Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Ашик кериб о чем главная мысль. Отзыв о сказке «Ашик-Кериб. Все дороги ведут… к родному порогу

Известное произведение Лермонтова под названием «Ашик Кериб» является литературно обработанной версией восточной народной сказки, которую он услышал, находясь в ссылке на Кавказе. Эта изумительная история о вечной любви и торжестве добра настолько поразила поэта, что он решил донести ее более широкой аудитории. Именно благодаря такому решению детишки-четвероклассники могут сегодня наслаждаться восточной мудростью и красивым сюжетом, ведь эта известная история теперь входит в школьную программу. Если вы пока не успели прочитать ее полную версию, не стоит огорчаться, ведь пересказ сказки Ашик Кериб позволит вам ознакомиться с сюжетом, главными героями и основной идеей произведения.

Краткий пересказ сказки Ашик Кериб

Сюжет сказки завязывается вокруг романтических отношений двух молодых людей: красавицы-дочери богатого купца Магуль-Мегери и талантливого, но очень бедного певца Ашик-Кериба. Он зарабатывает себе на жизнь уличными песнями.
Однажды Ашик-Кериб пел под сааз на свадьбе, на которой присутствовала Магуль-Мегери. Нежная, как газель, девушка сразу понравилась юному парню, но он даже не мог мечтать о взаимности, ведь понимал в насколько разных мирах они живут. Она – единственная и любимая дочь богача, а у него нет ничего, кроме изумительного таланта и доброго сердца.
Но все же, спустя некоторое время певец решился рассказать о своих чувствах. Это случилось возле виноградника, где Магуль-Мегери однажды прогуливалась с подругами. Каково же было его удивление, когда красавица не только ответила взаимностью, но еще и заверила, что ее отец даст им достаточно денег для безбедного существования.
Юноша обрадовался, но его восточное достоинство не позволило согласиться на такие условия, ведь по законам именно молодой человек должен обеспечить семью. Поэтому он, пообещав девушки верность и любовь, отправился на поиски богатства.
Ашик-Кериб долго странствовал, но заработать состояние у него не получалось: денег едва хватало на обеспечение минимальных нужд. Но надежда на лучшее его не покидала: в моменты, когда хотелось разочароваться и разувериться, он вспоминал о своей возлюбленной и ее обещании ждать парня 7 лет. Согласно уговору по окончании этого срока девушка выйдет замуж за богатого, но нелюбимого Куршуд-бека.
И вот однажды счастье улыбнулось нашему герою: великий паша услышал пение Ашик-Кериба, и пригласил его в свой дворец. Именно благодаря этому юноше удалось разбогатеть, и даже случайно забыть о своем обещании. Но изобретательная Магуль-Мегери придумала, как напомнить о себе: послала одного купца на поиски хозяина золотого блюда. Вспомнивший все Ашик-Кериб немедленно возвращается к любимой, успевая точно к концу уговоренного срока. Конец этой поэтической сказки-легенды добрый и счастливый, причем не только для позитивных, но и для негативных героев, поэтому после ее прочтения становится очень светло и радостно на душе.

Пересказ сказки Ашик Кериб: 4 класс изучает восточную мудрость

Таким образом, основание сюжета сказки составляет любовь и целеустремленность главных героев, которые смело и решительно преодолевают все преграды на пути к счастью. Казалось бы, именно в этом и заключается смысл произведения и главная идея, которую захотел донести автор до своего читателя. Но кроме того, следует отметить и великую восточную мудрость, скрытую в сказке. Поэт затрагивает не только тему верности, но также пишет о торжестве справедливости и добра. Особое внимание следует уделить и развязке истории: брат Куршуд-бека собирался напасть с кинжалом на влюбленных, но брошенный жених остановил его, говоря, что ни один человек не способен изменить то, что ему предначертано судьбой. Но, как можно сделать вывод, прочитав краткий пересказ сказки Ашик Кериб, нельзя бездействовать, ожидая перемен. Нужно брать на себя ответственность за будущее и бороться за свое счастье, оставаясь при этом добрым и честным.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Чему учит сказка "ашик — кериб"?

