Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Мужской голос бас. Тексты детских стихов и песенок, используемых в блоге. Бас - низкий мужской голос

Альтернативные описания

Восьмой тон гаммы, звучащий сходно с первым, но в более высоком регистре и имеющий одинаковое с первым название

Восемь нот

Восьмая ступень гаммы

Всякое восьмидневное празднество в католической церкви

Музыкальная пауза

Музыкальный интервал, обьединяющий 12 полутонов

Расстояние от «до» до «до»

Стихотворная строфа из восьми строк, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних стиха - смежной рифмой

Музыкальный интервал

Единица измерения диапазона певческого голоса

Единица измерения частотного интервала

Стихотворение русского поэта XIX века А. Майкова

Стихотворная форма из восьми строк

От «до» до «до»

Расстояние между двумя соседними «до»

Часть музыкального звукоряда

Сорт вишни

Интервал в акустике

Интервал в музыке

Интервал в восемь нот

Восьмой тон гаммы

Нотный диапазон

Нотный ряд

Нотная гамма

Нотный интервал

Расстояние между «до»

Часть звукоряда

Интервал от «до» до «до»

Интервал звукоряда в семь нот

. «осьминот»

Интервал в 7 нот

Восьмистишие

Семинотный музыкальный интервал

Восемь ступеней и шесть тонов

Музыкальный интервал в 7 нот

. «a b a b a b c c» (тип строфы)

Очень низкий бас

Музыкальный интервал в семь нот

Очень сильный бас

Какую строфу в русскую поэзию ввел Василий Жуковский?

Слишком низкий бас

Музыкальный интервал, обьединяющий 12 полутонов

8-я ступень музыкальной гаммы

Единица массы в Мексике (3,6 г)

Разновидность строфы

Очень низкий бас

. "a b a b a b c c" (тип строфы)

. "Осьминот"

Ж. муз. лат. восьмая нота или степень лестницы звуков, восьмой звук вверх или вниз от всякого звука; вся лестница музыкальных звуков, из целых и 4-х полузвуков. Октавное пение, голос от голоса на октаву. Семиоктавный рояль, объемом в семь октав. Октет м. музыка на голосов. Октант м. астроном. снаряд, для измеренья углов, представляющий восьмую долю круга. Октаэдр м. геометр. восьмиграиник, шар, ограненный на восемь пятиугольников; октаэдрический, кругом восьмигранное тело. Октаэдрит, ископаемое анатаз или титановая кислота. Октет, музыка на восемь голосов или музыкальных орудий. Октоих м. восьмигласник, книга церк. пения на голосов. Октябрь м. октомврий церк. паздерник, грудень, листопад, стар.; грязник, свадебник, зазимье, народн, десятый месяц в году между сентября и ноября. Октябрь, ни колеса, ни полоза не любит. Мни и топчи льны с половины грязника, южн. Покров первое зазимье. Свадьбы; сроки всем каймам, сделкам. См. Покров. Октябрские заморозки. Март, апрель, май, июнь, вино в бочках сушит; июль, август, сентябрь, октябрь хозяина крушит

От "до" до "до"

Расстояние между "до"

Центральный бас, обладает глубоким, красивым насыщенным тембром. Иногда, почти такой же, как и у высокого баса кантиленой. В отличие от "высокого баса" центральные обычно обладают большим, сильным голосом, хотя бывают и исключения, но они редки, и бывают следствием неполноценной техники, как у молодого Фурланетто, в начале карьеры у него был не очень большой голос, звучащий легко, фактически "высоким басом" (в последние годы Фурланетто поет своим полным голосом, хотя иногда, при неком нездоровье, у него голос становится слабее; Фурланетто редкий певец, который даже после шестидесяти лет продолжает расти, как в техническом так и в творческом плане).

Николай Гяуров. Обладал мягким басом, способным звучать как легко - лирически так и насыщенно драматически. У Гяурова прекрасный тембр, музыкальность, артистичность, техника. Записи сделанные с его участием, это истиныне сокровища. Гяуров много записывался и выступал вместе с такими певцами как Джоан Сазерленд, Лучиано Паваротти, Франко Корелли. Так же он исполняет Игоря в щикарнейшей ла-скаловской постановке "Князя Игоря" на итальянском языке, партию Галицкого и Кончака там поет Борис Христов.

