Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Эры, летосчисления, эра. Диоклетиана, новая эра, хиджра. Виды календарей: древние, современные и специальные

из Энциклопедии чудес, загадок и тайн


ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ - последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за

ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников

события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково.

Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно,

руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели

свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы - от

нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную

точку время вступления на трон "Великого Могола" Акбара (в 1550 году). До

византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было

упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова.

Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая

точка отсчета, используемая и поныне под названием "наша эра". Но от чего

мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало

малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. - календарь древних майя,

соответственно на наш "юбилейный год" древние цивилизации, сохрани они свою

культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году "всего лишь" 13900 и

13542 новый год соответственно... В 6984 г.до н.э. (по наиболее

частоцитируемым источникам), якобы, сотворили наш бренный мир (вообще же

"дат сотворения" насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то

скоро мы бы отметили "некруглую дату нашего Мира - 8984 год... Византийская

эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в

1700 году н.э., а в Греции в 1821, в двухтысячном году по этому календарю

был бы 7509 год!.. Древнееврейский календарь начался в 3761 г.до н.э., на

юбилей будет 5761 год... Еще одно "сотворение мира" было якобы в 3483 году,

так что нам - уже 5483 года... Китайцы в это же время встретят "всего лишь"

4698 год своего календаря... Фараон Рамзес-2 ввел новый календарь в 1300

г.до н.э., и на "юбилей" у него также будет кругля дата - 3300 год!..

Римский календарь, начавшийся в 753 году до н.э., если бы не потерял силу в

45 г.до н.э., то показал бы 2753 год!.. Японский календарь начался в 660

г.до н.э., но летоисчисление обновляется при смерти каждого императора...

Буддисткая эра идет с 484 г.до н.э. и скоро покажет год 2484... Эра

селевкидов (сирийских христиан в Ливане) началась в 312 г.до н.э., в

двухтысячном для этой немногочисленной группы населения пойдет 2312 год...

Календарь хинди отметит 2080 год... Испанская эра идет с 38 г.до н.э., и

вскоре некоторые португальцы (не испанцы) отметят 2038 год... Исламский

календарь - самый молодой из религиозных календарей, он ведет свое

летоисчисление с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину с

622 г., в юбилейном году мусульмане отметят лишь 1378 год... Ацтеки

обновили летоисчисление в 1454 (после смерти и возрождения Солнца), если бы

их цивилизация не деградировала, для них был бы всего-то 546 год ИХ Новой

эры...

Вводили новый календарь после Великой французкой революции,.. думали об

этом и после Великой октябрьской революции в России, во всяком случае

текущий год новой Социалистической эры печатался почти на всех

календарях...

· Что такое отсчет времени в истории, и какими промежутками пользуются историки для измерения времени?

В древности народы мира вели счет лет по-разному, поэтому в большинстве стран была установлена своя система летоисчисления .

Ø Исторический словарь

Летоисчисление (эра) –отсчет исторического времени отопределенного момента.

Каждый народ начинал отсчет лет от события понятного и важного только для него. Так, например, древние египтяне вели летоисчисление по династиям своих царей – фараонов; японцы – от вступления на престол очередного императора; древние греки – по олимпиадам; древние римляне – от основания Рима. Мусульмане, последователи ислама, ведут начало своей эры с 622 г., когда основатель ислама пророк Мухаммад переселился из города Мекки в Медину. В основу летоисчисления, действовавшего на Руси, был положено описанное в Библии сотворение мира.

В большинстве современных стран, пользуются летоисчислением от условного года рождения (Рождества) Иисуса Христа, родоначальника одной из крупнейших мировых религий – христианства. Это летоисчисление называют

наша эра (новая эра )илиэра от Рождества Христова .

События, произошедшие от рождения Иисуса до наших дней обозначаются сокращенно – н.э. , или от Р. X. Все события до рождения Христа, произошли до нашей эры, или до Рождества Христова, сокращенно до н. э. или до Р. X. Для событий нашей эры можно не указывать сокращение«н.э.»написьме и опускать слова «нашей эры» во время устного ответа.

