Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Экологическая политика: принципы формирования и реализации. Теоретические основы экологической политики

Экологическая политика любого современного государства создаётся и формируется в целях сохранения природы. Неудивителен тот факт, что над человечеством возникла угроза всемирной катастрофы, решить которую можно только путём разработки и реализации грамотных управленческих решений.

Цели экологической политики

Государственная политика Российской Федерации имеет важное значение не только для нашей страны, но и для блага всего человечества в целом. Именно поэтому любая концепция данной отрасли преследует решение следующих задач:

  • Сохранение природных ресурсов и экологических систем страны, обращение особого внимания на поддержку жизнедеятельности редких видов животных и сортов растений. Также в сферу экологического регулирования входит функция жизнеобеспечения устойчивого развития современного общества.
  • Экологическая политика России направлена не только на сохранение и обеспечение оптимальной жизни для животных, но также ориентирована на повышение качества жизни населения.
  • Реформы данной области касаются как общества в целом, так и отдельной личности. Таким образом, решая проблемы экологии, государство старается направить все силы на улучшение здоровья народа, а также демографической ситуации в каждом регионе.
  • Одна из самых обширных и долгосрочных задач заключается в обеспечении природной безопасности страны, защите населения от различного рода рисков как природного, так и техногенного характера.

Любая цель, которой озадачено Министерство природных ресурсов и экологии, в обязательном порядке указана в Экологической доктрине Российской Федерации.

Нормативно-правовая база развития программ

Основы экологической политики исходят из потребностей современного общества. Однако их нормативное закрепление позволяет чётко определить цели и задачи, необходимые для выполнения. При формировании и разработке того или иного положения в обязательном порядке учитывается социально-демографическое положение государства.

Большинство природоохранных реформ закреплены в следующих нормативно-правовых актах:

  • Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, которая предполагает провозглашение основополагающих принципов и начал, необходимых для успешной охраны и защиты окружающей среды.
  • Национальный план действий по охране окружающей среды.
  • Государственная стратегия России по охране окружающей среды.
  • Иные законы и подзаконные акты.

Главные направления государственной экологической политики

Министерство природных ресурсов и экологии определило для государства следующие направления развития:

  • Научное решение проблем. В концепции охраны окружающей среды первым положением является использование в производстве новых технологий и уникальных запатентованных разработок. Таким образом, необходимо постепенно организовать постоянное перевооружение предприятий и учреждений, несущих вред окружающей среде. Данное положение показывает необходимость снижения количества вредных выбросов, а также уменьшение загрязняющих веществ.
  • Вторым объектом реформирования является эффективное очищение питьевых вод России, пригодных для употребления в пищу. Решение проблемы достигается посредством использования подземных вод, а также за счет поиска новых чистых водоёмов, организации тщательного очищения уже используемых источников.
  • Региональная экологическая политика субъектов государства направлена на лучшую очистку коммунально-бытовых сточных вод.
  • Вовлечение в производственный оборот отходов предприятия в максимальном количестве.
  • Направление основных сил государства на очищение земель тех районов, где риск аэрогенного загрязнения значительно высок из-за предприятий промышленного типа.
  • Политика экологической безопасности нацелена на обеспечение максимальной безопасности окружающей среды при перевозке нефтепродуктов и других веществ, неблагоприятно влияющих на природу.
  • Сохранение природных территорий с уникальной флорой и фауной. Недопущение вымирания редких видов животных и растений. Помощь в спасении видов, а также создание условий для дальнейшего их размножения.
  • Регулярное проведение статистических исследований с целью получения информации, необходимой для успешной реализации политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
  • Организация экологического просвещения, мест образования и культуры граждан. Формирование экологического сознания у каждого отдельного человека и общества в целом.

Перечень задач, поставленных перед государством и обществом, этими пунктами не ограничивается, так как существует неимоверное количество проблем в сфере охраны окружающей среды. Здесь также важно учитывать, что экологическая политика Российской Федерации разрабатывается в непосредственной взаимосвязи с политикой мировых организаций и содружеств государств.

Чётко определённые задачи политики

На сегодняшний день Министерство экологии разрабатывает множество нормативных актов, направленных на реализацию программы под названием «Охрана и гигиена окружающей среды».

Цель нового проекта заключается в реализации ряда природоохранных мероприятий в ближайшие сроки: улучшение экологической ситуации, повышение природной безопасности, а также постоянный контроль санитарно-технического состояния как экологии, так и общественности. Поэтому на данном этапе развития рассматриваются следующие задачи:


Результат реализации политики по охране экологии

Министерство экологии в программе по сохранению природных ресурсов определяет не только цели и задачи, но также обозначает общие достижимые результаты. В результате реализации политики, закреплённой в концепции экологической охраны, должны быть выполнены следующие задачи:

  • Повышение экологической безопасности районов, связанных с добычей, перевозкой, переработкой вредоносных и опасных материалов. К таковым относится работа с нефтью, химическими продуктами, ядерными процессами и так далее.
  • Определение чётких системных установок по быстрому устранению аварийных ситуаций, усиление мер устранения продуктов катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с высокой опасностью окружающей среды.

Каких результатов мы добились?

Не стоит думать, что политика экологической безопасности существует лишь на бумаге. Как и любой другой нормативно-правовой акт, концепция развития экологической безопасности призвана быть реализованной в практической деятельности. Документ является базой создания надёжно функционирующей системы по охране экологической и природной среды. Так как концепция действует в течение последнего десятилетия, были достигнуты следующие результаты:

  • Государственная сеть станции наблюдения провела ряд исследований, согласно которым были взяты на пробу морская вода и донные осадки. Полученные данные изучаются ведущими специалистами НИИ для выведения препарата, очищающего молекулы воды.
  • По всей стране экологами проводятся масштабные исследования по выявлению продуктов нефтепереработки, количество которых необходимо быстро сокращать. Важно обратить внимание на процентное содержание тяжёлых металлов в плодородном слое почв.
  • Также решены непосредственные проблемы экологии. Был устранён и ликвидирован ряд предприятий, несущих высокую степень опасности для окружающей среды близлежащих районов, в том числе заселённых. Устраняются иные источники негативного воздействия.
  • Подготовлены дальнейшие проекты по совершенствованию политики.

Специальные разработки

Благодаря действию общих нормативных актов, регулирующих действия по охране окружающей среды, создаются специализированные проекты, направленные на устранение локальных проблем. Так, реализация экологической политики заключается в создании правовых документов, обязательных для исполнения; подборе специалистов и контроле их деятельности, а также непосредственном устранении проблем; разработке направлений деятельности для решений задач в будущем.

На местном уровне реализуются все специальные разработки, которые были созданы масштабными научными учреждениями государства.

