Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Составление ежедневного планирования в старшей группе детского сада. Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя

Любой вид деятельности в дошкольном образовательном учреждении требует тщательного распределения содержания по временным отрезкам. Этот принцип организации учебно-воспитательного процесса реализуется с помощью разных видов планирования, в том числе ежедневного плана занятий. Его составление, обладая стандартной структурой, требует соотнесения способов решения образовательных задач с психолого-педагогическими особенностями конкретной возрастной группы. Остановимся на тонкостях написания ежедневного плана для старшей группы (дети 5–6 лет).

В чём назначение планирования

Для того чтобы понять суть процесса составления ежедневного плана, необходимо прояснить содержание понятия планирования учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в целом. Назначение планирования заключается в педагогическом моделировании приёмов взаимодействия с детьми.

Без планирования невозможно организовать эффективное взаимодействие с детьми

Принципы составления планирования

При составлении планирования в детском саду педагоги руководствуются требованиями, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

  1. Планирование должно составляться с учётом принципа развивающего образования, подразумевающего выбор учебно-воспитательного материала, который бы соответствовал возрасту, а также уровню познавательного, физического и эмоционально-волевому развитию малышей.
  2. Содержание образовательного маршрута, отображённого в плане, должно быть достаточным и полным.
  3. Научная обоснованность плана должна сочетаться с возможностями его реализации на практике, то есть темы учебно-образовательного процесса должны нести для детей практический смысл.
  4. Каждый вид деятельности в аспекте изучения конкретной темы должен быть осмыслен в обучающем, развивающем и воспитательном контексте.
  5. Все представленные в плане образовательные области (познание, социально-коммуникативное развитие и т.д.) должны сочетаться, то есть интегрироваться.
  6. Любой вид планирования опирается на принцип комплексного построения учебно-воспитательного процесса.
  7. В планирование непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов необходимо включать различные формы взаимодействия взрослых и детей, ребят между собой, а также педагогов и родителей.
  8. Игровая форма взаимодействия в планировании определяется как приоритетная.

Виды планирования в детском саду

В зависимости от масштаба целей и задач, которые реализуются в образовательном процессе, есть несколько видов планов.

  1. Перспективное планирование - группировка форм и приёмов работы с детьми, которая разрабатывается на год, квартал или месяц. Объектом планирования в данном случае выступают все темы программы по разным образовательным областям: игровой, социально-коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, творческой и продуктивной. Перспективный план позволяет соотнести часы на изучение конкретной темы в рамках каждой из образовательных областей.
  2. Календарное планирование. Составляется по каждому виду деятельности на неделю.
  3. Календарно-тематическое планирование. Предполагает распределение видов деятельности по отдельным темам для каждой из областей образовательного процесса. К примеру, календарно-тематический план по изобразительной деятельности, развитию речи и т.д. С помощью такого плана педагог имеет возможность уточнить все детали работы по теме определённого образовательного направления.
  4. Блочное планирование. Является разновидностью календарно-тематического плана, с той лишь разницей, что темы в нём сгруппированы по блокам. Например, в блок «Дикие животные» в курсе ознакомления с окружающей средой в старшей группе входят темы: «Животные пустыни», «Подводный мир», «Животные тайги» и др.
  5. Комплексно-тематическое планирование. Подразумевает указание видов деятельности по образовательным областям в рамках рассмотрения одной (!) темы.
  6. Ежедневное календарно-тематическое планирование (ежедневный план). Предполагает перечень видов деятельности на каждый день по разным образовательным областям на этапах ознакомления, отработки и закрепления знаний, умений и навыков, полученных по определённой теме. То есть объектом плана выступает отрывок образовательного процесса в конкретный день. Если сравнивать ежедневный и комплексный планы, то первый более детальный. Между тем при составлении ежедневного плана педагог всё равно руководствуется индивидуальными потребностями каждого ребёнка.

Последний вид плана является самым подробным, поэтому на тонкостях его составления остановимся детальнее.

Это интересно. Любой вид плана может быть представлен в варианте развёрнутого, то есть с описанием целей и задач по каждому конкретному виду деятельности. И всё же определение «развёрнутый» чаще всего относят к ежедневному.

Ежедневное планирование помогает увидеть целостную картину образовательного процесса в конкретный день

Ежедневный план: суть понятия

Ежедневный план образовательной деятельности в ДОУ - это заблаговременное определение последовательности практического воплощения образовательной программы в определённый день, а также перечень условий, средств для работы и форм, методов взаимодействия педагогического состава с детьми и их родителями.

Цели и задачи создания ежедневного плана

Ежедневный календарно-тематический план нужен для:

  • чёткого формулирования целей и задач учебно-воспитательного процесса при разработке отдельных этапов конкретной темы;
  • обоснованного выбора содержания и форм организации сотрудничества с детьми с определением перечня необходимых средств;
  • обоснования прогноза результатов педагогической деятельности специалиста, а также работы группы детей и отдельно каждого малыша.

Как мы видим, миссия составления ежедневного плана едина для всех групп детского сада. Однако задачи для её осуществления определяются возрастом детей. Для старшей группы это:

  • акцент на самостоятельную деятельность ребят (в старшем дошкольном возрасте дети всё больше действий способны выполнить либо самостоятельно, либо с минимальной помощью взрослого, например, выполнять трудовые поручения - подмести, полить цветы);
  • активное формирование этических представлений о мире (при этом в старшей группе значимыми являются и поступки взрослого, и его слова, чего не наблюдалось в средней группе);
  • расширение диапазона творческих возможностей с помощью заданий на практическую реализацию фантазий в разных изобразительных материалах (красках, пластилине и др.);
  • составление представления об эффективности работы в группе при помощи игровых средств взаимодействия родителей и детей, детей и детей, детей и педагогов;
  • удовлетворение потребности в активной любознательности при помощи игр и беседы.

