Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Общая характеристика психологии как науки. Основные отрасли психологии. Отличительные особенности психологической науки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Изучение методов психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Научное сознание человека, как его научное самосознание. Принципы научной психологии, которая опирается на житейский психологический опыт и извлекает из него свои задачи.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Становление российской и зарубежной психологии труда как самостоятельной научной и прикладной дисциплины. Запросы социальной практики, хронологические и функциональные связи психологии труда с основными направлениями психологии и смежными дисциплинами.

    реферат , добавлен 18.02.2010

    Появление музыкальной психологии и ее обособление от других психологических областей. Взаимосвязь и взаимовлияние музыкальной психологии и музыкальной педагогики. Характеристика этапов развития музыкальной психологии как самостоятельной дисциплины.

    реферат , добавлен 08.09.2010

    Проблема человека и личности в отечественной психологии. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности. Исследование учения австрийского врача-психиатра З. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К.Г. Юнга.

    реферат , добавлен 29.06.2010

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    Исторические этапы развития психологии как науки: основные направления психологии. Психологическая структура сознания индивида, образ "Я" как самосознание человека. Самопознание и самооценка, бессознательные явления в жизни человека как личности.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2009

В настоящее время психологическая наука получила возможность, как для продуктивного своего дальнейшего развития, так и для конструктивного сотрудничества с заинтересованными областями человековедения. Такая задача может быть решена при опоре на широкие возможности, опыт отечественной и зарубежной психологии, достижения других сфер наукознания и прогрессивной практики.

Каковы особенности психологии как науки?

Во-первых, психология представляет собой науку о самом сложном, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой.

Во-вторых, задачи психологии сложнее задач любой другой науки, так как только в ней мысль как бы совершает поворот на себя (в психологии сливаются объект и субъект познания).

В-третьих, психология является одной из самых молодых наук. Условно её научное оформление связывают с 1879 годом, когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпциге была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии. В то же время психология уходит и в далекое прошлое. Сам термин «Психология» (психе - душа, логос - наука) появилось более 2000 лет тому назад.

В-четвертых, психология имеет уникальное практическое значение для любого человека. Она позволяет:

  • а)глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя;
  • б)научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всемсвоим поведением;
  • в)лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.

Генезис психологических знаний

Генезис психологический - (греч. genesis - происхождение) термин, имеющий два значения: а) происхождение и развитие психики, б) происхождение и развитие любого конкретного психического явления (К.К. Платонов).

Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки. Следует отметить, что психология очень старая и совсем молодая наука и на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.

Слово «психология» многозначно. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология - наука о душе («психе» - душа, «логос» - учение, наука). Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология - учение о психике. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психологического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: « у него (у них) такая психология». При этом отметим, что не может наука отражать определенные свойства, поскольку у человека имеется психика, а психология - это наук о психике.

Известный советский психолог М.С. Роговин выделял три этапа становления психологии как науки. Это этапы: донаучной психологии, философской психологии и научной психологии.

Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают:

  • o личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим собой;
  • o общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение.

Такое знание не систематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание.

Философская психология - знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом размышления по аналогии. На уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно. Термин «психология» впервые появился в научном обиходе в XVIII века в книгах немецкого философа Х.. Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Если первоначально он относился к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX века в сферу исследований психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.

В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Самостоятельной же она стала в XIX в., когда в данную науку был введен эксперимент и усовершенствованы методы исследования. Обычно появление психологии ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии немецкий исследователь В.Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как экспериментальную. Однако сам В.Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология -- это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Основанная В.Вундтом в конце XIX в. в Лейпциге экспериментальная психологическая лаборатория (позже Институт экспериментальной психологии) положила начало новой экспериментальной ветви психологии.

Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы). Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

Психология в своем развитии прошла следующие этапы:

Этап - психология как наука о душе.

Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Этап - психология как наука о сознании.

Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3. Этап - психология как наука о поведении.

Возникает в XX веке. Задача психологии в этот период - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

4. Этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таблица. Основные этапы развития психологии

Психология как наука

Сам термин «Психология» (псюхе - душа, логос - наука) появилось более 2000 лет тому назад.