"На земле, весь род людской" Мефистофель "Фауст" Шарль Гуно.
Тут Гяуров использует всю мощь своего голоса, всю его красоту, но при этом выделяет в нем жесткие нотки, чтобы показать, что это поет Дьявол. Вообще, Николая был прекраснейшим актером, и по моему мнение, ежели бы он играл и в драматическом театре, из него бы получился шикарнейший Воланд, до которого Басилашвили было бы как до Луны.

Ария Князя Гремина "Евгений Онегин" Петр Ильич Чайковский.
Тут, Гяуров уже в возрасте, это очень хороший Гремин, возможно не лучший, но эта партия и не была у него любимой. Стоит обратить внимание на лиричность звучания его голоса в некоторых местах.

Феруччо Фурланетто, прекрасный артист, продолжающий совершенствоваться и по сей день, у него не было да и нет столь богатого тембра, как у Гяурова, но при этом голос у него очень красив, мягок, а при необходимости может стать вполне себе и жестким. Иногда он позволяет себе отхождения от техники, для усиления образа, но это происходит редко и всегда к месту.

1986 год: Король Филлип, "Дон Карлос" Верди. Тут Фурланетто молод, и голос у него звучит довольно легко, ему ещё не хватает тут силы.

Тот же Король Филлип, только, исполненный через 22 года. 2008 год.
Тут уже есть все и силы и мягкость и шикарное форте. Да и разница в актесркой игре впечатляет, будто это два разных исполнителя, хотя, конечно, нечто общее между ними есть.

"На земле весь род людской"
В этой партии, Фурланетто просто шикарен, настоящий Мефистофель.

Гремин.
Тут, конечно, присутствует акцент, но могу сказать, что мне очень нравится этот Гремин, несмотря на постановку, на иную трактовку образа. Кстати стоит отметить, что несмотря ан меньшее богаство тембра, чем у Гяурова или того же Джорджа Лондона, голос Фурланетто очень хорошо запоминается. Его сложно перепутать с кем-то другим.

Марк Осипович Рейзен. Сразу скажу, что это мой любимый бас, Рейзен был прекрасным артистом, певцом и человеком (насколько можно судить на основе слов общих знакомых).
У Рейзена богатейший, красивейший тембр, свободный, как в плане звукоизвлечениея, так и в плане динамического диапазона, голос. Он мог петь от громового форте до легчайшего пиано. Также Марк Осипович на высочайшем уровне управлял тембром своего голоса, Досифея, Бориса, Гремина он пел одним тембром, Олоферна, Кончака совершенно иным. Марк Осипович сохранил свой голос до самой своей смерти в возрасте 97 лет. Родившись в царской России в 1895 году, он видел обе мировые войны (в первой он принимал участие), видел революцию, видел путч и падение коммунистического строя, видел тот коротковременный духовный подьем, который был в России на рубеже 1980 и 1990 годов. Я надеюсь, что умирая, он был уверен, что страна в которой он жил, которую он так любил, становится лучше, чище, светлее (чему не суждено было случится, но не стоит тут говорить об этом).

"На земле весь род людской".
Ничего комментировать не стану, это нужно просто слушать.

Король Филлип.
Тут можно услышать весь динамический диапазон голоса Марка Осиповича.

"Гремин" запись 1985 года, Марку Осиповичу тут 90 лет!

Для сравнения исполнение "Гремина" в расцвете карьеры. Конечно, в сравнени с этим исполнением, в предыдущем есть определенные потери, слабее дыхание, менее выразтелен тембр. Но иные, будучи молодыми, находясь в зените славы, и так не поют, как рейзен в 90.

  • Альтино, лирический легкий и крепкий лирический тенора
  • Лирико-драматический и драматический тенора
  • Характерный тенор
  • Лирический и драматический баритон

Тенор

Среди теноров по приводимой классификации принято различать: альтино, лирический легкий, крепкий лирический, лирико-драматический, драматический и характерный тенора.

Диапазон голоса: от до малой октавы до до второй октавы. У тенора-альтино – до малой октавы – ми второй октавы. У драматических теноров – от ля большой до до второй октавы. Крайне редко встречаются голоса, диапазон которых и тембровая окраска позволили им исполнять и теноровые, и баритональные партии (например, Э.Карузо).

