Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений. Физиологической основой ощущений является работа анализаторов физиологическим аппаратом

Учение о высшей нервной деятельности раскрывает научно-естественные основы ощущений. И. М. Сеченов и И. П. Павлов своими исследованиями показали, что ощущения - это своеобразные рефлекторные действия, физиологическим основой которых являются нервные процессы, возникающие в результате воздействия раздражителей на органы чувств, или анализаторы.

Анализаторы - это органы человеческого тела, которые анализируют окружающую действительность и выделяют в ней те или иные виды энергии и информации.

Зрительный анализатор выделяет световую энергию, или колебания электромагнитных волн; слуховой - звуки, то есть колебания воздуха; вкусовой, обонятельный - химические свойства веществ; кожные анализаторы - тепловые, механические свойства предметов и явлений, которые вызывают те или иные ощущения.

В каждом анализаторе является его периферийная, анализирующая часть, или рецептор, то есть орган чувств, назначение которого - выделять из окружающей действительности свет, звук, запах и другие свойства. Другая его часть - путь от рецептора к центральной части анализатора, размещенной в мозге. В центральной части анализатора различают его ядро, то есть скопления чувствительных клеток, и рассеяны вне его клетки.

Ядро анализатора, как отмечал И. П. Павлов, осуществляет тонкий анализ и синтез возбуждений, поступающих от рецептора. С его помощью раздражители дифференцируются по их особенностями, качеством и интенсивностью. Рассеянные клетки осуществляют более грубый анализ, например, отличают лишь музыкальные звуки от шумов, выполняют нечеткое различение цветов, запахов.

Органические нарушения любой части анализатора - периферийной, ведущей или центральной - вызывают слепоту или глухоту, потерю обоняния, вкуса и т.д., в зависимости от того, какой анализатор нарушено. Если нарушается лишь центральная часть анализатора, возникает непонимание услышанного, увиденного, хотя ощущение света или звука нет.

Простые чувства и чувствительность на первых этапах жизни человека своим физиологическим основой имеют врожденную безусловно-рефлекторную деятельность нервной системы. Сложные ощущения обусловлены условно-рефлекторной аналитико-синтетической деятельностью, в которой подкреплены жизненными условиями свойства выделяются, а не подкреплены - тормозятся.

Классификация ощущений

Существуют различные классификации органов чувств и чувствительности организма к раздражителям, поступающих в анализаторы из внешнего мира или изнутри организма. В зависимости от степени контакта органов чувств с раздражителями различают чувствительность контактную (касательная, вкусовая, болевая) и дистантного (зрительная, слуховая, обонятельная).

За размещением рецепторов в организме - на поверхности, внутри организма, в мышцах и сухожилиях - выделяют ощущение экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые), интероцептивные, несущие информацию о состоянии внутренних органов (чувство голода, жажды, усталости) и проприоцептивные, отражающие движения органов тела и состояние тела (кинестетические и статические).

К самостоятельным ощущений относятся температурные, что является функцией особого температурного анализатора, осуществляющий терморегуляцию и теплообмен организма с окружающей средой.

Температурные ощущения входят также в состав осязательных ощущений.

Согласно системе анализаторов существуют такие разновидности ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, болевые, температурные, вкусовые, обонятельные, голода и жажды, половые, кинестетический и статические. Каждый из этих разновидностей ощущение имеет свой орган (анализатор), свои закономерности возникновения и функции.

Орган зрительных ощущений - глаз. В нем различают части - мир-лозаломлюючу (роговица, зрачок, стекловидное тело) и светочувствительную (сетчатка с ее чувствительными к дневному цветного света колбочками и чувствительными к темноте палочками).

Различают хроматические и ахроматические цвета. Хроматические характеризуются своим цветовым тоном, светлостью и насыщенностью. Цветовой тон - это свойство, которым отличается определенный цвет от любого другого при одинаковой светлости и насыщенности. Цветовой тон зависит от длины световой волны. Светлость цвета - мера различия определенного цвета от черного.

Наименьшая светлость свойственна черном, а наибольшая - белый цвет. Яркость цвета зависит от интенсивности световой волны, то есть от амплитуды ее колебания.

Насыщенность цвета - это мера выявления цветового тона, то есть различие определенного цвета от серого, одинакового с ним по светлостью.

Ахроматические цвета различаются только по степени светлости, которая зависит от коэффициента отражения света. Белая бумага имеет коэффициент отражения от 0, 60 до 0, 85, а черный - 0, 04-0, 003 (бумага, в который заворачивают фотопленку, черный бархат).

Чувствительность глаза к цвету разная. К синему цвету чувствительность в 40 раз меньше, чем до желтого. Самой яркой является жёлто-зелёная часть спектра. Светлым желтый цвет, от которого светлость уменьшается в сторону красного и фиолетового.

При обычных условиях человек способен различать до 150 цветов по цветовому тону, 20 оттенков - по насыщенности, около 200 - за светлостью. Под влиянием упражнений цветовая чувствительность увеличивается.

Чувствительность глаза к цвету может ослабляться в результате травм, заболеваний. В 5-7 процентов мужчин и 1-1,5 процента женщин наблюдается дальтонизм, то есть неспособность различать цвета.