Требования к составлению плана на день

ФГОС определяет основные принципы составления плана.

  1. Установление рамок оптимальной учебной нагрузки. С учётом того, что чуть меньше половины, 40% времени пребывания ребёнка в детском саду - это время для свободной деятельности.
  2. При составлении плана на день нужно учитывать медицинские, гигиенические требования к продолжительности непосредственной образовательной деятельности для оптимизации образовательного процесса под конкретного малыша.
  3. Наличие в плане видов деятельности для эмоциональной разрядки и повышения настроения, например, летняя дискотека, игры.
  4. Тесный контакт с родителями.

Ежедневный план включает описание приёмов взаимодействия с детьми не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и при выполнении режимных моментов

Методические приёмы, используемые в ежедневном плане

В работе с дошкольниками педагог использует четыре группы методических приёмов, отображая суть и целесообразность применения каждого из них в ежедневном плане.

Группа словесных приёмов

Для старших дошкольников слово играет важную роль в формировании их речевого образа, отработке умения выстраивать логичные монологические высказывания и уместные реплики диалога. Всё это достигается благодаря восприятию языкового образца, которым и выступают взрослые.

Объяснение

В какой бы вид деятельности ребята ни включались, все этапы работы им необходимо детально описать. Причём даже если речь идёт о повторении (например, гимнастики в стихах для физкультпаузы), порядок выполнения действий нужно вкратце напомнить. В старшей группе активно вводится практика объяснения последовательности выполнения какого-либо задания самими детьми. К примеру, если ребятам предстоит клеить аппликацию из заготовок геометрических форм, объяснить ход выполнения задания может ребёнок, который хорошо помнит название геометрических фигур.

Беседа

В старшей группе можно даже объяснения выстраивать в форме беседы. В этом случае дети по наводящим вопросам взрослого составляют алгоритм действий (например, о правилах полива цветов в группе).

Кроме того, после работы над любым литературным произведением необходимо организовывать беседу по вопросам. Так, после изучения стихотворения Е.Серовой «Ландыш» я предлагаю своим воспитанникам ответить на такие вопросы:

  • «Когда родился ландыш?»;
  • «На что, по мнению автора, похож ландыш?»;
  • «А вы согласны с тем, что ландыши похожи на колокольчики?».

Это интересно. Вопросы по содержанию произведения нужно подбирать не только репродуктивного, но и проблемного характера, чтобы приучать малышей размышлять, анализировать и делать выводы.

Загадки и стихотворения

Традиционно эти словесные приёмы являются отличными способами мотивировать ребят на работу. Прежде всего, рифмованные строки отвлекают детей от того вида деятельности, которым они заняты в данный момент, а также объединяют воспитанников общим делом: разгадыванием загадок или прослушиванием стихотворения. Причём загадки ещё и пробуждают в малышах здоровое чувство азарта: дать ответ быстрее товарищей. Всё это позволяет включить детей в работу и актуализировать их опорные знания.

В своей практике при изучении темы «Человеческий организм» на занятиях по ознакомлению с окружающим миром я предлагаю ребятам такие загадки:

  • Брат с братом через дорожку живут, А друг друга не видят. (Глаза);
  • Всегда во рту, А не проглотишь. (Язык);
    Вот гора, а у горы - Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (Нос).

Разгадывание загадок пробуждает в детях здоровый азарт, что мотивирует на дальнейшую работу

Стихотворными строками удобно предварять выполнение режимных моментов. Я использую их, например, в качестве подготовки к гигиеническим процедурам:

  • Кран открыли - Чик, чик! Руки мыли - Шик, шик! Пусть бежит водичка - С-с-с! Мы умоем личико - С-с-с! Мылом мы ладошки трём, Полотенцем промокнём. Вот чистые ладошки, Похлопаем немножко.
  • Входишь с улицы домой - Первым делом руки мой. И, конечно, на пороге Вытирай о коврик ноги.

Сказочные сюжеты

Занимательные истории, сочинённые, что называется, на ходу, удачно вписываются и в этап введения в тему, и для закрепления материала, например, в качестве основы для беседы. Например, при изучении темы «Подводный мир» я выстраиваю структуру занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Подводный мир» на сюжете сказки «Как Золотая Рыбка спасла море». «В одном море жила весёлая Золотая Рыбка. У неё было много друзей, но чаще всего она играла с Черепахой и Крабом. И вот однажды их любимое море накрыла тень. Рыбка не знала, что делать, побежала к Крабу - он был самым умным обитателем моря. И Краб объяснил, что по их морю проходил нефтяной танкер, и часть нефти вылилась на воду. Но нефть, хоть и важный продукт, на воде воздаёт плёнку, которая не пропускает воздух, а значит, скоро обитатели глубин погибнут, так как не смогут дышать. Помочь могут только бактерии из розовых раковин, живущих на другом краю моря. Тогда решила Рыбка, что она должна доплыть до раковин и спасти своё море. С большим трудом отыскала она эти раковины, дотащила их до нефтяного пятна. Друзья её к этому моменту уже начали задыхаться. Бактерии из розовых раковин быстро съели противное пятно, и все обитатели моря снова смогли нормально дышать».

После прослушивания сказки мы с детьми беседуем по вопросам:

  • «Почему обитатели моря чуть не погибли?»;
  • «Кто и как их спас?»;
  • «Как вы понимаете, что такое бережное отношение к водоёмам, природе?».

Используя этот словесный приём важно помнить, что:

  • сказки не должны быть длинными, в противном случае она отвлечёт малышей от сути занятия;
  • количество персонажей стоит ограничить 2–3 героями, иначе детям будет сложно отследить роль каждого из них;
  • развитие сюжета стоит ограничить 1–2 поворотами;
  • сказки нужно сопровождать картинками, можно вести повествование от лица персонажа-игрушки.

