Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование. Методы психологии: наблюдение, беседа, тестирование

Методы исследования в современной психологии (наблюдение, эксперимент, тесты и др.).

Методы - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик.

К познанию особенностей и закономерностей психического развития человека можно подойти посредством двух основных типов исследования: так называемых поперечных срезов и продольных (лонгитюдных). Оба типа характеризуются рядом преимуществ и недостатков. Современные лонгитюдные исследования имеют целью регистрировать соматическое и психическое развитие ребенка. Лонгитюдный способ, по сравнению с методом поперечных срезов, обладает многими преимуществами:

Лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам; оно дает возможность более точно выразить величину изменения в развитии между двумя периодами. Лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого ребенка;

Только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Наблюдение - это научно целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Метод наблюдения – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Объектом наблюдения могут быть отдельные люди в различных ситуациях, большие и малые группы.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь использует технические средства, например «зеркало Газелла», видеосъемку и т.п.

В таком наблюдении исследователь занимает позицию извне или вообще устраняется из ситуации. Идеальным вариантом метода наблюдения в психологии долгое время считалось наблюдение с использованием «зеркала Газелла», пропускающего свет в одну сторону: исследователь мог видеть все происходящее, сам оставаясь невидимым. Целью использования подобных технических средств является создание условий для того, чтобы испытуемые вели себя как в естественных условиях.

Наблюдаемые ситуации могут быть:

естественными и экспериментальными,

управляемые и неуправляемые,

спонтанные и организованные,

стандартные и нестандартные.

Наблюдение может быть:

включенное и невключенное,

открытое и скрытое,

лабораторное и полевое,

случайное и систематическое,

сплошное и выборочное,

констатирующее и оценивающее.

Интроспекция - один из видов наблюдения.

Метод самонаблюдения (интроспекция) сочетается с методом самоотчета.

Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом случае самоотчет становится доступным для анализа другими.

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии существуют специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

Анкета - это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с основной задачей исследования.

Интервью - это получение информации от одного опрашиваемого лица.

Хорошо подготовленное интервью обладает всеми внешними признаками беседы.

(+): дает более глубокую возможность проникновения в сущность социального явления. В интервью можно точно определить искренность опрашиваемого.

(-): требует квалифицированных специалистов. Необходим близкий контакт с респондентом. Интервью требует больше времени, личного присутствия интервьюера, который фиксирует все нюансы.

Эксперимент - это организованное исследователем взаимодействие между испытуемым или группой испытуемых и экспериментатором с целью установления закономерностей этого взаимодействия.

Эксперимент - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей какого-либо психического явления.

Эксперимент имеет 4 главные особенности:

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.

4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Тест - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных, который состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих.

Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Биографический метод основан на изучении психологических особенностей человека в контексте истории его жизни, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического человека. Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем, метод трудоемок и не может широко использоваться. Биографический метод сочетается с использованием опросников, интервью, тестов, изучением продуктов деятельности человека.



Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

Наблюдение — основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает, что он является объектом наблюдения.

Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения:

а) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;

б) программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться;

в) способ фиксации получаемой информации.

При наблюдении должны соблюдаться ряд требований: наличие плана наблюдений, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем; желательно несколько наблюдателей-экспертов, оценки которых можно будет сравнить, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдений фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемых согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого Наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Различают следующие виды наблюдения : срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Достоинства метода:

1. Богатство собираемых сведений;

2. Сохранена естественность условий деятельности;

3. Допустимо использование разнообразных технических средств;

4. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых.

Недостатки :

1. Субъективность;

2. Невозможность контролировать ситуацию;

3. Значительные затраты времени.

Метод самонаблюдения (интроспекции). Испытуемый тщательно наблюдает за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции. Испытуемый, прошедший специальную подготовку, описывает то, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации.


Интроспекция имеет два недостатка:

1. Крайняя субъективность, поскольку каждый испытуемых описывает собственные впечатления или переживания, которые очень редко совпадают с впечатлениями другого испытуемого;

2. Ощущения одного и того же испытуемого меняются в течение времени.

Психодиагностическая беседа как метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

Одной из разновидностей опроса является беседа. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Анамнез (лат . по памяти) - сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или - при объективном анамнезе - от хорошо знающих его лиц. Интервью - вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Достоинства и недостатки метода беседы.

Содержание и план беседы. Беседа — широко распространенный в психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо стенографированием. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку педагог либо исследователь субъективно оценивает ответы, поведение учащегося, при этом своим поведением, мимикой, жестами, вопросами воздействует на учащегося, обусловливая ту или иную степень открытости и доверия-недоверия об-следуемого.

Организация беседы. Существует ряд требований к беседе как методу. Первое - непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Виды тестов и виды заданий в тестах. Тест (от англ. - проба, испытание, проверка) - стандартизированная методика психологического измерения и диагностики выраженности психических и поведенческих свойств и состояний личности. Тест - это стандартизированное, часто ограниченное по времени, испытание, предназначенное для установления сопоставимых количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Под стандартизированностью имеется в виду то, что эти методики всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкций, получаемых испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации данных. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнить друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены. Разумеется, если тест применялся правильно. В психодиагностике существуют разнообразные классификации тестов.

