Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Лев николаевич толстой годы жизни. Интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого. Жизнь и творчество Льва Толстого. Лев Николаевич Толстой

Земля России подарила человечеству целую россыпь талантливых писателей. Во многих уголках планеты люди знают и любят произведения И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя и множества других русских авторов. Данная публикация ставит перед собой задачу в общих чертах описать жизнь и творческий путь замечательного литератора Л.Н. Толстого как одного из наиболее выдающихся россиян, своими трудами покрывшего всемирной славой себя и Отечество.

Детство

В 1828 году, а, точнее, 28 августа, в родовом поместье Ясная Поляна (на то время Тульская губерния) появился на свет четвертый ребенок в семье, которого назвали Львом. Несмотря на скорую потерю матери – она умерла, когда ему не было еще и двух лет – ее образ он пронесет через всю жизнь и использует его в трилогии «Война и мир» как княжну Волконскую. Отца Толстой потерял, не достигнув девятилетнего возраста и, казалось бы, что эти годы он будет воспринимать как личную трагедию. Однако, воспитываемый родственниками, которые подарили ему любовь и новую семью, писатель считал годы детства самыми счастливыми. Это нашло отражение в его романе «Детство».

Интересно, но переносить свои мысли и чувства на бумагу Лев начал еще в детстве. Одной из первых проб пера будущего литературного классика стал небольшой рассказ «Кремль», написанный под впечатлением посещения московского кремля.

Отрочество и юность

Получив великолепное начальное образование (его обучали отличные учителя из Франции и Германии) и перебравшись с семьей в Казань, молодой Толстой в 1844 году поступает в казанский университет. Учеба не увлекала. Спустя неполных два года, он, якобы по состоянию здоровья, бросает учебу и возвращается в родовое имение с мыслью об окончании учебы заочно.

Испытав все прелести неудачного хозяйствования, что затем отразится в повести «Утро помещика», Лев перебирается сначала в Москву, а позже в Петербург с надеждой получить диплом в университете. Поиск себя в этот период приводил к удивительным метаморфозам. Подготовка к экзаменам, желание стать военным, религиозный аскетизм, в одночасье сменяющийся разгульем и кутежами – это далеко не полный перечень его занятий в это время. Но именно на этом этапе жизни возникает серьезное желание.

Взрослая жизнь

Вняв совету старшего брата, Толстой становится юнкером и отправляется в 1851 году служить на Кавказ. Здесь он участвует в военных действиях, сближается с жителями казачьей станицы и осознает громадную разницу между дворянской жизнью и повседневной реальностью. В этот период он пишет повесть «Детство», которая публикуется под псевдонимом и приносит первый успех. Дополнив автобиографию до трилогии повестями «Отрочество» и «Юность», Толстой получает признание в среде литераторов и читателей.

Участвуя в обороне Севастополя (1854), Толстой был награжден не только орденом и медалями, но и новыми переживаниями, ставшими основой «севастопольских рассказов». Этот сборник окончательно убедил критиков в его таланте.

После войны

Покончив с военными приключениями в 1855 году, Толстой возвращается в Петербург, где сразу же становится членом кружка «Современник». Он попадает в компанию таких людей, как Тургенев, Островский, Некрасов и других. Но светская жизнь его не радовала и, побывав за границей и окончательно порвав с армией, он возвратился в Ясную Поляну. Здесь в 1859 году Толстой, памятуя о контрасте между простым людом и дворянами, открыл школу для крестьянских детей. При его содействии было создано еще 20 таких школ в окрестностях.

«Война и мир»

После венчания с 18-летней дочерью врача Софьей Берс в 1862 году супружеская чета возвратилась в Ясную Поляну, где предалась радостям семейной жизни и заботам по хозяйству. Но уже через год Толстой увлекся новой идеей. Поездка на Бородинское поле, работа в архивах, кропотливое изучение переписки людей эпохи Александра I и душевный подъем от семейного счастья привели к публикации первой части романа «Война и мир» в 1865 года. Полная версия трилогии увидела свет в 1869 году и до сих пор вызывает восхищение и споры относительно романа.

«Анна Каренина»

Знаковый роман известный всему миру стал результатом глубокого анализа жизни современников Толстого и увидел свет в 1877 году. В этом десятилетии писатель жил в Ясной Поляне, обучая крестьянских детей и отстаивая через печать собственные взгляды на педагогику. Жизнь семейная, разложенная через социальную призму, иллюстрирует весь спектр человеческих эмоций. Несмотря на не самые лучшие, мягко говоря, отношения между писателями, произведением восхищался даже Ф.М. Достоевский.

Надлом души

Созерцая вокруг себя социальное неравенство, теперь догмы христианства он рассматривает как побуждение к гуманности и справедливости. Толстой, понимая роль бога в жизни людей, продолжает обличать коррумпированность его служителей. Этот период полного отрицания сложившегося уклада объясняет критику церкви и государственных институтов. Доходило до того, что он ставил под сомнение искусство, отрицал науку, узы брака и многое другое. В итоге он был официально отлучен от церкви в 1901 году, а также вызвал недовольство властей. Этот период жизни писателя дал миру множество острых, порой противоречивых, произведений. Результатом осмысления взглядов автора стал последний его роман «Воскресенье».

Уход

Из-за разногласий в семье и непонятый светским обществом, Толстой, решив покинуть Ясную Поляну, но, сойдя с поезда по причине ухудшения здоровья, скончался на маленькой, богом забытой станции. Случилось это осенью 1910 года, а рядом с ним быль только его врач, оказавшийся бессильным против болезни писателя.

Л. Н. Толстой был одним из первых, кто рискнул описывать человеческую жизнь без прикрас. Его герои обладали всеми, порой неприглядными, чувствами, желаниями и чертами характера. Поэтому они остаются актуальными и сегодня, а его произведения по праву вошли в наследие мировой литературы.

Лев Николаевич Толстой краткая информация.

23 сентября 1862 года Лев Николаевич Толстой женился на Софье Андреевне Берс . Ей на тот момент было 18 лет, графу — 34. Они прожили вместе 48 лет, до самой смерти Толстого, и брак этот нельзя назвать лёгким или безоблачно счастливым. Тем не менее Софья Андреевна родила графу 13 детей, опубликовала и прижизненное собрание его сочинений, и посмертное издание его писем. Толстой же в последнем послании, написанном супруге после ссоры и перед тем, как отправиться прочь из дома, в свой последний путь до станции Астапово, признавался, что любит её, несмотря ни на что — только вот жить с ней не может. Историю любви и жизни графа и графини Толстых вспоминает АиФ.ru.

Репродукция картины художника Ильи Репина «Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Толстая за столом». Фото: РИА Новости

Софью Андреевну и при жизни мужа, и после его смерти обвиняли в том, что она так и не поняла супруга, не разделила его идей, была слишком приземлённой и далёкой от философских воззрений графа. В этом обвинял её и он сам, это, по сути, и стало причиной многочисленных разногласий, омрачавших последние 20 лет их совместной жизни. И тем не менее нельзя упрекнуть Софью Андреевну в том, что она была плохой женой. Посвятив всю жизнь не только рождению и воспитанию многочисленных детей, но и заботам по дому, хозяйству, решению крестьянских и хозяйственных проблем, а также сохранению творческого наследия великого мужа, она забыла и о платьях, и о светской жизни.

Писатель Лев Николаевич Толстой с женой Софьей. Гаспра. Крым. Репродукция фотографии 1902 года. Фото: РИА Новости

До встречи со своей первой и единственной женой граф Толстой — потомок древнего дворянского рода, в котором перемешалась кровь сразу нескольких благородных семейств, — уже успел сделать и военную, и педагогическую карьеру, был известным писателем. С семьёй Берсов Толстой был знаком ещё до своей службы на Кавказе и путешествия по Европе в 50-х годах. Софья была второй из трёх дочерей врача Московской дворцовой конторы Андрея Берса и его супруги Любови Берс , в девичестве Иславиной . Жили Берсы в Москве, в квартире в Кремле, но нередко наведывались и в тульское имение Иславиных в селе Ивицы, неподалёку от Ясной Поляны. Любовь Александровна водила дружбу с сестрой Льва Николаевича Марией , её брат Константин — с самим графом. Софью и её сестёр он увидел впервые ещё детьми, они проводили вместе время и в Ясной Поляне, и в Москве, играли на фортепиано, пели и даже поставили однажды оперный театр.

