Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

О чем описывается в сказке золушка. Психологическая интерпретация наших любимых сказок. Главные герои сказки "Золушка" и их характеристика

Сегодня в блоге мы рассмотрим сценарный анализ сказки Золушка глазами трансактного аналитика Эрика Берна. Это необходимо для понимания сходства сценариев персонажей детских волшебных сказок и реальных жизненных сценариев написанных нашими родителями и ближайшим окружением.
Сказкотерапия для детей и взрослых

Транзактный, сценарный анализ сказки Золушка

Поучения, которыми Шарль Перро сопроводил историю Золушки, были, на взгляд Эрика Берна, основателя трансактного и сценарного анализа и терапии, Родительскими предписаниями (в роли родителя выступила фея) ставшего основой программирования жизненного сценария.

Автор говорил о счастливом даре, который больше, чем красота лица; обаяние этого дара превосходит все другое. Именно это и дала Золушке фея. Она так заботливо ее наставляла, так обучала благородным манерам, что Золушка стала королевой.

Теперь давайте рассмотрим представление о Золушке с точки зрения трансакционного, сценарного аналитика, в том виде, как она выглядит в сказке Перро, которую знают практически все дети, и обсудим различные содержащиеся в сказке жизненные сценарии, многие из которых легко обнаруживаются в реальной жизни.

Сказка Золушка, или Хрустальная туфелька – самая любимая сказка всех девочек. Хотя сюжет сказки очень распространен в литературе, маленькие и взрослые предпочитают читать онлайн именно сказку Шарля Перро.

Сказка Золушка, или Хрустальная туфелька читать

Бедная девушка была сиротой, терпела издевательства мачехи и сводных сестер, выполняла всю работу в доме. Когда девушки всего королевства были приглашены во дворец на бал, сестры Золушки наряжались и прихорашивались. Они мечтали выйти замуж за принца. Золушка тоже хотела попасть на бал. Когда сестры уехали, появилась ее крестная, добрая фея, которая знала о мечте бедной сиротки. Волшебство феи превратило тыкву в карету, мышей в лошадей, крысу в кучера. Подарила фея девушке прекрасное платье и хрустальные туфельки. Прекрасной принцессой явилась Золушка на бал, и принц влюбился в нее с первого взгляда. Фея предупредила, что ровно в полночь волшебство исчезнет. До полуночи девушка должна была покинуть дворец. Счастливая Золушка забыла о предупреждении феи. Когда часы пробили двенадцать, бросилась Золушка бежать из дворца. На ступеньках она потеряла туфельку. Слуги принца ездили по всему королевству с хрустальной туфелькой в поисках прекрасной незнакомки. В доме Золушки примеряли туфельку мачехины дочки, только она была им мала. Предложили примерить туфельку замарашке. Туфелька оказалась девушке впору. Достала она вторую. Добрая фея превратила домашнее платье Золушки в пышный бальный наряд. Все узнали в ней прекрасную принцессу. Повезли девушку во дворец. И стала Золушка женой прекрасного принца. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Золушка, или Хрустальная туфелька

Читать и перечитывать сказку Золушка, или Хрустальная туфелька своей маленькой принцессе вы будете много раз. Секрет ее популярности в привлекательности главной героини, яркости картин, в красивом чуде, которым наполнена сказка, а также в справедливой счастливой концовке. Чему учит сказка Шарля Перро Золушка? Да она просто энциклопедия маленькой принцессы. Нужно быть доброй, отзывчивой и трудолюбивой, иметь терпение и уметь прощать, быть искренней, приветливой и верить в чудо. Главная идея сказки – награду получает тот, кто своим поведением ее заслуживает.

Мораль сказки Золушка, или Хрустальная туфелька

Тот, кто заслуживает, обязательно от судьбы получает подарки. А кто очень старается – может получить в награду и прекрасного принца. И пусть мораль любимой сказки станет для маленьких читательниц мотивацией к самоусовершенствованию.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Делай добро, добро и будет.
  • Судьба поступает по справедливости, нужно только уметь ждать.

Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско-мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, её цель, средства, которыми она добивается цели, и многое другое.

Клиентка, назовём её О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.

Для анализа модели её поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная "Золушка". Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет — потребность много работать. Ленивых Золушек я ещё не встречала.

Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.

Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.

Золушка помогала отцу по хозяйству вести домашние дела и быт. А старшие "сёстры" только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь — убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на всё глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сёстры и прозвали её Золушкой.