Существуют и другие измерители времени. Каждые сто лет называют веком (столетием) .Тысяча лет или десять веков составляют тысячелетие .

Ø Это интересно

- Многие современные ученые считают, что Христос родился примерно в 5 году до н.э.

- В древней Руси новый год начинался в марте. В 1492 г. начало года перенесли на сентябрь. С 1700 г. по указу царя Петра I в России было введено христианское летоисчисление, а новый год начинался с 1 января.

Чтобы представить движение времени в истории, используют линию(ленту) времени .Это прямая линия,на которой нанесены временныепромежутки (годы, столетия). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры.

Многие исторические события произошли до нашей эры, и на линии времени они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа от этой линии. Счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням.

Важно помнить, что первый век нашей эры начинается в 1-м году и заканчивается в 100-м году. Соответственно второй век начинается в 101-м году, а заканчивается в 200-м году. Следовательно, начальные годы веков – это

101, 201, 301... 1901, а годы с нулями (100, 200, 300, 2000) – это последние годы веков.

Если цифры года заканчиваются на два нуля, то первая или две первые цифры указывают номер века, например: 500 год – V век, 1800 год – XVIII век. Если же вместо нулей появляется хотя бы одна цифра, тогда эту дату относят к следующему веку, например: 501 год – VI век, 1825 год – XIX век.

Чтобы усвоить, как определять начало и окончание разных веков, воспользуйтесь таблицей:

1-100 гг. 801-900 гг. 901-1000 гг. 1001-1100 1101-1200 1201-1300 1901-2000
гг. гг. гг. гг.
I в. IX в. X в. XI в. XII в. XIII в. XX в.

· Работая в парах, попросите друг друга вспомнить новые слова, употребленные в тексте и объяснить их смысл. По учебнику проверьте правильность ответа.

· Используя линию времени в качестве подсказки, попробуйте ответить, чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?

Календарь и его виды

· Как и для чего люди составляли календари?

Чтобы измерять интервалы времени, а также фиксировать важные исторические события и природные явления, многие народы стали создавать

календари .

Ø Исторический словарь

Календарь –система счета больших промежутков времени,сделением их на более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Слово «календарь» происходит от латинского слова calendarium, что буквально значит «долговая книжка». В Древнем Риме должники платили проценты в день календ - первых дней месяца, приходящихся на время, близкое к новолунию.

Существует три вида календарей – лунные , связанные с движением Луны, солнечные, в основу которых положен солнечный год–промежуток времени,приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, и лунно-

солнечные ,основанные на сочетании движения Луны вокруг Земли и Земливокруг Солнца.

Первые в истории календари появились более пяти тысяч лет назад в Древнем Вавилоне. Это были лунные календари, которые ориентировались на лунные месяцы – изменения фаз Луны. Солнечный календарь создали древние египтяне, разделив год на 365 суток.

Точность календарей – свидетельство того, что люди знали математику, астрономию, понимали законы природы. В современном мире наиболее распространен солнечный календарь.

Ø Это интересно

В 46 г. до н.э. римский правитель и полководец Юлий Цезарь ввел юлианский календарь .Чтобы сделать его более точным,один разв четыре года добавлялся один день, т.е. после трех обычных лет следовал високосный год.

4 октября 1582 г. папой римским Григорием XIII был введён григорианский календарь ,в котором были убраны лишние10суток. Так, в католических странах, следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Также, из каждых 400 лет убирали по три високосных года, общее количество которых стало не 100, как в юлианском календаре, а только 97. В быту юлианский календарь стали называть «новым стилем », а григорианский календарь – «старым стилем ». В ХХ веке различие между этими двумя календарями составляло уже 13 дней.

