Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Обучение живописи по методу чистякова. Система преподавания П. П. Чистякова как пример профессиональной деятельности художника-педагога Павел петрович чистяков методы преподавания

Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог Павел Петрович Чистяков (1832-1919). Его взгляды на цели и задачи искусства и художественной школы начали формироваться в 60-е годы XIX века. Это было время борьбы передовых общественных сил с остатками крепостничества, время борьбы против реакционной идеологии, налагавшей цепи на свободную научную и творческую мысль. Революционно-демократические идеалы разночинной интеллигенции России указывали новый путь в развитии науки и искусства .

Императорская же Академия художеств к этому времени погрязла в рутинœе, стала придерживаться догматического мето­да преподавания, отгородилась от жизни неприступной стеной. П. П. Чистякову стало ясно, что Академия нуждается в реформе, ее мертвящая власть над художниками и искусством недопусти­ма. Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адъюнкт-профессора Академии художеств (1872-1892) было основным и плодотворнейшим педагогическим периодом его жизни. В это время он вырабатывал новую методику преподавания, проверял на практике свою педагогическую систему. В царской России заслуги П. П. Чистякова не были оценены должным образом. Особый интерес для нас представляют мысли П. П. Чистякова о методике преподавания рисования в общеобразовательной школе. С 1871 года Чистяков принимал активное участие в комиссии по присуждению премий за рисунки учащихся средних учебных заведений, и эта деятельность привлекла его внимание к постановке рисования в общеобразовательных школах.

Чистяков писал: ʼʼИзучение рисования, строго говоря, должно... [начинаться и] оканчиваться с натуры; под натурой мы разумеем здесь всякого рода предметы, окружающие чело­векаʼʼ. Копировальный метод он отвергал категорически.

На рисование в средней школе Чистяков смотрел как на обще­образовательный предмет: ʼʼРисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще; оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного обра­зованияʼʼ Хотя мы в общеобразовательной школе и не готовим худож­ников, говорит П. П. Чистяков, однако преподавание рисования должно проходить по всœем правилам и законам этого искусства. ʼʼВо втором отделœении, где рисуют с натуры геометрические тела, следует предварительно дать учащимся простое и ясное понятие об устройстве глаза человеческого, объяснить правила перспек­тивы, как науки, вытекающей из оного устройства глаза и отно­сительного расстояния предметов. Дать понятие о картинной плоскости, о горизонте, точке зрения, схода, об отдалении и прочееʼʼ.

И далее: ʼʼТребуется при рисовании с геометрических тел соблюдать точное исполнение необходимых условий теории ли­нейной перспективы, а именно: требуется сознавать положение картинной плоскости под прямым углом к оси зрения и с точкой зрения посрединœе оной плоскости. Следствием чего является крайне важно сть объяснять ученику положение его картинной плоскости относительно срисовываемого предмета на том осно­вании, что предмет всœегда остается в одном положении, а места рисующего относительно его различно изменяютсяʼʼ.

Педагогические взгляды Чистякова основываются на данных науки. Главную роль в системе обучения Чистякова играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурой и рисующим, помогала сверять изображение с натурой – "система проверочного рисования" . При обучении рисованию с натуры нужна строгая система и методическая последовательность выполнения учебных задач. Обучая рисованию, педагог должен в ясной и понятной форме разъяснить основные положения академического рисунка, активизировать познавательную деятельность ученика.

Большую ценность для нас представляют идеи Чистякова, касающиеся взаимоотношений педагога с воспитанниками. Уче­ник Чистякова, живописец М. Г. Платунов писал о мыслях Чистякова по этому поводу: ʼʼПрежде всœего, говорил он, нужно знать ученика, его характер, его развитие и подготовку, чтобы исходя из этого найти нужный подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всœем. Никогда не нужно ученика запугивать, а, напротив - вызывать в нем веру в себя, чтобы он, не идя на поводу, сам разбирался в своих сомнениях и недоумениях. Главным образом руководство должно заключаться в том, чтобы направить ученика на путь изу­чения и вести его неуклонно по этому пути. В учителœе ученики должны видеть не только требовательного учителя, но и дру­гаʼʼ. Давая советы учителю, П. П. Чистяков особо выделял умение смотреть на натуру: ʼʼТак как не всœе юноши одинаково талант­ливы, не всœе глядят при рисовании на натуру правильно, то, преж­де всœего нужно научить их смотреть, как следует. Это почти что самое крайне важно еʼʼ.

Для России конца XIX - начала XX века был характерен повышенный интерес к методике преподавания рисования и в специальных, и в общеобразовательных учебных заведениях. В частности, бурные дискуссии вызвал вопрос о преимуществах ʼʼгеометральногоʼʼ и ʼʼнатуральногоʼʼ методов преподавания. Специалистов школьного воспитания всё больше начинают интересовать вопросы детского творчества, детской психологии, экспериментальной педагогики. Изучение и исследо­вание детских рисунков увлекает не только учителœей рисования, но и художников, искусствоведов, психологов, социологов, исто­риков. Научному направлению в изучении детского творчества предсказывается большое будущее.

Такое широкое и повсœеместное увлечение детским творчест­вом имело свои положительные стороны. Прежде всœего, методика преподавания рисования стала получать научно-теоретическое обоснование, на изобразительную деятельность детей стали смот­реть более серьезно, а на рисование в школе - как на важный учебно-воспитательный предмет.

Вместе с тем в данный период широкое распространение полу­чают идеи ʼʼсвободного воспитанияʼʼ, заимствованные у зарубеж­ных специалистов. Наряду с положительными моментами здесь было и много отрицательного. Это, прежде всœего сведение роли учителя к роли пассивного наблюдателя, излишнее преклонение перед непосредственностью и наивностью детского рисунка. Лож­ная точка зрения была заложена и в научном обосновании зако­номерностей развития ребенка и его психики. Теория спонтан­ного саморазвития ребенка, т. е. такого развития, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не зависит от внешних воздействий окружающей среды, была невер­ной, идеалистической. Биогенетическая концепция приводила исследователœей к лож­ному выводу, будто самое главное в ходе развития ребенка - это устранить обучающее и воспитывающее влияние взрослых, не делать из детей ʼʼпреждевременных старичковʼʼ. Все должно быть подчинœено естественному развитию ребенка, отсюда - ника­кого насилия, никакого принуждения.

Эти ложные установки нашли отражение и в учебно-методи­ческих пособиях и руководствах .

Савинов Андрей Михайлович

Вятское художественное училище

имени А. А. Рылова, директор

Ученая степень: кандидат педагогических наук

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА

ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА П. П. ЧИСТЯКОВА

Художник и педагог П. П. Чистяков за время своей педагогической деятельности обновил методику преподавания рисунка, выработав систему, основанную на научных знаниях и проверенную на практике. Еще учась в Академии, П. П. Чистяков стал давать уроки в Рисовальной школе, где и увлекся методикой преподавания. Занятия с учениками помогали проверять и уточнять выводы, сделанные на опыте собственной учебы. Рисовальная школа, где он начал реализовывать свои взгляды, готовила художников прикладного искусства и учителей рисования. Программа школы, по сравнению с другими, отличалась значительной свободой и во многом зависела от инициативы преподавателя. В этих условиях мысли П. П. Чистякова о педагогике, выработанные им приемы преподавания начинают формироваться в последовательную систему действий.

Система П. П. Чистякова является именно «системой преподавания», так как если проанализировать все отдельные высказывания П. П. Чистякова, советы и указания, его беседы с учениками, письма к ним, то можно увидеть, как они объединяются в последовательную работу педагога, в своеобразную систему преподавания. И в первую очередь становится ясно – отличие от других педагогов его системы работы проявилось в том, что Павел Петрович не просто учил рисовать, он являлся не простым передатчиком информации, «натаскивающим» на получение определенного навыка, он был организатором процесса учения, идущим вместе с учащимися к мастерству.

Чтобы рассмотреть педагогическую деятельность П. П. Чистякова как целостную систему необходимо определить основные составляющие педагогической системы и соотнести их с системой преподавания П. П. Чистякова.