И как-то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с жёнами и дочерьми. Золушка и сёстры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестёр и делала причёски. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.

Её добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей — кучера. Из ящериц — лакеев. Из старого платья — шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе всё превратится обратно на свои места.

Золушка приехала на бал, но её никто не узнал. Принц выбежал даже её встречать. "Какая она красивая", — шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить её имени и только подобрал хрустальную туфельку.

…Издал Король "указ" — кому подойдёт туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сёстрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось её надеть.

Туфелька оказалась впору. Сёстры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.

…Принц отвёз её во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.

Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой.

На этом сказка заканчивается, и мы переходим к её анализу.

— Чего Золушке не хватало в начале сказки?

— Отца.

— Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?

— Когда Золушка делала всё за всех, обидно.

— В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?

— Не знаю.

— Пофантазируй.

— Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.

— Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?

— Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, всё время была одна, всё сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.

— Что она хотела от мужа?

— От мужа хотела любви.

— Каких действий она хотела от мужа? Что для неё является проявлением любви?

— Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.

— Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?

— Да (с грустью). Для неё характерна неуверенность в себе, самокопание.

— У неё были сомнения, что мужу нужна она одна.

— Муж больше времени, чем жене, уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.

— В чём заключалась её помощь?

— Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.

— Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину — мачеху.

— Она сама женила его на себе, привлёк состоянием.

— Дай определение, кто такой "мужик". В сказке ты называешь отца — "мужик богатый".

— Мужик — тот, кто постоянно пашет, труженик.

— А мужчина — это кто такой?

— Это более благородное создание.

— А принц?

— Принц — нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.

— Что общего между принцем и мужиком?

— Состояние.

— Финансовая успешность мужа была важна и для первой, и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?

— Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.

— Почему Фея наградила Золушку?

— Золушка была добрая, отзывчивая.

— В чём проявлялась её доброта?

— Усмешки и зло мачехи и её дочерей она принимала как должное.

— Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?

— Нет, конечно. Это ужасно, глотать слёзы вперемешку с обидой.

— Что Золушка могла сделать по-другому?

— Могла выразить мачехе и её дочерей своё недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать её жалобы).

— Она могла жить отдельно, самостоятельно?

— Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.

— Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение — это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда всё-таки почему Фея наградила Золушку?

— Наверное, она дала Золушке… шанс взбодриться, подтолкнула её вперёд, но это не помогло.

— Что ей помешало?

— Привычка быть покладистой, жертвой, её мама была такой же.

— Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображённые в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.

Всё многообразие ролей может быть сведено к трём основным — Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).

Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника даёт возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всём виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: "Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой". Происходит перемещение ролей героини внутри "драматического треугольника" из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.

— Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живём как жертвы?

— Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?

— Вышла замуж за принца.

— Помнишь, я тебя спросила: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?".

— Да. Я ответила: "Отца".

— Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?

— Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.

— Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная её имени. Может быть, ему было всё равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?

— Да, это так.

— Ранее ты называла принца "беспомощное существо". Зачем Золушке такой принц?

— То, что он беспомощный даёт Золушке ощущение собственной нужности.

— В чём проявляется беспомощность принца?

— Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.

— Но, если всё это будет делать Золушка, чем её жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?

— (с удивлением) Ничем.

— Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в её жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет также гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как её мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?

— Быть нужной для мужчины, который рядом.

— Сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?

— Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?

— Ничего особенного, заканчивала школу.

В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в её семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: "умер отец". Отец О. трагически погиб под колёсами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с её отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа на мой вопрос: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?", она ответила: "Отца" .

— Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?

— После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надёжного, верного мужчину.

— Где его можно встретить?

— Среди тех, кто трудится.

— Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?

— Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.

Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:

  1. О. копирует мамину модель поведения,
  2. серьёзной травмой для неё является потеря отца (сначала его уход из семьи, затем смерть),
  3. существует желание заменить отца мужем,
  4. пассивная позиция (выполнение указаний мачехи и сестёр, феи, принца),
  5. отсутствие контакта с собственными желаниями (в сказке не упомянуты желания героини),
  6. нахождение в драматическом треугольнике, установка жертвы — терпение и смирение — это хорошо,
  7. привычка к уединению как способ решения проблем.

« Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII—XIX вв. еках, то есть близко к нашему времени.

Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.

« Золушка» — один из популярнейших« бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.

Где мать Золушки? Ее съели!

