Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Особенности категории "внимание" в психологической науке. Понятие внимания, его функции, свойства и виды

Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо яркое отражение.

Функции внимания:

1. Отбор значимых, соответствующих потребностям, воздействий и игнорирование других.

2. Удержание какой-либо деятельности на протяжении длительного времени.

3. Регуляция и контроль протекания действия.

Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому, в зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания : сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). Наиболее изученным является сенсорное внимание (зрительное и слуховое).

Виды внимания. В ыделяют несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное (волевое) и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.

Т.е. непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Оно возникает без каких-либо усилий со стороны человека, невольно.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

1. Внешние причины (обусловлены качеством раздражителя):

¾ Появление ранее отсутствовавшего раздражителя.

¾ Изменение физических свойств действующих раздражителей.

¾ Ослабление или прекращение действия раздражителя.

¾ Перемещение раздражителей в пространстве.

¾ Появление нового, необычного раздражителя.

¾ Сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет, резкий запах).

¾ Контраст.

2. Внутренние причины (связаны с личностными характеристиками):

¾ Потребности, значение для индивида.

¾ Интерес.

¾ Направленность.

¾ Соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию организма.

Основная функция непроизвольного внимания: быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованием деятельности.

Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой задачу и вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В таких условиях, когда внимание направлено не на то, что ново и интересно, а на то, что нужно для осуществления деятельности, нередко требуются усилия воли. Поэтому данный вид внимания часто называют волевым.

Произвольное внимание будет поддерживаться, если:

¾ человек осознает долг и обязанности при выполнении работы,


¾ созданы привычные условия для работы (время, место),

¾ косвенный интерес (не интересна сама работа, а интересен результат),

¾ созданы благоприятные условия для деятельности (исключено влияние постоянно действующих посторонних раздражителей – телевизор, шум).

Послепроизвольное внимание – возникает после произвольного внимания, на его основе. Т.е. вначале внимание было произвольным, но потом человек заинтересовался работой.

По своим характеристикам оно схоже с непроизвольным, т.к. присутствует интерес, но оно не может быть сведено к непроизвольному, т.к. здесь присутствует и сознательно поставленная цель. Оно не может быть сведено и к произвольному, т.к. здесь для человека уже становится интересным и значимым не только результат деятельности (как при произвольном), но и сам процесс деятельности.

В первые два года жизни внимание ребенка лишь непроизвольное, затем постепенно ребенок учиться быть внимательным благодаря речевым инструкциям взрослых. И постепенно дети овладевают способностью внутренней речевой инструкции (самоприказ).

Кроме этого, в зависимости от того, на какой объект направлено внимание, выделяют такие его виды: внешнее (направлено на окружающие предметы) и внутреннее (направлено на собственные мысли).

Выделяют также внимание коллективное , групповое и индивидуальное .

Способы привлечения и поддержания внимания :

1. Прием «нейтральной фразы» (вначале сообщения произносится фраза, не связанная с темой, но имеющая важное значение для всех). Например, история из жизни, парадокс.

2. Прием завлечения (говорящий произносит что-то трудновоспринимаемое неразборчиво или тихо и слушателю приходится концентрировать внимание).

3. Зрительный контакт (пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание).

4. «Навязывание ритма» (постоянно менять характер и темп речи, не давать расслабиться).

5. Прием акцентировки (обратить на что-то внимание).

Свойства внимания. К свойствам внимания относят следующие:

1.Концентрация – наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и интенсивность этой связи. Концентрация обратно пропорциональна объему внимания (чем больше мы сконцентрированы, тем меньше объектов мы замечаем).

2.Объем – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. При восприятии простых объектов объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам, а у детей – 2-3 элементам (5+2). Поэтому необходимо уметь осмысливать и структурировать воспринимаемый материал, что позволит увеличить объем внимания.

3.Распределение – свойство, с которым связывают возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий).

Возможность распределения внимания зависит от ряда условий: а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание, б) успешность совмещения зависит и от того, насколько связаны между собой совмещаемые деятельности (если близко, то распределить внимание становится сложно). Например, трудно совмещать два вида умственной деятельности. Более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. В процессе постоянных упражнений возможно развитие данного свойства.

4.Переключение – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Например, переключение может быть обусловлено необходимостью включения в новую деятельность, либо осуществляться с целью отдыха.