Альтино (А ), лирический легкий (ЛЛ ) и крепкий лирический (ЛК ) тенора

У первых двух типов голосов нижний отрезок голоса звучит только на пиано, верха – легкие. Эти голоса легко исполняют колоратурные пассажи и украшения. Лирический тенор имеет еще одно название – di grazia («ди грациа», изящный). Возможности этих голосов сравнимы с аналогичными типами женских голосов. Чаще всего тенорам альтино и лирическому легкому поручаются партии героев-любовников, но исполняют они и партии стариков.

Оперный репертуар:

  • Берендей – Римский-Корсаков «Снегурочка» (А );
  • Звездочет - Римский-Корсаков «Сказка о Золотом петушке» (только А );
  • Юродивый – Мусоргский «Хованщина» (А );
  • Ленский – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛЛ );
  • Баян – Глинка «Руслан и Людмила» (ЛЛ и А );
  • Фауст – Гуно «Фауст» (ЛЛ );
  • Ромео – Гуно «Ромео и Джульетта» (ЛЛ );
  • Герцог – Верди «Риголетто» (ЛЛ );
  • Индийский гость - Римский-Корсаков «Садко» (может спеть А и ЛЛ );
  • Левко - Римский-Корсаков «Майская ночь» (ЛЛ );
  • Альмавива – Россини «Севильский цирюльник» (А и ЛЛ );
  • Лоэнгрин – Вагнер «Лоэнгрин» (ЛК );
  • Вертер – Массне «Вертер» (ЛК );
  • Рудольф – Пуччини «Богема» (ЛЛ ).

Обладатели таких голосов: Иван Козловский (А ), Сергей Лемешев (ЛЛ ), Леонид Собинов (ЛК ), Юрий Марусин (ЛЛ ), Альфредо Крауз (Л), Андрей Дунаев (ЛЛ ), Михаил Урусов (ЛК ), Ахмед Агади (ЛК ), Алибек Днишев (ЛЛ ).

Лирико-драматический (ЛД ) и драматический (Д ) тенора

Драматический тенор имеет еще одно название – di forza («ди форца», сильный), что определяет его место в оперном творчестве. Для него написаны партии героические, требующие голосовой мощи и ярких тембровых красок по всему диапазону голоса. Репертуар у лирико-драматического тенора почти такой же, как и у драматического.

Это – сильные характеры, яркие личности, способные на подвиг, на долю которых выпадают большие жизненные испытания.

Оперный репертуар драматического тенора:

  • Садко - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Зигфрид – Вагнер «Зигфрид»;
  • Отелло – Верди «Отелло».
  • Радамес – Верди «Аида»;
  • Собинин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Лыков - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Калаф – Пуччини «Турандот»;
  • Каварадосси – Пуччини «Тоска».

Исполнители: Энрико Карузо (Д ), Марио Ланца (Д ), Николай Фигнер (Д ), Марио Дель Монако (Д ), Владимир Атлантов (Д ), Владислав Пьявко (Д ), Пласидо Доминго (Д ), Хосе Каррерас (ЛД ).

Характерный тенор

Этот тип тенора отличается особой тембровой окраской и, как правило, исполняет роли второго плана. Он может не обладать полным теноровым диапазоном, но на ограниченном участке диапазона его голос должен быть особенно выразителен и гибок в изображении вкрадчивости, лести, шипящего коварного шепота.

Оперный репертуар:

  • Шуйский – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Трике – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Мисаил – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Сопель - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Ерошка – Бородин «Князь Игорь»;
  • Бомелий - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Овлур – Бородин «Князь Игорь»;
  • Подъячий – Мусоргский «Хованщина».

Лирический (ЛБ ) и драматический (ДБ ) баритон

Эти типы голосов сочетают в себе мощь звучания и мягкий, обволакивающе теплый тембр. Диапазон – от ля большой октавы до ля первой октавы. Нижние ноты у драматического баритона звучат сочнее, чем у лирического. На этом участке драматический баритон уверенно звучит на форте. Наиболее звучен этот голос от си малой октавы до фа первой. В ряде баритональных партий допускается фальцетное звучание, как особая краска, например, в каватине Фигаро. Лирическому баритону поручаются партии героев-любовников, которые действуют не по прихоти чувств, а продуманно и рационально.

