Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Широкое распространение экранной культуры. Экранная культура – продукт информационного общества. что усиливает эмоциональное воздействие на человека

УДК 7(097)

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.А.Алиев

Цель статьи - изучение телевидения как неотъемлемой части экранной культуры в эпоху информационного общества. Главная задача исследования - изучить систему «экранной культуры» и телевидения, которые в ходе развития компьютерной промышленности снабжаются новыми техническими средствами. Телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации, но и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Ключевые слова: экранная культура, телевидение, информационное общество, телевизионное искусство.

E.A.Aliyev TV in system of screen culture.

The purpose of clause studying of TV as integral part of screen culture during an epoch of an information society. The main task of research to study system “screen culture” and TV, which process of the computer industry is supplied with new means. The TV, being a component of screen culture, is not only mass media. The TV as a kind of art is as well means of mastering, accumulation, storage and transfer to the future generation’s national-cultural heritage.

Key words: screen culture, TV, information society, TV art.

«Экранная культура» тесно связана с научно-техническим прогрессом. Технический прогресс явился причиной создания таких артефактов экрана, как кино, телевидение и компьютерные технологии. Экранная культура, являющаяся носителем информации, адресована непосредственно обществу. Она является такой формой культуры, где экран - материальный носитель текста информационного характера.

Экран (с французского «ecran» - щит, ширма) - устройство, обладающее способностью принимать, обращать и отражать различные энергетические лучи. Экран предназначен для использования лучей или же защиты от них . Однако главной его функцией является получение изображения с помощью электронных лучей. Именно эта функция оценивается как основной технический базис экранной культуры. Отсюда вывод, что экран - это сугубо техническое понятие. С его помощью зрители в наглядно-образной форме создают связь с экранной культурой. Экран прошел ряд революционных технических стадий: переходя из своей первоначальной формы, то есть из белого полотна кино в устройство, отражающее электронные лучи телевидения и далее, пройдя в последнюю эволюционную форму - дисплей компьютера. На каждом этапе вышеуказанного процесса развития способность экрана отражать изображение совершенствовалось. А это, в свою очередь, устранило разницу между реальным миром и миром знаков. На современном этапе экранные артефакты явились причиной создания специального виртуального мира.

Развитие экранных средств, передающих информацию, дало толчок формированию «экранной культуры». Пожалуй, можно согласиться с мнением русского исследователя В.Полиектова о том, что «каждый научно-технический прогресс и научный переворот исторического значения вместе с тем формирует новые «эпистемологические метафоры». А это обусловливает контроль над образом мышления и манерой поведения общества». Начиная с конца XX века и до сегодняшнего дня, одной из таких метафор стал «экран». «Экранный» феномен создал почву для создания экранной культуры. Таким образом, «экран», «экранизация», «экранная реальность» и связанная с ним «виртуальная реальность» стали центральным культурным феноменом XX века .

Сегодня формируется новый тип экранной культуры, сочетающий в себе технические возможности информационных технологий с интеллектуальным потенциалом человека. Критерием, определяющим экранную культуру, является именно «экранизация», а не «запись», являющаяся материальным носителем информации. Эта культура создана на основе системы изображений экрана, речи различных персонажей и имитации событий. Экранная культура, проходящая процесс развития, является интерактивным плодом, созданным на основе системы мирового опыта человеческой деятельности.

Многие характерные черты экранной культуры раскрываются в ее формулировке. Согласно заключению, приведенному в научной литературе, для того чтобы дать общую формулировку «экранной культуры» нужно систематизировать все мировые методы подхода и изучения.

Система «экранной культуры» совмещает в себе три основных элемента, органически

связанных друг с другом - кино, телевидение и компьютерную культуру. Главным фактором, создающим систему экранной культуры, является представление какого-либо объекта в аудиовизуальной и динамичной форме. Этот фактор, касающийся всех трех элементов экранного искусства, создает системную связь между кино, телевидением и компьютерной культурой. Сегодня формируется фактор «представления информации в цифровой форме», которая параллельно создает достижение научно-технического прогресса. Электронно-цифровой метод характерен наиболее всего для компьютерной культуры.

Передающая информацию продукция экрана сочетает в себе все элементы экранной культуры. Согласно формулировке, данной В.Егоровым в «Терминологическом словаре телевидения» (1997): «Телевидение - создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие «телевидение» входят трансляции, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем. Все это делает телевидение одним из важнейших средств массовой информации» .

Сущность телевидения, как и других средств массовой информации (в дальнейшем СМИ), определяется категорией «времени» и «пространства». Категория «времени» обусловливается гармоничной продолжительностью телевидения в определенном временном отрезке. А категория «пространства» телевизионных передач определяется синхронностью, регулирующей прямую связь телевидения с аудиторией, то есть передачей той или иной аудиовизуальной информации большой аудитории, включающей различные возрастные группы людей. Кроме этого существуют еще и другие отличительные особенности телевидения: полифункциональность, направленность в одну сторону, возможность свободного выбора телевизионных программ, персонификация информации, возможность усвоения визуальной продукции и т.д.

Говоря об общей эстетической сущности телевидения его, обычно представляют как запутанную систему, отражающую реальность. На самом деле, являясь единой системой, телевидение состоит из двух основных частей «художественной» и «нехудожественной». Система художественного телевидения включает различные виды телепрограмм, созданных посредством экранного искусства. А к нехудожественной системе телевидения относятся передачи информационного плана, в том числе публицистические, образовательные, дидактические, спортивные и другие передачи.

Сегодня телевидение сочетает в себе все те важные функции, которые когда-то выполняли книги, газеты, журналы, радио и другие источники информации. Цели, поставленные перед телевидением, носят полифункциальный характер. Являясь культурным фактором, оно охватывает все функции экономической, политической, социальной и этической информации. Кроме того, будучи своеобразной эстетической ценностью, телевидение является новым видом искусства. Телевидение оценивается не только как одно из средств массовой информации, но также как и новый синтетический вид искусства. Оно способно передавать происходящие события на дальние расстояния, усваивая их в эстетической форме. Хотя сегодня телевидение, с массовой точки зрения, схоже и с киноискусством, но оно все же опережает его.

Значимость экранной культуры с каждым днем растет все больше и больше, на основе аудиовизуальной техники, компьютера, видеотехники и новейших средств связи, созданных в постиндустриальном информационном обществе. Получение хранение, передача и использование информации происходит с помощью новых технологий. А это, в целом, становится причиной коренных изменений в культуре. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что в получении и передаче информации опирающаяся на космические компьютерные технологии «экранная культура» по своей сути носит интернациональный характер и с легкостью переходит границы национальных государств. Экранная культура не знает языковых ограничений и без «переводчика» находит путь к сознанию многоязычной публики.