5.Устойчивость – это длительность сохранения интенсивности внимания (как долго). Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течении относительно длительного времени. 1) Одним из важных условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания (невозможно длительное сосредоточение на одном объекте, если он не меняется, т.е. однообразие снижает внимание). 2) Устойчивость также повышается с увеличением сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность). Но эта сложность должна быть оптимальной, иначе быстро наступит утомление. 3) Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее сосредоточение. 4) Внимание может быть устойчивым, если человек понимает важность выполняемой работы. 5) Большое значение для сохранения устойчивости играет активность личности (внешняя или внутренняя) по отношению к объекту.

Но даже в рамках повышенной устойчивости возможны некоторые колебания внимания. Флуктуации (колебания внимания) – это периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания, периодическое непроизвольное его усиление или ослабление (от 2 до 12 сек.). Такие колебания в рамках устойчивого сосредоточения часто не замечаются и не оказывают существенного влияния на эффективность деятельности. Кроме этого, необходимо учитывать так называемые сдвиги устойчивости , которые могут происходить в течение длительной работы даже у самого внимательного человека (например, в начале урока и в конце).

Если у человека сформировалась привычка всегда быть внимательным, то в таком случае можно говорить о присутствии важного качества личности – внимательности . Если же человек внимателен по отношению к другим людям, то говорят о такой моральной черте, как чуткость , отзывчивость .

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности. Непроизвольное внимание обращается на что-то без намерения сделать это и не требует волевых усилий. Оно, в свою очередь, может подразделяться на вынужденное (естественное, врожденное или инстинктивное, детерминированное видовым опытом), невольное, зависящее, скорее, от индивидуального опыта, и привычное, обусловленное установками, намерением и готовностью выполнить какую-то деятельность.

Произвольное внимание, которое часто называли раньше волевым, обращается на объект и удерживается на нем при сознательном намерении сделать это и требует волевых усилий, поэтому иногда оно считалось стадией конфликта, растраты нервной энергии.

Наконец, есть еще одна классификация (мало распространенная), выделяющая внимание индивидуальное и коллективное. Последнее является, в частности, важнейшим условием эффективности учебного и тренировочного процесса (В.И. Страхов). Оно формируется в группе совместно занятых исполнителей единой деятельности, при этом внимание одного члена группы влияет на внимание других).К характерным особенностям внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Распределение внимания - это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия. Объем внимания - это количество не связанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо. Переключение внимания отличается от его отвлечения тем, что это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация.

Понятие внимания

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно- сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего.

Виды внимания

Различают внимание внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности. При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Вот простой пример. На уроке литературы учитель рассказывает о создании А.С. Пушкиным поэмы "Медный всадник". В данном случае задача школьников - понять и запомнить, сколь нелегким был творческий путь великого поэта и сколь выразительной получилась у него картина замыслов Петра о создании новой столицы России - будущего Петербурга. Здесь внимание их включено в восприятие речи учителя. Затем учитель вызывает одного из учеников и предлагает прочесть из поэмы отрывок. На берегу пустынных волн стоял он дум великих полон. Перед учеником стоит задача воспроизвести определенную часть поэмы, читая ее вслух. Здесь внимание включено в процесс выразительного чтения перед слушателями и сосредоточено уже, с одной стороны, на точности передачи слов текста, с другой - на эмоциональной передаче их смысла.

Непроизвольное внимание возникает без предварительно поставленной цели - как реакция на сильный звук (скажем, сигнал сирены "Скорой помощи"), яркий свет (например, движущаяся электрореклама о новом кинофильме), новизну предмета (новая марка автомобиля, новая форма маски вратаря хоккейной команды, новая книга в витрине магазина).* Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель (например, гимнаст, впервые неожиданно для зрителей и участников соревнований закончивший комбинацию тройным сальто после больших оборотов на перекладине).

При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на короткий срок. Но непроизвольное внимание может удерживаться и длительно - в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др,

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Так было однажды с человеком, никогда не игравшим в шахматы. Он оказался в условиях, когда нечего было читать. На столе лежало руководство к шахматной игре. Он взял книгу, полистал, отложил. Снова взял. Стал бегло прочитывать некоторые страницы. Незаметно для себя задержался на одной из них, все внимательнее и внимательнее стал вникать в содержание. Кончилось тем, что он вышел из комнаты (дело было в гостинице), попросил шахматную доску, фигуры и с увлечением начал уже практически постигать азы игры в шахматы. У него возникло устойчивое послепроизвольное внимание.