1. Одним из главных компонентов системы являются цели и задачи преподавания, как отправной точки функционирования педагогической системы. Цели и задачи – это ориентиры для деятельности преподавателя, который должен понимать, что система преподавания академического рисунка служит для достижения определенной цели 1 .

У Чистякова в его системе преподавания это находит подтверждение. Один из компонентов его работы – это целеполагание. Целеполагание у П. П. Чистякова было составной частью его работы, которая оказывала значительное влияние на весь последующий процесс преподавания, в ходе которого цель переходит в фактическое поведение преподавателя и преломляется в тот или иной конечный результат деятельности. Перед учащимся П. П. Чистяков всегда ставил задачу – изучение натуры, и стремился к тому, чтобы учащийся сознательно овладел процессом работы, понял каждый ее этап, определяемый конечной целью: «Нужно стараться пытать природу, познавать ее и стараться делать и поступать как можно энергичнее, честнее и в законе» 2 . П. П. Чистяков понимал, что специфика рисунка как практической дисциплины, заключается в том, что в процессе обучения рисунку учащиеся получают как общехудожественную подготовку – основу для профессионального самосовершенствования, так и практически овладевают рисунком, что позволяет решать конкретные изобразительные задачи.

2. Условием существования любой системы является функционирование информационного потока, связанного, прежде всего с содержанием образования, с выполнением программ. Это входит в задачу каждого занятия. Поэтому можно выделить содержание учебного материала как компонент системы преподавания, который играет важную роль в процессе проведения занятия, так как служит объектом того, что должны усвоить учащиеся. Содержание учебного материала делится как бы на две части: текущий материал, непосредственно связанный с темой занятия, и перспективный материал, который вводится для усиления умственной активности учащихся, оказания воспитательного влияния на них или в целях подготовки к следующему занятию.

Исходя из целей и задач преподавания, П. П. Чистяков выстраивает логику содержания учебного материала. Содержание учебного материала было обязательным компонентом его системы преподавания. По его мнению, учащиеся прежде всего должны изучить перспективу, пластическую анатомию, законы образования внутренней конструкции объекта, механику движений и т. д. Определяя содержание обучения рисунку, то, чему надо учить и что осваивать в процессе профессиональной подготовки по рисунку, П. П. Чистяков большое значение придавал картинной плоскости, которая помогает сверять изображение с натурой. Картинная плоскость П. П. Чистякова, вытекала из принципа «обостренного чувства вертикального и горизонтального». «Относительно к ним (направлению вертикальному и горизонтальному), – писал он, – все можно поверить. Чувствовать эти два направления в воздушном пространстве обязан всякий, имеющий талант к рисованию» 3 . Понимая под рисунком изображение на плоскости реального объема, П. П. Чистяков учил видеть форму и вел ученика к целостному восприятию, в отличие от принятого в его время линейного рисования с растушевкой.

3. В процессе преподавания происходит целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся. Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе это есть результат педагогического взаимодействия педагога и учащихся с применением различных методов и средств обучения. В. А. Сластенин отмечает, что педагогическое взаимодействие, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт педагогов и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях 4 .

Осуществление механизма преподавания у П. П. Чистякова являлось центральным этапом его творческого труда как педагога. Но этот этап был построен по-своему. В процессе проведения занятий П. П. Чистяков стремился к тому, чтобы у учащихся происходило развитие и закрепление умений и навыков по выполнению рисунков. Для этого он использовал различные типы заданий, которые постепенно формировали умение воспринимать и анализировать натуру, соотносить полученные знания со своим внутренним опытом. Например, такое задание: он взял кирпич и показал его ученикам. «Ребра кирпича – это линии; отодвиньте кирпич, взгляните на него быстро, вы увидите кирпич и не увидите линий – ребер; увидите лишь плоскости, образующие форму в целом» 5 . В работе с учащимися П. П. Чистяков постоянно подчеркивал, что рисуя линию, надо смотреть, прежде всего на форму «…чертить линию, а видеть массу, заключающуюся между двумя, тремя и т.д. линиями» 6 . П. П. Чистяков часто говорил о том, что надо «правильно видеть», отсюда его известные выражения: «смотри мимо», «когда рисуешь глаз, смотри на ухо» и другие.

П. П. Чистяков важное значение придавал методической последовательности работы над рисунком «…каждое дело … требует неизменного порядка, требует, чтобы все сперва начиналось не с середины или конца, а с начала… Человек … пусть себе заранее установит такой порядок и потом уже видит простое дело, и чтобы дело это до начала еще дела было ясно ему до простоты» 7 . Давая объяснения, он стремился, чтобы учащиеся поняли суть методического принципа конструирования формы и методической последовательности выполнения рисунка.

Из приведенных высказываний П. П. Чистякова мы видим, что он всегда понимал – осуществление процесса преподавания это, прежде всего руководство мышлением учащихся, а мышление всегда начинается с постановки проблемы, затем следует раскрытие того, как решать возникающие проблемы.

Кроме обычных наставлений по способам и приемам выполнения рисунков, он давал ученикам совет о том, что развить профессиональное мышление может помочь речь, которая должна служить связующим звеном между мыслью и действием: «Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте задачу. Велико ли слово: «отсюда – сюда», а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум» 8 .

4. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны не только с содержанием и технологией педагогического взаимодействия, но и с результатом учения, а для оценки результата необходим контроль, с помощью которого изучается положение дел в учебных группах, предупреждаются возможные отклонения от поставленных задач. Таким образом, выделяется еще один компонент педагогического процесса и системы преподавания – контроль и оценка результата учебной деятельности.

Тщательный анализ выполняемых учениками П. П. Чистякова рисунков и контроль результатов учебной деятельности был одним из компонентов его работы. Его ученики вспоминают: «Он часто стоял за спиной и смотрел и приговаривал: – не попал, ну-ну… Опять не попал, а вот сейчас попал» 9 . С помощью контроля он своевременно регулировал учебную деятельность отдельных учащихся, вносил коррективы в их работу. Одним из предметов такого контроля были беседы с учащимися по выяснению ими теоретических знаний и просмотры рисунков, которые давали комплексное представление об уровне подготовленности учащихся. Применялся и оперативный контроль, который позволял проверять соблюдение учащимися законов, правил выполнения рисунка в процессе занятия.

5. Педагогическое влияние, оказываемое на учащихся, происходит разными путями: какие методы обучения преподаватель применяет, насколько виртуозно владеет педагогическими технологиями, каков он как мастер рисунка и т. д. Все это сказываются на профессиональной подготовке обучаемого и на формировании его личности, поэтому преподавателю необходимо постоянно самосовершенствоваться с целью совершенствования положительного воздействия на учащихся. Это самосовершенствование должно быть направлено на умение «удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, то есть реализация и развитие педагогических способностей; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер; осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся» 10 . Поэтому, следующим компонентом системы преподавания можно выделить самосовершенствования преподавателя, его постоянную систематическую работу по совершенствованию профессиональных знаний, как педагога, так и художника.

Самосовершенствование для П. П. Чистякова было само собой разумеющимся делом. Павел Петрович понимал, что без глубокого знания теории познания, как процесса углубления от явления к сущности, невозможна продуктивная работа педагога, руководство мышлением студентов во время занятия, их умственным развитием. Из наставлений П. П. Чистякова мы видим, что он, как преподаватель, хорошо знал, какие именно методы познания окружающей действительности отражены в содержании академического рисунка, видел пути формирования диалектического мышления у учащихся. «Строгое, полное рисование, – говорил он, – требует, чтобы предмет был нарисован, во-первых, как он кажется в пространстве глазу нашему, а во-вторых, каков он в действительности; следовательно, в первом случае довольно даровитого глаза, а во втором – нужно знание предмета и законов, по которым он кажется таким или иным» 11 . Нет сомнений, что П. П. Чистяков строил свою систему на проверенном практикой основании. Он учил смотреть, соображать, знать, чувствовать, уметь.

Круг интересов П. П. Чистякова отличался широтой и разносторонностью. Его привлекали философия, литература, история, музыка. Особенно углубленно он занимался вопросами физиологии зрения, теории цветов, скорости света.

