Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Индийские предания о потопе. Сказание о потопе Секретные лаборатории Гитлера

А теперь отправимся в Индию - страну с одной из самых древних культур. Традиции Индии не прерывались несколько тысячелетий. Предания Индии сохранились в неприкосновенности в отличие от мифов Китая или Египта, от которых до нас дошли лишь фрагменты. И многие полагают, что именно в Индию ведут следы библейского сюжета.

Например, известный атлантолог А.М. Кондратов полагал, что эту легенду шумеры могли воспринять от их предшественников. Дело в том, что древние шумеры не были коренными жителями Двуречья. До того как на берегах Тигра и Евфрата появились шумеры в III - IV тысячелетиях до н. э., там жил народ, также имевший высокую культуру, но отличавшийся от шумеров и в языковом отношении, и по антропологическому типу.

Современные археологи назвали их «убаидцами» по наименованию места первых находок этой культуры - Эль‑ Убайда. Культура убаидцев восходит к эпохе неолита, к периоду Халаф (также названному по месту первых находок), VI - V тысячелетий до н. э. Но самое удивительное то, что, по мнению многих лингвистов, у языка убаидцев есть общие черты с языком дравидов. К языкам дравидской группы относятся некоторые языки народов Индии, в частности тамильский язык. Это наводит на мысль об индийских корнях убаидцев и соответственно об индийском происхождении легенды о Всемирном Потопе. После археологических изысканий в Мохенджо‑ Даро и в Хараппе в Индии многие заметили родственность протоиндийской культуры и шуме‑ ро‑ убаидской. Предполагается родственность убаидского языка и языка дравидского (на языке дравидской группы говорили про‑ тоиндийцы), и в связи с этим обращалось внимание на дравидские - тамильские - легенды о потонувшей земле предков тамилов.

«Таким образом, - заключает атлантолог А.М. Кондратов, -получается любопытная цепочка: легенда о потопе, зафиксированная автором Библии, - вавилонская сказка о потопе - шумерский первоисточник этой сказки - убаидские корни первоисточника - родство, хотя и гипотетическое, языка убаидцев с дравидским - дравидские легенды о затонувшей прародине». В таком случае, возможно, речь идет о древнем потопе, о затонувшей около 12 тысяч лет назад, в результате таяния льда после Великого Оледенения, земли близ территории Индии.

В связи с этим делались предположения, что речь в этих легендах может идти также о гибели некой таинственной земли, подобной Атлантиде, а именно о Лемурии.

Однако сомнительно, что эта земля - таинственная Лему‑ рия, материк, якобы исчезнувший в Индийском океане. Гипотезу о гибели материка Лемурии, расположенной ранее между Мадагаскаром и Индостаном, выдвинул в середине XIX столетия немецкий зоолог Эрнст Геккель. Он исходил из факта сходства фауны Мадагаскара и Индостана. В частности, он обратил внимание на индийских и мадагаскарских обезьян - лемуров. По его мысли, лемуры в Индию и на Мадагаскар пришли из гипотетической Лемурии. Эту гипотезу подхватили многие ученые. А потом и теософы. Когда же останки лемуров были найдены и в Америке, и в Европе, гипотеза Геккеля была отвергнута, но материк его не был забыт.

Уже в нашем XX столетии широкую известность получил наследник Лемурии - материк My, якобы погибший в Тихом океане. Название материка My - сокращение от геккелевской Лемурии. Этот материк был сочинен фантастом и мистиком Джеймсом Черчуодом.

Вот, бывает, так и рождаются легенды! Зоолог сто лет назад, в подражание платоновской Атлантиде, придумал материк со звучным названием, и мы до сих пор вспоминаем эту легенду. Интересно, а столь же популярна была бы его земля, если бы он назвал материк не Лемурией, а, например, островом Обезьян?

Однако в Индийском океане, как справедливо заметил А.М. Кондратов, можно изучать шельф, материковую отмель, ушедшую под воду после того, как уровень океана поднялся более чем на 100 метров из‑ за таяния ледников во время последнего оледенения. Огромные земли (по сути, целый материк) ушли тогда под воду южнее Индокитая, и от этого материка остались острова Калимантан и Суматра.

Этот «материк» более реален и гораздо более обширен, чем даже сама Атлантида (если ее искать посреди вод Атлантического океана). И потому эта гипотеза кажется вполне обоснованной, тем более что в индийской мифологии есть рассказ о Потопе, родственный легендам шумерской и библейской.

