать другим.
Начинала я, конечно, с воплощения своих представлений о красоте и лепила фигуры, которые, на тот момент, казались мне наиболее привлекательными. Так появились на свет несколько кукольных серий - Belle Petite (чье производство, правда, уже закрыто), Top Model и Femme Fatale. Бель петит - ладная молодая женщина - невысокая, с округлыми линиями, что-то среднее между подростком и взрослой, сформировавшейся леди.
Коллекция кукол Бель петит
Топ модель - мое представление о том, как должна выглядеть идеальная модель - высокая, тонкокостная, изящная, с небольшой грудью, длинными, красивой формы, ногами, с тонкой талией, острыми ключицами и выпирающими тазовыми косточками, узкими запястьями и щиколотками.
Коллекция кукол Топ модель
Фам фаталь - шикарная взрослая дама с красивой формой груди, покатыми плечами, осиной талией и крутыми бедрами. Она вся такая плавная и волнующая - воплощение роковой женщины в моем представлении. Кстати, у последний больше поклонников среди коллекционеров мужчин.
Коллекция кукол Фам фаталь
В планах у меня воплощение и других женских типажей, возможно. Не таких однозначных, но, надеюсь, мне хватит терпения и интереса довести до ума все задумки.
Красоту мужского тела я смогла оценить не сразу. Все же, я девушка, женское мне ближе, роднее. В конце концов - подошла к зеркалу, посмотрела, что и как. У мужчин все другое, это как учить иностранный язык. Сейчас в работе сразу 2 мужских тела и уже в планах 3-е.
Многие считают, что куклы - это чудачество. Я могу понять такое мнение, все же это не предмет первой необходимости. Не еда, не одежда, скорее это то, что питает наши эмоциональные потребности, ту же жажду доступного прекрасного - протяни руку, и оно с тобой.
Я отношу своих кукол к искусству, но контактному. Которое можно взять в руки, рассмотреть, погнуть, потрогать, переодеть даже сменить эмоцию. Процесс игры ведь тоже творческое действо. Играя, ты являешься со-творцом. И это тоже доставляет удовольствие. А кому-то нравится просто созерцать. Красивая кукла ведь тоже украшение, и не только дома, но и мыслей.
Именно поэтому я как-то сразу увлеклась работой именно с шарнирными куклами. Я почти не делала статику. Ну, разве что, несколько статуэток - воплотила героев из своих историй про девочку-ведьмочку. Пожалуй, они единственные, у кого не было шарнирных сочленений. На их примере я училась лепить. Знакомилась с материалом, подбирала инструменты.
А потом сразу же занялась шарнирной куклой. Я уже так много раз повторяла это слово, но так и не пояснила его. Основная особенность шарнирных кукол в том, что они могут менять позы, благодаря наличию шарнирных сочленений, практически повторять радиус движений человека. Но тут нужно оговориться - это во многом зависит от таланта художника и того, хороший ли он инженер - сумел ли разработать хорошие шарниры, позволяющие кукле принимать красивые и естественные позы. А также это во многом зависит от задач - нужна ли кукле сверхподвижность или можно обойтись простыми, традиционными решениями изготовления шарниров. У меня, к примеру, есть несколько ноу-хау - шарнирных решений, которыми я горжусь, когда сам шарнир практически не видно, но кукла при этом может сидеть на корточках.
В целом, все мои куклы можно разделить на 2 основные категории - базовые и фулстеные. При заказе базовых кукол покупатели выбирают сами макияж, цвет волос, тип тела, лицо, жесты кистей рук и тип стопы - под каблук, пуанты или просто плоские. То есть, формируют куклу по своему вкусу.
С фулсетными все немного по-другому. Это коллекционные куклы со своей историей. В этом случае, история рождается сама или во время работы над куклой, обрастает деталями. У этой куклы уже есть характер, образ. Она является законченным арт-объектом, у нее есть наряд, состоящий из большого количества деталей, соответствующая образу прическа, туфли, сертификат. Такие куклы единственные в своем роде. Теоретически, их тоже можно раздеть, но не думаю, что поднимется рука.. Тем не менее, даже с ними можно играть, при желании, только очень осторожно и бережно.
Вот, к примеру, последняя моя коллекция: Мистическая семья. Каждому героя я пишу по кусочку романа, как бы посвящаю главу, рассказываю его историю. Несмотря на это, все герои взаимодействуют между собой в той или иной степени, потому на выставке было важно расположить их в определенном порядке, демонстрируя, кто кем кому является. Граф располагался в кресле и держал за руку жену. Стоявшая рядом с ним графиня приобнимала их дочь Аннабель, что сидела рядом на высоком пуфе.. Чуть поотдаль стояли, обнявшись, 2 сестры, Инсомния и Амнезия, самые важные люди друг для друга. Все они словно собрались для парадного семейного портрета, позируют то ли фотографу, то ли художнику.
