Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Дидактические игры и упражнения для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций детей старшего дошкольного возраста. Игры, направленные на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста

Тренинг для подростков «Пути выхода из конфликта»

Цель:

1. Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

  1. Формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования.
  2. Ознакомление со способами управления межличностными конфликтами.

3. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.

4. Отработка навыков "я–высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций.

5. Обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Тренинг рассчитан подростков и юношей 9-10-11 класс.

Структура занятия:

1. Вводная часть (разминка).

2. Основная часть (рабочая).

3. Завершение (обратная связь).

Тренинг рассчитан на 9 занятий по 1 часу.

Тематическое планирование:

Темы

Количество часов

теория

практика

другие

Что такое конфликт, причины возникновения.

Навыки общения

Отношения к конфликтам

Отработка навыков «Я-высказывания»

Управление конфликтом

Стратегия разрешения межличностного конфликта

Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Всего: 9 часов

Ожидаемые результаты:

Расширить представления о видах и динамике конфликтов

Расширить регуляцию адаптивных реакций на конфликтные ситуации

Освоить техники «Я- высказываний»

Освоить стиль сотрудничества как один из основных элементов в профилактике разрешения конфликтов

Выявить факторы эффективного общения, способствующие достижению взаимопонимания

Диагностика:

Оценка типов поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу

Диагностика состояния агрессии опросник «Басса-Дарки»

16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения.

Например: «Как вы себя чувствуете?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются.

УПРАЖНЕНИЯ РАЗМИНКИ

«Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».

«Прогноз погоды»

Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю».

«Печатная машинка»

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

«Карлики и великаны»

Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».

«Сигнал»
Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

«Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

«Меняющаяся комната»

Инструкция:

Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…

«Ревущий мотор»

Инструкция:

Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?

УПРАЖНЕНИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ

«Аплодисменты по кругу»

Инструкция:

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

«Подарок»

Участники встают в круг

Инструкция: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)

«Спасибо за приятное занятие»

Инструкция:

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Занятие 1. Что такое конфликт. Причины возникновения.

Цель: Понимание природы конфликта.

1.Включения в занятие.

Как вы себя чувствуете?

С каким настроением пришли на занятия?

2. Основная часть.

Задание 1. "Что такое конфликт"

Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.

Итог: конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

Задание 2. Работа в микрогруппах

Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.

Задача участников на этом этапе:

Определите в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов.

После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.

Итог: - итак, что приводит к конфликту?

Неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой.

Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: - это умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.

3. Заключительная часть

Поблагодарим друг друга.

Занятие 2. Навыки общения

Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

1.Включения в занятие.

Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» 1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть:

Игра "Воздушный шар"

Прошу всех внимательно выслушать информацию.

Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:

Наименование

Кол-во

Канат

50м

Аптечка с медикаментами

5 кг

Компас гидравлический

6 кг

Консервы мясные и рыбные

20кг

Секстант для определения местонахождения по звездам

5 кг

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов

25 кг

Конфеты разные

20 кг

Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)

Ракетница с комплектом сигнальных ракет

8 кг

Палатка 10-местная

20кг

Баллон с кислородом

50кг

Комплект географических карт

25 кг

Канистра с питьевой водой

20л

Транзисторный радиоприемник

3 кг

Лодка резиновая надувная

25 кг

Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.

Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".

При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина.

Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:

1) высказать свое мнение может любой член экипажа;

2) количество высказываний одного человека не ограничивается;

3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;

4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.

Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"

Время на игру: 20 – 25 минут.

Итог:

Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании:

Я поздравляю вас, вы успешно справились.

Как вы думаете в чем причина успешного выполнения задания?

Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений:

Экипаж разбился

Давайте подумаем над причинами, которые привели к этой катастрофе.

Проводиться анализ результатов и хода игры, разбираемся в причинах удачи или неудачи, анализируем ошибки и попытаемся прийти к общему мнению.

3.Заключительная часть

Поблагодарим друг друга

Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).

Занятие 3. Навыки общения

1.Включение в занятия.

Поделимся своими впечатлениями от предыдущего занятия.

Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть:

Задание 1. "Молва"

Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные - наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.

После выполнения этого задания участниками перечитываем рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации.

Что произошло с информацией?

Возможная история для игры "Слухи":

"Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. "Притворись, что ты мой ребенок", – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: "Они здесь!", и вся милиция побежала в нашу сторону. "Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Я просто пришел за покупками со своим сыном". "Как его зовут?", – спросил милиционер. "Его зовут Сергей", – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: "Его зовут Коля". Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией".

Итог: - С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)?

Что происходит с общением людей в случае искажения информации?

С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета?

Задание 2. "Варианты общения"

Участники разбиваются на пары.

"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.

"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

Итог:- Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений?

Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?

Что помогает вам в общении?

3. Заключительная часть

Общение – процесс взаимодействия людей, обмена информацией между ними, их взаимного влияния.