Министерство природных ресурсов: коротко о главном

Любая экологическая политика РФ создаётся, разрабатывается и в конечном счете реализуется только благодаря функционированию главнейшего органа природоохранной сферы – Министерства природных ресурсов и экологии. Это федеральный орган, принадлежащий исполнительной ветви власти. Министерство данного типа уполномочено осуществлять государственное регулирование в сфере охраны и защиты природы, в области использования натуральных ресурсов окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Государственный орган по охране природы может как самостоятельно, так и во взаимодействии с органами законодательной власти осуществлять разработку и утверждение нормативно-правовых актов. Кроме того, Министерство способно оказывать значительное влияние на утверждение, изменение и другие операции с федеральными конституционными законами, актами правительства, указами президента и так далее.

Рабочие сферы: первоначальная деятельность

Министерство природных ресурсов призвано осуществлять свою деятельность в нескольких направлениях, первым из которых выступают земельные ресурсы. Сейчас существует большое количество экологических проблем, связанных с недрами, почвами и другими земельными ресурсами. Государственная экологическая политика направлена на проведение тщательного геологического исследования. Кроме того, к данному направлению деятельности относится рациональное использование земельных ресурсов. Так, например, важно следить за выращиванием растительных культур на одном участке в течение нескольких десятилетий; важно ограничивать выброс вредоносных продуктов производства на поверхность почв и так далее.

Вторым направлением работы Министерства является охрана водных объектов. В данную категорию также входит рациональное использование природных ресурсов. Государственный орган уполномочен следить за оптимальным и наиболее безопасным строительством водохранилищ, а также водохозяйственных систем различного назначения. Государственным бюджетом выделяются средства на сооружение защитных комплексов и гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасность.

Сферы деятельности: мировой уровень

Каждый современный школьник знает о том, что к числу всемирных проблем относится экологическая катастрофа. Именно поэтому Министерство охраны окружающей среды призвано активно участвовать в разработке мировой политики по защите планеты Земля. К данному направлению деятельности относятся следующие пункты:

  • Сохранить растительный и животный мир. Причём речь идет не только о вымирающих видах, но касается представителей, приносящих большую пользу окружающей среде. Важно также не упускать из внимания обеспечение оптимальных условий развития каждого сорта и любого вида.
  • Путём создания национальных парков и заповедников максимально защитить значимую природную территорию.
  • Выделять необходимое количество средств для очистки воздуха, а также предотвратить его дальнейшее загрязнение.
  • В случае возникновения опасности на территории одной из стран обеспечить максимальную поддержку и оказать необходимую помощь.
  • Избавиться от вредоносных отходов производства. Сократить использование радиоактивных элементов, а также не испытывать новые разработки из-за возможной угрозы уничтожения обитающий на участке флоры и фауны.
  • Постепенно совершенствовать экономический механизм регулирования воздействия на экологическую среду. Внедрять в практическую деятельность новые разработки по охране и защите окружающей среды. Предоставлять данные на всеобщее обозрение для использования их другими странами в целях устранения экологической катастрофы мирового масштаба.

1. Экологическая политика.

Управление окружающей средой основная задача природообустройства, так как природообустройство является основным инструментом в системе управления окружающей средой.

Система управления, в соответствии с ГОСТ Р ИСО, включает следующие звенья: экологическая политика, планирование, внедрение и функционирование, проведение проверок(мониторинг и аудит) и корректирующие действия , а также анализ со стороны руководства. Все эти действия должны приводить к «постоянному улучшению» окружающей среды.

Для успешности управления свою «Экологическую политику» должны предъявлять все уровни управления, начиная от государства и кончая хозяйствующим субъектом и просто гражданином. Демонстрация успешной экологической политики необходима, для того чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии надлежащей системы управления окружающей средой.

В области природообустройства демонстрация экологической политики наиболее важна, так как эта отрасль наиболее «плотно» взаимодействует с окружающей средой. Поэтому, любая организация по природообустройству должна создать, внедрить, поддерживать или улучшить систему управления окружающей средой. Вместе с тем она должна удостовериться в «справедливости» своей экологической политики. Для этого нужно продемонстрировать соответствия своей экологической политики интересам других организаций и граждан и добиться одобрения (сертификации или регистрации) своей экологической политики обществом (внешней организацией, например при экологической экспертизе проекта природообустройства).

Эта процедура обычно начинается с самостоятельного определения соответствия системы управления окружающей средой юридическим и техническим нормативам, например, «Закону по охране окружающей среды » или ГОСТам серии ИСО 14000.

В узком смысле, под экологической политикой подразумевается – заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью . Это служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

Экологическим показателем называется – «детализированное требование в отношении экологической эффективности, выражаемое количественно (там, где это реально), предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевых показателей ».

Итак, экологическая политика должна:

    соответствовать характеру и масштабу деятельности организации учитывать вид продукции или услуг и соответствовать воздействиям на окружающую среду; включать обязательства в отношении соответствия природоохранному законодательству и регламентам; включать обязательства в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращать ее загрязнение; предусматривать основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа (такие показатели, например, могут входить в структуру мелиоративного режима); документально оформляться, внедряться, поддерживаться руководством и доводиться до сведения всех сотрудников, а также быть доступной для общественности.

Экологическая политика является двигателем в деле внедрения и совершенствования системы управления окружающей средой на всех уровнях хозяйственной деятельности. Политика должна отражать обязательства высшего руководства соблюдать применяемые законы на основе установки плановых показателей качества окружающей среды, в частности выполнения мелиоративных режимов природообустройства. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее понимали внутренние и внешние участники хозяйственной деятельности. Она должна периодически совершенствоваться (анализироваться и пересматриваться).

1.1 Экологическое обоснование на различных этапах природообустройства.

Обеспокоенность человечества своим будущим возникла примерно в средине ХХ века. Это было время достаточно благополучное. Закончилась «Вторая мировая война», экономика стран стабилизировалась, появились накопления, которые можно было вкладывать не только в национальный бизнес. Возникли транснациональные компании. Инвесторам необходимо было получить ответ на вопрос в какую отрасль, в какое направление следует вкладывать капитал для получения максимальной прибыли. Ответ надеялись получить в результате моделирования глобальных социально-экономических процессов.

Группа модельеров-прогнозистов, так называемый «Римский клуб», попыталась ответить на поставленные вопросы. Ответ формировался в виде прогноза развития Мира при различных стратегиях поведения человечества в период от 1970 до 2020 года.

В моделях были выбраны следующие ключевые переменные – изменение численности человечества, изменение количества невозобновимых ресурсов, изменение уровня питания, изменение загрязнения окружающей среды . В результате моделирования получилось, что наиболее тревожным показателем, приводящим к существенной смертности в мире, оказывалось загрязнение.

Международному сообществу необходимо было решиться на то, что капиталы необходимо вкладывать не для улучшения существующего уровня жизни, не для обогащения, а для сохранения жизни человека на Земле. Осознание этого события, в дальнейшем привело к возникновению различных экологических движений, которые потребовали изменения законодательства.

Наибольшее опасение у международного сообщества вызывали «большие проекты», связанные с изменением природы, т. е. проекты существенного перераспределения природных ресурсов по территории, например, при нефте - и газодобыче или переброске стока рек, проекты мелиорации и а также проекты, приводящие к загрязнению природной среды.

