Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Филармония париж. Большой проект на фоне кризиса. «Разоренные общественные финансы. НЕТ неудачному, дорогостоящему, неуважительному проекту!». Агитационный плакат к голосованию по проекту реконструкции музея в Женеве. Печатная мастерская Sericos

Одно из главных архитектурных событий 2015 года во французской столице. Первоначально строительство планировалось завершить еще в 2012 году, но из-за технической сложности замысла и удорожания проекта сроки пришлось отодвинуть. Новую дату открытия передвинули еще на три года и уже постарались следовать графику. Суммарно новая филармония обошлась французским налогоплательщикам в 455 миллионов долларов и вызвала широкую волну споров и противоречивых оценок.

Комплекс филармонии задумали возвести на северо-востоке, в 19-м округе Парижа, еще восемь лет назад. Участок под строительство был выделен в парке «Ля Биллет», между «Городом музыки» Кристиана де Портзампарка и городской кольцевой автотрассой. Рядом уже почти 30 лет располагается Городок науки и индустрии (со знаменитым зданием Ля Жеод Фансильбера и Шамаю, а также с концептуальными скульптурами Бернара Чуми), являющийся сегодня третьим по посещаемости музейным центром Парижа. Учитывая такой огромный интерес публики, было очевидно, что строительство еще одного, сопоставимого по значимости культурного музыкального объекта в этом месте было более чем оправданно.

Первоначально планировалось, что его проектированием также займется Портзампарк, но в соответствии с законодательством Евросоюза городские власти были обязаны провести открытый конкурс. В результате среди финалистов оказались такие мегавеличины мировой и французской современной архитектуры, как Заха Хадид, бюро «Кооп Химмельб(л)ау», Портзампарк, Франсис Солер и Жан Нувель. Жюри остановило свой выбор на фигуре Нувеля, поскольку кроме эффектного конкурсного проекта в его активе оказалось больше успешных европейских реализаций именно музыкальных культурных объектов.

Новая филармония с самого начала проектировалась не только как официальное место выступлений оркестра Парижа, но как самый масштабный и доступный для каждого жителя города центр музыкального образования и культуры. В здании разместились собственно концертный зал, репетиционные студии, выставочные площадки и ресторан с панорамным видом на Париж. Главный концертный зал филармонии вмещает от 2400 до 3500 человек. При такой высокой концентрации людей и одновременном использовании всех основных пространств здания акустические нагрузки и вопросы звукоизоляции имели первостепенное значение. Поэтому в качестве приглашенных консультантов при строительстве выступили ведущие специалисты по акустике Гарольд Маршалл из Новой Зеландии и Ясухиса Тойота из Японии.

Архитектура филармонии очень выразительна. Сложный силуэт здания собран из наклонных бетонных панелей, а массивная выносная кровля на высоте 36,5 метра облицована алюминиевыми панелями и наклонена в сторону «Города музыки» Портзампарка, образуя легко читаемую визуальную связь. Между зданиями также организована общая площадь. Со стороны шоссе фасад филармонии предстает в виде 52-метровой стены, на которую проецируются рекламные ролики и афиши предстоящих выступлений артистов. По замечанию самого автора, достаточно свободное расположение плоскостей этажей напоминает лежащие на земле осенние листья, готовые в любой момент сорваться с порывом ветра и унестись вдаль. Но метафора достаточно условна, поскольку здание визуально довольно тяжеловесно. Выбор материала для внешней отделки здания был обусловлен высокими звукоизоляционными качествами и прочностью этого материала, но не придал той требуемой воздушности и легкости, которой хотел добиться архитектор.

Структура зрительного зала аналогична той, что Нувель разработал для Копенгагена. Но здесь условия были еще жестче: согласно требованиям заказчика ни один зритель не должен был сидеть дальше 30 метров от дирижера.