Оперный репертуар:

  • Жермон – Верди «Травиата» (ЛБ );
  • Дон Жуан – Моцарт «Дон Жуан» (ЛБ );
  • Веденецкий гость - Римский-Корсаков «Садко» (ЛБ );
  • Онегин – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛБ );
  • Елецкий – Чайковский «Пиковая дама» (ЛБ );
  • Роберт – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Маттиа Баттистини, Титто Гобби, Павел Лисициан, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок, Дитрих Фишер Дискау, Александр Ворошило, Дмитрий Хворостовский.

Драматический баритон воплощает образы сильных героев, зачастую коварных и жестоких. Заметим, что эти партии исполнялись и басами-баритонами (например, партии Фигаро, Руслана).

Оперный репертуар:

  • Фигаро – Моцарт «Свадьба Фигаро»;
  • Риголетто – Верди «Риголетто»;
  • Яго – Верди «Отелло»;
  • Мизгирь - Римский-Корсаков «Снегурочка»;
  • Алеко – Рахманинов «Алеко»;
  • Игорь – Бородин «Князь Игорь»;
  • Скарпиа – Пуччини «Тоска»;
  • Руслан – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Граф ди Луна – Верди «Трубадур».

Исполнители: Сергей Лейферкус, Титта Руффо.

Бас-баритон, центральный бас, бас-профундо, бас-буффо

У высокого баса самая звучная нота – до первой октавы, рабочая середина – си-бемоль большой октавы – ре первой октавы.

Сила звучания центрального баса, насыщенность нижних нот возрастает по сравнению с басом-баритоном; нота до первой октавы звучит сильнее, чем у высокого баса. В партиях этой разновидности баса активно используется центральный и нижние участки диапазона. Рабочая середина – соль-ля большой октавы – до первой октавы.

Бас-профундо встречается очень редко, поэтому его партии зачастую поручаются центральному басу. Нижние ноты баса-профундо – ля контроктавы. Обладатели такого голоса: П. Робсон, М. Михайлов, Ю. Вишневой.

Отметим еще более редко встречающийся голос – бас-октавист, нижние ноты которого звучат очень мощно и наполнено – фа-соль контроктавы. Такими возможностями обладает, например, современный певец Юрий Вишневой. Этот тип голоса не что иное, как бас-профундо с расширенным диапазоном и более мощными нижними нотами.

Бас-буффо исполняет главные партии и партии второго плана, партии комические и партии стариков. У этого типа голоса ярко проявляются актерские способности на определенном участке диапазона, а красотой тембра, уникальной техникой они могут и не обладать.

Оперный репертуар баса-баритона:

  • Базилио – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Мефистофель – Гуно «Фауст»;
  • Нилаканта – Делиб «Лакме»;
  • Сусанин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Владимир Галицкий – Бородин «Князь Игорь».

Исполнители: Ф. Шаляпин, Е. Нестеренко, П. Бурчуладзе, В. Байков, П. Толстенко, В. Лынковский.

Оперный репертуар центрального баса:

  • Кончак – Бородин «Князь Игорь»;
  • Фарлаф – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Варяжский гость - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Собакин - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Гремин – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Рене – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Максим Михайлов, Марк Рейзен, Леонид Болдин.

Оперный репертуар характерного баса:

  • Бартоло – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Скула – Бородин «Князь Игорь»;
  • Дуда - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Цунига – Бизе «Кармен».

Певческие голоса обладают своей классификацией, отличающейся разнообразием. Различия в системах классификации могут базироваться на самых разных факторах: на силе голоса, на степени виртуозности и отчетливости исполнения и т.п. Однако специалисты отмечают необходимость наличия под всеми возможностями голоса исполнителя мощной основы, которой является опора пения.

Достаточно часто в основу классификации закладывается диапазон голоса исполнителя и его половая принадлежность. Однако и эти два критерия дают основания для формулировки большого количества разновидностей классификации. Выделяя определенную группу голосов, профессионалы уточняют наличие в ней более узких групп.

Бас - низкий мужской голос

Группа мужских голосов под названием Басы объединяется в классификации по звучанию очень низкого диапазона голоса, для которого характерными признаками называются: широта, «темнота», сочность тембра, образуемого грудным резонатором.