    Эта сказка переведенная Лермонтовым основана на реальных обычаях мусульманского мира. Скажу больше, мне приходилось бывать на Кавказе. И знакомится с обычаями тамошнего населения. Т не скрою, что их обычаи, да и сказки заслуживают большего уважения чем русские сказки. Прежде всего в русских сказках больше надеются на Авось. А вот там даже в сказках почитают обычаи. Так например в Азербайджане, прежде чем женится юноша должен был заработать на калым. А калым стоил не дешево, например невеста с техникумом стоила 7000 советских рублей. Но эти деньги шли на приобретение подарка будущей невесте. может поэтому, там часто старались взять в жены и русских невест, так как мне там объясняли, за них не надо платить. Вот поэтому у них и много жен. Но на первую они конечно начинают зарабатывать с детского возраста. Собственно говоря об этом и сказка Ашик-Кериб. И учит эта сказка, что нудно соблюдать обычаи и быть верным своей цели.

    У любви нет преград, даже если вы на расстоянии 20 дней пути — она перенесет вас в другой город в 10 раз быстрее, как перенесла Ашик-Кериба к Магуль-Мегери.

    Еще сказка учит чести — что никогда нельзя опускаться до низких поступков. Человек с добрым сердцем богаче зажиточного купца с черствой душой!

    Лермонтов, которому по душе были кавказские истории, перевел одну из сказок Закавказья, и так нам стала доступна история про Ашик-Кериба.

    Юноша с чудным голосом, без гроша за душой, никак не мог смириться с тем, что у него нет денег на свадьбу со своей богатой избранницей. Самолюбие понесло его в чужие края, искать больших денег с тем, чтобы через семь лет вернуться к Магуль-Мегери.

    Вот только он настолько упился своими деньгами, что про любовь свою и вовсе забыл. Если бы не напоминание Магуль-Мигери, Ашик-Кериб продолжал бы множить свое состояние благодаря своему певческому дару.

    Ну что тут можно сказать? Обычно в сказке нам представляют героя, который и без денег хорош: добр, справедлив, верен. Эта же сказка явно не из того ряда. Она о том, что деньги портят (или портят еще больше) тех, кто не готов обладать ими, ведь по сути, у людей и так есть все для счастья, только почему-то многие думают, что счастья без денег не бывает. Так, в случае с Ашиком — есть чистая любовь девушки, дар, данный небесами, живые мать и сестра. Глупец же мечтает только о богатстве, наплевав на то сокровище, что уже есть у него.

    Печально, что сказка заканчивается для этого негодяя хэппи эндом. Интересно, в кавказской интерпретации та же раскладка для героя в конце? На мой взгляд, события развернулись нелогично и несправедливо.

    Сказку ашик — кериб написал Лермонтов. В этой сказке Лермонтов описывает жизненные устои мусульманского народа. Описывает все трудности их жизни, то каким может быть у них счастье. Лермонтов в этой сказке хотел подчеркнуть то, что как бы трудно не было человек при огромном желании сможет добиться поставленных целей (на примере главного героя). У каждого счастье должно быть сво и путь к нему тоже свой.

    Это сказка на самом деле содержит мотивы мусульманского мира,где Лермонтов подчеркнул,что он проникся их жизнью,и понимает что такое счастье и какой может быть к нему тернистый путь в их жизни.

    И мораль сказки такова,что нужно выбирать между мечтами и реальностью,которая не всегда радужная.И что тот современный мир не всегда справедлив к человеку.

    Данная сказка учит тому,что если захочешь,то всегда можешь обрести свое счастье, но только к этому нужно приложить старание и уметь пойти к счастью нужной дорогой.

    Сказка учит и финансовой независимости главного героя,который выбрал путь лишений,только для того,чтобы заработать.