В Советской России календарь «нового стиля» был введен в январе 1918 года (после 31 января наступило 14 февраля). В связи с этим, появилась традиция отмечать Старый Новый год, так как 14 января соответствуют 1 января по старому стилю.

· Расскажите, что в тексте было для вас известным, а что новым.

· Почему в мире существуют различные виды календарей и систем летоисчисления?

4. Практическая работа: Правила работы с лентой времени.

На уроках истории в 5-м классе вы научитесь решать хронологические задачи. Чтобы правильно выполнять такие задания, придерживайтесь определенной последовательности, а именно:

Ø Памятка для решения хронологических задач

1. Начертите линию времени – прямую линию, разделенную черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и более четкую черточку – начало отсчета, а в конце стрелку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. На линии времени запишите условие задачи (годы).

5. Выполните вычисление и запишите сжатый ответ.

Ø Образцы исторических задач и их решений:

1. Задачи на установление века, в котором произошло событие

каком веке произошло событие, если известен год?).

В 1663 г. был построен Маяцкий острог – первое постоянное поселение на территории нашего края. В каком веке это произошло?

Ответ: прошло16полных веков от начала нашей эры и еще63годаследующего века. Следовательно, Маяцкий острог был основан в 17 веке.

2. Задачи на установление отдаленности события от нынешнего времени (Сколько лет назад состоялось событие,если известна его дата?).

Вычислите, сколько прошло лет от битвы на реке Калке (1223 г.). до сегодняшнего дня?

Ответ: 2015– 1223 = 792года


Похожая информация.


Одна из древнейших эр относится к дате - среда 26 февраля 747 г. до н. э. В этот день вступил на престол вавилонский царь Набонассар. Его имя давно бы забыли, если бы вавилонские жрецы не отмечали свои астрономические наблюдения по эре Набонассара. Позже эту эру использовал ученый Клавдий Птолемей (II в. н. э.) для составления своего «канона царей». Этот хронологический список охватил около 900 лет: от воцарения Набонассара до современника Птолемея - римского императора Антония Пия (138-161). Птолемеев канон продолжали римские историки до 29 августа 284 г., когда римским императором был провозглашен Диоклетиан.
С этого дня началась новая эра - Диоклетианова , которая сохранилась до нашего времени лишь у коптов - потомков древних египтян.

В IV в. господствующей религией в Римской империи стало христианство. Руководители церкви в 325 г. решили, что главный христианский праздник - пасху - следует начинать в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Это полнолуние приходится каждый год на другую дату. Поэтому расписание пасхальных дней составляли на много лет вперед.
При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан. Так продолжалось до 247 г. по эре Диоклетиана, когда ученого монаха Дионисия осенила мысль: почему христиане ведут счет годам от воцарения Диоклетиана? Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа? Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии. Древние персы верили, что их бог Солнца - Митра родился 25 декабря. В этот день (по юлианскому календарю) наступало зимнее солнцестояние, после которого дни начинают увеличиваться, - значит, светлый Митра побеждает темные силы мрака. Позже христиане приурочили к 25 декабря день рождения Христа, а в каком году он родился, никто не интересовался.
Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. - «от рождения Христа». Дионисий выбрал это число потому, что начало пасхи, в отличие от рождества, может наступить в любой день от 4 апреля до 8 мая. Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 - как во втором году, и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления; он придумал ее только для пасхальных расписаний. И прошло более 1000 лет, прежде чем Дионисиева (как ее следовало бы называть) эра была принята всеми европейскими государствами. Это так называемая новая эра (н. э.), которой пользуемся мы в настоящее время.