Говоря о творческой работе преподавателя, следует отметить, что у Павла Петровича это был очень существенный компонент работы, от качества которого во многом зависело углубление у учащихся любви к предмету, повышение осознанности их знаний, развитие их кругозора и т. д. П. П. Чистяков постоянно поддерживал свое мастерство и расширял знания в этом направлении. В разные годы он работает над разными темами и в разных жанрах: портрета, пейзажа, исторической картины. Важно то, что он умел каждое свое произведение использовать для педагогических целей, превратив свое творчество в своеобразную педагогическую лабораторию. Исследователь Н. М. Молева отмечает: «…неустанная напряженная работа мысли, подкрепленная творческими исканиями и открытиями, делала чистяковские занятия с учениками всегда содержательными и по-новому интересными» 12 .

6. Педагогический процесс не может осуществляться как целостный, если у педагога не будут выстроенные должным образом педагогические взаимоотношения со своими учениками.

Под педагогическим взаимоотношениями обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся 13 .

Различные новые подходы в педагогической практике (педагогика сотрудничества, коммунарская методика и др.) связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект – объект» к системе «субъект – субъект». Вторая схема, становящаяся все более популярной сейчас, связана с работами именно в области педагогических взаимоотношений. Таким образом, можно выделить в системе преподавания такой компонент как взаимоотношения преподавателя и учащихся.

Одной из особенностей в системе преподавания П. П. Чистякова как раз и были его взаимоотношения с учащимися, которые имели своей целью стремление к взаимному сотрудничеству. Педагог и учащийся, по его мнению, вступают во взаимоотношения, в которых одинаково важны понимание преподавателем жизни, искусства и индивидуальности учащегося с одной стороны, а с другой – доверие учащегося к педагогу, к делу которому он обучается. Его методы работы не были похожи на указания, снисходительно высказанные профессором, как это было распространено в его время. Обучающийся в его системе воспринимался как равноправный участник художественной жизни. А. А. Сидоров отмечает, что «Чистяков был воспитателем и другом нескольких поколений крупных русских художников. Не следует забывать, что Чистяков не только преподавал в Академии, безусловно, самим своим присутствием в ее стенах способствуя ее авторитету, но вел все время и частную свою мастерскую. В числе его академических учеников были Суриков, Серов, Врубель, Савинский, в числе учеников внеакадемических или околоакадемических – брат и сестра Поленовы, Репин, братья Васнецовы» 14 .

    Итак, исходя анализа педагогической деятельности П. П. Чистякова, можно выделить основные составляющие системы его работы, благодаря которым достигался высокий уровень качества обучения рисунку. Она складывалась из взаимодействия следующих компонентов: цели и задачи преподавания; научно обоснованное содержание учебного материала; применение разнообразных видов и форм проведения занятий, благодаря которым организовывалась деятельность учащихся по усвоению художественной грамоты по рисунку; различные формы контроля, с помощью которого предупреждались возможные отклонения от поставленных задач при выполнении рисунка; имевшее место постоянное самосовершенствование самого П. П. Чистякова, которое было направлено, прежде всего, на совершенствование положительного воздействия на обучаемых. Также составной частью системы его работы являлись выстроенные взаимоотношения с учащимися, имевшие гуманистическую направленность деятельности Павла Петровича, обращенные на общение с подопечными, диалог и уважение личности.

    Система преподавания П. П. Чистякова и по сей день оказывает влияние на все процессы, протекающие во время обучения художественной грамоте по рисунку в нашей стране, но не все еще изучено и понято из того, что говорил и чему учил П. П. Чистяков. Именно поэтому в настоящее время вновь возникает необходимость изучения его системы преподавания, которая служит примером профессиональной деятельности направленной на решение всего многообразия воспитательных, развивающих и образовательных задач.

1 Савинов, А. М. Целеполагание в педагогической деятельности преподавателя рисунка // Искусство и образование. М., 2010. № 3(65). С. 30-37.

Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова.

П. П. Чистяков считал, что Академия художеств времени его преподавания (1872-1892) нуждается в реформе и новых методах работы с воспитанниками, необходимо усовершенствовать методику преподавания рисунка, живописи, композиции.

С 1871 года Чистяков принимал активное участие в постановке рисования в общеобразовательных школах.

Система преподавания Чистякова, охватывала различные стороны художественного процесса: взаимоотношения натуры и искусства, художника и действительности, психологии творчества и восприятия и т. д. Метод Чистякова воспитывал не просто художника-мастера, но художника-творца. Чистяков придавал решающее значение в своей системе рисунку, призывал проникать в самую суть видимых форм, воссоздавать на условном пространстве листа их убедительную конструктивную модель. Достоинством системы преподавания Чистякова были целостность, единство на методологическом уровне всех ее элементов, логическое следование от одного этапа к другому: от рисунка, к светотени, затем к цвету, к сочинению (композиции).

Он придавал огромное значение цвету, видя в цвете важнейшее средство образной выразительности, раскрытия содержания произведения.

Сочинение картины есть итог обучения художника, когда тот был уже в состоянии осмыслить явления окружающей жизни, обобщить свои впечатления и знания в убедительных образах «По сюжету и прием» - было любимым выражением Чистякова.

Методы обучения рисованию Чистякова, сопоставимы с методами знаменитых мюнхенских художественных школ.

За долгие годы учительства Чистяков разработал особую "систему рисования". Он учил видеть натуру, какой она существует и какой она кажется, соединять (но не смешивать) линейное и живописное начало, знать и чувствовать предмет независимо от того, что нужно изобразить, будь то скомканный лист бумаги, гипсовый слепок или сложный исторический сюжет. Другими словами, основные положения "системы" были формулой "живого отношения к природе", а рисование - способом ее познания.

Методы Чистякова, вполне сопоставимые с методами знаменитых мюнхенских художественных школ, его способность угадать особый язык каждого таланта, бережное отношение к любому дарованию дали удивительные результаты. Разнообразие творческих индивидуальностей учеников мастера говорит само за себя - это В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, А П. Рябушкин, В. А. Серов, В. И. Суриков и др.