    Мои варианты:

    1) не стоит заводить семью до того, как у тебя будет стабильное материальное положение (Ашик-Кериб дал себе семь лет на заработки)

    2) в шоу-бизнесе очень большие доходы (за 7 лет Ашик-Кериб заработал не только себе на жизнь, но еще и сестре на приданое)

    3) деньги портят человека (Ашик-Кериб, пока зарабатывал, умудрился забыть, зачем он это делает)

    4) мир не без добрых людей (помощь таинственного всадника с телепортацией)

    5) настоящая любовь выдерживает годы испытаний (Магуль-Мегери честно ждала семь лет)

    6) дал слово — держи (Магуль-Мегери пообщала, что если Ашик-Кериб опоздает, она выйдет за другого — и действительно собралась выйти, хоть и умереть потом)

    7) важно уметь прощать (Куршуд-бек объявил Ашик-Кериба мертвым, а тот просил его и даже сестру родную выдал за него)

    Сказка про юношу Ашик-Керибу учит верить в себя и не боятся трудностей, потому что дома тебя ждут и поддерживают и нуждаются в тебе. Каждый человек остается частицей своей семьи навсегда, в далеких странствиях или обзаведясь своей семьей. И хотя тебя любят и ждут, родные оценивая путь их ребенка, могут выразить свое неодобрение, соверши их сын плохой поступок. Оценку личностного роста дают в родном доме, главное, как к тебе относятся на родине, а молва идет далеко. Нельзя быть плохим в далекой стороне и не бояться дурной славы, докатившейся до отчего дома. Ашик-Кериб учился, боролся и достиг своей цели.

    Сказка Ашик-кериб — переложение М.Ю. Лермонтов восточной народной сказки, существующей в разных вариантах.

    Она учит добру, терпению. Учит тому, что дал обещание — помни о нем, держи слово. Не забывай о своей любви. Сила любви поможет преодолеть все препятствие. И тому, кто делает добро для любимых, помогает сам Бог.

Произведение "Ашик-Кериб" - турецкая сказка, которую написал М. В. Лермонтов, находясь в первой ссылке на Кавказе. Он был сослан туда в 1937 году за свое роковое стихотворение "Смерть поэта". Его ужасно поразила бессмысленная смерть А. С. Пушкина, и в этом он обвинил всю светскую заговорщицкую знать вместе с царем Николаем I. И теперь, живя на Кавказе среди красивых горных вершин и рек, в свободное от службы время он занимается изучением местного фольклора. И совсем не удивительно, что услышанная им древняя легенда о любви, которую знали весь Кавказ, Ближний Восток и не оставила его равнодушным и вдохновила на создание этой замечательной сказки.

"Ашик-Кериб" начинается с того, что когда-то давным-давно в городе Тифлисе жил один очень богатый турецкий купец. И было у него много золота. Но главным его богатством была его единственная распрекрасная дочь по имени Магуль-Мегери.

Однажды увидел эту красавицу очень бедный странник Ашик-Кериб и сразу влюбился в нее. Но он был слишком беден, чтобы рассчитывать на такую невесту. Однако у него было большое и чистое сердце. Он умел играть на сазе и прославлял в своих песнях древних воинов Туркестана.

Надежды на то, чтобы получить руку своей возлюбленной, у него почти никакой не было. И от этого ему становилось очень тяжело на душе. И вот однажды, когда он спал под виноградником, мимо шла Магуль-Мегери со своими веселыми подругами. Одна из подруг подскочила и стала будить Ашика-Кериба со словами: "Не время спать, когда твоя газель проходит мимо". Парень сразу проснулся. И к нему подошла Магуль-Мегери. Они разговорились. Ашик-Кериб рассказал ей о своей печали и любви к ней, сильно жалея о том, что ее отец никогда не выдаст свою любимую дочь за нищего бродягу. Но Магуль-Мегери сказала, что отец очень богат и наградит ее золотом, которого хватит им на двоих. Только пусть он попросит ее руки. Но Ашик-Кериб был гордым юношей и не хотел, чтобы потом его стали упрекать в том, что он когда-то был бедным.

Развитие сюжета

Он дает слово Магуль-Мегери, что ровно семь лет будет странствовать по всему свету и наживать себе богатство, а потом обязательно приедет за ней. И если этого не случится, то он готов умереть в жаркой пустыне чужой земли. Магуль-Мегери пришлось согласиться. Но она предупредила его, что если он не вернется в назначенное время, то она выйдет замуж за Куршуд-бека, который уже давно сватается к ней.

