Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Деятельность как способ жизни человека. Деятельность как способ существования человека

Человечество отличает способность действовать в своих интересах, создавая масштабные, всеобъемлющие блага. Это делает нашу жизнь комфортной.

Деятельность как способ существования людей определяет благосостояние каждого отдельного человека и общества в целом. Такое поведение позволяет менять мир вокруг нас. Что собой представляет этот процесс, а также что способствует деятельности человека, необходимо рассмотреть подробнее.

Общее понятие

Человеческая деятельность - это форма взаимодействия с миром, который нас окружает. Этот процесс дает людям возможность познавать мир, а на основе полученных извне данных они строят свои поведенческие модели. Совокупность этих особенностей выливается в способность человечества менять мир.

Благодаря деятельности мы можем удовлетворять свои потребности в материальных благах (пища, жилье, одежда и т. д.), а также развиваться духовно. Этот процесс подразумевает, например, занятия искусством, наукой и т. д.

Также деятельность человека может быть направлена на саморазвитие, совершенствование своей личности. Укрепление силы воли, развитие определенных качеств характера или способностей приносит плоды в будущем.

Отличительные черты

Деятельность - это возможность улучшить окружающие условия, преобразовать мир так, чтобы нам было комфортно существовать в соответствующих условиях. В интересах людей с каждым годом создаются новые блага, которых никогда не было в природе.

Человеческую деятельность отличают общественный и преобразующий характер, а также продуктивность и сознательность. Это нас отличает от поведения других живых существ в рамках, установленных природой.

Мы сознательно выдвигаем наши цели, что позволяет предвидеть конечный результат. Наше поведение приводит к получению продуктов, благ. Для этого человек применяет различные орудия. Преобразующий характер труда человека позволяет менять самого себя, а также окружающую реальность. Общественный характер деятельности проявляется в способности вступать в контакты и в сотрудничестве производить общие для всех блага.

Потребности человека

Создавая необходимые условия для существования, человек удовлетворяет свои потребности. Люди переживают и осознают свою нужду в определенных условиях, создаваемых для поддержания жизнедеятельности, а также личностного развития.

Потребности чаще всего объединяют в 3 группы. Это естественная, социальная и идеальная нужда человека в создании конкретных условий своего существования.

Естественные потребности даны нам природой. Мы рождаемся с ними, поэтому они биологические (или физиологические). Сюда относят все потребности, необходимые для жизни, воспроизводства: пища, жилье, вода, сон и т. д.

К социальным причисляют нужды, связанные с трудовой и общением. Людям требуются достижения, признание со стороны окружающих.

Высшей ступенью являются культурные нужды. Это позволяет человеку развивать свои духовные способности, таланты, а также познавать окружающий мир.

Взаимосвязь потребностей

Изучая деятельность как способ существования людей, следует уделить внимание взаимодействию потребностей. Все три категории, рассмотренные выше, взаимосвязаны. Например, при удовлетворении своих нужд в пище человек проявляет заботу о разнообразии блюд, эстетике стола, красоте и чистоте столовых приборов, о приятном обществе и т. д.

Особенностью человеческой натуры является крайне редкое состояние полного удовлетворения своих потребностей. Если какая-то нужда удовлетворена, всплывает другая, захватывая его внимание и заставляя направлять усилия в определенную область.

Также потребности имеют свою иерархию. Пока не удовлетворены природные не обращает внимания на свои социальные и культурные нужды. Чтобы развиваться духовно, необходимо иметь какой-то минимум удовлетворенных потребностей в еде, общении и т. д.

Структура

Изучая, какие основные определяются в ходе нашего эволюционного развития, нельзя упустить из виду структуру этого процесса. Все наши действия определяются целью. Чтобы ее достичь, человек пользуется определенными средствами. Это позволяет получить требуемый результат.

Цель является осознанием последствий, на достижение которых направлены силы человека. Сначала при этом возникают мысленные контуры будущего продукта или результата. Далее человек задумывается, какие средства помогут ему прийти к желаемой цели.

Воспользовавшись необходимыми орудиями, получив определенные знания и умения, человек получает результат. Это могут быть как материальные, так и духовные блага. Этого человек желает осознанно.