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в ХУ1 в.

Первоначально термин «психология» относился к науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений.

Психология как наука о сознании

Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук.

Способность чувствовать и думать назвали сознанием. Основной метод - наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Психология как наука о поведении

Начинается с ХХ в.

Психология - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поступки не учитывались

Современный этап развития психологии: изучение факторов, закономерностей и механизмов психики

Начинается со второй половины ХХ века

В завершении рассмотрения генезиса психологических знаний, отметим, что вечен интерес человека к себе. Человек обречен на поиск смысла жизни, заметил А. Эйнштейн, ибо тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен.

Сегодня можно говорить о 4-х основных картинах мира:

«Нерасчлененный мир». Человек не отличал себя от мира, проблема души и тела была единой.

«Расчлененная картина мира». Для нее характерна попытка развести человека и мир. Начиная с Платона (428-347 гг. до н.э.), различались две субстанции -- душа и тело.

Человек как субъект жизнедеятельности. Формирование ее есть результат стремления человека жить не только под влиянием обстоятельств, но и изменять их в своих интересах. Поэтому потребность в описании мира переросла в потребность в объяснении его и активном преобразовании.

Человек как приоритет природного мироздания. Это -- картина мира завтрашнего дня, системообразующий фактор мира -- человек. Мир ноосферы, мир жизни человека.

Особенности научной и житейской психологии

Любой человек, в процессе жизни приобретает те или иные житейские представления о психологии. Понятно, что, чем больше лет прожил человек, тем большими житейскими знаниями он обладает. Не случайно, на Кавказе так уважают старейшин. Разумеется, научная психология отличается от житейской психологии. По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, эти отличия и соотношение проявляется и следующем:

  • 1. В отличие от научных, житейские знания более конкретны, они приурочены, как правило, к конкретным ситуациям, научная же психология стремится к обобщениям, позволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы;
  • 2. Житейские психологические знания обычно носят интуитивный характер, которые приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные знания - более рационально и осознаны;
  • 3. Житейская психология в отличие от научной имеет ограниченные возможности для передачи информации, так как житейский опыт -- конкретный и интуитивный;

Научная психология располагает уникальным фактическим материалом, недоступным ни одному носителю житейской психологии;

5. В научной психологии, в отличие от житейской психологии, используется более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения психологического знания.

Место психологии в системе наук

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными -- с другой, социальными -- с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются названные науки, но в других аспектах.

Известно, что философия и ее составная часть -- теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично.

Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук акад. Кедрова (рис. I) психология занимает центральное место как продукт всех других наук, но и как возможный источник их формирования и развития.

Из классификации акад. Кедрова также следует, что психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Рис.

Близость психологии к этим наукам, даже наличие отраслей, разрабатываемых совместно с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета.

Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек - главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

XX и XXI столетия характеризуются исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики, освоением новых видов транспорта, работающих на сверхзвуковых скоростях, и т.д. Все это предъявляет огромные требования к психике человека, имеющего дело с современной техникой. В промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле все большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, т.е. возможностей, заключенных в психических познавательных процессах - восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности - особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т.п.

44kb. 17.10.2011 19:01
29kb. 17.10.2011 05:22
35kb. 18.10.2011 03:09
29kb. 17.10.2011 05:41
57kb. 18.10.2011 03:06
39kb. 18.10.2011 03:02
28kb. 18.10.2011 02:34
41kb. 18.10.2011 05:43
32kb. 17.10.2011 18:50
30kb. 18.10.2011 02:23
34kb. 27.09.2011 05:55
53kb. 17.10.2011 19:02
29kb. 08.09.2011 06:56
38kb. 17.10.2011 18:48
57kb. 18.10.2011 02:25
32kb. 17.10.2011 05:46

Особенности психологической науки 9.doc

Особенности психологической науки
Психология - наука особого типа. Оформлению психологии как науки предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. В системе наук о человеке психологии отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.
Отличия психологии от других наук:

  1. Человек в психологии одновременно является и субъектом и объектом исследования;

  2. предмет исследования психологии – наиболее сложная субстанция из всех известных человечеству;

  3. уникальные практические следствия;

  4. занимает промежуточное положение между философскими, социальными науками;

  5. состоит из многочисленных научных школ и течений, по разному трактующих предмет исследования психологии.