Упражнения завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).

Поблагодарим друг друга.

Занятие 4. Навыки общения

Цель: развитие навыков общения как одного из элементов в профилактике конфликтов

Позитивное утверждение личности

1.Включение в занятие

Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть.

Задание 1. "Шалаш"

Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает шаг (два) вперед для того, чтобы установить равновесие и позу, удобную для двоих участников. Таким образом, они должны представить из себя основу "шалаша". По очереди к "шалашу" подходят и "пристраиваются" новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.

Примечание. Если участников более 12 человек, то лучше сформировать две (или более) команды.

Итог: - Как вы себя ощущали во время "постройки шалаша"?

Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?

Задание 2. "Похвали себя"

Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными.

Итог: - Как вы себя ощущали, когда хвалили себя?

Задание 3. "Комплимент"

Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.

Итог: - Как вы себя ощущали, когда хвалили вас?

3.Заключительная часть

Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).

Занятие 5. Отношения к конфликтам

Цель: развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации

1.Включение в занятия

Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть.

Задание 1. "Смена акцентов"

Вспомните не очень тяжелый конфликт или мелкую проблему и напишите на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставите букву "Х" и, начисто перепишите предложение.

Прочитайте полученный результат по кругу, не называя своей проблемы: (например: хохеха….)

Итог:- Что изменилось?

Разрешился ли конфликт?

Задание 2. "Акулы"

Материалы: два листа бумаги. Участники делятся на две команды.

Представьте себя в ситуации, когда корабль, на котором вы плыли, потерпел крушение, и вы находятся в открытом океане. Но в океане есть один островок, на котором можно спастись от акул (Каждая команда имеет свой "островок" – лист бумаги, на котором в начале игры могут поместиться все участники команды).

Капитан (ведущий), увидев "акулу", должен крикнуть "Акула!" Задача участников – быстро попасть на свой островок

После этого игра продолжается – люди покидают остров до следующей опасности. В это время ведущий уменьшает лист бумаги наполовину.

По второй команде "Акула!"

Ваша задача – быстро попасть на остров и при этом "сохранить" наибольшее количество людей. Тот, кто не смог оказаться на "острове", выходит из игры.

Игра продолжается: "остров" покидается до следующей команды. В это время лист бумаги уменьшается еще наполовину. По команде "Акула!" задача игроков остается той же. По окончании игры результаты сравниваются.

В какой команде осталось больше участников?

Почему?

Задание 3. "Дружественная ладошка"

На листе бумаги обрисуйте свою ладонь, внизу подпишите своё имя.

Оставьте листочки на стульях, двигаясь от листочка к листочку, напишите друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).

3. Заключительная часть.

Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).

Занятие 6. Отработка навыков «Я-высказывания»

Цель: отработка навыков «я-высказываний», способствующих разрешению конфликтных ситуаций.

1.Включение в занятия

Как вы себя чувствуете?

Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть.

Задание 1. "Я-высказывания"

Разыгрывается сценка на проблемную тему (например: друг опоздал на встречу и после предъявленных претензий не извинился, а стал нападать сам).

Для снижения накала конфликтной ситуации очень эффективно использование в общении "я-высказываний" – это способ сообщения собеседнику о своих нуждах, чувствах без осуждения или оскорбления.

Принципы, на которых строятся "я-высказывания":

– безоценочное описание действий, что совершил этот человек (не стоит: "ты пришел поздно", желательно: "ты пришел в 12 ночи");

– ваши ожидания (не стоит: "ты не вывел собаку", желательно: "я надеялся, что ты выведешь собаку");

– описание своих чувств (не стоит: "ты меня раздражаешь, когда делаешь это", желательно: "когда ты делаешь это, я испытываю раздражение");

– описание желаемого поведения (не стоит: "ты никогда не звонишь", желательно: "мне хотелось бы, чтобы ты звонил, когда задерживаешься").

Итог: - Почему, по вашему мнению, исполнители роли так поступили?

Что помешало им спокойно воспринимать информацию?

Задание 2. "Ролевая игра"

Разыгрывается сценка на предыдущую тему, при этом используются "я-высказывания", но актеры меняются ролями.

Старайтесь применять «я-высказывания»

Итог: - Что изменилось с использованием "я-высказываний"?

При каких обстоятельствах вы бы могли использовать навыки "я высказываний" в жизни?

3. Заключительная часть

Ваши впечатления от занятия?

Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).

Занятие 7. Управление конфликтом.

Цель: формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям самосовершенствования

1.Включение в занятие

Что запомнилось с предыдущего занятия?

Упражнения разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть

Задание 1.

Разбейтесь на пары, займите места, сидя напротив друг друга, и решите, кто будет А, а кто В в каждой паре.

Выберете для обсуждения тему, которая вас интересует. Упражнение состоит из трех этапов;

1) Предложить партнерам одновременно говорить на свою тему (45 секунд).