Одним из важнейших образов в сказке« Золушка» является образ погибшей матери. У читателя не возникает вопроса, отчего могла умереть несчастная женщина. Появление доброй феи-крестной в версии Шарля Перро также не вызывает удивления. И мало кому приходит в голову, как тесно связаны между собой эти два образа.
Итак, в самом начале сказки у Золушки умирает родная мать, а отец, погоревав, находит себе другую жену. Отчего же наступает смерть? В большинстве сказок это не освещается, а приводится как данность, но до сих пор остались сказки, сохранившие в себе самые древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.
В греческой версии« Девка-на-насесте»(Edmund Martin Geldart, Folk-Lore of Modern Greece: The Tales of the People, Little Saddleslut) мать принимает смерть от рук собственных дочерей:

Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а сели прясть дальше. И вновь упало матушкино веретено, и опять, опять… «Ну что ж! — сказали они. — Теперь-то мы ее съедим». Но Золушка вступается за мать, хотя и безрезультатно: « Нет! — сказала самая младшая из сестер. — Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, съешьте лучше меня». Но сестры отказались; двое из них убили, а затем приготовили мать.

Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut(«Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:

Затем самая младшая, которую называли Девка-на-насесте [после смерти матери девушка все время сидела на курином насесте, за что сестры дали ей эту кличку], собрала все материны кости и похоронила их под изгородью. Сорок дней девушка окуривала их ладаном, а затем хотела отнести в другое место. Только она подняла камень, как лучи света ослепили ее. Она нашла там прекрасное одеяние, будто сотканное из неба и звезд, из весны и морских волн. Кроме платья, там лежало множество монет.

Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма(поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.

Нарушение волшебного запрета

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка« Пепелюга»(Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):

На высокогорных пастбищах, поблизости от глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Вдруг они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «Прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Ведь если кто-нибудь из вас уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же момент!» Сказав это, старик исчез. Девушки же, озадаченные его словами и обсуждая странное происшествие, подошли к самому краю обрыва… Они с любопытством заглядывали в расщелину, будто надеялись увидеть там что-то необычное. Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и, ударяясь о камни, улетело в бездну. Когда вечером девушка вернулась домой, худшие ее страхи воплотились в жизнь. Вместо матери она увидела перед дверью корову.

Корова помогает Марре(сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.
Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.
Еще одним примером наказания за нарушенный запрет может служить сказка« Злая мачеха»(J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) государства Кашмир. В этой сказке в качестве матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дому, брахман настоятельно просит супругу не есть ничего до его возвращения. В противном случае она превратится в козу. Если же он сам отведает пищи вне дома, то обернется тигром.
Ослушавшись завета мужа, жена пробует пищу в его отсутствие и оборачивается козой. Ее бывший муж женится заново. В этой версии сказки у Золушки есть еще братья и сестры, которых и выручает волшебная коза до того момента, как злая мачеха не вычисляет их помощника. После этого новая жена, прикинувшись больной, велит лекарю сказать, что спасти ее может только козье мясо. Лекарь безропотно выполняет ее повеление. У брахмана в это время не было денег на другую козу, поэтому печальная участь постигает его бывшую жену.

При чем тут жертвоприношение?


Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями(голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.
Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.

Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.

Мстительная Золушка из Вьетнама


Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки« Тэм и Кэм»(Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.
Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.

Животные-помощники: от коровы до рыбы

С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.
Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах« Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей« Крошечка Хаврошечка».

Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке« Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской« Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.
Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.
Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке« Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи« нижнего мира»: мышь, жаба и другие.
На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.
В итальянской сказке« Золушка»(Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.
Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина(орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.

Рождение феи


Если образы птиц или деревьев как волшебных помощников уже воплощали дух умершей матери лишь чисто символически, то в дальнейшем этот образ совсем утратил свое первоначальное значение. На данном этапе помощник Золушки — либо существо божественной природы, либо человек, друг.
В известной нам сказке Шарля Перро Золушке помогают не животные и не птицы, а фея-крестная, появившаяся из ниоткуда. В грузинской Золушке, «Маленькой оборванке»(Conkiajgharuna) бедной девушке помогает деви — мистическое существо, одна из ипостасей богини-матери. Она делает это довольно жутким способом:

Однажды, когда Маленькая Оборванка пасла корову, та по случайности забежала на крышу. [Прим. автора: в некоторых местностях Кавказа дома крестьян врыты в землю, так что вполне возможно случайно зайти на крышу]. Девушка последовала за коровой, чтобы вернуть ее обратно на дорогу, но случайно уронила веретено в дом. Заглянув внутрь, она обнаружила там старуху и попросила ее: «Добрая женщина, отдайте мне мое веретено». «Не могу, дитя мое, — отвечала старуха, — зайди-ка и возьми его сама». Эта старая женщина была деви. Когда Оборванка подобрала веретено, хозяйка дома обратилась к ней с просьбой: «Доченька, доченька, подойди ко мне и взгляни на мою голову, я же почти съедена». Девушка подошла ближе и взглянула на голову старухи. Сердце ее ушло в пятки, когда она обнаружила там червей, копошащихся внутри. Но Оборванка собралась с духом и счистила несколько червей, после чего сказала: «На что же тут смотреть? У вас чистая голова!»

Боги помогают не только Оборванке. Богиня Бхагавани пожалела Мугазо, героиню вьетнамской сказки« Золотая туфелька».
Поддерживают Золушку и просто женщины — добрые и не очень. Зезолла, итальянская Золушка из сказки Джамбаттиста Базиле(1575−1632), сговорившись с няней, ломает мачехе шею крышкой сундука. Добрая соседка из грузинской сказки велит своим птицам собрать все просо, что рассыпала мачеха и приказала собрать падчерице.
А в уже упомянутой выше греческой сказке Золушке напрямую помогает Бог. Оказавшись в пустыне, она молится: «Господи, дай мне ямку в земле, чтобы только я могла сунуть туда голову, дабы не слышать, как воют дикие звери». После того, как просьба Золушки была исполнена, она попросила себе нору побольше, такую, в которой поместилась бы по пояс. И лишь в третий раз Золушка взмолилась о хижине, где могла бы жить.

Таким образом, образ матери Золушки, скрытый за слоями многочисленных преобразований и искажений, обретает мистический, сакральный смысл.
Отвергнув поздние, более мягкие версии, где Золушка забывает или прощает злую мачеху и сестер, мы встречаемся с распространенным мотивом, в котором дух погибшей матери жестоко мстит за свои обиды. Мачеха ломает шею, птицы выклевывают ее дочерям глаза, Золушка заставляет мачеху отведать плоти собственного ребенка…
В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: кто на самом деле является главным персонажем этой истории? Не является ли Золушка всего-навсего орудием, проводником, при помощи которого дух покойной матери вершит свое, порой кровавое правосудие? Умирая, она не оставляет окончательно мир живых, но незримо присутствует в нем, передавая дочери свою волю и указывая ей путь.

Популярное

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа по дисциплине теории и практикуме литературной читательской деятельности

«Золушка или Хрустальная туфелька» сказка Ш. Перро в пер. Т. Граббе

Определить жанр, сделать анализ, доказать.

Сказка - один из жанров устного народного творчества, эпическое прозаическое произведение волшебно-фантастического, авантюрного или бытового характера как правило, со счастливым концом. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию. Они поражают, удивляют, радуют, поучают: «Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». В свое время русский писатель, знаток народной культуры К. С. Аксаков заметил: «К сказке, кажется, преимущественно должна относиться пословица красно поле рожью, а речь -- ложью -- вымыслом». Со временем появились литературные - авторские сказки, но и в этих сказках автор обычно опирается на фольклорные источники.

«Золушка или Хрустальная туфелька» французского поэта и писателя Ш. Перро второй пол. XVII - нач. XVIII вв. по жанру является сказкой. И это можно доказать:

1/ источник сказки: сказка «Золушка» - не плод вымысла писателя, а переложение распространенного фольклорного, так называемого, «бродячего сюжета», у которого более 1000 различных интерпретаций;

2/ в тексте присутствует ряд жанровых признаков сказки. Во-первых, «Золушка» полностью попадает под определение волшебной сказки: это эпическое произведение волшебно-фантастического характера со счастливым концом. В ней есть волшебные герои (фея), волшебные предметы (волшебная палочка), волшебные метаморфозы (превращение тыквы - в карету, мышей - в коней, крысы - в кучера, ящериц - в выездных лакеев, бедной Золушки в одежде нищенки - прекрасную незнакомку в роскошном наряде). Во-вторых, как и полагается в сказке, герои «Золушки» не наделены индивидуальными чертами, они не характеры, а носители сюжетной функции (В. Пропп) - одни из них добрые, другие злые, а сюжет волшебной сказки и строится на столкновении добра и зла, где добро обычно побеждает. Следы присутствия фольклорного источника обнаруживаются в анонимности героев, за исключением Золушки, но это не имя, а прозвище, и имени одной из сестриц - Жавотты (у Перро это тоже функциональное имя - оно только выделяет одну из сестриц в обращении к ней Золушки, когда Золушка просит у нее «желтое платье»).