Чтение

В старшей группе многие дети уже умеют читать, поэтому для развития их самостоятельности на занятиях стоит вводить приём зачитывания коротких заметок по теме. К тому же это будет мотивировать остальных ребят освоить столь важный «взрослый» навык.

Отрывки для чтения не должны быть слишком длинными

Скороговорки

Этот приём работы с детьми может применяться как:

  • один из видов деятельности на занятиях по развитию речи;
  • вариант проведения физкультпаузы.

В старшем дошкольном возрасте особенно актуальными являются скороговорки на:

  • разграничение парных согласных («В пруду у Поликарпа Три карася и три карпа);
  • отработку сонорных звуков («Не бывает улова у ленивого рыболова»);
  • тренировку произношения шипящих и свистящих (Прекрасен зрелый, твёрдый сыр. Незрелый сыр невкусен, сэр.);
  • произношение отдельных звуков («Съел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку»).

Группа наглядных приёмов

Восприятие мира через зрительный канал является ведущим для детей 5–6 лет. Поэтому без наглядности в работе с малышами не обойтись.

  1. Для иллюстрации информации или видов деятельности применяются картинки.
  2. В качестве средства для облегчения изложения и восприятия материала можно применять игрушки: дети легче запоминают последовательность выполнения действий или блок информации, если они представлены от имени персонажа.
  3. Для отработки игровых, творческих заданий нельзя забывать о демонстрации. Суть этого приёма заключается в представлении последовательности действий педагогом или показе видеоролика по теме.

Видео: комплекс упражнений для зарядки в старшей группе («Муравей», «Бабочка», «Червячок», «Жук», «Стрекоза»)

https://youtube.com/watch?v=hB6x93Yh3xA Video can’t be loaded: ЗАРЯДКА.Муравей / Бабочка / Червячок / Жук / Стрекоза) (https://youtube.com/watch?v=hB6x93Yh3xA)

Группа практических приёмов

Эти способы взаимодействия с детьми вводятся для:

  • систематизации изученного материала на заключительном этапе занятия;
  • организации повторения;
  • проведения работы с родителями.

Практическое осмысление материала может быть в формате:

  • рисунков;
  • аппликаций;
  • поделок.

Любой из этих видов работы может быть представлен в форме проекта. К примеру, со своими воспитанниками и их родителями мы готовим поделки на тему «Загадочный космос», защищая который ребятам предстоит рассказать, что и почему они решили взять за основу.

При выполнении творческих заданий дети быстрее запоминают материал

Наблюдения

Этот практический приём активно используется в работе со старшей группой, так как позволяет приобщать малышей к эвристическому способу получения знаний: ребята сами добывают полезную информацию, а педагог лишь помогает её систематизировать и обобщить. Кроме того, наблюдение может применяться для организации детей на прогулке.

Таблица: картотека наблюдений на прогулке в старшей группе (фрагменты)

Тема Цель Суть
Наблюдение за транспортом
  • обогащать знания о наземных видах общественного транспорта;
  • формировать целостное представление о функциях автобусов.
Дети наблюдают за движением общественного транспорта, порядком действий водителя на остановках. А также обсуждают назначение общественного транспорта.
Наблюдение за одуванчиком
  • продолжить знакомство с лекарственными растениями;
  • учиться собирать лекарственные травы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
Дети в ходе проработки стихотворений, песен знакомятся с основными характеристиками одуванчиков. Учатся правильно срывать цветы и травы.
Наблюдение за муравьём
  • расширять представления о внешнем виде муравьёв, а также особенностях их поведения в осенний период времени.
Дети наблюдают и комментируют друг с другом особенности поведения муравьёв.
Примечание: эту тему можно осмыслить ещё одним наглядным приёмом - созданием рисунков «Муравей - труженик леса».

Наблюдение в старшей группе - это один из приоритетных вариантов организации прогулки

Группа игровых приёмов

Ежедневный план обязательно включает все виды игр, практикуемые в ДОУ.

Обучающие (дидактические) игры

Такие игры применяются для:

  • знакомства с новой информацией;
  • отработки и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

Дидактические игры согласно ежедневному планированию могут быть:

  • ориентированными на суть, представленную игровыми действиями;
  • основывающимися на материале, который используется в игре.

Таблица: виды дидактических игр для ежедневного планирования в старшей группе

Вид Название Цели Материал, суть
Игры, ориентированные на содержание
Логическая «Куриное семейство»
  • закреплять знания геометрических фигур;
  • развивать логическое мышление.
Дети получают шаблоны с изображением животных семейств (кур, свиней) и вырезанные геометрические фигуры разных размеров. Задача малышей разложить фигуры на контуры животных, подбирая под размер «члена семейства» (к примеру, большая свинья - большой овал, маленький поросёнок - маленький овал и т.д.).
Словесная «Кто где живёт»
  • расширять представления детей о жилищах насекомых и животных;
  • обогащать словарный запас;
  • закреплять использование в речи формы предложного падежа с предлогом в.
Педагог бросает мяч и задаёт вопрос по очереди каждому из стоящих в кругу детей. Ребёнок ловит мяч, отвечая на вопрос, а затем возвращает мячик. Например, «Кто живёт в норе?» -Лиса. «Кто живёт в логове?» -Волк.
Сенсорная «Назови по частям» Отрабатывать навык составлять изображением из частей и наоборот, раскладывать целое на части. Дети складывают картинки из отдельных деталей (например, колёса, кузов, кабина - грузовик). После чего рассказывают о назначении каждого элемента.
Музыкальная «Что звучит»
  • учиться соотносить звук с музыкальным инструментом;
  • развивать слух и чувство ритма.
Педагог за ширмой играет на музыкальном инструменте, а дети угадывают, что звучит.
Игры, ориентированные на материал
Настольно-печатная «Сказки» Учить определять последовательность сюжета по картинкам. Дети получают наборы карточек с изображением сюжетных картин изученных сказок. Задача: разложить иллюстрации в правильной последовательности.
Игра с предметами Это игры с природными материалами. Например, посчитать количество каштанов в мисочках и сравнить, в какой меньше, в какой больше.
Интерактивная Игры с применением компьютерных технологий. Например, «Секреты леса»: дети высаживают деревья, предварительно соотнеся набор саженцев с теми растениями, которые указаны в задании.

