Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Считалки происхождение жанра его особенности характер образности. Что такое считалки: определение. Русские считалки и небылицы для детей. Нужны ли современным детям считалки

Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

Считалки для детей

Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили считалки.

Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу) и используйте их в своей обычной семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.

Виды считалок

Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки

Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:

-«Конь вороной или барабан заводной?

— Бочку с салом или казака с кинжалом?

— Шар тесать или по воде плясать?

— Шар катить или воду лить?

— Коней кормить или печи топить?

— С неба стрельца или с земли молодца?

— Дома быть или по морю плыть?

— Сольвья или воробья?

— Шапки или фуражки?

Наливное яблочко или золотое яблочко?

— Сундук денег или золотой берег?

— Травки – муравки или золотой булавки?

— Лисицу в цветах или медведя в штанах?

— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»

При чтении считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе. Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда с радостью используете свои собственные считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать:). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки, развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.

Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).

Второй вид считалок. Заумные считалки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя, как нужны ему игры со словами.

Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:

«Эна деу рики факи,
Торба, орба, онба, смаки,
Деу-деу, косметеу,
Смаки бакас!»

Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка — период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.

8 заумных считалок для детей.

«Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!»

«Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон!»

«Эники – беники,
Ели вареники,
Эники, беники,
Ба!»

«Лынзы, двинзы,
Тринзы, ланзы,
Пяту, лату,
Пыхтум, быхтум,
Девять, штык».

«Янзы, дванзы,
Три каланзы,
Пята, сота,
Ты красОта,
Стебень, дубень,
Маков крест».

«Эне-бене-рики-таки,
Тюль — буль-буль – калики – шваки,
Деу-деу-кишмадеу.
Бац!»

«Эне-бене – рез,
Финтер-финтер жес,
Эни-бени – раба,
Финтер-финтер жаба!»

Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.

«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».

История заумных считалок

Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.

Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.

Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!

Третий вид считалок: считалки — числовки

Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами . Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример несколько таких считалок.

«Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб – соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять — муку весить».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»

Интересная история этой считалки: история считалки про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон»

А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.

«Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет».

«Раз, два – голова.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть — сено везть,
Семь, восемь – сено косим.
Девять, десять – деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся, в избе ссорятся».

Четвертый вид считалок – считалки – заменки.

В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.

«Стакан, лимон-
Выйди вон!»

«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»

«Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты –баты, кто выходит?
Аты – баты, это я».

«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»

«Яблочко катилось вокруг огорода.
Кто его поймал, тот воевода стал.
Слышал, вышел, вон повышел».

«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи».

«Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С.
Буква С не подошла –
Выходи на букву А.
Буква А ушла в кино,
Выходи на букву О.
Буква О кончается –
Игры начинаются».

Часто в считалках предлагается выбрать из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:

«На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей».

Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.

Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂

«Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей»

Еще одна считалка, и тоже из моего детства:

«Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай».

Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число- число 8 – тот выходит из круга.

А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Что такое считалка?Для чего нужны считалки?

    Считалки- это такая детская забава, но к которой иногда и ввзрослые прибегают.

    Используется она для того чтоб решить кто будет, что-то делать.

    Например, игра впрятки, чтоб определить голящего, нужно произнести считалочку в стихотворной форме, в финале на ком остановится считалка, тот и будет голить. Правила очень просты)

    Считалка жанр устного народного фольклора. Стишки небольшого размера с чтко выраженным ритмом.

    Некоторые считают считалки бесполезными, лишним засорением детского мозга. Но на самом деле считалки выполняют много нужных функций. Они просто необходимы в жизни малыша.

    Они помогают распределить роли в игре без лишних споров, вопросов, типа, А почему она Красавица, а я Чудовище? и без обид за то, что сейчас он всего лишь простой игрок, а какой-то Петя, Вася, — командир.

    Водящего выбирают не по желанию или симпатии, а совершенно честно, отдаваясь на волю его величества Случаю. Считалка является как бы своеобразным жребием, гаданием, решение которого нельзя оспаривать. Поэтому считалка позволяет на некоторое время слабому почувствовать себя лидером, и наоборот.

    Знание множества считалок позволяет ребнку в игре стать организатором детских затей. Такие дети всегда востребованы .

    Разучивая считалки, дети учатся чувству ритма , которое так необходимо в музыке, танцах, математике.

    Считалки также нужны для развития речи т.к. они чем-то похожи на чистоговорки. Порой считалки имеют иноязычные слова или даже слова, не имеющие аналога ни в одном из известных языков, типа,

    слова, от которых язык сломать можно.

    Считалка развивает память, внимание детей . Обычно она передатся из уст в уста во время игры, что требует большой сконцентрированности на считалке и умения быстро запоминать.