Проводя анализ педагогической деятельности П. П. Чистякова, можно обозначить основные составляющие системы его работы, благодаря которым достигался высокий уровень качества обучения рисунку. Она складывалась из взаимодействия следующих компонентов: цели и задачи преподавания как отправная точка функционирования педагогической системы; научно обоснованное содержание учебного материала; применение разнообразных видов и форм проведения занятий, благодаря которым организовывалась деятельность учащихся по усвоению художественной грамоты по рисунку; различные формы контроля, с помощью которого предупреждались возможные отклонения от поставленных задач при выполнении рисунка; имевшее место постоянное самосовершенствование самого П. П. Чистякова, которое было направлено, прежде всего, на совершенствование положительного воздействия на обучаемых. Также составной частью системы работы Павла Петровича Чистякова являлись выстроенные взаимоотношения с учащимися, имевшие гуманистическую направленность деятельности, обращенные на общение с подопечными, диалог и уважение к личности. П. П. Чистяков (1832-1919) известен не только как художник, но и как выдающийся педагог, многолетняя работа которого в Академии художеств в значительной мере определила судьбы реалистической школы живописи в России конца XIX - начала XX века Педагогические взгляды П. П. Чистякова получили признание уже в советское время и были обобщены в целом ряде искусствоведческих работ. Несмотря на существование целого ряда трудов, посвященных деятельности Чистякова, его педагогическая система, столь революционная по своему характеру и не находящая аналогий в теории и практике других национальных художественных школ. Найденное Чистяковым смелое и последовательное решение насущных проблем современного искусства основывалось не на отказе, а на всестороннем использовании существовавших традиций, что позволило ему создать школу. принципиально новую, воспитавшую крупнейших мастеров русской живописи конца прошлого - начала нынешнего столетия. Система Чистякова не была простым пусть талантливым экспериментом замечательного педагога. Всеми своими сторонами она строилась в перспективе того искусства которое выражала и которому служила. И эта заключенная в ней внутренняя динамита дальнейшего развитии национальной живописи определила то, что (отдельные ее положения сохранили свое значение и в наше время. ! Чистяковская система научна и художественна в самом большом и глубоком смысле этих понятий. Эта система основывалась на полном пересмотре ранее существовавших методов обучения и одновременно служила их систематизации и переосмыслению на основе новых идейных посылок. Главную роль в системе обучения Чистякова играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурной и рисующим и помогала, сверять изображение с натурой. Именно поэтому свою систему рисунка в целом Чистяков назвал «системой проверочного рисовании». Рассматривая рисование как серьезный учебный предмет; Чистяков указывал, что и методика его преподавания должна строиться на законах науки и искусства. Педагог не имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными рассуждениями, он обязан давать достоверные знания Большую ценность для нас представляют идеи Чистякова, касающиеся взаимоотношений педагога и воспитанников. «Настоящий, развитой, хороший учитель палкой ученика не дуэт, в случае ошибки, неудачи и пр. старается осторожно разъяснить суть делай ловко Навести ученика на путь истинный». Обучая учеников рисованию надо стремиться активизировать их познавательную деятельность. Учитель должен дать направление, обратить внимание на главное, а решить эти задачи ученик должен сам. Что бы правильно решить эти задачи педагогу необходимо научить воспитанника не только обращать внимание на предмет, но и видеть его характерные стороны. В учебном рисунке вопросы наблюдения и познания натуры играют первостепенную роль. Как и обучение рисунку, науку живописи Чистяков разбивает на несколько этапов. Первый этап - это овладение образным характером цвета, выработка у молодого художника, умения быть точным в определении цветового оттенка и в нахождении его верного пространственного положения. Второй этап должен научить ученика понимать движение цвета по форме как основное средство передачи натуры, третий - научить решать те ила иные сюжетно-пластические задачи с помощью цвета Чистяков был подлинным новатором, превратившим педагогику в высокое творчество. Учитывая современные требования искусства, он не только пересмотрел отдельные моменты в обучении, но и полностью последнее революционизировал, начиная с вопроса отношения искусства к действительности и заканчивая профессиональными навыками к умением. Его система преподавания воспитывала художника в подлинном смысле этого слова. Мастерство приходило как зрелость живописца, а не как ремесленная основа его труда Система основывалась на глубоко реалистическом, объективном отражении мира через чувства художника и понимание им жизни. Чистяков одним из первых доказал, что художественный образ это не систематизация живописцем того, что он видит, а выражение собственного переживания.

Информация о ообразовании:

Анализ сочинений
Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинально...

Определение понятия одаренности и одаренного ребенка
"Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности". Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно...

Методика проведения занятий
Форма организации п/о - способ организационного построения учебно-воспитательного процесса, определяющий характер учебной (учебно-производственной) деятельности обучающихся, руководство этой деятельностью мастером, а также структуру занятий. Классификация форм п/о: По организации процесса п/о формы...

бежецком уездном училище. Своим развитием в немалой степени обязан отцу, человеку хотя и простого происхождения, но понимавшему важность просвещения. В 1849 г. Чистяков поступил в Императорскую Академию Художеств , где его наставником был профессор П. В. Басин . Получил в 1854 - 1858 г. две малые и две большие серебряные медали академии за отличные рисунки и этюды с натуры. Выступил конкурентом на малую золотую медаль и получил ее в 1860 г. за картину «Патриарх Гермоген в темнице». В следующем году окончил курс академии с званием художника XIV класса, с большой золотой медалью, полученною за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и с правом на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии . Прежде чем отправиться в эту поездку, некоторое время был преподавателем в санкт-петербургской рисовальной школе для приходящих.

Покинул Россию в 1863 г., посетил Германию , работал в Париже и Риме . По возвращении в Петербург в 1870 г. получил звание академика за написанные за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал». После этого, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, очень редко выставлял свои новые произведения.

В 1872 г. получил в академии должность адъюнкт-профессора, а по преобразовании этого учреждения в 1892 г. назначен членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской. Возглавлял мастерскую с 1908 по 1910 г., заведовал мозаичным отделением с 1890 по 1912 г.

Чистяков скончался 11 ноября 1919 года в Детском Селе (ныне город Пушкин в Санкт-Петербурге ).

УЧИТЕЛЬ

По приезде в Петербург Павел Петрович сразу же окунулся в жизнь Академии художеств. От­ныне и до конца своих дней он все­цело будет жить ее учебным рас­порядком, выставками, события­ми. 2 ноября 1870 года Чистяков был признан академиком за сово­купность представленных итальян­ских работ. Они экспонировались на осенней выставке и имели успех, но вопрос о незавершенном полот­не впервые мучительно повис в воздухе. «Последние минуты Мес­салины, жены императора Клав­дия» - картина на звание профес­сора, начатая в Италии и остав­шаяся неоконченной, послужила формальным поводом для пресле­дования неугодного начальству преподавателя на протяжении всей его жизни. История этого по­лотна очень показательна для Чи­стякова и его взглядов на искус­ство. Обратившись впервые к та­кому условному и, по существу, далекому для себя сюжету , он на­чал работать над ним согласно собственным требованиям, предъ­являемым к картине: углубляя образы действующих лиц, подчи­няя все изобразительные средства раскрытию основной идеи. Но беда художника заключалась в том, что сама по себе идея была слишком незначительной. Сознание этого с течением времени начинает все больше его мучить. В работе по­являются перерывы, растет чувст­во неудовлетворенности. Он не оставлял картину в России, ста­раясь убедить себя, что дело не в сюжете, переставшем находить отклик в душе, а в мастерстве. Од­нако пойти на сделку со своей со­вестью художник не смог: «Мес­салина», не покидавшая чистяковской мастерской до последних дней, так и осталась неоконченной. Двадцатилетний период работы Чистякова в качестве адъюнкт-профессора художественных клас­сов академии стал плодотворней­шим этапом развития и совершен­ствования его педагогики. В семи­десятые годы не только вне акаде­мии, но также и в стенах ее нахо­дилось все больше людей, понимавших, что установившаяся и когда-то приносившая блестящие результаты система обучения ху­дожников обветшала. Искусство рисунка - главное, что бесспорно признавалось заслугой ее, вырож­далось на глазах, и этот упа док уже давно замечался посто­ронними зрителями.

Страстный темперамент педаго­га не позволял Чистякову мирить­ся с таким положением вещей:

«Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте ее сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что... Все, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействи­тельно, рутинно, просто надоедает и умирает. Нужно жить, шевелить­ся, хотя на одном месте, да шеве­литься».

Так пишет он в очередной докладной записке конференц-секретарю академии.

«Ведь это вздор, - вырывается у него набо­левшее, - что учить скучно. Хоро­шо учить, значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать».

Чистяков любил академию, по­тому что любил учить, не терпел чиновничьего, бюрократического равнодушия в учебном деле. Для него не было мелочей в педагоги­ческой теории и практике, реши­тельно все в процессе создания мастера-художника было ему важ­но и дорого. Ради любимого дела он много вытерпел, тщетно стре­мясь одной преданностью люби­мому делу преодолеть косность, равнодушие и интриги реакционе­ров.

Каким образом в условиях ака­демических классных распорядков сумел создать Чистяков свою соб­ственную школу «чистяковцев»? Казалось бы, постоянная смена дежурных профессоров (устав 1859 года отменил прикрепление учеников к определенным профес­сорам) служила этому серьезней­шей преградой, сводя на нет ин­дивидуальное руководство и от­ветственность педагога. Однако у Павла Петровича все обстояло иначе. Дни его дежурств были со­бытием, в классе царило припод­нятое настроение от одного созна­ния, что сегодня дежурит Чистя­ков.

