Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Прокофьев семен котко либретто. Сергей Сергеевич Прокофьев. Опера «Семен Котко. Какие отходы считаются «твердыми коммунальными»

Семен Котко

Действующие лица:

Семен Котко, демобилизованный солдат (тенор)

Мать Семена (меццо-сопрано)

Фрося, сестра Семена (меццо-сопрано)

Ременюк, председатель сельсовета и командир партизанского отряда (бас)

Ткаченко, бывший фельдфебель (бас)

Xивря, его жена (меццо-сопрано)

Софья, их дочь(сопрано)

Василий Царев, матрос (баритон)

Любка, невеста Царева (сопрано)

Ивасенко, старик (бас)

Микола, его сын (тенор)

Работник, он же помещик Клембовский (тенор)

Фон Вирхов, немецкий обер-лейтенант (тенор)

Переводчик (тенор)

Парень (бас)

Бандурист (баритон)

Крестьяне и крестьянки, партизаны, гайдамаки, красноармейцы, белогвардейцы

Действие происходит на Украине в 1918 году.

Опера (по определению Сабининой – героическая драма или народно-бытовая опера) в 5 действиях, 7 (по конспекту 14 почему-то) картинах. Либретто В. Катаева и композитора по повести В. Катаева «Я сын трудового народа».
Премьера: Москва, Оперный театр им. Станиславского, 23 июня 1940 г. В следующем сезоне сошла со сцены.

Яркий пример мастерства Прокофьева (новаторская смелость языка, драматургия). Первая советская опера высокого художественного уровня, в которой музыка – формообразующий элемент. Однако критики отмечают недоразвитость героического начала в опере, в частности, говорят, что образ Семена не убеждает. Как говорил такой Шавердян, «Можно любоваться тончайшей лейтмотивной работой в СК, но подлинного симфонического развития в ней нет, ибо в ней нет центрального образа». Шебалин и Лебединский отмечали мозаичность построения отдельных сцен.

Хотя присутствует песенное начало, прямых цитат почти нет (исключение – песня Фроси из первого действия «И шумит, и гудит» - цитата мелодии песни «ой, не пугай, пугаченьку»), в основном это либо использование попевок песен, либо создание оригинальной музыки в духе народных песен. Забавно, что Прокофьев говорил «Я часто слышал, как девки на селе спевали; была ли Сонцовка районом, бедным песнями, или же меня раздражал «козлитон» певуний, но я ни разу не прислушался к ним и не запомнил ни одной».

Кстати, говор в опере типично украинский, сонцовский, наверное.

Строение:

Небольшая увертюра-вступление – идейно-смысловой эпиграф, зарисовка фона действия;

1д – 2 картины – перед хатой Котко,

2 – хата Ткаченко

3 – двор и хата Ткаченко

4 – лес, партизанский отряд

5 – 2 картины – площадь у церкви.

Ув-ра: 3х-ч.форма, до-мажорчик (тональность оптимизма в этой опере, финал, все светлые темы). тема А – идиллия природы, Б – тема обрядового хора «Рано, раненько», в репризе идут в контрапункте. А еще раз появится в 4-м действии.

«Семен Котко» - лирико-бытовая опера. Но содержание ее многогранно. Живые зарисовки красочного быта украинского села, яркая национальность словно выхваченных из жизни образов сочетается с глубоким психологизмом, подчас приобретающим трагедийное звучание. В первой половине оперы преобладают жанровые сцены камерного характера. Однако, начиная с третьего акта, масштаб действия расширяется, события показываются крупным планом, их освещение приобретает черты народной драмы.

Оркестровое вступление строится на контрасте двух тем: беззаботный свирельный наигрыш рисует светлый пейзаж украинского села, а широкая песенная мелодия воссоздает образ народной вольности, предвещая драматические события оперы.

Первая картина открывается раздумчивой, глубокой по настроению музыкой возвращения Семена. Его ария воспринимается как исповедь о пережитом, неясные думы о будущем. Музыка арии сосредоточенно-нетороплива, близка крестьянским напевам, в ее маршевом ритме слышится твердый солдатский шаг. Проносятся отзвуки строевых песен, воинской команды.

Во второй картине первого акта дается колоритная зарисовка сельского быта. Звучит бойкая скороговорка украинских женщин, церемонные приветствия стариков. Легкие, подвижные танцевальные темы характеризуют Фросю и Миколку, лукаво-застенчивые, томные фразы - Софью. В поэтичном ариозо Фроси «И шумит, и гудит» использован популярный напев народной лирической песни «Ой, не пугай, пугаченьку».