Такие решения наиболее логичны при центральном положении сцены, когда зрители располагаются на многоуровневых террасах. Неожиданный пространственный эффект дало предложение Нувеля использовать отдельные мостики для зрителей, ведущие к таким террасам и подвесным балконам. Но затея с подвесными частями и мостиками вызвана желанием не просто создать оригинальную форму интерьера, а улучшить проникновение звуковых волн от сцены к самым дальним уголкам зала. Для усиления качества акустических эффектов на потолке зала подвесили дополнительные регулируемые акустические панели. Эти подвесные конструкции имеют также эстетическую нагрузку, поскольку выполнены в разных цветах и придают внутреннему пространству дополнительное зрительное разнообразие.

Общая складчатая форма здания и волнистые стены главного зала являются собственно архитектурным ответом Нувеля на требования законов распространения звука, а использование звукоизоляционных, долговечных и экологичных материалов «Роквул» в отделке интерьеров - средство повысить акустический комфорт посетителей.

Хотя подход к решению интерьера главного зала в Концертном комплексе в Копенгагене близок к пространственному облику парижской филармонии, во французском проекте все ломаные линии интерьера трансформированы в более сложные и плавные кривые. Расположение кресел тоже несколько усложнено. Это уже не просто сегментированный амфитеатр под сложной кровлей, а скорее виноградная гроздь, составленная из многоуровневых террас и подвесных балконов. А подвесные панели потолка имеют систему регулировки, подстраиваемой под конкретный концерт, с учетом специфики инструментов и количества музыкантов. В соперничестве с прочими новыми музыкальными залами Европы, и особенно с Берлинской филармонией, Париж благодаря Нувелю оказался на высоте.

В филармонии можно проводить не только музыкальные мероприятия, но и выставки и различные визуальные арт-проекты. Первой выставкой стала биографическая экспозиция, посвященная рок-музыканту Дэвиду Боуи, которая ранее была показана британской публике в Музее Виктории и Альберта.

14 января 2015 года состоялось долгожданное открытие здания Парижской филармонии в районе парка «Ля Вилетт». Присутствовали высокие чиновники и официальные лица. Церемонию и первый концерт даже почтил присутствием президент страны Франсуа Олланд. А вот сам автор проекта Жан Нувель в очередной раз продемонстрировал свою бескомпромиссность, когда дело касается принципиальных творческих вопросов. Из-за того что в последний год строительства этого нашумевшего объекта были допущены многие неточности и несоответствия с замыслом мастера, Нувель добивался серии дополнительных корректировок и анализа работы возведенной конструкции. Поскольку ожидания общества были слишком подогреты прессой, а бюрократическая машина неостановима, то филармонию все же решили открывать для публики в начале 2015 года без требуемых автором дополнительных испытаний. Нувель опубликовал интервью, где заявил, что на финальной стадии строительства многие решения принимались без его ведома и строители для скорости отказались от многих деталей и нюансов, что в итоге «скомпрометировало проект». В знак протеста Нувель проигнорировал церемонию торжественного открытия своего нового детища.

Тем не менее сегодня уже очевидно, что, несмотря на некоторое несоответствие всем деталям сложнейшего авторского замысла, получившийся комплекс филармонии легко встал в один ряд с главными культурными достопримечательностями современного Парижа.

Парижская филармония (Philharmonie de Paris), открытая в 2015 году - один из самых современных европейских концерт-холлов. Инициатором ее постройки был композитор и дирижёр Пьер Булез, проектировал здание знаменитый архитектор Жан Нувель, а над акустикой главного зала трудились четыре команды инженеров из разных стран. Благодаря необычной асимметричной форме зала и тому, что оркестровая яма находится в центре, расстояние от любого из зрительских мест до оркестра не превышает 32 метров. Это абсолютный мировой рекорд: в большинстве концертных залов такое расстояние в полтора раза больше.

Филармония расположена в парижском квартале Ла Виллет, на территории открытого в 1995 году Города музыки (Cité de la musique), - предприятия, объединяющего ряд разнообразных музыкальных учреждений.

Главный зал филармонии (Grande Salle) вмещает 2400 человек. Репетиционный зал (Salle de Répétition) и Лекционный зал (Salle de conférence) значительно меньше: они рассчитаны на 190 и 170 человек соответственно.