Вот впечатление А. И. Менделе­евой от первого знакомства с лю­бимым учителем: «Увлекшись ри­сунком, я не видела никого и ниче­го, кроме стоявшей передо мной ярко освещенной гипсовой фигуры да своего рисунка. Чье-то покаш­ливание заставило меня оглянуться. Я увидела нового для меня профессора: худощавого, с негу­стой бородой, длинными усами, большим лбом, орлиным носом и светлыми блестящими глазами. Он стоял на некотором расстоянии от меня, но смотрел на мой рисунок издали, скрывая тонкую улыбку под длинными усами. По своей неопытности я сделала странные пропорции тела Германика. Павел Петрович кусал губы, сдерживая смех, потом вдруг быстро подошел ко мне, легко перешагнул спинку скамьи, сел около меня, взял из моих рук резинку и карандаш и уже серьезно начал поправлять ошибки. Тут я услышала слова, оставшиеся в памяти моей на всю жизнь: «Когда рисуешь глаз, смот­ри на ухо!» Не сразу я поняла мудрость этого. Прекрасно нари­сованная часть лица или фигуры не выразит ничего, если она по­ставлена будет не на место и не в гармонии с остальными частями.


Но никакое самое подробное объ­яснение не произвело бы такого впечатления и не запомнилось бы так, как загадочное:

«Когда ри­суешь глаз, смотри на ухо».

В противоположность остальной академической профессуре Чистя­ков никогда не удовлетворялся обязательными по службе клас­сными дежурствами. Все те, кто был ему как ученик интересен и близок, в ком видел он искру та­ланта или настоящую преданность делу художника, раньше или поз­же попадали в его личную мастер­скую, находившуюся в том же здании академии. Здесь продол­жалось учение, писали и рисовали с натуры, здесь по-настоящему свободно открывался педагогиче­ский дар Чистякова. Учил он в своей мастерской всегда и всех бесплатно. Так как желающих заниматься с ним было гораздо больше, чем могла вместить ма­стерская, Чистяков нередко соглашался приходить к тому или друго­му из учеников; там собирались группами академисты и также обычно писали живую натуру. По­сещал Павел Петрович многих интересовавших его способных учеников на дому и следил за их работой, никогда не оставляя их без совета и указаний.

О придирчивости Чистякова широко ходили слухи и легенды. Павел Петрович на самом деле бывал иной раз крут с учениками, умел жестко высмеять самодо­вольство, которое справедливо считал у художника основным препятствием к росту и совершен­ству. Безошибочным чутьем и зна­нием определял он масштаб и характер способностей ученика. Суриков всю жизнь помнил пого­ворку учителя:

«Будет просто, как попишешь раз со сто».

Известный случай с Виктором Васнецовым, уже прославленным художником, так и не осилившим поставленную ему Чистяковым гудоновскую ана­томию ноги. Другой случай прои­зошел, по рассказам, с Серовым, которому Павел Петрович дал нарисовать смятый клочок бумаги, брошенный на пол, и вскоре заста­вил художника убедиться, что это отнюдь не издевательство, а нелег­кая задача.

В отличие от многих коллег Чи­стяков лично очень редко «поправ­лял» ученика: он всегда стремился в ясной и острой форме дать по­нять ученику, чего от него требуют, а не заставлять его пассивно копи­ровать учителя. Особую привлека­тельность педагогики Чистякова составляла ее образность. Прос­лавленная в легендах наклонность Павла Петровича говорить с уче­никами «притчами» и поговорка­ми коренилась в любви к эпиче­ской народной речи. Он и письма часто писал притчами, и стихи по­тихоньку сочинял, как песни, и когда «бывал болен», говорил сти­хами.

«Я знаю,- писал он в одном из писем,- есть люди... которые говорят: П. П. все шуточками от­бояривается. Конечно, для них -шуточки, ну а для молодежи, для дела это не шуточки. Учитель, особенно такого сложного искус­ства, как живопись, должен знать свое дело, любить молодое буду­щее и передавать свое знание уме­ло, коротко и ясно... Истина в трех строках, умело пущенная... сразу двигает массу вперед, ибо ей верят и поверят на деле».

При проверке оказывается, что даже наиболее неожиданные «сло­вечки» Чистякова, впоследствии перенятые академистами как хо­дячее острословие, имели под со­бой основание и конкретный повод. Такова, например, история знаме­нитого чистяковского «чемоданисто». В академическом мире оно стало означать все очень хлесткое и трескучее. Между тем смысл это­го выражения был конкретнее и проще. Когда в Кушелевской га­лерее была выставлена прослав­ленная картина Делароша «Кром­вель у гроба Карла V», в присут­ствии восхищенных зрителей спро­сили мнение Чистякова. Он помол­чал, погладил бородку и ясно, раз­дельно произнес в тишине: «Чемоданисто!» Все сразу увидели, что коричневый блестящий гроб с останками короля, да и вся живо­пись этого модного французского академиста своей внешней пу­стой элегантностью, бесформен­ностью и цветом удивительно напоминает кожаные чемода­ны.

Не стесняясь, он назвал темный грубый этюд ученика «заслонкой». Не советуя слишком рано обра­щаться к деталям в рисунке, назы­вал их «паутинкой». Характеризуя общий процесс работы живописца над картиной, говорил:

«Начинать надо по таланту и кончать по та­ланту, а в середине работать тупо».

В его записях много раз встречается положение, что в начале и в конце надо полностью сохранять живое, свободное и «го­рячее» отношение к сюжету и предмету, а над деталями, пер­спективой , уточнением форм рабо­тать в середине упорно и терпели­во. Не вынося дотошного и скучно­го копирования предмета, он обыч­но с раздражением говорил:

«И верно, да скверно».

Долгий опыт, бездну наблюдений Чистяков умел и любил вкладывать в краткое вы­разительное слово. Так отложи­лась и знаменитая его формула, его требование к законченному ма­стеру-художнику:

«Чувствовать, знать и уметь-полное искусство».

Учение Чистякова основано на постоянном и пытливом вглядывании в бесконечное разнообразие природы, предметного мира и че­ловека. По словам В. Васнецова, он был «посредником между уче­ником и натурой». Неустанно учился сам и учил других позна­вать и овладевать разнообразием предметного мира:

«Я всю жизнь читал великую книгу природы, черпать же все только из себя... не обращаясь к реальной природе, значит, останавливаться или па­дать».

Но Чистяков всегда предо­стерегал учеников от мелочного копирования, от «дороги фотографиста». Суриков на всю жизнь запомнил его завет:

«Надо как можно ближе подходить к натуре, но никогда не делать точь-в-точь: как точь-в-точь, так уже опять непохоже. Много дальше, чем бы­ло раньше, когда, казалось, совсем близко, вот-вот схватишь».

Этот мудрый совет - прямая заповедь реализма : всегда уметь сохранить образное, поэтическое отношение к изображаемому, не засушить, не переборщить с подробностями - один из краеугольных камней чистяковской методики. К этому принципу имеют прямое отноше­ние слова Серова о необходимости художнику даже «нет-нет и оши­биться», чтобы не получилось мертвечины.

Его педагогика никогда не за­мыкалась в вопросах искусства, широко связывала их с жизнью и ее требованиями. Твердо убежден­ный, что искусство без науки су­ществовать не может и не должно, Чистяков пытливо интересовался новостями оптики, физиологии зрения, посещал лекции по перс­пективе, анатомии , физике, общей физиологии. Вот что рассказывал его сын:

«Павел Петрович, помимо живописи, интересовался очень многим: музыка, пение, литерату­ра, философия, религия, наука и даже спорт - все это не только интересовало, но порой и увлекало его... Заинтересовавшись чем-ни­будь, он непременно углублялся в самую суть вопроса, старался изучить его, открыть законы заин­тересовавшего его явления, а если это ему удавалось, тотчас же стре­мился научить других тому, что сам изучил».

Исключительный по широте творческий кругозор Чистякова определял и критерий его требо­ваний к мастерству . Он учил посте­пенному стремлению к совершен­ствованию, любви к технике рисун­ка и живописи и требовал такой же любви от учеников. Учитель никогда не делал из техники искус­ства колдовства и тайны. Он утвер­ждал постоянно, что искусство не так далеко от науки, как это может показаться и как это столь часто кажется. Большой мастер-худож­ник так же должен быть близок к знанию, как «наука в высшем про­явлении ее переходит в искусство» (медицина, химия и пр.).