Свойства внимания

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и воспроизводимого материала. Во множестве экспериментов людям различного возраста предлагалась в течение 0,1 сек. воспринять ряд из 12 букв, а затем записать те, которые они смогли запомнить. Оказалось, что у взрослых в среднем объем внимания составляет всего 4-6 букв. У детей он еще меньше. Значит, объем внимания ограничен. Однако его можно увеличить путем упражнения или придавая воспринимаемым предметам смысловые связи (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания - свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен. Ярко выраженная концентрация внимания, как показывают исследования, отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатлетов, прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов перед самым началом упражнения.

Устойчивость внимания - способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков. Она имеет существенное значение для достижения успехов в учении, труде и спорте.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач. Это свойство внимания имеет важное значение во многих профессиях и но многих видах спорта, особенно в спортивных играх. Здесь речь идет о переключениях внимания в рамках одной деятельности и на фоне его устойчивости на протяжении всей игры, т. е. в особо сложной ситуации. Иная ситуация, скажем, при переходе от урока физической культуры в шкале к уроку математики. Но для некоторых учеников переключение внимания здесь оказывается даже более трудным, чем в рамках одной игровой деятельности.

Распределение внимания - свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизированно. Способность распределять внимание имеет важное значение для любого учителя и спортивного тренера. Умение рассказывать (показывать) содержание учебного материала и в то же время наблюдать за действиями, поведением занимающихся - одно из основных педагогических умений. Эта способность воспитывается главным образом в процессе накопления опыта в определенном виде деятельности.

Свойства внимания проявляются в зависимости от условий и требований деятельности либо раздельно (например, при работе с микроскопом необходима только концентрация внимания на фоне его устойчивости), либо в различных сочетаниях. Но есть такие виды деятельности, в которых нужны все свойства внимания. Например, у вратаря хоккейной команды в течение всего матча внимание должно быть сосредоточено только на игре. Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры.


Похожая информация.


Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич

30. Понятие о внимании

30. Понятие о внимании

Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.

Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Предметом внимания может выступить внешний мир, на который направлен акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ действия, поступка. Внимание не может быть беспредметно.

Физиологический механизм внимания рассматривается как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий малозначимые сигналы. Внимание связывается с ретикулярной формацией – анатомически и функционально обособленной нервной тканью, расположенной в стволе мозга и в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, пропуская их в кору головного мозга. Благодаря этому совершается отбор стимулов, достигающих зоны ясного сознания.

В отличие от животных люди управляют своим вниманием, поэтому в динамике внимания исключительное значение имеет умение поставить цель . Постановка и постоянное уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Механизмом возникновения оптимального или доминирующего очага возбуждения в этих случаях будет взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем элективной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую.

Большое значение в возникновении и организации внимания имеет выработка динамических стереотипов под влиянием постоянного режима работы. Постоянный режим значительно облегчает возникновение оптимального очага возбуждения и обеспечивает успех в деятельности. Следует подчеркнуть, что нельзя допускать невнимательного выполнения работы. Сложившийся динамический стереотип невнимания трудно изменить.

Внимание выражается внешне в специфической позе, особой мимике, которую легко можно наблюдать и по которой можно судить, насколько внимателен человек. Поза внимания характеризуется торможением лишних для деятельности движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект.

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Понятие общения Во–первых, коротко охарактеризуем свое понимание общения. Мы подходим к общению как к особого рода деятельности – коммуникативной деятельности. В последние годы так называемый деятельностный подход к пониманию разных психических явлений стал своего

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Слово и понятие Описав выше тот факт, что за каждым словом развитого языка скрывается система связей и отношений, в которые включен обозначенный словом предмет, мы констатируем то, что «каждое слово обобщает» и является средством формирования понятий. Иначе говоря, оно

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

Из книги Искусство помнить и забывать автора Лапп Даниэль

2. Структура черт характера Потребность во внимании и тщеславие Если мы относим подмену себя внешней видимостью к фиксациям энеа-типа III, что же тогда можно считать доминирующей страстью в этом характере? По моему мнению, наиболее характерным эмоциональным состоянием и

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

8. Сказывается ли физическая усталость на внимании и, следовательно, памяти! Конечно - как и стресс, алкоголь, снотворное и прочие лекарства, вызывающие сонливость. Помните также, что с замедлением реакции снижается способность к суждению - мало кто из деловых людей

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Все основано на внимании Взрослые часто пытаются взаимодействовать с малышом до того, как им удастся по-настоящему привлечь к себе его внимание. Взрослый может разговаривать с ребенком, пытаться увлечь его поисками какой-нибудь спрятанной вещи или делать что-то еще, не