Подвижные игры

С помощью игр этой группы педагог не только решает задачи осуществления здоровьесберегающих методов работы, но и не позволяет детям заскучать, то есть уйти в пассивное состояние. Как правило, подвижные игры - прерогатива занятий на прогулке.

Таблица: виды подвижных игр для ежедневного плана в старшей группе

Отрабатываемый навык/умение Название игры Цели Ход игры
Бег в разных направлениях, прыжки «Хитрая лиса»
  • упражнять детей в беге врассыпную;
  • тренировать выдержку и наблюдательность.
Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга с завязанными глазами. Педагог дотрагивается до спины одного из участников, назначая таким образом лису. Дети снимают повязки и трижды спрашивают, кто лиса. Лиса не должна себя выдать. Затем лиса выходит в центр, дети разбегаются, а она их ловит.
Пространственное ориентирование «Совушка»
  • упражняться в беге в разных направлениях;
  • тренировать умение не сталкиваться;
  • учиться действовать по сигналу водящего.
Дети-«мыши» бегают по площадке. По сигналу «ночь» замирают в той позе, в которой сигнал их застал. Вылетает «совушка», смотрит, кто шевелится, того забирает к себе. По сигналу «день» «совушка» улетает, «мыши» опять разбегаются.
Формирование ощущения равновесия «Карусель»
  • развивать чувство равновесия;
  • тренировать направленный бег.
Воспитатель стоит в хула-хупе, к которому привязаны ленточки. Дети держатся за эти ленты, а педагог, двигаясь по кругу, меняет темп движения. Ребята должны двигаться в одном темпе.
Умение имитировать «Море волнуется»
  • учиться повторять движения за водящим;
  • развивать внимание.
Дети стоят по обозначенным кружкам и выполняют любые движения. Водящий ходит между играющими, периодически кладёт руку на плечо участнику и по сигналу «Море волнуется» выполняет движение, которое игроку надо повторить. При этом водящий уводит игрока от кружка. По сигналу «Море спокойно», участник должен добежать до своего кружка. Если не успел, то становится водящим.
Развитие внимания «Трамвай»
  • развивать внимание, зрительное восприятие;
  • повторить знание сигналов светофора.
Ребята, держась за верёвку или ленту, выстраиваются в колонну по двое. На разные цветовые знаки светофора, которые меняет педагог «трамвай» либо движется, замедляет движение, либо стоит.
Отработка навыка лазанья, ползанья «Через обручи к флажку»
  • тренировать навык пролезания в обруч снизу и сверху;
  • развивать быстроту движений.
Перед каждым участником на середине площадке два обруча. По сигналу дети бегут к ним, под один пролазят снизу - кладут на пол, под другой пролазят сверху - кладут на первый. Пробегают остаток дистанции, поднимают вверх флажки. Кто быстрее - тот выиграл.
Тренировка ловкости «Быстро возьми» Развивать умение быстро реагировать на игровую ситуацию. Дети ходят или бегают вокруг разных предметов, которых на один меньше, чем ребят. По сигналу педагога они поднимают по одному предмету. Кому не досталось - выбывает.

Планируя игру, нужно позаботиться о подготовке необходимого инвентаря

Театрализованные игры

В ежедневный план работы старшей группы этот вид деятельности может включаться в нескольких вариантах:

  • сюжетно-ролевых играх, то есть малыши разыгрывают бытовые ситуации, опираясь на личный опыт (у врача, в парикмахерской и т.д.);
  • драматизациях, где ребята выполняют игровые действия по указанию режиссёра (педагога или товарища, выполняющего роль направляющего в игре), например, участие в утренниках, сценках по изученным произведениям;
  • режиссёрских играх, в которых дети определяют порядок выполнения игровых задач самостоятельно, основываясь на придуманном ими содержании (к примеру, спасают от мороза животных на фигурках для фланелеграфа, располагая их в подходящих домиках;
  • пальчиковых играх - упражнениях для разработки мелкой моторики в рамках работы, направленной на стимуляцию речевых центров.

Процесс разработки ежедневного плана

Технология составления ежедневного календарно-тематического плана подразумевает, что педагогом будут учтены следующие моменты:

  • описаны виды работы во время проведения режимных моментов с утра, днём и после дневного сна;
  • оформление отвечает эстетическим требованиям к составлению подобного рода документов (грамотность, аккуратность, а также соответствие принятым стандартам оформления ежедневных планов в конкретном детском саду, к примеру, на отдельных листах А4, в амбарной книге и т.п.);
  • планирование отображается принцип соотношения эмоциональной, интеллектуальной и физической нагрузки (например, если в первой половине дня есть занятие по физкультуре, то после дневного сна не стоит планировать активные виды деятельности - подвижные или театрализованные игры);
  • содержание учебно-воспитательного материала должно равномерно усложняться;
  • малыши должны быть задействованы в разных видах активности;
  • для проработки тем необходимо привлекать все группы приёмов, используемые в работе с дошкольниками.