И тогда пришел Ашик-Кериб к матери, попросил ее благословения, поцеловал сестру и ушел. Когда он вышел из города, его догнал всадник. Это был Куршуд-бек, который тоже захотел с ним путешествовать. Однако когда они подошли к реке и Ашик-Кериб, сбросив свои одежды, поплыл на тот берег, хитрый Куршуд-бек за ним не поплыл, а прихватив одежды бедняка, ускакал прочь. Он сделал это для того, чтобы показать вещи Ашика-Кериба Магуль-Мегери и его матери и тем самым убедить их в том, что юноша утонул. Однако мудрая Магуль-Мегери не поверила его рассказу и все равно предпочла ждать своего возлюбленного.

Развязка

Между тем бедный странник ходил по чужой земле и пел людям за кусок хлеба. Но однажды в городе Халафе ему повезло. Когда он сладкоголосо пел в кофейном доме, прославляя свою прекрасную Мегуль-Мегери, его услышал великий паша, который был вдохновлен его пением и пригласил его к себе. С этого момента изо дня в день к нему сыпались золото и серебро. Он стал жить весело и богато. И наверное, забыл он свою Мегуль-Мегери, а может и нет, но срок подходил к концу, а он и не собирался в дорогу. И Магуль-Мегери решила о себе напомнить. Она отправляет золотое блюдо с купцом из Тифлиса (у того было сорок верблюдов и 80 невольников), чтобы он ездил по восточным городам и выставлял это блюдо напоказ, пока не найдется его хозяин. И хозяин наконец нашелся. Ашик-Кериб, увидев блюдо, вспомнил о Мегуль-Мегери и срочно засобирался в дорогу. Но вдруг понял, что не успеет, и от отчаяния взмолился Аллаху и захотел сброситься со скалы. Но вдруг увидел чудесного всадника на белом коне, который решил помочь ему и вовремя переправил его в родные места. Как оказалось потом, это был сам Хадерилиаз

Счастливый конец

Теперь, вовремя оказавшись в Тифлисе, Ашик-Кериб был озабочен тем, что не поверят ему люди, когда узнают, что он за один миг добрался до города, ведь и двух месяцев не хватило бы ему, чтобы добраться сюда. Тогда всадник дал ему комок земли из-под копыт своего коня и сказал, чтобы тот протер ею глаза слепой женщине, и исчез. Когда Ашик-Кериб пришел к себе домой, а это было уже вечером, мать и сестра были дома. Мать от слез по сыну ослепла и уже семь лет ничего не видела. Женщины впустили странника переночевать, но так и не признали в нем Ашика-Кериба.

Тогда он попросил свой сааз, который висел на стене. Оставив в залог золотые монеты, он отправился с ним на свадьбу. Оказывается, Куршуд-бек устроил свадебный пир и уже женится на Магуль-Мегери. В эту ночь она должна была стать его женой. Но самой невесте было не до веселья. Она сидела за богатой чапрой с подругами и держала в одной рук кинжал, а в другой чашу с ядом. Но когда путник запел и начал рассказывать в своих песнях, что он видел, то она сразу узнала голос своего Ашика-Кериба, разрезала занавес и кинулась к своему любимому в объятия. Сестра, увидев все эти чудесные события, побежала и привела мать. И тогда Ашик-Кериб, чтобы все поверили его рассказам, намазал слепой матери глаза землей, она тотчас прозрела и узнала своего сына.

Жанр произведения "Ашик-Кериб"

Ну что же можно обо всем этом сказать? Радует то, что "Ашик-Кериб" - сказка со счастливым концом, где мать заново обрела сына, сестра - брата, невеста - жениха. А Куршуду-беку Ашик-Кериб предложил жениться на младшей сестре Магуль-Мегери, которая была не менее красива, чем старшая. И в одно мгновение все герои этой красивой сказки стали счастливыми. Сказочный жанр произведения "Ашик-Кериб" уже говорит сам за себя.

