Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Реплики героев про город калинов гроза. Сочинение «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза. Домашнее задание к уроку

Урок 5

Тема: Город Калинов и его обитатели

Цель: дать характеристику городу Калинову, выяснить, как живут здесь люди; углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; в сжатой форме рассказать об основных событиях в пьесе Островского от лица действующих лиц; совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением; ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?

Эпиграф: Хорошо рассуждать о добродетели - не значит еще быть добродетельным.

К.Ушинский

Поведение - зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

И.-В. Гете

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

Ф.М. Достоевский

Ход урока

Оргмомент. Самостоятельная работа.

Каковы признаки драмы и трагедии в пьесе «Гроза»?

В чём заключается основной конфликт пьесы «Гроза»?

Какова главная тема «Гроза»?

Вступительное слово.

С первых страниц произведения обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал автору возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность её конфликта.

Анализ произведения.

1. Место действия пьесы.

- Где разворачиваются события произведения? Чем особенно это место? Провинциальный город Калинов - собирательный образ многих подобных провинциальных городов России.

- Что в описании декорации обращает на себя внимание? «Высокий берег Волги».

- Как можно интерпретировать эту деталь? Это возможность высоко взлететь и низко упасть.

2. Жители города Калинова.

Город Калинов, придуманный автором, - типичный провинциальный городок. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» - с восторгом говорит Кулигин, заставляя и нас восхищаться необыкновенным пейзажем.

В центре Калинова - базарная площадь с торговыми рядами, неподалеку старая церковь для прихожан. Кажется, что все мирно и спокойно в городе. И люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые.

- Так ли это? Каким показан город Калинов? Чтение монолога Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» (дейст. 1, явл. 3, дейст. 3, сцена 1, явл.3)

- Какие характерные стороны жизни отмечены в этом монологе? «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др. — это принципы жизни в городе.

- Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье. «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др. — это принципы жизни в семье.

- Какие же законы лежат в основе жизни г. Калинова?

а) у кого деньги - у того и власть;

б) у кого власть, тот пользуется ею безраздельно;

в) человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;

г) запретить любое проявление живого человеческого чувства;

д) заставить лгать;

е) заставить приспосабливаться.

- Кто такая Феклуша? С каким героем её можно противопоставить? Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы. Если Кулигин несёт в общество культуру, то Феклуша - тьму, невежество. Её нелепые рассказы создают у калиновцев искажённые представления о мире, вселяют в их души страх.

- Чем отличается от жителей города Кулигин? Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума.

-Что дало основания Добролюбову назвать этот мир «темным царством» и как вы понимаете это выражение? Беззаконие и безобразие творятся в Калинове. Грубостью и жестокостью отличаются хозяева города, они издеваются над своими домочадцами. Это настоящие самодуры, они невежественны, сведения о жизни получают от малограмотных странниц. Создается впечатление, что обитатели города Калинова отторжены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие терпят.

- Давайте попробуем распределить героев произведения на 2 группы. Заполнение таблицы.

- Как появляются на сцене «хозяева» Калинова? Драматург использует сценический прием подготовленного появления — вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.

- Кто подготавливает их появление? Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.

- Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Дикой

Кабаниха

О нем:
«ругатель»; «как с цепи сорвался»

О ней:
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

Он сам:
«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.

Она сама:
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

- Как горожане выражают своё отношение к Дикому? Во время разговора Дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеётся над Кулигиным.

- На чём основано самодурство таких людей как Дикой? На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев.

- На каких основах, по мнению Кабанихи, должна строиться семейная жизнь? Основой семьи она видит домостроевские, освещённые стариной законы жизни. Героиня искренне убеждена, что если не соблюдать законов, никакого порядка не будет.

- Как относятся к Кабанихе и её поучениям члены её семьи? В чём проявляется их отношение? Зависимые от Кабанихи, домочадцы по-разному относятся к её поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить её в своём послушании. Варвара не перечит матери, но про себя иронизирует над ней, осуждает её. Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживёшь. И только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве.

- Каковы взаимоотношения Дикого и Кабанихи? Дикой побаивается Кабаниху.

Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Что выбирают герои произведения: умение обманывать, подстраиваться, скрывая свои истинные поступки и их мотивы, возможность безнаказанно демонстрировать своё самодурство или желание жить открыто, не боясь, не унижаясь, в согласии со своей совестью? Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»; добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери; Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»; образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство. Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

Итог.