2) Попросить всех А говорить, о чем они хотели рассказать, в то время как все В делают что-нибудь (кроме разговоров и покидания своего места), демонстрируя, что это их абсолютно не интересует (1 мин.).

Было ли это приятно или наоборот?

Было ли трудно кому-нибудь говорить?

По каким признакам можно определить, что вас не слушают?

3) То же самое, но теперь В говорят, А не слушают (1 мин).

Было ли это приятно или наоборот?

Было ли трудно кому-нибудь говорить?

4) Предложите всем А говорить снова (они могут сменить тему, если хотят). Теперь В делают все возможное, чтобы показать насколько им интересно, но молча (2 мин.).

Было ли это приятно или наоборот?

Было ли трудно кому-нибудь говорить?

По каким признакам можно определить, что вас слушают?

5) То же самое, только А и В меняются ролями (2 мин.).

Обсуждение.

Задание 2.

-"Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт – это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте по середине линии либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту".

Все выбрали свое место

- "Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?"

-"Сойдите с линии, потому что я хочу провести другую. Когда вы думаете, что вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии".

Объясните почему выбрали именно это место?

- "Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть". Дается время на перестановку. В конце упражнения обсуждение.

3. Заключительная часть

Ваши впечатления о занятии?

Занятие 8. Стратегия разрешения межличностного конфликта

Цель: научить выбирать эффективные стратегии разрешения межличностного конфликта

1.Включение в занятие

Упражнение разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).

2. Основная часть.

Задание 1

Разбейтесь на пары парах, один партнер А, другой В. А – швейцар в здании, куда В крайне необходимо войти. Вам дается четыре минуты, чтобы попытаться убедить А пропустить его.

Затем определяется, кто смог пройти, а кто оказался в ситуации все возрастающей перепалки.

Для тех, кто прошел, он смог это сделать:

1) с помощью обмана или подкупа;

2) честным путем;

3) пытаясь войти в доверие службы охраны.

Обсуждение:

Какие проблемы могут вам доставить обман и подкуп?

Кто-нибудь подружиться с А, стараясь проникнуть в здание?

Задание 2

Разбейтесь на пары.

Пожалуйста, говорите только одну или две фразы и не переходите к разговорам, а ждите следующего предложения.

1) "Что меня больше всего волнует- это..."

2) "Если я на самом деле думаю об этом, я чувствую..."

3) "Когда я задаю себе вопрос, что я могу сделать, я думаю..."

4) "Человек, с которым я могу об этом поговорить - это..."

5) "То, что дает мне надежду - это..."

Теперь предложить В обобщить то, что они услышали, чтобы их партнерам А стало ясно, поняли ли их. По окончании попросите всех А поблагодарить партнеров, как хороших слушателей. Повторить полностью упражнение, где В говорят, А слушают. Напоминание группе о соглашении о конфиденциальности.

3.Заключительная часть.

Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).

Занятие 9. Деловая игра "Потерпевшие кораблекрушение"

Цель деловой игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Время проведения: около 1 часа.

Порядок проведения.

Ознакомление всех участников с условиями игры

Представьте себе, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять одно долларовых банкнот.

Сектант.

Зеркало для бритья.

Канистра с 25 литрами воды.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом.

Карты Тихого океана.

Надувная плавательная подушка.

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприемник.

Репеллент, отпугивающий акул.

Два квадратных метра непрозрачной пленки.

Один литр рома крепостью 80%.

450 метров нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

Рыболовная снасть.

Самостоятельно проранжируйте указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).

На этом этапе упражнения дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания (8-10 мин)

Разбейтесь на подгруппы примерно по 6 человек. Один участник из каждой подгруппы будет экспертом.

Составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это делали по отдельности).

На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения.

Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы(10-15 мин)

Оценка результатов дискуссии в каждой подгруппе.

Для этого:

а) выслушайте мнения экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.;

б) зачитайте "правильный" список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение 3). Предложите сравнить "правильный" ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый студент, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.

Если сумма больше 30, то участник или подгруппа "утонули";

в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?

Итоги:

– Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.

– В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.

– Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.

– Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.

– Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку групповых решений.

Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

Принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия - игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

Принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

Принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью видеотехники, а также других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;

Принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

Принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;

Принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика . Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.

В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга.

Разрешение и профилактика конфликта.