Дальтонизм - явление наследственного происхождения. Оно передается преимущественно по мужской линии - от отца через дочку к внуков. Дальтонизм является противопоказанием для профессиональной деятельности, которая требует различения цветов - например, при цветной сигнализации, окраске и т.

Ухо - орган восприятия слуховых ощущений. В его строении различают звукопроводящую и звукочутливу части. Звукопроводящая часть уха - наружное ухо, барабанная перепонка, наковальня, молоточек и стремя, которые расположены в среднем ухе. Они проводят колебания звуковой волны в центральную часть уха, в которой содержится звуко- чувствительная его часть - кортиив орган. Он состоит из слуховой мембраны, поперечные волоконца которой - длиной от 0,04 до 0,5 мм - резонируют на звуковые волны, поступающие из среднего уха, вызывают возбуждение чувствительных клеток кортиевого органа.

Возбуждение передается слуховым нервом в слуховой области коры больших полушарий головного мозга (височная доля).

Функция органа слуха заключается в анализе звуков с колебанием от 16 до 20000 герц и дифференциации их на шумы и тона. Среди тонов выделяются музыкальные тона. В музыке принимают тона от 27,5 до +4224 колебаний.

Звуковые волны различают по их высоте, громкостью (интенсивностью) и тембром. Высотная чувствительность к звукам обусловливается частотой колебаний звуковой волны. Лучше ощущаются звуки с колебанием звуковой волны между 1000-4000 герц.

Громкость, или интенсивность, звука зависит от амплитуды колебания звуковой волны -ее принято определять в белах, или децибелах (децибел в 10 раз меньше, чем бел). Наименьший рост или снижение интенсивности звука, которое может испытывать человеческое ухо, равен 1 децибела.

Тембр отражает форму колебания звука. Обычно колебания звуковой волны (звук камертона) имеет форму синусоиды. Музыкальные звуки (пение, звуки музыкального инструмента) - это сложные звуки, состоящие из главного и частичных или парциальных, тонов.

Частичные тоны - это звуки от колебания половины, четверти, восьмой и т.д. частей целого тона. Образуется сложная звучание определенной высоты и силы, которое характеризуется своим тембром, то есть своеобразной совокупностью главного и частичных тонов.

Тембр развивается у детей с развитием речи. Дети уже в первом полугодии своей жизни способны реагировать на пение, музыку, на интонации речи, различают ритмичный сторону речи, а в конце первого года жизни различают звуки речи.

Тактильная, температурная и болевая чувствительность - функция органов, расположенных в коже.

Тактильные ощущения дают знания о мере равенства и рельефности поверхности предметов, ощущаемая при их ощупывании. Больше органов тактильного ощущения размещен на пучках, кончике языка. При сильном давлении на органы тактильных ощущений ощущается боль. Тактильные ощущения, как и зрение, играют большую роль в восприятии формы, размера предметов, расположение их в пространстве. Они особенно развиты у слепых, компенсируя отсутствие зрения при восприятии некоторых пространственных явлений. На этом построена азбука Брайля для слепых, в которой буквы изображены с помощью выпуклых точек.

Болевые ощущения, поступающие от органов, которых на наружной и внутренней поверхностях тела больше, сигнализируют о нарушении целостности ткани, что, конечно, вызывает у человека защитную реакцию. Направленность внимания на боль усиливает его, а отвлечение - ослабляет болевые ощущения. Боль, зафиксировано в центральной части болевого анализатора (в коре головного мозга), вызывает иллюзию боли в ампутированных конечностях (так называемый фантомная боль). Температурное чувство - чувство холода, тепла - вызывается контактом с предметами, имеющими температуру выше или ниже, чем температура тела. Можно вызвать парадоксальные ощущения тепла и холода: прикосновение к холодному вызывает ощущение тепла, а прикосновение к теплому - ощущение холода.

Температурные ощущения обусловлены и органическими процессами (кровообращением), и психическими состояниями (эмоциональными переживаниями). Эти состояния закрепили в языке образные выражения: "бросило в жар", "бросило в холод". Температурные ощущения сигнализируют о степени благоприятности окружающей среды для жизнедеятельности, о состоянии здоровья организма.

Вибрационное чувство ярко проявляется в глухих и слепых. Глухие и слепые реагируют на вибрацию предметов, чувствуют ее ритмичность. Органа вибрационного чувства пока не найдено. Это чувство значительной мере связано с зрительной и слуховой чувствительностью. Вибрационное чувство является профессионально важным для тех специальностей, по которым вибрация предмета свидетельствует о качественных особенностях деятельности.

Обонятельные ощущения осуществляются специальными обонятельными пузырьками, расположенными на внутренней поверхности носа. Не только животные, но и человек очень чувствительна к запахам. Обонятельные ощущения сигнализируют организму о состоянии пригодности продуктов для употребления, о чистом или загрязненный воздух.

Орган обоняния человека очень чувствителен к запахам. Человек обонянием может почувствовать наличие в воздухе очень незначительных частей пахучего вещества, например розового масла, серного водорода, мускуса. У собак, например, обоняние настолько развит, что они могут почувствовать одну молекулу пахучего вещества, растворенного в одном кубическом сантиметре воды.

