Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Познавательные процессы. Виды восприятия. Индивидуальные особенности и развитие восприятия

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета.

Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства.

По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Понятие восприятия, функции восприятия

Восприятие – психич.процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя.

В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Чувственный образ является объектом изучения многих наук.

Специфичный предмет психологии восприятия состоит в том, что она изучает механизмы, порождающие этот чувственный образ, механизмы перцептивного управления и контроля деятельности.

Основные характеристики образа восприятия:

Условием существования и действия в мире объектов является соответствие субъективного описания, объективным качествам и свойствам этих объектов – это адекватность образов восприятия объектов.

Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, достоверности.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты.

Восприятие дает целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение ) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Рефлекс на отношение - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенностиотношений между ними

Чем отличается Восприятие и Наблюдение? Восприятие пассивно и максимально широко охватывает. Наблюдение — активно и часто охватывает что-то конкретное.

Наблюдение за работой Органов Восприятия — это одна из основных практик. Восприятие присутствует всегда «само по себе» в той мере, в какой позволяют Органы Восприятия. По сути Восприятие и Сознание — это одно и то же. Просто слово «Восприятие», а еще точнее «Воспринимание» — это глагольная форма существительного, синоним слова Сознание.

Сознание Воспринимает всегда. Ему все равно что Воспринимать — человека, животное, насекомое, или камень. Это все просто разные наборы Органов Восприятия, получившие на некоторое время возможность существовать независимо в определенных условиях.

А вот какие Органы Восприятия у насекомых, либо того же камня? С названием этих Органов у нас большие трудности. Если известные нам Зрение, Слух, Осязание, Обоняние и Вкус еще можно как-то смоделировать, то с другими не все так просто.

Опыт таков: очень глубокое погружение в себя, при стечении других обстоятельств, вызывает аномальное, колеблющееся разотождествление с существующей человеческой формой. Возникают проблески Восприятия других форм жизни — вполне земных, если Орган Зрения хоть в какой-то мере функционирует. Там и животные, и леса с полями, и камни в том числе. Камни — это довольно странная форма жизни. Можно сказать, что это нечто быстро двигающееся, но во временном континууме в миллиарды раз менее плотном, чем нам известный. Это какая-то концентрированная структура, задающая для человеческого Осязания границы проявлений.

Через какой Орган подобное воспринимается? Очевидно, что для перевода в слова используется Интеллект. А до него видна работа известных уже Органов Восприятия. А вот одновременно с ними, или до них — пока (вот он, оптимизм!) не понятно, как сформулировать.

Восприятие — это и есть воспринимающий. Так любил говаривать Джидду Кришнамурти и я пару лет ломал мозг над подобными оборотами речи. Это очень точные обороты и крайне парадоксальные. Они не логичные, как та головоломка-конструктор, которую удается быстро разобрать бросанием на землю и почти никогда не удается последовательно передвигая отдельные ее элементы.

Сознание проявлено в той мере, в которой работают Органы Восприятия. Допустим ночью есть лишь смутное «восприятие сна» — эдакое размытое фоновое Осязание. Это потому что Органы Восприятия работают в таковой мере. Осознанные сновидения в этом смысле любопытны. Это когда вдруг активизируется Интеллект, а остальные Органы еще «спят». Если вдруг Интеллект взбудоражится больше нужного, то это пробуждает Осязание, Слух и человек просыпается.

Специально стоит отметить, что Сознание не является «источником всего». Это не точная образная модель. Возможно в других языках она корректна, но не в русском. Сознание — это предельная заполненность, это контекст, в котором все происходит. Оно — воздух, внутри которого разворачивается мир.

Также стоит отметить, что наблюдение за работой Органов Восприятия происходит через Органы Восприятия. Какой Орган наблюдается, тот и активизирован. Именно так Интеллект познает самого себя, постепенно понимая свою сущность, охватывает в какой-то момент свою же форму и — хоп! — разотождествляется.

Концептуально такие моменты можно назвать моментами зарождения новых нейронных связей. Эти связи остаются на уровне тела, благодаря чему дальнейшее Восприятие происходящего уже случается по-другому, не так как у людей, лишенных этого типа нейронных связей.

целенаправленный сбор эмпирической информации о предмете познания, основанный на когнитивном и практическом интересах субъекта и активизации чувственного (сенсорного) аппарата сознания. (См. познание, теоретическое и эмпирическое, научный метод).