Они могут подразделяться:

По особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты невербальные (практические);

По формам процедуры обследования - на тесты групповые и индивидуальные;

По направленности: тесты интеллекта, тесты личности, тесты специальных способностей, тесты достижений, тесты креативности;

В зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - тесты скорости и тесты результативности;

По способу реализации - бланковые, манипулятивные, аппаратурные, компьютерные, ситуационно-поведенческие;

По психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и критериальноориентированные тесты;

По цели применения выделяют тесты готовности к школе, клинические тесты, тесты профотбора и другие. - по составу - монометрические и комплексные (тестовые батареи).

Критериально-ориентированные тесты (КОРТ) предназначены для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Критерием служит наличие или отсутствие знаний. Это основное отличие КОРТ от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповым (ориентация на статистическую норму). Существенной особенностью КОРТ является то, что в них индивидуальные различия сводятся к минимуму (индивидуальные различия влияют на длительность усвоения, а не на конечный результат).

Тесты скорости - тип диагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач. Типичные тесты скорости обычно включают большое количество однородных заданий (пунктов). Объем материала выбирается таким образом, чтобы за отведенное время (постоянное для всех испытуемых) ни один из обследуемых не успевал справиться со всеми задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество правильно выполненных заданий. Пример: корректурная проба, тесты интеллекта. Показателем результативности выполнения тестов скорости может являться и прямое измерение времени выполнения задания (таблица Шульте).

Тесты результативности ориентированы на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. Скорость работы не принимается во внимание или имеет вспомогательное значение. Временное ограничение может применяться, но служит целям стандартизации исследования или для экономии времени. Это большинство личностных методик, опросники, проективные тесты, анкеты.

Вербальные тесты . В них материал тестовых задач представлен в вербальной форме. При этом подразумевается, что основным содержанием работы испытуемого является операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Вербальные тесты чаще направлены на измерение способности к пониманию вербальных инструкций, навыков оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом и чтением.

Отражающие вербальные факторы интеллекта тесты наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры, осведомленности, академической успеваемости. Результаты вербальных тестов очень чувствительны к различиям в языковой культуре испытуемых, уровню образования, профессиональным особенностям. Трудности представляет адаптация вербальных тестов к условиям обследования испытуемых другой национальности.

Невербальные тесты (практические). В них материал тестовых задач представлен невербальными заданиями. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Выполнение задания в невербальной форме отличает также процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха, а также лиц, не имеющих образования. Практические задания оказались удобными при проведении массовых тестовых исследований.

Бланковые тесты (раньше их называли «тесты карандаша и бумаги»). Применение бланков распространено практически во всех видах тестовых методик. Испытуемому предлагается специальный бланк обследования, брошюра, опросный лист и т.д., в которых содержится инструкция и примеры решения, рабочие задания и бланк для регистрации ответов.

Достоинства : простота техники обследования, отсутствие необходимости в специальных аппаратурных средствах. В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известны кубики Кооса, тест сложных фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова. Предметные тесты в основном проводятся индивидуально. Аппаратурные тесты требуют применения специального оборудования для проведения исследования и регистрации полученных данных.

Используются для оценки психофизиологических свойств, исследования времени реакции, типологических особенностей нервной системы, для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. К достоинствам аппаратурных тестов следует отнести более высокую точность и объективность результатов обследования, возможность автоматизации сбора первичных данных. К недостаткам - высокая стоимость необходимого оборудования и сложность технического обеспечения психодиагностической лаборатории. большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты - автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и компьютера. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит с клавиатуры; протокол обследования сразу создается как набор данных на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разнымнаправлениям.

При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей. С помощью компьютера можно получить анализ таких данных, которые без него получить практически невозможно: время выполнения заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения; время ввода ответа /если он сложен/ и др. Эти особенности испытуемых используют для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.

Индивидуальные тесты - взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.

Преимущества : возможность наблюдать за испытуемым (мимика, непроизвольные реакции), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, фиксировать функциональные состояния.

Применяются в работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии - тестирование лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Требует, как правило, много времени и высокий уровень квалификации экспериментатора.Групповые тесты позволяют обследовать одновременно группу испытуемых (до несколько сот человек). (Это не социально-психологическая диагностика.)

Преимущества :

Массовость;

Быстрота сбора данных;

Инструкция и процедура проведения достаточно просты и от экспериментатора не требуется высокой квалификации;

В большей степени соблюдается единообразие условий проведения экспериментатора; - обработка результатов обычно носит более объективный характер, часто на ЭВМ.

Недостатки :

Ограничение возможности наблюдения;

Меньше возможности добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать его, заручиться сотрудничеством - не выявленные болезни, утомление, беспокойство, тревожность могут влиять на выполнение задания.

Тесты интеллекта. Относятся к тестам общих способностей. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития (умственного потенциала). Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличить их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения понимают те особенности человека, которые имеют отношение к познавательным свойствам.

Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т.д.). Эти тесты достаточно четко отделены от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей - тестов личности, направленных на измерение поведения в определенных социальных ситуациях, интересов и эмоций личности.

В большинстве тестов интеллекта испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и другие между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Свои решения он сообщает либо в письменном виде, либо отмечая один из нескольких вариантов, имеющихся на бланке. Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач, по нему выводится коэффициент интеллектуальности.

Успешность испытуемого связана с тем (по Г. Айзенку ):

Насколько в своем предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из которых построены задачи теста;

Насколько были им усвоены именно те умственные действия, которые необходимы для решения задач теста;

И может ли он эти действия произвольно актуализировать;

Насколько сложившиеся у испытуемого в его прошлом опыте мыслительные стереотипы пригодны для решения задач теста.

Таким образом, результаты тестирования выявляют скорее не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, которые неминуемого сказываются на его работе над тестом. Это обстоятельство послужило основанием для того, чтобы называть результаты получаемые при применении тестов интеллекта «тестовым» или «психометрическим» интеллектом.

Тесты специальных способностей, креативности, личности.

Тесты достижений - оценка достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний. В отличие от тестов интеллекта, отражающих влияние накопленного опыта и общих способностей, тесты достижений измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на эффективность обучения тому или иному комплексу знаний, формирование различных специальных умений. Таким образом, тесты достижений ориентированы на оценку достижений человека после завершения обучения. Тесты достижений, применяемые в школьной психодиагностике, имеют заметные преимущества по сравнению с существующей оценкой успеваемости учащихся.

Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний, как это имеет место при традиционной школьной оценке. Тесты достижений благодаря стандартизированной форме оценки позволяют соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам с аналогичными показателями в классе или в любой другой выборке испытуемых. Эта оценка носит более объективный характер и требует меньших затрат времени (т.к. чаще всего являются групповыми тестами), в чем традиционная школьная оценка.

Охватывают большее количество тем.Тесты дают возможность однозначного объективного оценивания ученика, в то время как экзамены такой оценки не дают. Например, в 1994 году в Москве из 50 000 выпускников получили золотые медали 110, а в Новосибирске из 8 000 - 55 выпускников. Соотношение 1:4.

Тест креативности - методики, предназначенные для изучения и оценки творческих способностей личности. Креативность - способность продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач. Факторы креативности - беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и др. Если решение тестов креативности может приниматься как одно из свидетельств наличия творческих способностей у человека, то не решение их еще не является доказательством отсутствия таковых.

Наиболее известны тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Джо Гилфордом с сотрудниками (1959) и Полем Торренсом (1962). В отечественных исследованиях на основе выделения единицы измерения творческих способностей, названной «интеллектуальной инициативой», разработана оригинальная методика «креативного поля». Д.Б. Богоявленская (1983).

Тесты специальных способностей - методики, предназначенные для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В отличие от тестов интеллекта, направленных на широкие области деятельности, тесты специальных способностей направлены на конкретные области деятельности ичасто служат дополнением к тестам на интеллект.

Возникли с целью профотбора и профориентации за рубежом. В зарубежной психодиагностике различают следующие группы тестов способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Наибольшее распространение за рубежом получили комплексные батареи способностей.

Достоинства и недостатки метода тестов.

Тесты состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесты выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.

Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами (ниже в качестве сравнения берутся главным образом традиционные устные и письменные экзамены):

1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием. Это, однако, не означает того, что для подготовки комплексного заключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста с полноценным высшим психологическим образованием.

2. Оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из серии кратких заданий на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа (в школьной практике это один урок); тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени (человеко-часов) на сбор данных.

3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизированность теста позволяет рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам (знаниям, умениям в заданной области). Кроме того, количественный характер тестовых результатов дает возможность применить в случае тестов хорошо разработанный аппарат психометрики , позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях.

4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 процентов из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний - психометрического эксперимента. Если в ходе его становится известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным и его оставляют в тесте.

5. Надежность. Это, может быть, самое главное достоинство тестов. «Лотерейный» характер современных экзаменов с вытягиванием «счастливых» или «несчастливых» билетиков известен всем. Лотерейность для экзаменующегося здесь оборачивается низкой надежностью для экзаменатора - ответ на один фрагмент учебной программы, как правило, не показателен для уровня усвоения всего материала. В отличие от этого, любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы (тестируемой области знаний или проявлений какого-то умения или способности). В результате возможность для «хвостистов» выбиться в отличники, а для отличника вдруг «провалиться» резко сокращаются.

6. Важнейшим социальным следствием перечисленных выше достоинств метода тестов является справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех испытуемых в равные условия.

7. Возможность компьютеризации. В данном случае это не просто дополнительное удобство, сокращающее живой труд квалифицированных исполнителей при массовом обследовании. В результате компьютеризации повышаются все параметры тестирования. Есть возможность обеспечения информационной безопасности. Возможно создание «банка тестовых заданий», который позволяет технически предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных экзаменаторов. Выбор заданий, предлагаемых конкретному испытуемому, может производить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление данному испытуемому определенного задания в этом случае является таким же сюрпризом для экзаменатора, как и для испытуемого.