Естественной реакцией на эту угрозу было ограничение деятельности опасной для человека, которая реализовалась во многих странах в виде экологического контроля, за намечаемой хозяйственной деятельностью (НХД).

Влияние хозяйственной деятельности на природную среду многообразно. Это, в первую очередь, влияние на абиотическую среду, а потом, через нее, на биотическую.

Примерная схема такого влияния показана на рис 1. «Схема влияния намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду».

Из рисунка видно, что деятельность человека влияет на основные географические сферы (атмосферу, гидросферу, литосферу), через них на почву, далее на флору и фауну и в результате на человека.

Любая деятельность человека строиться по определенному плану, проходит ряд этапов. Таких этапов, по крайней мере, пять – планирование, проектирование, строительство, эксплуатация и ликвидация объекта хозяйственной деятельности.

Каждому этапу должна соответствовать определенная процедура оценки возможного влияния хозяйственной деятельности. Так, например, на первичных стадиях планирования можно применять стратегическую оценку воздействия на окружающую среду , на стадии проектаоценку воздействий на окружающую среду (ОВОС) и его экологическую экспертизу , на стадии эксплуатации действующего объекта экологический мониторинг и экологический аудит .

Однако они все могут быть объединены в процедуру экологической оценки.

Процедуру экологической оценки в проектном анализе можно формализовать в виде блок-схемы, показанной на рис.2

На рисунке 2 можно проследить последовательность процедур на этапе проектирования и эксплуатации. Начиная с блока «Анализ ситуации в стране и анализ программ развития региона, характеристика состояния окружающей среды». Далее следуя по ходу часовой стрелки можно видеть как материалы исследований (блок «Первичное изучение среды») превращаются в «Детальную проработку проекта» и передаются на «Экспертизу». При положительном заключении экспертизы проект переходит в стадию реализации.

На этом этапе представление кредитов связывается с соглашением по охране окружающей среды и природных ресурсов. В дальнейшем должны осуществиться меры по охране природы , и проведен мониторинг их эффективности. На стадии завершения проекта проводиться оценка его результатов посредством аудита и мониторинга действующего предприятия.

Рассмотрим более подробно этапы проектирования и в связи с этим отдельные процедуры экологической оценки. Основным принципом любой экологической оценки является его превентивность, т. е. возможные ущербы должны быть установлены на самых ранних стадиях.

2 Основные этапы «проектирования» хозяйственной деятельности.

Общую структуру проектирования хозяйственной деятельности можно представить в виде блок-схемы, показанной на рисунке 3 «Основные этапы «проектирования» хозяйственной деятельности». На этом рисунке показано, что комплексную экологическую оценку (экспертизу) нужно проводить последовательно на всех стадиях реализации НХД.

1. Необходимость экспертизы юридических норм. Юридические нормы существенным образом влияют на социальное, экономическое, политическое и нравственное состояние общества. Неправильные юридические законы могут оказать губительное воздействие на окружающую среду и, следовательно, на биотическое сообщество. Например, принятие поправок к Конституции, позволяющих ввозить радиоактивные отходы (вещества) на территорию РФ из других стран.

2. Прогноз развития народного хозяйства. Прогнозы развития народного хозяйства составляются на 10-20 лет вперед и определяют жизнь страны, нынешних и последующих поколений. Если направление, выбранное в прогнозах развития, ошибочно, то это может привести к катастрофическим последствиям вплоть до распада страны.

Рис 1 Схема влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Рис. 2 Процедура экологической оценки в проектном анализе (цит. по)

3. Особенности экспертизы технико-экономического обоснования. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) – это обязательный предпроектный документ, поэтому оценка экономической эффективности и экологической безопасности его может существенно повлиять на дальнейшее прохождение проекта, так как именно на стадии ТЭО определяется общая сумма затрат на проект, которая потом может корректироваться только в сторону уменьшения.

3.1. Экономическая экспертиза ТЭО. Экономическая экспертиза ТЭО направлена на установление соответствия проектных решений действительным экономическим издержкам. Например, во многих проектах не учитываются издержки, связанные с переработкой и ликвидацией отходов; издержки, связанные с затратами на ликвидацию производства (например, ликвидация вооружений)

3.2. ТЭО и проекты хозяйственной деятельности в сопредельных государствах. В этих проектах особого внимания экспертов заслуживает трансграничные вопросы использования или изменения качества природных ресурсов. В большинстве случаев в этих проектах решаются вопросы в интересах одного государства без учета интересов другого, хотя следовало бы учитывать интересы и тех, и других.

3.3. Материалы по созданию добывающих и перерабатывающих отраслей. В этих материалах надо обращать внимание на решения (издержки), связанные с уничтожением почвенного покрова (затраты на его восстановление), затраты на восстановление (ущербы от исчезновения) отдельных видов животных. Загрязнение окружающей территории.

4. Проекты международных договоров. Необходимо оценивать экологические последствия производства продукции и экологические последствия деятельности по выданным лицензиям.

Экологическая оценка (экспертиза) первых четырех этапов хозяйственной деятельности достаточно сложна и поэтому не всегда проводится. Следовательно, при разработке и экспертизе этих этапов нужно обращать особое внимание на экологические последствия и разрабатывать методы экономической оценки этих последствий.

5. Экспертиза проектно - технической документации. Общие положения : при экспертизе технической документации, в первую очередь, должен быть рассмотрен раздел проекта, называемый «Оценка воздействий на окружающую среду» (ОВОС). Этот раздел в проекте является обязательным. При рассмотрении раздела ОВОС рассматривается правильность мето дики оценки, достоверность исходных материалов, правильность выводов из полученных оценок. Кроме того должна быть рассмотрена оценка экологического влияния в аварийных ситуациях и при ликвидации производства.

6. Экспертиза материалов по созданию особо охраняемых территорий. При проведении такой экспертизы необходимо, в первую очередь, обращать внимание на правильность выделения границ этой территории. Более правильным будет выделение по бассейну реки, т. е. бассейновый принцип выделения природной территории.

7. Экспертиза проектов и схем рационального использования природных ресурсов. В ходе выполнения этой экспертизы необходимо обращать внимание, в первую очередь, на доступность природных ресурсов биотическим сообществам, т. е. доступность (рациональное использование) природных ресурсов не только для человека, но и для биоты. Необходимо в этих проектах делать оценку ущербов, которые могут быть нанесены биоте.

8. Документы по изменению функционального статуса территории. Эти документы требуют особого внимания, так в них могут затрагиваться большие территории, например, территории происхождения этноса или места рекреации местных жителей. Например, перевод земель лесного фонда в земли поселений или перевод оленьих пастбищ в земли другого назначения.

Рис 3 Основные этапы проектирования хозяйственной деятельности.

9. Другие документы, обосновывающие хозяйственную деятельность, которая способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Этот пункт как бы резервирует место для новых или пока еще не существующих документов, не вошедших в выше перечисленные.

