Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Воробей тургенев тема и идея. Воробей тургенев анализ. В чем бессмертие произведения

В разделе Домашние задания на вопрос Анализ стихотворения И. С. Тургенева "Воробей". 1)Тема 2)Анализ заданный автором LOL Pirozhkov лучший ответ это Тезисы. ДОС.
Данная работа – восприятие, понимание художественного текста ученицей 9 класса национальной школы. Особый упор сделан на идею стихотворения в прозе.
Статья. ДОС.
Анализ стихотворения в прозе «Воробей» И. С. Тургенева.
Я недавно прочитала стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей» . Это произведение заставило меня задуматься о многом. В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения. По-моему, первое главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая. А второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика.
Это действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь.
Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым.
Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви.
Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле.
Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку. И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор.
Прочитав произведение, я поняла очень многое. Например, то, что на земле мы не одни, что кроме нас есть и другие живые существа и то, что они тоже знают, что такое материнская любовь. Материнская любовь – это самая сильная и вечная любовь на всём белом свете.

    Жанр: стихотворение в прозе. Стиль: художественный, основная задача которого нарисовать, изобразить событие, передать свое восприятие(стилевые черты: конкретность, образность, эмоциональность, выразительность). Тип речи: повествование с элементами описания (в центре изображения – картина последовательно сменяющих друг друга действий; описывается молодой воробей, старый воробей).

    Повествование строится от первого лица – лица автора (охотника) «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. …»

    Даю три варианта, выбирай любой

    Героический поступок черногрудого воробья

    1. с жалким писком на зубастую пасть;

      жертвовать собою ради детища;

      сила, сильнее воли;

      Трезор признал силу.

      Любовь сильнее смерти.

    1. Молодой воробей.

      Черногрудый воробей

    2. Громадное чудовище

      Трезор остановился.

      Удалился, благоговея.

      Любовью держится жизнь.

      Возвращение с охоты.

      Собака и молодой воробей.

      Жертва старого воробья.

      Любовь сильнее страха смерти.

    Главные персонажи рассказа собака и старый воробей. Для описания собаки автор применяет глаголы, которые передают ее стандартное поведение охотничьего инстинкта: уменьшила шаги и начала красться ; медленно приближалась . Трезор представлен не злым, а исполняющим свое назначение как проявление стихийной силы. Но и эта сила, опять через глаголы: остановился, попятился, признал ; уступает любви и героизму. Героизм птицы вырисован глаголами: ринулся, заслонил, замирал, жертвовал . Однако, внутреннее состояние старого воробья Тургенев рисует прилагательными « взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький» . Соотнесение глаголов в составе сказуемого и прилагательных нарастает по мере накала событий стихотворения – неотвратимость, героизм и уважение выражены глаголами, (неотвратимость выражена тремя составными сказуемыми, уважение к героизму передано через пару простых глагольных сказуемых и одного составного (именного «признал силу»); героизм показан четырьмя простыми глагольными сказуемыми ) , а уже внутреннее состояние воробья передано пятью прилагательными (определениями – второстепенным членом предложения ) как доказательство того, что даже если ты слаб телом(это второстепенно), ты можешь быть силен духом и перед этой силой отступает самое, казалось бы неотвратимое(сказуемое – главный член предложения).

    Главная мыслб рассказа: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

    Из гне зда – гнё"зда, прибли жалась – бли"же, напра влении - напра"вить, засло нил – засло"н, тре петало – тре"пет, уси деть – си"дя, поспе шил - спе"шка.

    Бесп омощно, ра ст опырив, раск рытой. (глухой звук после приставки, значит в приставке тоже последний звук глухой)

Чей? Кто? Что сделал? Что сделал?

    Мой Трезор остановился , попятился . (остановился и попятился относятся к одному и тому же слову, являются одной и той же частью речи и отвечают на одинаковые вопросы, значит они однородные члены)

Кто? Что делал? Откуда? Что делал? Где?

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (однородные сказуемые помогают нарисовать образную картину текста)

    И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке … - повествовательное, невосклицательное, простое (двусоставное), распространенное

    Антитеза (противопоставление): морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк; молодой воробей с желтизной около клюва – старый черногрудый воробей; маленькое тело – громадное чудовище.

Метафора (аналогия, сходство): камнем упал, героическая птица

Эмоционально-экспрессивная лексика : весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два.