^ 1) Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

^ Армянский поэт Паруйр Севак писал: «Мы ещё толком не знаем даже, почему человек смеется, лишь человек, и никто другой».
2) Во-вторых, в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Так как свое сознание человек исследует с помощью же сознания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Т.е. психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

^ Таким образом в психологии научное сознание человека становится его научным самосознанием .
3). В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Американский психолог Френк Бич справедливо заметил: «Труднейшая задача в наши дни заключается не в том чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научится им управлять».

Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, грандиозная. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

4) Психология, состоит из многочисленных научных школ и течений, по разному трактующих предмет исследования психологии;

5) Занимает промежуточное положение между философскими, социальными науками.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Литература:

а) основная литература

б) дополнительная литература



Значение слова «психология»

а) psyche - душа, психика;

Особенности психологии как науки

1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

2. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью своего же сознания.

3. Ее практические следствия уникальные - они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто - это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими состояниями, процессами, функциями и способностями - задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым изменяет себя.

4. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания.

5. Собственной единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Они получают свою специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Психика многомерна. А.В.Петровский в качестве основания классификации отраслей психологии избрал психологическую сторону:

1. конкретной деятельности;

2. развития (изучает психические аспекты развития человека);

3. отношения человека к обществу (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах).

Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

Психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

Медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

Педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

Юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

Инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек - машина»;

Спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

Отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

Понятие о принципах

Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического.

Разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя.

Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психического.

Общие принципы психологии

Принцип отражения . Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

Общие положения о методах психологического исследования

В психологии, как и в других науках для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно разделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных знаний; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы ;

Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы.

Обсервационные методы

Наблюдение (внешнее) - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведения изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Психодиагностические методы

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.

Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта - методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты проективные (прожективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т. е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.

Анкета - методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью- метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее вопросы.

Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1: Особенности психологии как науки

1. Значение слова «психология».

2. Особенности психологии как науки.

3. Соотношение житейской и научной психологии.

4. Предмет и задачи психологии.

5. Основные формы проявления психики человека.

6. Методы исследования в психологии.

Литература:

а) основная литература

1. Немов Р.Общая психология. Краткий курс.-СПб. : Питер, 2010.- Режим доступа: http: // ibooks.ru

2. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2010.-МО РФ. - Режим доступа: http: // ibooks.ru

3. Столяренко Л. Д.Психология. - СПб.: Питер, 2010.- Режим доступа: http: // ibooks.ru

б) дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, 288 с.

2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.

3. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека.Учебное пособие.-М.: Прометей, 2011.- Режим доступа: http:// www. biblioclub

4. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. Учебное пособие. М.: Прометей, 2011. Режим доступа: http:// www. Biblioclub

5. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011, 592 с.

6. Марцинковская Т.Д. Общая психология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010, 384 с.

7. Немов Р. С. Общая психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2010. Режим доступа: http:// ibooks.ru

8. Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В. Основы психологии человека. - СПб.: Речь, 2009, 432 с.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших

10. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М,: АСТ, 2008, 720 с.

11. Психология личности: хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. - М,: АСТ, 2009, 618 с.

12. Психология мышления: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.Ф., Фаликман М.Ф., Петухов В.В. - М,: АСТ, 2008, 672 с.

13. Психология: учебное пособие для бакалавров/ Под ред. Р.М. Фатыховой.- Уфа: БГПУ, 2013.-УМО

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. МО РФ. Режим доступа: http:// ibooks.ru

15. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010, 592 с. Режим доступа: http:// ibooks.ru

Значение слова «психология»

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

Термин, «психология» образован от двух греческих слов:

а) psyche - душа, психика;

б) logos - знание, осмысление, изучение

В дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков - превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Объектом психологии, как правило, являются носители тех явлений и про­цессов, которые она исследует.

Предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология - это особая область знаний, в кото­рой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с дру­гой - своеобразные объекты: личность, группа, деятельность и пове­дение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачами любой науки выступают основные направления ее иссле­дования и развития, а также те цели, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных результатов.

Психология - достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и явля­ется чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и эконо­мического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и про­явления психики и сознания человека.

Психика - свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений окружающей дейст­вительности. Психика - это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Из вышеприведенного определения видно, что психика присуща не только человеку, следовательно, в психологии всегда учитывается об­щность психики животных и человека. Психика многообразна в своих формах и проявлениях.

Психика человека, во-первых, включает в себя все сознатель­ное, т. е. его ощущения и восприятия, внимание и память, представле­ния и воображение, память и мышление, чувства и переживания, об­щение и поведение, мотивы и намерения - все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, кото­рый проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. В целом сознание человека - выс­ший этап развития психики и продукт общественно-исторического раз­вития людей, результат их всестороннего совершенствования в процес­се труда.

Во-вторых, психология изучает такие явления, как бессознатель­ное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное представляет собой форму отражения действитель­ности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отра­жаемая реальность сливается с его переживаниями.

В то же время психологическая наука рассматривает каждого чело­века как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности и кото­рая занимается конкретной деятельностью. Последняя представляет собой совокупность действий человека, направленных на удовлетво­рение его потребностей и интересов. В свою очередь поведение - это внешние проявления психической активности человека, его непосред­ственные поступки и действия.


Основной задачей психологии как науки является изучение объек­тивных закономерностей формирования, развития и проявления пси­хических явлений и процессов как отражения непосредственных воз­действий объективной действительности и взаимодействия людей.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и боль­шое практическое значение;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объектив­ными условиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе пси­хических явлений, поскольку без их знания невозможно правильПсихология и педагогика

но овладеть практическими средствами их формирования и раз­вития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний и пред­ставлений психологической науки в практику жизни и деятельно­сти людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рацио­нализация процесса труда в различных видах деятельности лю­дей).

2. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ

Отечественная психологическая мысль также имеет давние традиции. Своими корнями они уходят в XIX в. (если иметь в виду только развитие психологии учеными, специализирующимися в этой области знаний). Исторически появление интереса к психологии в нашей стране было связано с теми же процессами, которые предшествовали ее выделению в качестве самостоятельной науки за рубежом (до революции история нашей страны повторяла основные шаги европейской цивилизации).

Психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. находились на острие борьбы между наукой и религией. Одной из наиболее известных ранних заявок на построение нового психологического знания явилась работа И.М.Сеченова "Рефлексы головного мозга". Она внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Идеи И.М. Сеченова непосредственно повлияли на работу таких известных отечественных ученых, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов. Особенно значительный вклад в разработку психологических идей был внесен признанными в мире трудами последнего.

Немаловажная роль в развитии психологических знаний на рубеже веков принадлежала таким ученым, как А.Ф.Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов. А.Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучения характера человека. Н.Н. Ланге известен как один из основателей экспериментальной психологии в России. Он занимался изучением ощущений, восприятия, внимания. Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологической мысли сыграл Г.И.Челпанов, который известен как основатель первого и старейшего в нашей стране психологического института (1912 г.).

Борьба между материализмом и идеализмом, развернувшаяся в стране вскоре после Октябрьской революции, привела к прекращению активной научной деятельности многих лабораторий и ученых, особенно тех, кто придерживался в философии идеалистических позиций. Такая судьба постигла, в частности, Г.И. Челпанова. В этой борьбе использовались далеко не научные методы аргументации и воздействия на оппонентов, причем под соответствующим политическим и идеологическим прессом психологическая наука продолжала существовать и развиваться в течение почти 70 лет.

К счастью, благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики (хотя во многом история развития этих наук в нашей стране похожа). Это С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования. Это - А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.