Это миф о первочеловеке Ману, также пережившем Потоп. Причина древнеиндийского Всемирного Потопа отличается от причин, описанных в библейских, древнегреческих и шумеро‑ вавилонских источниках. Потоп не зависел от отношения ведических богов к людям. Согласно «Шатапатха‑ Брахмане», прозаическому комментарию к священным книгам индуизма Ведам, Потоп пришел как закономерное завершение мирового цикла, юги, он совершил очищение миров. Цикличность действительно присуща процессу оледенений и таяний ледников. Не об этом ли говорит «Шатапатха‑ Брахмана»?

Предупредила Ману о Потопе фантастическая рыба, воплощение бога Брахмы (по другим источникам - бога Вишну), она сказала ему: «В таком‑ то году будет потоп. Поэтому последуй моему совету и построй корабль, а когда этот потоп начнется, взойди на корабль и я спасу тебя.

О дальнейшем «Шатапатха‑ Брахмана» говорит так: «В тот год, который указала рыба, Ману, послушавшись ее совета, построил корабль и взошел на него, когда начался потоп. Тогда рыба приплыла к нему, прикрепила веревку корабля к своему рогу и таким способом быстро направилась к северной горе. Там она сказала Ману: „Вот я и спасла тебя. Теперь привяжи корабль к дереву, чтобы вода не унесла тебя, пока ты будешь на горе. А как только вода начнет спадать, так ты можешь постепенно спускаться“.

После Потопа Ману, как и Ной, приносит благодарственную жертву. Потом он с помощью молитвы и аскетических упражнений производит жену Иду и после этого становится родоначальником людей.

Но разумеется, предположение о протоиндийских, ведических корнях сказания о Всемирном Потопе не исключает иного видения. Подобное предположение - лишь первый пробный шаг на пути к истине.

Нужно ли выстраивать цепочки, по которым передавалась легенда? Мы знаем то, что большинство народов Передней Азии, Малой Азии и греки имеют сходные легенды о Всемирном Потопе. Не следует ли признать, что этот сюжет, подобно некоторым другим сюжетам фольклора и мифологии, просто является общим для этих народов? Подобных общих сюжетов большое количество, например змееборческие сюжеты, сюжеты, связанные с обрядом инициации, и пр. Корни этого мифа уходят в глубочайшую древность, они являются общими не только для народов индоевропейской группы языков, в том числе славян, но и для многих соседних народов.

Мы далеко ушли от первоначальной точки нашего путешествия. Если мы хотим отделить сюжетную линию мифа о Всемирном Потопе, имеющую основой воспоминание о черноморской, дарданелльской катастрофе, от сюжетных линий, заимствованных из мифологий иных цивилизаций, переживших иные катастрофы, мы должны изучить все мифы о Всемирном Потопе.

Древнеиндийское сказание о великом потопе

Никакой легенды о великом потопе мы не находим в Ведах, этом древнейшем литературном памятнике Индии, составленном, по-видимому, между 1500 г. и 1000 г. до нашей эры, когда арии жили в Пенджабе и еще не проникли на восток, в долину Ганга. Но в позднейшей санскритской литературе неоднократно встречаются различные версии сказания о потопе, причем каждая из них при общем сходстве сохраняет свои особенные детали. Здесь достаточно будет привести древнейшее из известных нам преданий, содержащееся в так называемом Сатапатха Брахмана, важном прозаическом сочинении по вопросам священного ритуала, написанном, как полагают, незадолго до появления буддизма, то есть не позднее VI в. до нашей эры Арийцы в это время занимали верхнюю часть долины Ганга, а также долину Инда, но, вероятно, почти не испытывали воздействия со стороны культур Западной Азии и Греции. Мощное влияние греческих идей и греческого искусства, бесспорно, началось спустя несколько веков, с нашествием Александра Великого в 326 г. до нашей эры Содержание легенды о великом потопе таково.