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

О внимании и детской невнимательности Каждый на себе испытывает, что душа наша особенно чутка к тому, что ее интересует; а интересует ее всегда то, что может возбудить в ней большее число следов и тем дать ей обширнейшее поприще деятельности.«Не один какой-нибудь след, –

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

§21. Общее понятие о внимании Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.Я читаю книгу и целиком занят содержанием

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Разговоры о внимании и усилиях «Я не буду решать эту задачу за рулем. От нее расширяются зрачки. Она требует умственных усилий!»«Здесь действует закон наименьшего напряжения. Он будет думать как можно меньше».«Она не забыла про собрание. Когда его назначали, она была

Из книги Как отучить ребенка капризничать автора Васильева Александра

30. Понятие о внимании Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

В заключение о внимании Всегда надо помнить, что капризы, баловство, хулиганство – это отчаянные попытки детей привлечь наше внимание, рассказать о своих потребностях в любви и безопасности. Это еще одна возможность для родителей обратить свой взгляд не на решение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Понятие внимани я

Введение

«Глаза его читали, но мысли были далеко», - так сказал А.С. Пушкин в своем романе» Евгений Онегин». Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное чуткость надобно на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: «Я вечно в состоянии управлять своим вниманием». «Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства» (Стефан Цвейг. «Мендель - букинист»). Так что же такое чуткость?

Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что чуткость представляет собой полностью независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Действительно, в системе психологических феноменов чуткость занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «ч истом » виде не представляется возможным.

1. Общее понятие о внимании

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - за пределами мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. чуткость), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и после произвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:

1) концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;

2) устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;

3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

4) распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;

5) переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости.

Формы проявления

Внимание направлено на движение моторное мышление интеллектуальное восприятие сенсорное

Параметры: концентрация устойчивость объем распределение переключение

Типы: характеризуется непроизвольное отсутствием целенаправленного волевого акта произвольное наличием целенаправленного волевого акта после произвольное целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий

Психическая дело не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет остановить свой выбор, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать о чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил чуткость на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Это свидетельствует, что человек не может одновременно мыслить о разных вещах и осуществлять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.

2. Основные функции внимания

психологический внимание рассеянность отвлекаемость

Возьмем такой пример: я нахожусь на каком-нибудь празднестве и поглощена интересной беседой. Внезапно я слышу свое имя, негромко произнесенное кем-то в иной группе гостей. Я быстро переключаю внимание на разговор, происходящий между этими людьми, и слышу мнение о себе. Но в то же пора я упускаю нить прежнего разговора. Я настроилась на вторую группу отключилась от первой. Это пример воздействия особо актуальной информации, прославленный под названием «феномен вечеринки». Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), охота узнать, что обо мне думают другие, определили изменение направления моего внимания.

Под направленностью следует понимать прежде всего избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на прославленный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную дело, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить чуткость на тот или иной предмет или действо, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в дело. Чем труднее стоящая перед человеком проблема, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его чуткость, и, наоборот, чем легче проблема, тем менее углубленным является его чуткость.

В то же пора сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (тот самый предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в тот самый момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится дело, пока не будет достигнута ее поставленная проблема. Тем самым внимание обеспечивает ещё одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда чуткость направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл вещать о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что чуткость не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает дело других познавательных процессов.

3. Теории внимания

Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить чуткость с одного предмета на иной, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под «объемом сознания» и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на подневольность внимания от интересности представления. Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают чуткость за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя. - чуткость обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления объясняет основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем:

1) чуткость является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действо, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в в данный момент в психике человека;

2) по своей функции чуткость представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым;

3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, дело контроля, или чуткость, не имеет отдельного особого результата;

4) с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.

Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Итак, чуткость - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

4. Физиологическая основа внимания

Говоря о физиологических механизмах активного внимания, надобно отметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней бодрствования быть может как по внешним признакам, так и с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Выделяют 5 стадий бодрствования: основательный сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное чуткость быть может лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то пора как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут осуществлять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция только на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то пора как на остальные реакции полностью отсутствуют. Например, мать просыпается от легкого движения ребенка в кроватке, и может крепко спать при различных шумах. Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию и т.д. Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма. Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей Среды у людей и животных. Например, у студенты сосредоточенно решают контрольную по математике. Дверь в аудиторию слегка приоткрылась. Несмотря на поглощенность работой, все студенты и преподаватель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П. Павлов назвал рефлексом «что такое?»