В информационном мире трансформируются формы взаимных отношений людей друг к другу и в целом к обществу. Трансформация взаимоотношений обусловливает еще две тенденции

в развитии экранной культуры - массовость и антимассовость (индивидуальность). Специалист Азербайджанского телевидения, профессор Эльшад Кулиев в своем исследовании под названием «Телевидение: теория, тенденции развития» (2004) совершенно верно отмечает следующее: «Одним из отрицательных качеств телевидения является его тенденция стандартизировать духовную жизнь и отождествлять поведение людей и личность человека (добиться массовости общества)» . Исходя из этого, можно сказать, что связь экранной культуры с массовой культурой придает первому характер массовости. Массовость экранной культуры заключается в том, что здесь находят отражение все артефакты мировой культуры. Таким образом, посредством экранной культуры известные музеи, библиотеки, исторические памятники, театральные салоны и концертные залы становятся доступными для широких масс, что обеспечивает распространение культурных артефактов. «В связи с развитием кабельного телевидения, спутниковых антенн и других видов электронной техники начался процесс предотвращения тенденций общества к «стандартизации», «централизации» и «массовости», каждый человек получит возможность выбрать нужную ему информацию и избежать негативных влияний извне. Этот процесс восстановит первоначальную сущность телевидения. В процессе формирования духовно богатого и всесторонне развитого человека телевидение будет участвовать все ближе и с новой силой» .

Решение этой гуманистической проблемы заключается в объективной оценке событий, происходящих в современном мире, в выявлении характера современной действительности. Кроме того, в овладении глубокими философскими знаниями, отрицанием существующих идеологических догм и познании мира в новом аспекте, в процессе его эволюции в контексте новых тенденций. Первоначальной проблемой была избрана проблема реальной действительности в новой интерпретации для теории искусства. Философия, связывающая свои идеи с идеями исторических эпох, сегодня в изучении науки выступает в роли компаса и тем самым освещает стадии развития человечества и, в свою очередь, в информационном обществе выявляет различные культуры на международном уровне.

Г лобальное информационное общество, формирующееся в XXI веке, оказывает влияние на сущность телевидения и становится причиной формирования нового вида искусства. Сегодня телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации. Телевидение как вид искусства является также и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Литература:

1.Азербайджанская Советская Энциклопедия. В 12-ти т. Том 3. Баку: Красный Восток, 1979. - 600 с. (на азерб.яз.)

2.Полиектов В. «Исчезнет или возрождается человек в экранной культуре?»//СПб университет. - 1998. - №10. - С. 3-10.

3. Егоров В.Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://auditorium.ru. - Проверено 15.05.2008

4. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - 366 с. (на азерб.яз.);

5. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - , 366 с. (на азерб.яз.)

      Понятие экранной культуры

Отчетливой тенденцией последних десятилетий стало интенсивное развитие и широкое проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества, включая культуру и искусство. Одним из результатов этого процесса явилось формирование большой области аудиовизуального искусства, основанного на экранном воспроизведении действительности, к которому относятся кино, телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.

Экранная культура, является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, ее распространение средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Возникают опасности, которые таятся в манипулятивной мощи Экранной культуры, угроза способности человека к абстрактному мышлению.

Экранная культура системно и синхронно объединяет: звук и изображение, интонации и движения, форму и цвет. Поэтому ее воздействие на чувственную сторону человека, близко к непосредственно переживаемой реальности.

Система «экранная культура» включает три основных элемента - кинокультуру , телекультуру и компьютерную культуру взаимосвязанные друг с другом.

Одной из первых форм Экранной культуры был кинематограф. За столетие существования кино был накоплен чрезвычайно важный эстетический опыт, а многие фильмы разных стран являются неотъемлемой составляющей современной культуры.

Однако с появлением телевидения кино постепенно стало утрачивать свои позиции. Все меньше зрителей становилось у кино и все больше у телевидения. Телеэкран охватил несравненно большую аудиторию, хотя был рассчитан на иной характер просмотра - индивидуальный. «Развитие идеи тиражируемости за счет усиления личного начала в механизме восприятия вело к исчезновению элемента сакральности художественного текста. Визуальный текст начал вписываться в повседневную бытовую реальность» .

Так сейчас телевидение превратилось в единственно доступное средство приобщения к культуре. В процессе его создания и функционирования телевиденья все в большей степени участвует компьютерная культура. Все элементы системы экранной культуры объединяет экранная форма передачи информации в такой степени, что порой трудно провести грань между ними. Это стало характерными чертами экранной культуры.

Телевидение - это повседневность. Оно неустанно воспроизводит для огромной аудитории новую “массовую культуру”, несет в себе информацию обо всем и для всех.

Нельзя забывать про негативные стороны, которые оказывают на человека телевидение. Оно недостаточно вбирает в себя положительный эстетический опыт, накопленный за многие годы кинематографом. Агрессия, насилие, запугивание, национализм постоянно транслируются с телеэкрана, Современный человек, испытывающий постоянные стрессы и психологическое давление в своей общественной и семейной жизни, находится, таким образом, и под влиянием информационного стресса, который исходит от телевидения.

Итак, телевидение способно оперативно и массово транслировать информацию. Постоянная аудитория телепередач, легко ориентируется в этом культурном пространстве благодаря наличию устойчивых рубрик; телевизионное время так же будучи упорядоченным облегчает зрителям поиск нужной информации.

Очевидно, что при всех эстетических недостатках телевидения его традиционное противопоставление кино как искусству постепенно преодолевается.

К процессу взаимодействия различных элементов экранной культуры постепенно внедряется и компьютерная культура, которая все чаще начинает соприкасаться с кино и телеискусством.

Что в нашей жизни представляют компьютеры? Если внимательно приглядеться, то можно понять что компьютер занимает одно из самых главных мест в жизни человека.

В настоящее время каждый человек знает, что такое компьютер и Интернет, для чего они нужны и как ими пользоваться. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и люди уже не представляют возможным свое существование без него. Дети не только играют в развивающие игры на компьютере, но и используют его для учебы и нахождения полезной интересующей информации.

Компьтеры коснулись всех отраслей промышленности, затронули сферу образования и активно применяются в медицине. Современные компьютерные технологии в искусстве используется в театральном творчестве, литературе, творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов.

«В настоящее время существует целое направление в музыкальном творчестве, именуемое компьютерной музыкой или электронной музыкой. Компьютеры очень широко применяются в создании музыкальных произведений. Музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают звуковую гамму. В ряде случаев компьютеры использовались для сочинения музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых синтезатором под управлением программы. Компьютерная музыка синтезирует новые звуки и позволяет существенно упростить оркестровку мелодии» .

Невозможно уже представить существование без компьютерной машины. Но у технического прогресса есть и обратная сторона медали.

«Безусловно, снабжая людей информацией, давая возможность ее актуализировать, получать информацию в режиме реального времени, быстро ее обрабатывать - все эти обстоятельства делают компьютер незаменимым помощником в деятельности человека» . Уже сейчас многие не могут себе представить свою деятельность - научную, экономическую, финансовую и иную без этого надежного помощника. Но нельзя пройти мимо того обстоятельства, что компьютер, в свою очередь, оказывает существенное влияние и на человека, его общение, мышление, язык.

Совершенствование экранных технических средств, с одной стороны, увеличивает свободу выбора личностью тех или иных культурных ценностей а, с другой, - как бы сужает сферу межличностных человеческих общений. При просмотре кинофильма в кинотеатре происходит общение между зрителями в масштабах зрительного зала. Телевидение сужает сферу общения, как правило, до размеров семейной группы. Компьютер вообще оставляет пользователя наедине с дисплеем.

Вполне естественно, что технический прогресс оказывает большое влияние на изменение мышления людей, воздействует на их поведение, потребности и способы их удовлетворения, на весь образ жизни человека в целом.

Можно говорить об измененном типе мышления как результате отражения процесса компьютеризации общества.