Обонятельные ощущения важны не только для жизнедеятельности, но и для ряда профессий: в некоторых специальностях мере химической реакции или пригодность продуктов определяют обонянием.

Вкусовые ощущения своим органом имеют специальные чувствительные к химическим раздражителям колбочки, расположенные на языке и небе. Средняя и нижняя части языка вкусовых органов не имеют. Различают чувствительность к горькому, кислого, соленого и - наименьшую - к сладкому.

Вкусы могут смешиваться, поэтому ощущается кисло-сладкое и горьковато-сладкое. Это позволяет комбинировать различные вкусовые свойства продуктов в пищевой промышленности. Вкусовые ощущения, как и обонятельные, имеют важное значение для жизни - они сигнализируют о степени пригодности пищевых продуктов для употребления. Эта чувствительность профессионально необходима в кулинарных специальностям, в пищевой промышленности - дегустация продуктов требует высокой вкусовой чувствительности и способности дифференцировать наличие в продуктах тех или иных вкусовых веществ, чтобы регулировать приготовления этих продуктов.

Вкусовые ощущения развиваются под влиянием упражнений и жизненной практики или ослабевают, если они ничем не подкрепляются.

Статические, или гравитационные, ощущение отражают положение нашего тела в пространстве - лежание, стояние, сидение, равновесие, падения. Рецепторы этих ощущений содержатся в вестибулярном аппарате внутреннего уха (преддверии, полукругом каналы). При изменении тела относительно плоскости земли, как это бывает при езде, на воде, в самолете и при заболевании вестибулярного аппарата, возникает головокружение, теряются равновесие, ориентация в пространстве.

Нарушение деятельности вестибулярного аппарата противопоказано для специальностей пилота, космонавта, для работы на судне.

Кинестетические ощущения отражают движения и состояния отдельных частей тела - рук, ног, головы, корпуса. Рецепторами этих ощущений есть специальные органы, расположенные в мышцах и сухожилиях. Давление на эти органы во время движений вызывает ощущение положения органов тела. Кинестетические ощущения, давая знания о силе, скорость, степень движений, способствуют регуляции ряда действий.

Во многих профессиях, в физической культуре эти ощущения способствуют координации движений.

Языковая кинестезия является основой для артикуляции.

Таким образом, формирование кинестетических ощущений в процессе обучения и воспитания - важная задача образовательных, физкультурных учреждений, заведений трудового воспитания и обучения.

Органические ощущения сигнализируют о такие состояния организма, как голод, жажда, самочувствие, усталость, боль, их анализаторы расположены внутри организма и реагируют на меру достаточности в организме питательных веществ, кислорода или на наличие в органах тела, в нервной системе продуктов распада, происходит во время работы, употребление недоброкачественных продуктов, алкоголя и т.

Органические ощущения вызывают различные эмоциональные состояния, которые человек своими действиями пытается поддерживать или устранять. Целесообразность этих действий (употребление пищи, напитков, лекарств, покой, труд) требует осведомленности с характером органических ощущений, их причинами и знания меры для их устранения или удовольствие.

Некоторые лекарства, еда, курение на время тормозят, притупляют неприятные ощущения, но вместе с тем наносят организму значительный вред.

Ощущения могут возникнуть только при непосредственном действии раздражителя на органы чувств. По своему происхождению они, как и каждое психическое явление, имеют рефлекторный характер

Предметы и явления объективной действительности воздействуют на периферические части анализаторов через различные виды свойственной им энергии (световой, механической, химической и др.). В процессе развития живых существ разные анализаторы приспособились к восприятию определенных видов энергии (зрительный - световой, слуховой - звуковой; обонятельный - химической и др.), которая возбуждает их и вызывает соответствующее действие. В периферических частях ан ализаторив образовались специальные органы, которые помогают организму выделять различные особенности действующих на него раздражителей. Так, зрительный деференциюе особенности оптических раздражителей, слуховой - акусто ческих и т і т.д.

Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор

По. ИП. Павловым, анализатор состоит из трех частей: I) периферической (рецептора), который является специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс, 2) проводниковой, 3) центральной, или мозга овоої.

Орган чувств - это анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или внутренних органах, принимает действие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствительного нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяющих десятки рецепторных окончаний. Периферический отдел анализатора реагирует на некоторый й вид физической энергии и перерабатывает ее в нервное возбуждение. Глаз реагирует на колебания электромагнитных волн, ухо - на колебания воздушных волн тощтощо.

Действие раздражителя на рецептор вызывает нервный импульс, который по доценетрових (афферентных) нервных путях передается в корковых клеток анализатора. Соответствующая же реакция передается по эфферентным (двигательного овому) нерва. Мозговая часть - высший отдел анализатора. Именно здесь и возникают ощущения. Мозговой конец анализатора состоит из ядерной части, клетки которой имеют четкую локализацию, и рассеянных клети н, локализованных в разных местах коры. Пав-лов отмечает, что ядро??мозгового конца анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянная же его ч. Астин связана с функцией грубого анализа, например, разрешением музыкальных звуков и шуме шумів.