Ряд концертов проходит на территории Города музыки , в частности, в Концертном зале (Salle des concerts), конфигурация которого позволяет разместить, а зависимости от необходимости, от 650 до 1600 человек, и в Амфитеатре (Amphithéâtre), предназначенном для камерных концертов и вмещающем 250 человек.

Кроме непосредственно концертных залов, филармония и Город музыки включают в себя огромное количество репетиционных, образовательных и выставочных пространств, в которых проводятся различные мастер-классы и специальные программы.

Филармония - это официальная резиденция Парижского оркестра (Orchestre de Paris) , также камерного ансамбля Ensemble Intercontemporain, играющего преимущественно музыку XX-XXI веков, барочного оркестра Les Arts Florissants, Камерного оркестра Парижа (Orchestre de chambre de Paris), а также Национального оркестра Иль-де-Франс (Orchestre national d’Île-de-France).

Парижская филармония - концерт-холл международного уровня, и среди её частых гостей - множество зарубежных оркестров: это и Лондонский Симфонический оркестр, и Нидерландский Королевский оркестр Консертгебау, а также Европейский камерный оркестр, Берлинский Филармонический оркестр, Симфонический оркестр Мариинского театра и ряд других.

Благодаря большому количеству площадок и открытому взгляду на искусство, в Филармонии всегда находится музыка на любой вкус: симфоническая или камерная, классическая или современная, барочная, авангардная, этническая традиционная, джазовая, электронная, фолк- и рок-музыка. Объединяет их одно: все выступающие здесь исполнители в высшей степени талантливы.

Музыкоград — группа посвященных музыке учреждений, расположенных в квартале Ла Виллет, в 19 районе Парижа. Сооружение было спроектировано архитектора Кристианом де Портзампарком и открылось в 1995 году. В нем находится лекционный зал, концертный зал на 800-1000 мест, музей музыки со значительной коллекцией инструментов, датирующихся в основном XV-XX веками, выставочные залы, помещения для практических занятий и архивов. Музыкоград, один из Больших проектов Франсуа Миттерана наряду с Парком Ля Вилетт заново открыл для публики бывший район скотобойни Ля Вилетт.

Парижская филармония

Проект Парижской филармонии, 2400-местного симфонического зала, создавался в течение 20 лет. Строительство нового помещения было оплачено правительствами Франции и Парижа, что не исключает возможность финансирования регионом Иль-де-Франс или использование частного капитала. В апреле 2007 года было объявлено, что зал будет построен Жаном Нувелем.

Музей музыки

Музей музыки представляет коллекцию, включающую нескольких сотен музыкальных инструментов, собранных Парижской консерваторией. В коллекции Музея хранятся инструменты, использовавшиеся в классической и популярной музыке с XVII столетия до настоящего времени, включая лютни, теорбы и скрипки итальянских скрипичных мастеров Антонио Страдивари, семьи Гарнери, Николо Амати; французские и фламандские клавесины; фортепьяно французских производителей Эрара и Игназа Плейлей, а также саксофоны Адольфа Сакса.

Инструменты расположены в соответствии с периодом изготовления и их типом. Звуковые устройства, предоставленные при входе, позволяют посетителям услышать комментарии и выдержки из музыки, воспроизводимой на инструментах.

Париж может по праву гордиться своим музыкальным богатством. И речь не только о знаменитых голосах Франции, но и о многочисленных концертных залах, а также о столичной консерватории. Она сравнительно молодая, но зато впереди у нее большие перспективы.

Филармония с музеем

Проект, который включает в себя и нынешнее здание парижской филармонии, был задуман и реализован Кристианом де Портзампарком в 1995 году. «Город музыки» - именно такое название дали комплексу - расположен в парке Ла-Виллет.

Большой современный концертный зал готов принять у себя до тысячи человек. А также на территории «Города» действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории музыкального искусства.