Писатель Лев Николаевич Толстой с женой Софьей Андреевной, 1910 год. Фото: РИА Новости

Софья получила прекрасное домашнее образование — мать с детства прививала детям любовь к литературе, а позже и диплом домашней учительницы в Московском университете и писала небольшие рассказы. Кроме того, будущая графиня Толстая с юности увлекалась написанием рассказов и вела дневник, который позже будет признан одним из выдающихся образцов мемуарного жанра. Вернувшийся в Москву Толстой обнаружил уже не маленькую девочку, с которой когда-то ставил домашние спектакли, а очаровательную девушку. Семьи снова стали бывать друг у друга в гостях, и Берсы явно замечали интерес графа к одной из своих дочерей, однако долгое время считали, что свататься Толстой будет к старшей Елизавете. Какое-то время он, как известно, и сам сомневался, однако после очередного дня, проведённого с Берсами в Ясной Поляне в августе 1862 года, принял окончательное решение. Софья покорила его своей непосредственностью, простотой и ясностью суждений. Они расстались на несколько дней, после чего граф сам приехал в Ивицы — на бал, который устраивали Берсы и на котором Софья танцевала так, что в сердце Толстого не осталось сомнений. Считается даже, что свои собственные чувства в тот момент писатель передал в «Войне и мире», в сцене, где князь Андрей наблюдает за Наташей Ростовой на её первом балу. 16 сентября Лев Николаевич попросил у Берсов руки их дочери, предварительно отправив Софье письмо, чтобы убедиться, что она согласна: «Скажите, как честный человек, хотите ли вы быть моей женой? Только ежели от всей души, смело вы можете сказать: да, а то лучше скажите: нет, ежели в вас есть тень сомнения в себе. Ради Бога, спросите себя хорошо. Мне страшно будет услышать: нет, но я его предвижу и найду в себе силы снести. Но ежели никогда мужем я не буду любимым так, как я люблю, это будет ужасно!». Софья немедленно ответила согласием.

Желая быть честным с будущей женой, Толстой дал ей прочитать свой дневник — так девушка узнала о бурном прошлом жениха, об азартных играх, о многочисленных романах и страстных увлечениях, в том числе о связи с крестьянской девушкой Аксиньей , которая ждала от него ребёнка. Софья Андреевна была шокирована, но, как могла, скрывала свои чувства, тем не менее память об этих откровениях она пронесёт через всю жизнь.

Свадьбу сыграли всего через неделю после помолвки — родители не могли сопротивляться напору графа, который хотел обвенчаться как можно скорее. Ему казалось, что после стольких лет он нашёл наконец ту, о которой мечтал ещё в детстве. Рано потерявший мать, он вырос, слушая рассказы о ней, и думал о том, что и его будущая жена должна быть верной, любящей, всецело разделяющей его взгляды спутницей, матерью и помощницей, простой и в то же время способной оценить красоту литературы и дар своего мужа. Именно такой виделась ему Софья Андреевна — 18-летняя девушка, отказавшаяся от городской жизни, светских приёмов и красивых нарядов ради жизни рядом с мужем в его загородном имении. Девушка взяла на себя заботу о хозяйстве, постепенно привыкая к сельской жизни, столь отличной от той, к которой она привыкла.

Лев Толстой с женой Софьей (в центре) на крыльце яснополянского дома в Троицин день, 1909 г. Фото: РИА Новости

Первенца Серёжу Софья Андреевна родила в 1863 году. Толстой же тогда взялся за написание «Войны и мира». Несмотря на тяжёлую беременность, его жена не только продолжала заниматься домашними делами, но и помогала мужу в его работе — переписывала набело черновики.

Писатель Лев Николаевич Толстой и его супруга Софья Андреевна пьют чай дома в Ясной Поляне, 1908 год. Фото: РИА Новости

Впервые свой характер Софья Андреевна проявила после рождения Серёжи. Не способная выкормить его сама, она потребовала у графа привести кормилицу, хотя тот был категорически против, говоря о том, что тогда без молока останутся дети этой женщины. В остальном же она полностью следовала правилам, установленным супругом, решала проблемы крестьян в окрестных деревнях, даже лечила их. Всех детей учила и воспитывала дома: всего Софья Андреевна родила Толстому 13 детей, пятеро из которых умерли в раннем возрасте.

Русский писатель Лев Николаевич Толстой (слева) с внуками Соней (справа) и Ильёй (в центре) в Крекшино, 1909. Фото: РИА Новости

Первые двадцать лет прошли почти безоблачно, однако обиды копились. В 1877 году Толстой закончил работу над «Анной Карениной» и чувствовал глубокую неудовлетворённость жизнью, что огорчало и даже обижало Софью Андреевну. Она, пожертвовавшая ради него всем, в ответ получала недовольство той жизнью, которую она так усердно для него обустраивала. Нравственные искания Толстого привели его к формированию заповедей, по которым теперь надлежало жить его семье. Граф призывал, в том числе, к самому простому существованию, отказу от мяса, алкоголя, курения. Он одевался в крестьянскую одежду, сам делал одежду и обувь для себя, жены и детей, хотел даже отказаться от всего имущества в пользу сельских жителей — Софье Андреевне стоило огромных трудов отговорить мужа от этого поступка. Её искренне обижало, что супруг, вдруг почувствовавший вину перед всем человечеством, не чувствовал вины перед ней и готов был отдать всё нажитое и оберегаемое ею на протяжении стольких лет. Он же ждал от жены, что она разделит не только материальную, но и духовную его жизнь, его философские воззрения. Впервые крупно поссорившись с Софьей Андреевной, Толстой ушёл из дома, а вернувшись, уже не доверял ей рукописи — теперь обязанность переписывать черновики легла на дочерей, к которым Толстая очень ревновала. Подкосила её и смерть последнего ребёнка, Вани , родившегося в 1888 году, — он не дожил и до семи лет. Это горе поначалу сблизило супругов, однако ненадолго — пропасть, разделившая их, взаимные обиды и непонимание, всё это подтолкнуло Софью Андреевну искать утешения на стороне. Она занялась музыкой, стала ездить в Москву брать уроки у преподавателя Александра Танеева . Её романтические чувства к музыканту не были секретом ни для самого Танеева, ни для Толстого, однако отношения так и остались дружескими. Но граф, ревновавший, злившийся, не мог простить эту «полуизмену».

Софья Толстая у окна дома начальника станции Астапово И. М. Озолина, где лежит умирающий Лев Толстой, 1910 год. Фото: РИА Новости .

В последние годы взаимные подозрения и обиды переросли почти в маниакальную одержимость: Софья Андреевна перечитывала дневники Толстого, отыскивая что-то плохое, что он мог написать о ней. Он ругал жену за излишнюю подозрительность: последняя, роковая ссора произошла с 27 на 28 октября 1910 года. Толстой собрал вещи и ушёл из дома, оставив Софье Андреевне прощальное письмо: «Не думай, что я уехал, потому что не люблю тебя. Я люблю тебя и жалею от Всей души, но не могу поступить иначе, чем поступаю». По рассказам домашних, прочитав записку, Толстая бросилась топиться — её чудом удалось вытащить из пруда. Вскоре пришла информация, что граф, простудившись, умирает от воспаления лёгких на станции Астапово — дети и жена, которую он даже тогда не хотел видеть, приехали к больному в домик станционного смотрителя. Последняя встреча Льва Николаевича и Софьи Андреевны произошла перед самой смертью писателя, которого не стало 7 ноября 1910 года. Графиня пережила мужа на 9 лет, занималась изданием его дневников и до конца своих дней слушала упрёки в том, что была женой, не достойной гения.

Родословие Толстых

Лев Николаевич принадлежит к богатому и знатному роду , занимавшему выдающееся положение уже во времена Петра I . Его прадеду, графу Петру Андреевичу Толстому , выпала печальная роль в истории царевича Алексея . Черты правнука Петра Андреевича, Ильи Андреевича, даны в «Войне и мире» добродушнейшему, непрактичному старому графу Ростову. Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич Толстой (1794-1837), был отцом Льва Николаевича. Некоторыми свойствами характера и фактами биографии он был похож на отца Николеньки в «Детстве» и «Отрочестве» и отчасти на Николая Ростова в «Войне и мире». Однако в реальной жизни Николай Ильич отличался от Николая Ростова не только хорошим образованием, но и убеждениями, которые не позволяли служить при Николае . Участник заграничного похода русской армии, в том числе участвовал в "битве народов " у Лейпцига и побывал в плену у французов, после заключения мира вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского полка . Вскоре после отставки вынужден был пойти на чиновничью службу, чтобы не оказаться в долговой тюрьме из-за долгов отца, казанского губернатора, умершего под следствием за служебные злоупотребления. В течение нескольких лет пришлось Николаю Ильичу экономить. Отрицательный пример отца помог выработать Николаю Ильичу свой жизненный идеал - частная независимая жизнь с семейными радостями . Чтобы привести свои расстроенные дела в порядок, Николай Ильич, как и Николай Ростов, женился на некрасивой и уже не очень молодой княжне Волконской . Брак, тем не менее, был счастливый. У них было четыре сына: Николай, Сергей, Дмитрий и Лев и дочь Мария. Кроме Льва, выдающимся человеком был Николай, смерть которого (за границей, в 1860 году) Толстой так удивительно описал в одном из своих писем к Фету .

Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, послужил прототипом сурового ригориста - старого князя Болконского в «Войне и мире». Лучшие черты своего нравственного закала Лев Николаевич несомненно заимствовал от Волконских. Мать Льва Николаевича, похожа на изображённую в «Войне и мире» княжну Марью, владела замечательным даром рассказа, для чего при своей перешедшей к сыну застенчивости должна была запираться с собиравшимися около неё в большом числе слушателями в тёмной комнате. Кроме Волконских, Толстой состоит в близком родстве с целым рядом других аристократических родов - князьями Горчаковыми , Трубецкими и другими.

Детство

Лев Николаевич родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии , в наследственном имении матери - Ясной Поляне . У Толстого к тому времени уже было три старших брата - Николай ( -), Сергей ( -) и Дмитрий ( -). В 1830 году родилась сестра Мария ( -). Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. Многих вводит в заблуждение то, что в «Детстве » мать Иртеньева умирает, когда мальчику уже лет 10-12 и он вполне сознательно относится к окружающему, но на самом деле мать изображена здесь Толстым по рассказам других.

Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница, Т. А. Ергольская (некоторые её черты переданы Соне из «Войны и мира »). В 1837 году семья переехала в Москву , поселившись на Плющихе , потому что старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет, но вскоре внезапно умер отец, оставив дела в довольно расстроенном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Т. А. Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года , когда умерла графиня Остен-Сакен и дети переселились в Казань , к новой опекунше - сестре отца П. И. Юшковой. Этим заканчивается первый период жизни Толстого, с большою точностью в передаче мыслей и впечатлений и лишь с легким изменением внешних подробностей описанный им в «Детстве ».

Дом Юшковых, несколько провинциального пошиба, но типично светский, принадлежал к числу самых веселых в Казани; все члены семьи высоко ценили внешний блеск. «Добрая тётушка моя, - рассказывает Толстой, - чистейшее существо, всегда говорила, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтобы я имел связь с замужнею женщиною: rien ne forme un jeune homme comme une liaison avec une femme comme il faut» («Исповедь »).

Два сильных начала натуры Толстого - огромное самолюбие и желание достигнуть чего-то настоящего, познать истину - вступили теперь в борьбу. Ему страстно хотелось блистать в обществе, заслужить репутацию молодого человека comme il faut. Но внешних данных для этого у него не было: он был некрасив, как ему казалось, неловок, и, кроме того, ему мешала природная застенчивость . Вместе с тем в нём шла напряженная внутренняя борьба и выработка строгого нравственного идеала. Всё то, что рассказано в «Отрочестве » и «Юности » о стремлениях Иртеньева и Нехлюдова к самоусовершенствованию, взято Толстым из истории собственных его аскетических попыток. Разнообразнейшие, как их определяет сам Толстой, «умствования» о главнейших вопросах нашего бытия - счастье, смерти, Боге, любви, вечности - болезненно мучили его в ту эпоху жизни, когда сверстники его и братья всецело отдавались весёлому, лёгкому и беззаботному времяпрепровождению богатых и знатных людей. Всё это привело к тому, что у Толстого создалась «привычка к постоянному моральному анализу," как ему казалось, "уничтожившему свежесть чувства и ясность рассудка» («Юность »).

Образование

Образование Толстого шло сначала под руководством грубоватого гувернёра-француза Сен-Тома́ (M-r Жером «Отрочества»), заменившего собою добродушного немца Ресельмана, которого с такою любовью изобразил Толстой в «Детстве» под именем Карла Ивановича.

Именно в это время, находясь в казанском госпитале , Толстой начинает вести дневник, где, подражая Франклину, ставит себе цели и правила по самосовершенствованию и отмечает успехи и неудачи в выполнении этих заданий, анализирует свои недостатки и ход мыслей и мотивы своих поступков. В 1904 г. Толстой вспоминал: "...я первый год... ничего не делал. На второй год я стал заниматься. .. там был профессор Мейер, который... дал мне работу - сравнение "Наказа" Екатерины с "Esprit des lois" Монтескье. ... меня эта работа увлекла, я уехал в деревню, стал читать Монтескье, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься" . Так и не завершив университетского курса, впоследствии Толстой приобрёл огромные познания путём самообразования, используя в том числе и навыки работы с литературой, полученные в университете.

Начало литературной деятельности

Бросив университет, Толстой с весны 1847 года поселяется в Ясной Поляне. Что он там делал, отчасти видно из «Утра помещика»: здесь описаны попытки Толстого наладить по новому отношения с крестьянами.

Попытка Толстого стать благодетелем своих мужиков замечательна как иллюстрация того, что барская филантропия не способна оздоровить крепостной быт, и как страница из истории порывов Толстого. Он стоит вне связи с демократическими течениями второй половины 1840-х годов, совершенно не коснувшимися Толстого.

Он весьма мало следил за журналистикой; хотя его попытка чем-нибудь сгладить вину барства перед народом относится к тому же году, когда появились «Антон Горемыка» Григоровича и начало «Записок охотника » Тургенева , но это простая случайность. Если и были тут литературные влияния, то гораздо более старого происхождения: Толстой очень увлекался Руссо , ненавистником цивилизации и проповедником возвращения к первобытной простоте.

Однако это лишь небольшая часть занятий. В своём дневнике Толстой ставит себе огромное количество целей и правил. Удаётся следовать лишь небольшому числу их. Среди удавшихся - серьёзные занятия английским языком, музыкой, юриспруденцией. Кроме того, ни в дневнике, ни в письмах не отразилось начало занятия Толстым педагогикой и благотворительностью - в 1849 впервые открывает школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был Фока Демидыч, крепостной, но и сам Л.Н. часто проводил занятия .

Мужики, однако, не всецело захватили Толстого: он скоро уехал в Петербург и весной 1848 г начал держать экзамен на кандидата прав. Два экзамена, из уголовного права и уголовного судопроизводства , он сдал благополучно, затем это ему надоело, и он уехал в деревню.

Позднее он наезжал в Москву, где часто поддавался унаследованной страсти к игре, немало расстраивая этим свои денежные дела. В этот период жизни Толстой особенно страстно интересовался музыкой (он недурно играл на рояле и очень любил классических композиторов). Преувеличенное по отношению к большинству людей описание того действия, которое производит «страстная» музыка, автор «Крейцеровой сонаты» почерпнул из ощущений, возбуждаемых миром звуков в его собственной душе.

Развитию любви Толстого к музыке содействовало и то, что во время поездки в Петербург в 1848 г он встретился в весьма мало подходящей обстановке танцкласса с даровитым, но сбившимся с пути немцем-музыкантом, которого впоследствии описал в «Альберте». Толстому пришла мысль спасти его: он увез его в Ясную Поляну и вместе с ним много играл. Много времени уходило также на кутежи, игру и охоту.

Так прошло после оставления университета 4 года, когда в Ясную Поляну приехал служивший на Кавказе брат Толстого, Николай, и стал его звать туда. Толстой долго не сдавался на зов брата, пока крупный проигрыш в Москве не помог решению. Чтобы расплатиться, надо было сократить свои расходы до минимума - и весной 1851 года Толстой торопливо уехал из Москвы на Кавказ, сначала без всякой определенной цели. Вскоре он решил поступить на военную службу, но явились препятствия в виде отсутствия нужных бумаг, которые трудно было добыть, и Толстой прожил около 5 месяцев в полном уединении в Пятигорске , в простой избе. Значительную часть времени он проводил на охоте, в обществе казака Епишки, фигурирующего в «Казаках» под именем Ерошки.

Все ужасы, лишения и страдания, выпавшие на долю геройских его защитников, перенес и Толстой. Он долго жил на страшном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана . Несмотря на все ужасы осады, к которым он скоро привык, как и все прочие эпически-храбрые севастопольцы, Толстой написал в это время боевой рассказ из кавказской жизни «Рубка леса» и первый из трех «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот последний рассказ он отправил в «Современник». Тотчас же напечатанный, рассказ был с жадностью прочитан всею Россией и произвел потрясающее впечатление картиною ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замечен императором Николаем ; он велел беречь даровитого офицера, что, однако, было неисполнимо для Толстого, не хотевшего перейти в разряд ненавидимых им «штабных».