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденная и является безусловно-рефлекторной. Ребенок, который только появился на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Но вс это богатство человеческих чувств является результатом развития и воспитания. Физиологические механизмы высокой чувствительности к звукам родного языка, в гамму разноцветных и мелодий формируются и развиваются при жизни, путем образования новых нервных связей. Таким образом, деятельность анализатора является условно-рефлекторнорною.

Современное понимание рефлекса как кольцевого механизма раскрывает чрезвычайную сложность нервных процессов, которые вызывают чувство. Раздражитель приводит в анализаторе, который находится в состоянии возбуждения, условия овно-рефлекторную перестройку чувствительности, приспособления ее к сигналу. Это приспособление достигается путем таких рефлексов, которые устанавливают определенный уровень чувствительности организма к раздражениюня.

Ощущение всегда связано с ответной реакцией: или с движением, или с перестройкой негативных процессов. Двигательные импульсы, осуществляющих соответствующую реакцию, в свою очередь, вызывают поток чувствительных нервов вых импульсов, сигнализирующих об эффекте приспособительной реакции. В анализатор поступает новая череда импульсов. Описанное явление называют обратной афферентацииією.

Необходимо подчеркнуть роль слова в функционировании анализаторных механизмов и развития ощущений. Отражая ту или иную особенность конкретного предмета или явления объективной действительности, человек назыв ет ее словом, предоставляющий ощущению определенной определенности и четкости. Называние особенностей объектов помогает их выделять, дифференцировать различные свойства окружающих предметов и объявленияищ.

Роль второсигнальных связей неодинакова в различных видах ощущений зависимости от степени их расчлененности. Это проявляется и в количестве названий, есть в языке для обозначения различных особенностей тех или др.. Других ощущениив.

Так, малорозчленоване ощущения, например, ощущение боли, характеризуется, как отмечает. ИМ. Сеченов, небольшим разнообразием названий. Напротив, расчлененные ощущения, например, зрительные, слуховые, которые дают ь"меняющиеся по форме чувственные показатели, в связи с изменчивостью форм раздражение", определяются большим количеством примеров, которыми характеризуют различные их особенности. Совершенство органов чувств характер теризуеться количеством прилагательных, которыми человек выражает разные стороны создаваемых в нее ощущении неї відчуттів.

В ощущениях проходит и пространственное отображение мира, механизм которого формируется в течение жизни человека. Как показывают исследования, он связан с активным передвижением человека в пространстве и развивается я в опыті.

Итак физиологический механизм ощущений может быть охарактеризован как механизм условно-рефлекторной деятельности анализаторов, возникает на базе ограниченного количества безусловных рефлексов . В першосигнальни механизмы ощущений человека включается деятельность второй сигнальной системы

Физиологическая основа ощущений


Введение

2. Понятие ощущения

3. Физиология ощущений

3.1 Анализаторы

3.2 Свойства ощущений

3.3 Классификация ощущений

4. Виды ощущений

4.1 Зрение

4.3 Вибрационные ощущения

4.4 Обоняние

4.7 Проприоцептивная чувствительность

Список литературы


Введение

Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психическое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощущений и восприятий - с психических познавательных процессов. Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим познанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании существенную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) основывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения, мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (например, более высокая или более низкая температура).


1. Сенсорная организация личности

Сенсорная организация личности - это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека - это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие. Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Если мы обратимся к животному миру, то увидим, что преимущественный уровень чувствительности какого-либо вида является родовым признаком. Например, у летучих мышей развита чувствительность к восприятию коротких ультразвуковых импульсов, у собак обонятельная чувствительность. Главная особенность сенсорной организации человека - это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.


2. Понятие ощущения

Ощущение - это проявление общебиологического свойства живой материи - чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма. Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира. Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление. Как бы прост ни был первичный познавательный процесс, но именно он является основой психической деятельности, лишь через «входы» сенсорных систем проникает в наше сознание окружающий мир.

2.1 Обработка ощущений

После получения информации мозгом, результатом ее обработки является выработка ответного действия или стратегии, направленной, например, на улучшение физического тонуса, большее сосредоточение внимания на текущей деятельности или осуществление настройки на ускоренное включение в умственную деятельность. Вообще говоря, ответное действие или выработанная стратегия в каждый момент времени является лучшим выбором из вариантов, доступных человеку в момент принятия решения. Тем не менее, понятно, что количество доступных вариантов и качество выбора различны для разных людей и зависят, например, от: - психических свойств личности; - стратегий взаимоотношений с окружающими; - отчасти физического состояния; - опыта, наличия нужных сведений в памяти и возможности их извлечения; - степени развития и организации высших нервных процессов и т.д.


3. Физиология ощущений

3.1 Анализаторы

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность нервных аппаратов - анализаторов, состоящих из 3 частей: - рецептор - воспринимающая часть анализатора (осуществляет преобразование внешней энергии в нервный процесс); - центральный отдел анализатора - афферентные или чувствительные нервы; - корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов. Определенным рецепторам соответствуют свои участки корковых клеток. Специализация каждого органа чувств основана не только на особенности строения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств. Анализатор является не пассивным приемником энергии, он рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей.




По определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя. В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека. Восприятие – результат...

Человеческого организма,целостности чувственного отражения объективного мира. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И.П. Павлову, слабый...

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферический отдел, называе­мый рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящие нервные пути (афферентный отдел – передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передается ответная реакция из центра к периферии);

3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры.

Таким образом, органом ощущения является центральный отдел анализатора.

Физиология внимания

Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности. Согласно представлениям И.П. Павлова, внимание отражает наличие в коре больших полушарий очага возбуждения, который, в свою очередь, является проявлением безусловного ориентировочного рефлекса. Такой очаг возбуждения за счет процесса отрицательной индукции тормозит соседние области коры больших полушарий, и при этом все психическая деятельность организма сосредотачивается на одном объекте. По Ухтомскому, внимание определяется доминантой - господствующим, устойчивым очагом возбуждения в коре. Доминанта не только тормозит другие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет, переключая на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах. Особенно выражена интенсивность внимания, когда цель обусловлена биологически значимой мотивацией (голодом, жаждой, половым инстинктом). В этом случае происходит как бы "перекачивание" нервной энергии из участка мозга, связанного с удовлетворением потребности, в участок коры, связанный с определенным объектом внешнего мира. Согласно современным научным данным, в процессе активизации внимания важное значение, помимо коры больших полушарий играют и другие структуры мозга. Например, таламус служит своеобразным фильтром, отсеивающим часть информации, и пропускающим к коре только новые и важные сигналы. Ретикулярная формация активирует мозг и является важной энергетической составляющей процесса внимания. ФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ О том, что представляет собой сознание, высказывается большое разнообразие мнений. Можно определять сознание как субъективно переживаемую последовательность событий, противопоставляемых бессознательным процессам. Часто сознание связывают с осведомленностью человека о том, что с ним происходит или что он воспринимает. Философия рассматривает сознание как совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества. Это разделяет и П.В. Симонов, который рассматривает сознание как совместное знание. Физиологической предпосылкой сознания является бодрствование. Во время бодрствования активность высших центров усиливается и их порог возбуждения снижается. Этому состоянию способствует активирующее действие ретикулярной формации ствола мозга. Согласно условнорефлекторной теории Павлова, сигналы осознаются, когда они приобретают характер элементов второй сигнальной системы, то есть выражаются словом. Внешние стимулы не только воспринимаются, но субъект знает о факте этого восприятия. Проблема сознательного и бессознательного оказалась в центре внимания только благодаря работам Фрейда. Концепция Фрейда, хотя многое в ней теперь отвергнуто, по-прежнему оказывает значительное влияние на современное научное мышление, и ее следует рассматривать в надлежащей перспективе. Неосознаваемые процессы обработки информации, о влиянии которых субъект не отдает себе отчета, принято относить к категории бессознательного. Выделяют три группы проявления бессознательного. Первая группа – досознательное. Оно охватывает наши биологические потребности, выражающиеся в безусловных рефлексах и врожденных формах поведения (инстинктах), а также в генетически заданных свойствах темперамента. Вторая группа бессознательного – подсознание. К ней относится все то, что ранее уже было осознано и вновь может стать осознаваемым в определенных условиях. Это различные автоматизированные навыки, стереотипы автоматизированного поведения. К ним же относятся неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, смысловые установки), глубоко усвоенные человеком нормы поведения, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты. В процессе эволюции подсознание возникло как средство защиты сознания от лишней работы и непереносимых нагрузок. Оно предохраняет человека от излишних энергетических трат, защищает от стресса. Третью группу бессознательных явлений составляет сверхсознание, или интуиция, связанная с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Сверхсознание источник новой информации, гипотез, открытий. Под сверхсознанием понимается высший этап творческого процесса. Его нейрофизиологическая основа – трансформация следов памяти и рождение из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий. Мы осознаем существование наших собственных психических процессов. Этот накладывающийся феномен и служит основой самосознания. В связи с нашими ощущениями, действиями и переживаниями мы осознаем существование и единство нашей личности. Возникает вопрос: каким образом развилась эта человеческая способность осознавать психические процессы, связанные с окружающей средой? Как уже отмечалось, осознание включает в себя одновременное отражение событий в форме речи или мысли ("внутренней речи"). Развитие речевой функции одновременно означало появление сознания. Язык примитивных людей был предельно конкретным: каждое естественное явление называлось своим именем. Так, например, имелись разные слова для дождливой погоды, ясной погоды и солнечной погоды, а отвлеченного понятия "погода" не существовало. В процессе все более дифференцированной трудовой деятельности и общественного развития из этой бессознательной, односложной, конкретной, эмоциональной речи развилась наша сознательная, членораздельная, абстрактная и рациональная речь. Физиологическую основу обобщения вторичных сигналов надо искать в процессах иррадиации и генерализации возбуждения в коре большого мозга. Когда мы выражаем общие качества окружающих предметов, процессы абстрагирования приводят к тому, что слова становятся понятиями. Понятия возникают в результате отделения существенных свойств и отношений от несущественных. В мозгу это происходит в форме концентрации возбуждения. Таким образом, физиологическая основа абстрагирования – это иррадиация и концентрация в мозговых нейронах вновь образованных сигналов, выраженных в словесной форме. Мысли человека можно рассматривать как "внутреннюю речь". Возбуждение, относящееся ко второй сигнальной системе, в этом случае возникает, но оно не вызывает двигательных реакций, т.е. движений, необходимых для произнесения слов. Сознание, таким образом, связано со второй сигнальной системой. Г.П. Грабовой сознание человека рассматривает как элемент мира, в котором все элементы взаимосвязаны, тогда изменение сознания человека (или формы реакции объекта) влечет изменение всех других элементов мира, позволяет получить знания о внешней среде и оптимизировать происходящие в ней процессы. Преимущество сознания в том, что процесс можно отслеживать буквально непрерывно. Сознание клетки, являющейся первоэлементом жизни, неразрывно связано с материальными компонентами, что и обеспечивает гармонизацию жизни на всех уровнях существования живого: морфологическая целостность структур организма определяется скоростью и полноценностью самообновления клеток; устойчивость функционирования тканей обеспечивается оптимальным обменом информацией между клетками; полноценная функция органов зависит от конечного результата работы, с учетом информационных воздействий других органов; гомеостаз всего организма определяется адекватностью внешнего сигнала и состоянием воспринимающих его структур. Эти уровни взаимосвязаны между собой поэтапными информационными взаимодействиями, степень упорядоченности и обобщенности которых определяет селективность функционирования.