Люди часто представляют конфликт как борьбу между двумя сторонами, сражающимися за победу. Никто не может избежать конфликтов – они занимают важное место в нашей жизни. Однако гораздо эффективней воспринимать конфликт, как проблему, в решении которой принимают участие обе стороны. Конфликт может быть использован для открытия альтернативных возможностей и поиска перспектив для взаимного роста. Существует три основных навыка решения конфликтов и построения мирных взаимоотношений: ободрение, общение и сотрудничество. Ободрение означает уважение лучших качеств партнера по конфликту. Общение включает в себя умение слушать партнера так, чтобы это помогло понять, из-за чего возник конфликт, что для него наиболее, важно, и что он намерен сделать, чтобы разрешить конфликт, и умение дать такую же информацию с вашей точки зрения, при этом, воздерживаясь от использования слов, способных вызвать гнев и недоверие. Сотрудничество строится на предоставлении другому слова, признании способностей другого, сведение идей воедино, без доминирования кого-либо, поиске консенсуса, взаимной поддержке и взаимопомощи.

Управление конфликтом.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность субъекта по отношению к конкретному конфликту.

Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну:

информационные факторы – неприемлимость информации для одной из сторон;

поведенческие факторы – неуместность, грубость, бестактность и т.п.;

факторы отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами;

ценностные факторы – противоположность принципов поведения;

структурные факторы – относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению.

Существуют следующие этапы управления межличностными конфликтами:

Прогнозирование конфликта

Предупреждение конфликта

Регулирование конфликта

Разрешение конфликта.

Приложение 3

Ответы экспертов ЮНЕСКО для упражнения

"Потерпевшие кораблекрушение"

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут бытъ использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

Непрозрачная пленка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

Коробка шоколада. Резервный запас пищи.

Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица" в руках лучше "журавля" в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу

Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.

Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя - достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Литература для учащихся:

  1. Ричард А. Гарднер Девочкам мальчикам о хорошем и плохом поведении – М. 2000
  2. Ванин И. Мамонтов С. Практика эффективного поведения – СПб 2001
  3. Леви В. Искусство быть другим. – М 2000

Литература:

1.Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: 1994.

2.Вачков И. В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники. – М.: 2000

3. Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: 1993.

4.Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: 2000.

5.Игры – обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусинского В. В. – М.:1994.

6.Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург 1997.

7.Конфликты: сущность и преодоление. Метод, материалы. Под ред. Ясниковой Л.Д. – М., 1990.

8.Лампен Д. и Дж. Молодые люди управляют конфликтом.– Мн.: 1998

9.Разрешение конфликтов: Тренинги / С. Барановский, Е. Вотчицева, Л. Зубелевич и др.–Мн.:1999.

10.Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Р/на Дону, 1997.

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение Кадетский корпус Железнодорожных войск Министерства обороны Российской Федерации

Согласовано: «Утверждено»

Кафедра психологии __________________________

Академия постдипломного Начальник Кадетского корпуса

педагогического образования Данько Н.П.

Зав. кафедрой психологии педсовет протокол №______

___________(Шингаев С.М.) «_____»_____________2011г

«___»___________2011г.

Тренинг

«Пути выхода из конфликта» для подростков

Составитель: Белкина М.Л.

Санкт-Петербург

Чистова Ольга Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №367
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников"
Дата публикации: 17.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Игра как средство профилактики конфликтного поведения

у старших дошкольников

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является

возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении

ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным

образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между

детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может

оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с

дошкольниками. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан

с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него

приобретают контакты со сверстниками. Общение с детьми - необходимое условие

психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его

основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в

жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств

личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в

группе детского сада. Общение детей друг с другом предполагает возникновение

различных конфликтных ситуаций. Они могут возникать совершенно по разным поводам.

Следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности

в общении со сверстниками: внутренние и внешние. Внешние

очевидные конфликты: возникают в процессе игры при ее организации и обычно

разрешаются самими детьми путем установления норм справедливости. Внутренний

конфликт: возникает в результате противоречий между требованиями сверстников и

объективными возможностями ребенка. Не могут преодолеваться детьми без помощи

взрослых.

основным причинам возникновения и развития конфликтности в дошкольном возрасте

относятся:

отсутствие и недостаточное развитие игровых умений и навыков общения

неблагоприятная семейная обстановка

личностная предрасположенность к конфликтам

Выделяются несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со

сверстниками:

Первая группа – «Я всегда прав!» Такие дети чаще других инициируют конфликтную

ситуацию. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жёстко доминируют,

отвергая любые предложения другого ребёнка, стараются стать предметом всеобщего

внимания.

Вторая группа – «Я лучше других!». Такие дети конфликтуют так же часто, остро,

эмоционально и активно. Такие дети демонстрируют своё превосходство, высокомерие,

стремятся привлечь внимание к себе.

Третья группа – «Я взрослый, я – главный». Такие дети вожаки, командиры, лидеры. Они

претендуют на главные роли, к ровесникам относятся критически. Во взаимодействии с

ровесниками часто прибегают к запретам и принимают их предложение только в том

случае, ели оно им выгодно.

Четвёртая группа – «Я за себя постою». Осторожные в контактах со сверстниками, боятся

ущемления своих интересов. Сотрудничество со сверстниками для этих детей путь к

самовыражению, позволяющий показать и доказать свою состоятельность.