8. Психологическая адекватность. Это важнейшее психологическое следствие оптимальной сложности. Наличие в тесте (по сравнению с традиционными экзаменационными вариантами) большего количества кратких заданий средней трудности дает многим испытуемым (особенно тревожным, не уверенным в себе) шанс поверить в себя, активизировать психологически оптимальную установку «на преодоление». Когда такой испытуемый остается лицом к лицу перед одной - двумя очень сложными и большими задачами и не видит, как можно с ними справиться вообще, то он падает духом и не раскрывает всех своих возможностей.

А если заданий много и часть из них явно начинает «поддаваться» (испытуемый уверен, что он с ними справиться), человек в процессе тестирования ободряется и начинает «бороться» за максимальный результат. Свойство оптимальной сложности не только обеспечивает измерительную (различающую) силу теста, но и обеспечивает оптимальный психологический настрой испытуемых. Тестовая ситуация оптимальной сложности является оптимальным возбудителем - люди испытывают нормальный уровень стресса (напряжения), необходимый для того, чтобы показать наивысший результат. Недостаток стресса (в случае легкого теста), а тем более избыток (в случае трудного) искажают результаты измерения.

Недостатки тестирования:

1. Опасность «слепых», автоматических ошибок. Слепая вера неквалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматически, порождает иногда ошибки и казусы: испытуемый не понял инструкции и стал отвечать совсем не так, как требуют стандарты инструкции, испытуемый по каким-то причинам применил искажающую тактику, возник «сдвиг» в приложении трафаретки-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т.п.

2. Опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой.

3. Потеря индивидуального подхода, «стрессогенность». Тест предназначен для всех. Довольно вероятна возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка). Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует - особенно в ситуации аттестационного тестирования, У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции - они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах.

4. Потеря индивидуального подхода, «репродуктивность». Тесты знаний предназначены для выявления готовых, стандартных знаний. Большинство тестов не направлены на творческую, конструктивную деятельность.

5. Отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях. Диалогические методы в этом плане имеют несомненное преимущество.

6. Неадекватная сложность. Иногда малоквалифицированные «тестологи» обрушивают на ребенка тесты слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.

Тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики, они требуют параллельного использования других диагностических методов. Лучшая гарантия от профанов и профанации - серьезный и квалифицированный интерес к тому, какую экспериментально-научную работу проделали разработчики теста, как полно эта работа и ее результаты отражены в сопутствующей документации. Это, прежде всего, вопросы надежности, валидности и репрезентативности.

Опросники как стандартизированный самоотчет.

Опросники — это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе в- виде ответов. Теоретической основой этого метода можно считать интроспекционизм — психологию самонаблюдения. Метод опросников вначале рассматривался в качестве разновидности самонаблюдения. Но при заданных вариантах ответа это самонаблюдение, которому придается стандартизированный характер, по многим формальным признакам сближается с объективным тестированием.

Исследовательский инструмент, с помощью которого у обследуемых получают ответы на множество письменных вопросов. Группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. Предназначены для получения данных со слов обследуемого (стандартизированный самоотчет).

Виды опросников.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, про-никнуть в психологию человека, однако требует специальной подго-товки, обучения и, как правило, больших затрат времени на про-ведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество лю-дей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недо-статком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос — разновидность устного или письменного оп-роса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных от-ветов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследо-вания, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестан-дартные ответы.

Личностные опросники.

Стандартизированные опросники, с помощью которых однозначно и количественно оценивается степень выраженности личностных черт испытуемых или других особенностей личности. Как правило, в личностных опросниках не бывает «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием. По характеру ответов на вопросы они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответа (например: «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем, такая форма ответа «огрубляет»информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без какихлибо особых ограничений. Испытуемые дают ответы по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Достоинства: получение развернутой информации об испытуемом; проведение качественного анализа ответов. Недостатки: сложность формализации ответов и их оценок; затруднения в интерпретации результатов; громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Опросники черт личности - группа опросников личностных, разработанных на основе выделения черт личности. Непосредственно наблюдаемые черты личности выступают как исходный материал для построения опросников. В отличие от конструирования типологических опросников, такой подход требует группировки личностных признаков, а необследуемых. В опросниках черт личности диагностика осуществляется постепени выраженности черт. Пример: (16 личностных факторов) - опросник Кеттелла, УСК.

Типологические опросники - группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Такой подход требует группировки самих обследуемых, а не их личностных признаков. В типологических опросниках диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим /усредненным/ типом личности. Пример: Г. Айзенка, MMPI.

Опросники мотивов - группа личностных опросников предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, которая позволяет установить на что направлена активность человека (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения) и как осуществляется регуляция динамики поведения.

Опросники интересов - группа опросников, предназначенных для измерения интересов и выбора профессиональной деятельности Опросники интересов, в зависимости от насыщенности личностными показателями, могут быть отнесены как к личностным опросникам, так и к опросникам-анкетам.

