Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Обучение рассказыванию по сюжетным картинам. Обучение детей рассказу по картине и серии сюжетных картинок Методика описания картины в доу

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

  1. формат (демонстрационные и раздаточные);
  2. тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);
  3. содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные);
  4. характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение);
  5. функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).

Общие требования к организации работы с картиной:

  1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
  2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
  3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
  4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
  5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
  6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

  1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.
  2. Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
  3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
  4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия:

  1. Часть - вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
  2. Часть - основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.
  3. Часть - итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические приемы:

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение».

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

  • Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался! », «Где пропадали? », «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНАМ

Разработала воспитатель ДОУ № 000

г. Красноярск

2007 г.

Глава II. Примерные конспекты занятий по развитию связной речи………............3

ЗАНЯТИЕ 1 Рассматривание репродукции картины «Уборка урожая»………………………………………………………………………….…........3

ЗАНЯТИЕ 2 Рассказывание по картине «Уборка урожая»….........4

ЗАНЯТИЕ 3 Рассматривание репродукции картины,

«В школьном саду»…………………..……………………………...….5

ЗАНЯТИЕ 4 Рассказывание по картине,

«В школьном саду»……………………………………………………………………..7

ЗАНЯТИЕ 5 Рассматривание репродукции картины «Семья».......8

ЗАНЯТИЕ 6 Рассказывание по картине «Семья»………………….9

ЗАНЯТИЕ 7 Рассматривание репродукции картины «Зимние забавы»…………………………………………………………………………11

ЗАНЯТИЕ 8 Рассказывание по картине «Зимние забавы»……...13

ЗАНЯТИЕ 9 Рассматривание репродукции картины Веретенникова «Кошка с котятами»…………………………………………………………………………….....14

ЗАНЯТИЕ 10 Рассказывание по картине Веретенникова «Кошка с котятами» ….15

ЗАНЯТИЕ 11 Рассматривание репродукции картины «Куры»..17

ЗАНЯТИЕ 12 Рассказывание по картине «Куры»……………....18

ЗАНЯТИЕ 13 Рассматривание репродукции картины «Ежи»…..20

ЗАНЯТИЕ 14 Рассказывание по картине «Ежи»………………....21

ЗАНЯТИЕ 15 Рассматривание репродукции картины «Лето»…...23

ЗАНЯТИЕ 16 Рассказывание по картине «Лето»…………...……..24

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………...26


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………34

ГЛАВА I .

Обучение рассказыванию по сюжетным картинам.

Работа над сюжетной картиной проходит на двух занятиях: на первом занятии детей знакомят с картиной, а на втором занятии составляют рассказ по картине. Обучение рассказыванию по сюжетной картине включает в себя следующие этапы:

1. Подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и т. д.).

2. Разбор ее содержания.

3. Обучение составлению рассказа.

4. Анализ детских рассказов.

При обучении рассказыванию по картине используются такие методические приемы, как образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предварительный план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми.

Для того, чтобы работа над сюжетной картиной проходила более продуктивно и интересно, воспитатель может включать в нее разнообразные игры и упражнения, например:

· игровое упражнение « Кто больше увидит?» (ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала);

· игровое упражнение « Кто лучше запомнил?» (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины);

· игровое упражнение «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом);

· игра «Волшебная цепочка» (дети составляют и распространяют предложение по картине, добавляя каждый по одному слову);

· игровое упражнение «Составь предложение» (дошкольники составляют предложения по картине с заданным словом или словосочетанием);

· игра «Кубик эмоций» (дети составляют предложения по картине с заданным эмоциональным состоянием);

· обыгрывание детьми посредством пантомимы действий персонажей многофигурной картины с последующим их оречевлением;

· творческая игра «Угадайка» (по вопросам и указаниям воспитателя дети восстанавливают содержание фрагмента, изображенного на картине, но закрытого экраном);

· игра «Найди ошибку»(воспитатель читает рассказ, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Дети должны обнаружить и исправить ошибки. Выигрывает тот, кто заметил большее число ошибок и верно их исправил);

· прием «вхождения» в картину (воспитатель предлагает детям представить себя на месте изображенного человека или животного:«Представьте, что картина ожила. Что бы вы услышали?»);

· прием «закрытого экрана» (демонстрируется только один фрагмент картины, а остальные фрагменты закрыты экраном. Дети составляют предложения. Воспитатель добивается, чтобы они стали распространенными. Такая работа проходит по всем фрагментам картины, а затем, предложения объединяются в рассказ) ;

· игра «Задай вопрос». (При разборе содержания картины педагог задает детям наводящие вопросы, предваряющие план рассказа. Вначале вопросы задает воспитатель, затем роли меняются. Дети, стимулируемые воспитателем, ставят вопросы, а педагог на них отвечает. Это закрепляет содержание картины, и дети учатся задавать вопросы).


ГЛАВА II .