Однако высокая техника в по­нимании Чистякова не ограничи­вается знанием законов строения предметов. «Предметы существу­ют и кажутся глазу нашему. Ка­жущееся - призрак; законы, изу­чение - суть. Что лучше?» - за­дает он вопрос в одной из черно­вых записей. И отвечает тут же: «Оба хороши, оба вместе... Надо сперва все изучить законнохоро­шим приемом, а затем все напи­сать, как видишь». Каждому на­стоящему художнику знакомо бла­женство движения вперед и прео­доления трудностей. Но знакомы ему мука и радость поисков той единственной формы, которая вполне отвечала бы данному за­мыслу, большей идее, нужно «фор­му такую найти, как бы квадрат или круг, то есть безукоризненную, из тысячи одной тысячу первую». Это и есть в понимании Чистяко­ва высокая техника.

У ЧЕНИКИ

Больше всего в ученике любил Чистяков талант. За него прощал он многое, хотя учил та­лантливого ученика строго и «терзал» его труднейшими за­дачами. Прощал же Чистяков талантливому ученику даже вку­совые с ним расхождения, пото­му что исключительно бережно относился к характеру способ­ностей ученика и к его направ­ленности, которую называл «манерностью». Даже в общении с преданными и близкими учени­ками педагог в нем перевешивал художника. И он раскрывал ученику в первую очередь то, что было нужно последнему, а не то, что было дороже самому Чистя­кову. Он был необычайно чуток и осторожен со всяким индиви­дуальным проявлением настоя­щего дарования. Вот почему луч­шие русские художники, уходя от него разными дорогами, лю­бовно и благодарно произносили его имя.

Единственным настоящим до­казательством ценности той или иной педагогической системы яв­ляются практические результаты преподавания. К концу педаго­гической деятельности Чистяко­ва число его учеников было огромно. Не говоря уже об акаде­мических классах, где через его руки прошло несколько сот уча­щихся, большинство русских художников второй половины XIX века, соприкоснувшихся с Академией художеств, в той или иной мере пользовались его со­ветами и указаниями. А многие прошли у него систематическую школу В их числе Е. Поленова, И. Остроухое, Г. Семирадский, В. Борисов-Мусатов, Д. Кардов­ский, Д. Щербиновский, В. Са винский, Ф. Бруни, В. Матэ, Р. Бах и многие другие. Но луч­шим свидетельством роли Чистя­кова в истории русского искусст­ва служит блестящая плеяда на­ших выдающихся мастеров - Суриков, Репин, Поленов, Виктор Васнецов, Врубель, Серов.

В 1875 году в одном из писем к Поленову в Париж Павел Пет­рович делает такое пророчество:

«Есть здесь некто ученик Сури­ков, довольно редкий экземпляр, пишет на первую золотую. В шапку даст со временем ближ­ним. Я радуюсь за него. Вы, Ре­пин и он - русская тройка...»

Тогда Суриков лишь оперялся, еще далеко было до «Стрельцов» и «Меншикова». Но зоркий глаз учителя не только выделил его из пестрой ученической стаи, но и смело, уверенно поставил ге­ниального воспитанника акаде мии в ряд с крупнейшими масте­рами русского искусства . Сури­ков начал работать с Чистяковым в этюдном классе, следовательно, курс рисунка он проходил не под руководством Чистякова.

Учи­телю было достаточно посмотр­еть этюды Сурикова, чтобы сра­зу убедиться в его огромном жи­вописном таланте. Суриковский архив позволяет установить, что «путь истинного колориста» в большой мере подсказан худож­нику Чистяковым. Суриков ув­лекал Чистякова своим талан­том, самобытностью, размахом. После того, как Совет академии отказал лучшему ученику в первой золотой медали, Чи­стяков с возмущением сообща­ет Поленову:


«У нас допотоп­ные болванотропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии, Сурикова, за то, что мозоли не успел написать в картине. Не могу говорить, род­ной мой, об этих людях; голова сейчас заболит, и чувствуется запах падали кругом. Как тяже­ло быть между ними».

Уехавший в Москву Суриков не порывал живой связи с учителем, прини­мал живейшее участие в личных работах Павла Петровича. Пе­реписка их не обширна, но весь­ма интересна. В 1884 году Сури­ков впервые ездил за границу. Его письма оттуда к Чистякову- лучшее после «Путевых заметок» Александра Иванова из того, что написано в русской литературе об искусстве итальянского Воз­рождения.

«Поленов, Репин по окончании курса в Академии брали у меня в квартире Левицкого уроки ри­сования, то есть учились рисо­вать ухо гипсовое и голову Апол­лона. Стало быть, учитель я не­плохой, если с золотыми меда­лями ученики берут уроки рисо­вания с уха и с головы, да и надо же было сказать что-либо новое об азбуке людям, так развитым уже во всем».

С Поленовым у Чистякова сохранились навсегда теплые, дружеские отношения. Поленов глубоко любил Павла Петровича, а не только ценил в нем учителя. И эту любовь, не­однократно подтвержденную, пе­редавал и своим собственным ученикам. Через Поленова педа­гогическая слава Чистякова еще шире разносилась по России, ибо его учение осуществлялось не только в стенах Академии худо­жеств, но и в Московском Учили­ще живописи, ваяния и зодчест­ва, где преподавал Поленов. Учи­тель с первых дней определил его характер. «Вы колорист»,- сказал он Поленову Учитывая с самого начала эту особенность ученика, он всячески поощрял ее и развивал. На этом примере с особой очевидностью открыва­ются глубокие и своеобразные познания Чистякова как учителя живописи.

Репин, несомненно, слишком мало работал с Чистяковым, что­бы считаться близким его учени­ком. Но черты чистяковской системы, как большой художник с очень развитым глазом и чув­ством формы , успел все же уло­вить и оценить. «Он - наш об­щий и единственный учитель»,- не раз говаривал Репин. Уже бу­дучи прославленным мастером, он не считал для себя унизитель­ным или лишним работать в кружке, где рисовали Бруни и Савинский, и наряду с ними вы­слушивать советы Чистякова. Спокойно и сознательно отдал он Чистякову для совершенст­вования своего любимейшего ученика Серова. Павел Петро­вич оставался для Репина учи­телем всегда, несмотря на серь­езное расхождение с ним в ряде вопросов искусства. Чистяков же очень высоко ставил дарование Репина и его роль в русской шко­ле живописи.

Глубоко дружеская связь была у Чистякова с В. Васнецовым. «Желал бы называться вашим сыном по духу»,- писал учите­лю художник в 1880 году. Чи­стякова глубоко трогала поэти­ческая трактовка Васнецовым русской истории, русского на­родного эпоса. Вот как отклик­нулся он на посещение выставки, где была выставлена картина Васнецова «После битвы »:

« Вы - русский по духу, по смыслу род­ной для меня! Спасибо душевное Вам...»

Благодарность, любовь и уважение к Чистякову Васне­цов хранил всю жизнь.

Врубель попал в личную ма­стерскую Чистякова в 1882 году. Когда, еще не зная Чистякова, ему пришлось столкнуться с су­хими штампами и правилами академической техники, утешала надежда: «Усвоение этих дета­лей помирит меня со школой». Но «тут началась схематизация живой природы, которая так возмущает реальное чувство». Тем большим было удовлетворе­ние юноши, когда учение Чистя­кова оказалось, по его выраже­нию, формулой живого отноше­ния к природе. Павлу Петровичу же, по-видимому, обязан был художник и основами своего блестящего знания акварели. Врубель учился в академии всего два года, но любовь к учителю осталась в нем до конца жизни.

Серов попал к Чистякову пят­надцатилетним мальчиком - именно в том возрасте, который Чистяков считал особенно удач­ным для начала серьезного ов­ладения искусством. И попал прямо в чистяковскую личную мастерскую, которую посещал, кроме обязательных занятий. На академических успехах Се­рова это отразилось в немалой степени. В академии Серов всегда получал за классные работы средние номера: номера снижа­лись советом неукоснительно, как только в рисунке академиста обнаруживалась система Чистя­кова. Зато глубокие поиски и за­мечательные результаты худож­ника в рисунке были высоко це­нимы его учителем.

