Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Фильм чучело содержание

В этой статье я попытаюсь вкратце раскрыть основные идеи, заложенные автором в произведение «Чучело». Краткое содержание этого произведения будет по максимуму заполнено деталями, важными для понимания сюжета.

Главная героиня

Главная героиня, Лена Бессольцева, приходит новой ученицей в одну из провинциальных школ. Она переехала жить к своему замкнутому деду, которого все в селе недолюбливают. Он занимается тем, что коллекционирует картины.

"Особый" класс

Прийдя в новую школу, Лена сталкивается с презрительным отношением к себе. В её новом классе есть своя иерархия отношений. Во главе класса стоит Миронова, которую нарекли «Железная кнопка» за упёртость в том, что касается её прав в обществе. Мальчишка по кличке «Лохматый», который считает, что физическая сила - это главное, что должно быть в человеке. Шмакова - самая красивая девочка в классе, во всем ищущая выгоды. Попов - её подкаблучник. Валька - маленький мальчик из очень бедной семьи, мечтающий о большом состоянии. Марина - девочка, мечтающая уехать к отцу. Васильев - тихоня класса. И последний персонаж, Сомов, который из всех самый богатый и авторитетный.

Железников. "Чучело": краткое содержание

Все эти совершенно разные дети относятся к Лене неприязненно, думая, что она такая же сумасшедшая, как и её дед. Стараясь завоевать уважение класса, Лена с улыбкой на лице принимает все колкости в свой адрес. Вскоре из-за этого ей дают кличку «Чучело». Краткое содержание может быть лишь поверхностным, так как в самом произведении много тонкостей и деталей, которые сложно пересказать. Однако мы продолжаем... «Дон Жуан» класса, Дима Сомов, поддерживает Лену, и вскоре их дружба перерастает во влюбленность. Однако отношения между ними также быстро заканчиваются, как и начались. Причина этому - поведение Димы, который под «пытками» учительницы Маргариты Ивановны выдает своих одноклассников и одноклассниц, прогулявших урок. Маргарита Ивановна отменяет запланированную поездку в Москву, к которой все очень долго готовились. Обозленные ребята решают отыскать виновного и наказать. Лена, зная кто виновный, не хочет выдавать друга и берет всю вину на себя. Её объявляют изгоем, издеваются над ней и жестоко избивают. Лена искренне надеется, что Дима признается во всем, но он не решается на это. Помимо Димы и Лены, правду знают еще двое: Попов и Шмакова, которые в тот день прятались под партой и слышали весь разговор учительницы с Димой. Но они пока молчат.

Кульминация произведения

Вскоре Дима окончательно предает Лену. Присоединившись к своим одноклассникам, Дима символически сжигает чучело. Видя, насколько далеко все может зайти, Попов набирается смелости и рассказывает все, что случилось на самом деле. Лена покидает школу, не желая больше учиться в ней. Дедушка дарит все свои картины городу и оставляет его вместе с внучкой. Одну из картин с изображением его бабушки, на которую очень похожа Лена, он дарит школе. Краткое содержание «Чучело» заканчивается сценой, в которой дети раскаиваются перед Леной, написав под подаренным портретом: «Чучело, прости нас!»

Заключение

Произведение «Чучело», краткое содержание которого только что было изложено, является очень глубоким и затрагивает психологию детей и их отношений. Автор прекрасно описал непохожих друг на друга персонажей, показав с изюминкой каждого, кто учится вместе с героиней по кличке «Чучело». Краткое содержание этого произведения, как и любого другого, не в силах раскрыть всю ту глубину мысли, которая выражается в отдельных диалогах или незначительных действиях персонажей.

Повесть Железникова «Чучело» вызывает самые противоречивые чувства у своих читателей. В героях повести можно узнать себя, своих одноклассников или знакомых. Автор очень точно сумел описать чувства и поведение детей, которое очень часто присущи в социальных группах.

Создавая повесть, Железников хотел показать, что зачастую дети бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам. Подросткам свойственно утверждать свою личность аморальными методами, путем оскорбления человека, который не имеет возможности дать отпор таким действиям. Такой «куклой для битья и оказалась» главная героиня повести Лена Бессольцева.