Хиджра

На сто лет позже Дионисиевой была создана мусульманская эра - хиджра , получившая признание у арабских народов. Счет лет мусульманская эра начала с 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. В этот день основатель мусульманской религии - Мухаммед (Магомет) покинул Мекку, чтобы переселиться в Медину. Верующие мусульмане пользуются лунным календарем, который на 10-11 дней короче нашего. По этому календарю за 32 наших года проходит 33 лунных. 1394 год мусульманской эры начался 21 января 1974 г. по нашему календарю. Мусульмане Афганистана, Ирана, Турции пользуются и солнечным календарем. Новый год у них начинается в день весеннего равноденствия, так 21 марта 1973 г. наступил 1352 год по мусульманскому солнечному календарю.
БДЭЭ-История человечества

Виды летоисчисления (эры) и точки отсчета

История и СИД

К первым например относится эра Кали в Индии. К политическим эрам относятся те исходной точкой которых служат даты основания городов вступления на престол различных правителей и т. Такова например эра постконсулата исходной точкой которой явилось избрание последнего римского консула Флавия Василия Меньшего в 541 г.В реальных эрах за точку отсчета времени принимается историческое событие в фиктивных легендарное.

Вопрос 14 Виды летоисчисления (эры) и точки отсчета.

Эройназывается исходный момент (точка) летосчисления.

В исходной точке отсчета времени нуждается любая календарная система. Отправной точкой летосчисления могло быть любое важное событие в истории определенного человеческого коллектива. В зависимости от того, какой характер имело это событие, различают астрономические, политические и религиозные эры. К первым, например, относится эра Кали в Индии. Счет времени по этой эре велся от 18 февраля 3102 г. до н. э., когда было зафиксировано особое взаимоположение некоторых планет. К политическим эрам относятся те, исходной точкой которых служат даты основания городов, вступления на престол различных правителей и т. д. Такова например, эра постконсулата, исходной точкой которой явилось избрание последнего римского консула Флавия Василия Меньшего в 541 г. Счет лет велся «пост консулатум Василии» («после вступления в должность консула Василия»). Эта система счета употреблялась и в Византии и была запрещена специальным указом императора Льва Философа (886—912). Наконец, религиозные эры имеют отправным моментом религиозные события — рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Существует и другое деление эр — на реальные и фиктивные.

В реальных эрах за точку отсчета времени принимается историческое событие, в фиктивных — легендарное. К первым относится, например, эра Набонассара, занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 г. до н. э/Она стала широко известной благодаря выдающемуся греческому астроному Клавдию Птолемею (ок. 90—160 гг. н. э.). В одном из своих трудов он привел таблицу — так называемый «Канон царей», в котором зафиксировал имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских, македонских (греческих) царей и римских императоров — от воцарения Набонассара до римского императора Антонина Пия (86—161гг.). В дальнейшем в «Канон» вошли византийские императоры вплоть до падения Византии в 1453 г. Реальной была и эра Селевкидов (по имени основателя этой династии в Сирии)—1 октября 312 г. до н.э., эра Диоклетиана (по-другому она называлась «эра мучеников чистых», так как этот император жестоко преследовал христиан) — с момента воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н. э., эра от основания Рима с 754 г. до н. э. (по Марку Терренцию Варрону — 21 апреля 753 г. до н.э.), олимпийская эра — от первых Олимпийских игр в 776 г. до н. э.

Фиктивными являются эра от Рождества Христова, мусульманская эра — хиджра — от дня бегства Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 г. н.э., буддистская эра — от смерти Будды в 544 г. до н. э., различные эры от сотворения мира — антиохийская, византийская, александрийская и др. Последние три эры, широко распространенные в христианских странах, называются также мировыми. Все они по-разному датировали сотворение мира, от которого вели отсчет времени: александрийская —29 августа 5493 г. до н. э., антиохийская — 1 сентября 5969 г. до н. э. (по другим источникам — 5507 или 5515 гг. до н. э.), византийская, принятая на Руси,— 1 сентября 5509 г. до н. э., созданная при императоре Констанции (337—361 гг.), или 1 марта 5508 г. до н. э. (другие ее названия -^ константинопольская или древнерусская), которая стала применяться в Византии в VI в. и была хорошо соотнесена с Библией, так как отсчет времени в ней вели от Адама, сотворенного в пятницу, на которую и пришлось 1 марта 1 г. этой эры. Церковь так и не смогла установить единую дату этого события. Полярными датами сотворения мира являются 6984 и 3483 гг. до н. э.

Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р. X., после Р. X., до или после нашей, или новой эры). Она была создана в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым — скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа — 754 г. от основания Рима или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В VI в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к XIX в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 г.

Любая эра, а их известно около двухсот, условна. Поэтому название «фиктивная» в приложении к определенным эрам следует признать неудачным. Для правильного отсчета времени достоверность события, от которого ведется отсчет, безразлична. В настоящее время изучены далеко не все эры. Например, исходная точка херсонесской эры (в античном и средневековом Херсонесе) является дискуссионной.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33010. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга 25.61 KB
Кроме того следует признать недостаточным у Канта и то что он всего лишь только описал формы мышления умственные категории и законы мысли но не выявил основного единого общего принципа познания. Ведь только наличием подобного единого общего принципа познания можно объяснить не только слаженность форм мышления умственных категорий и законов мысли но и само их внутреннее единство между собой.И это есть вопрос не только выявления недостаточности кантовской философии это вопрос концептуальный потому что задача раскрытия данного единого...
33011. Философия Гегеля 23.36 KB
Введением к гегелевской философской системе служит его Феноменология духа где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания от низшей формы непосредственного чувственного восприятия до высшей ступени абсолютного или чистого знания на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность. От бытия понимаемого как явление Гегель переходит к более глубоким внутренним закономерностям к: сущности. Гегель утверждает что противоречие...
33012. Философия марксизма 18.68 KB
Дарвина открытие клеточного строения живых организмов изобретение проволочного телеграфа паровоза парохода автомобиля фотографии многочисленные открытия в сфере производства механизация труда; крушение идеалов Великой французской революции свобода равенство братство идеи французского Просвещения их невозможность воплощения в реальной жизни; нарастание социальноклассовых противоречий и конфликтов революция 1848 1849 гг. Суть исторического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для...
33013. Позитивизм и его разновидности 16.86 KB
Логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том чтобы наблюдать описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории. Современная философия науки начинается с Венского кружка философов участники кот выпустили манифест научное мировоззрение. По мнению неопозитивистов предметом философии д б язык науки а также деятельность философов направленная на анализ знания выраженного в языке науки. культ науки философия должна быть заменена науками в результате логического анализа языка3.
33014. Иррационализм в середине XIX века 14.55 KB
Они вообще говоря не отвергали науку ее практическое значение для человеческой жизни но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека.Кьергегор на первый план выдвигает проблему человека. Рассмотрим каковы по Кьеркегору методы и способы познания человека. По Кьеркегору никакие научные рациональные методы не годятся для познания человека.
33015. Западноевропейская философия XX века 38.12 KB
Метод основан на идее специфики философского изучения сознания заключающегося в применении метода интуиции. Метод Эдмунда Гуссерля позволяет философии стать на позиции внутреннего вхождения в поток сознания обеспечивающий возможность непосредственно наблюдать видение структур чистого сознания. Основные формы эмоционального состояния обыденного сознания: забота вина страх ответственность страх смерти и т. В отличие от классических онтологий что как правило рассматривают бытие как объективный независимый от сознания мир Мартин...
33016. Русская православная философия 18.37 KB
Поэтому философия приобретает религиозный характер что проявляется в русской философии в целом и ее религиозноидеалистическом направлении в частности. Важнейшие философскомировоззренческие проблемы по поводу понимания и толкования духовного и материального веры и разума смысла жизни свободы человека смерти и бессмертия и другие были в поле зрения как философии так и религии. О русской философии. Ее фундамент закладывает Киреевский определив задачи русской религиозной философии.
33017. Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма 43.54 KB
Основной вопрос философии: Философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Вопрос о соотношении сознания и бытия духа и природы является основным вопросом философии.
33018. Метафизический метод познания (мышления) 17.82 KB
Признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления Метафизика. в любой его форме становится препятствием на пути прогрессивного развития научных знаний. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса сформировавшихся в конце 18 первой половине 19 вв.