Но для объяснения избирательного характера внимания этого недостаточно. Выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха. По мнению Д.Е. Бродбента, чуткость - это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был понимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы «предвниманием», связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Выделение внешних раздражений и течение процессов в данном направлении определяется прежде всего силой нервных возбуждений, которая в первую очередь зависит от силы внешнего раздражения. Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременно с ними слабые возбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующем направлении.

Для понимания физиологической картины динамики внимания важен установленный Ч. Шеррингтоном и обширно использованный И.П. Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (одновременная индукция) или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукция). При этом данный участок характеризуется благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения, поэтому в этом месте легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи, это в в данный момент - «творческий отдел больших полушарий». Деятельность же других участков мозга связана в это пора с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека. Возбуждение в коре полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается. Большое чуткость имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком А.А. Ухтомским. Понятие «доминанта» обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения ещё больше усиливается. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания. Основой возникновения господствующего очага является не только сила данного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными в предшествующем опыте нервными связями. Ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не вскрывают до конца механизмы внимания, особенно его произвольный характер. Человек целенаправленно управляет своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает чуткость. Объяснить механизм возникновения доминирующего очага возбуждения можно через взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем избирательной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь, первоначальные радражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.

В последнее пора исследователи физиологических механизмов внимания отмечают большую роль в его динамике нейрофизиологических процессов. В частности, выявлено, то у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга. Данную активность связывают с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных отделах. Первый тип нейронов - «детекторы новизны» - активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие от них нейроны «ожидания» возбуждаются только при встрече организма с предметом, способным удовлетворить актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей, организм сосредотачивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет игрывать с ней.

Таким образом, чуткость обусловлено деятельностью целой системы зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.

5. Виды внимания

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны между собой, но их для удобства можно разделить условно на категории.

К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя, прежде всего его сила или интенсивность. Всякое довольно сильное раздражение: громкие звуки, ослепительный свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше чуткость. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Поэтому если днем шаги в коридоре не привлекут внимания, то те же шаги ночью в полной тишине заставят нас прислушаться. Особое роль имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величин и форме предмета. В ту же группу причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под «новизной» понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное чуткость, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Именно по этому, идя по одной и той же улице, дворник обратит чуткость на мусор, архитектор или художник - на красоту здания. Направленность личности тесно связана с ее прежним опытом и чувствами, поэтому их также включают в эту группу причин. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

В отличие от непроизвольного произвольное чуткость управляется сознательной поставленной задачей. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его ещё называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, обдуманно направляя наше чуткость более того на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем надобно заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из Среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на тот самый сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется сначала в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а потом, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не неопосредованное, а косвенное. Оно опосредуется обдуманно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама дело может непосредственно не занимать нас, но так ее выполнение надобно для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой поставленной задачей.

Ряд психологов выделяют ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но потом человек как бы «входит» в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое чуткость было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. Возьмем студента, который решает трудную математическую задачу. Первоначально она его может совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее надобно сделать. Студенту приходится возвращать себя к решению постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, проблема становится более понятной. Студент все больше увлекается ею, она его захватывает, он перестает отвлекаться: проблема стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же пора оно несходно и с произвольным вниманием, так как в этом месте нет или почти нет волевых усилий.

Послепроизвольное чуткость характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

6. Основные свойства внимания

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что чуткость подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой результат дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течении некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Но такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях чуткость характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - существенно большей устойчивостью. В настоящее пора доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является вероятность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная проблема требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, чуткость может очень длительное пора оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше чуткость колеблется. Чтобы чуткость к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если чуткость при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. Основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная дело. А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который мог работать одновременно семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает практика, человек способен реализовать только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще Вундтом было доказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек реально способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на иной. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее дело, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем внимания . Известно, что человек не может одновременно мыслить о разных вещах и осуществлять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно понимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Понятие «объем внимания» близко к понятию «объем восприятия». Понятия - «поле ясного внимания» и «поле неясного о внимания» очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается чуткость, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

7. Отвлекаемость внимания

Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на иной. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в тот самый момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются вдруг и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в в данный момент занят человек.

Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами и желаниями, в коре головного мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту внимания, по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающемся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.