Основные труды отечественных психологов данного поколения приходятся на 30-60-е годы. Для этого периода характерно возникновение и развитие нескольких школ и направлений. Одно из них возникло в Грузии, его возглавил Д.Н.Узнадзе. Школа Д.Н.Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений. Другое, пожалуй, самое сильное, направление оказалось связанным с именем Л.С.Выготского. Его в основном придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии. Третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должности. СЛ. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием "Основы общей психологии" (впервые появился в начале 40-х годов и был переиздан в 1989 г. 1). В эту работу вошли (насколько позволяла жесткая цензура того времени) передовые достижения отечественной и мировой психологической науки.

Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов: общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психофизиологии.

Б.Г.Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных

вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки. Заслугой Б.Г.Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием "ленинградской школы".

Аналогичную организаторскую роль при создании отделения и факультета психологии в Московском государственном университете сыграли С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьев также внес существенный вклад в разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы.

А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А. В.Запорожца, организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, входили вопросы возрастного развития, воспитания детей. Д.Б. Эльконин известен как автор весьма популярного учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и (совместно с В.В.Давыдовым) новой концепции обучения детей младшего школьного возраста.

Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я. Гальперина. Из его немногочисленных, но основательных работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей.

Благодаря А.Р. Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии - области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т.е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Особое значение имели научные труды А.Р. Лурии, посвященные исследованию нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Они заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широко применяются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Широкую мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н.Соколова. Совместно с сотрудниками он создал

теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти, изучал многие механизмы, объясняющие на нейронном уровне процессы восприятия и памяти. Е.Н.Соколов детально исследовал ориентировочный рефлекс, вошедший в объяснительную структуру нейрофизиологических основ внимания.

С 80-х годов начался процесс перестройки советской психологической науки, ее интеграции в мировое психологическое знание. С одной стороны, этот процесс характеризуется теми же тенденциями, которые были отмечены при анализе современной зарубежной психологии, а с другой - имеет свои особенности, связанные с социально-политической ситуацией в нашей стране. Началась и активно идет ломка сложившихся идеологических стереотипов, постепенного избавления психологии как науки от давления политических догм, ломка старых организационных структур и замена их новыми. Все это обнадеживает и позволяет надеяться на то, что в скором времени отечественная психология вновь займет достойное место в мире.

3. Введение в историю психологии » Этапы развития психологии » Этапы развития психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов.
1 – донаучный период заканчивается в YII-YI вв. до н.э. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Конкретного раскрытия содержания и функций души не было. Не существовало и методов исследования души.
2 – научный (философский) период начинается на рубеже YII-YI вв до н.э. и заканчивается концом XYIII - началом XIX вв. Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому он условно называется философским периодом. Завершается он появлением первой психологической школы (ассоцианизм) и определением собственно психологической терминологии, отличной от философской. Этот период неоднороден, и на протяжении более чем 20 веков психология претерпела существенные изменения. В научном периоде выделяют три самостоятельных этапа развития психологии:
- эпоха античной психологии YII в. до н.э. – III в н.э. Душа понималась как первооснова тела, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. Главной функцией души считалось придание телу активности, так как тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание. Основными достижениями этапа является определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека.
- эпоха Средневековья IY – XY вв н.э. Душа была предметом изучения, прежде всего, для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологии не изменился, фактически исследования сместились на изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Этот этап характеризуется появлением собственно психологического метода – интроспекции. К основным достижениям можно отнести развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс. Регулятивная функция души, волевое поведение, логическое мышление не изучались, так как считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.
- эпоха Возрождения и Нового времени XY – XYII вв. Психология избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Но отказаться полностью от богословского понимания души было невозможно. Поэтому психология меняет свой предмет, становится наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Основным методом исследования в это время была интроспекция и частично логика. Основными достижениями являются: развитие рационалистического подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, попыткой введения в предмет психологии бессознательного.
3 – ассоцианистическая психология конец XYIII середина XIX вв. Предметом психологии стали познавательные процессы. Поведение, эмоции, личность и ее развитие не вошли в предмет. Такое ограничение на первых порах имело и положительное значение, т.к. давало психологии возможность избавиться от сакральности, стать экспериментальной наукой. Это позволило ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развития психологии, поэтому к середине XIX в. он был пересмотрен. Методами исследования этого периода является интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук (метод проб и ошибок). Главные достижения – появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного.