Определить тему, проблему, почему так названо.

В название сказки вынесено имя главной героини Золушка, именно вокруг нее разворачивается сюжет сказки. Подзаголовок - Хрустальная туфелька. Название и определяет тему сказки - история бедной доброй девочки Золушки. Подзаголовок уточняет сюжет, где хрустальная туфелька сыграет определяющую роль в развязке сюжета.

В сюжете этой сказки воплощены мотивы и проблемы, которые объясняют причины огромной популярности сюжета о Золушке в мировой культуре, так как эти проблемы были, есть и всегда будут актуальными как для отдельного человека, так и для всего человечества: незаслуженные страдания и несправедливость, уважение к трудолюбию как высокой человеческой добродетели; вознаграждение Золушки за ее тяжелый труд и моральные качества - доброту, незлобливость, приветливость.

Раскрыть композиционно-языковые особенности текста.

(Изобразительные выразительные средства.)

Композиция (построение) «Золушки». Произведение строится как сказка. В центре произведение бедная падчерица, выполняющая всю черную работу по дому, злая мачеха и похожие на нее дочери. Сказочный сюжет «запускает» ключевой персонаж «сказочного канона» (В.Пропп) - дарителя. В роли дарителя выступает фея, воплощение справедливости и добрых сил. В сказке Ш. Перро - она крестная (а, значит, вторая мать!) бедной Золушки. С ее появлением история и входит в собственно сказочное русло. Фея наделяет Золушку дарами - каретой и роскошным нарядом, благодаря которым определится ее судьба - она найдет свое счастье, выйдет замуж за принца. Но, согласно канону сказки, героиню ждут испытания на пути к счастью. Волшебные дары - это часть испытаний, так как ими надо правильно воспользоваться, так до полуночи Золушка должна возвратиться домой. Первый раз Золушка выполняет наказ феи, и возвращается домой до полуночи. Но второй раз она «Золушка забыла обо всем на свете, даже о том, что ей надо уехать вовремя, и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь». Такой поворот (кульминация) вносит в сюжет острую интригу, делает развитие действия напряженным, заставляет читателя волноваться за героиню. И тут в развитие сюжета включается еще один дар феи - хрустальные туфельки, одна из которых и приводит принца к прекрасной незнакомке, которая оказывается бедной Золушкой.

Итак, композиция сюжета: сказка начинается со сказочного зачина: «Жил-был один почтенный и знатный человек». Далее идет рассказ о других героях сказки (экспозиция), об их отношениях друг с другом; определяется главная героиня сказки. Завязка - появление феи-крестной, которая помогает Золушке попасть на бал и встретить там принца. Который в нее влюбляется. Кульминация, как уже отмечалось, приходится на второй бал, где Золушка нарушает наказ феи, и чтобы не быть разоблаченной, убегает из дворца, оставляя на лестнице хрустальную туфельку. Развязка - Золушка примеряет хрустальную туфельку, которая оказывается ей впору и достает и кармана вторую туфельку - все узнают, что она и есть та прекрасная незнакомка на балу. И, наконец, сказка завершается обязательным счастливым концом (концовка): «Ее отвезли во дворец к молодому принцу, который нашел, что она стала еще прелестнее, чем была прежде. А через несколько дней сыграли веселую свадьбу». сказка золушка композиционный фантастический

Изобразительно-выразительные средства - способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину: художественные тропы, фигуры речи.

Сказка Перро начинается типичной сказочной формулой, указывающей на начало сказки «жил-был». В расстановке героев сказки видна антитеза - противопоставление, определяющее характер эмоциональных эпитетов, характеризующих этих героев: сварливая и высокомерная, злая (мачеха и похожие на нее дочери) и добрая, приветливая, милая (мать Золушки, Золушка), бедная, прекрасная, обворожительная (Золушка), почтенный (т.е. пользующийся уважением отец Золушки). В сказке используется прием повтора, характерный для этого жанра: 1/ прием повтора лежит в основе сказочного зачина (жил-был); / в завязке сказки (фея четыре раза посылает Золушку за разными предметами, превращая их по очереди в карету, коней, кучера и лакеев); 3/ Золушка дважды едет во дворец. Благодаря повтору фиксируется внимание читателя на важных событиях; повтор усиливает эмоциональное воздействие сюжета, подчеркивает важность эпизода. В сказке также можно найти прием сравнения: «Она поднялась с места и убежала быстрее лани».