Вопросы композиции значили для Серова столь же много, сколь и для Сурикова. Например, Чистяков очень строго требовал тренировать глаз на острое уме­ние гармонически разместить рисунок на листе бумаги или на холсте; требовал учета соотно­шений изображаемой фигуры с форматом плоскости, со свобод­ным пространством фона.

Блестящая плеяда русских мастеров составила педагоги­ческую славу Чистякова. Их разнообразие как художников позволяло каждому индивиду­ально осваивать те из сторон многогранной чистяковской си стемы, которые более других от­вечали их собственным наклон­ностям. Чистяков умел извлекать из огромного запаса своих зна­ний об искусстве необходимое в данном случае. И ученик неиз­менно получал у него твердую основу мастерства. Ибо, говоря словами Леонардо да Винчи, поистине великая любовь по­рождается великим знанием того предмета, который ты любишь.

Публикация подготовлена по материа­ лам следующих книг: Гинзбург И. Павел Петрович Чистяков и его педаго­гическая система. Л. -М., «Искусство», 1940; Лясковская О. П. П. Чистя­ ков. 1832-1919. М., Издательство Госу­ дарственной Третьяковской галереи, 1950; Чистяков П. П. Письма. За­ писные книжки. Воспоминания. 1832 - 1919. М., «Искусство», 1953.

П. П. ЧИСТЯКОВ О РИСОВАНИИ

Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон зна­ния вообще; оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования.

Изучение рисования, строго говоря, должно... начинаться и оканчиваться с натуры; под на­турой мы разумеем здесь всякого рода предметы, окружающие человека.

Так как не все юноши одинако­во талантливы, не все глядят при рисовании на натуру правильно, то прежде всего надо научить их смотреть как следует. Это почти что самое необходимое.

Не подлежит, однако, сомне­нию, что рисование может при­носить свою пользу в смысле общеобразовательного средства только тогда, когда обучение ему производится рационально, т. е. когда ученик, смотря на пред­ставляющиеся ему формы види­мого мира, приучается воспроиз­водить их в самых верных и ха­рактерных чертах, понимая их взаимное отношение. Это цель достижимая и обязательная при каких бы то ни было способно­стях ученика...

Рисунок, как известно, в изобразительных искусствах является основой... только на нем может подниматься и совер­шенствоваться искусство.

Савинов Андрей Михайлович

Кандидат педагогических наук, декан факультета дизайна Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института

[email protected]