Афоризм (краткое выразительное изречение): только любовью держится и движется жизнь; сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Инверсия (перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний.): каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

Ритмический повтор частей сложного предложения: он ринулся спасать\ он заслонил собою свое детище…\ но все его тело трепетало от ужаса\голосок одичал и охрип\он замирал\он жертвовал собою! (многоточие дает читателю возможность представить невыразимый ужас птицы.

Выразительная роль глаголов , передающих все оттенки действий

Суффиксы : Еньк – уменьшительно-ласкательный; ищ – увеличительно- (детище), пренебрежительный (чудовище)

Постскриптум для личного развития

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка.

- Возвращался и шел – однородные сказуемые, глаголы несовершенного вида прошедшего времени, соединенные союзом И , указывают на действие неторопливое, это синонимы;

- В друг наречие, сигнал к резкому началу действия;

-Уменьшила и начала красться, как бы зачуяв … - завязка действия;

-Гля ну л и увидал … мгновенность действия показана суффиксом НУ;

-Упал и сидел, растопырив …- последовательность действий, добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, помогает создать образ маленького воробья;

- Вдруг и вновь наречие резко меняет обстановку;

- Сорвавшись с близкого дерева - деепричастие удерживает динамику повествования.

Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.

Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей» написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.

В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем» . Птица трепещет от ужаса, но не может «усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать «свое детище» .

Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком» , наступать на обидчика своего детеныша.

Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький ) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).

С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь» . Эти слова актуальны и правдивы во все времена.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография

Знакомство с содержанием рассказа «Воробей» (прием «Чтение с остановками» и заполнение «Дерева предсказаний», групповая работа- 4 группы) (Приложение 2)

Что может произойти в тексте с таким названием? Запишите ваши предположения на листочках

Чтение 1 части текста.

«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,...

Первая остановка

Чтение 2 части текста

«..сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда...»

Вторая остановка.

Как вы думаете, чем все закончится? Запишите ваши предположения

Чтение 3 части текста.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Первичное восприятие.

– Ожидали ли такую развязку?

– Что чувствовали, когда слушали?

– Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками.

– Какой он наш герой?

– Что мы узнали из текста о воробье?

Назовите других героев произведения.

Исследовательская работа с текстом "Воробей"

Формирование собственной позиции

- Проанализируйте поведение каждого из героев: собаки, птенца, старого воробья, автора (по группам). Выпишите ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов. Какие слова помогают представить каждого героя, какие чувства испытывают герои?

Составление «КЛАСТЕРА». Что такое кластер (на экране) 3 мин.

1 группа Собака

Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась.

Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес.

2 группа Молодой воробей

С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

3 группа Старый черногрудый воробей

Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Охотник, любит природу, уважает всё живое, умет тонко чувствовать, сочувствует, переживает

Озвучивание кластеров

Как вы понимаете предложение: «....он жертвовал собою»?

Что заставило воробья жертвовать собой?

О чем рассказ Ивана Тургенева?

Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?

О какой любви здесь идет речь?

Так какова же главная идея (мысль)этого стихотворения?

Найдите предложение, в котором содержится главная мысль этого стихотворения.

Как вы думаете, что главнее в этом произведении, чувства или действие?

К какому жанру относятся произведения, где говорится о чувствах и переживаниях героя?

- Значит, это …

Предлагаем вам познакомиться с одним интересным произведением Ивана Сергеевича, провести его анализ. "Воробей" Тургенева - вот о каком тексте пойдет речь. Жанр его не совсем обычен - стихотворение в прозе. Это следует иметь в виду, проводя анализ. "Воробей" Тургенева - одна из миниатюр в прозе, созданных автором. Для начала отметим, каковы же особенности этих произведений.

Особенности миниатюр в прозе Тургенева

Иван Сергеевич всегда был лириком в душе, как показывает анализ прозы Тургенева. "Воробей" - далеко не единственное доказательство этого. Все созданные автором миниатюры в прозе, одной из которых является интересующее нас стихотворение, необычайно лиричны. Кроме того, в этих произведениях его представлен выше) отражена глубокая жизненная философия автора. Они учат нас быть добрее.

Любовь является одной из основных тем миниатюр. Однако она не интимная, чувственная, а представляет собой всепобеждающую силу, является способностью принести себя в жертву ради счастья и жизни близкого человека. Как показывает - произведение, в котором представлен очень трогательный пример любви в этом понимании.