Опросники ценностей - группа личностных опросников, предназначенных для измерения ценностей и ценностных ориентаций личности. Ценности формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности.

Опросники установок - группа опросников, предназначенных для измерения относительной ориентировки человека в одномерном континууме установок.

Опросники биографические - группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека. Чаще всего вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Формы вопросов: открытые и закрытые (дихотомические и альтернативные). Формы представления результатов. Пути повышения надежности опросников (многократное дублирование вопросов, введение «шкалы лжи», отказ от прямых вопросов и т.д.).

Специфика анкетного опроса. Анкетирование — эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету. Подготовка анкеты требует профессионализма. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим и личностным особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции вопросов (открытые, закрытые, полуоткрытые). Респондент - лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью.

Особенности интервьюирования. Интервью - вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

Методы психологии.

Метод- путь получения информации об интересующем объекте и предмете.

Методы- теоретические и эмпирические.

Теоретические методы: анализ, обобщение, классификация, сравнение, подведение под понятие.

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), эксперимент, тестирование, опрос (анкета, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности.

Схема характеристики метода исследования.

1. Определение.
2. Перечислить виды.
3. Назвать требования, предъявляемые к данному методу.
4. Назвать достоинства метода.
5. Назвать недостатки.

Характеристика методов исследования.

1. Наблюдение.

Наблюдение- метод психологии, основанный на целенаправленом восприятии поведения, деятельности, поступков человека.

Виды: сплошное, открытое, включенное, внешнее, выборочное, закрытое, невключенное, внутреннее.

Сплошное- за всем происходящим и выделение орпделенных единиц.

Выборочное- конкретный процесс.

Открытое- наблюдаемый знает о наблюдении.

Закрытое- наблюдаемый не знает о наблюдении.

Включенное- исследователь находится внутри группы.

Невключенное- исследователь не входит в группу.

Внутреннее- наблюдение за собой.

Внешнее- прочие наблюдения.

Требования:

1. Цель.
2. Составить план наблюдения:

Время
-частота
-длительность

3. Выдение единиц наблюдения и способов фиксации.

Единицы наблюдения:
-жесты
-действия
-поступки
-речевые высказывания
-вегетативные реакции
-паузы
-интонационные изменения

Способы фиксации:
-сплошная запись
-таблицы
-схемы с заранее продуманными условными обозначениями.

Достоинства наблюдения.

Исследователь не вмешивается в естественное течение процессов.
Малые материальные затраты.

Недостатки наблюдения.

Большие временные затраты.
Невозможность повторения.
Возможный субъективизм наблюдателя.

2. Эксперимент.

Эксперимент- метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Виды: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий, срез.

Лабораторный- искуственные условия, лаборатории, использование специальных приборов.

Естественный- активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

Констатирующий- выявление определенных психических особенностей и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.

Формирующий- выявление закомномерностей развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого.

Срез- кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития (поперечные- сопоставление разных групп испытуемых; продольные- измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей).

Требования:

1. Планирование:
-сформулировать цель;
-определение контингента испытуемых;
-подборка методик;
-определение места и времени его проведения.

2. Проведение:
-установление доверительных отношений с испытуемым.

3. Эксперименты всегда проводятся индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.

Достоинства эксперимента:

1. Исследователь сам создает условия, чтобы вызвать проявление психических процессов.
2. Исследователь может целенаправленно изменять условия и течение психических процессов.
3. Строгий учет протекания эксперимента.
4. Возможность проведения среди большого количества испытуемых ---> установление общих закономерностей развития психических процессов.

Недостатки эксперимента:

1. Исследователь знает об эксперименте.
2. Невозможность организации исследования так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования.

Психодиагностические методы исследования.

3. Тестирование.

Тест- краткие стандартизированные психологические методики, в результате испытания которых оцениваются те или иные личностные качества.

Виды: тесты-опросники, тесты-задания, тесты способностей, тесты личностные, тесты достижений.

Тесты-опросники- система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения валидности и надкжности вопросов, по ответам на которые судят о психических особенностях человека.

Тесты-задания- оценка психики человека на основе того, что и как он делает.

Тесты способностей- оценка возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками.

Тесты личностные- оценка эмоционально-волевых качеств личности, особенности поведения в различных условиях.

Тесты достижений- оценка уровня овладения знаниями в связи с конктретными программами подготовки.

Требования:

1. Бланки-рисунки, схемы, таблицы, опросники.
2. Аппаратура для обработки результатов.

Достоинства тестирования:

1. Краткость.
2. Массовость использования.
3. Возможность статистической обработки.

Недостатки тестирования:

При использовании тестов учитываются количественные, а не качественные показатели.

4. Опрос.

Опрос- метод психологии, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Виды: анкета, интервью, беседа.

Анкета- опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Интервью- получение информации путем устных ответовна вопросы.

Беседа- получение информации путем речевого обсуждения интересующего вопроса.

Требования:

1. Сообщение некоторых данных о себе.
2. Ряд задаваемых вопросов.