На основании изложенного выше, проведем классификацию инструментов реализации экологической политики в области природообустройства. Классифицировать инструменты можно в зависимости от уровня (этапа) хозяйственной деятельности (см. Табл. 1).

Классификация инструментов реализации экологической политики в области природообустройства.

Табл. 1

Этапы хозяйственной деятельности

Инструменты реализации экологической политики

1. Законодательство (законотворчество)

Экологическая оценка.

2. Планирование

Стратегическая оценка воздействий на окружающую среду (СОВОС), Оценка риска деятельности.

3. Проектирование

ОВОС и экологическая экспертиза.

4. Строительство.

Экологический мониторинг

5. Эксплуатация объекта.

Мониторинг и аудит.

6. Реконструкция или ликвидация объекта хозяйственной деятельности

ОВОС и экологическая экспертиза. Экологический мониторинг

3 Экологическая оценка и инструменты ее реализации.

Экологическая оценка более важна на самых ранних стадиях планирования НХД. В условиях рыночной экономики это стадия кредитования будущей деятельности в размерах страны, региона или отдельного проекта. Эксперты Всемирного Банка так определили это понятие. Экологическая оценка, или оценка воздействия на окружающую среду : обширные исследования, выполняемые страной - заёмщиком для Всемирного Банка по операциям которые могут оказать значительное отрицательное воздействие на окружающую среду.

Оценка воздействий – это процесс анализа и оценки воздействия любого мероприятия (реализации политики или законодательства в области энергетики или сельского хозяйства , плана городского развития, строительства мелиоративной системы и т. д.) на окружающую среду (или на местное сообщество, культуру, экономику и т. д.).

Оценка воздействия является одним из неотъемлемых элементов системы управления окружающей средой, поскольку она дает знания и информацию о наличии и масштабах воздействия. Без знания и понимания отрицательного воздействия на окружающую среду было бы невозможно спланировать и эффективно внедрить меры по охране биотического сообщества и защите здоровья населения.

Оценка воздействия является составным элементом всех этапов и процессов управления. Наибольшая роль ее при процессе принятия решений и процессе определения приоритетов. При этом особое внимание уделяется тем видам деятельности , которые серьезно воздействуют на окружающую среду. Это особенно важно в условиях ограниченности ресурсов и возможностей по предотвращению, отрицательных последствий.

Наибольшую пользу оценка воздействий может принести на ранних стадиях процесса планирования. Например, при разработке планов, программ и стратегий для предотвращения негативного влияния НХД и решения различных экологических проблем. Такую оценку можно назвать стратегической оценкой.

3.1 Стратегическая Оценка Воздействия на Окружающую Среду (СОВОС)

Стратегическая оценка воздействия на окружающую среду (СОВОС) – достаточно новый подход, который хотя и базируется на концепции и принципах ОВОС, но в отличие от нее предполагает оценку комплексного воздействия на окружающую среду плана, программы, политики или проекта законодательного акта правительства .

Основная цель СОВОС заключается в обеспечении учета и оценки окружающей среды до принятия политики, стратегий, программ, планов и законодательства. Иными словами, СОВОС должна применяться на стадии, когда лица, отвечающие за принятие решений, еще способны учесть возможное воздействие определенной стратегии на окружающую среду и повлиять на ход событий.

СОВОС может распространяться на такие области, как торговля, налогообложение, сельское и рыбное хозяйство , энергетика, транспорт и т. д. Так, СОВОС может проводиться для оценки национальной энергетической, промышленной или сельскохозяйственной политики, территориальных планов развития на различных уровнях (района или округа), проектов национального законодательства в различных областях (обращение с отходами, потребление) и т. д.

Как правило, Стратегическая Оценка направлена на анализ и оценку следующих факторов:

    решение существующих проблем состояния окружающей среды и здоровья в рамках рассматриваемой стратегии; анализ целей и задач стратегии с экологической точки зрения; вклад стратегии в достижение экологической устойчивости; ключевые альтернативы стратегии; воздействие предлагаемых по всем вариантам (решений) мер на окружающую среду и здоровье; оценка системы мониторинга, потенциального воздействия стратегии на окружающую среду и здоровье.

В проведении СОВОС обычно используются два подхода: оценка воздействия и оценка ожидаемых результатов.

Оценка воздействия исходит из предпосылки, что до принятия окончательного решения необходимо оценить любое воздействие рассматриваемой стратегии и ее альтернатив на окружающую среду и здоровье. Сам процесс осуществления такой оценки (появление нового знания) может повлиять на окончательное решение.

Другой подход – оценка ожидаемых результатов – ставит целью ответить на вопрос о том, насколько эффективно учитываются экологические интересы на всех стадиях планирования стратегии и насколько они адекватны целям и задачам стратегии по сравнению с возможными альтернативами.

Обычно стратегии, программы и планы создают строгие правила для принятия решений на более низком уровне (при реализации проектов на местах), поэтому разработчики должны обеспечить информацией общественность. Они должны создать условия для реализации ее права на участие в процессах планирования и разработки таких документов. Это может быть сделано либо через общественные организации, либо через выбранные органы (Советы, Думы и т. п.)

В любом случае СОВОС должна проводиться при эффективном участии населения при условии, что население располагает объективной информацией, и комментарии (пожелания) населения обязательно принимаются во внимание.

В том случае, если реализация стратегии может оказать воздействие на окружающую среду другой страны, то власти и общественность затрагиваемой страны должны быть заранее информированы обо всех значительных потенциальных трансграничных формах воздействия стратегии, иметь возможность принять участие в ее обсуждение и высказать свои пожелания.

В рамках СОВОС должны быть учтены пожелания других стран при принятии решений страной, планирующей осуществление оцениваемой стратегии.

Это обстоятельство учитывается в европейском и международном законодательстве, где признается важность демократичности СОВОС. В рамках ЕС действует Директива 2001/42/EC по стратегической оценке воздействия на окружающую среду. Она имеет непосредственную юридическую силу для 31 европейского государства (стран-участниц и стран-кандидатов ЕС) и требует введения общих подходов.

Однако ни в одной стране СОВОС не используется комплексно, т. е. на всех уровнях разработки стратегических документов – политики, планов, программ.

В ряде стран СОВОС используется на уровне разработки политики (например, в Канаде, Болгарии, Чешской Республике, Эстонии, Польше и Словакии), или при разработке законодательства и подзаконных актов (Дания, Нидерланды).

В большинстве случаев СОВОС используется только в отношении планов или программ. Основными секторами, на которые направлена СОВОС, являются сферы прирородообустройства: землепользование , водный сектор, обращение с отходами, транспорт и энергетика.

В некоторых странах СОВОС во многом базируется на видоизмененных процедурах ОВОС и проводится как дополнительное мероприятие, оказывающее реальное влияние на процессы планирования и разработки программ.