    Дети, не запомнившие все слова, пытаются самостоятельно придумать окончание считалки. Получается, что считалки также развивают умение сочинять стихи, воображение, фантазию, а порой и чувство юмора т.к. тексты считалки, в основном, имеют шутливый характер.

    Некоторые считалки до того любимы в народе, что их можно услышать у детей разных поколений. К примеру,

    На основе текстов считалок придумывают мультфильмы.

    Им посвящают фильмы: Кошмар на улице Вязов, Десять негритят, quot;

    Ну и главное в считалке вс-таки то, что она является как бы прелюдией к игре. А в игре дети сплачиваются, сдруживаются. Когда проводится ритуал считалки и дети дотрагиваются до груди участников, это позволяет им устанавливать между собой дружеский контакт, показывая друг другу доверие . А что может быть важнее этого?!

Детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором (классификацией) может быть самая простая считалка типа "на первый, второй", результатом которой является разделение первоначального множества объектов на 2.

Ребёнок, знающий множество (особенно полные версии) считалок может вызывать как зависть, так и уважение ("авторитет") среди сверстников. Некоторые дети могут специально демонстрировать (желание похвастаться) свои "знания".

История

Распространено мнение, что считалки являются прикладным литературным жанром, так как она имеет практическую жизненную задачу, помогая распределять работу. Поскольку люди верили, что животные способны понимать человеческую речь, они изобретали тайные слова, понятные только им самим. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся бессмысленными.

Считается, что люди верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась и люди перестали бояться природы, считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре. Изменение роли считалки привело к появлению новых, «детских» считалок.

Известные считалки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

То, что считалочка является устным народным творчеством, ни для кого не секрет.

Но откуда пришли к нам эти стишки и для чего они использовались ранее, зачем они нужны сейчас? Начнем с самого начала.

История появления детских считалочек

Считается, что такой народный жанр появился еще в глубокой древности. И первоначально он предназначался совсем не для детей, а для взрослых, которым необходимо было выполнять какую-либо опасную или очень тяжелую работу.

Чтобы никого не заставлять насильно и были придуманы различные считалки. Они являлись своеобразным способом распределения обязанностей.

Существует и другая версия, по которой эти рифмованные небольшие стихи, применялись при гадании, ворожбе. В каждой из них присутствует в обязательном порядке счет.

В те далекие времена люди были очень суеверные, и все что связывалось со счетом, считалось запретным.

Подсчитывать добытую на охоте дичь было нельзя, чтобы хозяин леса не узнал о гибели своих обитателей и не беспокоился за них. Предполагают, что именно в таких случаях и использовались считалки.

В них счет могли заменять какие-либо бессмысленные с первого взгляда слова. У разных народов это выражалось по-своему, но в устном творчестве каждого из них очень четко прослеживается данная мысль.

Придумаем сами, считалки придуманные детьми

Считалки это народная выдумка, представленная в виде небольшого стишка, правильнее их назвать русские народные считалки. У древних людей с ними было связано множество различных представлений.

Но те времена давно канули в лету и сегодня дети сами придумывают новые считалки и используют их для игр. Иногда они у них получаются очень даже смешными.

С их помощью они устанавливают очередность при выполнении каких-либо действий, в играх или при распределении каких-либо заданий. Со временем считалочка полностью перешла в детскую игру, да так и сохранилась до сегодняшнего дня.

И то, что она изменила свое назначение, привело к появлению новых, именно детских считалочек. Дети очень любят придумывать такие стишки сами, так и появляются все новые и новые, уже истинно детские рифмы.

Детские считалки сегодня

Эти короткие рифмованные стишки были модными всегда. Не утратили своей популярности они и сегодня. Считалки и для детей дошкольного возраста использовались в играх.

С их помощью малыши могут выбирать ведущего в играх и делать это по справедливости, без обмана. Ведь на ком остановится считалочка, тот и будет водить.

Они направлены на развитие в них таких необходимых в современном обществе чувств, как честность, дружба. Имеют хорошее развивающее значение, поскольку детям приходится запоминать их наизусть, что способствует развитию памяти, совершенствует чувство ритма, внимательность.

С помощью считалочки, возможно, вовлечь маленького человечка в любую игру и научить его концентрировать внимание на различных ее моментах. Да и просто выучить наизусть интересный стишок.

Прочитав любую озорную считалочку, даже взрослый готов сорваться с места и убежать, тем более с огромным удовольствием это делают дети.

Считалочки для детей. Нужны или нет?

Сегодня идет много споров вокруг этих стишков. Нужны ли они детям или только засоряют их память.

И конечно ответ однозначный – да.

Ведь считалка не только позволяет распределить роли, она необходима для полноценного развития малыша.