Достоинства опроса:

1. Анкета: получение большого количества информации за относительно малый промежуток времени.
2. Наблюдение за поведением и реакциями человека.
3. Изменение тактики, содержания задаваемых вопросов.

Недостатки опроса:

1. Письменная форма: неполная достоверность данных.
2.Устная форма: большие временные затраты.

5. Анализ проудктов деятельности.

1. АПД- выявление и оценка психологических особенностей человека.
2. Виды зависят от выполняемых действий.
3. Требования: наличие определенных материалов.
4. Достоинства: достоверность данных.
5. Недостатки: возможные затраты большого количества времени; ограничение материалов.

Проективные методы исследования.

Проективный метод- метод психологического исследования, заключающееся в анализе события, личного отношения к нему.

Виды: ассоциативный, интерпретационный, конструктивный, аддитивный, импрессивный, экспрессивный, катартический, моделирование, генетический.

Ассоциативный- предъявление беспорядочного материала, требующего придания субъективного смысла.

Интерпретационный- толкование событий, ситуаций, изображений.

Конструктивный- предъявление отдельных деталей для составления разных целостных картинок.

Аддитивный- дополнение, завершение.

Импрессивный- выбор решения, связанный с влечениями, симпатиями, намерениями.

Экспрессивный- деятельность на свободную или задуманную тему.

Катартический- творческая деятельность в особо организованных условиях.

Моделирование- копирование объекта исследования, с целью его упрощения.

Генетический- определение роли генотипических или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.

1. Общая характеристика методов.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

4. Измерение. Тестирование.

5. Метод опроса.

6. Метод анализа результатов деятельности.

7. Методы обработки и интерпретации данных.

8. Теоретические методы. Моделирование.

Общая характеристика методов. Методы научных исследований – это приемы и средства получения достоверных сведений, впоследствии используемых для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Проблемами методов психологического исследования занимается такая научная дисциплина как экспериментальная психология. Все методы современной науки условно делят на эмпирические и теоретические. В качестве самостоятельных можно выделить метод моделирования, интерпретационные методы (методы представления и обработки данных).

К эмпирическим методам относится наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, анализ результатов деятельности.

Наблюдение - это преднамеренное, систематическое восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. По внешним проявлениям наблюдатель судит о психологических причинах поведения, о протекании эмоциональных и познавательных процессов. Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации – аудио-,фото- и видеоаппаратура. Наблюдение имеет несколько вариантов.

Свободное, несистематическое наблюдение не имеет заранее установленных процедур. Проводится в тех случаях, когда невозможно заранее определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления не известны исследователю. При свободном наблюдении важно не строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения человека или группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям : а) должно исходить из четко поставленной цели; б) должно строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени; в) результаты наблюдения должны быть зафиксированы.

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и применяется там, где наблюдаемые признаки легко могут быть выделены и оценены.

Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в котором оно непосредственно представлено в его сознании. Т.о., психолог либо наблюдает за своими мыслями, чувствами, образами, либо пользуется аналогичными данными, сообщенными ему людьми, ведущими наблюдение за собой по его заданию. Самонаблюдение необходимо там, где отсутствуют надежные внешние признаки явления, интересующего исследователя. Дневники и переписка относятся к опосредованному самонаблюдению.


При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Наблюдение осуществляется человеком и поэтому не исключены ошибки. Наиболее часто ошибки наблюдения встречаются из-за подверженности эффекту ореола (гала-эффекту), который основывается на обобщении одиночных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход ведет к преувеличению или преуменьшению наблюдаемых фактов.

Ошибки усреднения встречаются, когда наблюдатель чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднять оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности. Логические ошибки проявляются, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию. Эта ошибка построена на предположении тесной связи между поведением человека и его личностными качествами, что далеко не всегда соответствует истине.

Ошибки контраста вызваны склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов. Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяется мнением о нем.

При наблюдении исследователь не может целенаправленно воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия. И в то же время, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение, но это влияние оказывается неконтролируемым.

Эксперимент – метод исследования, заключающийся в планомерном изменении одной или нескольких переменных (независимые переменные) и регистрации возникающих изменений в поведении изучаемого объекта (зависимая переменная). Позволяет делать выводы о причинно-следственных связях изучаемого явления с другими феноменами, о его закономерностях. Т.е., в отличие от наблюдателя, экспериментатор может влиять на изучаемый процесс и контролировать это влияние (действие независимой переменной на зависимую).

Основные особенности эксперимента, выделенные С.Л. Рубинштейном . Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий . Лабораторный эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. В лабораторном эксперименте могут изучаться психические реакции (простая, сенсомоторная, реакции выбора, реакции на движущийся объект), психофизиологические процессы (определение порогов и динамики чувствительности), такие процессы, как восприятие, память, внимание, мышление и т.д. Недостатком лабораторного эксперимента является искусственность создаваемых условий.

Естественный эксперимент свободен от вышеназванного недостатка. Воздействие на испытуемых осуществляется в привычных условиях их деятельности и поведения. Участники естественного эксперимента не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых. Данные, полученные в естественном эксперименте менее точны, чем результаты лабораторного эксперимента. Естественные эксперименты практикуются в психологии труда, авиационной, космической психологии, в психологии спорта, военной психологии.