В компьютерной культуре превалирует образное восприятие мира, человек мыслить по-новому.

«Однако процесс формирования умения «мыслить по-новому» весьма противоречив и не всегда имеет позитивную окраску. Огромное число компьютерных сайтов, которые имеют у пользователя определенный авторитет, выдает весьма противоречивую информацию об одних и тех же событиях. Это способствует формированию мнения о том, что истин множество. Отсюда возникает внутренняя разобщенность, раздробленность мнений у людей, что может привести к различным конфликтам. С другой стороны, если все каналы вещания говорят одно и то же, создается своеобразный культ информации, однонаправленность мнений. В этом случае общественное сознание наполняется набором штампов и стандартов» .

Если изменение общения под влиянием техники компьютерной культуры вызывает определенные изменения мыслительной деятельности людей, формирует новый стиль этого мышления, то изменения характера и содержания мышления оказывает существенное влияние на язык, который неотъемлемо связан с мышлением.

Большое влияние на эволюцию языка оказывает компьютерная культура. Это привело к тому, что в русском языке, особенно в молодежной среде, сложился своеобразный жаргон. Появляются новые слова, новые выражения, словарный состав языка обогащается. Но в то же время сам язык становится беднее, люди стали проще, примитивнее разговаривать друг с другом, выражать свои мысли часто в шаблонной, форме, перегружать речь искаженными иностранными словами. Возникло такое понятие, как «леность мысли».

Функционирование компьютерной культуры сопровождается экзуцией (от лат. exutio - исключение, истребление) . «Экзуция заключается в отмирании ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, видов и форм деятельности. Межличностные общения заменяются анонимными. Приобретенные навыки общения при помощи компьютера переносятся в социальную реальность, упрощая и обедняя непосредственное межличностное общение» . Соответственно этому, живой, многозначный, эмоциональный язык межличностных общений сменяется эмоционально блеклым, сухим, рациональным языком.

И так, если проанализировать плюсы и минусы экранной культуры, то можно сказать что соединив в себе и технику, и искусство, визуальная культура определяет главный вектор развития общества. Именно она наиболее чутко реагирует на всевозможные технические новшества, а, став сильнейшим механизмом воздействия на человека, является одним из главных идеологических орудий современного общества.

3.2 Мир Интернета

Одной из главных составляющих становления современного информационного общества является развитие компьютерной сети. «Интернет прошел путь от притягательной, загадочной и недоступной экзотики до рабочего инструмента, рассчитанного на определенные задачи. Впрочем, это относится и к любым другим значимым изобретениям, как в области информационных технологий, так и к изобретениям в других областях техники» .

Значение слова «Интернет» в электронный словарях трактуется так: Интернет (Internet) - слово, слагаемое из двух английских слов: inter - между, среди, et - сеть, паутина, это всемирная информационная система или объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети может мгновенно связаться с любым другим .

Одной из заметных черт современности является формирующаяся новая субкультура пользователей Интернет и иными компьютерными и информационными технологиями. Социологи условно называют ее «компьютерно-информационной культурой». Повседневные коммуникации в Интернете и компьютерные игры часто именуют кибермиром. Средой и носителем таких коммуникаций является сетевое сообщество, т.е. объединенное виртуальными связями сообщество людей, общающихся через Интернет и погруженных в виртуальное пространство компьютерных игр.

Интернет предоставляет не только огромное количество всевозможной информации, но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы, которые сжимают пространство и время, гарантируют полную анонимность и в то же время сопричастность в общении, дают возможность быть и действовать в так называемой виртуальной реальности.

Сегодня словари в узком смысле дают определение виртуальной реальности, как иллюзорная реальность трехмерного мира, создаваемого с помощью компьютерных технологий, позволяющая человеку взаимодействовать с представленными в нем объектами (включая изменение их формы, местоположения и т.п.), и в котором доминируют логико-языковые структуры.

«Главное достижение сетевого сообщества на этом этапе развития есть переход Интернет из технической области в область социальную, экономическую и даже политическую. Цель Сети сегодня – создание единства свободных личностей, способного противостоять давлению общественных формаций стадного типа, построенных на принципах принуждения и давления» .

Вихрь Интернета смел возрастные, расовые, территориальные и любые другие преграды.

Но вместе с тем, Интернет оказывает большое влияние на психологию, нравственный мир и эстетику человека.

Общение через Сеть освобождает от всяких ограничений, которые накладывает общество.

«Интернет давно отождествляется с мировым мозгом. Глава корпорации Майкрософт недавно назвал Интернет «нервной системой человечества»» .

У человека, который начинает воспринимать мир через Интернет, возникает новая картина мира. В этой ситуации изменяется даже традиционное представление о знаковых системах, теряется возможность разграничивать информацию, определять, где правда, а где ложь. Происходят изменения в языке как основе коммуникации, а это, в свою очередь, порождает глобальные трансформации в обществе.

Многочисленные достоинства и преимущества Интернет по отношению к экранной культуре можно сформулировать так: Интернет является универсальным средством передачи культурных ценностей, объединяя достоинства почты, телефона, телеграфа и телевидения и, в то же время, имеет целый ряд преимуществ перед ними. Интернет - самое большое хранилище артефактов культуры, всемирная библиотека, музей, архив, информационное агентство, равнодоступное всем категория пользователей без учета пола, возраста, вероисповедания. Глобальная сеть - это уникальная возможность самореализации личности в общении, поиск единомышленников - по интересам, переписке, поиску партнеров и единомышленников по профессии, хобби или досугу.

Таким образом, компьютерная коммуникация приобретает все большую важность в формировании будущей культуры. Интернет становится эффективным средством функционирования экранной культуры, он входит в нашу жизнь, проделывая путь, по которому в свое время прошли радио и телевидение, став затем для многих обыденной и повседневной необходимостью.

Экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

Экранная, компьютерная и интернет культуры, являясь составными элементами информационной культуры, имеют специфику своего развития и функционирования.

Тем самым можно сделать вывод, что, технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, информационная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, цивилизованности человека. Требуется только дозировать виртуальное общение и следить, чтобы оно не заменило реальное. Не ограничивать свой досуг компьютерными играми и обменом мнений на форумах, а как можно больше общаться с живыми людьми. Эти простые меры помогут насладиться возможностями информационного прогресса и уберегут от неприятностей, которые может наносить человеку все перечисленные в главе величайшие изобретения человечества.

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе поставленные задачи и цели были выполнены и проанализированы.

    Человечество живет в мире, наполненном и даже перенасыщенном информацией. Она необходима для принятия политических и экономических решений, лежит в основе процессов обучения и образования, в основе любой творческой деятельности. Раньше о человека требовались усилия в поиске информации, а теперь ставится другая задача - сортировка информации. Это требует другого взгляда на мир, другого опыта и навыков. Наше поколения стало свидетелем информационной революции. Как только у каждого человекак появился индивидуальный прибор для дешевого обмена большим количеством информации, все изменилось. На данном этапе повышение информационной культуры является одним из ключевых моментов развития технологического прогресса общества.

Современная информационная культура - это совокупность системных сведений об:

а) основных методах представления и добывания знаний;

б) умениях и навыках применять их на практике.

Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, компьютера и Интернета) для решения и постановки содержательных задач.