4 – экспериментальная психология середина XIX начало XX в. Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой.
Предметом психологии включал в себя элементы психики, отождествляемой с сознанием, их связи и законы. Методами исследования были: экспериментальный метод, интроспекция и анализ результатов творческой деятельности, как человека, так и народа в целом, первые тесты.
Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни. Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы этого периода (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Начался новый этап психологии:
5 – методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы 10 - 30-е годы ХХ в. В каждой школе был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данной школой под психикой.
- глубинная психология - глубинные структуры психики, метод – психоанализ и проективные методики;
- бихевиоризм - поведение, метод – экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией;
- гештальтпсихология - структуры психики, метод – исследование познавательных процессов и потребностей;
- советская психология - высшие психические функции, инструментальный метод
Основными достижениями считаются появление первых концепций личности, теорий сознания, теорий научения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности.
6 – дальнейшее развитие психологических школ 40 – 60-е годы ХХ в. Во второй половине ХХ в. возникают новые школы и направления: гуманистическая, экзистенциальная (предмет – внутренняя сущность личности); генетическая и когнитивная (предмет – познавательные процессы, развитие интеллекта и этапы переработки информации). Методами исследования можно считать опросники, новые экспериментальные методы изучения интеллекта. Главными достижениями является дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий. Т.о. можно сказать, что с середины ХХ в. психология вступила в современный нам этап своего развития:
7 – современная психология 60-е годы – начало ХХ1 в. Предмет психологии сейчас развивается в рамках отдельных психологических школ. Совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические методики. Этап характеризуется появлением тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

4.
Основные направления в психологии XX века

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Бихевиоризм

Основоположником данного направления является американский ученый Д. Уотсон (1878 - 1958). Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ, behaviour - "поведение") заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения - индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер - последователи Уотсона, - пришли к выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы "промежуточными переменными" - знаниями, контролирующим механизмом и др. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетно-решающим устройством ЭВМ, т.е. непсихологически. Тем не менее идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология

Возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против

ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (от нем. "форма") зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась "первичность" их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте - особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором "слепых" двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому, что сейчас называют глубинной психологией. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (1856 - 1939). Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: "Я", "Сверх-Я" и "Оно". Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса - в бессознательном. "Оно" - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению "Я", б) влечение к смерти, к разрушению - танатоса. "Оно" составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. "Я" - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. "Я" воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований "Я" к "Оно" составляет "Сверх-Я" - внутренний "надзиратель", "критик", источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, "по природе своей достойны осуждения", подавляются энергией "Сверх-Я", что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов - вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.

З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности. Адлер, основатель так называемой "индивидуальной психологии", отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, "смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков".

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм - реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

Когнитивная психология

Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito - знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии - "схема". Она представляет собой имеющейся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.

В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

Гуманистическая (экзистенциальная) психология

Ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого "Я". Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга. Она помогает человеку преодолеть в себе кризис безосновности, призрачности своего существования.

Отечественная психологическая мысль в XX веке

Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши ученые Л.С. Выготский (1896 - 1934), А.Н. Леонтьев (1903 - 1979), А.Р. Лурия (1902 - 1977) и П.Я. Гальперин (1902 - 1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс "вращивания" (интериоризации) высших форм

орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии.

П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин - автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Вам также будет интересно:

Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...
Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах
Овен – это, несомненно, одно из самых знаменитых зодиакальных созвездий, несмотря на то,...
Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации
Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и...
Внеклассное мероприятие
Слово старого речения - новой речи украшение.Горькие слова Сладких слов полезней - горькая...
Самые правдивые гадания на любовь
Если вы на сайте «Валтасар», значит, вы хотите гадать на отношение мужчины (парня, мужа,...