Сюжет повести «Чучело»

В одну из провинциальных школ советской России приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она приходится внучкой художнику, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники стараются улыбаться Лене, но на самом деле открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила.

Со временем Бессольцеву начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают девочки кличку «Чучело» подчеркивая, таким образом, ее бестолковость и отсутствие собственного мнения. У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакты с одноклассниками, даже не реагируя на оскорбительную кличку.

Однако жестокость детей, ведомыми лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке, и начинает вместе с ней дружить Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вынужден был вернуться в класс, чтобы забрать копилку, которую там забыл.

Его встретила учительница, и после длительного допроса, мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали из уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его.

Одноклассники быстро забывают согрешение Димы, и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили бойкот, чтобы проучить ее. Жестокие дети, абсолютно ничего не понимающие в жизненных ценностях, сжигают чучело символизирующее Лену в школьном дворе.

Девочка, не в силах больше выдерживать такого социального гнета, просит дедушку покинуть этот город. Через некоторое время, дедушка со своей несчастной внучкой уезжают. После того как Бессольцева ушла из их жизни, детей одолели страшные мучения совести, они понимали, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что либо предпринимать было уже поздно.

Социальный вопрос в повести

Повесть «Чучело» обладает весьма скандальным характером. Автор выражает свое открытое призрение не конкретно к детям, психика которых только только формируется, а к их родителям и учителям, которые не препятствовали угнетению Лены.

Взрослые люди должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали, жестокое поведение одноклассников девочки.

Яркий пример учительница Маргарита Ивановна, которая по - своему косвенно также принимала активное участие в моральном угнетении ребенка. Учительница поддерживала ярких и сильных личностей, однако на то, чтобы рассмотреть такую личность в Бессольцевой, ей не хватало жизненной мудрости.

Есть детские книги, в которых действуют одни лишь малыши или подростки, а папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя совершенно отсутствуют, словно их и в помине нет. Читаешь такие произведения и диву даешься: где это авторы видели, чтобы детский мир существовал в полной изоляции от родителей и родственников, от всего большого мира?! Даже при карантине в детском саду или в школе-интернате дети не живут порознь от взрослых, ибо им никак не обойтись без помощи врачей и воспитателей, без родительской опеки. И совершенно напрасно иные люди считают, что с маленьким читателем следует говорить лишь о маленьких, чисто детских занятиях и переживаниях.

«Жизнь прожить – не поле перейти» – гласит народная мудрость. Множество разных неожиданностей, радостных и горестных, подкарауливает вчерашнего школьника, отправляющегося в первый самостоятельный путь, и горе тому, кто привык смотреть на большой мир как на гладкую и ровную площадку для развлечений, имеет о нем облегченно-книжное и, я бы сказал, опереточное представление. Надо быть готовым дать отпор всему, что мешает справедливости, счастью.

Этому и учит своего читателя по-настоящему добрая и умная детская книга, правдиво раскрывающая перед подростком сложности и противоречия жизни, предостерегающая его от возможных бед и ошибок.

Именно такие книги и пишут многие детские писатели, которые в своем творчестве стремятся во всей правдивости, без приукрашивания и упрощения, открыто и честно, в живых образах показать юному читателю органическую взаимосвязь мира детей с миром взрослых, где не всегда жизнь течет так благостно и гармонично, как хотелось бы, и где с обеих сторон необходимо постоянно проявлять максимум разумных усилий, взаимопонимание и чуткость.

К числу таких писателей принадлежит Владимир Карпович Железников. Его первая книга – сборник рассказов «Разноцветные истории» – вышла в 1960 году. Испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, писатель свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел с читателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль. В качестве эпиграфа к рассказам Железникова очень подошли бы слова Льва Кассиля: «Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».