Ханжески благолепный распев в начале второго акта рисует облик изворотливого кулака Ткаченко. Веселый частушечный наигрыш возвещает о приходе сватов. Ликующие возгласы Софьи, суетливая скороговорка Хиври противостоят злым окрикам Ткаченко. Прозрачно и светло звучит свадебный хор «Что вы, старосты», исполняемый поочередно девчатами и парубками. Его сменяет общий хор «Рано-раненько», красивая распевная мелодия которого близка задушевным украинским песням (эта тема звучала в увертюре). В конце картины в оркестре возникает напористая и жесткая тема тревоги, призывающая селян к боевой готовности.

Третье действие состоит из двух неравных половин, противоположных по эмоциональному состоянию: лирической и трагедийной. Поэтичный ноктюрн объединяет лирические сцены. Его широкораспевная мелодия выражает полноту чувств, душевную трепетность влюбленных. Сцену Фроси и Миколы сопровождает шутливая танцевальная тема из первого акта. Пытки и насилия оккупантов, пожар села переданы предельно экспрессивной музыкой. Бесчеловечная жестокость врага подчеркнута назойливой ритмикой, диссонирующими созвучиями. Многократное повторение короткой мелодической фразы-стенания безумной Любки достигает огромной силы выражения. В заключительном эпизоде эта фраза звучит у хора и оркестра, вырастая во всенародный вопль отчаяния и гнева. Грозный, неумолимый набат возвещает о страшном бедствии, постигшем мирных селян.

В первой картине четвертого акта ариозо Ременюка над телами казненных воспринимается как эпитафия. Хор на слова «Заповiта», близкий по музыке суровым революционным гимнам, сопровождает траурную процессию.

Вторая картина открывается светлым наигрышем гобоя, прозвучавшим ранее в увертюре; вдали кукует кукушка. Полон душевной боли рассказ Фроси об ужасах гайдамацкой расправы. Звон бубенцов удаляющейся брички сопровождает разведчиков, отбывающих на выполнение боевого задания.

Скорбной патетикой окрашено вступление к пятому акту ; бандурист поет горестную думу о разоренной Украине. Сигнал трубы провозглашает освобождение села. Широкий напев свадебного хора из второго действия (ансамбль главных действующих лиц) сочетается с полной задора и энергии песней партизан и красноармейцев. Звучит слава свободной Родине.

Платежка за коммунальные услуги скрывает в себе множество непонятных для простого человека обозначений. Мы продолжаем раскрывать для вас их значение, и теперь настала очередь узнать, что такое ТКО в квитанции за квартиру.

В 2017-2018 годах многие потребители впервые столкнулись в своих квитанциях на оплату с такой строкой, как «оплата обращения с ТКО». В 2019 году эта строка стала привычной для всех жильцов многоквартирных домов, ведь эту услугу Правительство РФ вывело из состава общедомовых нужд.

Что скрывается за загадочной аббревиатурой «обращение с ТКО», что это в квитанции за строчка и за что платим?

Что такое обращение с ТКО?

Расшифровывается аббревиатура очень просто: «твердые коммунальные отходы». Именно это понятие с 2016 года фигурирует в Жилищном кодексе.

Как платить за ТКО по квитанции

Итого: вывоз мусора и отходов — вот, что такое ТКО в квитанции за ЖКХ, просто аббревиатура для нас пока непривычна.

Когда бытовые отходы входили в общедомовые нужды, плата за них не выделялась, а стоимость распределялась кратно площади квартиры или иного помещения в многоквартирном доме. Теперь это отдельная коммунальная услуга, и для нее предусмотрена отдельная строка.

Норматив платы определяют в зависимости от количества проживающих людей. Тариф устанавливается на региональном уровне и зависит от различных факторов:

  • фактическое число и объем используемых контейнеров;
  • наличия условий и возможностей для сортировки и раздельного хранения (это даст возможность установить более низкий тариф, чем за несортированные отходы);
  • преобладание отходов, не подлежащих захоронению и сжиганию (мусор, который следует перерабатывать).

Норматив чиновники рассчитывают, исходя из среднестатистического «производства» мусора одним человеком. Возраст, состояние здоровья и социальное положение в этом случае роли не играют. Коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами контролируется государством и муниципальной властью в части формирования тарифов и исполнения операторами услуги своих обязанностей. И в документе вы найдете тот тариф, который утвержден в регионе.