Пятая группа «Я хороший». Это наименее конфликтные дети. Они стремятся к

равноправию и сотрудничеству со сверстниками, заметно центрированы на себе, опасаясь

отрицательных оценок.

общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована.

Можно выделить три основные стратегии по конфликтам.

Стратегия игнорирования. Несомненно, что дошкольники получают при этом

определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт

социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и

понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. Драка – это

предельно ожесточенная точка конфликта, и абсолютное большинство драчунов

сами не понимают, почему их тянет драться. Так что если детские драки

игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное – детские души

будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.

Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная

стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать

родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но

некоторые дошкольники делают из этого вывод, что выяснять отношения с

помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Драка, не законченная в

группе, будет продолжена за её границей.

Стратегия

сотрудничества.

эффективная

стратегия,

состоящая

взрослый

помогает

разобраться

внутренних

переживаниях, которые привели к драке, и вместе с ними пытается изобрести и

опробовать различные способы примирения.

Игра - как средство профилактики конфликтов у дошкольников нацелена на то, чтобы

помочь детям осознать мотивы своего поведения. В игре приобретается опыт

взаимоотношения друг с другом, решаются проблемы в отношениях.

Конфликт между детьми – это, прежде всего следствие их неумения построить отношения

друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная

деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы,

вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу

общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. Воспитание

должно направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений

и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном

становлении личности ребенка. Воспитание и развитие детей посредством игры

воспринимается детьми как игровая деятельность, дети в этом случае не подозревают, что

их воспитывают, поэтому им не будут скучны нотации, жесткие и непонятные детям

требования, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека,

осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость. При выборе педагогом методов

профилактики конфликтов стоит обратить внимание на психологические особенности

ребенка, а также причины возникновения конфликтной ситуации. В данном случае

педагогу отводится роль наблюдателя, то есть его целью становится выяснение причин

конфликта, целенаправленное устранение конфликтной ситуации и профилактика

поведения участников конфликта, добиться того чтобы дети слушали и слышали друг

друга. Главнейшей задачей педагога научить детей не доводить отношения до конфликта.

И если конфликт случился найти компромисс и достигнуть согласия между его

участниками. При этом ребенок должен быть полноправным участником этого процесса, а

не сторонним его наблюдателем. Общение должно быть спокойным, детям нужно дать

возможность высказаться и вместе найти пути примирения. В данной ситуации педагог не

должен забывать, что он несет ответственность за правильный исход конфликтной

ситуации, соблюдая при этом социальные нормы отношения между детьми. Для

получения наилучшего результата от игр очень важно привлекать родителей детей. Это

способствует наибольшему сплочению внутрисемейных отношений. В совместной игре

родители как бы заново

открывают для себя собственных детей, познают их внутренний

мир, отношения в семье становятся более теплыми и дружескими.

Предлагаю игры, которые помогают решать многие детские проблемы. Научившись

сопереживать окружающим людям, ребенок может избавиться от подозрительности и

мнительности, которые доставляют много неприятностей и самому ребенку, и тому, кто

находится рядом с ним, и, как следствие, научиться брать на себя ответственность за

совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

ИГРА «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства

других, оказывать поддержку и сопереживать.

и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно

дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – назад. А теперь

на вдох делаем два шага вперед, а на выдох – два шага назад. Так не только дышит

животное, так ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук-

шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

ИГРА «ОБЪЯТИЯ»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым

способствуя развитию групповой сплоченности.

Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками,

чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки, прижимали их к

себе, обнимали. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между

собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им

проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские

чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из

вас захочет, чтобы его обняли. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто

посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка.

Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это

объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из

вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает,

усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

Понравилась ли тебе игра?

Почему хорошо обнимать других людей?

Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

Обнимают ли тебя дома? Часто ли это бывает? ИГРА

«ПОПРОСИ ИГРУШКУ»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (№ 1 с каким-либо

опознавательным знаком) берет в руки любой предмет: игрушку, книжку, карандаши и.т.п.

Другой (№ 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но

она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у

себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».

Инструкция участнику №2: «Подбери нужные слова, постарайся попросить игрушку так,

чтобы тебе ее отдали».

Дети выполняют задание, затем меняются ролями.

ИГРА «ХОРОШИЙ ДРУГ»

Цель: развивать умение налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого

Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может

быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются

следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать?

Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того,

чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

Как человек находит друга?

Почему так важны в жизни хорошие друзья?

Есть ли у тебя друг в группе?

ИГРА «ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерстяной нити. Дети

садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе сплетем одну большую цветную паутину,

связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может

выразить свои добрые мысли чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак,

обмотайте два раза свободный конец нити вокруг своей ладони и покатите клубок в

сторону одного из ребят, сопровождая движение словами: «Лена (Дима, Маша и т.д.)! ты

мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы нить

была более- менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать

нравишься, потому что нашел мою заколку, которую я вчера потеряла». И так игра

продолжается пока все дети не будут опутаны нитью «паутины» . последний ребенок,

получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении.