Музей филармонии в Париже был открыт в 1997 году. Началом послужила коллекция Национальной консерватории, которая была собрана под патронажем Женевьевы де Шамбур в период с 1961 по 1973 годы, а затем передана государству.

Экспозиция музея, кроме постоянных экспонатов, регулярно пополняется новыми экземплярами. А несколько лет назад и сами залы были расширены и обновлены. Отдельные помещения отведены под музыкальные инструменты XX века, а также имеющие неевропейское происхождение. Новым предметам в коллекции также пришлось выделить целый зал. Самые «старшие» среди экспонатов имеют возраст более 500 лет. Уникальные предметы порадуют ценителей. Это и первые саксофоны, которые даровал миру Сакс, раритетные скрипки великих Страдивари и Гварнери.

В музее парижской филармонии можно не только смотреть, но и слушать музыкальные инструменты. Для этого у стендов закреплены специальные наушники. Также есть небольшие площадки, на которых выступают музыканты.

И еще много интересного

Филармония Парижа, кроме музея, располагает амфитеатром, выставочными площадками, архивными залами и помещениями, где проводят обучающие мастер-классы для желающих.

Несмотря на молодость, «Город музыки» обрел большую популярность у парижан и гостей города. Концертный зал филармонии Парижа, увы, не всегда может разместить всех желающих насладиться великолепным звучанием оркестра и других музыкантов. Поэтому задумано расширение проекта, которое позволит открыть новое здание с вместимостью вдвое больше.

Строительство будет проходить здесь же, в парке Ла-Виллет. Конкурс на авторство выиграл архитектор Нувель. На его счету реконструкция театра оперы в Лионе, концертный зал в Копенгагене. Предполагается, что фасад нового сооружения высотой в 52 метра будет выходить на окружное шоссе. На стене парижской филармонии предполагают размещение динамично меняющихся анонсов концертных мероприятий.

На сайте Жана Нувеля здание Парижской Филармонии до сих пор отмечено как находящееся в процессе строительства . Довести до конца проект такого масштаба всегда непросто, но Филармония - это не просто амбициозный замысел архитектора, но еще и сражение, достойное эпоса. В этой битве сошлись мечта об архитектурном величии, государственные политические амбиции и финансовый прагматизм компаний-участниц. Парижская Филармония планировалась как исторический, а также важный лично для Нувеля проект, на который автор возлагал большие надежды. Но архитектор, как он сам выражается, стал жертвой вечно спешащих технократов, которые обезобразили его замысел.

Жан Нувель бойкотировал церемонию открытия Филармонии 14 января 2015 года на том основании, что она была преждевременной. В частности, фасад был сильно недоделан из-за сложностей, возникших с бельгийской фирмой Belgometal VN, ответственной за реализацию, и снятой со стройки после судебного разбирательства. При этом архитектора обвиняли со всех сторон. Изначальная «недооценка» проекта и вызванное этим стремительное разрастание бюджета привели к тому, что строительная компания, Bouygues, в сентябре 2013 года приняла ряд решений без согласования с автором проекта. В результате, в здании и на площади вокруг него возникло множество дефектов.


Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина
Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина
Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина

Парижская Филармония задумывалась как главный культурный объект при Николя Саркози и одна из компонентов плана Большого Парижа. Стоимость проекта по результатам архитектурного конкурса в 2006 была определена в районе 136 млн евро, а в 2012 речь шла уже о 386 миллионах. По оценкам, проведенным региональной Счетной Палатой (CRC) в 2015, финальная сумма составила 534,7 млн евро - что больше изначальной в четыре раза. В своем отчете Счетная палата пояснила, что ряд переоценок бюджета и задержка сроков строительства были вызваны неудачным управлением строительством, в чем вина многих участников. Чиновники CRC также выступили с критикой «неадекватного» способа финансирования парижской мэрией проекта такого типа. С этой целью город взял кредит у банка Société Générale в размере 158 млн евро с относительно небольшим процентом. Одновременно для покрытия возрастающих расходов мэрия создала ассоциацию, которая рассчитывалась государственными субсидиями. Финальная сумма составила 234,5 миллиона. После публикации отчета оппозиционные республиканцы обвинили городскую администрацию в «изначальном обмане по стоимости проекта» и создании ассоциативной структуры для скрытия реальной суммы долга.