Этапы составления ежедневного календарно-тематического плана

Традиционно ежедневное планирование включает шесть этапов реализации образовательного процесса.

Пребывание в детском саду должно быть продуктивным, то есть нести пользу для физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития ребёнка

Таблица: особенности составления ежедневного планирования для средней группы

Этап Цели Принципы работы
Утро Создание эмоционально комфортной атмосферы в группе
  1. Все виды активности должны быть хорошо знакомы ребятам.
  2. Обязательная проработка комплекса утренней гимнастики.
  3. Виды деятельности планируются исходя из запросов детей (игры, общение, индивидуальная работы и пр.).
  4. Любой вид деятельности не должен длиться дольше 15–20 минут.
  5. Деятельность, требующая длительной подготовки, например, выполнение аппликаций, поделок, на утро не планируется.
  6. Длительные игры (сюжетно-ролевые, строительные) также не включаются в перечень видов работ.
  7. Трудовая деятельность с применением колюще-режущих предметов не включается в перечень видов деятельности с утра.
Занятия
  1. Краткая запись темы занятий.
  2. Развёрнутое описание триединой цели каждого занятия (обучающей, развивающей и воспитательной).
  3. Указание интегрируемых областей: первой пишется основная, а затем в скобках сопутствующие.
  4. Указание средств и оборудования для каждого занятия.
  5. Описание целей дидактических игр.
Прогулка
  • обеспечение активной, разнообразной деятельности;
  • снятие утомления.
  1. Если до прогулки было динамичное занятие (физкультура, хореография), то начинать нужно с наблюдения (за погодой, транспортом, деятельностью людей и пр.). Если перед выходом на улицу было статичное занятие (развитие речи, математика), то начинаем со спортивной игры.
  2. Обязательными элементами прогулки в средней группе являются подвижная игра, наблюдение, труд (в парах или малых группах), беседы по воспитанию нравственных качеств, а также индивидуальная работа.
Чтение художественной литературы
  • расширение кругозора;
  • воспитание литературного вкуса;
  • стимулирование желания научиться читать.
  1. Текст можно сочетать с отрывками из мультфильмов, если по конкретному произведению есть такая возможность.
  2. Отрывки для чтения не должны быть слишком объёмными.
  3. После завершения чтения детям предлагается 3–4 вопроса репродуктивного и проблемного характера.
Воспитание культурно-гигиенических навыков В этот блок входят:
  • мытьё рук;
  • правила поведения за столом;
  • раздевание, одевание;
  • самообслуживание.

Если в детском саду такая практика есть, то в этот блок включаются закаливающие мероприятия.

Вечер Дать положительный эмоциональный заряд на посещение сада завтра. Этот этап планирования включает такие виды деятельности, как:
  • все виды игр (дидактические, подвижные, театрализованные) с привлечением новых игрушек;
  • праздники и развлечения (проводятся один раз в неделю);
  • разучивание стихотворений, песен;
  • трудовая деятельность (к примеру, полив цветов, уборка игрушек);
  • индивидуальная работа;
  • чтение;
  • взаимодействие с родителями;
  • прогулка (является альтернативой какому-либо другому виду деятельности в вечернее время, так как возможна только в хорошую погоду).

Как оформить ежедневный план

Стандартно в ежедневный календарно-тематический план входят:

  • титульный лист, на котором указаны название детского сада, имена педагога и лица, принимающего и утверждающего план;
  • перечень ребят в группе;
  • список видов работы с семьями воспитанников;
  • расписание учебно-воспитательных занятий на неделю;
  • перечень занятий на 7 дней;
  • список занятий по каждому дню с указанием даты проведения;
  • перечень видов совместной с педагогом деятельности;
  • перечень видов самостоятельной работы;
  • план проведения зарядок, а также физкультминуток, дыхательных и пальчиковых упражнений.

Таблица: пример составления ежедневного плана в старшей группе (фрагменты)

Дата:
Понедельник,
10 апреля («Природа вокруг нас»)
Социально-
коммуникативное развитие
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Первая половина
дня:
приём
детей;
игры;
утренняя
гимнастика;
КГН;
труд;
прогулка.
Формы организации
совместной
деятельности
  • беседа: «Как я провёл выходные дни»;
  • дидактическая игра: «Найди растение».
Слайдовая презентация: «Что и где растёт?» Беседа: «Поговорим о погоде в выходные дни».
  • утренняя гимнастика;
  • гимнастика для укрепления мышц глаз «Бабочки».
Самостоятельная деятельность Работа с календарём природы Раскраски на тему: «Природа и мы»
Организация
образовательной деятельности
9:00 – 9:20 рисование
(композиция «Весенний лес»);
9:35 – 10:00 занятие физкультурой по плану специалиста
16:20 – 16:45 музыка (по плану специалиста).
Организация
предметно-
пространственной развиваю
щей среды
для поддержки
детской
инициативы
Слайдовые презентации: «Что растёт в лесу?», «Кто живёт в лесу?», раскраски по теме, книги: Е.Серова «Ландыш», Е.Серова «Одуванчик». Атрибуты для игр.
Вторая половина
дня:
КГН;
игры;
совместная
и самостоятельная
деятельность;
прогулка.
Формы организации
совместной
деятельности
КГН: закрепление умений аккуратно одеваться, умываться, опрятно заправлять постель. Слайдовая презентация: «Кто живёт в лесу?» Чтение: Е.Серова «Ландыш», Е.Серова «Одуванчик» Рассматривание картины П. Яблоновского «Весна».
  • Гимнастика после сна;
  • подвижные игры «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер».
Самостоятельная деятельность Раскраски на тему: «Природа и мы».
Вторник,
11 апреля («Природа родного края»)
Социально-
коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Первая половина
дня:
приём
детей;
игры;
утренняя
гимнастика;
КГН;
Труд;
прогулка
Формы организации
совместной
деятельности.
Беседы о взаимосвязях в природе: «Найди растение», «Найди, что опишу».
  • слайдовая презентация «Лес»;
  • мини-беседа «Какие бывают леса?» (хвойные, лиственные).
Словесные игры: «Опиши предмет»
  • утренняя гимнастика;
  • п/и «Растения», «Са­довник»;пальчиковые игры: «Наши алые цветы».
Самостоятельная деятельность Конструктор Свободное рисование
Организация
образовательной деятельности
15:15 – 15:40
Окружающий мир:
«Что нас окружает»
11:05 – 11:25
11:35 – 12:00
Развитие речи;
Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм».
Физкультура
по плану специалиста
Организация
предметно-
пространственной развиваю
щей среды
для поддержки
детской
инициативы
Атрибуты для дидактических игр, настольно-печатных, трафареты.
Слайдовые презентации по теме.
Просмотр обучающих мультфильмов по теме.
Вторая половина
дня:
КГН;
игры;
совместная
и самостоятельная
деятельность;
прогулка.
Формы организации
совместной
деятельности.
КГН: закрепление умений быстро и аккуратно одеваться, заправлять постель.
  • просмотр слайдовой презентации «Луг»;
  • знакомство с правилами охраны природы.
Словесные игры: «Опиши цветок» Коллаж «Цветочное царство». Гимнастика после сна
Самостоятельная деятельность Поможем накрыть на стол.
  • конструктор;
  • настольно-печатные игры, мозаики, пазлы.
Свободное рисование П/и по выбору