Примерные конспекты занятий по развитию связной речи.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Рассматривание репродукции картины «Уборка урожая» (приложение 1)

Цель: Учить детей рассматривать сюжетную картину, придумывать ей название; упражнять в согласовании прилагательных с существительными; учить задавать вопросы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дидактическая игра «Узнай на вкус». Воспитатель предлагает детям съесть кусочек овоща с закрытыми глазами и отгадать его название.

II. Рассматривание картины.

· Куда пришли дети? Придумайте им имена.

· Как они одеты?

· Чем занимаются?

· Кто им помогает?

· Какие овощи созрели в огороде?

· Что вы видите на дальнем плане?

· Чем занят тракторист?

· Опишите небо. Почему оно затянуто тучами?

Игровое упражнение «Кто больше увидит?» Назвать предметы, сделанные из дерева (деревянные ящики, деревянные колья, деревянный забор, деревянная лодка, деревянный мостик, деревянная крыша, деревянный черенок) . Назвать предметы, сделанные из железа (железные ведра, железные грабли, железная лопата, железный трактор). Назвать овощи красного, оранжевого, зеленого и коричневого цвета.

III. Физкультурная пауза « Что где растет?»

IV.

Игровое упражнение «Составь предложение» со словами: срывать, выдергивать, выкапывать.

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Витя срывает помидоры, чтобы…

Дети взяли лопаты, чтобы…

Мальчик принес ящик, чтобы…

Учительница помогает детям, чтобы

Игра «Задай вопрос»

Вначале вопросы, предваряющие план рассказа, задает воспитатель, затем роли меняются. Дети, стимулируемые воспитателем, ставят вопросы, а педагог на них отвечает.

· Какое время года наступило?

· Куда пришли дети?

· Что делают дети?

· Кто помогает детям?

· Какой урожай собрали дети?

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Рассказывание по картине «Уборка урожая» (приложение 1)

Цель: Учить детей составлять связный рассказ по картине; активизировать в речи глаголы: выкапывать, срывать, выдергивать; упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети отгадывают загадку: растут в огороде на грядке,

кто любит их есть-

у того здоровье в порядке.

(овощи)

II. Работа над словарем.

Дидактическая игра «Заготовим овощи впрок»

Воспитатель выставляет грузовик с овощами.

· Какие овощи привез грузовик?

· Как убирали овощи на огороде? картошку – выкапывали

капусту – срубали

помидоры – срывали

морковку – выдергивали

огурцы – срывали

лук – выдергивали

Игровое упражнение «Подбери слово-признак» (дети передают овощ по кругу)

Морковь (какая?) - оранжевая морковь

длинная морковь


спелая морковь

сладкая морковь

Помидоры (какие?) - красные помидоры

круглые помидоры

сочные помидоры

Огурцы (какие?) - зеленые огурцы

длинные огурцы

спелые огурцы

хрустящие огурцы

III. Физкультурная пауза «Что где растет?»

Воспитатель называет овощ. Если он растет под землей – дети садятся на корточки. Если он растет над землей – дети встают.

IV.

Сначала воспитатель предлагает свой зачин рассказа. Потом дети по цепочке составляют мини-рассказы по каждому фрагменту, обозначенному на картине цифрами. Концовку снова дает воспитатель. Затем, один ребенок составляет рассказ по картине в целом.

Примерный образец рассказа:

«Уборка урожая»

Наступила осень. В огороде созрели овощи. Дети вышли собирать урожай. Саша и Витя срывают спелые помидоры. Они кладут их в корзины. Петя и Наташа выкапывают картошку. Таня носит картошку ведрами и высыпает ее в ящики. Света срывает зеленые огурцы и кладет их в ведро. Учительница помогает детям выдергивать морковку. Богатый урожай собрали дети!

V. Анализ последнего рассказа.

· Чем понравился рассказ?

· Какие моменты были пропущены? (если были)

· Придумайте свой вариант названия рассказа.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Рассматривание репродукции картины, «В школьном саду» (приложение 2)

Цель: Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений, согласовании существительных с числительными.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети отгадывают загадку: растут в саду на дереве

с косточкой внутри.

Сладкие, полезные,

ты их собери. (фрукты)

II. Рассматривание картины.

Примерные вопросы к разбору картины:

· Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили?

· Куда пришли дети?

· Какие деревья растут в саду?

· Чем заняты дети?

· Кто ми помогает?

· Как вы думаете, для чего мальчики принесли лестницу?

· Что можно приготовить из яблок?

Дидактическое упражнение «Назови сок, варенье…»

варенье из яблок – яблочное варенье

сок из слив – сливовый сок

компот из груш – грушевый компот

· Как бы вы назвали эту картину?

Игровое упражнение «Кто больше увидит».

Назвать изображенные на картине предметы голубого и белого цвета.

Прием «вхождения в картину».

Представьте, что картина ожила. Что бы вы услышали? (как разговаривают дети, как дует ветер, как плещется вода в реке, как свистит в воздухе скакалка…)

III. Физкультурная пауза «Летние забавы».

Жарким солнечным днем имитация движений по тексту

Через речку мы плывем.