Основные виды деятельности

Деятельность как способ существования человека и общества имеет несколько основных направлений. Их классифицируют по разным признакам. В первую очередь процесс созидания может быть практическим или духовным. Это зависит от нашего отношения к миру, который нас окружает.

Когда меняется сознание человека, речь идет о духовной деятельности. Преображая материальные объекты, существующие в нашей реальности, люди производят практические действия.

Деятельность также может быть прогрессивной и реакционной. Это связано с ходом истории и развитием личности каждого члена общества. Также наши усилия могут быть созидательными или разрушительными.

Деятельность бывает законной или запрещенной, приемлемой и аморальной. На формирование этих разновидностей повлияли основные нормы морали, общекультурные ценности.

По социальному признаку различают массовую, коллективную или индивидуальную работу. Она бывает творческой, инновационной, шаблонной, монотонной или изобретательской и т. д.

Мотивация

Мотивация деятельности является той причиной, по которой человек выдвигает ту или иную цель, занимается определенной работой. К созиданию или разрушению нас подвигает именно такое объяснение.

Мотивом является побуждение. Порой различные причины ведут к выполнению одного и того же вида деятельности. Например, группа людей читает книгу. Один из них делает это потому, что у него есть тяга к новым знаниям. Другой же человек читает, чтобы занять свое свободное время. Третий представитель группы занят этой деятельностью, чтобы заслужить одобрение других членов группы.

Случается, один и тот же мотив приводит к различной деятельности. Например, желая заслужить признание общества, человек может проявлять свои способности в производственной, спортивной или социальной сфере и т. д. Многообразие мотивов и целей определяет совокупную деятельность.

Осознание деятельности

Деятельность как способ существования людей является осознанным процессом. Однако степень этого познания может быть разной. Мотивы формируются под влиянием интересов, потребностей, а также убеждений человека. Они придают смысл действиям.

Весь процесс работы человека по достижению своих целей состоит из последовательности определенных актов. Их называют действием. Например, в процессе получения образования мы читаем определенную литературу, слушаем лекции преподавателей, записываем изложенный ими материал, решаем задачи и выполняем указания учителей.

Когда цель поставлена и при этом человек представляет ее результат, а также установлен порядок выполнения действий при помощи конкретных средств, это называют осознанной деятельностью.

Однако в реальности этот процесс может выходить за рамки целей и побуждений. Сильные чувства, эмоции способны оказывать влияние на действия. При этом осознание цели может отсутствовать. Это вызывает импульсивные поступки. Такая деятельность называется малоосознанной.

Стимулирование

В процессе работы человека в различных направлениях возникает мотивация и стимулирование деятельности. Если мотив выступает причиной, по которой мы осуществляем те или иные поступки, то стимулирование - это вознаграждение. Это придает деятельности эффективность.

Мотивация и стимулирование представляют собой стратегию. Они взаимно друг друга дополняют. Например, предприятие может одновременно улучшать условия труда, при этом повышая заработную плату. Комплексность дает хороший результат.

Но стимулирование и мотивация могут также противостоять друг другу. Например, зарплата увеличилась на 5%, но инфляция составила 10%. Производительность по этой причине уменьшилась. Механизм мотивации должен быть адекватным процессу стимуляции.

Изучив, что собой представляет деятельность как способ существования людей, можно осознать суть этого понятия, а также вникнуть в его особенности.

Архипова Светлана М-10-1

Пока живет человек, он постоянно чем-то занимается. В процессе деятельности человек создает для себя необходимые условия (пищу, жилье и т.д.), удовлетворяет духовные потребности (занятия музыкой, наукой и т.д.) и еще занимается самосовершенствованием (укрепляет свой характер, силу воли). Так что же такое деятельность? Деятельность – мотивированный процесс использования различных средств для достижения цели.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения собственных потребностей. Возникает вопрос, что же такое потребность? Потребность – нужда в чем либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида. Потребности можно разделить на 3 группы:

Естественные потребности – потребности человека в том, что нужно для его существования, развития, воспроизводства. Каждый человек нуждается в пище, воде, воздухе, отдыхе, сне и т.д.