“Утром принесли Ману воду для умывания, совершенно так же, как теперь ему всегда приносят воду для омовения рук. Когда он умывался, ему попала в руки рыба. Она сказала ему такое слово: “Взрасти меня, и я спасу тебя!" - “От чего ты спасешь меня?" - “Потоп снесет все земные создания; я спасу тебя от потопа!" - “Как же мне взрастить тебя?" Рыба ответила: “Пока мы малы, нам не миновать гибели: одна рыба пожирает другую. Сперва ты будешь держать меня в кувшине;

Когда я перерасту кувшин, ты выроешь колодезь и там будешь держать меня. Когда я перерасту колодезь, ты пустишь меня в море, ибо тогда мне уже нечего бояться гибели". Скоро рыба стала гхашей (ghasha - большая рыба), а эта порода - самая крупная среди рыб. После этого она сказала: “В таком-то и таком-то году произойдет потоп. Ты должен тогда вспомнить обо мне и построить судно, а когда начнется потоп, взойди на него, и я спасу тебя от потопа". Взрастив рыбу так, как она просила, Ману пустил ее в море. И в том самом году, который предсказала рыба, он вспомнил ее совет и построил судно, а когда начался потоп, он взошел на него. Тогда рыба подплыла к нему, и он привязал канат от своего судна к ее плавнику и таким образом скоро приплыл к той далекой горе, что на севере. Тут рыба сказала ему: “Я спасла тебя; привяжи теперь судно к дереву, но смотри, чтобы вода не снесла тебя, пока ты будешь оставаться на горе; когда же вода спадет, ты можешь понемногу спуститься вниз". И он понемногу спустился с горы. Вот почему тот склон северной горы называется “спуск Ману". Потопом были уничтожены все создания; один лишь Ману уцелел...

Желая иметь потомство, он стал вести благочестивую и строгую жизнь. Он также совершил жертвоприношение “пака": стоя в воде, принес жертву из осветленного масла, кислого молока, сыворотки и творога. От этого через год произошла женщина. Когда она стала совсем плотной, то поднялась на ноги, и, где она ни ступала, следы ее оставляли чистое масло. Митра и Варуна, повстречавшись с ней, спросили: “Кто ты такая?" - “Я дочь Ману", - отвечала она. “Скажи, что ты наша дочь", - сказали они. “Нет, - настаивала она, - я дочь того, кто произвел меня". Тогда они пожелали иметь в ней долю, но она, не сказав ни “да" ни “нет", прошла мимо. Она пришла к Ману, и он спросил ее: “Кто ты такая?" - “Твоя дочь", - отвечала она. “Как, ты, слава творения, ты - моя дочь?" - спросил он. “Да!" - сказала она. “Теми жертвами из чистого масла, кислого молока, сыворотки и творога, которые ты принес в воде, ты произвел меня. Я - благодать; используй меня, когда будешь приносить жертвы. И если ты используешь меня, когда будешь приносить жертвы, то станешь богат потомством и скотом. Всякое благо, какое ты вздумаешь просить через меня, будет дано тебе". И вот он стал пользоваться ею во славу бога в середине жертвоприношения, а середина жертвоприношения - это все, происходящее между вступительной и заключительной жертвой. Вместе с ней он продолжал вести благочестивую и строгую жизнь, желая иметь потомство. Через нее он произвел человеческий род, род Ману, и всякое благо, которое он просил через нее, было дано ему".

Ману, сын Вивасвата, сводный брат Ямы, поселился на земле в уединенной обители близ южных гор. Однажды поутру, когда он умывал руки, как это делают и по сей день, ему попалась в воде, принесенной для умывания, маленькая рыбка. Она ему сказала: Сохрани мне жизни, и я спасу тебя. - От чего ты спасешь меня? - спросил удивленный Ману. Рыба сказала:

Придет потоп и погубит все живые существа. От него я спасу тебя. - Как же мне сохранить тебе жизнь? И она сказала: Нам, рыбам, пока мы так малы, отовсюду грозит смерть. Одна рыба пожирает другую. Ты сначала держи меня в кувшине, когда я из него вырасту, выкопай пруд и держи меня там, и когда я вырасту еще больше, отнеси меня к морю и выпусти на простор, ибо тогда смерть уже не будет грозить мне ниоткуда. Ману так и сделал. Вскоре на выросла и стала огромной рыбою джхаша с рогом на голове: а это самая большая из всех рыб. И Ману выпустил ее в море. Тогда она сказала: В такой-то год будет потоп. Ты сделай корабль и жди меня. А когда настанет потоп, взойди на корабль, и я спасу тебя.

И в том году, который ему указала рыба, Ману построил корабль. Когда настал потоп, он взошел на корабль, и рыба приплыла к нему. Повинуясь ее велению, Ману взял с собой семена различных растений. Потом он привязал веревку к рогу рыбы, и она быстро повлекла его судно по бушующим волнам. Не видно стало земли, скрылись из глаз страны света, одна вода была вокруг них. Ману и рыба были единственными живыми существами в этом водном хаосе. Свирепые ветры раскачивали корабль из стороны в сторону. Но рыба все плыла и плыла вперед по водной пустыне и наконец привела корабль Ману к высочайшей горе Хималая. Тогда она сказала Ману: Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву. Но будь осторожен, вода может смыть тебя. Спускайся постепенно, вслед за спадом воды. Ману последовал совету рыбы. С тех пор это место в северных горах называется Спуск Ману.