8. Рассеянность

Рассеяностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем либо определенном в течении длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры головного мозга, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное чуткость на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется существенно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемое. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадиирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре головного мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Причины подлинной рассеянности внимания разнообразны, их знание необходимо, чтобы не укреплять рассеянность, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие вентиляцию легких и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности, неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность. Еще одной причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли - один из источников рассеянности внимания учащихся.

Заключение

Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения? наиболее важны для работы памяти параметры концентрации и устойчивости. Рассмотрим эти и другие параметры в условиях произвольного внимания и переходу к после произвольному при выполнении типичных видов умственной работы, связанных с запоминанием (чтение, слушание и других). При постараемся узнать, быть может ли тренировать эти параметры?

«Необходимости концентрированного внимания вечно сопутствует непреодолимое охота отвлечься», - Артур Блох. Закон Мерфи. Трудно сочетать любой вид умственной деятельности с постоянными усилиями по поддержанию внимания. Поэтому работа в условиях произвольного внимания оказывается далеко не вечно эффективной. Наиболее глубокая концентрация, сосредоточенность возможна лишь при послепроизвольном внимании. Чтобы перейти от произвольного к послепроизвольному вниманию, необходимо активизировать саму работу. Это можно сделать, используя работу памяти - закон осмыслении и интереса. Тем не менее, работая, мы все-таки нередко отвлекаемся. Можно ли отделаться от ненужных отвлечений, научиться работать сосредоточенно? Для этого надобно быть в курсе некоторые правила сосредоточенной работы.

Во-первых, надобно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно - наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5 - 10 минут каждого часа умственной работы достаточны для такого отдыха (несколько физических упражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для зрачок и т.д.).

Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы. Поэтому второе правило - необходимость создания соответствующей характеру работы обстановки. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при любых условиях, однако для большинства очень важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе. Хорошее освещение, удобная поза и т.д. Важна также чисто психическая возможность работать именно в этих условиях. Поэтому так легко сосредоточиться, например, в библиотеке. Полезен и заблаговременный созданный настрой на работу. Люди с ярким, образным мышлением могут попробовать такой прием. Представим, что в нашей голове пребывает огромный шкаф со множеством ящиков. Каждому виду работы в этом шкафу соответствует определенный ящик. Перед началом серьезной работы, требующей глубокой сосредоточенности, максимально отчетливо надобно вообразить, как мы выдвигаем ящик соответствующего вида работы и проверяем, что остальные плотно задвинуты. Этот прием, по свидетельству современников, любил Наполеон, отличавшийся, как понятно, огромной работоспособностью.

В-третьих, надобно учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителей. Не надобно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки необходимы. Широко известен опыт одной из библиотек Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места для читателей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишине сосредоточенная работа невозможна.

В-четвертых, надобно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания. Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и вероятность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Эти упражнения основаны на поддержании длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте. Главная проблема при этом - обеспечение полного отсутствия всех посторонних мыслей, которые не относятся к рассматриваемому предмету. Попробуем смотреть на кончик своего пальца с полной концентрацией на нем в течение 3 - 4 минут подряд. Это вдали не так просто, как кажется, но нужно выполнять подобные упражнения каждый день. Некоторые психологи рекомендуют широко известное упражнение «созерцание зеленой точки». Оно содержится в следующем: из книги вырезается страница, в центре ее ставится зеленая точка диаметром 1- 2 мм. Ежедневно по 10 мин., лучше перед самым сном в течение 2 - 3 месяцев надобно смотреть в зеленую точку. Главная проблема та же - борьба с посторонними мыслями. Смотреть лучше за столом, пора контролировать по лежащим рядом часам. По истечении 10 мин прикрыть глаза и сразу лечь спать. Стараться, чтобы страница с зеленой точкой была последним зрительным впечатлением дня. Для тренировки слухового внимания надобно выделять ежедневно 10 мин. для максимального «вслушивания». Обычно во пора слушания мы выполняем ещё какую-нибудь работу. Нужно постараться максимально внимательно вслушаться в речь диктора радио, оратора на собрании и т.д. Выполняя подобные упражнения, мы заметим, насколько трудно сосредоточиться на неподвижных, несложных предметах и явлениях. Это происходит потому, что важнейшим условием длительного устойчивого сосредоточения является изменчивость, подвижность, сложность объекта внимания, требующая активного восприятия. Любая однообразность утомляет. Для тренировки устойчивого внимания полезно читать заведомо неинтересную книгу, ставя при этом перед собой специальную задачу найти в ней что-либо интересное. Поэтому условия длительной устойчивости внимания - те же, что и для обеспечения его концентрации. Главное из них - активность выполняемой работы.