    Под современной информационной культурой понимается, прежде всего, область культуры, связанная с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Движущей силой развития общества стало производство информационного продукта. Но все это не означает, что внедрение современной информационной культуры в общество проходит гладко, без преодоления определенных трудностей и противоречий. Одним из таких трудностей, встретившихся обществом на пути овладения информационной культурой, является информационное неравенство, инфобарьеры.

В итоге, современная информационная культура – это умение соблюдать должное равновесие между формализуемой и не формализуемой составляющими человеческого знания. Отсутствие информационной культуры может послужить причиной нарушения и даже разрушения подобного равновесия, что, в конечном счете, чревато деформациями как индивидуального так общественного сознания.

    Экранная культура тесно связана с научно-техническим прогрессом, создавшим мощные технические экранные артефакты. Экранная культура является результатом взаимодействия человека с этими экранными средствами отображения информации - кино-, телевизионной и компьютерной техникой. Она представляет собой такую форму культуры, материальным носителем текстов которой является экран.

Без телевизора, видеомагнитофона, компьютера и других электронных технических средств современная экранная культура просто немыслима. Ныне наблюдается определенная тенденция перехода приоритета в функционировании экранной культуры от кино к телевизору и далее - к компьютеру. Безусловно, главным техническим средством функционирования экранной культуры ныне выступает телевиденье, но все большую значимость приобретает компьютер, особенно с развитием игровой культуры и сети Интернет.

Экранная культура является показателем социокультурного прогресса. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека.

Безусловно, картина будущего зависит от того, как человек видит и оценивает настоящее. У оптимистов эта картина будет одной, у пессимистов - другой. Оценивая сегодняшнее общество в аспекте его информатизации, можно уловить основные черты будущего информационного общества. Главным общественным богатством этого общества будет научно-теоретическое знание в форме информации. В этом обществе будет производиться и функционировать вся необходимая информационная техника, которая окажет существенное воздействие на все сферы жизнедеятельности людей. Массовое производство уйдет в прошлое и заменится производством, способным удовлетворить быстро изменяющиеся индивидуальные запросы личности. Творческий труд придет на смену рутинному. Качественно изменится социальная структура общества, на которую огромное воздействие окажет не только изменение профессиональной сетки, но и процессы формирования сетевого общества и глобализации. В ряде этих изменений существенное место займет сфера культуры - трансформация традиционных культур, развитие информационной культуры, совершенствование экранной и компьютерной культур.

Человечеству еще предстоит понять всю важность информационного технического прогресса, осознать, что мир необратимо изменился, и перестроиться соответствующим образом. И чем раньше каждый человек осознает всю глубину и необратимость происшедшего, тем будет лучше.

Список литературы:

Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.

Первое, что бросается в глаза, когда приступают к исследованию экранной культуры, это её теснейшая связь с научно-техническим прогрессом, создавшим мощные технические экранные артефакты. Экранная культура является результатом взаимодействия человека с этими экранными средствами отображения информации – кино-, телевизионной и компьютерной техникой. Она представляет собой такую форму культуры, материальным носителем текстов которой является экран.

Экран (франц. Ekran – ширма) - это устройство с поверхностью, поглощающей, преобразующей или отражающей излучение различных видов энергии. Экран применяется как для защиты от излучения, так и для использования энергии излучения, а так же для получения изображения. Именно последняя функция экрана – использование его для получения изображения – и является техническим базисом экранной культуры. Таким образом, сам экран имеет чисто техническое значение, он является одной из частей многих технических систем, позволяет отображать зрительные образы, восприни-

маемые человеком. Экран с помощью света воздействует на зрительные анализаторы человека. Зритель принимает световые образы за реально существующие объекты. По мере совершенствования технических артефактов экран от белого полотна кино эволюционировал к электронной телевизионной трубке и далее – к дисплею компьютера. В процессе этой эволюции экран повышал свою способность передавать изображения. Это все более и более стирало различие между миром реальных вещей и миром знаков. В наше время это привело к особому типу реальности – виртуальной реальности, миру, созданному экранными артефактами.

Развитие экранных средств отображения информации и определило формирование так называемой «экранной» культуры. «С каждым технологическим прорывом, с появлением любого исторически значимого открытия появляются и новые «эпистемологические метафоры», которые структурируют и контролируют способы нашего мышления и поведения, - пишет руководитель семинара «Антропологические проблемы экранной культуры» при СПбГУ В. Полиектов. – С конца прошлого века и до настоящего времени такой метафорой стал «экран». Феномен «экрана» обусловил рождение экранной культуры. «Экран», «экранирование», «экранная реальность» и связанная с ней «виртуальная реальность» - центральные и ключевые культурно образующие феномены ХХ века» (79, 3).

Таким образом, формируется новая культура, которая объединяет интеллектуальные возможности человека с техническими возможностями информатики. Под ней мы подразумеваем тип культуры, основным материальным носителем которой является не письменность, а «экранность. Эта культура основана на системе экранных (плоскостных) изображений, которые имитируют действия и устную речь персонажей. Она является продуктом человеческой деятельности и системой воззрений, ценностей и знаний, которые распространяются в обществе посредством экранных технических средств, частью новой культуры, получающей свое бурное развитие в условиях информатизации общества.

Эти и другие, содержательные и сущностные характеристики экранной культуры должны быть выражены её определением. «Общее определение, - пишет И.П. Фарман,- должно складываться из всех способов употребления слова на основе совокупности всех практических контекстов. Таким образом,… требуется обратиться, в сущности, ко всей общественной практике во всём ёё богатстве и подвергнуть анализу все ее аспекты» (113, 266). Поэтому для того, чтобы выяснить сущность экранной культуры и её характерные черты, дать определение этому сложному феномену информационного общества, необходимо, прежде всего, раскрыть содержание этой культуры.

Как было уже сказано, экранная культура основана на системе экранных изображений и экранной речи. Они объединяют действие, устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многие другие элементы. Вполне естественно, что содержание экранной культуры включает в себя самые разнообразные формы, связанные с кино, телевидением и компьютерами. Нет смысла давать развернутую характеристику содержания этих форм, каждой из них посвящены многие научные и популярные работы. Наша задача – представить экранную культуру как систему взаимосвязанных элементов, показать, что эта взаимосвязь составляет структуру экранной культуры. Поэтому нас интересует, в первую очередь, не содержание элементов экранной культуры, а её системообразующие признаки, проявленные в каждом из этих элементов.

Для решения этой задачи при рассмотрении экранной культуры, как системы, вполне правомочно применение требований системного анализа, которые являются, как нам представляется, конкретизацией принципов диалектического метода познания. Так, такое требование системного анализа как рассмотрение объектов познания как систем взаимосвязанных элементов является конкретизацией принципа взаимосвязи диалектического метода познания. Требование системного анализа рассматривать структуру системы как итог ее генезиса является конкретизацией принципа диалектики о сочетании в процессе познания исторического и логического подходов. Требование системного анализа о различии объекта и предмета познания конкретизирует принцип диалектического метода познания о всесторонности рассмотрения.