Примером естественного эксперимента может служить исследование продуктивности запоминания в зависимости от установки на длительность сохранения материала в памяти. На уроке в двух классах учеников знакомят с материалом, который нужно изучить. Первому классу сообщают, что их будут опрашивать на следующий день, а второму – что опрос будет через неделю. На самом деле оба класса опрашивали через две недели. В ходе этого естественного эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.

Формирующий эксперимент – прослеживание изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Позволяет не ограничиваться регистрацией выявленных фактов, а раскрывать закономерности, механизмы, динамику психического развития. Удается экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру.

Измерение – метод представления числами психических свойств или параметров психического процесса. Измерение позволяет объективно зарегистрировать характеристики изучаемого объекта, в отличие от наблюдения, но не позволяет воздействовать на объект, в отличие от эксперимента. При измерении невозможно выявит причинно-следственные зависимости, но можно установит связи между разными свойствами объекта (корреляционное исследование). Связи между свойствами исследуемого человека устанавливаются в ходе сопоставления результатов их измерения. В ходе измерения психические свойства человека могут быть представлены в виде чисел. Измерительным инструментом может быть прибор, тест или другой человек – эксперт. Измерение является частью эксперимента.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Как и эксперимент, представляет собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях.

Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Для того, чтобы тесты могли дать объективные и измеримые данные, они предварительно проверяются на большом числе испытуемых – на людях одного возраста или одного уровня образования. При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно решаются значительным числом всех испытуемых (например, двумя третями). Эта процедура называется нормированием. С ней впоследствии сравниваются решения тех испытуемых, знания, умения и навыки которых измеряются. Т.е., индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Результаты этих измерений оцениваются в условных баллах или ранговых оценках, объединенных в шкалу порядка и указывающих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к норме.

Наличие тестовых норм – одно из важнейших требований к тесту. Тестовые нормы – показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его развития. Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок. Всякая норма со временем изменяется, т.к. уровень мышления людей возрастает. Поэтому тестовые нормы, особенно для интеллектуальных тестов, должны пересматриваться как минимум раз в пять лет. В описании теста обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда были установлены тестовые нормы.

Стандартизированные тесты: тесты успешности (шкала оценок знаний), тесты интеллекта, тесты профессиональной пригодности или профессиональной трудоспособности. Тесты достижений контролируют школьную, спортивную, профессиональную успешность. Интеллектуальные тесты оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения).

По особенностям используемых в тесте задач они делятся на вербальные и невербальные . Невербальные тесты содержат упражнения с картинками, рисунками, схемами, символами. Вербальные тесты предполагают оперирование словами.

Социометрия – социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. С помощью социометрии определяется статус личности в группе.

В целях психодиагностики свойств личности применяются проективные тесты (пятна Роршаха, незаконченные предложения, тест Розенцвейга и пр.). Это опосредованный способ изучения личностных особенностей человека по результатам продуктивной деятельности, например, рисункам, рассказам, описаниям какого-либо объекта. Короткая и самая общая инструкция, даваемая испытуемому, стимулирует самые разнообразные по содержанию ответы. Изучению подлежат психологические свойства и характеристики, существования которых испытуемый не осознает или сознательно не хочет признавать их наличия у себя. Такими характеристиками являются многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции – свои собственные неосознаваемые недостатки человек склонен приписывать другим людям. Проецирование провоцируется введением испытуемого в сюжетно неопределенную ситуацию, которую надо проинтерпретировать.

При проведении тестирования обязательно соблюдение некоторых этических норм:

А) человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев, судебной или медицинской практики, оговоренных законом.

Б) перед проведением тестирования человека необходимо предупредить о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, которую сам не осознает.

В) любой человек, если противоположное не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

Г) результаты тестирования предоставляются испытуемому в доступной для правильного понимания форме.

Д) при тестировании несовершеннолетних детей их родители имеют право знать результаты тестирования.

Е) если тестирование производится при конкурсном отборе или приеме на работу, то человек имеет право знать цели тестирования, а также кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.

Тесты, также как и любые другие методики, применяемые в психологическом исследовании, должны отвечать требованиям валидности и надежности . Валидность методики означает, что она пригодна для оценивания именно того психологического качества, для которого предназначена. Валидность может быть теоретической и эмпирической.

Теоретическая валидность достигается, если показатели исследуемого качества, полученные с помощью данной методики, соответствуют показателям других методик, измеряющих то же качество. Теоретическую валидность проверяют по наличию корреляционных связей между этими показателями. Эмпирическая валидность проверяется по соответствию показателей методики реальному поведению испытуемого. Надежность означает устойчивость результатов при повторном тестировании и при использовании теста разными исследователями.

К тестам предъявляется требование социокультурной адаптированности – соответствие тестовых заданий особенностям культуры, в которой он применяется. Второе требование к тестам – ограниченное время выполнения тестовых заданий. полное время выполнения теста не должно превышать 1,5 – 2 часов, т.к. в течение большего времени работоспособность снижается.