Социальные потребности – потребности, которые связаны с определенными аспектами социального поведения (общение с людьми).

Идеальные потребности – это потребности, которые нужны человеку для духовного развития. Например: потребность познания окружающей среды или мира.

Исходя из этого, социальные, естественные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, любой человек заботится о разнообразии блюд, чистой посуды.

Структура деятельности и ее мотивация . Мотивы делятся на субъект и объект деятельности. Субъект – это человек, группа людей, осуществляющие ту или иную деятельность. А объект – это то, на что направлена деятельность субъекта. Нужно учесть, что человек может быть и субъектом и объектом деятельности. Советский психолог А.Н. Леонтьев описал структуру человеческой деятельности, выделил в ней цель, средства, результат (продукт).

Любая деятельность человека определяется целями, которые он ставит. Цель – это конечный желаемый результат. К примеру, ученик хочет получить хорошую отметку за полугодие. Он будет выполнять все домашние задания, будет отвечать на уроке, следовательно, будет идти к своей цели.

А чтобы достичь желаемого результата могут помочь определенные средства деятельности. Это определенные методические пособия, таблички, карты и т.д. – все это помогает человеку усвоению знаний и определённых умений.

Во время деятельности также возникают результаты (продукты) деятельности. В результате деятельности осуществляется поставленная цель.

Любая деятельность человека основывается на целях, которые он перед собой ставит. Но почему человек выдвигает необходимую ему цель? Потому что его побуждают к этому мотивы. Мотив обычно сравнивают с желанием. Какие-либо человеческие желания заставляют человека что-то делать. В мотивах деятельности человека выражаются его интересы, потребности, идеалы. Именно мотивы привносят смысл деятельности человека.

Многообразие деятельности. Деятельность делится на духовную и практическую. Практическая деятельность сконцентрирована на преобразование объекта, а духовная деятельность на преобразование внутреннего мира, сознания людей.

Многообразие деятельности зависит от многообразия потребностей. К примеру, наши родители каждый день ходят на работу, чтобы заработать деньги на удовлетворение потребностей. Различают деятельность внутреннюю (умственную) и внешнюю. Внешняя деятельность – физическая активность человека. Деятельность так же может быть коллективной, массовой, индивидуальной, однообразной, шаблонной и монотонной - осуществляется в связи с социальными формами объединения людей. С исторической точки зрения деятельность может быть моральной, аморальной, законной и не законной . Для политической сферы свойственны государственная, военная, международная деятельности , а для духовной сферы – научная, досуговая, образовательная деятельности. Деятельность может носить сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер. А также деятельность состоит из труда, учёбы, игровой и творческой деятельности . (Пример: мы учимся в школе для того, чтобы поступить в университет).

Деятельность и сознание. Деятельность влияет на изменения в сознании человека и к тому же его развитию. А сознание, в свою очередь, формируется деятельностью, для того, чтобы влиять и регулировать деятельность. Сознание – способность ума контролировать свою деятельность (Геккель).

Вывод: Я считаю, что деятельность является очень важной частью жизни каждого человека. Ведь пока живет человек, он постоянно чем-то занимается. Человек должен реализовывать себя в чем-то, а для этого и нужна деятельность. Наше общество динамично развивалось на протяжении своей истории, и всё это благодаря деятельности Потребности человека безграничны, а значит безгранично и многообразие деятельности.

Для того чтобы раскрыть этот вопрос в полной мере, я думаю, будет уместно определить, что же является деятельностью.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование. В отличие от действий животного, деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек предполагает себе объект деятельности, как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность является движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является осознанно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей. Действительно, общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Деятельность есть способ существования социального, то есть способ, которым существует общество.

В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. В социологии деятельность интерпретируется как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит, и изменяет конкретные условия существования индивидов, а также общества в целом. Именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В ходе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет потребности, при этом же рождаются новые потребности. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.

С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им новых средств или с достижением целей с помощью новых средств. В связи с научно-технической революцией творческая деятельность приобретает все более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и заканчивая проблемой известной «девальвации» творческой деятельности отдельного человека в условия включения ее в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчеркивает, что личность несводима к выражению только в формах деятельности и что гармония личности и деятельности возможна лишь на основе наполнения деятельности подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним деятельностью, а это служит идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной жизни. Вопрос об отношении деятельности и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека.