Затрагивая вопрос диапазона для басов, специалисты неоднозначны в выводах. Однако традиционным классическим представлением о занимаемой басом позиции на нотном стане является то, что объединяется рамками ФА большой и первой октавы.

Басовый тембр

В соответствии с качественной стороной звучания басы рассматривают в трех группах:

Бас высокий, также называемый бас баритон или кантанте: голос, для которого свойственно высокое звучание рабочего диапазона с рамками ноты СОЛЬ большой и первой октавы; максимальное сходство с тембром баритона ощущается в верхней тесситуре; тембр данного типа голоса, в сравнении с иными басами, характеризуется добротой и лучезарностью;

Бас центральный или драматический: характеризуется максимальной выраженностью властности, грозности, мудрости и твердости басового тембра;

Бас низкий, называемый так же профундо или октавист.

У каждой подгруппы имеются свои особенности. К примеру, особенностью драматического баса можно назвать неспособность певца взять ноты фа и соль первой октавы. Однако диапазон ноты МИ большой и первой октавы берет уверенно. Связано с легкостью звучания диапазона на грудном резонаторе. Процент использования головного резонатора уменьшается с понижением звучания голоса.

О басе-профундо поговорим ниже. А пока стоит заметить, что для басов создаются оперные партии с достаточно представительными героями, среди которых можно найти представителей, царских, княжеских, боярских и иных родов, мудрецов полководцев и иных образов, для которых свойственна мужественность, уверенность. Все это можно услышать в голосе исполнителя, который, по мнению экспертов, у слушателей, всегда вызывает доверие.

Еще один примечательным фактом является свидетельство того, что в Италии признают за Россией первенство государства, богатого красивыми басами. А сама Италия славится как родина превосходных тенорных голосов.

Бас-профундо

Возвращаясь к данной разновидности баса, стоит заметить, что перевод слова с итальянскими корнями звучит как «глубокий». Обладателя подобного голоса признают уникальным. Отличие этой разновидности мужского голоса от других заключается в максимально низкой тесситуре звучания. Специалисты отмечают возможность выхода за рамки мыслимых возможностей человека.

Исключительность, которую проявляет бас-профундо, фиксируется по всем аспектам вокального искусства: по тембру и диапазону, по физиологическому строению и резонации и иным параметрам.

Тембр - глубокий, но количественно, в рамках низкого звучания, ограничен в обертонах, то есть, не исключая привлекательности, характеризуется отсутствием тембровой насыщенности. Бас-профундо практически никогда нельзя услышать в солирующих партиях. Редкое исключение - церковный хор. Бас октависта часто можно услышать в составе хоров, при этом его звучание минимально, и требуется для выделения объемности тембра.

Еще один случай использования баса-профундо - удвоение основного тона аккордов трезвучий мажорных и минорных. При слиянии звучания тембров басов обычных и октависта, происходящих в хоровых басовых партиях, последние приобретают характер массивности и монументальность. Подобный прием важен в плане воздействия на слушателя, у которого непременно появляются ощущения беспокойства и ассоциации со звучанием набатного колокола.

Останавливаясь на вопросе диапазона для баса-профундо, стоит заметить, что его рамками могут служить нота ФА контр октавы и ДО первой октавы.

Рассматривая фактор резонации для баса-профундо, профессионалы указывают на особенность процесса, в котором участвуют только гортань и грудной резонатор. Строение связок (длинные) и их характеристика (плотные, эластичные) исключают возможность использования в данном случае головного резонатора.

Добрый день, уважаемые студенты)

Наконец-то добрались до более подробной классификации голосов и попробуем сравнить разных исполнителей и понять, чем же они все же отличаются и почему одни голоса нам нравятся, а другие нет.

Не секрет, что вкусы у всех разные, и одно и то же исполнение может задевать, а может оставлять равнодушными. И все же, если у певца есть профессионализм и не утеряно чувство, то такое исполнение не оставит равнодушным никого.

Очень часто ценители оперы слушают одну и ту же арию по много раз у разных исполнителей, сравнивая их, выделяя получившиеся места и огорчаясь по поводу неудавшихся. Причем нам, обычным слушателям, порой даже непонятно, что же именно такого услышали ценители, что огорчились. А иногда это понятно на каком-то интуитивном уровне даже не профессионалам. Вот с этим мы и попробуем разобраться.