Привлечение дополнительных государственных средств вызвало негативную реакцию и порицание со всех сторон. Ни государство (которое оплатило 45% проекта), ни город Париж (45%) или регион Иль-де-Франс (10%) не хотят сегодня возвращаться к этому вопросу. А в коридорах власти обвинения в происходящем сыпались на архитектора. Жан Нувель прослыл мировым рекордсменом по избыточному финансированию, человеком, который «презирает государственные деньги». Весной 2013 года Нувель предпринял попытку связаться с президентом, чтобы подать сигнал тревоги о ситуации с Филармонией, но двери Елисейского дворца перед ним не открылись, и встреча с Франсуа Олландом не произошла. Тем временем, продолжилось осуждение Нувеля как поэта или эстета-перфекциониста, которому без конца необходимо что-то менять, тогда как причины проблем лежали совсем в другой области.

Так, заказчики в лице правительства и мэрии доверили управление проектом частной компании, обходя закон о контроле общественных работ (MOP). В ходе строительства компания Bouygues проводила работы без утвержденных архитекторами чертежей. Это нарушение закона, на которое заказчики намеренно закрыли глаза, ограничив процесс проверки максимальным сроком в 14 дней, и архитекторы, работавшие на стройке, не поспевали утверждать все растущее количество документов, а по истечении 14 дней строительные компании имели право самостоятельно принимать решения. Для команды Нувеля посещение объекта было источником постоянных «сюрпризов»: в ходе стройки неожиданно появлялись элементы, не фигурировавшие в проекте. К примеру, на стройке были обнаружены бетонные блоки с 800 отверстиями, которые были отлиты слишком быстро. Металлические балки, поддерживающие потолок Большого зала, не подходили для размещения на них подвесных акустических панелей - «облаков». Все эти неисправности были виной руководства Филармонии, которая намеренно отстранила архитекторов от контроля за строительством с целью как можно быстрее закончить проект.

Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина
Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина
Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина
Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина
Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина
«Я хочу обличить то ужасающее линчевание, жертвой которого я стал, - заявляет Жан Нувель журналу Figaro. - Я остался капитаном корабля, несмотря на отсутствие возможности быть у руля». Важно отметить, что больше всего критиковавшиеся компоненты проекта Филармонии - доступ публики на крышу здания (осуществлен не до конца и открыт только в сентябре 2016 года), закручивающийся воронкой фасад, световая афиша на фасаде (экран теперь помещен с другой стороны и мало заметен) и деревянная отделка Большого зала - составили лишь порядка 6 процентов от общего бюджета.
Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина
Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина
«Мы изначально стартовали с неверной стоимостью постройки, - поясняет Жан Нувель. - Это французская болезнь, которая заключается в недооценке крупных государственных проектов». Показательно, что конкурсный проект Филармонии Захи Хадид, которая указала более реалистичный, как показало время, бюджет в 300 млн евро, даже не был принят к рассмотрению членами жюри - именно из-за якобы чрезмерной стоимости.