Календарем обычно называется некоторая система, с помощью которой становится возможным дифференцировать поток времени на определенные промежутки, что помогает упорядочить течение жизни. За всю историю человечества календарей было огромное множество, и основывались они на разных принципах. В этой статье мы обсудим календарей, а также поговорим о том, какую форму может принимать наша современная система отсчета времени.

Происхождение слова «календарь»

Прежде чем перейти к описанию непосредственно самих типов систем счисления, выясним, откуда происходит слово, их обозначающее. Термин «календарь» этимологически восходит к латинскому глаголу caleo, которое переводится как «провозглашать». Еще один вариант, ставший источником слова «календарь», это calendarium. Последним в Древнем Риме называлась долговая книга. Caleo сохраняет для нас память о том, что в Риме начало каждого месяца особенным образом торжественно провозглашалось. А что касается долговой книги, то ее значение обусловлено тем, что все проценты по долгам и ссудам в Риме выплачивались первого числа.

Происхождение календарной системы

О том, что время течет по определенному кругу, человечество осознало давно на основании циклически повторяющихся событий и явлений, которых довольно много. Это, к примеру, смена дня и ночи, времен года, вращение небесных сфер и так далее. На основании их со временем развились различные виды календарей. Основная единица времени любого из них - это сутки, которые включают в себя один оборот Земли вокруг собственной оси. Затем немаловажную роль в истории сыграла луна, смена фаз которой образует так называемый синодический месяц. Именуется он так по греческому слову «синодос», которое переводится как «сближение». Речь идет о сближении в небе солнца и луны. Ну и, наконец, смена четырех времен года составляет тропический год. Название его происходит от греческого «тропос», то есть «поворот».

Почему у разных народов, живущих на одной и той же планете, имеются различные виды календарей? Ответ заключается в том, что продолжительность суточного круга, синодического месяца и тропического года не коррелируют между собой, что предоставляет широкие возможности выбора при составлении календаря.

Три вида календаря

На основании описанных значений в разное время предпринимались попытки составить пригодный для жизни общества календарь. Некоторые из них руководствовались только лунными циклами. Таким образом, появились лунные календари. Как правило, они насчитывали по двенадцать месяцев, ориентированных только на движение ночного светила, и не соотносились со сменой времен года. Другие, напротив, свои расчеты делали только на основании круга времен года, не считаясь с луной и ее ритмом. Такой подход дал начало солнечным календарям. Третьи принимали во внимание оба цикла - солнечный и лунный. И, отталкиваясь от последнего, пытались, так или иначе, примирить оба между собой. Они дали начало смешанным солнечно-лунным календарям.

Лунный календарь

Теперь обсудим нюансы времени, основанные исключительно на движении луны. Лунный календарь, как уже было сказано, основывается на синодическом месяце - цикле смены лунных фаз от новолуния к полнолунию. Средняя продолжительность такого месяца равна 29,53 суток. Поэтому в большинстве лунных календарей месяц длится 29 или 30 суток. При этом год чаще всего состоит из двенадцати месяцев. Таким образом, получается, что длина года составляет около 354,36 суток. Как правило, его округляют до 354, вводя при этом периодически високосный год в 355 дней. Делают это везде по-разному. К примеру, известен турецкий цикл, где на восемь лет приходится три високосных года. Другой вариант, с соотношением 30/11, предлагает арабская система, на основе которой составляется традиционный мусульманский календарь.