По сути дела, этот писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Во втором его сборнике – «Хорошим людямдоброе утро» (1961) – он прозвучал особенно сильно и впечатляюще. Автор раскрывает перед читателем сердцевину не устоявшегося еще характера хлопчика Василя, сына иеговистки Магды: с помощью старших своих товарищей-комсомольцев Василь решительно порывает с религиозной сектой и становится пионером (рассказ «Да поможет человек!»). Показывает во всей сложности судьбу другого юного героя – маленького Толика, отец которого погиб на фронте, и он бесстрашно защищает отцовскую честь от лживых наветов, строго определяя свое отношение к людям по одному принципу: «Кто верит в папу – хороший, кто нет – плохой» (рассказ «Хорошим людям – доброе утро»). Знакомит нас с малолетними персонажами, оказавшимися в серьезной и, казалось бы, безвыходной ситуации, но нашедшими силы и мужество подавить в себе страх и трусость, преодолеть временную душевную слабость, свои заблуждения (рассказы «Потерянный» и «Вожак»). Каждый рассказ пронизан верой в человека, в его добрые задатки и возможности. Примечательно в этом сборнике, как и в книгах, изданных позже – «Путешествие с багажом» (1963), «Белые пароходы» (1964), «Каждый мечтает о собаке» (1968), умение автора ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых.

У книг этих как бы два слоя. Один – для юного читателя, другой – для взрослого. Они не противостоят друг другу, а образуют единую, целостную повествовательную основу. При этом произведение не утрачивает своей детской специфики, отличительных свойств, присущих лишь детской литературе. Писатель рассказывает читателю-подростку о непростых вещах очень просто, доходчиво и правдиво, ведет серьезный разговор, не унижаясь перед ребенком, художественно глубоко вскрывает суть явлений, противоречивость иных человеческих характеров и драматических событий.

Юные читатели впитывают в себя из книг Железникова то, что для них ново, необходимо и поучительно, поможет найти ответ на труднейшие вопросы, а взрослые обращают внимание прежде всего на особенность детской психологии, с предельной точностью, тонко и обнаженно переданной автором, черпают в произведении широкие познания о тайнах переходного возраста, желая не просто понять своеобразие поведения и умонастроения подростка, но и научиться умению находить с ним общий язык.

В «Чудаке из шестого „Б“» – самой веселой пионерской повести Владимира Железникова – ведется серьезный разговор не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, в школе, в повседневной жизни.

Но, пожалуй, с наибольшей полнотой и силой писатель исследует эту проблему в повести «Чучело» (1981), где драматизм описанных событий достигает наивысшего накала, вовлекая в острую конфликтную ситуацию детей и взрослых.

Напрочь лишенная каких-либо искусственных сюжетных построений, до предела достоверная и подлинная, повесть бескомпромиссно, сурово и прямо раскрывает юному читателю сложный духовный мир, трагическую судьбу шестиклассницы Ленки Бессольцевой, приехавшей жить к своему дедушке в старый русский городок, что на берегу Оки.

Так девочка оказалась в новой школе, где ее никто не знал. Но зато все знали ее деда, Николая Николаевича, беззаветно преданного искусству. Он тратил последние сбережения и пенсию на покупку картин своего предка – крепостного художника, а сам ходил в стареньком, в заплатках, пальто и получил за это от мальчишек обидное прозвище Заплаточник. Лишь несколько позже поймут они, что Бессольцев-дед, которого все считали чудаковатым бедняком, на самом деле обладал несметными духовными богатствами, был отличным знатоком живописи, истории, жил напряженной, наполненной высокими патриотическими стремлениями жизнью. Пересмотрят ребята и свое отношение к Бессольцевой-внучке, которой сами же дали однажды с легкомысленной поспешностью еще более обидную и незаслуженную кличку – Чучело. Свою ошибку они поймут лишь тогда, когда события, накалившись до предела, вдруг примут совершенно неожиданный оборот, и правым окажется тот, кого считали предателем, а главная вина падет на человека с безупречной, казалось бы, репутацией, находившегося, выражаясь на языке юристов, «вне всяких подозрений».