С. С. Прокофьев
Семен Котко

«В тот вечер, когда я впервые услышал «Семена Котко», я понял, что Прокофьев – великий композитор»
С. Рихтер

Фирма «Мелодия» предлагает Вашему вниманию запись одной из самых редких опер Сергея Прокофьева – «Семен Котко».

Это была первая опера, сочиненная Прокофьевым после его возвращения в Советский Союз. Он долго искал источник сюжета. «Хотелось живых людей с их страстями, любовью, ненавистью, радостью и печалью, естественно вытекающими из новых условий», – вспоминал автор. В конце концов, Прокофьев остановился на повести Валентина Катаева «Я сын трудового народа», автор которой согласился переработать ее в оперное либретто. Ставить новую оперу должен был давний соратник и друг Прокофьева, режиссер Всеволод Мейерхольд, но он пал жертвой сталинского террора.

Премьера оперы состоялась в 1940 г. в Москве и, как и другие выдающиеся произведения того времени, встретила большой успех у публики и суровую критику «сверху». И сегодня яркая, образная музыка «Семена Котко», с ее подлинно «гоголевским» юмором и жанровыми сценами украинского сельского быта, меткими характеристиками персонажей, страстным драматизмом и монументальными хоровыми сценами не может оставить равнодушным чуткого слушателя.

Опера «Семен Котко» была записана в 1960 г. силами солистов московских оперных театров, хора и оркестра Всесоюзного радио под управлением дирижера Михаила Жукова. Этот замечательный музыкант был учеником Н. С. Голованова и воспитанником К. С. Станиславского – последний ценил в Жукове «образцового "музыкального режиссера", умеющего расшифровать жизнь человеческого духа, скрытую в партитуре, и разъяснить ее актеру». Под управлением М. Жукова состоялась премьера «Семена Котко» в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, а ее запись стала последней работой дирижера.

Сергей Прокофьев

«Семен Котко»
Опера в 5 действиях, 7 картинах, соч. 81
Либретто В. Катаева и С. Прокофьева, по повести В. Катаева «Я сын трудового народа»
Действие происходит на Украине в 1918 году.

Действующие лица и исполнители

Семен Котко, демобилизованный солдат (тенор) – Николай Гресь
Мать Семена (меццо-сопрано) – Тамара Янко
Фрося, сестра Семена (меццо-сопрано) – Тамара Антипова
Ткаченко, бывший фельдфебель (бас) – Николай Панчехин
Хивря, его жена (меццо-сопрано) – Антонина Клещёва
Софья, их дочь (сопрано) – Людмила Геловани
Ременюк, председатель сельсовета и командир партизанского отряда (бас) – Геннадий Троицкий
Ивасенко, старик (бас) – Даниил Демьянов
Микола, его сын (тенор) – Николай Тимченко
Царёв, матрос (баритон) – Михаил Киселев
Люба, невеста Царева (сопрано) – Татьяна Тугаринова
Работник, он же помещик Клембовский (тенор) – Мечислав Щавинский
Переводчик (тенор) – Леонид Неверов
Фон Вирхов, немецкий обер-лейтенант (тенор) – Владимир Захаров
Бандурист (баритон) – Борис Добрин
Парень (бас) – Мирослав Марков
Немец – Николай Бриллинг
Бабы: 1-я – Антонина Савосина, 2-я – Тамара Медведева, 3-я – Нина Кулагина
Сверстники: 1-й – Александр Тихонов, 2-й – Иван Картавенко
Старики: 1-й – Алексей Степанов, 2-й – Арнольд Локшин
1-й гайдамак – Арнольд Локшин
2-й гайдамак – Георгий Островский

Хор Всесоюзного радио, художественный руководитель хора – К. Лебедев, хормейстер – В. Кунев;
Симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер – М. Жуков

Запись 1960 года (1975)
Звукорежиссер – Г. Брагинский

Редактор – Е. Растегаева
Ремастеринг – Н. Радугина
Дизайн – Г. Жуков
Перевод: Н. Кузнецов (англ.), Н. Рындина (фр.)