Поскольку лунные календари никак не связаны с движением солнца, они постепенно расходятся с ним из-за разницы в десять с лишним суток в году. Так, циклу солнечного календаря в 34 года соответствует 35 лет лунного. Несмотря на такую неточность, эта система удовлетворяла многие народы, особенно на ранней стадии развития, когда для них был характерен кочевой образ жизни. Луна легко наблюдаема на небе, и этот календарь не требует значительных сложных расчетов. Со временем, однако, когда возросла роль сельского хозяйства, его возможности оказались недостаточны - потребовалась более жесткая привязка месяцев ко временам года и кругу сельскохозяйственных работ. Это стимулировало процесс развития солнечного календаря.

Недостаток лунного календаря

Помимо того что календарь, основанный целиком на лунном цикле, значительно расходится с тропическим годом, он имеет и другой значительный недостаток. Заключается он в том, что из-за очень сложной орбиты продолжительность синодического месяца непрерывно меняется. Разница при этом может достигать шести часов. Следует сказать, что точкой отсчета нового месяца в лунном календаре является не новолуние, которое труднонаблюдаемо, а так называемая неомения - первое появление молодой луны на закате. Это событие следует за новолунием через 2 или 3 дня. При этом время неомении зависит от времени года, продолжительности текущего месяца и местоположения наблюдателя. Это значит, что календарь, рассчитанный в одном месте, окажется совершенно неточным для другой области. Да и в целом никакая система, основанная на лунных циклах, не способна точно отражать реальное движение ночного светила.

Солнечный календарь

История календаря не может быть полной без упоминания солнечного цикла. Надо сказать, что на сегодняшний день это основная форма счисления времени. Основывается она на тропическом году, состоящем из 365,24 суток. Чтобы сделать расчеты более точными, периодически вводятся високосные годы, которые собирают накопившиеся «излишки» в один «лишний» день. Имеются различные системы високосов, благодаря чему известны многие виды календарей, основанных на движении солнца. Точкой отсчета традиционно считается Поэтому одно из требований солнечного календаря состоит в том, чтобы каждый год это событие приходилось на одну и ту же дату.

Первой системой високосов обладал Его слабым местом было то, что за 128 лет он набирал один лишний день, а точка равноденствия смещалась, соответственно, назад. Эту неточность пытались исправить различными способами. К примеру, Омар Хайям предложил особый 33-летний цикл, который затем был положен в основу персидского календаря. Позже, по инициативе Папы Римского Григория, был введен григорианский календарь, являющийся основным гражданским календарем современного общества. Он также постепенно набирает один лишний день, но этот период растягивается со 128 лет до 3300.

Еще одна попытка улучшить юлианскую систему была сделана Милутином Миланковичем. Он разработал так называемый новоюлианский календарь, который ошибку в сутки набирал уже в 50 000 лет. Сделано это благодаря особому правилу в отношении вековых годов (они могут считаться високосными, только если при делении на 900 в остатке значится 2 или 6). Недостатком григорианского и новоюлианского календарей при их точности является тот факт, что дата равноденствия становится плавающей, и приходится каждый год на разные дни.

Солнечно-лунный календарь

Наконец, коснемся солнечно-лунного календаря. Суть его состоит в том, чтобы примирить в одном цикле движение солнца с движением луны. Для этого необходимо было периодически продлять год на один месяц. Назывался такой год эмболисмическим. В Древней Греции и Вавилоне три дополнительных месяца вводились на протяжении восьми лет. Его погрешность составляет полтора суток за весь восьмилетний период. Более длинный цикл, как сообщает история календаря, был принят в Китае, хотя о нем знали и в Вавилоне, и в Греции. Его погрешность составляет один день на 219 лет.

Разновидности календарей

Теперь поговорим о том, какие разновидности календаря существуют сегодня. Речь пойдет о конструктивных, а не об астрономических особенностях. Так, наиболее востребованы сегодня перекидные, настенные, карманные и отрывные календари.