Читая финал повести, мы непременно вспомним и ее начало, снова откроем первую страницу и прочтем слова, которые сразу же, при первом чтении, наполнили наше сердце тревогой, ожиданием каких-то страшных событий, острым желанием скорее разобраться в ситуации, ввергнувшей Ленку Бессольцеву в отчаяние, принудившей ее бежать из дедушкиного города, от своих одноклассников:

«Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.

Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн – вверх!..

Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток – вниз!..

Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот:

– Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. – Она всхлипывала на ходу. – Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..

… Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!»

«Чучело» - повесть, написанная Владимиром Железниковым, которая не оставит равнодушным ни юного читателя, ни взрослого. Это история, которая глубоко западает в душу, ведь она затрагивает общечеловеческие ценности, само понятие человечности. Писатель рассказывает о советских школьниках, о взрослых, которые жили в то время. Многие рисуют этот период светлым и радостным в своих воспоминаниях, но автор этой повести показал, как жестоки могут быть дети, как слепы и глухи могут быть взрослые. Во время чтения проникаешься сочувствием, понимая, что эту повесть обязательно нужно прочесть каждому ребенку в том возрасте, когда приходит осознание ответственности за свои поступки.

Девочка Лена добрая и отзывчивая, ребенок с чистой и светлой душой. Она переезжает в дом дедушки, теперь она ходит в 6 класс в новой школе. Дедушку Лены все называют Заплаточником, он давно уже забыл о новой одежде, увлекается лишь картинами. Дедушка хочет собрать у себя дома галерею. Он почти ни с кем не общается, за что все относятся в нему настороженно и пренебрежительно.

Когда Лена приходит в новый класс, все ребята думают, что она такая же странная, как и её дедушка. Ей дают прозвище Чучело. Но Лена готова понять окружающих, можно сказать, что она ощутимо взрослее своих сверстников. Девочку понимает только одноклассник Дима, между ними возникает крепкая дружба. Но однажды случается одна история, в которой Лена поступает по-дружески, не думая, что о ней скажут. И после этого она становится настоящим изгоем. Жаль только, что не сразу окружающие поняли, какова Лена на самом деле. И даже взрослые не смогли этого увидеть, потому что слишком были заняты своей жизнью.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Чучело" Железников Владимир Карпович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

«Чучело» - повесть (1981 год) Владимира Железникова, которую он написал на основе случая со своей внучкой, которая точно так же, как Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину и весь класс разом объявил ей бойкот.

Краткое содержание «Чучело» по главам

«Чучело» Железникова краткое содержание по главам следует лишь в том случае, если у вас не хватает времени прочитать повесть полностью. «Чучуло» в сокращении не сможет донести все мелкие подробности из жизни героев, не погрузит вас в атмосферу того времени. «Чучело» краткое содержание по главам представлено ниже, и читается за 5-10 минут.

В провинциальную школу где-то между Калугой и Серпуховом приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, бывшего военного, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни.

Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке - сила), Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье - это много денег), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе). Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы.

Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в Москву (собственно говоря, готовясь к этой поездке, ребята так много работали, что и решили прогулять урок). Лена вызывается её принести, но спотыкается, и Дима, обозвав её недотепой — «Ну что ты в самом деле недотепа какая-то!» , бросается вперёд. Лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда они все сбежали. В какой-то момент она называет его трусом, и Дима, не выдержав, выдаёт тайну. Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов.

В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.

Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. Отчасти, потому что боится потерять авторитет, отчасти - считает, что одноклассники решат, будто он защищает Лену, и не поверят ему. Правду знают ещё двое: Шмакова и Попов, которые прятались под партой во время разговора Димы с учительницей, но они предпочитают не вмешиваться, а посмотреть, как Сомов будет мучиться.

Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену.

Видя, что дело зашло слишком далеко, Диму выдаёт Попов.

Однако Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе.

Дедушка Лены оставляет свою коллекцию картин в дар городу и уезжает с ней на теплоходе. Их провожает военный оркестр суворовцев, игра которых сопровождает события в течение всего фильма.

На прощание дедушка Лены дарит школе картину с изображением своей бабушки, которая очень похожа на его внучку. В заключительной сцене дети пишут над оставленным портретом на школьной доске: «Чучело, прости нас!».

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...