Важный вклад в анализ этой проблемы внес С.Л. Рубинштейн. «Основной закон исторического развития психики человека, -- писал он, -- заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности практической и теоретической -- предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу». С.Л.Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший основополагающим для советской психологии. Но наиболее важные философско-психологические проблемы человека рассматриваются С.Л.Рубинштейном в его фундаментальном труде «Человек и мир».

Наиболее полно категория деятельности в психологии разработана А.Н.Леонтьевым. Категорию деятельности он считал исходной и важнейшей для построения целостной системы психологии и полагал, что введение ее в психологию «меняет весь понятийный строй психологического знания». А.Н.Леонтьев понимал деятельность как содержательный процесс, в котором субъект осуществляет преобразующие действия с предметным миром; посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отношений. Психологическое развитие человека -- по А.Н.Леонтьеву -- это процесс развития его деятельности, сознания, личности.

Деятельность - основная и решающая сфера проявления социальной активности субъектов истории, начиная от отдельных индивидов и до человечества в целом. Но что, же побуждает людей к деятельности, питает их социальную активность? Социологи до Маркса, полагали, что все дело в свободной воле, в желаниях, мыслях и идеалах, которые рождаются в головах людей и движут их поступками, их действиями. Здесь есть доля истины. «Все, что приводит людей в движение, справедливо отмечал Ф.Энгельс, должно пройти через их голову». Но сами воля, желания, мысли людей детерминированы ДЕТЕРМИНАЦИЯ - (от лат. determinatio - ограничение, определение) причинное определение явления. материальными факторами, за ними следует видеть их материальную объективную основу в виде потребностей и интересов масс, социальных групп, отдельных личностей. Роль потребностей и интересов в побуждении к деятельности отчетливо просматривается в самой её структуре, основными соподчиненными элементами которой выступают: потребность, интерес, цель деятельности и её мотив, собственно деятельность и результат.

Потребность выступает как исходный момент в пусковом механизме развития общества. Потребность - это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. При этом объем и характер потребностей зависят как от уровня развития общества и общественного производства, так и от условий деятельности и места различных групп людей в системе общественных отношений. Общественные потребности не ограничиваются индивидуальными потребностями, вновь выступают и как потребности социальных групп, общества в целом. Они и побуждают не только отдельные личности, но и большие группы людей либо поддерживать старое, либо выступать за его устранение, за утверждение нового, побуждают к разрешению назревших противоречий. При этом потребности выступают и, в конечном счете, осознаются как интересы.

Интересы выражают отношение общества, данного класса, социальной группы ко всей совокупности общественных институтов, материальных и духовных ценностей на определенном этапе развития. Можно сказать, что интересы представляют важнейший элемент механизма, посредством которого объективные, сложившиеся в обществе потребности осваиваются социальными группами, социальными силами и превращаются в мощный фактор, побуждающий их к социальному действию. Интересы имеют объективное основание в системе общественных отношений. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются, писал Ф.Энгельс, прежде всего как интересы». Поскольку положение социальных групп, индивидов в системе общественных отношений неодинаково, различны и их интересы. Больше того, на каждом этапе истории складывается сложная, многомерная система интересов. Борьба за реализацию потребностей класса, группы и выступает как борьба за удовлетворение их интересов. При этом различают интересы основные и неосновные, материальные и духовные. И хотя исследование этой сложности только началось, в практической деятельности необходимо учитывать сущность и динамику интересов различных профессиональных, возрастных, демографических, национальных и иных групп. Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению движущих сил развития общества на разных этапах истории. Движущей силой исторического процесса, является деятельность всех его «участников» и социальных общностей, и индивидов, и выдающихся личностей. На основе их совокупной деятельности и развивается история общества.

Тема открытого урока: «Деятельность как способ существования людей ».

Предмет: обществознание

Жанр: урок – исследование

Класс: 10 с/э

Ожидаемые результаты:

Знания:

Дать определение деятельность, мотив, потребность, интерес, убеждения;

Знать основные виды деятельности;

Иметь представление о структуре деятельности.