А потом в футбол играем,

Ловко гол мы забиваем.

Сядем мы на самокаты,

Прокатиться очень рады!

В руки мы возьмем скакалку

IV. Упражнения на составление фраз – высказываний.

Игровое упражнение «Составь предложение» со словами: загорать, купаться, прыгать, играть.

Воспитатель помогает детям, показывая соответствующие детали картины.

Игра «Кубик настроения».

· Какое настроение у детей, изображенных на картине?

ЗАНЯТИЕ 16

Тема: Рассказывание по картине «Лето» (приложение 8)

Цель: Формирование умения объединять несколько фрагментов картины в связный рассказ; закреплять навыки грамматически правильной речи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети отгадывают загадку: если вся вода в реке

солнышком согрета,

если дети загорают –

наступило… (лето)

II. Работа над словарем.

Игровое упражнение «Подбери слово».

· Какая погода летом вам нравится? (теплая, жаркая, солнечная, ясная…)

· Что делают дети летом? (купаются, загорают, плавают, катаются…)

Игровое упражнение «Исправь ошибку в предложении».

Девочки прыгают в скакалку. Девочки прыгают через скакалку.

Мальчики играют на футбол. Мальчики играют в футбол.

Ребята купаются под реке. Ребята купаются в реке.

Дети загорают у пляже. Дети загорают на пляже.

Подружки играют с классики. Подружки играют в классики.

III. Физкультурная пауза «Летние забавы».

Жарким солнечным днем имитация движений по тексту

Через речку мы плывем.

А потом в футбол играем,

Ловко гол мы забиваем.

Сядем мы на самокаты,

Прокатиться очень рады!

В руки мы возьмем скакалку

Скок да скок, нам ног не жалко!

Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра.

IV. Составление рассказа по картине.

Вспомните, как называется картина, на которой изображены летние игры детей?

(выставляется картина).

Сегодня мы будем составлять по ней рассказ.

· С чего можно начать рассказ? (с описания погоды)

· О чем расскажите потом? (об играх детей)

· Чем можно закончить рассказ? (как детям было весело и интересно)

Сначала зачин и концовку рассказа дает воспитатель. А ребенок составляет основную часть рассказа с помощью «волнистой линии». После этого два – три ребенка составляют рассказ самостоятельно.

Примерный образец рассказа:

«Лето»

Наступило жаркое, солнечное лето. Дети обрадовались и вышли на улицу.

Петя и Таня играли в бадминтон. Девочки прыгали через скакалку. Мальчики играли в футбол. Подружки играли в классики. Дети купались в реке и загорали на пляже.

Всем было весело и интересно!

V. Анализ рассказов.

· Чей рассказ вам понравился? Почему?

· В чьем рассказе были пропуски?

· Найдите ошибку в предложении (если есть).

· Как бы вы назвали этот рассказ?

приложение 1

приложение 2

https://pandia.ru/text/79/145/images/image003_37.jpg" alt="100_1856.jpg" width="689" height="512 id=">

приложение 4

https://pandia.ru/text/79/145/images/image005_23.jpg" alt="100_1858.jpg" width="689" height="600 id=">

приложение 6

https://pandia.ru/text/79/145/images/image007_14.jpg" alt="100_1859.jpg" width="643 height=777" height="777">

приложение 8

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глухов связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – Москва: Аркти, 2002.

2. , Коноваленко связной речи.

3. , Чиркина общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – Москва: Айрис пресс, 2004.

4. Чумичева о живописи. – Москва: Просвещение, 1992.

Методика обучения рассказыванию по картине.

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства)

Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

Виды рассказывания по картине

1.Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым. Картиной можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности, заставить забыть огорчения и слезы. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно. Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель обращается к картине в тех случаях, когда надо вызвать детей на высказывания; следовательно, картина используется как пособие в обучении детей разговорной речи и рассказыванию.

С какой бы целью ни обращался воспитатель к картине, он должен помнить, что картина оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

Методика занятий.

На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем, прежде всего, стоят следующие задачи:

1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;

3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.

Дети младшего дошкольного возраста не умеют еще рассматривать картины; они иногда неправильно понимают способы изображения объемных предметов на плоскости. Следовательно, нельзя полагаться на то, что они сами во всем хорошо разберутся, если картина будет долгое время находиться в поле их зрения. Воспитатель учит детей рассматривать картину, он активно руководит восприятием детей.

Занятие по картине, которую дети видят впервые, начинается, с беседы. Цель такой беседы - подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.

В беседе по картине вопросы воспитателя - основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой. Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными.

Постепенность рассматривания картины способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями.

В младшей и средней группах после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у своих маленьких слушателей цельное представление о картине.

В старшей и подготовительной группах после беседы по картине воспитатель может перейти к решению второй задачи - обучению детей рассказыванию, т. е. предложить детям составить рассказ по картине. Это возможно в том случае, когда в картине ярко выражена сюжетная ситуация .

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Где живет.
  6. Чем питается.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...