Каждый ребенок наматывая свою часть «паутины» на клубок произносит сказанные ему

слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок.

Дальнейшее обсуждение:

Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

Кто вам говорил что-нибудь приятное до этой игры?

Дружные ли дети в группе?

Почему каждый ребенок достоин любви?

Что-нибудь удивило вас в этой игре?

ИГРА «ПРИМИРЕНИЕ»

Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры.

Воспитатель. В жизни люди часто пытаются решить свои проблемы по принципу «око за

око, глаз за глаз». То есть когда нас обижают, мы отвечаем еще более сильной обидой.

Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши

конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю

ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак

примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить за Филю,

а другой – за Хрюшу. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и

Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес Филя, а Хрюша у него ее отобрал.

Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и

Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не

разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте,

каким способом можно это сделать?

Дети предлагают свои варианты.

Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись без ссоры. Я предлагаю

вам разыграть эту сценку сначала, по-другому. Разыграть один из вариантов, который вы

предложили, какой понравился больше.

Дети разыгрывают сценку по-другому.

А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что

обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Дети снова разыгрывают, теперь уже сцену примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми, выполняющими роли:

Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?

Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

Как вы думаете, прощение – это признак силы или признак слабости? ИГРА

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;

дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и

враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных

ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух

Воспитатель. (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку» , на дне которой

лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя

подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что

случилось?

Поссорились.

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

(А.Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?

А в когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

А что чувствуют те, кто ссорится?

А можно обойтись без ссор?

Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения - Автор так

закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать

свою вину.

Литература

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: практическое пособие для

работников ДОУ / В. Я. Зедгенидзе. - М. : Айрис пресс: Айрис дидактика, 2005 г.Петерина

С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / М.: 2011 Шумилин

А.П. Межличностные конфликты в дошкольном во

зрасте / М.: МГУ, 2016.

Выгодский Л.С.

Вопросы детской (возрастной) психологии. /Собр. соч. Т.4. – М.:2012. Гришина Н.В.

Психология межличностного конфликта./ М.: СПб. ПИТЕ

Ковалев Г.А.

Психическое развитие ребенка и жизненная среда. / Вопросы психологии – 2013 О.В.

Нифонтова «Учим детей разрешать конфликты»

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению»

Тайный друг

Материалы: небольшие одинаковые листки бумаги, ручки.

Все участники группы пишут на отдельных листках свои имена, заворачивают и складывают их вместе, затем каждый из членов группы вытягивает листок с именем другого участника, который становится его “тайным другом”. Для своего тайного друга необходимо делать различные приятные сюрпризы и маленькие подарки, но незаметно для него.

Игра может продолжаться несколько дней.

В конце игры все участники высказывают свои предположения о том, кто являлся их тайным другом, а затем объявляют истинных тайных друзей.

Комплимент

Все дети садятся в круг. Каждый по очереди говорит комплимент соседу справа (Я считаю, что у вас замечательная улыбка) и т.д. по кругу.

Я И ТЫ

Все садятся в круг. Участник, в руках которого мячик, бросает его любому из сидящих в кругу, называя при этом нечто общее, объединяющее их двоих (например, «любовь к лошадям», «умение играть на гитаре», «младшая сестренка» и т.п.)

Подарок

Все сидят или стоят в кругу. Первый игрок представляется и дарит подарок соседу справа: «Я Ваня. Я дарю вам цветочек», при этом Ваня мысленно держит в руке цветочек и передает его. И так далее. Когда круг закончен, в обратном направлении каждый участник игры высказывает свое отношение к подаренному ему подарку.

СМИ/Слухи

Ведущий заранее находит газетную статью или заметку, которую можно прочитать за короткий промежуток времени. Выбирается 7 участников, которые выходят из зала. Ведущий читает заметку (вместе с заголовком) первому участнику. Затем первый пересказывает второму и т.д. причём, в зале может присутствовать только одна пара пересказчиков: 1-2, 2-3, 3-4, и т.д. затем, последний участник пересказывает содержимое заметки всем слушателям. Замечания: практика показывает, что уменьшение объёма информации становится заметным при пересказе статьи уже на втором – третьем участнике, а её явное искажение – на шестом-седьмом. Иногда информация имеет прямо противоположный смысл первоначальному Игра «СМИ» очень напоминает игру «испорченный телефон». Попробуйте обсудить с детьми эту ситуацию. Почему информация так изменилась или уменьшилась. Помочь детям сделать вывод о том, что большинство конфликтов происходят именно потому, что информация доходит в том виде в котором она была изначальна.