Умения и навыки:

Уметь устанавливать причинно-следственные связи;

Работать с документами;

Работать самостоятельно;

Работать в группе;

Выступать публично;

Уметь отстаивать свое собственное мнение.

Отношения, ценности, внутренние установки:

Понять значение деятельности для жизни людей

Выразить свое отношение к данной проблеме

Ресурсы :

Учебник «Обществознание» 10 класс

Рабочая тетрадь для старшеклассников «Мой выбор»

Презентации

Документы

«Без цели нет деятельности,

без интересов нет цели,

а без деятельности нет жизни»

В.Г. Белинский

Ход урока.

    Организационный момент.

Мотивация

Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?»

- «У меня сегодня много дел,- ответил он,- хочу, чтобы день наступил пораньше».

О чем эта притча?

Какое она имеет отношение к теме нашего урока?

Что такое «деятельность»? Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? Какую роль играют различные виды деятельности в нашей жизни?

Ответы на эти вопросы мы с вами будем искать в ходе нашего урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Деятельность как способ существования людей»

    План урока:

    • Сущность и структура деятельности (презентация).

      Многообразие видов деятельности.

    Постановка исследовательской задачи.

    Знакомство с деятельностью групп. Работа по группам.

    Работа с учебником и таблицей.

Ход урока:

    Сущность и структура деятельности.

    • Что такое «деятельность»?

Деятельность – это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

    Из каких компонентов состоит структура деятельности?

Структура деятельности

Средства достижения


Действия результат

    Дать определение:

Мотивы - это побуждения к деятельности, связанные

с удовлетворением потребностей

Потребности - осознаваемая человеком нужда в том,

что необходимо для поддержания жизни

и развития личности

Перечислите виды потребностей: ЕСТЕСТВЕННЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ИДЕАЛЬНЫЕ

Убеждения - это устойчивые взгляды на мир,

идеалы и принципы, а также стремление

воплотить их в жизнь через свои действия и поступки .

Интересы - это ценности, характерные для

определенной группы людей.

Цель

– осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;

То, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.

Действия

Какие действия вам известны?

Целерациональные (на основе продуманной и поставленной цели),

Ценностнорациональные (на основе мировоззренческих принципов),

Аффективные (под влиянием эмоционального состояния),

Традиционные (под влиянием привычки).

2.Многообразие видов деятельности.

    Какие виды деятельности вам известны?

Духовная

Практическая

познавательная

Материально

производственная

Соц.преобразо

вательная

Ценностно-ориентировоч

прогностическая

Постановка исследовательской задачи.

    Учащиеся делятся на группы (раздать карточки с вопросами).

    У.Черчилль писал: «Эта деятельность так же увлекательна, как война. Но более опасна. На войне вас могут убить лишь однажды, в (политике ) множество раз». О какой деятельности идет речь? (политической )

    «Дом без книг подобен телу, без души». (Цицерон). О какой деятельности идет речь? (духовной )

    «Эта деятельность не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает её достоинство, но и поощряет её». (Л.Н.Толстой). О какой деятельности идет речь? (трудовой )

    Работа с учебником и таблицей:

Выполните задание №2, стр.215 учебника:

Знания о деятельности и её многообразии отразите в таблице.

Виды деятельности

средства

действия

трудовая

духовная

политическая

Работа по группам

1 группа. «Трудовая деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть3) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Трудовой деятельности.

2 группа. «Духовная деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть2) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Духовной деятельности.

3 группа. «Политическая деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть4) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Политической деятельности.

Подведение итогов исследовательской работы

(вопросы):

    Определите, какие явления можно назвать деятельностью?

    Кто такой деятель?

    Определите, кого из персонажей можно назвать деятелем?

    Что такое деяние?

    Определите, какие действия можно назвать деянием?

    В чем коренное отличие действий человека и животных?

    Приведите примеры, когда поведение животных, похоже

на деятельность людей?

    Определите, объекты и субъекты деятельности?

    Что такое объект деятельности? Приведите примеры?

    Кто является субъектом деятельности? Приведите примеры?

    Что движет человеческой деятельностью?

    Что такое легитимность? Какие типы легитимности вам известны?