Взяв в основу подобного рода сюжет, Лермонтов вписывает в него очень характерные для сказки компоненты. Здесь есть положительные и отрицательные герои, дарители и помощники, чудеса и приключения. Лермонтов сохранил все сказочные каноны, и получилось великолепное с тонким восточным колоритом произведение "Ашик-Кериб". Сказка эта была опубликована уже после смерти поэта в сборнике "Вчера и сегодня" В. А. Сологуба в 1846 году. Потом ею очень сильно заинтересовались деятели культуры кавказских народов. Им очень понравился легкий повествовательный жанр произведения "Ашик-Кериб", и тогда было решено перевести его на разные языки: азербайджанский, армянский, грузинский, кабардинский и другие.

"Ашуг-Гариб"

Жанр произведения "Ашик-Кериб" представляется как очередная фольклорная обработка Лермонтовым народных легенд и мифов, которыми он в то время очень сильно увлекался. Вполне вероятно, что она является разновидностью азербайджанского дастана - особенного искусства рассказывания эпических историй. Предположительно, "Ашик-Кериб" - турецкая сказка, во всяком случае, так ее определил сам поэт. И первоначально, скорее всего, она имела название "Ашуг-Гариб". Слово "ашик-ашуг" означает "народный певец", сааз - музыкальный инструмент, а вот слово "кериб-гариб" имеет значение "бедняк-странник". Михаил Лермонтов "Ашик-Кериб" превратил в прекрасное творение русской сказочной литературы, которое и по сей день читают потомки.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Любимые сказки: краткое содержание "Дикие лебеди" Ханса Кристиана Андерсена
  • Вспоминаем сказки Гауфа: "Маленький Мук" (краткое содержание)
  • Н.В. Гоголь "Страшная месть": краткое содержание произведения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Новоалтайска Алтайского края»

Урок чтения в 4 классе
М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб.»

Подготовила

учитель начальных классов

Чахоткина Галина Петровна

г. Новоалтайск

2011


Урок чтения в 4 классе по традиционной программе Автор учебника: Тема: Лермонтов « Ашик-Кериб »- турецкая сказка . Цели урока: По знавательный аспект
    Создать условия, для ознакомления детей с
турецкой культурой: архитектурой, музыкой
    Совершенствование осознанного чтения
Развивающий аспект
    Развивать умения: анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, обобщать высказывать своё мнение, работать в паре, группе Развивать творческие способности
Воспитательный аспект
    Воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи, терпения Воспитывать уважение к людям другой национальности
Оборудование
    Проектор Экран Компьютер Диск с презентацией урока
Методическое обеспечение : книга чтения для 4 классаТип урока : изучение нового материалаПланируемая результативность :
    достигнуть максимального чувственного восприятия услышанного и прочитанного пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения
ХОД УРОКА I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания. -Какое задание выполняли дома по чтению?

(Читали выразительно стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дары Терека») -О чём это стихотворение? (О реке Терек.)-Какая это была река? (Быстрая, шумная, горная.)

Кто хочет выразительно прочитать нам стихотворение? (Дети по желанию выходят и читают стихотворение. После чтения одноклассники обмениваются мнениями: что понравилось, задают дополнительные вопросы по содержанию.) III. Подготовка к познавательной деятельности -Что вдохновило Лермонтова на написание этого стихотворения? (Красивая природа, горная река, любовь к Кавказу...) -Когда Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз? (В детские годы.) -Почему и зачем он туда приезжал? (Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детстве был очень болезненным мальчиком.) Слайд № 1 -Вот таким Лермонтов маленьким мальчиком увидел Кавказ в детстве. -В таком возрасте он вернулся на Кавказ, служил и одновременно писал стихи, поэмы, занимался творчеством.
IV. Изучение нового материала1. Работа над заглавием .
-Сегодня мы будем читать ещё одно произведение Лермонтова написанное под впечатлением о Кавказе. -Прочитайте, как она называется? («Ашик-Кериб».) - Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она? (По названию трудно определить. Дети высказывают разные предположения.) Слайд № 2- А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить о чём эта сказка? (Дети высказывают разные предположения.)
2. Создание условий для благоприятного эмоционального настроения на чтение сказки. -Лермонтов был русским поэтом и писателем. -Почему сказка турецкая? (Дети высказывают своё мнение…)
- Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык – основной для восточных языков. Однажды он услышал эту сказку изаписал её как запомнил.
-Если не было подзаголовка о том, что это сказка турецкая, можно догадаться, что действие происходит в другой стране? (Мнения детей…)
- Просмотрите содержание 1 страницы сказки. -Где происходит действие? (В городе Тифлизе.)
-Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси. Город находится между гор.