Одним из основополагающих принципов системного подхода является рассмотрение исследуемого объекта как системы – множества упорядоченных элементов, которые находятся во взаимосвязи между собой и образуют некоторое целостное единство. При этом каждая исследуемая система имеет системообразующие признаки. В силу этого свойства системы не являются простой арифметической суммой свойств, входящих в неё элементов. Отсюда ясна ошибочность редукционизма, который пытается представить свойства более сложных явлений как сумму свойств входящих в него частей. Выступая против редукционизма, Н.Н.Моисеев писал: «Возникает естественное предположение о том, что при объединении элементов в систему на определенном уровне сложности в ней могут возникнуть свойства, принципиально не выводимые из свойств элементов и структуры парных взаимодействий, как это имеет место в системах гравитирующих масс» (56, 205). Н.Н.Моисеев, при этом, указывает, что эти системные свойства проявляются не на начальном этапе формирования системы, а лишь на определенном уровне ее сложности. Так, например, способность мыслить – разумность в современном понимании этого слова – возникает лишь на определенном уровне сложности организации системы нейронов, которую мы называем мозгом.

Поскольку система экранной культуры находится еще лишь в процессе своего становления, ее системные свойства пока проявляются только как тенденции, которые, однако, по мере информатизации общества, выступают все явственнее и поддаются исследованию.

Система «экранная культура» включает три основных элемента – кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру органически взаимосвязанные друг с другом. Системообразующим признаком экранной культуры является подача представляемых объектов в аудиовизуальной и динамичной форме, т.е. в сочетании звука и динамичного изображения. Этот признак присущ всем элементам системы «экранная культура», он объединяет эти элементы в целостное единое образование. Именно он устанавливает взаимосвязь между кино-, теле- и компьютерной культурой, обеспечивает включение определенных качеств одних элементов в другие.

Параллельно формируется еще один системообразующий фактор экранной культуры – подача информации в цифровом виде, что ныне характерно для компьютерной культуры, менее – для телевизионной и еще в меньшей степени для кинокультуры. Однако передача изображения и звука в цифровой форме имеет все большее распространение.

Старейшей формой экранной культуры и одним из первых проявлений массовой культуры является киноискусство – художественные и документальные кинофильмы, рекламные ролики, образовательные, научные и мультипликационные кинофильмы. В кинематографе синтезировались эстетические свойства литературы, живописи, театра и музыки, он отражает реальный мир в движении. Именно создание кино породило экранную культуру, новый способ передачи информации, новый выразительный язык – язык экрана. Уже немой экран, демонстрация кинофильмов на котором сопровождалась титрами и музыкой таперов, включал в свою знаковую систему языка различные типы находящихся в движении двухмерных изображений и статичных объектов скульптуры. Намного более многоязычным стал звуковой экран, который предстал как соединение словесного, музыкального и шумового языков. Появление цветного и стерео кинофильмов еще больше обогатило экранный язык.

Однако функционирование современного кино немыслимо без телевидения, а в процессе его создания и функционирования все в большей степени участвует компьютерная культура. Все элементы системы экранной культуры объединяет экранная форма передачи информации в такой степени, что порой трудно провести грань между ними. «Сама экранная форма, - пишет О.Ф.Нечай,- в настоящее время роднит кино и телевидение, заставляя порой некоторых исследователей говорить о телевидении как о «малом кино» или «младшем брате кинематографа» (68, 84).

Как средство массовой информации телевидение имеет свои определяющие особенности – временные и пространственные. Временные заключаются в длительности телевидения, его дискретности (прерывности), в различном сочетании реального и условного времен. Пространственные особенности телепередач заключаются в их вездесущности, то есть в практической возможности доставки аудиовизуальной информации, одновременно расчлененной на множество групп массовой аудитории, что подчеркивает особенную интимность телевидения. Кроме этого телевидение имеет и другие особенности: полифункциональность, однонаправленность, возможность выбора телепрограмм для просмотра, персонализация информации, доступность визуального восприятия. Богатство изобразительной структуры, соединяющей движущее изображение и звук в сочетании с доставкой на дом, усиливает эффективность воздействия телевидения на зрителя. Телевидение вызывает у зрителя «эффект присутствия», сопричастности к тем событиям, информация о которых оно наглядно передает часто в режиме реального времени. Телевидение практически находится круглосуточно в распоряжении зрителя. Оно не требует усилий и имеет большую силу эмоционального воздействия. «Надо учиться читать. Для этого требуется работа, время и инвестиции, - пишет Л. Туроу. – Но не надо учиться смотреть телевидение. Оно не требует усилий» (110, 103). Следует учесть и то, что телевидение расширяет охватываемое пространство, проникая буквально в каждое жилище, содержит, в определенной степени, возможность учитывать индивидуальные запросы зрителей и даже зачатки интерактивного общения. Поистине телевизионный экран - это окно, распахнутое в мир.

Классификацию систем телевидения производят чаще всего по следующим основным признакам: по качественному признаку - черно-белые, цветные, стереомонохромные и стереоцветные), по форме представления сигналов (аналоговые и дискретные -цифровые), по частотному спектру канала связи (широкополосные - с полосой пропускания, равной полосе вещательного канала или больше его и узкополосные - с полосой меньше полосы вещательного канала). Некоторые из указанных систем могут, в свою очередь подразделяться по частным признакам, например, по способу развертки изображений или по очередности передачи той или иной информации.

Телевизионное вещание - одно из массовых средств информации. Говоря об эстетической природе всего ТВ в целом, мы представляем его в виде сложной системы, различные зоны которой по-разному осваивают и отражают реальность. Наиболее крупными из этих зон можно считать художественное и нехудожественное ТВ. Под системой художественного ТВ понимаются все виды телепрограмм, созданные с использованием средств экранного искусства. Кроме художественного телевидения, ТВ включает и обширную зону нехудожественного телевидения (информационно- публицистические, образовательные, учебные, спортивные передачи). Сосуществуя в контексте ТВ с нехудожественными программами, телеискусство влияет на их экранное решение, оформление. Происходит в той или иной степени эстетизация всех видов телепрограмм.

У телевидения, как и у многих других групп экранной культуры, носителем является не физическое тело, а сигнал. Это и дает возможность наиболее скоростной, практически мгновенной доставки информации потребителю. Сигнал, как материальный носитель создаваемой информации, всегда функция реального сиюминутного времени, то есть признак синхронного времени, синхронности создания, отправления и получения сообщения.

Телевидение объединяет в себе функции, которые раньше выполняли газеты, журналы, книги, радио, кино и другие источники информации. Оно - полифункциональное по своим задачам, является важнейшим культурным фактором, объединяющем функции экономической, политической, социальной, этической информации. Более того, телевидение имеет эстетическую составляющую, выступая как новый вид искусства. Телевидение, - не только средство массовой информации, но и новый вид искусства, способный передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия. По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино, хотя оно тесно с ним.

Связь кино и телевидения является настолько очевидным фактом, что нет нужды это доказывать. Но есть необходимость проследить нити этой связи. Характеризуя эту связь, О. Ф. Нечай отмечает, что «находящееся в процессе становления молодое телевизионное искусство утверждается как новый вид экранного искусства. Сам термин «экранное искусство» в 80-е годы ХХ века вовсе не синоним термина «киноискусство» - это более широкое понятие, объединяющее две самостоятельные ветви: киноискусство и телеискусство… Экранная форма более всего роднит телевизионное искусство с киноискусством» (68, 3). Кино в современном обществе не может существовать без телевидения и видеотехники. Любители кинофильмов переместились из все более пустующих кинотеатров к домашним телевизорам. Можно ли сегодня представить телевизионные программы без «набора» самых разнообразных кинофильмов?