Действие третье. Теплая летняя ночь... Яркая луна освещает деревенскую улицу, на противоположных сторонах ее подворья Ткаченко и Котко. На скамейке сидят Семен и Софья. Девушка взволнованно рассказывает жениху о страшном сне, который предвещает что-то недоброе. Семен успокаивает ее, говорит об их будущем счастье. Ткаченко зовет дочь домой и на просьбы Семена заявляет, что раньше осени свадьбы не будет.
Показывается другая влюбленная пара, которая, обнявшись, гуляет по улице. Это Царев и Любочка. Они утешают Семена, и тот уходит с ними.
С другой стороны показываются прогуливающиеся Фрося и Микола. Фрося с серьезным видом рассказывает Миколе о каком-то нелепом сне, который ей приснился. Подошедший Семен выпроваживает Фросю домой почти в тех же выражениях, как Ткаченко - Софью.
Близок рассвет. Слышен нарастающий конский топот. Появляются несколько гайдамаков и немцев. Вышедший из дома Ткаченко указывает им, как найти Царева и старика Ивасенко и где лучше устроить виселицу.
Задумчиво бредут по улице не подозревающие об опасности Царев и Любочка. К ним бросается Микола, слышавший слова Ткаченко, но бежать поздно. Гайдамаки тащат к церкви старика Ивасенко, они хватают и матроса. На глазах у нескольких крестьян их вешают. С воплями бежит по улице обезумевшая Люба. Под звуки военного оркестра входит немецкий отряд. Ткаченко встречает оккупантов хлебом-солью. Клем-бовский представляется обер-лейтенанту фон Вирхову. Ткаченко подает немцу список неблагонадежных крестьян, советуя в первую очередь ликвидировать Семена Котко. Это слышит Софья и посылает Фросю за Семеном, чтобы предупредить его об опасности. Семен и Микола решают увезти трупы повешенных и самим бежать к партизанам. Софья и Фрося со слезами провожают беглецов. Узнав о побеге Семена, немцы поджигают его хату. Сбегается народ, причитают перепуганные женщины, бредит потерявшая рассудок Люба.
Действие четвертое. Картина первая. Семен и Микола достигли лесистой балки, где скрывается партизанский отряд. Ременюк в глубоком горе склоняется над телами Царева и Ивасенко. Все клянутся мстить врагам. Партизаны хоронят погибших.
Картина вторая. Наступила осень. В той же лесистой балке Семен возле старой пушки обучает хлопцев артиллерийскому делу. Приходит худая нищая девочка, в которой Микола и Семен с трудом узнают Фросю. Она рассказывает, как разорено село, как бедствует народ, какую расправу чинят над крестьянами оккупанты и их прихвостни. А Софью Ткаченко отец насильно выдает за помещика Клембовского. Свадьба назначена на завтра.
Семен хочет мчаться на помощь любимой, но Ременюк говорит, что без приказа отряд не может двинуться вперед. Сгоряча Семен решает выйти из отряда, но через минуту возвращается: он не может стать дезертиром. В это время прибывает связной с письмом от командира приближающейся дивизии Красной Армии. Последний приказывает партизанам произвести разведку и посеять панику в тылу неприятеля. Ременюк посылает Семена и Миколу в родное село.
Действие пятое. На церковной паперти посреди сожженного села поет слепой бандурист. Возле него нищая старушка - мать Семена. Клембовский и фон Вирхов в бинокль наблюдают за боем, уверенные, что немецкие войска отгонят Красную Армию. Приводят Софью. Начинается свадебная церемония. Внезапно вбегает Семен с гранатами. Открыв дверь церкви, он зовет Софью, и. как только она выходит, бросает внутрь гранаты. Клембовский тяжело ранен, но Семена и Миколу хватают гайдамаки. Их запирают в сарайчик в ожидании расстрела. Ткаченко входит к ним, желая насладиться в последний час своей победой. Но положение на фронте меняется. Фон Вирхов получает приказ оставить село, немцы отступают. И когда Ткаченко выводит из сарая со связанными руками Семена и Миколу, его самого хватают партизаны. Ткаченко падает на колени, молит о пощаде, но все отворачиваются от предателя. Его уводят на расстрел.
Семен и Софья, Фрося и Микола бросаются в объятия друг друга. Но сейчас не время для свадеб. Ременюк сообщает, что прибыла батарея, где есть хорошие пушки, но нет наводчиков. Чтобы не разлучать влюбленных, он разрешает Софье и Фросе сопровождать партизанский отряд при обозе. Над степью несется красноармейская песня. Семен, Микола и их подруги отправляются воевать за народное счастье, за свободу.