Сегодня мы поговорим о басах.

Бас-профундо

Ярким представителем голоса типа Бас-профундо был Максим Дормидонтович Михайлов. До революции Максим Дормидонтович был церковным дьяконом и его голос раздавался под сводами храмов. А в советское время он стал любимым певцом Сталина.

Бас-профундо - самый низкий тип голоса (итал. profondo - глубокий). Любопытно, что такой голос способен пробиться через любой музыкальный фон. То есть заглушить его практически невозможно, все равно пробьется (полезное умение для дьякона:)). В оперных произведениях обычно используется (как самая низкая нота) нижняя До, но настоящий бас-профундо способен спустится и ниже. Вспомните предыдущую лекцию и картинку с диапазонами. Найдите самые низкие выделенные ноты - и представьте себе, насколько это низкие ноты. Крепкий, глубокий голос. Если он при этом еще и обладает объемом, звучит бархатно... Высокие ноты при этом у таких певцов звучат довольно облегченно, зато низы покоряют своей объемностью и тембральными раскатами.

Записей с тех времен немного, но общее представление об этом типе голоса можно составить по сохранившимся записям народной песни «Вдоль по Питерской» и арии хана Кончака из «Князя Игоря».

«В холодные зимы он в своей гримерке распахивал окна и дышал морозным воздухом; проходя мимо дующего от окна ледяного сквозняка, певцы и певицы старались сделать это максимально быстро. - Максим Дормидонтович, так же простудиться можно! - говорили ему. - Ничего, мне для голосу полезно, - отвечал он в своей, так до самой его смерти сохранившейся, церковной манере - низким голосом».

Не удержусь и дам еще одну его запись - Голова из «Руслана и Людмилы». Поет он ее на октаву ниже, чем весь остальной хор. Но есть мнение, что поет он в какой-то рупор, ибо не может человеческий голос так звучать.

Из западных представителей этого типа можно послушать записи Хосе Мардонеса. Надо отметить, что часто у западников техника лучше, чем у нас. И Хосе - как раз пример такого мнения, техника у него намного лучше, чем у Михайлова. К тому же, он обладатель шикарного тембра, что можно услышать на записи. И есть мнение, что «Мардонес один из наиболее крепких басов за все время, пока существует звукозапись».

«Гугеноты» Мейербер. Знаменитая Пиф-Паф:

Владимир Касторский. Еще один представитель русской оперы. Владимир обладал очень большим и мощным голосом. Серенада Мефистофеля «Фауст» Гуно.

Надо отметить, что при таком низком голосе без надлежащей техники мы можем не услышать отдельных слов. Именно это происходит иногда, когда приходишь в Оперу на современное исполнение. Звук такой силы слышно великолепно, но слова совершенно неразличимы, что подчас портит впечатление от прослушивания. Особенно это касается оперы на русском языке. Можно, конечно, слушать только звуки, но хочется порой услышать, и о чем поют в данный конкретный момент. В церквях это было не так важно, зато именно звуки, завораживающие звуки гудящего колокола в человеческом исполнении, были как нельзя кстати. Возможно, поэтому чаще всего обладатели такого голоса поют церковную музыку.

Центральный бас

Обладатели этого баса могут похвастаться глубоким, красивым насыщенным тембром. Им доступна кантилена - от итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение» - широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность музыки, напевность её исполнения». В отличие от «высокого баса», центральные басы обычно обладают большим, сильным голосом (помните - исключения бывают всегда).

В качестве представителя этого типа голоса, предлагаю ознакомиться с пением Николая Гяурова. Он обладал мягким басом, позволяющим ему звучать лирически и насыщенно драматически. При этом Гяуров обладал прекрасным тембром, техникой, артистичностью и музыкальностью, что в совокупности делает его одним из самых лучших исполнителей. Сохранилось достаточно много записей с его участием, с ним пели такие певцы, как Джоан Сазерленд, Лучиано Паваротти, Франко Корелли.