Физиологические основы восприятия.


Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проекционных зон.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной категории. По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве скрытых свойств объекта. Любой объект обладает определенной формой, величиной, цветом и т.д. Все эти свойства важны для его распознания.

В настоящее время принято выделять в процессе распознания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие – завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. Причем при распознавании большая часть обработки информации как на предварительных, так и на завершающих этапах распознавания недоступна сознанию.

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мыслительная деятельность представляет собой исполнительный

аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной

деятельности осуществляется оперирование информационными

процессами в мозге, своеобразное «поведение» на информационном уровне.

Узловые механизмы мыслительной деятельности. С позиций общей

теории функциональных систем процесс мышления включает универсальные

системные узловые компоненты:

Результат как ведущий системообразующий фактор мыслительной

деятельности человека;

Оценку результата мыслительной деятельности с помощью обратной

афферентации;

Системоорганизующую роль исходных биологических и социальных

потребностей и формирующихся на их основе доминирующих

мотиваций в построении мыслительной деятельности;

Программирование мыслительной деятельности с помощью аппарата

акцептора результата действия на основе механизмов афферентного

синтеза и принятия решения;

Эффекторное выражение мыслительных процессов через поведение,

соматовегетативные компоненты и через специально

организованный аппарат речи.

Информационные эквиваленты мыслительной деятельности.

Операционная архитектоника мыслительной деятельности строится на основе

эмоциональных и словесных эквивалентов действительности. Это в

определенном смысле созвучно учению И.П. Павлова о первой и второй сигнальных

системах действительности. Однако если представления И.П. Павлова

строились на информационной оценке сигналов (условных раздражителей

физического и словесного характера), то с позиций системной организации мыслительной деятельности информационное наполнение

функциональных систем психического уровня определяют соответствующие адаптивные

для деятельности человека результаты. В случае, если результаты

деятельности имеют только физические параметры, то и соответствующие

организуемые ими функциональные системы психической деятельности строятся

на информационных эквивалентных физических свойствах этих

результатов. В случае, если результаты деятельности имеют речевые, словесные

параметры, соответствующие функциональные системы психической

деятельности строятся на информационной словесной основе.

Только у человека информационный эквивалент функциональных

систем психической деятельности связан с речевой функцией. У животных эти

процессы ограничиваются физическими и эмоциональными уровнями.

Эмоциональная основа мыслительной деятельности. Процесс мышления

непрерывно сопровождается субъективными эмоциональными

переживаниями человеком своих потребностей и субъективным отношением к

воздействию факторов внешней среды с целью удовлетворения этих

потребностей. С помощью эмоций осознаются и следы памяти. Эмоциями

человек оценивает свои потребности, действие факторов внешней среды,

отношение к предметам и другим индивидам и, наконец, удовлетворение

потребностей. Психические потребности, так же как и биологические, как

правило, сопровождаются эмоциональными ощущениями негативного

характера, а удовлетворение потребностей - разнообразными

положительными эмоциями. На основе неоднократных удовлетворений однотипных

психических потребностей формируется предвидение положительной

эмоции удовлетворения потребности за счет ее включения в аппарат акцептора

результата действия. В определенной ситуации предвидятся и

отрицательные эмоции, что в конечном счете создает вероятностное прогнозирование

эмоциональных состояний. Системная организация мышления на

эмоциональной основе генетически детерминирована. Она проявляется уже у

новорожденных, у слепоглухонемых, а также у людей, находящихся в кругу

лиц, говорящих на чужом для них языке. Эмоциональная основа

мышления, как показывают эксперименты с самораздражением, характерна также

для животных.