Ежедневное планирование является организующим началом в работе с детьми. С помощью такого плана педагог не только распределяет формы взаимодействия с детьми между видами деятельности, но и получает возможность разнообразить набор методических средств. Что касается последнего, то здесь важно учитывать психолого-педагогические особенности конкретной возрастной категории малышей. При соблюдении этого требования образовательный процесс в ДОУ становится максимально продуктивным для достижения учебно-воспитательных целей.

Поделитесь с друзьями!

Утро

- индивидуальные игры:

Дидактическая игра «Кому что». Цель: Закреплять умение детей применять в игре свои знания о домашних и диких животных, о том, чем они питаются, правильно выполнять игровые действия. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия, формировать грамматический строй речи

(ком. деятельность)

- Психогимнастика «Минутка непослушания». Цель: Способствовать профилактике эмоционального напряжения, упражнять криком разряжать эмоциональную напряженность, развивать жизненную емкость легких (соц.-ком. деят.)

- Чтение: Э. Московская «Жадина». Цель: упражнять детей отличать поэзию, от других жанров литературы, внимательно слушать стихотворение, понимать его смысл. Формировать представления о книге, как источнике знаний, впечатлений, сопоставлять свои действия с действиями героев произведения

(ком. деятельность)

Прогулка 1

Экскурсия по участку «Скоро лето». Цель: Познакомить детей с характерными признаками поздней весны, растениями, цветущими в этот период, жизнедеятельностью птиц и насекомых. Обогащать словарный запас детей, поддерживать познавательный интерес (позн.-иссл. деятельность)

Инд.работа. Дидактическая игра «Кто где стоит». Цель: Формировать умение детей ориентироваться в пространстве, определять взаиморасположение людей, предметов, активно использовать в речи соответствующие предлоги. Формировать грамматический строй речи (ком. деятельность)

Игры с выносным материалом

(ведерки, формочки для песка, лопатки, машинки, мелки, самостоятельная задумка детей)

Игры с песком «Строим дом для щенка». Цель: формировать умение детей выполнять коллективную постройку, использовать различные строительные материалы. Актуализировать представления детей о свойствах сухого и мокрого песка, совершенствовать умение отвечать на вопросы о своей работе

Подвижная игра «По ровненькой дорожке». Цель: упражнять детей вместе проговаривать текст, выполнять движения в соответствии со словами игры, совершенствовать технику выполнения прыжков на двух ногах. Развивать координацию движений, мышцы ног, выносливость

Вечер

- Подгрупповая работа по развитию основных движений: упражнять детей быстро реагировать на сигнал (двиг. деятельность)

- Индивидуальные беседы с детьми по теме «Домашние животные». (ком. деят.)

- Опыты – эксперименты:

«мокрый и сухой песок»

(свойства песка) (позн.-иссл. деят)

Прогулка 2

Наблюдение за птицами. Цель: Систематизировать и дополнить знания детей о птицах, их характерных особенностях (внешний вид, движения, питание). Упражнять правильно, называть птиц, части тела. Развивать познавательный интерес, наблюдательность (позн.-иссл. деятельность)

Индивидуальная работа по развитию основных движений: упражнять детей перешагивать через палку. (двиг. деят)

Игры с выносным материалом

(формы д/песка, ведерки, совочки, машинки)

Игры с песком: «Готовим угощение для игрушек». Цель: Формировать умение у детей изготавливать из песка различные «блюда», ориентируясь на форму полученных поделок, украшать их, используя природные материалы. Упражнять обыгрывать поделки, придумывать простейшие сюжеты (соц.-ком. деятельность)

Подвижная игра «Птичка и кошка». Цель: Совершенствовать выполнение детьми основных движений при беге, Развивать быстроту реакции на звуковой сигнал, выносливость

Введение

Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Нынешние дошкольники намного способнее и чувствительнее, чем раньше. Поэтому основная цель современного образования – помочь каждому индивидууму полностью раскрыть свой умственный потенциал, и эта особая миссия возложена на педагогов детских образовательных учреждений. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать личность подрастающего человека. А это – большая ответственность.