А потоп смыл все живые существа. Один Ману остался, чтобы продолжить человеческий род на земле.

Прочитав этот рассказ, ты, конечно, вспомнишь историю о Девкалионе и Пирре. Кто предупредил их о потопе? Почему в индийском мифе эту роль выполняет рыба? Случайно ли то, что она оказывается впоследствии самой большой из рыб (и притом у нее есть имя)? Почему она. явилась к Ману не в подлинном своем обличье?

Сравнение двух историй о потопе приводит к более сложному вопросу: почему у разных народов в глубокой древности сложилось одинаковое представление о том, что человечество когда-то погибло и возникло заново после катастрофы?

Описанного в Библии, нашли свое отражение во множестве легенд, преданий и мифов различных народов. Не стала исключением и Индия. В частности, повествует о праведнике Ману, который единственный выжил во время страшной водной катастрофы.

Согласно преданиям, Ману являлся сыном Вивасвата, но в отличие от своего отца, обретшего божественную природу, он был смертным человеком. Именно он стал прародителем человечества после потопа. Вот как это произошло.

Однажды Ману, умываясь, увидел, что в кувшине находится маленькая рыбка. Было непонятно, каким образом она там оказалась, но еще более удивился Ману, когда рыбка заговорила. Она просила его, чтобы тот сохранил ей жизнь, а в награду обещала ему сохранить его жизнь. Ману еще более был удивлен и спросил у рыбки: каким образом она может его спасти? На это ему был дан ответ, что вскоре на землю обрушится великий потоп, и все живое погибнет, При этом рыбка заверила Ману, что она укажет ему, что нужно сделать, чтобы спастись.

Ману прислушался к рыбке и сделал все, как она просила. Вначале он держал её в банке, а когда она подросла, пересадил её в пруд, где она выросла до очень больших размеров, ставши рыбой джхаша с большим рогом. Когда же рыба выросла, Ману отпустил её в море, как она и просила.

Важно отметить, что в индийском мифе о потопе не говорится о Боге, который непосредственно предупреждает праведника от опасности, однако рыбка в данном случае не была обычной. Прежде всего, он сделал большой корабль, описание которого получил от рыбки Ману и, взошед на него, стал ожидать. Ливень не заставил себя ждать – скоро все небо засверкало молниями и пошел сильнейший дождь. Ману обратился к ней, чтобы просить о помощи. Явившись на зов, рыбка набросила на свой немалый рог веревку и стала, подобно буксиру.

Все живое, кроме Ману, рыбки и других обитателей моря, погибло, а корабль с экипажем был доставлен рыбкой к самой высокой горе Хималая, откуда мудрый Ману и спустился после потопа, чтобы продолжить человеческий род.

Неприступный город

Бог весны – исполнившееся пророчество о Бальдре

Главные боги Олимпа

Дети Локи. Часть1

Повседневная жизнь древних греков

В честь рождения ребёнка двери греческого дома украшались. По тому, какое украшение находилось на дверях, можно было легко догадаться, кто родился. ...

Секретные лаборатории Гитлера

Некогда скрытый под детской площадкой, сегодня под стоянкой для машин и все еще окруженный многоквартирными домами бункер фюрера перестал быть таинственным...

Приводим в порядок нишу на кухне

Ниши под окном на кухне, предназначавшиеся как альтернатива холодильнику, используются и по сей день. Разве что больше как встроенная...

Стоунхендж - невероятная загадка

На юго-западе от Лондона есть загадочное место - сооружение Стоунхендж. Неизвестно, когда и кем оно было построено и с какой...

Атомная подводная станция

ЦКБ МТ “Рубин” выполнена проработка технического облика подводной автономной атомной газоперекачивающей станции для подводных магистральных газопроводов, проложенных от мест...

Как уменьшить расход топлива в автомобиле

Проблема большого расхода топлива сегодня актуальна. В собенности характерен его чрезмерный расход для старых автомашин. Связано это с износом деталей и...

Красоты Бразилии

Наверное, каждому захочется побывать в загадочной стране, где экзотическая природа. И вот возможность такая представилась, и туристы отправились в...

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...