Похвали себя

Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными. В конце игры сделать вывод, что в каждом из нас есть положительные и общие черты, которые стоит ценить.
Дружественная ладошка

На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает свое имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).

Упражнение ДЖЕФФА

Упражнение Джеффа проводится на большую аудиторию. Участвуя в упражнении, ребята учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других. Упражнение проводятся в два этапа: первый - ответы на вопросы, второй - анализ происходящего.

Подготовка: Для ведения упражнения необходимы двое ведущих. Готовятся три плаката с надписями: "ДА", "НЕ ЗНАЮ", "НЕТ". Крайние плакаты вывешиваются по двум концам зала, а средний - в центре. Ведущего располагаются в середине зала на возвышении, чтобы было лучше слышно задаваемые вопросы. Формулируется конфликтная ситуация (в виде конкретного вопроса, на который ответом могут быть только наши таблички).

После заданного опроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу.

Если по ходу дискуссии у кого-то возникает желание изменить мнение (перейти к другой стене), это разрешается только после объяснения изменившейся позиции. Правило одного говорящего и поднятой руки принимаются обязательно, до начала действия.

Делается это так. Ведущий спрашивает, кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат. Желающий поднимает руку. Ведущий кидает ему мяч. Тот, у кого в руках мяч право на ответ.

Запрет: участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.

Варианты общения

Участники разбиваются на пары.

«Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу ведущего разговор прекращается.

«Игнорирование». В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

«Спина к спине». Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

«Активное слушание». В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении. Затем они меняются ролями.

Обсуждение:

Как вы ощущали себя во время проведения первых трех упражнений?

Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?

Что помогает вам в общении?

Солнышко

Игра на выявление конфликта и недоверия среди участников.

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывавет глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Дружба

Необходимо: маленькие картонные карточки (как визитки), ручки или карандаши, 1 листок бумаги.

Раздай каждому участнику чистую карточку и ручку. Пусть ребята придумают свою собственную бизнес-карточку (визитку) воображаемых компаний. Они не должны писать своего имени на карточках. Скажи, что название компании должно отражать то, каким другом они являются. Например, человек, который умеет выслушивать других, может создать карточку бизнес фирмы под названием "Кафе Слушающее Ухо".

После того, как каждый человек разработал свою карточку, собери все карты. Когда сделаете это, напишите на листе бумаги имена каждого из участников и название компании, которое выбрал этот человек. Положи все карточки в корзину.

Чтобы играть, дай кому-то из участников корзину с карточками. Пусть все участники встанут в линию (или сидят в круге). Дай человеку с корзиной в руках одну минуту, чтобы раздать карточки тем людям, которым как он или она думают, эти карточки принадлежат. Скажи детям, чтобы они не говорили - правильно ли были розданы карточки или нет.

Когда все карточки вручены, пусть каждый участник прочтёт вслух название, которое им дали. Проверь по своему списку, скольким людям вручили правильно их карточку. Присуди игроку с корзиной столько баллов, сколько карточек правильно было вручено их владельцам.

Пусть игроки положат карточки обратно в корзину другому игроку. Пусть теперь тот человек распределяет карточки. Продолжайте играть до тех пор, пока какой-нибудь игрок не вручит все карточки верно их владельцам. Или до тех пор, пока каждый игрок использует свой шанс вручать карточки из корзины и затем подсчитай - у кого из ребят получилось больше очков.

Дискуссия:

Название каких фирм лучше всего отражали то, кем является хороший друг?

Какие качества важны для хороших друзей?

Что каждый из нас может сделать, чтобы стать другом лучше?

Если бы, к примеру, компания платила нам деньги за то, чтобы мы были хорошим другом, какие бы вещи "зажигали" бы нас?

Топни ножкой!

Ведущий. Вероятно, все вы когда-нибудь видели, как маленькие дети топают ногами. Этими движениями они вовсе не хотят провоцировать или обижать своих родителей.

В любом возрасте топание ногами дает хорошую возможность снять стресс, углубить дыхание и создать ощущение жизненной силы. Просто идите через всю комнату и при этом сильно топайте обеими ногами... Когда вы привыкнете к этой деятельности, начните слегка приподнимать колени или, если хотите, можете попрыгать или станцевать польку (1 мин.).

Каждый участник пишет на листке предложение: "тот, кто справа он..." и определяет качество соседа, например: приятный, ленивый, умный и т.д.

Он также заполняет еще один листик, где определяет качество соседа слева: "тот, кто слева он...." Собирают все листки, на которых написаны качества соседей справа в одну кучку, а те, в которых описаны качества соседей слева, в другую. После этого начинают читать записки одна за другой из одной из кучек. Вся группа определяет, кому подходит определение. Участник, которому подходит определение, хранит у себя записку до конца игры. Каждый участник получает по одной записке с определением качества. После этого, делают то же самое с другой кучкой записок. В конце, каждый участник читает те записки, которые находятся у него, и определяет насколько они подходят ему, по его мнению.