В любом уголке страны может разместиться Калинов, и это позволяет рассматривать действие пьесы в масштабах всей России. Везде доживают свой век самодуры, слабые люди по-прежнему страдают от их выходок. Но жизнь неутомимо движется вперед, никому не дано остановить ее стремительное течение. Свежий и сильный поток сметет плотину самодурства... Освобожденные от гнета характеры разольются во всей своей широте - и в «темном царстве» вспыхнет солнце!

Домашнее задание (домашнее задание зависит от уровня подготовки группы, количества часов, предусмотренных на изучение творчества Островского и учебника, которым пользуется та или иная группа)

(376 слов) Находящийся где-то на берегу реки-кормилицы Волги, Калинов – среднестатистический провинциальный городок, которых не счесть на карте. Он ничем не примечателен, но в то же время обаятелен и не лишён своих прелестей. Что же, собственно, представляет собой этот самый город на Волге? Какие люди в нём обитают? Ответить на приведённые вопросы читателю помогает не только сюжетная канва, но и сам сценический характер произведения. Калинов буквально отделён невидимой, но чувствительной стеной от остального, внешнего мира, большинство жителей здесь на редкость необразованные и невежественные ханжи, напрочь лишённые идеалов, потерявшие всякую надежду и отказывающиеся принимать нововведения.

Савел Прокофьевич Дикой — образец «дремучести», стремящийся то и дело унизить и оскорбить окружающих. Бытует мнение, что он использует брань сугубо с целью самозащиты. Естественно, это его не оправдывает. Жадный и грубый, Дикой бранится без остановки. По-видимому, именно из-за алчности у Савла Прокофьевича такой жестокий нрав. В нём уже не осталось практически ничего человеческого. Все мы знаем, что к Дикому давным-давно прочно приклеилось слово «самодур». Пусть это архаично, зато актуально и точно.

Марфа Кабанова того же поля ягода – она традиционалист, человек, тормозящий прогресс, чей жизненный стиль и уклад попросту вынуждают членов её семьи слепо следовать устаревшим моделям поведения, традициям и обычаям. Кабанова регулярно донимает домашних на редкость нелепыми просьбами и требованиями, которые противоречат здравому смыслу. Марфа Игнатьевна страшна тем, что выдаёт собственные наставления за благочестие, будучи ни на грамм не благочестивой.

Варвара , дочь Кабанихи, один из самых ярких и очевидных протагонистов в «Грозе». Хитрая и мудрая, она сумела вырваться из этого «тёмного царства», сумев подстроиться под его правила и требования.

Жертвами всеобщего самодурства являются бесхарактерный и безвольный Тихон , спивающийся сын Кабанихи, и Борис , «серый» и мягкотелый персонаж, де-факто ничем от Тихона не отличающийся.

Купец Кулигин , чьими устами Островский охарактеризовал быт и жизненный уклад Калинова, является для читателя неким подобием Чацкого, носителем «новых взглядов», чьё мировоззрение кардинально отличается от мировоззрения остальных. Кулигин готов практически безвозмездно трудиться на пользу общества и менять жизнь города к лучшему, однако все его потуги и порывы разбиваются о камни жестокой реальности.

Катерина , являющаяся главной героиней пьесы «Гроза», аккумулирует все лучшие черты души русского человека. Именно она, по мнению Николая Добролюбова, и является «лучом света в темном царстве». Её кончина станет некоей временной границей, перейдя которую, жители Калинова начнут-таки бороться против господствующей тирании. Смогут ли они бросить вызов судьбе и сломать оковы – неизвестно…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение по литературе.

Жестокие нравы в нашем городе, жестокие...
А.Н. Островский, «Гроза».

Город Калинов, в котором происходит действие «Грозы», обрисовывается автором весьма расплывчато. Таким местом может быть любой городок в любом уголке необъятной России. Это сразу увеличивает и обобщает масштаб описываемых событий.

Полным ходом идет подготовка реформы по отмене крепостного права, что сказывается на жизни всей России. Отжившие порядки уступают место новым, возникают ранее неизвестные явления и понятия. Поэтому даже в глухих городках, подобных Калинову, обыватели беспокоятся, слыша шаги новой жизни.

Что же представляет собой этот «город на берегу Волги»? Какие люди в нем обитают? Сценический характер произведения не позволяет писателю прямо отвечать на эти вопросы своими мыслями, но общее представление о них составить все же можно.