За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.». Окруженный блеском известности и, пользуясь репутацией очень храброго офицера, Толстой имел все шансы на карьеру, но сам себе «испортил» её. Едва ли не единственный раз в жизни (если не считать сделанного для детей «Соединения разных вариантов былин в одну» в его педагогических сочинениях) он побаловался стихами: написал сатирическую песенку, на манер солдатских, по поводу несчастного дела 4 (16) августа года, когда генерал Реад , неправильно поняв приказание главнокомандующего, неблагоразумно атаковал Федюхинские высоты. Песенка (Как четвёртого числа, нас нелегкая несла гору забирать и т. д.), задевавшая целый ряд важных генералов, имела огромный успех и, конечно, повредила автору. Тотчас после штурма 27 августа (8 сентября) Толстой был послан курьером в Петербург, где написал «Севастополь в мае 1855 г.» и «Севастополь в августе 1855 г.».

«Севастопольские рассказы», окончательно укрепившие известность Толстого как одной из главных «надежд» нового литературного поколения, до известной степени являются первым эскизом того огромного полотна, которое 10-12 лет спустя Толстой с таким гениальным мастерством развернул в «Войне и мире». Первый в русской, да и едва ли не во всемирной литературе, Толстой занялся трезвым анализом боевой жизни, первый отнесся к ней без всякой экзальтации. Он низвел воинскую доблесть с пьедестала сплошного «геройства», но вместе с тем возвеличил её как никто. Он показал, что храбрец данного момента за минуту до того и минуту спустя такой же человек, как и все: хороший - если он всегда такой, мелочный, завистливый, нечестный - если он был таким, пока обстоятельства не потребовали от него геройства. Разрушая представление воинской доблести в стиле Марлинского , Толстой ярко выставил на вид величие геройства простого, ни во что не драпирующегося, но лезущего вперед, делающего только то, что надо: если надо - так прятаться, если надо - так умирать. Бесконечно полюбил за это Толстой под Севастополем простого солдата и в его лице весь вообще русский народ.

Путешествия по Европе

Шумной и веселой жизнью зажил Толстой в Петербурге, где его встретили с распростёртыми объятиями и в великосветских салонах, и в литературных кружках. Особенно близко сошёлся он с Тургеневым, с которым одно время жил на одной квартире. Тургенев ввёл Толстого в кружок «Современника » и других литературных корифеев: он стал в приятельских отношених с Некрасовым, Гончаровым, Панаевым , Григоровичем, Дружининым, Соллогубом .

«После севастопольских лишений столичная жизнь имела двойную прелесть для богатого, жизнерадостного, впечатлительного и общительного молодого человека. На попойки и карты, кутежи с цыганами у Толстого уходили целые дни и даже ночи» (Левенфельд).

Веселая жизнь не замедлила оставить горький осадок в душе Толстого тем более, что у него начался сильный разлад с близким ему кружком писателей. Он и тогда понимал, «что такое святость», и потому никак не хотел удовлетвориться, как некоторые его приятели, тем, что он «чудесный художник», не мог признать литературную деятельность чем-то особенно возвышенным, чем-то таким, что освобождает человека от необходимости стремиться к самоусовершенствованию и посвящать себя всецело благу ближнего. На этой почве возникали ожесточенные споры, осложнявшиеся тем, что всегда правдивый и потому часто резкий Толстой не стеснялся отмечать в своих приятелях черты неискренности и аффектации. В результате «люди ему опротивели и сам он себе опротивел» - и в начале 1857 года Толстой без всякого сожаления оставил Петербург и отправился за границу.

Неожиданное впечатление произвела на него Западная Европа - Германия , Франция , Англия , Швейцария , Италия , - где Толстой провел всего около полутора лет (в 1857 и 1860-61 гг.). В общем это впечатление было безусловно отрицательное. Косвенно оно выразилось в том, что нигде в своих сочинениях Толстой не обмолвился каким-нибудь добрым словом о тех или других сторонах заграничной жизни, нигде не поставил культурное превосходство Запада нам в пример. Прямо свое разочарование в европейской жизни он высказал в рассказе «Люцерн». Лежащий в основе европейского общества контраст между богатством и бедностью схвачен здесь Толстым с поражающей силой. Он сумел рассмотреть его сквозь великолепный внешний покров европейской культуры, потому что его никогда не покидала мысль об устройстве человеческой жизни на началах братства и справедливости .

За границей его интересовали только народное образование и учреждения, имеющие целью поднятие уровня рабочего населения. Вопросы народного образования он пристально изучал в Германии и теоретически, и практически, и путем бесед со специалистами. Из выдающихся людей Германии его больше всех заинтересовал Ауэрбах , как автор посвященных народному быту «Шварцвальдских рассказов» и издатель народных календарей. Гордый и замкнутый, никогда первый не искавший знакомства, для Ауэрбаха Толстой сделал исключение, сделал ему визит и постарался с ним сблизиться. Во время пребывания в Брюсселе Толстой познакомился с Прудоном и Лелевелем .

Глубоко серьёзному настроению Толстого во время второго путешествия по югу Франции содействовало ещё то, что на его руках умер от туберкулёза его любимый брат Николай. Смерть брата произвела на Толстого огромное впечатление.

Педагогические эксперименты

Вернулся Толстой в Россию тотчас по освобождении крестьян и стал мировым посредником. Сделано это было всего менее под влиянием демократических течений шестидесятых годов. В то время смотрели на народ как на младшего брата, которого надо поднять на себя; Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде.

Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных. В эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкою педагогией Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе; единственный метод преподавания и воспитания, который он признавал, был тот, что никакого метода не надо. Всё в преподавании должно быть индивидуально - и учитель , и ученик , и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Около 15 лет длилось это курьезное недоразумение, сближавшее с Толстым такого, например, органически противоположного ему писателя, как Н. Н. Страхов . Только в 1875 году Н. К. Михайловский в статье «Десница и шуйца графа Толстого», поражающей блеском анализа и предугадыванием дальнейшей деятельности Толстого, обрисовал духовный облик оригинальнейшего из русских писателей в настоящем свете. Малое внимание, которое было уделено педагогическим статьям Толстого, объясняется отчасти тем, что им вообще мало тогда занимались.

Аполлон Григорьев имел право назвать свою статью о Толстом («Время », г.) «Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой». Чрезвычайно радушно встретив дебеты и кредиты Толстого и «Севастопольские сказки», признав в нём великую надежду русской литературы (Дружинин даже употребил по отношению к нему эпитет «гениальный»), критика затем лет на 10-12, до появления «Войны и мира», не то что перестает признавать его очень крупным писателем, а как-то охладевает к нему. В эпоху, когда интересы минуты и партии стояли на первом плане, не захватывал этот писатель, интересовавшийся только вечными вопросами.

А между тем, материал для критики Толстой давал и до появления «Войны и мира» первостепенный. В «Современнике » появилась «Метель» - настоящий художественный перл по способности заинтересовать читателя рассказом о том, как некто ездил в метель с одной почтовой станции на другую. Содержания, фабулы нет вовсе, но с удивительной яркостью изображены все мелочи действительности, и воспроизведено настроение действующих лиц. «Два гусара» дают чрезвычайно колоритную картинку былого и написаны с тою свободою отношения к сюжету, которая присуща только большим талантам. Легко было впасть в идеализацию прежнего гусарства при том обаянии, которое свойственно старшему Ильину, - но Толстой снабдил лихого гусара именно тем количеством теневых сторон, которые бывают в действительности и у обаятельных людей, - и эпический оттенок стёрт, осталась реальная правда. Эта же свобода отношения составляет главное достоинство рассказа «Утро помещика».

Чтобы оценить его вполне, надо вспомнить, что он напечатан в конце 1856 г («Отечественные записки», № 12). Мужики в то время появлялись в литературе только в виде сентиментальных «пейзан» Григоровича и славянофилов и крестьянских фигур Тургенева, стоящих несравненно выше в чисто художественном отношении, но несомненно приподнятых. В мужиках «Утра помещика» нет ни тени идеализации, так же как нет - и в этом именно и сказалась творческая свобода Толстого - и чего бы то ни было похожего на озлобление против мужиков за то, что они с такою малой признательностью отнеслись к добрым намерениям своего помещика. Вся задача автобиографической исповеди и состояла в том, чтобы показать беспочвенность Нехлюдовской попытки. Трагический характер барская затея принимает в относящемся к тому же периоду рассказе «Поликушка»; здесь погибает человек из-за того, что желающей быть доброй и справедливой барыне вздумалось уверовать в искренность раскаяния и она не то чтобы совсем погибшему, но не без основания пользующемуся дурной репутацией дворовому Поликушке поручает доставку крупной суммы. Поликушка теряет деньги и с отчаяния, что ему не поверят, будто он в самом деле потерял их, а не украл, вешается.