В новых независимых государствах (ННГ) “схожей” с СОВОС является система государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), которая имеет статус национального закона в ряде стран (Беларуси, Грузии, Казахстане, Молдове, России, Туркменистане, Украине).

ГЭЭ проводится в отношении проектов, но также и для стратегической деятельности, в том числе планов развития, отраслевых программ и политики, юридических норм, наборов обязательных правил, имеющих отношение к охране окружающей среды. Вместе с тем процедура ГЭЭ, к сожалению, не требует участия общественности и иногда не имеет строгой юридической силы для разработки документов стратегического развития.

3.2 Оценка Воздействий на Окружающую Среду (ОВОС).

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) формировался как интегрированный системный процесс. Концепция ОВОС была впервые введена в США, с принятием Закона о национальной политике в области охраны окружающей среды 1969 года. ОВОС, как правило, используется для выявления отрицательного воздействия планируемого проекта на окружающую среду до его одобрения и реализации, а также для планирования соответствующих мер по сокращению или предотвращению такого воздействия.

Рассматриваемый проект (например, строительство плотины или шоссе, осушение болот или орошение земель для расширения сельскохозяйственных угодий) обычно является одним из элементов более широкой программы развития.

В большинстве стран Европы и некоторых странах бывшего СССР ОВОС имеет статус национального закона.

По своим функциям и особенностям ОВОС - инструмент превентивного характера, а не метод решения уже возникшей проблемы. Поэтому Оценка Воздействия на Окружающую Среду - процесс, который гарантирует, что все экологические последствия от реализации хозяйственной деятельности приняты во внимание перед тем, как решение реализовано.

Процедура ОВОС дает возможность провести анализ возможных воздействий на окружающую среду и документировать их в виде отчета. После этого провести общественные слушания по рассмотрению отчета, принять во внимание все комментарии граждан и представить отчет с окончательным решением и, наконец, информировать общественность об этом решении.

Главные цели ОВОСа в контексте природообустройства следующие:

    оценить направление и глубину изменений в окружающей среде при осуществлении проекта; оценить возможные изменения в природных и антропогенных экосистемах; определить пути минимизации негативного влияния на окружающую среду и биоту; предложить альтернативы с различными экологическими последствиями; предотвратить ухудшение среды обитания, реализуя возможные альтернативные решения и принимая меры по уменьшению негативного влияния; ознакомить людей, принимающих решения, с возможными последствиями осуществления намечаемого проекта; огласить общественности причины согласия на реализацию проекта и возможные экологические последствия; способствовать сотрудничеству между заинтересованными сторонами; стимулировать дальнейшее участие общественности в процессе принятия решений, связанных с хозяйственной деятельностью.

ОВОС всегда проводится на начальной стадии разработки проекта (это обязательная процедура для проектов, перечисленных в национальном законодательстве по ОВОС). Процедура ОВОС координируется компетентным органом (например, Министерством природных ресурсов, Комиссией по ОВОС, уполномоченным департаментом местного правительства и т. д.).

Детальность оценки воздействий на разных стадиях принятия решений неодинакова. Несколько отличаются и цели. Так, при проведении оценки при выборе площадки строительства, разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) и проектов строительства целями являются:

Всестороннее рассмотрение всех предполагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным развитием; поиска оптимальных проектных решений, способствующих:

(а) недопущению деградации окружающей среды;

(б) обеспечению социально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития;

(в) улучшению условий жизни людей;

(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня.

Как было показано выше, хозяйственная деятельность влияет практически на все сферы Земли, поэтому оценка воздействий осуществляется в отношении следующих объектов: флора, фауна, почва, воздух, вода, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими.

3.2.1 Функциями ОВОС являются:

1. выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:

(а) предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности;

(б) изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий;

(в) последствий для общества и экосистеме, к которым приведут изменения в окружающей среде;

2. выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них;

3. формализация, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования;

Таким образом, ОВОС является инструментом принятия решений. Результаты ОВОС должны представлять ясную картину изученных альтернативных возможностей развития и их последствий для общества и экосистемы с взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков каждой альтернативы.

3.2.1 ОВОС базируется на следующих принципах:

1. Обязательность . Проведение процедур ОВОС в полном объеме является обязательным для следующих видов объектов хозяйственной деятельности – 1. Нефтеочистительные заводы. 2. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами 3. Установки, предназначенные исключительно для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов. 4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии . 5. Установки для извлечения асбеста и переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов: в отношении асбестоцементных продуктов. 6. Химические комбинаты. 7. Строительство автомагистралей, скоростных дорог, трасс для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более. 8. Нефте - и газопроводы с трубами большого диаметра. 9. Торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающих проход судов водоизмещением более 1350 тонн. 10. Установки по удалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсических и опасных отходов. 11. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.12. Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или более. 13. Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или более метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку. 14. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд и угля. 15. Добыча углеводородов на континентальном шельфе. 16. Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов. 17. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки. 18. Крупные животноводческие комплексы мощностью: 1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более; 2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более; 3) молочные - 1200 коров и более. 19. Звероводческие комплексы. 20. Птицефабрики на 400 тыс. кур - несушек, 3 млн. бройлеров и более. 21. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий. 22. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Для видов хозяйственной деятельности, не вошедших в этот перечень (в том числе и многих видов деятельности по природообустройству) обязательным является разработка "проекта Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС) ". Решение о целесообразности проведения всех последующих процедур ОВОС принимается государственными органами власти, управления и контроля (надзора) по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" и на основании оценки степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду.

2. Превентивность. ОВОС применяется в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования.

3. Вариантность . При оценки воздействий на окружающую среду должны быть рассмотрены альтернативные проектные решений и предложены, при необходимости, новые варианты.

4. Комплексность. Интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, природоохранных, экономических и других показателей проектных предложений.

5. Гласность . Доступность информации по проектным решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта.

6. Ответственность. О тветственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

3.2.2 Порядок проведения ОВОС

Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях", которое содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру намечаемой деятельности. Оно представляется в государственные органы власти и управления (по уровням компетенции) с целью получения согласия на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления. Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком возможных площадок или землеотводов.

Вся документация по ОВОС подготавливается заказчиком намечаемой деятельности через разработчика или специалистами по проведению ОВОС.

Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:

· Разработка проекта "Заявления о воздействии на окружающую среду" ("проект ЗВОС").

· Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы власти, управления и контроля.

· Разработка заданий на проектирование , изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.

· Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам изысканий и исследований.

· Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.

· Доработка технико-экономического обоснования или проекта строительства хозяйственного объекта или комплекса.

· Принятие заказчиком решения о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из сформированного понимания экологических и связанных с ними последствий ее осуществления.

В данной главе анализируются теоретические основы экологической политики, ее инструментов, компонентов и механизмов. Кроме того, дается описание экономических последствий наличия в стране экологических проблем, а также характеризуются системы управления качеством окружающей среды, контроля и мониторинга ее состояния.