Каждый возрастной период является важной ступенью в развитии детей. Воспитанники подготовительной к школе группы – это будущие первоклассники, поэтому главное, что необходимо им, – положительная мотивация к учению.

Современная задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Современный детский сад должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

В связи с этим дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными требованиями (Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года), обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Авторы-составители рабочей программы предлагают ежедневное планирование педагогической деятельности воспитателя по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для подготовительной группы, согласно которой планирование воспитательно-образовательного процесса подразделяется на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Воспитательно-образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей и подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У старших дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения*.

Такая организация воспитательно-образовательного процесса позволяет формировать у детей следующие интегративные качества: «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «овладевший необходимыми умениями и навыками».

Авторы-составители выражают благодарность авторскому коллективу программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.

Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:

  • Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Трудовым Кодексом РФ;
  • Законом РФ «Об образовании» ;
  • Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ;
  • федеральными и региональными программами образования;
  • типовым положением о ДОУ в соответствии с его видом.
  • санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
  • региональными нормативно-правовыми документами;
  • нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
  • локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией) .

Педагогическая документация

в детских дошкольных учреждений:

  • Для воспитателей - план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению и ежедневного ведение табеля посещаемости детей.
  • Для старшего воспитателя – план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, старшие воспитатели ведут в произвольной форме.

Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:

  1. календарно-перспективный план воспитательно-образовательной работы
  2. ежедневный план или план на неделю
  3. дидактический материал
  4. табель посещаемости детей.

Документация может быть систематизирована в следующих папках:

  • информационно-нормативная,
  • планирования и анализа,
  • организации воспитательно-образовательной работы

1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:

  • Служебные и должностные инструкции:

1. 1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.

1. 2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.

1. 3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.

  1. 4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
  2. Общие сведения о группе:
  3. 1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ) .
  4. 2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года) .
  5. 3. Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках) .
  6. 4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей) .
  7. 5. Сведения о детях и их родителях.
  8. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
  9. 1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год.
  10. 2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем.
  11. 3. Перспективное планирование по разделам программы.
  12. 4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
  13. 5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения) .

Планирование - основа содержания

воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой.

План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План - это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Обязательным условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный (ежеждневный) план составляется на основе годового перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада.

Планов должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп - в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее) .

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

  • учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей;
  • взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
  • регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий.

Технология разработки календарных планов

  • Общий алгоритм - канва.
  • Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
  • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
  • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
  • Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры - очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности) .
  • Соответствие программно-методическому обеспечению.
  • Включать все виды деятельности.
  • Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт) .
  • Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
  • Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия) .
  • Учтены время года и погодные условия.
  • Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3-4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
  • Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости.
  • Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
  • Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
  • Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
  • Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
  • Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов
  • Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
  • Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
  • В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
  • Должна быть прослежена работа с родителями.

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения:

  1. Титульный лист
  2. Список детей группы
  3. План работы с родителями
  4. (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4. 1. 1249-03)
  5. (с указанием дня и даты)
  6. Планирование самостоятельной деятельности детей
  7. Планирование гимнастик
  8. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности
  9. Рекомендации специалистов

Расписание сетки занятий на неделю (согласно кол-ву занятий по программе и требованиям СанПинов (2. 4. 1. 1249-03)

В группе детей ясельного возраста - не более 10 занятий, продолжительностью 8-10 минут. Допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие - во второй половине дня. Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек.

В младшей группе проводится 11 занятий в неделю.

В средней группе проводится 12 занятий в неделю.

В старшей группе проводится 15 занятий в неделю.

В подготовительной группе проводится 17 занятий в неделю, включая занятия по допобразованию.

Занятия физкультурно-оздоровительного цикла составляют 50 % общего времени занятий.

Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

Занятие планируется в соответствии с сеткой.

Структура написания занятия: Вид занятия. Тема. Источник (с указанием автора и страницы) .

Как сочетать общие требования к планированию и проведению занятий

с особенностями работы в условиях разновозрастной группы

При планировании и организации занятий в разновозрастной группе педагогу необходимо прежде всего соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Это значит, что еженедельно со всеми возрастными подгруппами надо проводить занятия по всем разделам обучения (ознакомление детей с окружающим и развитие речи, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование и аппликация, физкультурные и музыкальные занятия) .

Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения занятий (утром или вечером) , их последовательности в утреннее время (какое будет первым, какое вторым) , о сочетании занятий по характеру умственной задачи и деятельности детей и др.

На занятии используются физкультминутки (ФКМ) проводятся систематически в процессе занятий. Упражнения подбираются в зависимости от характера занятий и проводятся в игровой форме («считалки» ) .

В ФКМ можно использовать упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, массажными мячами.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

  • Утренний отрезок времени.
  • Прогулка.
  • Вечерняя прогулка.

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц)

Перечень основных «необходимостей» каждого дня:

  • индивидуальный диалог с каждым ребенком;
  • совместная двигательная деятельность (на улице, в группе) ;
  • чтение или рассказывание;
  • дидактические упражнения, развивающие игры;
  • творческие игры;
  • наблюдения (в группе, на воздухе) ;
  • психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
  • труд (различные виды) ;
  • художественно-продуктивная деятельность;
  • музыка;
  • познавательная пятиминутка.

Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы.

Зная их перечень, педагог,

  • во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами,
  • во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро - это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием - наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) . При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.

  • игровую деятельность,
  • беседы с детьми,
  • рассматривание предметов и иллюстраций,
  • короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные) , то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Количество видов деятельности в утренние часы:

  • в младшей и средней - 3-4 вида,
  • в старшей подготовительной группе - 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны

Планирование второй половины дня

Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

  • уборку групповой комнаты;
  • ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
  • стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
  • изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
  • кукольный, настольный, теневой театры;
  • концерты;
  • спортивные, музыкальные и литературные досуги;
  • слушание аудиокассет и многое другое.