К числу повестей и очерков, написанных Толстым в конце 1850-х гг., относятся ещё упомянутый выше «Люцерн» и превосходные параллели: «Три смерти», где изнеженности барства и цепкой его привязанности к жизни противопоставлены простота и спокойствие, с которою умирают крестьяне. Параллели заканчиваются смертью дерева, описанною с тем пантеистическим проникновением в сущность мирового процесса, которое и здесь, и позже так великолепно удается Толстому. Это умение Толстого обобщать жизнь человека, животных и «неодушевленной природы» в одно понятие о жизни вообще получило свое высшее художественное выражение в «Истории лошади» («Холстомер»), напечатанной только в 1870-х годах, но написанной в 1860 г. Особенно потрясающее впечатление производит заключительная сцена: исполненная нежности и заботы о своих волчатах волчица рвёт куски мяса от брошенного живодерами тела некогда знаменитого, а потом зарезанного за старостью и негодностью скакуна Холстомера, пережевывает эти куски, затем выхаркивает их и таким образом кормит волчат. Здесь уже подготовлен радостный пантеизм Платона Каратаева (из «Войны и мира»), который так глубоко убежден, что жизнь есть круговорот, что смерть и несчастья одного сменяются полнотою жизни и радостью для другого и что в этом-то и состоит мировой порядок, от века неизменный.

Семья

В конце 1850-х Толстой познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844-1919), дочерью московского доктора из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. Ему казалось, что разница эта очень велика, что увенчайся даже его любовь взаимностью, брак был бы несчастлив и рано или поздно молодая женщина полюбила бы другого, тоже молодого и не «отжившего» человека. Исходя из волновавшего его личного мотива, он пишет свой первый роман, «Семейное счастье», в котором сюжет развивается именно по этому пути.

В действительности роман Толстого разыгрался совершенно иначе. Три года вынесши в сердце своем страсть к Софье, Толстой осенью 1862 года женился на ней, и на долю его выпала самая большая полнота семейного счастия, какая только бывает на земле. В лице своей жены он нашёл не только вернейшего и преданнейшего друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. По семи раз она переписывала без конца им переделываемые, дополняемые и исправляемые произведения, причем своего рода стенограммы, то есть не окончательно договоренные мысли, не дописанные слова и обороты под её опытною в дешифрировании этого рода рукою часто получали ясное и определенное выражение. Для Толстого наступает самый светлый период его жизни - упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичности Софьи Андреевны , материального благосостояния, величайшего, легко дающегося напряжения литературного творчества и в связи с ним небывалой славы всероссийской, а затем и всемирной.

Признанная критикою всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зрения размерами своего беллетристического полотна. Только в живописи можно найти некоторую параллель в огромных картинах Паоло Веронезе в венецианском Дворце дожей, где тоже сотни лиц выписаны с удивительною отчетливостью и индивидуальным выражением. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I .

6 декабря 1908 года Толстой записал в дневнике: «Люди любят меня за те пустяки - „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными»

Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“. Я приписываю значение совсем другим своим книгам (религиозным!)».

В сфере материальных интересов он стал говорить себе: «Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии - 300 голов лошадей, а потом?»; в сфере литературной: «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина , Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, - ну и что ж!». Начиная думать о воспитании детей, он спрашивал себя: «зачем?»; рассуждая «о том, как народ может достигнуть благосостояния», он «вдруг говорил себе: а мне что за дело?» В общем, он «почувствовал, что то, на чём он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет». Естественным результатом была мысль о самоубийстве .

«Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьем на охоту, чтобы не соблазниться слишком легким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё».

Религиозные поиски

Чтобы найти ответ на измучившие его вопросы и сомнения, Толстой прежде всего взялся за исследование богословия и написал и издал в 1891 году в Женеве "Исследование догматического богословия", в котором подверг критике Православно-догматическое богословие в пяти томах Макарий (Булгаков) . Он стал вести беседы со священниками и монахами , ходил к старцам в Оптину Пустынь , читал богословские трактаты, изучал древнегреческий и древнееврейский языки (в изучении последнего ему помогал московский раввин Шломо Минор), чтобы в подлиннике познать первоисточники христианского учения . Вместе с тем он присматривался к раскольникам , сблизился с вдумчивым крестьянином-сектантом Сютаевым , беседовал с молоканами , штундистами . С той же лихорадочностью искал он смысла жизни в изучении философии и в знакомстве с результатами точных наук. Он делал ряд попыток все большего и большего опрощения, стремясь жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту.

Постепенно отказывается он от прихотей и удобств богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем , отдаёт семье всё свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. На этой почве беспримесно чистого порыва и стремления к нравственному усовершенствованию создается третий период литературной деятельности Толстого, отличительною чертой которого является отрицание всех установившихся форм государственной, общественной и религиозной жизни. Значительная часть взглядов Толстого не могла получить открытого выражения в России и в полном виде изложена только в заграничных изданиях его религиозно-социальных трактатов.

Сколько-нибудь единодушного отношения не установилось даже по отношению к беллетристическим произведениям Толстого, написанным в этот период. Так, в длинном ряде небольших повестей и легенд, предназначенных преимущественно для народного чтения («Чем люди живы» и др.), Толстой, по мнению своих безусловных поклонников, достиг вершины художественной силы - того стихийного мастерства, которое дается только народным сказаниям, потому что в них воплощается творчество целого народа. Наоборот, по мнению людей, негодующих на Толстого за то, что он из художника превратился в проповедника , эти написанные с определенною целью художественные поучения грубо-тенденциозны. Высокая и страшная правда «Смерти Ивана Ильича», по мнению поклонников, ставящая это произведение наряду с главными произведениями гения Толстого, по мнению других, преднамеренно жестка, преднамеренно резко подчеркивает бездушие высших слоев общества, чтобы показать нравственное превосходство простого «кухонного мужика» Герасима. Взрыв самых противоположных чувств, вызванный анализом супружеских отношений и косвенным требованием воздержания от брачной жизни, в «Крейцеровой сонате» заставил забыть об удивительной яркости и страстности, с которою написана эта повесть. Народная драма «Власть тьмы», по мнению поклонников Толстого, есть великое проявление его художественной силы: в тесные рамки этнографического воспроизведения русского крестьянского быта Толстой сумел вместить столько общечеловеческих черт, что драма с колоссальным успехом обошла все сцены мира. Но другим достаточно одного Акима с его бесспорно односторонними и тенденциозными осуждениями городской жизни, чтобы и все произведение объявить безмерно тенденциозным.

Наконец, по отношению к последнему крупному произведению Толстого - роману «Воскресение » - поклонники не находят достаточно слов, чтобы восхищаться совершенно юношескою свежестью чувства и страстности, проявленною 70-летним автором, беспощадностью в изображении судебного и великосветского быта, полною оригинальностью первого в русской литературе воспроизведения мира политических преступников. Противники Толстого подчеркивают бледность главного героя - Нехлюдова, резкость в отношении развращённости высших классов и «казённой церкви» (в ответ на что Синод издал т. н. «Определение Синода о Толстом », открыв сопутствующий общественно-публицистический конфликт).

В общем, противники последнего фазиса литературно-проповеднической деятельности Толстого находят, что художественная сила его безусловно пострадала от преобладания теоретических интересов и что творчество теперь для того только и нужно Толстому, чтобы в общедоступной форме вести пропаганду его общественно-религиозных взглядов. В его эстетическом трактате («Об искусстве») можно найти достаточно материала, чтобы объявить Толстого врагом искусства: помимо того, что Толстой здесь частью совершенно отрицает, частью значительно умаляет художественное значение Данте , Рафаэля , Гёте , Шекспира (на представлении «Гамлета» он испытывал «особенное страдание» за это «фальшивое подобие произведений искусства»), Бетховена и др., он прямо приходит к тому выводу, что «чем больше мы отдаемся красоте, тем больше мы отдаляемся от добра».

Отлучение от церкви

В ответ на возмущенное письмо супруги Льва Николаевича Софьи Андреевны Толстой, написанное ею по поводу публикации определения Синода в газетах, Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) писал: «Милостивая государыня графиня София Андреевна! Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться Вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж Ваш, а от того, что отвратился от Источника жизни вечной» .

…То, что я отрекся от Церкви называющей себя Православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от Церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте Церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение Церкви: теоретически - я перечитал все, что мог, об учении Церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же - строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям Церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же - собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения.