«На земле, весь род людской» Мефистофель, «Фауст» Шарль Гуно. «Тут Гяуров использует всю мощь своего голоса, всю его красоту, но при этом выделяет в нем жесткие нотки, чтобы показать, что это поет Дьявол». Обратите внимание на артистичность. Голоса обычно все же мало, слушая, мы должны переживать вместе с героем, представлять себе его. У Николая это обычно получалось изумительно, он был великолепным актером и вполне мог бы сыграть в драматическом театре. Представьте себе этого Дьявола в роли Воланда?

А вот еще один вариант того же Мефистофеля, в исполнении Феруччо Фурланетто. Западный исполнитель, прекрасный артист, работающий над собой по сей день. У него не такой богатый тембр, как у Гяурова, но при этом Феруччо обладает мягким, приятным голосом, который, в случае необходимости, может быть жестким, если того требует роль. Для усиления образа Феруччо мог и от техники отступить, но это бывало очень редко.

На примере Феруччо Фурланетто можно рассмотреть, как меняется голос в зависимости от вложенного в него труда. При всей данности богом природы голоса, всегда есть над чем работать!

Король Филлип, «Дон Карлос» Верди, в 1986 году:

И в 2001 году:

Сравните эти две записи. В более поздней - вся сила, мягкость, и великолепное форте. Актерская игра тоже выросла, что на записях очень заметно.

Тут уже есть все: и сила, и мягкость, и шикарное форте. Да и разница в актесркой игре впечатляет, будто это два разных исполнителя, хотя, конечно, нечто общее между ними есть.

Еще один замечательный представитель этого типа голоса - Марк Осипович Рейзен. Его богатейший и красивейший тембр оставался свободным и красивым до конца его карьеры, которая, по сути, совпала с датой его смерти, в возрасте 97 (!) лет.

Для знакомства лучше всего послушать уже знакомую вам арию Мефистофеля «На земле весь род людской».

А вот его исполнение, записанное, когда ему было 90 лет!

Бас певучий - высокий

Певучий бас от баса-баритона отличат скорее всего только специалисты. И все же это считается другим типом голоса, с глубиной звучания чаще больше, чем у баса-баритона. Партии друг друга они исполняют, но получается это не всегда удачно.

Одним из ярких представителей этого типа является Борис Христов. Кумиром у него был Шаляпин, и это слышно по манере исполнения Христова, есть подражательные моменты. Для исполнения Фауста «Сатана там правит бал» Борису приходилось утяжелять голос, чтобы звучать более глубоко и низко, как центральные басы. Но опытный слух услышит, что нижние ноты при этом звучат тяжело и несколько искусственно. Христов был великолепным артистом, и современный костюм не мешал воспринимать образ Мефистофеля.

А вот на следующем примере очень хорошо становится понятно, что такое - не хватает глубины голоса. Сравните это исполнение с уже прослушанным.

Севильский Цирюльник, ария дона Базилио «Клевета».

Несмотря на отличную дикцию, именно тут слышно, что там, где приходится очень быстро пропевать слова, объем теряется. На такой скорости не удается поддерживать нужный объем для партии, исполняемой обычно профундовыми басами.

Еще один представитель высокого баса (хотя специалисты тут склонны считать его пограничным между центральным басом и высоким) -Борис Гмыря. Обладал богатейшим тембром, не самым большим и глубоким голосом, который на записи звучал более глубоко и сильно, чем в исполнении вживую. Для знакомства с ним - новая на сегодня ария:

Ария варяжского гостя. Опера Садко.

Была у меня в ранних версиях лекции еще одна запись, любительская. Но с тех пор ее удалили с сети и доступа нет. И ваша задача чуть усложнится)

Перейдем к домашнему заданию. Возможно, лекция несколько перегружена записями, но цель курса познакомить не толко с ариями, но и с вариантами исполнения этих арий. Послушайте арии, сравните между собой.

1. В лекции встречаются арии, исполненные разными певцами. В том числе - и разными типами голосов (Ария Мефистофеля, Ария Севильского цирюльника). Поробуйте найти различия и описать их своими словами - различия в дикции, в глубине звука, в тембре, в артистизме. Я понимаю, что терминами это сделать сложно, поэтому попробуйте описать своими словами. Выделите того, чье исполнение вам наиболее понравилось, и сформулируйте - почему.

2. Понравилась ли какая нибудь ария из всех предложенных больше других? Какая? Как вы думаете, почему именно она?

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...