Метод опроса используется в форме анкетирования и беседы (интервью). При использовании опроса человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. На основании интервью, анкет, вопросников распознаются общественное мнение, настроения, социальные ожидания, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности.

Анкеты предназначены для самостоятельного заполнения испытуемым, без участия исследователя. Преимущество анкетирования состоит в том, что в нем одновременно может принять участие множество лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. Метод анкетирования представляет собой средство первичной ориентировки. Результаты анкетирования не могут считаться надежными и достоверными даже при полной искренности испытуемых, т.к. на содержание высказываний влияют неосознаваемые мотивы. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным особенностям.

Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, ее применяют, когда нелегко провести интервью. Например, используется для выявления групп со сходными интересами, формирования относительно однородных групп. Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых. Вопросы в них не формулируются прямо.

Личностные опросники предназначены для измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей. Наиболее известные среди них – опросники Айзенка, Кеттела, MMPI. В силу своей стандартизованности также называются личностными тестами.

Для беседы характерно непосредственное общение исследователя с опрашиваемым. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Беседа (интервью) дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, оценку событий и т.п.

Метод анализа результатов деятельности . Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта. Вариант данного метода – контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их авторов. Другой вариант – биографический метод. Биографический метод – собирание и анализ данных о жизненном пути человека (анализ документации, свидетельств современников, событий жизни).

Классификация основных методов исследования

В зависимости от метода сбора эмпирических данных различают опрос, наблюдение и анализ документов и эксперимент.

Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (то есть метод основывается на визуальном и слуховом восприятии явлений).

Обыденное наблюдение – это непроизвольная деятельность людей, связанная с получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение – это начальный этап процесса познания: от восприятия и наблюдения – к описанию, предположению, его обоснованию и проверке).

Научное наблюдение отличается от обыденного своей целенаправленностью (намерением получить специфическую информацию для поставленных целей исследования), системностью, планомерностью и наличием процедуры контроля.

Назначение наблюдения:

1. Является инструментом сбора информации непосредственно в ходе изучаемого процесса, явления, ситуации (для качественного анализа). Например, изучается процесс выбора товара покупателем.

2. Является инструментом сбора информации для предварительного представления об объекте (когда не имеется четкого представления о предмете исследования и его цель сводится к конкретизации проблематики и формированию рабочих гипотез).

3. Является инструментом сбора информации для подтверждения данных, полученных с помощью других методов сбора информации. Например, при наличии определенного ответа на вопрос анкеты респондент в реальной ситуации может поступить иначе, подобный результат наблюдения ставит под сомнение достоверность ответов на вопрос и корректность анкеты как инструмента исследования.

4. Служит источником дополнительных сведений для пояснения результатов, полученных с помощью других методов сбора информации.

5. Является инструментом сбора информации для описания распространенности явления или ситуации (ассортимент товаров в торговой точке, выбор марки товара), применение метода наблюдения в статистическом обследовании ограничено из-за требования репрезентативности обследуемой совокупности.

6. Является инструментом сбора информации о поведении потребителей, которое люди не имеют желания запоминать (или не в состоянии запомнить, например дети).

7. Является инструментом определения качественных характеристик инструментария при пилотажных исследованиях, особенно в сочетании с методом опроса.

В случаях, когда наблюдение выступает как самостоятельный метод сбора первичной

информации, сложно добиться репрезентативности выборки по отношению к

генеральной совокупности.

Требуемые условия для проведения наблюдения:

· Короткий отрезок времени, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение, явление.

· Наиболее значимые характеристики условия и ситуаций, в которых осуществляется наблюдение, также должны фиксироваться.

· Наблюдаемые процессы должны быть по своей природе доступны для наблюдения, и происходить на публике (открытое поведение).

Опрос - наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. Он предполагает обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы и нацелен на те ее стороны, которые мало или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему социологический опрос незаменим, когда необходимо выявить содержательные характеристики общественного, группового и индивидуального сознания, общественных, групповых и межличностных отношений, которые дают о себе знать лишь в определенных условиях.

Существуют две основные разновидности социологического опроса: интервьюирование и анкетирование.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и иные группы населения, выделяемые на основании признаков, актуальных с точки зрения исследуемой проблемы. Участников таких опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения, давать всесторонне взвешенные оценки. Их участники называются экспертами, а сами опросы - экспертными опросами.

Опрос - это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки. Различают две основные разновидности метода опроса: анкетирование, когда его проведение опосредовано применением анкеты, и интервьюирование, когда оно носит характер непосредственного общения социолога с респондентом.

Анкетирование - это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса. Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование. Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя. По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование. Почтовое анкетирование сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет, возможности получения значительной выборки, возможности привлечь к опросу одновременно большое количество людей, проживающих в различных регионах и труднодоступных районах. Недостатком почтового анкетирования является низкий процент возврата анкет, искажение намеченной выборки и отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно. Существует методика повышения процента возврата анкет, заключающаяся в психологически грамотном обращении к респондентам, вложении конверта с написанием обратного адреса, рассылкой напоминаний о необходимости возврата заполненной анкеты и др.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...