Одной из ключевых потерь этого проекта стал для Жана Нувеля уход из бюро его главного партнера и ответственного за финансовые дела - Мишеля Пелиссье. Именно он спас Нувеля от банкротства в 1990-х годах и обеспечил ему процветание в течение последующих 20 лет. Он предпочел уйти в декабре 2012 года, нежели участвовать в строительстве, из-за сложных отношений с менеджером проекта Парижской Филармонии - Патрисом Жанюэлем. Несмотря на то, что Нувель и Жанюэль уже построили один совместный проект, в этом случае отношения испортились до такой степени, что дирекция Филармонии пыталась разорвать контракт с архитектором. Конфликт начался с подписания договора, где сумму гонорара архитектора определили под давлением Жанюэля. «Мне навязали сумму гонорара, объясняя, что, если я откажусь, на мое место придет Ренцо Пьяно», - вспоминает Нувель. На любые предложения архитектора о пересмотре сроков строительства и размера бюджета, Жанюэль отвечал жестким отказом. Вести переговоры с менеджером Филармонии архитектор послал своего партнера и друга, Мишеля Пелиссье, который не совершил чуда, добившись только небольшого повышения бюджета. Нувель упрекает Пелиссье в сговоре с дирекцией Филармонии. «Нам было выплачено 12,5% от 118 миллионов, это низкий процент для такой стройки, он должен составлять 16% или 17%», -- рассказывает архитектор. Одновременно с этим заказчики лице Министерства культуры и Мэрии Парижа хотели сохранить отношения и залатать дыры в тонущем корабле. Строительство продвигалось медленно, так как необходимо было найти компромисс между урезанным государственным бюджетом, борьбой за качество, которую вели архитекторы, интересами тяжеловесного консорциума занятых на строительстве компаний и капризами погоды.

В слове «филармония» проступают два составляющих понятия: «любить» - phileo и «гармония» - harmonia. Нувель использует эту метафору в сопроводительном тексте к проекту, описывая его как игру «последовательных гармоний» с городом, с парком Ла-Виллет, с «Музыкоградом» () и окружной автодорогой. Гармония со освещением Парижа, где «луч света в серых облаках, дождь... Архитектура как композиция дозированных отражений, бликов, созданная плавным рельефом, материализующаяся в поверхности мостовых, облицованных алюминием с рисунком в стиле эшеровской графики», - так описывает свой проект Нувель. Здание покрыто снаружи 340 тысячами алюминиевых «птиц», облицовка которыми так еще полностью и не закончена.

Парижская филармония © Ateliers Jean Nouvel


Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина

Нувель задумывал Филармонию не как отдельную постройку, а как здание-холм в Ла-Виллетт, которое является продолжением парка. Это своего рода искусственная гора, бельведер, на который можно подняться, как на смотровую площадку, чтобы на 37-метровой высоте обозревать круговую панораму города. Отсюда возникает уникальная перспектива на северо-восточную часть Парижа, где купол Дома Инвалидов, Эйфелева башня, холм Монмартр и церковь Сакре-Кёр вступают в визуальный диалог с современными постройками пригорода. Идея искусственного холма перекликается с другим известным столичным парком - Бют-Шомон, а также продолжает мысль Бернара Чуми, автора Ла-Виллетт, о горизонтальных укрытиях.

Филармония расположена на востоке Парижа, на самой границе между городом и пригородами, и, по замыслу Нувеля, должна объединять внутри себя разные слои населения. Цифровой экран, интегрированный в фасад здания Филармонии - должен был анонсировать концерты со стороны окружной автодороги - Бульвара Периферик, привлекая публику парижских пригородов. Сейчас он помещен на уровне земли у главного входа и мало заметен.

Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина
Большой Зал Филармонии, рассчитанный на 2400 слушателей, заслуживает отдельного внимания. Он планировался как грандиозное пространство, представляющее собой новейшее достижение в области акустики и способное принять крупнейшие симфонические оркестры мира. В то же время, он отразил стремление города Парижа и французского государства получить мировой статус среди концертных залов для академической музыки. «Между дирижером и самым дальним слушателем - всего 32 метра! Сложно представить что-то лучше этого во всем мире», - с энтузиазмом восклицает Лоран Бейл, нынешний директор Филармонии.


Для реализации этого проекта Нувель заручился поддержкой ведущих международных специалистов по акустике, новозеландского исследователя звука Харольда Маршалла и японского инженера Ясухисы Тоёта.

Архитектор, имя которого забывают упомянуть при рассказе о строительстве Филармонии - Бриджит Метра, автор проекта Большого зала. Эта работа обернулась для нее тем, что она оказалась на грани банкротства, а ее архитектурные планы были использованы без ее согласия строительной компанией. Метра еще до разбирательств Нувеля подавала в суд на фирму по обработке дерева, укравшую ее разработки, а полный гонорар ей так и не был выплачен.