По повести В.Катаева `Я сын трудового народа`
Действие происходит в 1918 году на Украине.
Возвращается с фронта Семен Котко. Четыре года воевал он с немцами, и вот перед ним родная хата, дом родной. Он стучит в окошко. На пороге хаты появляется мать. Непрошеный комок подкатывает к горлу бывалого солдата, и из груди вырывается одно извечное слово: «Мамо!»

Весть о возвращении Котко быстро облетела село. Любопытные бабы и мужики наперебой заглядывают в окна Семеновой хаты. Бойкая Фрося, захлебываясь от восторга, рассказывает о вооружении героя. Семен радостно приветствует односельчан. Мужчины заводят чинную беседу о положении на фронте, а лукавые молодицы «обстреливают» солдата шутками-прибаутками. Приходит и невеста Семена Софья. Четыре года, прошедшие в разлуке, мечтали молодые люди о счастье. Но кулак Ткаченко запретил дочери и думать о бедняке-крестьянине. Примет ли он сватов от Котко? Фрося подает дельный совет - надо посылать таких людей, которым Ткаченко не посмеет отказать: председателя сельского Совета Ременюка и матроса Царева Последние не замедлили явиться с сообщением о разделе земли помещика Клембовского. Добрая доля досталась и Семену.

Негодует Ткаченко, узнав о возвращении Котко. Он надеялся, что за четыре года Софья перестанет мечтать о неровне. С улицы доносятся звуки гармоники, шум, веселье - приближаются сваты. Хотел ускользнуть от них Ткаченко, да поздно. Затаив злобу, принимает он непрошеных гостей. А на другой половине дома суетятся женщины: счастливая и растерянная Софья никак не может найти праздничные украшения, давно приготовленные на этот случай. Никакие угрозы отца не заставят ее отказаться от Семена. И вот уже молодежь заполнила хату, величая жениха и невесту. Веселый праздник внезапно прерывается приходом немецких лазутчиков. Их спаивают и обезоруживают, но чувство тревоги не покидает гостей - враг близок. Ременюк приказывает всем коммунистам уходить из села. Неподходящее время выбрал Семен для обручения! А Ткаченко доволен: враги народа - его друзья. И он подобострастно подносит чарку Клембовскому, который скрывался у него в доме под видом контуженного работника.

Теплая южная ночь словно околдовала влюбленных. Уж скоро рассвет, а молодые люди никак не могут расстаться, посвящая друг друга в свои планы и сомнения, говоря о любви. Резким окриком прерывает Ткаченко свидание Софьи и Семена: не признает он состоявшегося обручения. Идут по селу обнявшись счастливые Любочка и Царев; Фрося без умолку болтает с Миколой. Тишину ночи нарушает конский топот. Немцы и гайдамаки окружили село. С помощью Ткаченко схвачены и казнены матрос Царев и старик Ивасенко, в списке «неблагонадежных» не забыт и Котко. Но Семен, предупрежденный Софьей, успевает скрыться, сняв вместе с Миколой трупы казненных. Ткаченко взбешен неудавшейся местью. Над селом занимается зарево пожара, освещая толпу крестьян, пытающихся спасти от огня имущество, и фигуру безумной Любки, тщетно разыскивающей своего Василька - матроса Царева.

Семен и Микола пробираются в лес. В условленном месте их встречает Ременюк. Он потрясен зверской расправой гайдамаков. Партизаны клянутся отомстить за гибель товарищей, отдать свою жизнь за счастье народа.

Настала осень. В партизанском отряде Семен обучает хлопцев военному искусству. Неожиданно появляется Фрося. С рыданиями рассказывает она о бесчинствах оккупантов, о том, что Ткаченко выдает Софью замуж за помещика Клембовского. В это время отряд получает предписание произвести глубокую разведку в тылу врага и идти на соединение с частями Красной Армии. Семен и Микола первыми отправляются выполнять приказ.

Жутко выглядит сожженное село. Пустынно на площади. Только в церкви горят свечи. С плачем подымается Софья на паперть - не своей волей идет она венчаться. Семен и Микола подоспели вовремя. Удачный бросок гранаты - и Софья освобождена. Но героев схватили гайдамаки. Храбрые разведчики приговорены к расстрелу. Ткаченко предвкушает давно желанную расправу с ненавистным Котко. В село врывается партизанский отряд. Народ празднует победу.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...