Вначале телевидение транслировало произведения киноискусства без всякого вмешательства со своей стороны («Тихий Дон» С. Герасимова, «Хождение по мукам» С Рошаля и др.). Затем появляются кинофильмы, специально снятые для телевидения. Телевизионные фильмы снимаются киносъемочной камерой с учетом того, что угловые размеры экрана телевизора иные, чем у киноэкрана. Иногда телевизионные фильмы записываются на магнитной ленте. Наконец создаются собственные телевизионные фильмы («Семнадцать мгновений весны», «Адъютант его превосходительства» и др.). Телевизионные фильмы, как правило, многосерийные, им свойственны длительность, прерывность (дискретность), повторность сюжетных блоков. Они тесно связаны с принципом программности и порождают клише-героев и клише-обстоятельств.

Синтез кино и телевидения (видеокассеты, видеодиск) создают новую ситуацию – ситуацию видеокультуры. Если кино создало массового зрителя, телевидение расширило аудиторию экрана до домашнего пользования. Видеокультура сделала потребление экранных текстов с учетом индивидуальных запросов зрителей. Техника видео позволяет делать видеозаписи, что еще в большей степени способствует удовлетворению запросов определенных групп потребителей.

К процессу взаимодействия различных элементов экранной культуры постепенно подключается и компьютерная культура, которая все чаще начинает соприкасаться с кино и телеискусством. Кинофильмы выступают как сообщение, представляющее собой артефакты зрелищной культуры, которые передаются в пространстве и времени с помощью различных технических средств.

Современный компьютер отличается от других средств передачи информации тем, что он способен представить данные различными способами – в виде звука, изображения, текста, таблиц и т.д. При этом связь между объектами этого гипертекста - объединения различных типов – может быть мгновенно изменена в зависимости от потребностей пользователя. Телевидение воздействует на пассивного зрителя, поскольку управление телевидением носит централизованный характер. Компьютер осуществляет интерактивное взаимодействие с пользователем, который выступает как активный субъект. Вполне естественно, что в этом случае компьютер может в большей мере, чем какие-то другие средства массовой информации удовлетворить индивидуальные запросы зрителя. В частности, компьютер может выполнить все функции по демонстрации выбранного пользователем по Интернету кинофильма. В этом случае экран компьютера превращается в киноэкран. Правда, в силу ряда обстоятельств – сложности нахождения программы кинофильмов по Интернету, сравнительно высокой стоимости просмотра фильмов и др. – эта функция компьютеров дело хотя и не далекого, но будущего.

Ныне все более актуально воздействие компьютерной культуры на киноискусство не в процессе функционирования последнего, а в ходе работы над кинофильмами. В этом случае в качестве действующих лиц вводятся синтетические образы – реалистические модели человеческого тела в движении. В процессе создания таких моделей датчики «снимают» движение с живого киноисполнителя. Данные передаются компьютеру, который создает модели для автоматической генерации поведения. Рождается абсолютно новый жанр – «виртуальные съемки».

Подобная технология создания фильмов сокращает этот процесс во времени и дает ощутимую экономическую выгоду. Она, к примеру, была применена Лукасом при создании фильма «Звездные войны. Эпизод 1». Правда, этот фильм далек от эстетического совершенства. Но в угоду экономическим выгодам этими ценностями часто пренебрегают. Для Лукаса компьютер просто средство сэкономить деньги, снять подешевле, и не более того. Ни о каком влиянии супертехнологий на эстетику в его фильме не приходиться говорить. Если и можно говорить о влиянии подобного применения компьютерной технологии на эстетическую ценность, то только, в основном, в отрицательном плане.

Компьютерная технология все шире применяется при создании мультипликационных фильмов. В этом случае компьютеры увеличивают или уменьшают изображения, рисуют все промежуточные кадры движущихся объектов, умножают созданные изображения. Для создания 15-минутного мультфильма, состоящего из 30 тысяч рисунков, должна трудиться в течение месяца группа из 20 мультипликаторов, художников, редакторов и контролеров. Компьютер позволяет резко упростить и ускорить процесс создания мультфильма. По команде оператора он может нарисовать и раскрасить до 80 % изображений, входящих в мультфильм. Введенное в компьютер изображение можно увеличивать или уменьшать, размножать. Процесс, называемый раскадировкой, позволяет мультипликатору рисовать только ключевые кадры движения. Компьютеру достаточно этой информации, чтобы нарисовать все промежуточные кадры. Производительность труда художника возрастает более чем в 10 раз, поэтому 15-минутный фильм можно закончить через неделю.

Под влиянием компьютерной технологии в кинематографии пробивают себе дорогу и другие существенные нововведения. Так, в марте 1999 года на конференции в Лас-Вегасе (США) была продемонстрирована методика цифровой обработки потоков света и продемонстрированы цифровые кинопроекторы, идущие на смену кинопленочным. Цифровое кино – неизбежное ближайшее будущее. В этих разработках широко применяются компьютеры, функционирующие на цифровой основе.

Все большее применение находит особый вид компьютерной технологии, получившей название мультимедия, который объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную информацию (текст, графику), так и представление культурных артефактов в динамическом виде (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.). Пользователь одновременно становится и читателем, и слушателем, и зрителем, что усиливает эмоциональное воздействие на человека. Мультимедийные средства активно включаются в индустрию развлечений, в практику работы информационных учреждений, музеев, библиотек. Мультимедийные программы используются в процессе обучения. Подобная программа по обучению иностранному языку дает возможность сопровождения написанных на дисплее слов правильным произношением. При этом компьютер, выступая в роли учителя, может воспроизводить текст и его сопровождение голосом столько раз, сколько нужно для запоминания.

Таким образом, экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком котороых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

Важным требованием системного анализа, как уже было отмечено, является рассмотрение структуры системы, как итога её предшествующего развития. То, что в развитой системе находится одно возле другого, в процессе развития этой системы - одно вслед за другим. Это требование системного анализа предполагает сочетание генетического и структурного подходов. При этом под генетическим подходом в широком смысле этого термина мы имеем ввиду исследование зарождения и последующего развития системы, приводящее ее к определенному состоянию.

Что касается структурного подхода, то под ним понимается анализ связей между элементами системы, определяющими форму ее функционирования как единого целого. Развитая система, в том числе и система экранной культуры, (хотя она еще находится в процессе становления) как бы синтезирует предшествующие этапы своего развития.

В зависимости от материальных носителей культуры можно выделить устную, письменную и экранную формы культуры.

Устная культура берет свое начало с появлением речи и доминирует вплоть до распространения письма. Эта культура основана на передаче культурных ценностей при помощи звука, речи, музыки и т.д. Ее можно назвать аудиокультурой.

Письменная культура характерна для перехода общества к цивилизационному пути развития. Она основана на передаче знака (буквы) и изображения. Ее можно назвать видеокультурой.

Экранная культура возникает с появлением экранных средств передачи культурных ценностей при помощи звука и изображения. Ее становление, как системы, происходит в условиях информатизации общества. Как бы включая в себя, синтезируя качества устной и письменной культур, экранная культура является аудиовизуальной культурой.

Возникая одна вслед за другой, эти формы культуры развиваются параллельно и ныне сосуществуют друг с другом, представляя собой многообразие форм культуры информационного мира. Эти формы культуры в историческом контексте составляют ее «филогенез», т.е. исторический процесс развития всей культуры. В данном аспекте экранная культура представляет собой синтез предшествующих этапов развития, поскольку включает в свое содержание устную и письменную культуры.