Результатом педагогической деятельности П. П. Чистякова явилось создание собственной системы преподавания рисунка. Почему же в настоящее время художники-педагоги не могут достичь тех же результатов, что у Чистякова? Ссылки на другое время и на талант Чистякова не помогают получить полный ответ на вопрос. Постараемся в данной статье разобраться в некоторых особенностях системы П. П. Чистякова и попробовать найти ответы на интересующие нас вопросы. Во-первых, необходимо уточнить, что же такое «система преподавания», как ее понимают педагоги и методисты, не дают ли такую систему в готовом виде программы, учебники и учебные пособия по рисунку в силу того, что они в определенной степени систематизируют, детерминируют работу преподавателя. Во-вторых, необходимо проанализировать педагогическую деятельность П. П. Чистякова и посмотреть, в чем состоит ее отличие от деятельности других педагогов. Говоря о «системе преподавания», можно отметить, что педагогика и методика преподавания рисунка определяют лишь общее направление работы преподавателя. Поэтому, хоть система преподавания рисунка основана на требованиях и законах педагогики и методики преподавания, обусловлена программой, однако она все же не исчерпывается совокупностью всех тех требований, которые находит там педагог. На их основе и в соответствии с ними педагог создает индивидуальный, конкретный план их применения. Ю. А. Конаржевский отмечает: «Конкретное индивидуальное применение педагогики и частной методики в процессе преподавания и составляет систему преподавания…Система преподавания – это как бы внешнее проявление всей системы работы педагога, результат функционирования этой системы» .
Если проанализировать все отдельные высказывания П. П. Чистякова, советы и указания, его беседы с учениками, письма к ним, то можно увидеть, как они объединяются в последовательную работу педагога, в своеобразную систему преподавания. И в первую очередь становится ясно: отличие его системы работы от других педагогов проявилось в том, что Павел Петрович не просто учил рисовать, являлся не простым передатчиком информации, «натаскивающим» на получение определенного навыка, – он был организатором процесса учения, идущим вместе с учащимися к мастерству. Рассмотрим более подробно, как это происходило, как П. П. Чистяков выстраивал свою систему работы. А делал он это, прежде всего, через опыт рисовальщика и педагога, постоянно анализируя свою деятельность и самосовершенствуясь. Еще учась в Академии, П. П. Чистяков стал давать уроки в Рисовальной школе, где и увлекся преподаванием. Занятия с учениками помогали проверять и уточнять выводы, сделанные на опыте собственной учебы. Рисовальная школа, где он начал реализовывать свои взгляды, готовила художников прикладного искусства и учителей рисования. Программа школы по сравнению с другими отличалась значительной свободой и во многом зависела от инициативы преподавателя. В этих условиях мысли Чистякова о педагогике, выработанные им приемы преподавания начинают формироваться в последовательную систему действий. Чистяков ставил задачу изучения натуры и стремился к тому, чтобы учащийся сознательно овладел процессом работы, понял каждый ее этап, определяемый конечной целью. Таким образом, можно выделить один из компонентов его системы – это целеполагание. Целеполагание у Чистякова было составной частью работы, которая оказывала значительное влияние на весь последующий процесс преподавания, в ходе которого цель переходит в фактическое поведение преподавателя и преломляется в тот или иной конечный результат деятельности. Исходя из целей и задач преподавания Чистяков выстраивает логику содержания учебного материала. Содержание учебного материала – следующий компонент его системы преподавания. По его мнению, учащиеся прежде всего должны изучить перспективу, пластическую анатомию, законы образования внутренней конструкции объекта, механику движений и т. д. Определяя содержание обучения рисунку, то, чему надо учить и что осваивать в процессе профессиональной подготовки по рисунку, Чистяков большое значение придавал картинной плоскости, которая помогает сверять изображение с натурой. Картинная плоскость Чистякова вытекала из принципа «обостренного чувства вертикального и горизонтального». «Относительно к ним [направлению вертикальному и горизонтальному], – писал он, – все можно поверить. Чувствовать эти два направления в воздушном пространстве обязан всякий, имеющий
талант к рисованию» . Понимая под рисунком изображение на плоскости реального объема, Чистяков учил видеть форму и вел ученика к целостному восприятию, в отличие от принятого в его время линейного рисования с растушевкой. Следующей составной частью его системы было проведение занятия как центрального этапа творческого труда педагога, так как в нем отражается вся система работы. Но у П. П. Чистякова этот этап был построен по-своему. В процессе проведения занятий Чистяков стремился к тому, чтобы у учащихся происходило развитие и закрепление умений и навыков по выполнению рисунков. Для этого он использовал различные типы заданий, которые постепенно формировали умение воспринимать и анализировать натуру, соотносить полученные знания со своим внутренним опытом. Например, такое задание: он взял кирпич и показал его ученикам. «Ребра кирпича – это линии; отодвиньте кирпич, взгляните на него быстро, вы увидите кирпич и не увидите линий – ребер; увидите лишь плоскости, образующие форму в целом» . В работе с учащимися П. П. Чистяков постоянно подчеркивал, что, рисуя линию, надо смотреть, прежде всего на форму: «…чертить линию, а видеть массу, заключающуюся между двумя, тремя и т. д. линиями» . «Всякий, кто не видит формы, и линию верно не нарисует», – утверждал он. Чистяков писал, что «... всякое неподвижное тело, будучи срисовываемо относительно горизонтального и вертикального положения в пространстве и через две точки плоскостями, заставляет рисующего смотреть в оба глаза, как говорится, энергично, и, рисуя быстро, живо, повторять все формами, а не смотреть в часть линии, которую в данный момент рисуют, то есть не соединять глаза в одну точку» . Чистяков часто говорил о том, что надо «правильно видеть», отсюда его известные выражения: «смотри мимо»; «когда рисуешь глаз, смотри на ухо» и др. Чистяков пишет: «В провинциальных школах на первом плане ставлю чувства – вид предмета, особые его оттенки, цвет и пр. В Высшей школе при Академии – рисунок, разум: расстановку, пропорции, связь, применение и изучение анатомии на живом натурщике» . П. П. Чистяков важное значение придавал методической последовательности работы над рисунком: «…каждое дело … требует неизменного порядка, требует, чтобы все сперва начиналось не с середины или конца, а с начала… Человек … пусть себе заранее установит такой порядок и потом уже видит простое дело, и чтобы дело это до начала еще дела было ясно ему до простоты» . Давая объяснения, он стремился, чтобы учащиеся поняли суть методического принципа конструирования формы и методической последовательности выполнения рисунка. Из приведенных высказываний П. П. Чистякова мы видим, что он всегда понимал: проведение занятия – это, прежде всего руководство мышлением учащихся, а мышление
всегда начинается с постановки проблемы, затем следует раскрытие того, как решать возникающие проблемы. Кроме обычных наставлений по способам и приемам выполнения рисунков, он давал ученикам совет о том, что развить профессиональное мышление может помочь речь, которая должна служить связующим звеном между мыслью и действием: «Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте задачу. Велико ли слово: «отсюда – сюда», а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум» . Самосовершенствование для П. П. Чистякова было само собой разумеющимся делом. И это можно считать составной частью его системы работы. Имеется ввиду совершенствование диалектического взгляда на процесс обучения, постоянное совершенствование педагогических способностей, а также как бы мы сейчас сказали овладение педагогической техникой, кроме того, к самосовершенствованию можно отнести и его творческую работу как художника. П. П. Чистяков понимал, что без глубокого знания теории познания как процесса углубления от явления к сущности невозможна продуктивная работа педагога и, прежде всего, руководство мышлением студентов во время занятия, их умственным развитием. Из наставлений Чистякова мы видим, что он, как преподаватель, хорошо знал, какие именно методы познания окружающей действительности отражены в содержании академического рисунка, видел пути формирования диалектического мышления у учащихся. «Строгое, полное рисование, – говорил он, – требует, чтобы предмет был нарисован, во-первых, как он кажется в пространстве глазу нашему, а во-вторых, каков он в действительности; следовательно, в первом случае довольно даровитого глаза, а во втором – нужно знание предмета и законов, по которым он кажется таким или иным» . Нет сомнений, что Чистяков строил свою систему на проверенном практикой основании. Он учил смотреть, соображать, знать, чувствовать, уметь. Круг интересов Чистякова отличался широтой и разносторонностью. Его привлекали не только философия, но также литература, история, музыка. Особенно углубленно он занимался вопросами физиологии зрения, теории цветов, скорости света. Что же касается педагогических способностей и педагогической техники, то здесь можно выделить следующие ведущие способности, над развитием которых Павел Петрович все время работал: коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность; проникновение в переживание другого человека; способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость – способность владеть речью, своим эмоциональным состоянием. Во всем этом он достиг больших результатов. Так, например, ученики вспоминают, как он
объяснял материал, облекая мысль в нужные слова: «…он не обмолвился ни одним иностранным словом, и речь его была так красива, так мудра и убедительна. Это был настоящий русский мудрец с незаменимым русским словом» . Говоря о творческой работе преподавателя, следует отметить, что у Павла Петровича это был очень существенный компонент работы, от качества которого во многом зависело углубление у учащихся любви к предмету, повышение осознанности их знаний, развитие их кругозора и т. д. П. П. Чистяков постоянно поддерживал свое мастерство и расширял знания в этом направлении. В разные годы он работает над разными темами и в разных жанрах: портрета, пейзажа, исторической картины. Важно то, что он умел каждое свое произведение использовать для педагогических целей, превратив свое творчество в своеобразную педагогическую лабораторию. Исследователь Н. М. Молева отмечает: «…неустанная напряженная работа мысли, подкрепленная творческими исканиями и открытиями, делала чистяковские занятия с учениками всегда содержательными и по-новому интересными» .
Следующим компонентом работы П. П. Чистякова был тщательный анализ выполняемых его учениками рисунков и контроль результатов учебной деятельности. Его ученики вспоминают: «Он часто стоял за спиной и смотрел и приговаривал: – не попал, ну-ну… Опять не попал, а вот сейчас попал» . С помощью контроля он своевременно регулировал учебную деятельность отдельных учащихся, вносил коррективы в их работу. Одним из предметов такого контроля были беседы с учащимися по выяснению ими теоретических знаний и просмотры рисунков, которые давали комплексное представление об уровне подготовленности учащихся. Применялся и оперативный контроль, который позволял проверять соблюдение учащимися законов, правил выполнения рисунка в процессе занятия. Хотелось бы отметить еще одну особенность системы преподавания П. П. Чистякова – это его взаимоотношения с учащимися, которые имели своей целью стремление к взаимному сотрудничеству. Педагог и учащийся, по его мнению, вступают во взаимоотношения, в которых одинаково важны понимание преподавателем жизни, искусства и индивидуальности учащегося с одной стороны, а с другой – доверие учащегося к педагогу, к делу которому он обучается. Его методы работы не были похожи на указания, снисходительно высказанные профессором, как это было распространено в его время. Обучающийся в его системе воспринимался как равноправный участник художественной жизни. А. А. Сидоров отмечает, что «Чистяков был воспитателем и другом нескольких поколений крупных русских художников. Не следует забывать, что Чистяков не только преподавал в Академии, безусловно, самим своим присутствием в ее стенах способствуя
ее авторитету, но вел все время и частную свою мастерскую. В числе его академических учеников были Суриков, Серов, Врубель, Савинский, в числе учеников внеакадемических или околоакадемических – брат и сестра Поленовы, Репин, братья Васнецовы» . Таким образом, отвечая на поставленный в начале статьи вопрос, можно констатировать, что такого результата в обучении рисунку, как у П. П. Чистякова, невозможно добиться, не имея сформированной целостной системы преподавания. После многих лет педагогического труда отдельные педагоги не могут добиться высоких результатов и не становятся мастерами своего дела часто только потому, что в их работе нет никакой системы или система имеет очень низкий уровень целостности. У такого педагога система профессиональной деятельности направлена на решение только части образовательных задач, в ее арсенале имеется очень незначительная часть методов обучения и воспитания. Низкий уровень целостности такой системы обусловлен чаще всего недостаточным знанием педагогом своего предмета, неумением установить со студентами правильные отношения, слабой методической подготовкой, низким общекультурным уровнем или какими-либо другими причинами; работа в этом случае идет от занятия к занятию, преподаватель не заглядывает вперед и не оглядывается назад.
Проводя анализ педагогической деятельности П. П. Чистякова, можно обозначить основные составляющие системы его работы, благодаря которым достигался высокий уровень качества обучения рисунку. Она складывалась из взаимодействия следующих компонентов: цели и задачи преподавания как отправная точка функционирования педагогической системы; научно обоснованное содержание учебного материала; применение разнообразных видов и форм проведения занятий, благодаря которым организовывалась деятельность учащихся по усвоению художественной грамоты по рисунку; различные формы контроля, с помощью которого предупреждались возможные отклонения от поставленных задач при выполнении рисунка; имевшее место постоянное самосовершенствование самого П. П. Чистякова, которое было направлено, прежде всего, на совершенствование положительного воздействия на обучаемых. Также составной частью системы работы Павла Петровича Чистякова являлись выстроенные взаимоотношения с учащимися, имевшие гуманистическую направленность деятельности, обращенные на общение с подопечными, диалог и уважение к личности.
Литература
1. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ Псков: ПОИПКРО, 1996. 440 с.
2. Гинзбург И. В. П. П. Чистяков и его педагогическая система. / И. В. Гинзбург. Л.–М.: Искусство, 1940. 202 с.
3. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832–1919 / П. П. Чистяков. М.: Искусство, 1953. 592 с.
4. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: кн. для учителя / Н. М. Молева. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1991. 413 с.
5. Сидоров А. А. Рисунок русских мастеров: Вторая половина XIX в. / А. А. Сидоров. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 559 с.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...