…То, что я отвергаю непонятную Троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо. Бога же - Духа, Бога - любовь, единого Бога - начало всего, не только не отвергаю, но ничего не признаю действительно существующим, кроме Бога, и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли Бога, выраженной в христианском учении.

…Ещё сказано: «Не признает загробной жизни и мздовоздаяния». Если разуметь жизнь загробную в смысле второго пришествия, ада с вечными мучениями, дьяволами, и рая - постоянного блаженства, то совершенно справедливо, что я не признаю такой загробной жизни; но жизнь вечную и возмездие здесь и везде, теперь и всегда, признаю до такой степени, что, стоя по своим годам на краю гроба, часто должен делать усилия, чтобы не желать плотской смерти, то есть рождения к новой жизни, и верю, что всякий добрый поступок увеличивает истинное благо моей вечной жизни, а всякий злой поступок уменьшает его.

…Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия…

В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство; в совершении таинства брака над людьми, заведомо соединявшимися прежде, и в допущении разводов и в освящении браков разведенных вижу прямое нарушение и смысла, и буквы евангельского учения. В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением. В елеосвящении так же, как и в миропомазании, вижу приемы грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, как и во всех тех обрядах, молитвах, заклинаниях, которыми наполнен требник. В причащении вижу обоготворение плоти и извращение христианского учения. В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф. XXIII, 8-10). Сказано, наконец, как последняя и высшая степень моей виновности, что я, «ругаясь над самыми священными предметами веры, не содрогнулся подвергнуть глумлению священнейшее из таинств - Евхаристию».

То, что я не содрогнулся описать просто и объективно то, что священник делает для приготовлений этого, так называемого, таинства, то это совершенно справедливо; но то, что это, так называемое, таинство есть нечто священное и что описать его просто, как оно делается, есть кощунство, - это совершенно несправедливо. Кощунство не в том, чтобы назвать перегородку-перегородкой, а не иконостасом, и чашку - чашкой, а не потиром и т. п., а ужаснейшее, не перестающее, возмутительное кощунство - в том, что люди, пользуясь всеми возможными средствами обмана и гипнотизации, - уверяют детей и простодушный народ, что если нарезать известным способом и при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их в вино, то в кусочки эти входит Бог; и что тот, во имя кого живого вынется кусочек, тот будет здоров; во имя же кого умершего вынется такой кусочек, то тому на том свете будет лучше; и что тот, кто съел этот кусочек, в того войдет Сам Бог.

Теме отлучения Льва Толстого от церкви посвящен известный рассказ Куприна «Анафема» .

Философия

Лев Толстой явился родоначальником движения толстовства , одним из основополагающих тезисов которого является Евангельское «непротивление злу силою» .

Эта позиция непротивленчества зафиксирована, согласно Толстому, в многочисленных местах Евангелия и есть стержень учения Христа , как, впрочем, и буддизма .

Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой - участник переписи

Перепись 1882 года в Москве знаменита тем, что в ней принимал участие великий писатель граф Л. Н. Толстой. Лев Николаевич писал: «Я предлагал воспользоваться переписью для того, чтобы узнать нищету в Москве и помочь ей делом и деньгами, и сделать так, чтобы бедных не было в Москве».

Толстой считал, что для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое хочешь, не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас. Он выбрал себе один из самых сложных и трудных участков, Проточный переулок, где находилась ночлежка, среди московской голытьбы это мрачное двухэтажное здание носило название «Ржанова крепость». Получив распоряжение Думы, Толстой за несколько дней до переписи начал обходить участок по плану, который ему дали. Действительно, грязная ночлежка, заполненная опустившимися на самое дно нищими, отчаявшимися людьми, послужила для Толстого зеркалом, отразившим страшную бедность народа. Под свежим впечатлением от увиденного, Л. Н. Толстой написал свою знаменитую статью «О переписи в Москве». В этой статье он пишет:

Цель переписи - научная. Перепись есть социологическое исследование. Цель же науки социологии - счастье людей". Наука эта и её приемы резко отличаются от других наук. Особенность в том, что социологическое исследование не производится путем работы ученых по своим кабинетам, обсерваториям и лабораториям, а производится двумя тысячами людей из общества. Другая особенность, что исследования других наук производятся не над живыми людьми, а здесь над живыми людьми. Третья особенность та, что цель других наук есть только знание, а здесь благо людей. Туманные пятна можно исследовать одному, а для исследования Москвы нужно 2000 людей. Цель исследования туманных пятен только та, чтобы узнать все про туманные пятна, цель исследования жителей та, чтобы вывести законы социологии и на основе этих законов учредить лучше жизнь людей. Туманным пятнам все равно исследуют их или нет, они ждали и ещё долго готовы ждать, но жителям Москвы не все равно, особенно тем несчастным, которые составляют самый интересный предмет науки социологии. Счетчик приходит в ночлежный дом, в подвал, находит умирающего от бескормицы человека и учтиво спрашивает: звание, имя, отчество, род занятий; и после небольшого колебания о том, внести ли его в список как живого, записывает и проходит дальше.

Несмотря на декларированные Толстым благие цели переписи, население с подозрением относилось к этому мероприятию. По этому поводу Толстой пишет: «Когда нам объяснили, что народ уже узнал об обходе квартир и уходит, мы попросили хозяина запереть ворота, а сами ходили на двор уговаривать уходивших людей». Лев Николаевич надеялся вызвать в богатых сочувствие к городской нищете, собрать деньги, набрать людей, желающих содействовать этому делу и вместе с переписью пройти все притоны бедности. Кроме выполнения обязанностей переписчика, писатель хотел войти в общение с несчастными, узнать подробности их нужды и помочь им деньгами и работой, высылкой из Москвы, помещением детей в школы, стариков и старух в приюты и богадельни.

По результатам переписи численность населения Москвы в 1882 году составила 753,5 тысяч человек и только 26 % родились в Москве, а остальные «пришлые». Из числа московских жилых квартир 57 % выходило на улицу, 43 % во двор. Из переписи 1882 года можно узнать, что в 63 % главой хозяйства является брачная пара, в 23 % - жена и только в 14 % - муж. Переписью было отмечено 529 семей, имеющих 8 и более детей. Прислуга имеется у 39 % и чаще всего это женщины.

Последние годы жизни Льва Толстого

Могила Льва Толстого

Мучаясь своей принадлежностью к высшему обществу, возможностью жить лучше, чем рядом находившиеся крестьяне, Толстой в октябре 1910 года , выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну , отрекшись от «круга богатых и учёных». Своё последнее путешествие он начал на станции Козлова Засека . По дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 7(20) ноября и умер.

Критика Толстого

Библиография

  • Детство - повесть, 1852
  • Отрочество - повесть, 1854
  • Севастопольские рассказы - 1855
  • «Севастополь в декабре месяце»
  • «Севастополь в мае»
  • «Севастополь в августе 1855 года»
  • Метель - рассказ, 1856
  • Два гусара - повесть, 1856
  • Юность- повесть, 1857
  • Альберт - повесть, 1858
  • Семейное счастье - роман, 1859
  • Поликушка - повесть, 1863
  • Казаки - повесть, 1863
  • Война и мир - роман в 4-х томах, 1867-1869
  • Кавказский пленник - рассказ, 1872
  • Анна Каренина - роман, 1878
  • Исповедь, 1882
  • Холстомер - повесть, 1886
  • Смерть Ивана Ильича - повесть, 1886
  • Дьявол - повесть, 1889
  • Крейцерова соната - повесть, 1890
  • Отец Сергий - повесть, 1890
  • Царство Божие внутри вас - трактат, 1890-1893
  • Хаджи-Мурат - повесть, 1896
  • Воскресение - роман, 1899

Мировое признание

Деятели науки, культуры, политические деятели о Л. Н. Толстом

Лицо его - лицо человечества. Если бы обитатели иных миров спросили наш мир: кто ты? - человечество могло бы ответить, указав на Толстого: вот я.

Больше всего меня поразило в Толстом то, что он подкреплял свою проповедь делами и шел на любые жертвы ради истины <...> Он был самый честный человек своего времени. Вся его жизнь - постоянный поиск, непрерывное стремление найти правду и воплотить ее в жизнь. Толстой никогда не пытался скрыть правду, приукрасить ее; не страшась ни духовной, ни светской власти, он показал миру вселенскую правду, безоговорочную и бескомпромиссную.

Толстой - величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание, писатель великой чистоты и святыни.