По контрасту с мистическими истории кукольного семейства, сейчас я работаю скорее над детским проектом: леплю шарнирного пупса со вставными глазами. Тем не менее, малышка будет вполне в моем стиле, однако более радостной и позитивной по настроению.
Как видите, куклы - это целый мир, открытый не только детям, но и взрослым, и способный привнести в нашу повседневную жизнь красоту, фантазию и вдохновение.
Кукольное искусство древних
Механические куклы
Бытовая кукла
История марионеток
Драматургия кукольного театра
Кукольные театры народов мира
Пародия, как основа репертуара
Персонажи кукольного театра
Церковь и театр кукол
Конфликт с церковью
Из древнего кукольного представления ваянг-кулита вырос прекрасный, существующий и сегодня театр. Не лишнее ли это свидетельство утверждения литературоведа Александра Ивановича Белецкого о том, что «магическое начало, лежащее в основании первобытной религии, вызвало к жизни и первобытное искусство».
Уже в древнем ваянг-кулит применялись декорации. Основательность спектакля, то есть обозначение места действия (ворота дворца, горы, лес и т. д.), была необходима для большей достоверности рассказа. А сам рассказ, поразительная смесь магии и реальности, оставался документом времени, так как являлся своеобразным вариантом «яванского космогонического мира, рассказывающего о земной жизни божественных предков двух половин племени, об их рождении, возмужании, женитьбе и основании первого поселения. Все действующие лица в этом мире расположены в соответствии с организацией племени в первобытном обществе, разделенном на две экзогамные группы (фратрии), и ведут себя в зависимости от их постоянного места в космогонической системе, устройство которой тоже моделируется на основе двоичного деления племени».
Шарль Маньян связывает первые упоминания о кукольном искусстве с празднеством Дионисия или Вакха в Египте, ссылаясь на несколько источников, в том числе и на работы Геродота. Эти представления описывались им так: «Женщины ходили из деревни в деревню с песнями и носили небольшие статуйки, в один локоть вышиною, члены которых приводились в движение посредством веревочек. Впереди шел флейтист. Подобные куклы встречаются впоследствии и в Сирии, в Шерапольском языческом храме, как видно из трактата псевдо-Лукиана».
Археологические реликвии помогли восстановить картину древнейшего празднества на территории Египта, посвященного жизни богов Осириса и Исиды (VI-VII века до нашей эры). Зрители этого представления не усаживались в одном месте. Толпы смотрящих группами располагались по обе стороны дороги, а спектакль громоздился на многих колесницах. Подъехала к первой группе зрителей такая телега, актеры сыграли на ней первую сцену - колесница поехала дальше. Подъехала следующая - вот и продолжение действия (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название «педжент»). Расчлененность единого действия на отдельные сцены, игравшиеся к тому же разными актерами, - еще не самая существенная особенность этого представления. Главное заключалось в том, что роли богов исполнялись только с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками. За человеком закреплялись вспомогательные функции. Взять на себя исполнение роли бога он не мог.
Упоминание об этих первых представлениях с куклами мы встречаем и в других источниках. Известно, что праздник Осириса и Исиды в Египте обставлялся с большой постановочной роскошью. И здесь - история жизни «божественных» предков, история рождения любви, женитьбы Осириса и Исиды. Образы богов обретают более собирательный характер. Они выражают уже идеологию не одного только племени, а целого народа. Но и здесь - необходимо отметить это - человек изображает бога, таинственное высшее существо не с помощью костюма, ряжения, не с помощью собственного тела, он отчуждает от себя, от своей бренности некую бессмертную идею. И выражает он эту идею неизмеримо менее смертным (а в глазах зрителей и вовсе бессмертным) материалом, нежели он сам, смертный человек.
Зрители, очевидно, с большим интересом следили за историей жизни и любви двух богов. Можно предположить, однако, что более другого их потрясал именно факт одушевления, движения тех существ, которых он привык сидеть только в мертвом скульптурном изображении.
Идею бессмертия бога, воплощаемую человеком во всем разнообразии ума, таланта и выдумки, на многие века сохранил культовый театр, широко известный по описаниям древнегреческих и древнеримских историков. Огромные фигуры-автоматы, неподвижные и роскошно украшенные (их изготавливали из драгоценных металлов, реже - драгоценных пород дерева) приходили в движение только в самые торжественные моменты культового действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле слова, но элемент театрализации в подобных представлениях существовал вне всякого сомнения. С помощью пара, приводных ремней люди управляли движениями своего рода кукол, и это отделение, отчуждение изображаемого в некую будто бы самостоятельно существующую субстанцию имело, по сути своей, тот же характер, что и культовый театр Древнего Египта.
Механические куклы