Домашнее задание:

Вопросы и задания к главе III (на странице 215-216 учебника «Обществознание» 10 класс) с 1,3,5.

Напишите эссе на основе следующего высказывания (на выбор):

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» ( В.Г. Белинский).

«Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию – трудолюбие».

Приложение№1.

Виды деятельности

средства

действия

трудовая

Естественные потребности, социальные потребности,

создание материальных и духовных ценностей;

средства производ-

Ства, техника,

Целерациона- -льные

Традицион-

духовная

Идеальные и

престижные потребности

Формирование чувства прекрасного

Выдвижение гипотезы

Проведение эксперимента

Эмоциональное отражение реальности

Создание художественного образа

Внедрение в практику

Приобретение знаний и умений.

Интернет

Ценностно-

рациональ-

политическая

престижные потребности, социальные потребности

долгосрочные, текущие,

актуальные, неактуальные,

приоритетные, второстепенные

реальные и нереальные.

агитация,

пропаганда,

Рациональ-

Ные иррациональные

стихийные и организован

Приложение №2

Практикум

М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...». О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Что выступает целью этой деятельности? Из каких действий она состоит? Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?

Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок... Потом покопался земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек... разной провизии...» Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты? Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?

В известной сказке М.Е. Салтыков-Щедрин изображает

глупого помещика, по молитве которого Бог очистил все его

владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, какой

плодовый сад разведет: «Вот тут будут груши, сливы: вот тут -

персики, тут - грецкий орех!» Думал, каких он коров разведет что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко, клубники насадит, все двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют, «остановились и полати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».

Каковы были цели помещика? Какие он выбрал средства их достижения? Соответствовали ли средства целям? Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился?"

Приложение №3

В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать полюбившиеся и выученные наизусть стихи, внимательно слушал «и был очень счастлив этим». Правильно ли предположить, что отца Л.Н. Толстого побуждали к данной деятельности определенные интересы? Ответ аргументируйте.

Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали и с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов. Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?

«Мы будем проклинать нынешнее время так же, как вы теперь - Сталина…

Я не знаю, куда мне идти после школы. Я никем не хочу быть. Я вообще ничего не хочу.

Люди!!! Вы сетуете, что пусто в магазинах. А кто-нибудь побеспокоился, почему пусто в человеческих душах

Что бы вы ответили этому мальчику?

Приложение № 4

Знаменитый итальянский мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли утверждал:

«Излишне говорить, сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако, мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца.

Для достижения политических целей хороши все средства: ложь, предательство, подлость, коварство, пытки, убийства. Иначе в политике ничего не добьешься».

Политические деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партии и принятие правительственных решений, избирательные компании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это могут быть акции отдельного человека или группы.

Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные – это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные – это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий.

Политические действия бывают стихийными и организованными (митинг, конференция).

«Сегодня многие выделяют, и четвертую власть: СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет), оказывающие огромное влияние на формирование общественного мнения. Считаете ли вы СМИ властью? Какие преимущества получает политик в предвыборной борьбе, имея доступ к СМИ? Что вам известно об использовании информационных технологии, оказывающих огромное влияние на поведение людей?»


Различия между деятельностью человека и поведением животного Человек Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды. Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выходить за рамки опыта. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выходить за рамки опыта. Другие живые существа Приспособление к существующим природным условиям. Приспособление к существующим природным условиям. Целесообразное поведение, направляемое инстинктом. Целесообразное поведение, направляемое инстинктом.


Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей. Основное содержание деятельности состоит в изменении и преобразовании мира, создании того, чего нет в природе. Деятельность человека проявляется в различных сферах и имеет разнообразный характер. Она является непременным условием существования и развития человека и общества.








Цель – т о, к чему стремятся. Осознанный образ предвосхищаемого результата. Желание достигнуть цели предопределяет выбор соответствующих средств и последовательность специфических действий для её достижения. Желание достигнуть цели предопределяет выбор соответствующих средств и последовательность специфических действий для её достижения.


Средства достижения цели – приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, которыми владеет субъект деятельности, тем больше возможностей осуществить эту деятельность, выбирая подходящие средства. Чем шире набор средств, которыми владеет субъект деятельности, тем больше возможностей осуществить эту деятельность, выбирая подходящие средства.