Характеристика образов.

(природа, пейзажи, люди)

В сказке пейзажа в прямом значении этого слова нет, но могут присутствовать образы природы, олицетворенные в каких-то персонажах, или природа может выступать в роли места действия (темный лес, сад, поле, море и т.п.). Природы в сказке Шарля Перро нет. Но зато есть интерьеры - описание внутренних помещений дома, где живет Золушка. На них и следует сосредоточить внимание, так как через них характеризуются персонажи.

Обратим внимание на изобразительные приемы, связанные с интерьером. С Золушкой в ее доме связан мотив работы, тяжелого труда и тяжелой жизни. Ее спальня - чердак, вместо кровати «колючая соломенная подстилка». Ее образ сопровождает мотивы грязной и тяжелой работы, за которой стоит образ дома - чистка котлов и кастрюль (кухня), мытье лестниц, комнаты мачехи и обеих барышень. Чтобы подчеркнуть разницу между положением Золушки в доме и ее сестрами, автор вводит контрастное описание комнат, где живут героини. Личное пространство Золушки очень маленькое - это чердак и «уголок возле камина», где она, закончив работу, «сидела … на ящике с золой». Личное пространство ее сестер - большое, нарядное и очень удобное для жизни: это «комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями, разубранными по последней моде, и с большими зеркалами, в которых можно было увидеть себя с головы до ног» (вновь сталкиваемся с приемом антитезы).

Выявить ключевые образные и трудные словарные ряды. Подумать, как с ними работать. Составить пересказ. Образные - слова автора, которые характеризуют героя. Трудные - в чтении или в понимании.

Итак, ключевые образные ряды связаны с контрастными друг другу образами Золушки и ее мачехи с сестрами.

После прочтения учащимися сказки «Золушка» можно сформулировать перед ними задачу в игровом плане:

Обобщим наши знания о главных героях сказки (образный ряд):

1. Образ Золушки:

1/. Игра «Узнай по описанию»:

а) И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

Как догадались? Приведите примеры из прочитанной вами сказки.

2/. Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая).

3/. Что объединяет названные качества? (то, что они положительные).

4/. Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка - положительный герой сказки).

2.Образы мачехи и сестер:

1/ . Какими чертами характера обладает мачеха? (высокомерная, злая, бессердечная, властная)

2/. Какими чертами характера обладают сестры? (они во всем похожи на мать, такие же злые, высокомерные).

3/. Каким словом можно определить эти черты характера (это отрицательные черты характера).

4/. Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести мачеху и ее дочерей (они отрицательные герои сказки).

5/. Составим в тетради таблицу из двух столбиков. В первый столбик запишем черты характера Золушки, во второй - черты характеров мачехи и ее дочерей. Что вы можете сказать об этих качествах (они противоположны друг другу). Как называется прием противопоставления характеров Золушки и ее мачехи и сестер (прием контраста). Или антитезы.

Словарная работа (эпизод сказки «Золушка на балу»):

1/. Куда мечтала попасть Золушка? (попасть на бал)

2/. Что обозначает слово бал? (дети пытаются самостоятельно определить значение этого слова).

3/. Давайте найдем определение этого слова в толковом словаре русского языка (С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова на выбор). Кто поможет мне? (бал - это большой танцевальный вечер)

4/. Золушка смогла попасть на бал? Кто помог ей? (фея-крестная).

5/. К какому волшебству она для этого прибегла? (Она превратила тыкву в карету, мышей в лошадей, ящериц в лакеев, крысу в кучера, старое платье в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи).

Словарная работа. Поиск значения незнакомых слов учащимися в Интернет-ресурсах. Находят определения незнакомых слов:

Мышастый - масть коня: шерсть темно-серого цвета, иногда с буроватым отливом, грива, хвост и ноги чёрные.

Статный - стройный, хорошо сложенный.

Лакей - слуга в господском доме.

Ливрея - форменная одежда особого покроя и определённого цвета для лакеев, кучеров и других слуг.