В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.

Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами

Формы работы,

которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй

Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим) :

  • Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи-добавлялки, загадки, каламбуры, песенки) .

Для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Детям читают сказки, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности.

  • Рифмованные правила поведения безопасности.
  • Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.

При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстника, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.

  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Продуктивные виды детской деятельности - изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.
  • Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах) .
  • Тренинги (игровые) .

В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.

Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе.

Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней) , так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения.

В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы) .

  • Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы.
  • Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю - месяц.

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты) , тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

В младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов.

В средней группе воспитатель знакомит детей с баснями, сказками про животных, которые являются носителями определенных качеств, песенками и потешками, произведениями о правилах поведения и культуре общения.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с произведениями, которые отражают ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения

Организация работы по театрализованной деятельности

  • Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время.
  • Театрализованная деятельность, может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности
  • Театрализованная деятельность, может быть запланирована как специальное занятие.

Виды театрализованной деятельности:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.
  • Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.
  • Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) .
  • Отдельные упражнения по этике.
  • Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Эти виды театрализованных игр с успехом используется в разновозрастной группе. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие.

В условиях разновозрастной группы, объединяющей детей с различным опытом развития, важно умело подобрать произведения, которые могут служить материалом для совместных игр-драматизаций и которые будут использованы только в подгруппах.

Познавательно-речевое развитие

Работа по познавательно-речевому развитию направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества, а также на закрепление, повторение речевого программного материала, и должна строиться на интересных формах и способах работы.

Виды совместной деятельности детей и воспитателя:

  • Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.
  • Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.
  • Подвижные игры со звукоподражаниями.
  • Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе» , «Ловишка из круга» , Найди себе пару», «Мяч в кругу» ) .
  • Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух» , «Прятки» и другие) .
  • Беседы.
  • Викторины, конкурсы с речевым материалом.
  • Игры с природным материалом.
  • Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.
  • Игры-эксперименты (Например: тонет - не тонет, бьется - не бьется, катится - не катится) .

Средства и формы обучения языку, направленные на развитие коммуникативной компетенции ребенка, включают в себя:

  • Специальные речевые занятия.
  • Дидактические игры и упражнения с парным взаимодействием.
  • Игры с передачей по кругу мяча, картинок.
  • Игры «Живые слова» , «Телефон» .
  • Игры-драматизации.
  • Беседы с детьми.
  • Народные игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Этюды, импровизации.
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии.
  • Рассматривание рисунков и фотографий.
  • Свободное и тематическое рисование, лепку.
  • Чтение художественных произведений.
  • Рассказы педагога и рассказы детей.
  • Сочинение историй.
  • Мини-конкурсы, игры-соревнования.

Планирование самостоятельной деятельности детей.

Планирование самостоятельной деятельности детей кажется невозможным, однако взрослые могут непосредственно побуждать ее, создавая необходимые условия для ее возникновения и развития.

Планирование гимнастик

Утренняя гимнастика проводится ежедневно.

Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

  • 1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,
  • 2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,
  • 3 часть – заключительная.

Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день. Лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна.

Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними.

Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное время от занятий, минимум - 2 раза в день.

Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.

Существует также сопряженная гимнастика - театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводиться начиная со средней группы со второго полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Эти упражнения выполняются в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз.

Гимнастика мозга направлена на координацию движений по мелкой и общей моторики, левого и правого полушария. Проводятся перекрестные движения, выполняются обеими руками сразу. Гимнастику мозга проводят начиная со старшего дошкольного возраста. Длительность комплекса составляет 5-7 минут.

Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки,

включая мероприятия по безопасности

Режим представляет собой наглядную модель того, как организована жизнь детей в течение недели. День «разбивается» на временные периоды (режимные отрезки) и указывается, что в этот период будут делать дети, в какой форме будет организована эта деятельность. План-график позволяет увидеть, не перегружен ли день, и скорректировать календарный план образовательной работы с детьми.

Практический материал:

  • План коррекционно-педагогической и социально-психологической работы с детьми.
  • План оздоровительно-воспитательной работы с детьми на летний период.
  • Модели и варианты режимов двигательной и интеллектуальной активности для детей от 2 до 7 лет

План работы с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

  • родительские собрания,
  • консультации (индивидуальные, групповые) ,
  • семинары-практикумы,
  • тематические выставки,
  • эпизодические беседы с родителями,
  • клубы по интересам,
  • совместные праздники,
  • развлечения и досуги,
  • анкетирование,
  • родительские посиделки,
  • экскурсии,
  • туристические походы,
  • участие родителей в общественной жизни группы.

Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана, - это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных - вот педагогическое кредо настоящего воспитателя.

Для успешного планирования целесообразен традиционный порядок работы воспитателей в группе: один день с утра, другой - со второй половины дня. Тогда между воспитателями равномерно распределяется нагрузка. Кроме того, каждый имеет возможность систематически наблюдать детей во всех видах деятельности.

Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.

Преимущества картотеки:

  • Идет накопление содержания педагогического процесса, вариантов форм, методов работы с детьми, в том числе и со взрослыми. В нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего позволит ему решить воспитательно-образовательные задачи.
  • Картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его. Это дает возможность педагогу экономить силы и время для общения с ребятами.
  • Хранение информации в форме картотеки позволяет понять систему, логику, зависимость между различным материалом.
  • Педагог учится моделировать педагогический процесс с детьми, ведь вариантов объединения готовых карточек бессчетное множество.
  • Педагог имеет возможность накапливать материалы «впрок» без большого напряжения.

При наличии блочного календарного планирования на неделю в сочетании с карточным на день у педагога имеется целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на изменяющуюся обстановку в группе.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...