Следующий параметр внимания - его объем. Этот же параметр является основной характеристикой краткосрочной памяти. Замечено, что при кратковременном предъявлении человеку под силу воспринять и запомнить 5 - 7, максимум 9 предметов. Это так называемое «правило Миллера 7 (2), сформулированное американским психологом Миллером в 1945 г. Он показал, что объем внимания человека зависит не от количества информации, а от числа блоков, или кусков информации, число которых постоянно и равно 7 (2). Поэтому правилу одинаково запоминаются при одновременном восприятии и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7 идей. Поэтому самый продуктивный, емкий - код идей, мыслей, образов. Объем внимания можно тренировать. Бросить взгляд на какой-либо предмет (дом, лицо, интерьер), а потом попытаться воспроизвести его в воображении с максимум деталей. Сравнить свои представления с реальным предметом. Везде, где быть может, надобно тренироваться в таком мгновенном схватывании информации и воспроизведении ее по памяти (витрины, плакаты, группы людей). Для увеличения объема внимания и облегчения восприятия надобно научиться рационально группировать предметы по различным признакам.

Когда говорят об объеме, обычно подразумевают работу внимания, направленного на зрительное восприятие. Однако если чуткость проявляется одновременно в различных формах, направлено на различные виды деятельности, то говорят о распределении внимания. Нас не удивляют возможности наших бабушек одновременно смотреть телевизор и вязать или способности машинисток печатать т разговаривать. Такое быть может, когда хотя бы один из видов деятельности представляет собой хорошо знакомую привычную работу, а другая не требует полной сосредоточенности. Большинство видов умственной деятельности, связанных с интенсивной работой памяти, требуют почти 100% концентрации внимания. Известно, что сильно задумавшийся человек нередко имеет неосмысленное выражение лица, поскольку у него не остается «резервов» внимания для поддержания у себя выражения задумчивости. На тот самый факт обращал чуткость ещё Эйнштейн. Поэтому вряд ли можно верить рассказам об одновременном чтении и письме или слушания и переводе с иностранного языка. Загрузка внимания при других видах работы меньше. При мытье полов, например, - 9%, при забивании гвоздей - 40%, при вождении автомобиля - 60%, подсчете финансов - 80%. Соответственно, в это пора быть может выполнение и другой работы. Параметр распределения внимания тоже поддается тренировке. Попробуем одновременно писать разными руками разные слова, например, левой рукой - свое имя, правой - фамилию. Или: считать вслух от 1 до 20. Одновременно писать «20, 19, 18 (1». Затем наоборот: говорить: «20, 19, 18 (1», а писать в порядке возрастания. Это труднее. Рисовать на бумаге или описывать одной рукой в воздухе круг, иной - треугольник. Подобные упражнения не являются пустой забавой. Упражнения для тренировки параметра распределения внимания способствуют подъему наших способностей приспособления к смене ритма деятельности. Кроме того, они могут использоваться для облегчения перехода от сна к бодрствованию, снятие эмоциональных перегрузок.

Тренируя распределение внимания, мы замечаем, что чуткость «скачет» с одного объекта на иной. Здесь имеется иной параметр внимания - его переключение. Важность умения быстро переключаться с одной работы на другую несомненна. Говоря о переключении, следует учитывать, что оно тесно связано с особенностями предстоящей предыдущей деятельности. Чем глубже концентрация внимания на предыдущей работе, чем более сложной и интересной она была, тем труднее переключить чуткость на новый вид деятельности, тем в большей степени сказывается результат торможения. Разные люди по-разному переходят от одного вида деятельности к другому. Это обусловлено особенностями подвижности нервных процессов у каждого человека. Однако а параметр переключения внимания можно тренировать. Попробуем читать попеременно две или три разные книги - 15 секунд на каждую книгу. Или: страница из одной книги, страница из иной. Возьмем книги близкие по содержанию. После такого попеременного чтения надобно составить планы прочитанного в разных книгах. Параметр переключения можно использовать для определения состояния нашего внимания. Попробуем в течение нескольких дней каждое утро быстро рисовать ряд из таких, например, значков: Z Z Z и т.д. Сравним показатель (количество значков до первой ошибки) за несколько дней - это и будет нашей нормой. Пусть это будет 12.

Попробуем сделать то же самое вечером или после интенсивной умственной работы - показатель будет не более 6 - 7.