Важно подчеркнуть, что главным инициатором создания Парижской Филармонии был французский композитор Пьер Булез, скончавшийся в январе 2016 года. Он вспоминал о борьбе, которую он вел более 30 лет за создание во французской столице полноценного концертного зала для симфонического оркестра, и ее причинах: «В Париже мы играли музыку, в основном, в театрах - Шатле или Елисейских полей. Концертный зал Плейель, построенный в 1920-х годах, был полным акустическим провалом».

В 80-е годы Булез мечтал воспроизвести в Париже нью-йоркский Линкольн-центр, где будут объединены театр, опера и филармония. Этим проектом стал «Музыкоград», построенный для парка Ла-Виллетт Кристианом де Портзампарком, только в значительно меньшем, чем планировал композитор, масштабе. Туда вошли только зал на 800 человек, консерватория и ресторан. Портзампарк надеялся, что, наконец, сможет завершить свой проект, выиграв конкурс на Филармонию, но для красивой истории создания «шедевра» прошлые неудачи не подходят. Архитектор был выбран членом жюри, что исключало его участие в конкурсе, тем не менее, он настоял на этой возможности - и проиграл.

Большой концертный зал был запланирован в проекте «Оперы Бастилии»: это была политическая идея Франсуа Миттерана о создании оперы для народа. По мнению Булеза, это был очередной музыкальный провал, так как театр был построен слишком быстро. Президент Франции очень торопился, чтобы открытие «Опера Бастий» совпало с празднованием двухсотлетия Великой французской революции 13 июля 1989. Булез с разочарованием рассказывал: «Когда приходится прогибаться под временные ограничения политиков, мы теряем основной смысл проекта. Акустика получилась неудачной. В зале «Оперы Бастилии» мы не слышим певцов». И в течение еще многих лет Пьер Булез пытался донести до властей и общества очевидное: если Париж хочет участвовать в международной музыкальной жизни, современным оркестрам нужна большая Филармония.

Эта предыстория создания постройки Нувеля многое объясняет, как своего рода пролог к неудачной судьбе большого проекта. Однако то, что произошло, совсем не ново: достаточно вспомнить схожие проекты других крупных архитекторов: «вечную», до сих пор не завершившуюся стройку в Гамбурге Херцога и де Мёрона или Фрэнка Гери в Лос-Анджелесе с его невероятно разросшимся бюджетом.

Открытие Парижской Филармонии в январе 2015 совпало с тяжелым моментом для Франции - террористическим актом в редакции Charlie Hebdo. Поэтому Жан Нувель не стал тогда активно выступать с обвинительными заявлениями в прессе, рассказывая о сложных условиях, в которых пришлось работать, и лишь позже вернулся к этому вопросу. Подавая иск в Высший областной суд Парижа, архитектор требовал не денежную компенсацию, а реконструкцию постройки, приведение ее в соответствие с изначальными планами. В противном случае Нувель отказывался от авторства, запрещая упоминать себя как архитектора Парижской Филармонии. Иск касался 26 расхождений с проектом, которые, по мнению автора, являются важными структурообразующими компонентами здания. Это измененный без разрешения архитектора облицовочный материал внутренней оболочки концертного зала, парапеты, отдельные части фасада и прогулочная зона вокруг постройки. Так же архитектор обвинил Филармонию в том, что без его согласия была изменена общая геометрия фойе, а стены, как мы видим сегодня, остались без облицовки в виде вполне аскетичного бетона. Несмотря на это, 16 апреля 2015 года решение суда по делу Парижской Филармонии было для Нувеля отрицательным.