Внешне город Калинов - «благословенное место». Он стоит на берегу Волги, с крутизны реки открывается «вид необыкновенный». Но большинство местных жителей «пригляделись либо не понимают» этой красоты и отзываются о ней пренебрежительно. Калинов словно отделен стеной от остального мира. Здесь ничего не знают о том, что «на свете делается». Все сведения об окружающем мире жители Калинова вынуждены черпать из рассказов «странниц», которые «сами далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Такое удовлетворение любознательности приводит к невежественности большинства горожан. Они вполне серьезно рассуждают о землях, «где люди с песьими головами», о том, что «Литва с неба упала». Среди жителей Калинова есть люди, которые в своих действиях «никому отчета не дают»; привыкшие к подобной безотчетности обыватели теряют способность видеть логику в чем бы то ни было.

Кабанова и Дикой, живущие по старым порядкам, вынуждены сдавать позиции. Это озлобляет их и заставляет еще больше бесноваться. Дикой набрасывается с бранью на всякого встречного и «никого знать не хочет». Сознавая внутренне, что его не за что уважать, он, однако, оставляет за собой право поступать с «маленькими людьми» так:

Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабанова неотступно донимает домашних нелепыми требованиями, противоречащими здравому смыслу. Она страшна тем, что читает наставления «под видом благочестия», но ее саму нельзя назвать благочестивой. Это видно из разговора Кулигина с Кабановым:

Кулигин: Врагам-то прощать надо, сударь!
Кабанов: Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет.

Дикой и Кабанова все еще кажутся сильными, но начинают понимать, что их силе приходит конец. Им «некуда торопиться», но жизнь движется вперед, не спрашивая их разрешения. Потому так и мрачна Кабанова, она не представляет, «как будет свет стоять», когда будут забыты ее порядки. Но окружающие, еще не чувствуя бессилия этих самодуров, вынуждена приспосабливаться к ним,

Тихон, в глубине души добрый человек, смирился со своим положением. Он живет и действует так, как «маменька приказала», окончательно потеряв способность «своим умом жить».

Его сестра Варвара не такова. Самодурный гнет не сломил ее воли, она смелее и гораздо самостоятельнее Тихона, но ее убеждение «только бы все шито да крыто было» говорит о том, что Варвара не смогла бороться со своими притеснителями, а лишь приспособилась к ним.

Ваня Кудряш, удалая и сильная натура, свыкся с самодурами и не боится их. Он нужен Дикому и знает это, «рабствовать перед ним» не станет. Но использование грубости как орудия борьбы означает, что Кудряш может лишь «пример брать» с Дикого, защищаясь от него его же приемами. Его бесшабашная удаль доходит до своеволия, а это уже граничит с самодурством.

Катерина - это, по выражению критика Добролюбова, «луч света в темном царстве». Самобытная и живая, она не похожа ни на одного героя пьесы. Внутреннюю силу ей придает ее народный характер. Но этой сила недостает, чтобы выстоять под неотступными нападками Кабановой. Катерина ищет поддержки – и не находит ее. Обессиленная, не имея возможности далее сопротивляться гнету, Катерина все-таки не сдалась, но ушла от борьбы, совершив самоубийство.

В любом уголке страны может разместиться Калинов, и это позволяет рассматривать действие пьесы в масштабах всей России. Везде доживают свой век самодуры, слабые люди по-прежнему страдают от их выходок. Но жизнь неутомимо движется вперед, никому не дано остановить ее стремительное течение. Свежий и сильный поток сметет плотину самодурства... Освобожденные от гнета характеры разольются во всей своей широте - и в «темном царстве» вспыхнет солнце!

Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин.
Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городке, с другой.

Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле - вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается. Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором - катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц - тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, - с другой.Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем, зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновс-кие улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.

Жители Калинова ведут сонное, размеренное существовайие: «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! - говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. - В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…» Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти. Он свидетельствует: «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям».

Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал «по чердакам и чуланам»), терроризирует племянника Бориса, который «достался ему на жертву» и на котором он, по словам Кудряша, постоянно «ездит». Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, «куражится» над ними, «как его душе угодно», справедливо полагая, что «унять-то» его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу - это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, - содержание всей его жизни.

Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, «ханжа», как характеризует ее все тот же Кулигин. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой. У нее свои методы устрашения, она въедливо, «как ржа железо», «точит» своих близких.

Дикой и Кабанова (один - грубо и открыто, другая - «под видом благочестия») отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти - потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к «воле».

Особая роль в «темном царстве» принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша. Она «странствует» по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории - об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие. Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, - благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков. Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.

Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов «темного царства» является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте. Это ее страшные пророчества, звучащие» словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов писал: «В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц»: без них Мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…»

Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня - представители старшего поколения - являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют. Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.

Тихон - сын Марфы Кабановой и муж Катерины - наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык.беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Борис, « молодой человек, порядочного образования », единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению. Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев. Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни «противиться пакостям, которые делают другие». Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению. Но и нам остается только посочувствовать Катерине - ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что «Борис - не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье».

Веселая и жизнерадостная Варвара - дочь Кабанихи и сестра Тихона - жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Онаприспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная. Таков и ее протест - побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко» не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам «темного царства» и по-своему обретает согласие с ним.

Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, цолучив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.

Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. «Помимо их, не спросясь их, - говорит Н.А. Добролюбов, - выросла другая жизнь, с другими началами…»

Из всех действующих лиц только Катерина - натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма - устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н. Скатов, «Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности». Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец «темного царства». Созданием такого выразительного образа А.Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть «народный характер поразительной красоты и силы», пера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой то высшей правде.

Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное - эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм - сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. «Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие…


Драма А.Н. Островского «Гроза» поистине уникальна своими конфликтами, один из которых – социальный, он занимает центральное место в пьесе, благодаря ему автор обличает все пороки «темного царства», господствующие в городе Калинове.

Произведение начинается с реплики Кулигина, в которой он восхваляет волжские просторы, но на фоне всей изобилии красоты мы наблюдаем жестокую сцену насилия Дикого над своим племянником Борисом.Этим контрастом Островский показывает, что за внешней, казалось бы приятной глазу, пеленой скрывается ужасный уклад жизни – домострой.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


В нем, по словам Кулигина, торжествуют жестокие нравы: «говорить» могут лишь те, кто имеет власть и деньги. Яркими представителями властных людей являются Дикой, значительное лицо в городе, и Кабаниха, богатая купчиха, у которой все «под видом благочестия». Эти люди ведут себя аморально: за своими высокими заборами они терроризируют своих домочадцев. Дикой, фамилия которого выделяет основную черту его характера –дикость, и дня прожить не может, при этом никого не оскорбив, Кабаниха же постоянно поучает жизни своего сына Тихона и его жену Катерину. Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевная являются яркими представителями « темного царства», их души очерствели из-за жажды власти над всеми, на людей они смотрят с высока, да и вовсе не считают их таковыми.

Другие же жители приволжского городка являются простыми людьми, желающие жить спокойной жизнью.Но в условиях патриархально уклада жизни это невозможно. Варвара, неблагодарная и лживая дочь Кабинихи, живет под девизом «лишь бы все было шито да крыто», она лицемерит своей матери, когда это необходимо, дабы не поддастся ее нападкам. Ее же брат, Тихон, совершенно бесхарактерный, он только и делает, что потакает своей маменьки и подчиняется ее воли.

Глаша и Феклуша – низшая прослойка общества. Они то и рады прислуживаться своим господам.

Борис - порядочно образованный молодой человек с нелегкой судьбой. Ежедневно вынужден выслушивать в свой адрес изречения от Дикого.

Другим жителем города, который отличается от других своей искренностью, честностью, своим желанием сделать что-нибудь полезное для общества, является Кулигин, мещанин, часовщик –самоучка.Он имеет перспективную идею по строительству громоотвода, но денег на ее осуществление у него нет. Вряд ли он когда-нибудь осуществит задуманное, ведь в условия «темного царства» это невозможно.

Все простые люди города Калинова являются частью «темного царства», они не способны предпринять никаких мер по освобождению себя от жизни, которой они живут, потому что бессильны жестоким нравам, все что им остается- это «плыть по течению».

Единственным противоположным персонажем является Катерина, жена Тихона, по словам Добролюбова, - «лучик света в темном царстве», образ которой помогает пролить свет на все пороки «темного царства» и зародить что-то новое светлое в «умершем» городе. Это светлая, искренняя, ранимая натура, которая не привыкла жить по законам домостроя. Катерина хоть и находится замужем за Тихоном, но любит она другого – Бориса. Она ежедневно испытывает душеные страдания из-за того, что изменяет своему хоть и нелюбимому мужу. Когда настает гроза, Катерина это явление списывает на божью кару, ее ранимая душа не выдерживает этого и она кончает жизнь самоубийством.

Драматург Островский отрицательно изобразил жителей вымышленного города Калинова и его нравы, этим самым он хотел показать как печальна ситуация в провинциальных городах России.

Обновлено: 2018-06-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...