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАБЛЮДЕНИЕ

метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н. включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) Н., объект Н. и средства Н. В качестве последних в развитых формах Н. используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает Н. в составную часть экспериментальной деятельности). Основные методологические требования к Н. следующие: 1) активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах). Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема контроля за ходом и результатами Н., а также связанная с ним проблема воспроизводимости Н. Важными факторами в Н. являются психологические факторы, характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, а также фактор его (не) предубежденности, "заданности" на получение определенного результата. Полностью отвлечься от этих факторов невозможно, что ставит проблему отделения от полученных результатов Н. субъективных напластований. Различают фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта) и флюктурирующее (целостное схватывание объекта) Н. Кроме того, выделяют прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта) и косвенное (воспринимается не сам интересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств) и опосредованное (приборное) Н.. Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще, Н. дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте. Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (Н. в широком смысле слова) как проблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может быть редуцирована научная теория для своей верификации. Лингвистически ориентированный позитивизм ввел в науку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации. В современной методологии науки Н. редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже в самом простейшем варианте Н. всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах оно выступает как необходимый, но но все же служебный метод. Особую тему задает применение метода Н. в социальных дисциплинах (социология, антропология, социальная психология). Отношение наблюдатель-объект здесь переосмысливается как отношение наблюдатель-наблюдаемый, который также может выступать активным агентом процедуры (сопротивляться Н., изменять поведение в силу наличия факта Н., демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя). Таким образом, в этом случае само присутствие наблюдателя уже создает проблемы, требующие своего решения. Социология впервые смогла опробовать и принципиально иную схему Н., когда наблюдатель включен в жизнедеятельностные процессы группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное (участвующее) Н., в разных вариантах предполагающее разную степень "включения"); антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализирован наблюдатель; психология методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности метода Н. в целом. Кроме того, в порядке подходов (этнометодология и др.) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между Н. как научной практикой и Н. как обычной процедурой повседневной жизни.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Индукция связана с наблюдением и экспериментом. Прежде чем делать обобщающий вывод о каком класс предметов, необходимо знать отдельные предметы этого класса. Методами изучения отдельных предметов, частных случаев, фактов является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это изучение в том виде, в котором они происходят и существуют на самом деле.

Во время наблюдения предметы изучаются в их естественном состоянии. Наблюдающий не вмешивается в ход событий, не изменяет процесс их протекания. Так, во время следственного осмотра и в начальной его стадии все объекты исследуются в том виде, в котором их застает следователь. Никакие изменения в обстановке не делаются, вещи из их мест не сдвигаются, к предметам, как правило, не прикасаются. Следователь и лица, которые с ним находятся, только внимательно рассматривают все предметы, их признаки, состояние и расположение.

Наблюдение отличаются от обычного восприятия. При простом восприятии человек не ставит перед собой какой-то цели, она осматривает то, что действует на его органы чувств. Наблюдения же - это восприятие целенаправленное, активное. Оно всегда проводится ранее определенной целью. Наблюдая явление, мы имеем в виду задача - найти определенные факты, связи и отношения между ними.

Целеустремленность наблюдения позволяет выявить такие предметы, явления, факты, могут быть не замечены при обычном восприятия. Наблюдение при расследовании уголовных дел сводятся главным образом к поискам различных предметов и следов преступления. Нередко следователю приходится искать следы преступления, умышленно замаскированы или скрытые преступником.

В естественных науках при наблюдении широко пользуются приборами и инструментами, которые расширяют сферу наблюдения, позволяют воспринимать предметы и явления, недоступные непосредственно органам чувств.

В судебном исследовании наблюдение проводится с помощью различных научно-технических средств. Использование криминалистической техники значительно расширяет сферу непосредственного наблюдения, создает возможность выявить такие следы преступления, которые обычном восприятию недоступны.

Наблюдение - средство получения знания об отдельных предметах, явлениях. Наблюдая факты, мы выражаем о них суждения. Эти суждения становятся затем посылками индуктивных умозаключений.

Экспериментом называется умышленный вызов или изменение какого-либо явления с целью его наблюдения при самых благоприятных условиях.

Наблюдение позволяет выявить в явлении лишь то, что непосредственно открывается нашим органам чувств или прибором, которым мы пользуемся. Во время наблюдения явление изучается в своих природных условиях в неизменном виде.

В эксперименте изучается специально воспроизведено или изменено явление. Во время экспериментального изучения исследователь вмешивается в процесс течения явления. Эксперимент создает возможность изучить явление при различных условиях, похожих на те, в которых оно происходит при естественном развитии, и в условиях, непохожих на природные. Эксперимент расширяет рамки наблюдения, создает новые, более удобные условия для всестороннего наблюдения предмета или явления, позволяет многократно повторять опыт. Эксперимент создает возможность ввести в состав условий опыта какую-то новую обстановку для того, чтобы проследить ее влияние на явление, которое изучается, изолировать явление от побочного воздействия, проследить действие введенной обстоятельства в чистом виде. Благодаря эксперимента можно выявить такие свойства в предметах, которые в естественных условиях обнаружить довольно трудно или вовсе невозможно.

Эксперимент никогда не ставится вслепую. Прежде чем проводить эксперимент, необходимо выяснить его цель. Экспериментатор имеет зовут исследуемого и для чего, с какой целью ставится эксперимент. С помощью эксперимента получают знания об отдельных явлениях, фактах, которые в дальнейшем могут служить предпосылками в индуктивных умозаключений.

Эксперименты широко применяются в естественных науках. Ими часто пользуются также и в судебном исследовании. Следует только иметь в виду, что в ходе расследования и рассмотрения судебных дел не всякий факт может быть проверенным с помощью эксперимента.