Действия, направленные на достижение цели – внешнее проявление волевого усилия, которое противополагается страдательному и безразличному состоянию. М.Вебер разделил действия на 4 группы: -Целерациональное действие (рационально поставленная, продуманная цель); -Ценностно-рациональное действие (осознанное определение своей направленности); -Аффективное действие (обусловлено эмоциональным состоянием индивида); -Традиционное действие (основано на длительной привычке).


Результат деятельности не всегда соответствует цели Причины: -Заведомо недостижимая цель; -Недостаточный учёт внешних условий деятельности, возможных препятствий, трудностей; -Неверный выбор средств достижения цели; -Неумелое осуществление необходимых для достижения цели действий.






Пирамида Маслоу Группы потребностей: -Физиологические (пища, дыхание, жилище, одежда); -Экзистенциальные (безопасность, комфорт, занятость); -Социальные (общение, привязанности, совместная деятельность); -Престижные (самоуважение, признание, служебный рост); -Духовные (самовыражение). Физиологические и экзистенциальные – первичны (врожденные), социальные, престижные и духовные – вторичны (приобретенные).












4 группы действий в зависимости от мотивов (Макс Вебер) 1. Целерациональное действие – рационально поставленная и продуманная цель. 1. Целерациональное действие – рационально поставленная и продуманная цель. Ценностно-рациональное действие – осознанное определение направленности и последовательно планируемая ориентация н действие. Ценностно-рациональное действие – осознанное определение направленности и последовательно планируемая ориентация н действие. Аффективное действие – эмоциональное состояние индивида. Аффективное действие – эмоциональное состояние индивида. Традиционное действие – основано на длительной привычке Традиционное действие – основано на длительной привычке


Деятельность включает в себя Сознательное – Сознательное – осмысленность объективного мира и своего собственного бытия, определяющая и регулирующая деятельность. осмысленность объективного мира и своего собственного бытия, определяющая и регулирующая деятельность. Бессознательное – действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, не осознаваемое субъектом. Бессознательное – действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, не осознаваемое субъектом.




Классификация деятельности: Практическая – Практическая – направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. -Материально- производственная (преобразование природы) - Социально-преобразовательная (преобразование общества) Духовная – Духовная – направлена на изменение сознания людей. - Познавательная (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях) - Ценностно-ориентировочная (определение отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование мировоззрения) - Прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности)




Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое (новая цель, новый результат, новые средства достижения результатов). деятельность, порождающая нечто качественно новое (новая цель, новый результат, новые средства достижения результатов). Механизмы творческой деятельности: воображение, воображение, фантазия – отражение в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. фантазия – отражение в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. интуиция – знание, условия получения которого, не осознаются. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. Но интуитивное в творчестве связано с сознательными усилиями. интуиция – знание, условия получения которого, не осознаются. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. Но интуитивное в творчестве связано с сознательными усилиями.




Игра - осмысленная деятельность, совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. осмысленная деятельность, совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Ориентирована не только на результат, но и на сам процесс. Особенностью является двуплановость: с одной стороны – реальное действие, с другой – условность, действие в воображаемой обстановке




Виды общения: общение между реальными субъектами (между двумя людьми) общение между реальными субъектами (между двумя людьми) общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (между человеком и животным) общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (между человеком и животным) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек со своим внутренним голосом) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек со своим внутренним голосом) общение воображаемых партнеров (общение литературных персонажей). общение воображаемых партнеров (общение литературных персонажей).




Необходимо уметь отличать общение от коммуникации. Коммуникация – процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. Передача информации происходит только в направлении одного из субъектов и обратная связь между субъектами отсутствует. Коммуникация – процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. Передача информации происходит только в направлении одного из субъектов и обратная связь между субъектами отсутствует.


Понятия темы, которые необходимо запомнить: Деятельность Духовная деятельность Игра Интересы Интуиция Коммуникация Мотивы Общение Объект деятельности Потребности Практическая деятельность Социальные установки Субъект деятельности Творческая деятельность Трудовая деятельность Убеждения Фантазия

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...