Перекидные календари

Другое название этого типа типографного издания - «домик». Хотя некоторые варианты могут иметь и иную конструкцию, включающую в себя подставку из пластика. Последние нередко составляют одно целое с подставкой для карандашей и отделами для скрепок. Суть в том, что перекидной календарь конструируется так, чтобы таблицы месяцев были расположены на разных страницах, которые своевременно нужно перелистывать. Вместе с календарем на них очень удобно располагается различная информация или просто красивые изображения, включающиеся в общий дизайн помещения. Применяются такие изделия чаще всего в офисах, удобно располагаясь в углу рабочего стола. Перекидной календарь также часто служит в качестве подарка или сувенира.

Настенный календарь

У многих на кухне имеется такой календарь, прикрепленный к стене, дверце холодильника или двери. Настенные календари очень популярны, потому что удобны в использовании, а их эстетическая ценность в наше время делает их прекрасным украшением для дома. Иногда они объединяются с технологией «домиков». В таком случае настенные календари, как правило, представляют собой настоящие альбомы, посвященные той или иной теме. А функция, собственно, исчисления времени отходит в них на второй план.

Карманный календарь

Этот тип, наверное, наиболее распространенный в наше время. Карманные календари представляют собой небольшие карточки, с одной стороны которых располагается, собственно, календарная табличка, а с другой - какой-нибудь рисунок. Очень часто такие изделия служат закладками, визитными карточками. Нередко их используют и в рекламных целях. Карманные календари - это своего рода открытки, которые несут в себе дополнительную функцию. Их легко можно положить в бумажник и носить при себе, доставая по мере надобности.

Отрывные календари

Советский отрывной календарь знаком каждому. Когда-то они встречались почти в каждом доме, но сегодня их популярность несколько упала, хотя они все еще часто встречаются. Эти изделия представляют собой настоящие книжки, где каждая страница выделена под один день года. Когда настает новый день, прежняя страница отрывается. Поэтому он и называется отрывным. На оборотной стороне страницы содержится какой-либо текст. Как правило, каждый такой календарик посвящен какой-либо теме и представляет в ее рамках довольно информативный источник.

Церковные календари

Несколько слов нужно также сказать о том, что такое церковный календарь, поскольку многие, приходя в храм или читая церковную литературу, сталкиваются с системой двойной датировки. На самом деле под церковным православным календарем подразумевается обычный юлианский календарь. Просто за две тысячи лет он стал отставать от реального астрономического хода времени почти на две недели. Католическая церковь исправила это, результатом чего стало появление григорианского календаря. А вот православные этой реформы не приняли. Русская Православная Церковь и еще несколько независимых юрисдикций, например, до сих пор придерживаются юлианского летосчисления. Но большинство православных церквей мира все-таки перешли на новоюлианский календарь, который в настоящее время совпадает с григорианским.

Церковный календарь, таким образом, имеет как минимум три разновидности. В некоторых странах, кроме того, в церквях применяются свои национальные календари. К примеру, в Египте распространена коптская система летосчисления. Имеются свои календари и у других религиозных организаций. Известны, например, ведический, буддийский, исламский, бахаистский и другие системы организации времени.

Календарь майя

В заключение скажем несколько слов о том, что такое древний календарь майя. На самом деле это не один, а целая система разных летоисчислений. Гражданский календарь на год у индейцев майя был солнечным и состоял из 365 дней. Основное его назначение состояло в том, чтобы упорядочивать сельскохозяйственную жизнь. Был также ритуальный календарь, который назывался Цолькином. Переводится это как «счет дней». Он несколько необычен по своей структуре. Так, календарь на год по Цолькину содержал не 365, а 260 дней. Последние были разделены на два цикла - двадцатидневный и тринадцатидневный. Дни первого из них имели собственное название, а вторые содержали только порядковый номер. Майянская система счета времени включала в себя и такие периоды, как туны (360 дней), катуны (20 тунов), бактуны (20 катунов). Самой большой считалась эпоха в 260 катунов. В пересчете на привычную нам систему счета это составляет 5125 лет. 2012 года завершилась одна такая эпоха, называемая пятым солнцем, и началась новая эра шестого.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...