Экологическая политика: понятие, виды, принципы

Экологическая политика - это сравнительно новый вид государственной политики стран мира, а также направление деятельности различных политических, экономических, государственных и негосударственных организаций. На формирование и развитие экологической политики различных государств и регионов оказывает влияние множество факторов, среди которых наиболее значимыми можно считать уровень экономического и социального развития общества, уровень влияние экологических проблем на развитие страны, уровень развития производства и масштабы использования природных ресурсов, а также уровень экологической грамотности и культуры населения. Особенности формирования экологической политики связаны, в первую очередь, с тем этапом развития, на котором страна находится. Процесс формирования региональной экологической политики также зависит от политических установок в обществе и системы государственного устройства.

Мы можем определить экологическую политику, как направление деятельности государственных и общественных организаций, нацеленных на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и решение экологических проблем. Однако, необходимо разграничивать понятие «экологическая политика» с точки зрения глобального и регионального уровней. В глобальном масштабе «экологическая политика» - это комплекс мер и акций международно-политических и общественных организаций, основной целью которых является рассмотрение глобальных экологических проблем с точки зрения влияния этих проблем на социально - экономическое развитие всего общества, а также с учетом имеющихся ресурсов и их распределения. Региональная экологическая политика по набору функции схожа с глобальной, однако она рассматривает влияние экологических проблем с точки зрения одного континента, страны или региона.

В современном мире большое внимание уделяется региональной экологической политике, в особенности с точки зрения отдельных хозяйствующих субъектов экономической деятельности, которые являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Региональная экологическая политика является одной из важнейших составляющих государственной политики большинства развитых стран. В данном случае мы можем говорить об элементах государственной экологической политики. Среди них можно выделить цели, механизмы и инструменты реализации, приоритеты и затраты на осуществление. Государственная экологическая политика основывается на экономических и социальных задачах всей государственной политики, а также зависит от степени оказываемого влияния экологическими проблемами и природными катастрофами на развитие страны, уровня научно - технического прогресса и возможностей применения его достижений для решения экологических проблем. Социальная экологическая политика чаще всего рассматривается как комплекс мер, направленных на повышение экологической грамотности населения, и регулирующих отношение населения страны к использованию природных ресурсов и бережному отношению к окружающей среде.

Также необходимо принимать во внимание тот факт, что уровень экономического развития страны и состояние окружающей среды тесно взаимосвязаны. Обеспечение высоких темпов роста без проведения мероприятий по охране окружающей среды приведет к деградации окружающей среды, а также окажет влияние на жизнь и здоровье людей, что в свою очередь, приведет в долгосрочной перспективе к еще более негативным последствиям.

Процесс реализации экологической политики включает в себя три ступени:

  • · Разработка нормативно - правовых актов, административно - контрольных мер, прямого регламентирования со стороны государственных органов;
  • · Создание институтов экологического контроля и мониторинга;
  • · Разработка и внедрение инструментов экономического стимулирования, связанного с развитием различных рыночных механизмов и направленного на экологизацию хозяйственной деятельности экономических агентов.

Основными инструментами экологической политики являются административные и экономические методы. К экономическим методам можно отнести различные способы стимулирования пользователей природных ресурсов к разработке, использованию и усовершенствованию ресурсосберегающих технологий, а также побуждения их к использованию более экологически чистых методов организации и осуществления производственной деятельности. К таким методам непосредственно можно отнести инструменты ценовой и фискальной политики, программы субсидирования государством различных экологических программ, а также продажу прав на загрязнение. К числу административных методов относятся система штрафов, законодательное регулирование, экологические платежи, установление норм предельно допустимых выбросов для различных источников загрязнения окружающей среды, включая электростанции, промышленные предприятия и автотранспорт.

Существует и более детальная классификация методов экологической политики. В социальной экологии выделяют следующие механизмы экологической политики: законодательно - правовые, экономические, политические, образовательные и научно - технические. Законодательно - правовые методы в данном случае рассматриваются как набор законодательных актов и нормативно - правовых документов, которые регулируют отношения между государством, обществом и природой, а также устанавливают штрафы за загрязнение окружающей среды. Под научно - техническими методами понимается набор знаний и технологий, способствующих предотвращению и решению экологических проблем. Под политическими методами понимаются действия политических партий и организаций по благоустройству природоохранных комплексов, заповедников. Особое место занимают образовательные меры, так как их основной задачей является воспитание общества в духе бережного отношения к природе.

Процесс реализации экологической политики осуществляется субъектами экологической политики, к числу которых относятся: государства, экономические агента, политические партии и организации, негосударственный организации и научно - исследовательские и образовательные учреждения.

К целям экологической политики относятся: достижение результатов в области охраны окружающей среды и решение как региональных, так и глобальных экологических проблем, рациональное природопользование, сохранение здоровья населения и уменьшения влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека, применение экологических отношений для решения других задач государственной политики. Для осуществления данных целей необходимо, в первую очередь, решить ряд важнейших задач:

  • · разработка, усовершенствование и освоение населением методов рационального использования природных ресурсов, а также экологически чистых методов производства;
  • · формирование в обществе системы ценности окружающей среды и понимание ограниченности природных ресурсов;
  • · воспитание населения с осознанием стратегии глобального устойчивого развития;
  • · разработка системы безопасной утилизации отходов;
  • · обеспечение продовольственной безопасности и улучшение качества продуктов питания;
  • · снижение риска катастроф природного и техногенного характера.

Для решения выше описанных задач, государству необходимо разработать четкую экологическую политику, а также способствовать финансовому и материальному обеспечению изучения состояния окружающей среды и биологического разнообразия, созданию эффективной системы мониторинга за состоянием окружающей среды и ее компонентов, разработке методов по контролю за производственной деятельностью хозяйствующих субъектов, финансированию и поддержке использованию компаниями энергосберегающих и экологически чистых технологий.

Одним из направлений экологической политики также является уменьшение ущерба, наносимого природной среде от антропогенной деятельности. Такой ущерб можно разделить на исчисляемый и условно - исчисляемый ущерб.

К исчисляемому ущербу относятся экономический и социально - экономический виды ущерба. Экономический ущерб - это затраты государства на ликвидацию последствий природных бедствий и катастроф, потери общества в результате недополучения результатов лесохозяйственной, промышленной и сельскохозяйственной деятельности, снижение урожайности и как следствие усиление продовольственной проблемы, затраты на поддержание и восстановление равновесия в экосистемах, потери топлива, сырья и материалов.

К социально - экономическому ущербу относятся затраты на сохранение рекреационных ресурсов, увеличение численности людей, страдающих хроническими заболеваниями, а также последствия от миграции населения, вызванной ухудшением состояния окружающей среды.

Условно-исчисляемый ущерб -- это увеличение патологических изменений в человеческом организме, рост числа людей, которые страдают аллергиями с детства, а также эстетический ущерб, наносимый населению, от изменения вида окружающих ландшафтов вследствие загрязнения окружающей среды.