На сильных эмоциональных ощущениях строятся патологические

влечения к алкоголю и наркотическим веществам. Эмоциональные состояния

при определенных обстоятельствах могут самостоятельно строить

функциональные системы.

Словесная основа мыслительной деятельности. Словесное квантование

мышления присуще только человеку. Оценка человеком потребностей и их

удовлетворение, а также разнообразных внешних воздействий на организм

наряду с эмоциональными ощущениями осуществляется с помощью

языковых символов, фраз, словесных понятий устного и письменного

характера. Этот уровень мышления требует специального обучения, в первую

очередь языку. С помощью языковых символов мысли реализуются в

дискретные фразы, которые могут составлять внутреннюю речь, а также

трансформироваться во внешнюю речь и поступки.

Мыслительная деятельность, формирующаяся у человека на словесной

основе, по сравнению с эмоциональной деятельностью приобретает

качественно новые информационные свойства, хотя ее общая архитектоника

сохраняет все типичные черты функциональной системы.

Разновидностью словесного квантования мыслительной деятельности

является процесс пения. Человек на эмоциональной основе может

обучиться определенной мелодии и наполнять эту мелодию соответствующими

словами, которые складываются в системные кванты - такты и куплеты.

Асимметрия мозга в процессах мыслительной деятельности.

Эмоциональная и словесная основа мышления, как показывают современные

исследования, строится функциями разных полушарий мозга. Правое

полушарие определяет преимущественно чувственный, эмоциональный

компонент психической деятельности. Левое полушарие определяет функции

языка и речи. Все большее распространение получают представления о

деятельности полушарий мозга на основе их взаимной дополнительности. Эта

точка зрения хорошо согласуется с теорией функциональных систем. С

позиций теории функциональных систем в осуществлении результативной

мыслительной деятельности оба полушария на эмоциональной и речевой

основе должны динамически содействовать достижению субъектом

приспособительных результатов.

Структурные основы мыслительной деятельности. Процессы

мыслительной деятельности и речь человека связаны с деятельностью различных

структур мозга. Выявить участие структур мозга в этих процессах

позволяют клинические наблюдения больных с поражением различных участков

Агнозия. При поражении затылочных отделов коры мозга человек видит

предметы, обходит их, не натыкаясь на них, но не узнает их. Это

нарушение узнавания получило название агнозии (от греч. gnosis - знание). При

нарушении височных отделов коры мозга наблюдается слуховая агнозия.

Человек слышит звуки, но не связывает их с определенным звучащим

предметом. Такие больные теряют способность воспринимать смысл речи

собеседника. При поражении верхней теменной коры у больных проявляется

тактильная агнозия - субъекты теряют способность узнавать предметы при

их ощупывании, хотя ощущают прикосновение.

С системных позиций у субъектов с нарушением зрительной, височной

и теменной областей коры нарушен механизм выработанной ранее оценки

результатов действия.

Апраксин. При повреждении двигательной области коры у человека

наблюдается нарушение целенаправленного действия, хотя он понимает, что

нужно сделать. Это нарушение получило название «апраксия» (от греч.

praxis - действие). Больной не может, например, зажечь спичку, разрезать

яблоко, застегнуть пуговицы, хотя руки его не парализованы. В этом случае

можно думать о нарушении системных процессов эфферентного синтеза и

действия.

Афазия - нарушение речи; моторная афазия развивается при

нарушении функций нижней лобной извилины левого полушария (лобная афазия

Брока). Больной понимает речь собеседника, однако его собственная речь

крайне затруднена или полностью нарушена. При этом утрачивается

быть сохранено. Больные способны кричать, издавать отдельные звуки, но

не могут произнести ни одного значимого слова. У больных нарушены

эфферентные процессы формирования речи.

Сенсорная афазия возникает при нарушении заднего полюса верхней

височной коры (чувствительная, или височная, афазия Вернике). При этом

у больных нарушаются процессы восприятия речи: они перестают

понимать как слышимую, так и письменную речь. Способность же произносить

речевые фразы у таких больных не утрачена, они даже чрезмерно

говорливы, однако речь искажена и совершенно непонятна. Такие люди

музыку (амузия). Можно полагать, что у таких больных нарушены механизмы

акцептора результата действия и способность оценивать достигнутый

результат психической деятельности.

Другие нарушения наблюдаются при поражении теменной коры:

больные забывают отдельные слова, чаще имена существительные, не могут

вспомнить нужные слова и замещают их длинным описанием. При этом

наблюдается и расстройство счета (акалькулия). У больных нарушен

механизм оперативной памяти.

При двустороннем повреждении основания височных и затылочных

долей коры наблюдается необычная агнозия: больные перестают узнавать

людей по лицам (прозоагнозия), но тем не менее распознают их по

избирательно страдает зрительный параметр оценки знакомых личностей.

При повреждении угловой извилины без поражения рядом

расположенной зоны Вернике и зоны Брока у больных при отсутствии нарушения

восприятия слуховой информации и речи проявляются затруднения в

понимании письменной речи и картин (аномическая афазия). В этом случае

нарушена передача зрительной информации к зоне Вернике.