Кучер - слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Какое условие должна была выполнить Золушка? (она должна была вернуться до полуночи) Уточните, что значит «до полуночи»? (до 12 часов ночи).

Кавалер - аристократ, знатное лицо.

Обворожительная - приветливая, любезная, пленительная.

Грациозно - легко, изящно.

Наметить вопросы и задания по содержанию и формы произведения которые есть в учебниках и свои.

Вопросы и задания:

1. К какому жанру относится «Золушка» Шарля Перро? На какие источники он опирался, создавая свое произведение? Найдите в тексте черты, подтверждающие жанровую принадлежность «Золушки».

2. Какова главная мысль «Золушки»? Чему она нас учит? Подберите пословицы и поговорки, иллюстрирующие эту мысль.

3. Прочитайте сказку братьев Гримм на сюжет Золушки. Что общего в сказке братьев Гримм с «Золушкой» Ш. Перро?

2. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод «Золушки» Ш. Перро.

3. Найдите стихотворение о Золушке и выучите наизусть.

Сформулировать идейное, познавательное, эстетическое, и воспитательное значение произведения.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. «Золушка» учит ребенка доброму отношению к людям, терпимости, приветливости, умению прощать и делает это без скучных наставлений. Сказка «Золушка» способствует развитию эстетического чувства в ребенке. Для нее характерно раскрытие прекрасных качеств в природе человека, гармоничное единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, она отличается яркой изобразительностью и выразительностью.

Литература

1. Перро Ш. Золушка, или Хрустальная туфелька // Сказки зарубежных писателей. - Минск: Беларусь, 1986.

2. Дудко Н. М. Методика работы с русской народной сказкой на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/509059/

3. Пирматова О. Методика изучения сказок на уроках внеклассного чтения в начальных классах [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). -- М.: Буки-Веди, 2013

4 Игра - викторина «Хоровод сказок» [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://geum.ru/next/art-90115.php

5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Признаки жанра волшебной сказки. Французская литературная сказка конца XVII – начала XVIII веков. Проблемы структурно-типологического изучения произведения. Сказка как последовательность событий. Сюжетно-персонажная структура волшебной сказки "Золушка".

    курсовая работа , добавлен 05.06.2011

    Традиции устного народного творчества в Киевской Руси. Жанры русского устного народного творчества: сказки, песни, былины, загадки, легенды, пословицы и поговорки. Исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты.

    презентация , добавлен 14.02.2014

    Понятие сказки как вида повествовательного прозаического фольклора. История возникновения жанра. Иерархическая структура сказки, сюжет, выделение основных героев. Особенности русских народных сказок. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

    презентация , добавлен 11.12.2010

    Сказки, произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно эпического содержания, частью с целью дидактической, существуют у всех народов. В сказках мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями.

    реферат , добавлен 04.06.2003

    Изучение жанровых особенностей авторской сказки. Различие литературной и фольклорной сказки по генезису, форме, содержанию, объему и языку. Присутствие в разных сказках игрового начала, наличие "образа автора", сочетание реального и фантастического.

    реферат , добавлен 23.06.2014

    Особенности народной и литературной сказки. Изучение творчества братьев Гримм, определение причин изменения авторского текста переводчиками. Сравнение оригинала произведений с несколькими вариантами переводов. Анализ особенностей детской психологии.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2010

    Определение литературной сказки. Отличие литературной сказки от научной фантастики. Особенности литературного процесса в 20-30 годы ХХ века. Сказки Корнея Ивановича Чуковского. Сказка для детей Ю.К. Олеши "Три Толстяка". Анализ детских сказок Е.Л. Шварца.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Определение понятия "сказка". История собирания сказок. Кумулятивные сказки: общая характеристика; композиция; стиль; происхождение. Якоб и Вильгельм Гримм как представители немецкой сказки. Основная заслуга братьев Гримм, их кумулятивные сказки.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Структура и сюжет сказки П.П. Ершова "Конек-горбунок", ее идейно-художественные достоинства. Уроки мудрости и нравственности, заключенные в образности сказки, живописная сочность устного народного искусства. Система фольклорных образов и персонажей.

    контрольная работа , добавлен 30.05.2010

    Сказка как один из древнейших жанров словесного искусства. Авторская сказка во французской литературной традиции, ее роль и значение. Характеристика творчества А. де Сент-Экзюпери, место в ней сказки "Маленький принц". Аллегория как стилистический прием.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...