Их используют все родители, они начинают рассказывать считалочки своему маленькому крохе, когда он еще только начинает учиться говорить.

Эти рифмованные стишки становятся самыми первыми выученными наизусть стихами. Они позволяют познакомить ребенка с такой математической операцией как счет, без нее не сможет обойтись ни один человек на земле.

Как правило, при заучивании считалочек выполняются различные движения, способствующие развитию координации и моторики у детей. А есть считалочки, обучающие именно счету.

Крохе легче выучить цифры, повторяя их в забавном детском стишке. Каждый такой стишок – это вереница образов, способствующих развитию креативного мышления и фантазии у ребенка.

Множество различных образов появляются в мыслях при повторении любого из них. В большинстве своем это сказочные персонажи или забавные и милые животные.

Мнение специалистов

Психологи считают, что при проведении выбора при помощи такого стишка дети дотрагиваются до каждого участника игры, что помогает устанавливать дружеские и доверительные отношения в коллективе. Чем больше считалочек знает малыш, тем больше у него шансов стать лидером в игре, а в последующем и во всем коллективе.

Участвуя в подвижных и ролевых играх, он учится сопоставлять свои желания с общепринятыми правилами, это позволяет ему научиться находить компромиссы и подчиняться законам общества.

Существует еще одна разновидность – это считалки на иностранных языках. Они позволяют ребенку осваивать новый для него язык в игровой форме, что приводит к очень хорошим результатам. Их заучивание наизусть позволяет запоминать незнакомые слова, не прилагая при этом особых усилий.

В современных дошкольных учреждениях им отводится особое место. Ведь это самый простой и быстрый способ не только научить детей счету, но и привлечь их внимание, научить элементарным правилам поведения в коллективе, помочь выбрать лидера.

Самым маленьким

Для самых маленьких считалка является хорошим помощником в развитии речи. Ведь они написаны все в игровой форме, которая наиболее понятна и близка ребенку. Главное в ней даже не само содержание и смысл, а ритм. Он позволяет малышу четко и ритмично произносить все слова.

Разучивая с ним такую считалку, вы тренируете его память, ритм, фантазию. Очень хорошо знакомить маленького человечка со считалочками во время игры в прятки. Самая известная всем детям считалочка именно из этой игры: Ее помнят не только дети, но и каждый взрослый.

Есть множество различных считалочек, которые можно разучивать со своим крохой, развивая вместе с этим не только память, но и моторику. Когда вы, рассказывая тот или иной стишок, просите малыша прятать ручки, если он не успевает спрятать их, значит, ему водить.

Сохранение традиций

Считается, что устное народное творчество постепенно изживает себя на смену ему приходят компьютеры и планшеты, заменившие детям все и даже книги. Но на самом деле это совершенно неправильное суждение.

Современные дети не только не забыли старых считалочек, но и в новых стишках смогли сохранить все их свойства. И не зависимо от того, где проживает ребенок, если он говорит на русском языке, то обязательно будет знать множество этих рифмованных стишков.

Самое главное их достоинство – это вариативность, подвижность самого текста. Причин, по которым считалка осталась до сих пор и смогла выдержать натиск книг и компьютеров, много.

Одна из них заключается в том, что взрослые просто не заинтересовались этими на первый взгляд совершенно бесполезными стишками.

Если мыслить логически, то в них и на самом деле нет ничего необходимого. Однако, это неверное суждение. Они способствуют развитию речи и моторики у малышей, развивают чувство товарищества, справедливости у старших детей и напоминают о детстве взрослым.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО НАРОДОВЕДЕНИЮ ПО ТЕМЕ:

« ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАГАДОК И СЧИТАЛОК»

выполнила ученица 4 класса Мехрина Анастасия

2014 год. Январь.

Проверила Волженина С.А.

Считалка – жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работ были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то приходилось. Кого же назначить? Кто сделает эту опасную работу? Вот тут и придумали способ распределения работы – считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она являлась не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу- помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснять законы природы, боялись её, и поэтому приписывали природе человеческие качества добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные «тайные» слова, заменявшие обычные слова. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

Ази, двази,

Тризи, зизи,

Пятом, мятом,

Шума, рума,

Дуба, крест.

Так что в древности считалка играла серьёзную роль. И это была серьёзная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка к заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже «детских» считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более, что живут-то они в устном творчестве, а значит меняются, появляются новые варианты.

История возникновения загадки.

Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – Водяной, русалки, в избе – Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык.

И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто за стадом в лес, старались в слух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Ещё в начале нашего века сибирские охотники называли медведицу- коровой, а корову – шыкуша, коня – долгохвост. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась.

Постепенно с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал «тёмных» сил бояться. Не нужны стали и «обманные» названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...