На обвинения в свой адрес и отказ принимать всерьез его доводы архитектор отвечает: «Ситуация предельно проста. Строительство Филармонии продвигалось без моего участия. Указания, данные строительным компаниям, не были согласованы со мной. Я был намеренно исключен [из процесса]. Все это было сделано с целью закончить проект как можно быстрее в ущерб качеству, но в угоду нереалистичному строительному графику. Мы потеряли деньги. Проект Филармонии был слишком низко оценен с самого сначала. За это мы расплачиваемся сегодня. Политики должны это знать и понимать последствия [своих действий]».То, что произошло с Филармонией, до сих пор сильно вредит имиджу архитектора. Проект реконструкции Музея искусства и истории в Женеве, над которым он работал с 1998, был выставлен прошлой зимой - перед началом реализации - на голосование горожан (в случае бюджетных проектов так по закону следует делать в Швейцарии). Женевцы проголосовали против проекта, в том числе - из-за карикатурного плаката, на котором художник изобразил архитектора в виде вампира Носферату, тянущего когти к деньгам. Плакат испугал горожан, напомнив историю с Филармонией.

«НЕТ разрушительному проекту в 140 миллионов. Спасем музей искусства и истории». Агитационный плакат к голосованию по проекту реконструкции музея в Женеве. Печатная мастерская Duo D′Art. Художник Exem
«Разоренные общественные финансы. НЕТ неудачному, дорогостоящему, неуважительному проекту!». Агитационный плакат к голосованию по проекту реконструкции музея в Женеве. Печатная мастерская Sericos

Является ли Жан Нувель виновником сокрытия фактической стоимости строительства политиками из тактических соображений - сложно сказать однозначно. Часто замаскированная политическая реальность определяет работу архитекторов, которые вынуждены принимать эти правила игры, чтобы выжить в профессии. Участники этого проекта, в том числе и руководители государства со своими амбициями и французской традицией увековечивать свое имя в большом сооружении, наверняка догадывались о сложностях реализации и недостаточном бюджете. Архитектор тоже понимал все это еще до того, как ввязался в эту игру, и заручился поддержкой мэра Парижа и министра культуры. Но Нувель совсем не считает себя виноватым: даже если он участвовал в изначальной «недооценке» проекта, все это происходило внутри системы, построенной на обмане. Когда в мае 2013 журналисты задали инспектору по финансам, Пьеру Антено, вопрос «Как государство могло недооценить проект до такой степени?», он ответил: «Это шулерская игра в покер. Низкая цена закладывается изначально, все знают при этом, что в любом случае ожидается перерасход. Это сделано, чтобы не махать красной тряпкой перед Министерством экономики, Берси (которое голосует по вопросу принятия проекта - прим. Н.Д.) . А в дальнейшем государство заставляет архитекторов и компании-подрядчики урезать бюджеты».

«Я буду бороться до конца за достоинство Филармонии… архитектура - это каждодневная борьба,» - заявляет Нувель, продолжая безуспешно отстаивать в суде не только свою репутацию, которая уже изрядно пострадала, но также и социальный статус профессии. «Уже более тридцать лет, как архитекторы потеряли возможность влиять на ситуацию в стране. Мы не несем ответственности как за стройку, так и за сами проекты. В наши дни мы больше ничего не решаем, - разочарованно говорит архитектор, - за нас это делают строительные компании». При этом представитель главной строительной компании Филармонии - Bouyges - Жан-Франсуа Шейдт с гордостью рассказывает о том, что именно Нувель подтолкнул их инженеров к развитию уникальных профессиональных навыков, к более широкому использованию цифровых технологий, дав им возможность в рамках сложного авторского проекта повысить квалификацию.

Сегодня строительство Филармонии официально считается законченным. За последний год в прессе появлялись исключительно восторженные отзывы, а ажиотаж вокруг конфликта поутих. Несмотря на то, что здание по-прежнему требует дополнительных средств для окончательного его завершения, суд не принимает доводы архитектора: якобы, у его иска - недостаточно оснований. Но, как недавно заявил Жан Нувель, «это вопрос времени». В противном случае, считает он, постройку можно будет считать неудавшейся.

Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина
Парижская Филармония. Октябрь 2016. Фото © Наталия Домина

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...