Морфофункциональные основы опознания зрительного объекта.

Динамика опознания субъектом зрительного образа и его воспроизведение

может быть представлена следующим образом. Первичное опознавание и

оценка зрительного объекта происходят в первичной зрительной коре.

Отсюда возбуждение распространяется в угловую извилину и из нее в

височную зону Вернике, где объект оценивается на основе ранее приобретенных

словесных понятий и знаний. Из зоны Вернике возбуждение

распространяется в зону Брока и к речедвигательным структурам моторной коры,

которые определяют произнесение названия предмета.

Функции речи у правшей и левшей. Функции речи у правшей, как

правило, связаны с деятельностью левого полушария, которое определяет

процессы последовательной аналитической деятельности. Правое полушарие у

правшей определяет пространственно-временные соотношения, например

узнавание лиц, идентификацию объектов по их форме, узнавание

музыкальных мелодий. Такое строгое разграничение функций относительно.

Понятие о восприятии. Свойства восприятия.

Классификация основных видов восприятия

1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.

ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ

Определение ощущений.

Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятель­ности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонирует­ся (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.

Ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности.

Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущени­ями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.

Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование ка­кой бы то ни было познавательной деятельности.

Без ощущений невозможна психическая активность человека.

Физиологические основы ощущений.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внут­ренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецептор­ных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий голов­ного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двига­тельному) нерву.

Рецептор, проводящие нервы и участки в коре г.м. называются анализатором.

Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движени­ем, либо с перестройкой вегетативных процессов.

Итак, физиологический механизм ощущений может быть охаракте­ризован как механизм условнорефлекторной деятельности анализато­ров, возникающий на базе ограниченного числа безусловных рефлек­сов. В первосигнальные механизмы ощущений человека включена дея­тельность второй сигнальной системы.

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ Классификация ощущений.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответс­твующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обоня­тельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время нас­читывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

· По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение выделяют дистантную (з рение, слух, обоняние) и кон­тактную (вкусовую, болевую, тактильную) рецепцию.

· По расположению на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

· По времени возникновения в ходе эволюции животного мира вы­деляют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецеп­цию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структу­ре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.

Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, взаимодейс­твие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности.

Понятие порога ощущений , или порога чувствительности выражает психологическую характеристику "зависимости" между интенсивностью ощущения и силой раздражителей.

В психофизиологии различают два вида порогов : порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению .

Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности .

Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхнимабсолютным порогом чувствительности .

Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон;

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя су­ществует обратная зависимость: чем большая сила нужна для воз­никновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Поро­ги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Порог чувствительности к различению - та наи­меньшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различение в силе или качестве ощущений.

Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первона­чального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг - 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зритель­ных- 1/100. (ознакомьтесь с исследованиями Вебера).

Адаптация - приспособление чувствительности к постоянно дейс­твующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.

В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме боле­вой.

Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности од­ной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Это объясняется корковыми связями меж­ду анализаторами.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствитель­ность в другой.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия ана­лизаторов, а также систематических упражнений называется сенси­билизацией .

Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

При одновременном действии двух раздражителей возникает од­новременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее.

Широко известно явление последовательного контраста. После хо­лодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

Последовательный образ - физиологический механизм его возникновения таков: прекращение действия раздражителя не вызывает мгновен­ного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.

Синестезия - возбуждение возникшими ощущениями одной модаль­ности ощущений другой модальности.

Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодейс­твия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувстви­тельности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Си­нестезия усиливает чувственный тон ощущений.

(Так, звук становится окрашенным и т.п.)

СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – характерный для инди­вида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.

В животном мире преимущественный уровень развития чувствитель­ности какой-либо одной модальности является родовым признаком. Все представители одного вида (например, орлы) обладают хорошим зрением, а другого (например, собаки) - обонянием. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно, на нее влияет деятельность.

3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия .

ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ

Общая характеристика восприятия.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокуп­ности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие зависит от определенных отношений между ощущени­ями, кроме которых оно включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (оп­ределенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

Основными х-ками восприятия являются константность, пред­метность, целостность и обобщенность.

Константность - это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, нес­мотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности.

Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя орга­ническая взаимосвязь частей и целого в образе.

Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Несколько правил группировки частей в целое были сформулированы Вертгеймером.

1. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выс­тупать сходство по размеру, форме, по расположенности частей.

2. Правило общей судьбы. Множество элементов, движущиеся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются це­лостно, как единый движущийся объект (или когда эти объекты не­подвижны но движется наблюдатель).

3. Правило близости. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко к друг другу, воспринимаются как единый объект.

Целое доминирует над частями. Выделяют три формы такого до­минирования: 1. Один и тот же элемент, будучи включенным в раз­ные структуры воспринимается по разному. 2. При замене отдельных элементов но сохранении соотношений м/у ними структура образа остается неизменной. 3. Структура воспринимается как целое и при выпадении некоторых ее частей.

Обобщенность означает отнесенность к некоторому классу объ­ектов, имеющему название.

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожден­ными и развиваются в течении жизни человека.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...