Вместе с тем, важно рассматривать саму систему экранной культуры в ее «онтогенезе», т.е. в собственном своем развитии. В этом аспекте, возможно, выделить такие ступени ее развития, которые находят воплощение в основных элементах экранной культуры – кино-, телевизионной и компьютерной культурах. Каждый из этих элементов подготавливает определенные предпосылки для последующих ступеней развития. Этот процесс взаиморазвития элементов системы экранной культуры совершался на протяжении длительного периода по мере совершенствования экранных технических средств и технологии их использования.

Свое начало экранная культура, как известно, берет с появлением культуры кино. Начав свой путь, «живая фотография» - кино совершенствуется ускоренными темпами. Однако язык киноэкрана, как средство общения, ограничен в пространстве самой техникой демонстрации фильмов в кинозале и разомкнут во времени из-за длительности процесса создания фильма, его тиражирования и распространения. Последующее развитие технических средств массовой информации породили более совершенные формы общения. Возникает телевидение.

Телевидение появляется не на пустом месте. Его предком, как и предком компьютерной культуры, является культура кино. Именно кино, начиная с конца XIX века, самым непосредственным образом подготавливает человечество к цифровой среде, к цифровой форме передачи информации, поскольку оно основано на дискретиции времени – двадцать четыре дискрета в секунду. Кино приучило нас манипулировать с пространством и временем, трансформировать реальность в движущиеся изображения. Кино подготовило нас к удобствам мира плоских (двухмерных) подвижных моделей. Цифровая среда имитирует несуществующие в реальности миры, вводит человека по существу в то, что ныне мы называем виртуальной реальностью. Оно сделало наглядными многие цифровые и компьютерные понятия, такие как дискретизация и многие другие, которыми ныне люди оперируют в области телевидения и компьютеров. Таким образом, сыграв свою роль, кино подготовило появление и восприятие мира телевидения и компьютеров.

Телевизор, передавая информацию в аудиовизуальной форме на расстояние радиоэлектронными средствами, по своему существу является электронной разновидностью кинематографа. Но по своим возможностям, телевидение намного превосходит кино. Оно обеспечивает удобства восприятия информации, большой охват территории. Заимствуя у кино все его сильные характеристики (сочетание аудио и видеоизображения, дискретность, технологию киномонтажа и другие), телевизионное искусство обладает рядом новых свойств – игровой природой, диалогом, передачей информации в режиме реального времени и т.д. Однако при восприятии изображений и звука зритель-слушатель ограничен в свободе выбора получаемой информации передаваемыми программами. Правда, здесь уже существуют зачатки интерактивного общения, когда телезритель звонит в студию и тем самым «влияет» на ход передачи. Но интерактивность, по-настоящему, означает управление источником информации со стороны пользователя. В более полном виде интерактивность характерна для компьютерной культуры.

Зарождение компьютерной культуры связано не только, как уже было сказано, с кино, но и с телевидением. Дело в том, что ныне развитие и функционирование телевидения все органичнее связывается с миром компьютеров. Все более реальным становится сращивание телевизора и компьютера. В одном случае демонстрация кинофильмов осуществляется на базе телевизора, соединенного приставкой-декодером с компьютерной сетью. В другом – на базе компьютера, экран которого используется как телевизор. И в том, и в другом случае осуществляется компьютеризация телевидения. Все идет к тому времени, когда компьютер заменит кинокамеру и телевизор.

Таким образом, компьютерная культура диалектически включает в себя все положительные моменты предшествующих ступеней развития экранной культуры. Однако, в отличие от кино и телевидения, компьютер дает возможность намного, в пределах всемирной Сети, увеличить степень свободы выбора информации, обеспечивает глобальное интеробщение и в максимальной степени учитывает индивидуальные запросы пользователя. Возникает киберпространство – совокупность систем компьютерных коммуникаций и потоков информации разной природы, циркулирующих в мировых сетях. Пользователю в кибернетической культуре становятся доступными многие культурные ценности, удаленные от него на значительные расстояния – музеи и библиотеки, театры и концерты, египетские пирамиды и буддийские храмы стран Востока. Развитие «электронной почты» позволяет пользователю входить в непосредственный контакт с интересующими его людьми, участвовать в телеконференциях.

Анализ системы экранной культуры, как итога ее генезиса, позволяет выявить логику становления этой системы.

В процессе развития экранной культуры охват пользователей идет от макрогрупп (кино) к микрогруппе (телевидение) и далее – к индивидуальному пользователю (компьютер). Следовательно, экранная культура в процессе своего развития все более приспосабливается к удовлетворению запросов потребителей этой культуры, к учету их интересов. В то же время степень свободы выбора идет от ограничения этой свободы техникой и условиями пользования культурными феноменами (кино) к ограниченной свободе выбора в силу приближения времени сообщений к времени событий (телевидение), и далее – к свободе выбора информации в пределах мировой Сети. Свобода выбора представления тех или иных феноменов культуры по мере развития экранной культуры возрастает. Так же возрастает и степень интеробщения, которое отсутствует в кинокультуре, ограничено в телевизионной культуре и приобретает глобальный характер в культуре компьютерной. Сравнение технических систем экранной культуры можно представить следующей таблицей:

Проведенный анализ экранной культуры, с точки зрения системного подхода, подводит нас к определению понятия «экранная культура». Экранная культура – исторически сложившаяся система получения культурных произведений, способов их производства и трансляции с помощью экранных технических средств, системообразующим признаком которой является представление культурных артефактов в аудиовизуальном и динамичном виде. Это главнейшая характеристика новой информационной среды, новой культуры информационного общества, где основной ценностью являются не материальные товары, а духовные факторы, информация и знание.Именно поэтому эта новая среда обитания человека называется информационным обществом. В этом обществе экранная культура функционирует на общем фоне информационной культуры.

Под экранной культурой может подразумеваться как вся аудиовизуальная коммуникация, так или иначе связанная с экранным носителем, так и составная часть этой коммуникации, непосредственно обусловленная развитием технических средств кинематографа.

Существует и несколько "промежуточных" пониманий, обусловленных тем содержанием, которое вкладывается в слово "экран": кино и телевидение; кино, телевидение и видео; кино, телевидение, видео и дисплей персонального компьютера Вернер Ингенблек. Все о мультимедиа. - Киев: BHV, 2008. - 123с.

При рассмотрении этапов развития экранной культуры - кино, телевидение, видео и Интернет, - отмечается, что каждый из этих этапов создавал предпосылки для появления нового вида экранной культуры. Этот процесс происходил по мере совершенствования экранных технических средств и технологии использования.

Современный кинематограф в последние годы с приходом компьютерных технологий превратился в качественно иной вид зрелища. Прошлые кинематографические модели, так или иначе, фальсифицировали реальность. Режиссер брал отпечатки реальности и монтировал их в соответствии со своей концепцией. С приходом компьютерных технологий был сделан новый шаг, мир фантазии приобрел фотографическую реальность.

Если раньше это достигалось благодаря введению некоторой условности, то теперь в этом нет необходимости, кроме собственно художественного решения: зритель абсолютно верит в реальность артефакта.

Кинематограф, всегда стремившийся создать подобие симулякра - означающего без означаемого - на стадии современных компьютерных технологий получает его идеальное воплощение.