Мир, возможно, не знал другого художника, в ком вечно эпическое, гомеровское начало было бы так же сильно, как у Толстого. В творениях его живет стихия эпоса, ее величавое однообразие и ритм, подобный мерному дыханию моря, ее терпкая, могучая свежесть, ее обжигающая пряность, несокрушимое здоровье, несокрушимый реализм.

Священная мысль о прекрасной стране жила в сердце Толстого, когда он шел за сохою, как истинный Микула Селянинович древнерусского эпоса, и когда он, подобно Беме, тачал сапоги, вообще искал случая прикоснуться ко всем фазам труда. Без устали разбрасывал этот сеятель жизненные зерна, и они крепко легли в сознание русского народа. Бесчисленны дома имени Толстого, толстовские музеи, библиотеки и читальни его имени. И разве можно было вообразить лучшее завершение труда Толстого, как его уход в пустыню и кончину на маленьком полустанке железной дороги? Удивительный конец великого путника! Это было настолько несказанно, что вся Россия в первую минуту даже не поверила. Помню, как Елена Ивановна первая принесла эту весть, повторяя: «Не верится, не верится! Точно бы ушло что-то от самой России. Точно бы отграничилась жизнь.

Экранизации

  • «Воскресение» (англ. Resurrection , 1909, Великобритания). 12-минутный немой кинофильм по одноимённому роману (экранизирован ещё при жизни писателя).
  • «Анна Каренина» (1914, Россия). Немой кинофильм. Реж. - В. Гардин
  • «Война и мир» (1915, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Я. Протазанов , В. Гардин
  • «Наташа Ростова » (1915, Россия). Немой кинофильм. Продюсер - А.Ханжонков . В ролях - В. Полонский , И.Мозжухин
  • «Отец Сергий » (1918, РСФСР). Немой кинофильм фильм

Лев Толстой – русский писатель и мыслитель, участвовал в обороне Севастополя, занимался просветительской и публицистической деятельностью. Стоял у истоков толстовства – нового религиозного течения.

Когда-то вождь пролетариата сказал об этом человеке: «Какая глыба! Какой матерый человечище!». Эти слова относились к Льву Толстому – величайшему мировому писателю-романисту. Но он проявил себя не только в области литературы, он выдающийся философ, просветитель, религиозный мыслитель. Он пропагандировал здоровый образ жизни. Никогда не злоупотреблял спиртным, не курил, к сорока годам отказался от кофе, а к старости перестал есть мясо. Он стал автором комплекса упражнений, которые актуальны и для сегодняшнего дня. Был настоящим образцом для подражания, хотя не все в его биографии было ровно и гладко.

Детство и юность

Родился Лев Толстой 28 августа(по новому стилю 9 сентября) 1828 года в родовом имении матери Ясная Поляна Тульской губернии. Его отец – граф Николай Толстой, выходец из старинного рода Толстых, которые были в услужении у и Петра I. Мама принадлежала к семейству Волконских, потомков Рюриков. Лев Толстой и поэт имели общего предка – Ивана Головина, адмирала царского флота.

Мама Льва умерла вскоре после того, как родила дочь, Льву в то время не исполнилось и два года. Лев был четвертым ребенком в дворянской семье. Отец ненамного пережил мать, он умер через 7 лет после ее кончины.

Дети осиротели, и их воспитанием занялась тетя – Т.А.Ергольская. Спустя некоторое время обязанности опекуна перешли ко второй тетушке – А.М.Остен-Сакен, носившей графский титул. Когда она умерла, дети поселились в Казани в семье отцовской сестры П.И.Юшковой, которая стала их новой опекуншей. Шел 1840 год. Тетушка имела большое влияние на Льва Толстого, годы, проведенные у нее, он назвал самым счастливым периодом своей жизни. Ее дом всегда был полон гостей, его считали самым гостеприимным и веселым в Казани. Детские впечатления от проживания в этой семье нашли отображение в его произведении «Детство».

Программу начальной школы Лев Толстой прошел дома. Его учили французские и немецкие преподаватели. В 1843-м Толстой стал студентом факультета восточных языков Казанского университета. Он не особо интересовался языками, поэтому успеваемость была очень низкой. Это послужило стимулом сменить факультет. Толстой отдал предпочтение юридическому. Однако и эта перемена не дала результата, спустя два года он вообще ушел из университета, так и оставшись без ученой степени.


Толстой вернулся в свое родовое гнездо – Ясную Поляну. У него появился план наладить свою жизнь по-новому, жить в ладах с крестьянством. Из этой затеи ничего не получилось, но в этот период он записывал все наблюдения в дневник, делал выводы. Кроме этого молодого графа Толстого часто видели на светских раутах, и за занятием музыкой. Он мог часами слушать любимых композиторов, среди которых были Фредерик , Вольфганг Амадей Моцарт.

Лев провел в родном имении лето, понял, что жизнь помещика ему не по нраву. Он оставил деревню и сразу поселился в Москве, а потом перебрался в Петербург. В это время он пытался определиться в жизни, поэтому усердно готовился сдавать кандидатские экзамены в университете, занимался музыкой, играл в карты и кутил с цыганами. Ему одновременно хотелось то в чиновники, то в юнкера конного полка. Родственники видели в нем исключительно «пустяшного малого», который ни на что не годен, и едва успевали рассчитываться по его долгам.

Литература

В 1851-м Лев прислушался к совету своего брата Николая, который на то время уже имел чин офицера, и уехал на Кавказ. На протяжении трех лет он жил в станице, раскинувшейся вдоль реки Терек. Местная природа и образ жизни казаков Толстой потом красочно описал в своих произведениях – «Хаджи-Мурат», «Казаки», «Рубка леса», «Набег».

Именно во время проживания на Кавказе родилась его повесть под названием «Детство», которую напечатал журнал «Современник». Толстой не подписался своей фамилией, под публикацией стояли инициалы Л.Н. Вслед за этим молодой литератор создал продолжение истории, которые получили название «Отрочество» и «Юность». Эти повести были объединены в трилогию. Дебют в литературе удался, и дал мощный толчок к развитию творческой биографии. Лев Толстой стал известным писателем.

Вскоре Лев Толстой был назначен в Бухарест, потом оказался в осажденном Севастополе, где командовал батареей. Эти события в жизни не прошли незамеченными, писатель отобразил их в своих сочинениях. В свет вышли «Севастопольские рассказы», которые получили высокую оценку критиков. Они нашли в цикле рассказов смелый психологический анализ. По мнению Николая Чернышевского, этим рассказам была присуща «диалектика души». Сам император Александр Второй восхитился творческими способностями писателя, особенно ему понравился рассказ «Севастополь в декабре месяце».

В 1855 году Лев Толстой снова поселился в Петербурге и стал членом кружка под названием «Современник». 28-летнего писателя приняли очень радушно, его называли не иначе, как «великая надежда русской литературы». На протяжении года Лев посещал все заседания кружка, присутствовал на литературных чтениях, вступал в споры и конфликты, посещал литературные обеды. До тех пор, пока не понял, что эти люди ему противны, да и он сам себе уже был не рад.


В 1856 году он бросил Петербург и снова поселился в Ясной Поляне. Но пробыл там всего до января 1857 года, и отправился за границу. На протяжении шести месяцев он посетил Италию, Германию, Швейцарию, Францию. По возвращении Толстой недолго пожил в Москве, а потом снова поселился в Ясной Поляне. У него появилась идея учить детей крестьян, и Лев с большим рвением занялся открытием для них учебных заведений. Благодаря усилиям писателя вскоре в окрестностях его имения заработало два десятка школ.

В 1860 году Толстой снова отправился за границу. Он побывал в Бельгии, Германии, Швейцарии, изучал тонкости педагогики этих стран, чтобы потом использовать увиденное на родине.

Толстой любил детей, и создал для них немало поучительных сказок и рассказов, которые так и дышали добротой. Из под его пера вышли сказочные истории под названием «Два брата», «Котенок», «Лев и собачка», «Еж и заяц».

Лев Толстой стал автором школьного пособия «Азбука», в состав которого вошли четыре книги. По ним дети легко могли научиться писать, считать и читать. Пособие состоит из былин, историй, басен. Кроме этого там есть и советы педагогам. Третья книга содержит рассказ «Кавказский пленник».

Помимо обучения детей крестьян, Толстой продолжал свою литературную деятельность. В 1870-м он сел за написание романа «Анна Каренина», который состоял из двух основных сюжетных линий. На фоне разыгравшейся семейной драмы супругов Карениных, очень разительно выглядела идиллия помещика Левина, которого писатель написал практически с себя. С первого взгляда может показаться, что роман – просто любовная история. На самом деле в нем затронута тема смысла жизни богатых и образованных, особенно в сравнении с жизнью простого народа. Роман «Анна Каренина» получил высокую оценку .