Правильная интерпретация экономического ущерба от экологических проблем необходима практически во всех сферах экономической деятельности. Она позволяет оценить эффективность экономики региона или страны в целом, а также способствует развитию таких рыночных механизмов контроля за состоянием окружающей среды, как экологическое страхование. Отсутствие качественной оценки экологического ущерба приводит к тому, что природопользование исключается из состава факторов, которые определяют общую эффективность экономики.

в разделах

· Российская федерация

По мере роста экологических проблем, которые приняли характер экологического кризиса, все чаще стали раздаваться требования необходимости ведения экологической политики, т.е. необходимостинаправлять человеческую деятельность в соответствии с природой с помощью и при участии государства и политических партий, для того, чтобы обеспечить сохранение в природе экологического равновесия.

В настоящее время экологические проблемы приняли глобальный характер. Это обусловлено тем,что при планировании и реализации материального прогресса общества не были приняты во вниманиеэкологические основы человеческой жизни и жизни других существ. Поэтому в настоящее время почти всестраны, особенно те, которые относятся к экономически развитым, стараются сформулировать свою экологическую политику, отрегулировать плановое использование природных ресурсов и обеспечить финансовые ресурсы для их восстановления.

Основную роль в обеспечении экополитики осуществляет государство, однако в современномобществе государство не является единственным субъектом экополитики, а лишь одним из них наряду с политическими партиями, научными и профессиональными организациями, хозяйственными субъектами, общественными движениями и т.д.

И все-таки, экологическая политика является важной составной частью политики любогогосударства, и ее осуществление или неосуществление влияет на отношение граждан к органамгосударственной власти.

Экологическая политика - новое и молодое явление, в связи с чем на настоящий момент нетобщепринятого ее определения. Тем не менее, исходя из определения политики вообще и исходя изобщепринятой цели экополитики, можно предложить следующее определение экологической политики:

Экополитика - это система политических, экономических, юридических, образовательных и иных мер, принимаемых для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны.

В рамках экологической политики можно выделить несколько уровней:

Международная, государственная (национальная), региональная, локальная.

В современных социально-экономических условиях большое внимание уделяется проблеме

формирования и реализации экологической политики на уровне отдельных хозяйственных субъектов,особенно промышленных предприятий, которые вносят основной вклад в загрязнение окружающей среды. В таком случае следует говорить об экологической политике как о «совокупности намерений и принципов в отношении экологических показателей», которая не только провозглашается официально, но и создает основу для дальнейшей разработки природоохранных целей и задач.

Экологическая политика является важной составной частью политики любого государства.Элементами экологической политики являются: принципы, приоритеты, цели, субъекты, механизмыреализации (инструменты).

Под политическими принципами в правовом государстве понимаются принципы демократичности, гласности, добровольности, активности и переговорности. Социально-экономические принципы: соответствие экономического развития и экологических возможностей, использование достижений научно- технического прогресса для решения экологических проблем, регулирование потребления, планирование естественного роста населения. В государствах с различными общественно-политическими системами эти принципы могут варьироваться. Например, для государств тоталитарного типа характерны такие политические принципы, как недемократичность, секретность, принуждение, пассивность, конфронтация. Социально-экономические принципы в тоталитарных государствах основаны на идее неограниченности природных ресурсов, игнорировании экологических возможностейокружающей среды, приоритетности интересов государства перед личными интересами; ростнаселения, как правило, не контролируется.

В сфере ООС и ПП, как ни в какой другой сфере, сильно влияние принципов, согласуемых намеждународном уровне 1 . Этому послужили решения 2-й всемирной конференции ООН по окружающейсреде и развитию (Рио, 1992), подтвержденные и расширенные на Всемирном саммите по устойчивомуразвитию (Йоханнесбург, 2002). К числу этих принципов относятся такие, как «загрязнитель платит»,требования устойчивости развития, предосторожности, применения технологии, наилучшей из доступных и др. Данные принципы вошли в экологическое и природно- ресурсное законодательство большинства стран. Это позволило согласовать национальные механизмы экологической политики.

Целью экологической политики в современных

условиях является создание условий для гармоничного, сбалансированного развития природы, общества иэкономики.

Реализация принципов экологической политики осуществляется при помощи определенных методов (механизмов). Существуют различные подходы в определении методов экологической политики. В социальной экологии выделяются следующие методы:

Административно-контрольные Контроль за соблюдением природоохранного законодательства, стандартизация, экологический мониторинг, лицензирование хозяйственной деятельности, нормирование природопользования, экологическая сертификация, ОВОС, экологическая экспертиза, экологические и ресурсные целевые программы, экологический аудит
Технико-технологические Применение технико-технологических средств и решений для защиты и развития окружающей среды
Экономические Планирование природопользования, создание целевых программ, разработка эколого-экономических систем, система платежей, налогообложения, льгот и других стимулов для природопользователей
Законодательно-правовые Разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений между обществом и природой
Политические Действия политических и других организаций, направленные на защиту окружающей среды
Воспитательно- образовательные методы Способствуют формированию экологического сознания и моральной ответственности населения - необходимая предпосылка для экополитики

1 Экологический менеджмент / Н.В.Пахомова, А.Эндрес, К.Рихтер. СПб., 2003. С.191.

При формировании механизмов

природопользования важно найти оптимальное сочетание административно-правовых и экономических рычагов и методов. Преобладание тех или иных приводит к неблагоприятным последствиям как для окружающей среды, так и для общества.

Процесс формирования и реализации экологической политики происходит при участии самихприродопользователей или субъектов экологической политики. К субъектам экологической политикиотносятся:

Государство Государство играет важную роль в формировании и реализации экополитики. Функции государства как субъекта экологической политики: установление правил осуществления хозяйственной и иной деятельности; координация деятельности всех субъектов экополитики; контроль за соблюдением природоохранного законодательства
Хозяйственно- экономические субъекты Хозяйст венно-экономические субъект ы (предприятия, организации) обязаны проявлять заботу о сохранении и защите окружающей среды. Такое обязательство обусловлено природоохранными правовыми актами (законами). Правовые акты устанавливают обязанность предприятия учитывать воздействия производственного процесса на окружающую среду, анализироват ь влияние производственных программ на человека и окружающую среду и уст ранят ь возможные вредные последствия
Научно- исследовательские организации Роль научно-исследовательских организаций постоянно возрастает, поскольку результаты научных исследований могут стать и становятся важными инструментом стратегии экономического роста и устойчивого развития, а следовательно, и защиты окружающей среды
Политические партии Полит ические организации (партии) в качестве субъектов экополитики проявляют себя следующим образом: 1. они формулируют свою идеологию (программу) и не могут игнорировать экологические проблемы, особенно в современных условиях 2. через популяризацию своих программных взглядов партии способствуют формированию экологического сознания населения 3. если партия побеждает на выборах, она разрабатывает концепцию экологической политики и реализует ее с помощью правовых документов
Общественные организации Играют важную роль в разработке и принятии экологически значимых решений, осуществлении контроля за выполнением природоохранного законодательства (внештатные экологические инспектора), участвуют в природоохранных мероприятиях, осуществляют экологическое воспитание и просвещение населения
Отдельные граждане Могут выступать с экологическими инициативами, объединяться в группы с целью решения конкретных, как правило, локальных экологических проблем.