Таким образом, готовясь к серьезной работе, можно загодя с помощью параметра переключения узнать, готово ли наше чуткость к этой работе.

Наше чуткость также требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день, и результаты не замедлят сказаться.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и физиологические механизмы внимания. Взаимосвязь внимания и сознания. Классификация теорий внимания. Основные виды и свойства внимания. Мнимая и подлинная рассеянность: сущность и причины. Цели коррекционно-развивающего обучения в школах.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Общая характеристика и функции внимания. Основные подходы к проблеме природы внимания. Современная трактовка внимания в концепции П.Я. Гальперина. Физиологические механизмы, виды и свойства внимания. Внимательность, невнимательность и рассеянность.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2011

    Возникновения произвольного внимания в индивидуальном развитии человека. Основные функции и формы проявления внимания, его параметры и типы, физиологическая основа и основные свойства. Особенности отвлекаемости и рассеянности. Развитие внимания у детей.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Обзор психологических исследований изучения внимания. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Функции, свойства и виды внимания. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость).

    дипломная работа , добавлен 06.12.2006

    Теории и физиологические основы внимания. Основные психологические теории внимания. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания. Разновидности непроизвольного внимания. Основные свойства внимания. Устойчивость и концентрация внимания.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Рассмотрение и анализ внимания как психического процесса. Теории и физиологические основы внимания. Выявление физиологических особенностей и основ внимания. Основные тенденции, функции, виды и свойства внимания. Разновидности непроизвольного внимания.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2011

    Сущность внимания и его влияние на процесс мышления человека, физиологическое и психологическое обоснование и значение в профессиональной деятельности спортсменов. Особенности внимания боксеров 7-9 летнего возраста, методы его развития и повышения.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2009

    Внимание как психолого-педагогическая проблема. Понятие внимания, подходы к исследованию. Внимание и личность. Виды и основные свойства внимания, определение и характеристика рассеянности. Изучение развития и воспитание внимания у младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    Общие функции внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания. Возможность целенаправленного формирования внимания. Использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного.

    лекция , добавлен 12.09.2007

    Трактовка внимания Гальперина, основные положения его концепции. Физиологические механизмы внимания, его главные функции, свойства и виды. Принцип доминанты Ухтомского. Особенности внимания слабоуспевающих младших школьников и трудности его развития.

Внимание – психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней деятельности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. (21)

Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт под названием “эффект вечеринки”, изученный в 1953 году Черри. Например, в дружеской компании сначала мы слышим только общий шум голосов разговаривающих. Однако, достаточно, чтобы кто-либо вдруг обратился к нам, чтобы мы, несмотря на продолжающийся вокруг разговор, сразу начали воспринимать то, что говорят нам. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность) определяют направление внимания человека. (21)

Внимание обычно выражается в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Вероятно, наиболее широким и адекватным является опреде­ление понятия внимания, данное Н.Ф. Добрыниным. Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятель­ности .

Под направленностыо понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением - углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет своего собст­венного продукта, оно лишь улучшает результат других психи­ческих процессов. Внимание нельзя изучать «в чистом виде», оно не существует как отдельное явление и не отделимо от других психических процессов и состояний.

Н.Ф. Добрынин при определении внимания использует поня­тие «значимость» - эмоции, интерес, потребности: внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Виды внимания

У. Джемс выделяет следующие виды внимания , руко­водствуясь тремя основаниями:

1) чувственное (сенсорное) и ум­ственное (интеллектуальное);

2) непосредственное , если объект интересен сам по себе, и производное (опосредованное);

3) не­произвольное , или пассивное, не требующее усилий, и произ­вольное (активное), сопровождающееся чувством усилия. Именно последний подход оказался особенно популярным

Еще одна классификация (мало распространен­ная), выделяющая внимание индивидуальное и коллективное. Последнее является, в частности, важнейшим условием эффек­тивности учебного и тренировочного процесса (Б.И. Страхов). Оно формируется в группе совместно занятых исполнителей еди­ной деятельности, при этом внимание одного члена группы влия­ет на внимание других.

Непроизвольное внимание , наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины условно можно разделить на три группы:

1. Характер и качество раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего, его силу или интенсивность. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета.

2. Ко второй группе причин относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и, прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище.

3. Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Например, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, милиционер - на неправильно припаркованную машину, архитектор - на красоту старинного здания.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. (24)

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.(24)

Социально обусловленное внимание складывается пожизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.(24)

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...