Доступность и свобода пользования информацией превращает медиапространство в место встречи людей, которые ищут созвучия в огромном мире культуры. Опасности такого общения становятся предметом рассмотрения специалистов разных областей знаний: психологов, философов, культурологов.

Современный экран находится на грани исчезновения, растворяясь в виртуальной реальности.

Новая "порода" людей, живущих в виртуальном мире Интернета более, нежели, чем в реальном, развивает новый язык электронной аудиовизуальной коммуникации.

Увеличение значения визуальной коммуникации и наступающее на человека ее количество свидетельствует о расширении доли коллективного мифологического сознания, апеллирующего к образному восприятию мира. Как правило, рациональное преподносится зрителю именно в форме образов. Данная модель, прежде всего, ориентирует человека на слияние понятийного и образного. В таком случае наблюдается нерасчлененность понятия субъекта и объекта, предмета и знака Каптерев А.И., Шлыкова О.В. Введение в мультимедиа: Учеб. пособие/ М-во культуры РФ, МГУК. - М., 2008. - 45с.

Всеобщее расширение процесса массовой коммуникации и развитие информационного общества оказало влияние на характер и функционирование всей системы экранной культуры в целом. Оказалось, что это воздействие настолько мощное, что допустимо говорить о тенденции экранной культуры подстраиваться к требованиям информационного пространства.

Средства массового тиражирования создали тип усредненного зрителя. Сформировалась особая "средняя" область, которая не относится к традиционно "высокой" и традиционно "низовой" культуре, и ориентируется на некий стандартизированный продукт, соответствующий среднему эстетическому и интеллектуальному уровню массового зрителя. В определенном смысле можно перенести это на соотношение между элитарной и народной субкультур, массовую же обозначить как среднюю. Отныне зритель и не интеллектуал, но и не потребитель самого незатейливого зрелища.

Чем мощнее становится информационная область, тем более увеличивается число включенных в нее людей.

Происходит процесс размывания ранее нерушимых границ различных культур, что ставит под угрозу функцию диалога как такового. В данном случае мы имеем дело с вариантом, при котором можно соединить звезды классики и фольклора, соединение которых в некоторых случаях дает "поп-звезду", что постепенно готовит массового зрителя к некоему "усредненному вектору понимания".

Так возникает единая сеть координат культурного информационного пространства. Ранее подобный процесс мог происходить в рамках относительно локальной коммуникации, сейчас появились иные возможности. Научно-технический прогресс создает новые виды функционирования экранной культуры и ее широкого охвата массовой аудитории: жизнь воспринимается через фильтр массовой коммуникации в рамках экранной культуры.

Интересным оказывается факт: в современной экранной культуре происходит селекция, которая заключается в выборе того, что можно считать искусством "вообще" и "хорошим" искусством, в частности. Основывается данная селекция на антихудожественном тезисе, согласно которому зритель должен понять текст.

В свою очередь, так называемое, доступное, ориентированное на массового зрителя кино, всегда стремилось и стремится к псевдохудожественности. Непонимание, сложность, которая очень часто является элементом художественности текста, становится критерием для исключения или адаптации его для так называемого "среднего пласта культуры". Если ранее произведение "высокой" культуры могли принимать или не принимать, оно могло подвергаться осмеянию в "низовой" культуре, но его не обязаны были понимать все, сейчас условия иные: "качество" зависит от простоты его понимания потенциальным потребителем современной экранной продукции. Зависимость оказывается следующей: чем шире круг зрителей, тем оно выше.

Многие считают, что именно "экранной культуре" принадлежит будущее. Но необходимо отметить, что, если эта культура получит распространение в обществе, то она станет "массовой". Это подтверждает тот факт, что ее существование в ХХТ в. неизбежно и прогнозируемо. Даже в нашей стране "массовая культура" нашла отражение не только в беллетристике и продукции ТВ, но и в дизайне собственного жилья, выборе одежды, бытовой техники, марки автомобиля, даже породы домашней собаки.

Элементы экранной культуры можно обнаружить в незапамятные времена,

на заре человечества, когда первобытный дикарь, помещая руку или какой-то предмет в пространство между источником света (входом в пещеру, костром) и стеной пещеры, получал на ней, как на экране неподвижное или движущееся изображение. На протяжении тысячелетий элементы экранной культуры присутствовали в театре теней. Но подлинный расцвет экранной культуры проявился в конце XIX в., когда в 1895 г. во Франции братья Люмьер изобрели кинопроектор и создали "никель ольдеоны" - первые кинематографы.

Таким образом, экранная культура - это культура, основным носителем текстов которой является не письменность, как прежде, а экран, монитор. И в этом смысле,экранная культура - логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница - это ожившая, озвученная книжная страница.

Экранная культура

основана на системе экранных изображений и экранной речи. Они объединяют действие, устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многие другие элементы. Вполне естественно, что содержание экранной культуры включает в себя самые разнообразные формы, связанные с кино, телевидением и компьютерами.

Современный компьютер

отличается от других средств передачи информации тем, что он способен представить данные различными способами – в виде звука, изображения, текста, таблиц и т.д. Компьютер осуществляет интерактивное взаимодействие с пользователем, который выступает как активный субъект. Вполне естественно, что в этом случаекомпьютер может в большей мере, чем какие-то другие средства массовой информации удовлетворить индивидуальные запросы зрителя . В частности, компьютер может выполнить все функции по демонстрации выбранного пользователем по Интернету кинофильма. В этом случае экран компьютера превращается в киноэкран.

Все большее применение находит особый вид компьютерной технологии, получившей название мультимедия, который объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную информацию (текст, графику), так и представление культурных артефактов в динамическом виде (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Пользователь одновременно становится и читателем, и слушателем, и зрителем,

что усиливает эмоциональное воздействие на человека.

Мультимедийные средства активно включаются в индустрию развлечений, в практику работы информационных учреждений, музеев, библиотек. Мультимедийные программы используются в процессе обучения. Подобная программа по обучению иностранному языку дает возможность сопровождения написанных на дисплее слов правильным произношением. При этом компьютер, выступая в роли учителя, может воспроизводить текст и его сопровождение голосом столько раз, сколько нужно для запоминания.

Развитие и функционирование телевидения все органичнее связывается с миром компьютеров. Все идет к тому времени, когда компьютер заменит кинокамеру и телевизор.

Компьютерная культура диалектически включает в себя все положительные моменты предшествующих ступеней развития экранной культуры. Однако, в отличие от кино и телевидения, компьютер дает возможность намного, в пределах всемирной Сети, увеличить степень свободы выбора информации, обеспечивает глобальное интеробщение и в максимальной степени учитывает индивидуальные запросы пользователя. Развитие “электронной почты” позволяет пользователю входить в непосредственный контакт с интересующими его людьми, участвовать в телеконференциях.

Экранная культура в процессе своего развития все более приспосабливается к удовлетворению запросов потребителей этой культуры, к учету их интересов. Свобода выбора представления тех или иных феноменов культуры по мере развития экранной культуры возрастает.

Экранная культура - это новая информационная среда, новая культура информационного общества, где основной ценностью являются не материальные товары, а духовные факторы, информация и знание. Именно поэтому эта новая среда обитания человека называется информационным обществом. В этом обществе экранная культура функционирует на общем фоне информационной культуры.

группа АЙЫЛГЫ,
журнал "Сакральные силы".

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...