В последнее время практикуется также выделение трех секторов в социально-экологическихотношениях - государство, бизнес, общественность. Следует подчеркнуть, что эффективность экополитикизависит от того, насколько налажено взаимодействие всех участников процесса ее формирования иреализации.

Степень участия каждого из субъектов изменяется в зависимости от политических и экономических установок в обществе. Так, в авторитарных и тоталитарных системах государство играет решающую роль в формировании экологической политики, подавляя инициативу других потенциальных участников этого процесса. В демократических обществах, где развита политическая культура и права граждан постояннорасширяются, важную роль играет общественное участие в принятии экологически значимых решений.

В социалистических странах, таких как СССР, реализация идеи прогресса, основанного на быстромразвитии производительных сил и экономическом росте, привела к истощению природных и социальныхресурсов. Ускоренные темпы промышленного развития без учета влияния на окружающую средуспособствовали возникновению экологических рисков. Неразвитость производительных сил, несовершенствотехнологий и «бесплатные» природные ресурсы привели к нарушению экологического равновесия,обострению социальных, санитарно-гигиенических проблем, противоречиям между

природопользователями разных уровней.

Особенности экологической политики неразрывно связаны со спецификой экономического,социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние наэкологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т.п.


Похожая информация.


Реализация экологической политики – это установление взаимосвязи между намерениями лиц, принимающих решения, и экологическими субъектами с целью экологизации их хозяйственной деятельности, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и достижения целевых экологических показателей.

Прежде, чем приступить к стадии реализации экологической политики и выполнению плана действий должно быть принято официальное решение, которым утверждается единое направление действий. Формой такого официального решения может быть постановление Правительства Российской Федерации или соответствующее решение Администрации субъекта Федерации о принятии концепции экологической политики и утверждении плана действий.

В природоохранных стратегиях (планах) обычно выделяют следующие ключевые условия для повышения эффективности функционирования институциональных структур и лучшего осуществления принятых решений:

· наличие эффективных структур и необходимых ресурсов по реализации принятых решений;

· четкое распределение ответственности между институциональными структурами;

· разработка непротиворечивого и «прозрачного» законодательства;

· повышение экономической эффективности осуществления экологической политики;

· информационно-методическое обеспечение реализации экологической политики.

Наличие эффективных структур и необходимых ресурсов предполагает существование адекватных фондов, наличие персонала соответствующей квалификации и политическую поддержку принятым правилам и требованиям. Возможности ведомств, на которые возложена ответственность за выполнение нормативных актов, часто ограничены. Однако эффективное распределение ответственности между институциональными структурами и наличие четкого и непротиворечивого законодательства создает предпосылки уменьшения потребности в ресурсах для выполнения нормативных требований.

В ситуации, когда выделяются недостаточные фонды и отсутствует квалифицированный персонал, традиционная реакция состоит в требовании дополнительных ресурсов. Однако, суть проблемы исполнения не в этом. В первую очередь необходимо эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы и уметь привлекать внешние источники финансирования. Не нужно требовать, нужно уметь заинтересовывать.

Если увеличение или привлечение дополнительного финансирования маловероятно, то возможны следующие два направления экологической политики: 1- снизить потребность в ресурсах на осуществляемые виды деятельности за счет экономии средств; 2- видоизменить приоритеты с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Четкое формулирование и разделение ответственности институциональных структур имеет большое значение, поскольку экологические проблемы пересекают границы отдельных отраслей и территорий и для их решения требуется участие различных государственных органов. При определении ответственности институциональных структур важное значение имеют следующие факторы: минимизация возможностей возникновения конфликтов, четкое соответствие решаемой проблемы статусу и функциям соответствующих органов, обеспечение эффективной координации среди административных органов и других организаций.


Разработка прозрачного и непротиворечивого законодательства будет способствовать более простому и осознанному использованию соответствующих законов. Те юридические и физические лица, которые должны соблюдать или исполнять законы и нормативно-правовые акты, будут их соблюдать и выполнять в том случае, когда они будут хорошо понимать, как "работают" эти законы, и почему они были приняты именно в такой редакции. Прозрачность предполагает ясность в толковании и применении законов, а устойчивость – неукоснительной следование определенным принципам.

Повышение экономической эффективности осуществления политики заключается в разработке и выборе экономических инструментов и необходимости нахождения компромисса между экологическими целями и ограниченными ресурсами для их достижения.

Существующая в России система платежей за загрязнение (при которой платежи должны рассчитываться для сотен различных загрязняющих веществ) изначально создает трудности ее реализации. Она требует значительных затрат на определение размеров платежей для каждого из сотен равноприоритетных загрязняющих веществ. Слабая структура правоприменения, низкая дисциплина выполнения нормативов в сочетании с низкими ставками платежей за загрязнение мало способствуют сокращению общего загрязнения окружающей среды в России. Система платежей должна быть упрощена, например, путем фокусирования внимания на нескольких главных загрязняющих веществах. Это позволит существенно уменьшить потребности в персонале.

Чтобы облегчить трудности, возникающие у органов управления природопользованием, необходимо расширить возможности участия частного сектора в этом процессе. Частный сектор и некоммерческие организации, включая частные компании, местные и международные неправительственные организации, научно-исследовательские институты должны играть важнейшую роль при формировании и реализации экологической политики. Местные органы самоуправления помогут выявить наиболее важные локальные проблемы и предложить пути их решения. Неправительственные организации, заинтересованные в сокращении загрязнения окружающей среды, могут сыграть важную роль, осуществляя общественный контроль деятельности ведомств и предприятий и снабжать информацией о реакции населения.

Информационно-методическая деятельность характеризует все виды работ, которые осуществляют органы управления с целью передачи юридическим и физическим лицам знаний о том, каким образом следует соблюдать установленные нормативы и стандарты. Информация такого рода преследует, среди прочего, цель добиться максимально возможного уровня выполнения нормативно-правовых актов при наименьших затратах. Эта цель может быть достигнута путем предоставления предприятиям максимально возможной адекватной информации и инструктивных материалов.

В информационно-методическую деятельность может быть включена разработка практического руководства по новым налогам. В тех случаях, когда это возможно, необходимо привлекать к работе соответствующие предприятия. Преимущество их прямого участия состоит в том, что предприятия в большей мере знакомы с условиями функционирования своей отрасли и представляют, как лучше организовать взаимосвязь между предприятиями отрасли.

Местные природоохранные органы играют важную роль в информационно-методической деятельности. Они могут оказать практическую и конкретную помощь предприятиям, включая организацию: информационных совещаний, встреч с отдельными предприятиями, семинаров для специально выбранных предприятий, посещений предприятий; ответов на телефонные запросы и письма.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...