Сюжет стихотворения

Сюжет произведения достаточно прост. Вкратце изложим его, проводя анализ. "Воробей" Тургенева начинается следующим образом. Возвращаясь с охоты, главный герой идет по аллее. Вот он видит птенчика, выпавшего из гнезда.

Птенец этот еще совсем слабо оперившийся. Собака главного героя чует дичь. Она хочет наброситься на птенца. Кажется, что трагический финал нам готовит Тургенев ("Воробей"). не был бы столь интересным, если бы это было так. Автор использует неожиданный сюжетный ход - вдруг взрослый воробей срывается с ветки. Он самоотверженно принимается защищать свое дитя.

В этом произведении автор очень трогательно и точно описывает состояние птицы, готовой принести себя в жертву ради спасения близкого существа. Взъерошенный воробей решается атаковать большого пса, пища жалко и отчаянно. К удивлению главного героя, его собака смущенно отступает.

Как воробью удалось победить пса

Конечно, маленькая птичка не может ничего сделать большому псу. Однако дело, видимо, в ее моральной, а не физической силе. Собака ощутила, насколько жертвенно и велико чувство птицы. Пес понял, что она решила бороться до самого конца, защищая маленького птенчика. И главный герой произведения отзывает собаку и удаляется вместе с ней в приподнятом настроении. Он в очередной раз убедился в том, что любовь - всепобеждающая сила.

Персонажи стихотворения

Продолжим анализ стихотворения "Воробей" Тургенева характеристикой персонажей. В нем представлены 4 персонажа: собака, человек, взрослый и маленький воробей. Введение их в текст неслучайно, каждый из образов обладает своей ценностью.

Человек

Что нам известно о человеке? Это охотник, который, по сути, способен убивать ради еды птиц и животных. Однако он благоговеет, наблюдая за тем, как воробей защищает свое дитя. Человек вовсе не огорчен тем, что пес проявил слабость и не стал бороться с птицей. Напротив, он восхищается тем, что победила сила любви.

Собака

Что касается собаки, она в произведении является не просто великой угрозой, а настоящим олицетворением рока, судьбы. Подчиняясь инстинктам, пес хватает дичь. Его вовсе не волнует, что это просто маленький желторотый птенчик. Пес для воробья - "громадное чудовище". Казалось бы, его нельзя победить. Однако, как мы видим, сила любви настолько велика, что может даже изменить судьбу. Это выражается в том, что смущенная собака удаляется от маленькой смелой птицы.

Маленький воробушек

Неоперившийся воробушек из произведения является олицетворением нуждающегося в опеке беспомощного существа. Он не может противостоять угрозе, бороться с собакой, поэтому просто сидит неподвижно.

Взрослый воробей

Взрослый воробей представляет собой силу жертвенной всепобеждающей любви. Птица видит, насколько велика угроза, однако она все равно решает броситься "камнем" перед собакой и тем самым защитить свое дитя.

в произведении

Взволнованность, сбивчивость в изложении, прерывистые фразы - все это придает динамизм происходящему, создает накал чувств. Эмоционально и ярко описывает Тургенев состояние птицы. Для этого он использует целую серию прилагательных (отчаянный, искаженный, взъерошенный, маленький, жалкий), а также глаголов (заслонил, ринулся, жертвовал, замирал). Маленькая сценка, столь эмоционально и лирично описанная автором, показывает большую силу любви, которая понятна каждому и движет всем живым. Она сильнее, чем страх смерти.

Актуальность стихотворения

Было создано еще в 1878 году. Более века прошло с момента его первой публикации. Однако до сих пор это произведение издается отдельной книгой для юных читателей. "Воробей" и в наши дни задают проводить школьникам. Оно заставляет задуматься не только детей, но и взрослых. Произведение заканчивается афористично: Тургенев отмечает, что жизнь держится и движется только любовью. Эти слова правдивы и актуальны во все времена.

Завершая анализ стихотворения "Воробей" Тургенева, отметим, что Иван Сергеевич - великий мастер слова. Он умеет зацепить струны человеческой души, способен пробудить в людях лучшие стремления. После прочтения этого произведения появляется желание дарить настоящую любовь и творить добро. А анализ стихотворения в прозе Тургенева "Воробей" позволяет выявить основные его особенности, которые могут быть упущены при беглом знакомстве с текстом.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...