Особым видом восприятия является наблюдение. Это преднамеренное, планомерное восприятие, предпринимаемое с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе восприятия.
Уменье наблюдать имеет огромную ценность в самых различных областях деятельности. Достаточно напомнить, с одной стороны, роль наблюдения для художника, с другой - место, которое занимает наблюдение в научном исследовании. Уменье это даётся не сразу, оно воспитывается. Для приобретения его очень полезно знать, от чего зависит качество наблюдения, какими условиями оно определяется. С важнейшими из этих условий мы сейчас познакомимся.
Хорошее наблюдение предполагает прежде всего ясную постановку задачи. Нельзя наблюдать «вообще», не имея перед собой никакой определённой задачи. Предложите кому-нибудь стать на людном перекрёстке улиц и наблюдать. Разумный человек обязательно спросит вас, что же именно он должен наблюдать и для какой цели. Иначе говоря: какова задача его наблюдения? Задача, стоящая перед наблюдателем, организует его внимание, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Хорошим наблюдателем мы назовём того, кто умеет подчинять своё восприятие стоящей перед ним задаче.
Наблюдение должно быть возможно более полным и детальным. Но полнота наблюдения не характеризуется просто количеством собранных сведений. Наблюдение, производимое артиллерийским наблюдателем в боевой обстановке, не станет полнее от того, что он заметит, какие растения имеются на лугу, и откроет птичьи гнёзда на соседнем дереве. Полнота наблюдения предполагает уменье подмечать всё существенное с точки зрения стоящей задачи. В этом же смысле надо понимать и требование детальности наблюдения. Хороший наблюдатель умеет заметить мельчайшие детали, ускользающие от внимания другого человека, но не какие-нибудь вообще детали, а именно те, которые существенны с точки зрения цели и задачи наблюдения.
Успех наблюдения в сильной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Поэтому-то наилучшими наблюдателями являются хорошие специалисты в данном предмете. Наблюдение агронома за молодыми всходами будет тем эффективнее, чем больше он знает о посеянном сорте семян, о характере почвы, о тех агротехнических приёмах, которые могут быть использованы. Чтобы успешно вести наблюдение, надо хорошо к нему подготовиться. Знания не только дают человеку возможность глубже и содержательнее мыслить; они дают ему также возможность глубже и содержательнее воспринимать вещи. Кто много знает, тот умеет и многое видеть в вещах. Знающий ботаник откроет немало важного и интересного в малозаметной травинке, в которой неосведомлённый человек не увидит ничего, достойного внимания.
Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Если попросить школьника лет восьми-девяти перечислить предметы, которые имеются в комнате, он немедленно начнёт называть то, что первым попадается ему на глаза, выхватывая то из одного, то из другого угла комнаты. Это пример бессистемного и непланомерного наблюдения. Очевидно, что таким путём никогда нельзя составить исчерпывающего перечня. Взрослый, получив такое же предложение, поступает в большинстве случаев иначе. Он намечает некоторый план, систему или порядок наблюдения: «начну от двери и сначала буду называть то, что стоит вдоль стен», или: «сначала перечислю все крупные вещи - столы, шкафы, диваны, потом то, что стоит на них, затем то, что висит на стенах». При более сложных и содержательных задачах и план наблюдения будет соответственно более сложным. Опытные наблюдатели обыкновенно имеют привычную, выработанную длительным опытом систему наблюдения, составляющую существенную часть их индивидуального мастерства.
Характерным признаком наблюдения является связь восприятия с активной работой мышления. Недаром наблюдение называют иногда «мыслящим восприятием» или «думающим восприятием».
Мыслительная деятельность в процессе наблюдения ярче всего проявляется в сравнении наблюдаемых вещей. Сравнивая данный объект с другим, можно легче уловить его сущность, понять, к какой категории вещей он относится и в чём его своеобразие.
Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения. Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определённую сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовёт её, обозначит её словом.
Если человек знает, что по окончании наблюдения он должен дать отчёт обо всём, что он видел и слышал, полнота и точность наблюдения значительно увеличиваются. Это объясняется тем, что, готовясь к предстоящему отчёту, мы уже в самом процессе наблюдения стремимся закрепить словами содержание восприятия: подыскать точное название предметам, которые мы замечаем, описать их отличительные особенности и т. д. А это заставляет нас до конца осмысливать воспринимаемые факты, сосредоточивать внимание на всём существенном, добиваться ясности и точности наблюдения. С этой стороны очень полезна имеющаяся у некоторых людей привычка во время путешествия, при посещении музеев, выставок, спектаклей, при случайном столкновении с интересными событиями мысленно готовить рассказ друзьям, товарищам или родным о том, что пришлось увидеть и услышать.
Чтобы стать хорошим наблюдателем, недостаточно овладеть искусством полного и точного восприятия; надо ещё приобрести искусство закреплять результаты восприятия, в той или другой форме давать отчёт о них.
Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет работа второй сигнальной системы. Весь процесс наблюдения основан на тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...