Постепенно мировоззрение писателя меняется, он все чаще начинает говорить о социальном неравенстве, о праздности жизни господствующего класса – дворян. Это видно из произведений, которые Толстой написал в 1880-х годах. Среди них особо хочется выделить «Крейцерову сонату», «Смерть Ивана Ильича», «После бала», «Отец Сергий».

Лев Толстой родоначальник «толстовства»

Лев Толстой все чаще стал задумываться о смысле человеческой жизни, он пытался найти ответ у православных священников, однако получил сплошное разочарование. Он решил, что церковью правит коррупция, и что священники только прикрываются верой, а на самом деле занимаются продвижением ложного учения. В 1883-м Толстой стал основателем издания «Посредник», в котором подробно изложил свои убеждения, и где нещадно критиковал Русскую православную церковь. Это послужило поводом отлучения его от церкви и установки за ним пристального наблюдения со стороны тайной полиции.

В 1898-м вышел еще один роман Льва Толстого – «Воскресение», который тоже высоко оценили критики. Однако это произведение не произвело такой фурор, как «Анна Каренина» и «Война и мир».

Впоследствии Толстой разработал учение ненасильственного сопротивления злу, и последние три десятка лет его жизни его почитали, как духовного и религиозного лидера.

«Война и мир»

Сам писатель был не в восторге от своего романа «Война и мир». Он называл его не иначе, как многословная дребедень, хотя читателям произведение пришлось по душе. Роман был написан в 1860-х годах, когда Толстой и его семья жили в Ясной Поляне. В 1865-м на страницах «Русского вестника» были напечатаны две первые главы, получившие название «1805 год». В 1868 году писатель смог представить еще три главы, завершившие роман. Роман писался в те годы, когда сам писатель жил счастливой семейной жизнью и ощущал прилив душевных сил. Многие герои его произведения имели прототипов в реальной жизни, или соответствовали хотя бы некоторым характеристикам родных и знакомых самого Толстого. Так княжну Марью Болконскую писатель точно «срисовал» со своей матери – женщины с блестящим образованием и творческими наклонностями. Персонаж Николай Ростов очень напоминал отца Льва Николаевича, он получился такой же насмешливый, любитель охоты и чтения.

Лев Толстой автор «Войны и мир»

Во время работы над романом, Толстой проделал титанический труд. Ему пришлось изучать архивы, читать переписку между Толстыми и Волконскими, даже выезжать на Бородинское поле. К процессу Лев привлек и молодую супругу – в ее обязанности входило переписывание черновиков набело.

От чтения романа невозможно было оторваться, читатели были просто поражены описанием массовых сцен и раскрытием тонкостей человеческих душ. Сам писатель говорил, что он пытался написать историю русского народа.

Спустя столетие, литературовед Лев Аннинский сделал попытку подсчитать, сколько раз произведения Толстого были экранизированы. Оказалось, что к концу 70-х годов двадцатого столетия только за границей вышло сорок экранизаций. До 1980 года роман «Война и мир» вышел на экраны четыре раза. Шестнадцать лент были сняты по «Анне Карениной», двадцать два раза экранизировали «Воскресение». Причем эти фильмы вышли не только в России, но и далеко за ее пределами.

В России первый раз картина «Война и мир» вышла на экраны в 1913 году. Режиссером ленты стал Петр Чардынин. В 1965-м за масштабную экранизацию романа принялся режиссер Сергей Бондарчук, и эта лента пользуется популярностью и в наши дни.

Личная жизнь

Супругой Льва Толстого стала 18-летняя девушка Софья Берс. Их бракосочетание состоялось в 1862 году, когда писателю было уже 34. Семейная жизнь супругов длилась почти полвека, но безоблачного счастья в личной жизни писателя не получилось.


Отцом Софьи был врач Андрей Берс, который служил при Московской дворцовой конторе. Они постоянно жили в столице, но каждое лето выезжали на отдых в тульское имение, расположенное рядом с Ясной Поляной. Лев знал Софью с детства. Сразу она училась дома, потом в Московском университете, знала толк в искусстве и была достаточно начитанной девицей.

Вскоре после свадьбы Толстой дал жене прочесть свой дневник – он хотел, чтобы супруга знала о нем все. Софью поразили описания похождений мужа, его разгульная жизнь и увлечение игрой в карты. Узнала она и о существовании крестьянки Аксиньи, которая была беременна от Толстого.

В 1863-м родился их первый ребенок – сын Сергей. Когда Толстой начал работу над романом «Война и мир», то Софья, хоть и была беременна, всеми силами помогала ему работать. В общей сложности у супругов родилось тринадцать детей, но пять из них скончались младенцами. Всем им Софья Андреевна дала домашнее обучение.


Первый кризис в семейных отношениях начался после того, как Толстой написал «Анну Каренину». У него началась депрессия, он был всем недоволен. Его раздражал налаженный быт, который с любовью обустраивала супруга. Депрессивное состояние выражалось в том, что он бросил курить, пить и есть мясо, и этого требовал от своей семьи. Толстой заставлял родных одеваться по-крестьянски, причем наряды всем изготавливал своими руками. Лев Николаевич собирался раздать все имущество семьи крестьянам, и только один Бог знает, каких усилий стоило Софье отговорить его от необдуманного шага.

Толстой согласился, но супруги поссорились, и он ушел из дома. После возвращения он заставил дочерей переписывать черновики его рукописи.

Супруги ненадолго помирились, когда умер их последний ребенок — сын Ваня. Однако полное взаимопонимание в семье так и не наступило. Софья пыталась утешиться музыкой, и даже ходила на уроки к московскому преподавателю. Между ними возникла симпатия, но дальше этого дело не пошло. Они остались друзьями, но Толстой назвал это «полуизменой» и супругу не простил.


Окончательно супруги рассорились в октябре 1910-го. Писатель ушел, оставив для жены прощальное послание, в котором признавался ей в любви, но говорил, что вынужден оставить ее.

Смерть

В конце октября Толстой и сопровождавший его личный доктор Д.Маковицкий уехали из Ясной Поляны. Писателю на тот момент исполнилось 82 года. В поезде он заболел и был вынужден сойти на станции под названием Астапово. Последним приютом перед смертью ему стал домик станционного смотрителя, в котором он пролежал семь дней.


Жена с детьми приехали к Толстому, но он отказался с ними встречаться. Лев Толстой умер 7 ноября 1910 года. Причиной смерти стало воспаление легких. Местом упокоения писателя стала Ясная Поляна. Софья Андреевна скончалась спустя девять лет.

  • 1887-1889 — Крейцерова соната
  • 1889-1890 — Дьявол
  • 1890-1898 — Отец Сергий
  • 1895 — Хозяин и работник
  • 1896-1904 — Хаджи-Мурат
  • Рассказы

    • 1851 — История вчерашнего дня
    • 1853 — Набег
    • 1853 — Святочная ночь
    • 1854 — Как умирают русские солдаты
    • 1855 — Записки маркёра
    • 1855 — Рубка леса
    • 1855-1856 — Севастопольские рассказы
    • 1856 — Метель
    • 1856 — Разжалованный
    • Люцерн
    • 1859 — Три смерти
    • 1860-1862 — Отрывки рассказов из деревенской жизни
    • 1863-1885 — Холстомер
    • 1872 — Бог правду видит, да не скоро скажет
    • 1872 — Кавказский пленник
    • 1880 — Две лошади
    • 1880 Прыжок
    • 1880 Рассказ Аэронавта
    • 1887 — Суратская кофейная
    • 1890 — Дорого стоит
    • 1891 — Франсуаза
    • 1891-1893 — Кто прав?
    • 1894 — Карма
    • 1894 — Сон молодого царя
    • 1903 — После бала
    • 1905 — Алёша Горшок
    • 1905 — Бедные люди
    • 1906 — Божеское и человеческое
    • 1906 — За что?
    • 1906 — Корней Васильев
    • 1906 — Ягоды
    • 1906 — Что я видел во сне
    • 1906 — Отец Василий
    • 1908 — Сила детства
    • 1909 — Разговор с прохожим
    • 1909 — Проезжий и крестьянин
    • 1909 — Песни на деревне
    • 1909 — Три дня в деревне
    • 1910 — Ходынка
    • 1910 — Нечаянно
    • 1910 — Благодарная почва

    Ссылки

    Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

    Вам также будет интересно:

    Клод шеннон краткая биография и интересные факты
    Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
    Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
    Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
    Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
    Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
    Тушеная капуста - калорийность
    Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
    Снежнянский городской методический кабинет
    Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...