Сегодня вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз. Обратите внимание на городские постройки, природу Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того времени. Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура, природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись сказки «Ашик- Кериб».
Слайд № 3,4,5,6,7,8,9,10 – Детям демонстрируют особенности архитектуры, природы, музыки народов востока.(После просмотра дети высказывают своё мнение об увиденном и услышанном.)-Хотели бы вы услышать сказку и почему?
3 .Художественное восприятие текста. 3.1.Установка на чтение -Начало сказки мы сейчас прочитаем:

    Почувствуйте настроение, которое передаёт сказка По ходу чтения выделяйте непонятные слова. Как поняли задание? (Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)
3 .2.Чтение сказки (учеником из класса) Физкультурная пауза 4.Работа с текстом после чтения. -Выскажите, какие чувства вызвал у вас отрывок прочитанной сказки? (Мнения детей) -Правильно ли мы предположили, о чём сказка?

4.1..Словарная работа. Индивидуальная работа -Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны. (Дети называют слова Пророк, витязь, газель, Аян-Ага, зарок, благословение, Ашик-Кериб, наречённая невеста.)
Работа у парах -Попробуйте сами найти значение этих слов. (Детям раздаются карточки с непонятными словами и Отдельно карточки с их значением. Соотнести слово и его значение) Проверка (фронтально) Слайд № 11 (На слайде показывается слово, значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает, Затем на слайде показывается точное значение этого слова4.2 . Уровень понимания текста Фронтально -Назовите действующих лиц в сказке. - Какие события там происходят? -Для чего автор описал нам эти события? - Может ли для тебя это быть ценным? - Была ли у Магуль-Мегери и Ашик-Кериба любовь взаимная? -Чем вызвана печаль Ашик-Кериба? -Можно ли было поступить по другому? Почему? -Все ли были рады помочь?4.3 . Анализ поступков героев Работа в группах -Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.-Для этого можно использовать план (работа в группах).

    Как звали героя? Чем занимался? Возраст. Бедный или богатый. В какой семье воспитывался? Кто его друзья? Черты характера.
Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек
Молодой молодая богатый красивый богатая завистливый бедный красивая жестокий музыкант приветливая дружелюбный добрая приветливый

Проверка. 1 группа отвечает, 2 дополняет 3 группа отвечает, 4 дополняет, 5 группа отвечает, 6 дополняет.
-Когда девушка узнала о гибели Ашик-Кериба, почему она не поверила? (Хорошо знала Куршуд-бека) --Попробуйте представить, о чём она пела на саазе, а музыка тебе поможет (на слайде появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери и звучит восточная музыка) Слайд № 12 -О чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)
V. Итог урока -На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему? (Мнения детей) -Хотел бы ты узнать, чем закончилась сказка?
IV. Домашнее задание Слайд № 13

    Дочитать сказку. Выделить непонятные слова. К понравившемуся отрывку нарисовать рисунок, а мы попробуем угадать этот отрывок из сказки.

Популярная сказка «Ашик-Кериб» была написана Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1837 году. Любому читателю будет очень интересно узнать, в чем главная мысль сказки «Ашик-Кериб». Ведь и в восточных странах история про Ашика-Кериба была очень распространена. Гениальный поэт тоже не мог не обратить на нее внимания, так как в то время очень сильно увлекался народными сказаниями, мифами и легендами. Вскоре он представил ее в собственной фольклорной обработке. И теперь, чтобы глубже понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб», начнем с совершенно другого.

Восточная повесть

М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.

В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.

В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.

Мусульманские мотивы

Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры - турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».

Жанр сказки «Ашик-Кериб»

На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.

И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана - мать, ага - господин, гёрурсез - узнаете, сааз - балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» - любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.

«Ашик-Кериб»: главная мысль сказки

Главный герой - Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери - дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.

В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.

Анализ

В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», - однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип - чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса - встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.

Мудрости мироустройства

Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...