Если игра может задеть чьи-нибуть чувства, можно немного изменить, например: "лучшее качество того, кто сидит справа - это...". Записки о соседе слева могут быть такие или наоборот: "основное (отрицательное) качество того, кто сидит слева - это...". В конце игры каждый получит записку с положительным и отрицательным качеством.

Баллы на пальцах.

Люди стоят в парах и по счету "три" оба на пальцах выкидывают степень доверия или уровень отношений: от абсолютного недоверия (один палец) до абсолютного доверия (пять пальцев). Затем пары меняются.

Солнышко

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывавет глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Магнит

Люди стоят в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней "прилипли". Один выходит в центр. Это "магнит". Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает "притягивать" людей к себе. Тот, кто чувствует, что его "выдернули из клея" присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Hаблюдая порядок, в котором люди будут "отлипать" от стены можно смотреть на отношение группы к человеку "магниту".

Интервью.

Вызывается 2 человека из отряда. Остальные по очереди задают одному из них вопросы, а он на них отвечает, но не о т своего лица, а от лица своего оппонента, как бы это сделал он.

Потом анализируется, насколько ответы отвечающего были близки к ответам оппонента, насколько он был точен, хорошо вошёл в роль и почувствовал другого человека.

Я ценю.

Все дети садятся в круг. Каждый участник пишет на бумажках по три качества, которые он ценит в людях. Потом все бумажки складываются в центре. Далее все по очереди вытаскивают записку с написанным на ней качеством и отдают тому в отряде, кому, по их мнению, оно больше всего подходит.

Какое качество было получить приятнее всего?

Какое качество не получил, но очень хотелось бы?

Какое качество удивило?

Какое из полученных качеств тебе не подходит?

Если ребёнок получил какое-то неоднозначное качество (например, расчётливый), вожатый должен сгладить ситуацию, пояснить значение слова, сказать плюсы этого качества. Или пусть каждый назовёт по одному положительному качеству этого человека. Также важно проследить, кто получил больше всех бумажек, кто – меньше всех, или вообще ни одной. Важно закончить на положительной ноте, чтобы не было негатива.

Чёрно-белый стул.

Каждый ребёнок по очереди по своему выбору садится на белый, или на чёрный стул. В зависимости от этого все остальные говорят ему по одному положительному качеству (если стул белый) или то, что они хотели бы в нём изменить (если стул чёрный).

Можно сделать, чтобы все по очереди садились сначала на чёрный, а потом – на белый стул.

При проведении подобных упражнений провайдер должен быть как никогда внимательным, ведь главное – предотвратить или решить конфликт, а не обострить его.

Поэтому обязательно менять черный стул на белый, комментировать все ответы, перефразировать негативные комментарии и посылы, обязательно позитивное завершение.

Основные задачи:
Снятие напряжения у детей.
Формирование адекватных норм поведения в коллективе.
Обучение приемам релаксации.
Обучение способам выражения гнева.
Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.

Игра «Жучок»
Цель: Раскрытие групповых отношений.
Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив свою руку из – под мышек с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из ребят дотронулся до его руки. И водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей:
Лидер.
Товарищ лидера.
Неприсоединившийся оппозиционер.
Покорный конформист.
«Изгой»

Игра «Расставь посты»
Цель: Развитие внимания, произвольного контроля поведения.
Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжать идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.
Комментарии: В игру можно вводить дополнительные правила.

Игра «Филя и Хрюша»
Цель: Учить детей способам решения в конфликтной ситуации.
Ход игры: Ведущий: В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу: «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем ещё более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы будете разыгрывать сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принёс в группу Филя, (дети разыгрывают ссору с применением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать (дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т.д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книжку вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь своё - машинку, набор карандашей и т.д. (дети разыгрывают сцену по - другому). А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
Вам трудно было простить другого?
Как вы себя чувствовали при этом?
Что происходит когда вы сердитесь на кого-нибудь?
Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?
Почему так важно прощать других?

Игра «Сладкая проблема»
Цель: Научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, оказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.
Ход игры: В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей по одной салфетке.
Ведущий: дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, пока не трогайте его. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило. Которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, печенье можно взять.
Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдают, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье. Получив его от партнёра, а другие печенье разламывают и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.
Ведущий: а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы при этом чувствовали?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

Цель: Проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации.

Ход игры: Ведущий: Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я попрошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

Почему Катя заплакала?

Правильно ли поступила Наташа?

Как бы вы поступили на её месте?

Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы ведущий делает обобщение: Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «извини», « давай я тебе помогу», « давай играть вместе».

Игра «Возьми себя в руки»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: Ребенку говорят - как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

Игра «Объятия»

Цель: Научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости.

Ход игры: Ведущий предлагает детям сесть в один большой круг: Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды и разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...