Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Легар, франц- слушать онлайн, скачать, ноты. Франц легар и его знаменитые оперетты Основные инструментальные произведения

Родился 30 апреля 1870 в словацком городке Комаром (ныне Венгрия) в семье военного капельмейстера. В 1882 Легар поступил в Пражскую консерваторию, где учился у А.Бенневица (скрипка), Й.Б.Фёрстера (гармония) и А.Дворжака (композиция). Некоторое время работал скрипачом-концертмейстером в театральном оркестре Бармен-Эльберфельда, затем в течение 10 лет находился на службе в австро-венгерской армии, став одним из самых популярных капельмейстеров военных оркестров. В это время выходят в свет первые сочинения Легара: пьесы для скрипки, песни, марши, вальсы (в том числе неувядаемый вальс Золото и серебро, 1899) и опера Кукушка (поставлена в Лейпциге в 1896). Час Легара пробил, когда В.Леон, в то время лучший венский либреттист, предложил композитору написать музыку на его либретто (Лудильщик). Поставленная в 1902, эта оперетта послужила хорошей заявкой на будущее. Через три года Легар прославился на весь мир опереттой Веселая вдова (Die lustige Witwe) – произведением, которое благодаря своей свежести, изобретательности и великолепию оркестровой партитуры открыло новую эпоху в истории венской оперетты. В «Театре ан дер Вин» Веселая вдова выдержала 483 представления; по некоторым данным число спектаклей во всем мире достигало 60 000 за первые 50 лет сценической жизни произведения. За три десятилетия после Веселой вдовы Легар сочинил 19 оперетт, в том числе Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg, 1909), Цыганская любовь (Zigeuner Liebe, 1910), Ева (1911), Там, где жаворонок поет (Wo die Lerche singt, 1918) и Фраскита (Frasquita, 1922; восхитительная Серенада из этой оперетты приобрела широкую известность в обработке Ф.Крейслера). Легару было уже за пятьдесят, когда началось его сотрудничество с Р.Таубером, лучшим тенором Германии. В результате появились такие удачные оперетты, как Паганини (1925), Царевич (1927), Фридерика (1928), Страна улыбок (Das Land des Lchelns, 1929), Как прекрасен мир! (Schn ist die Welt, 1931) и, наконец, последний опус Легара – Джудитта, поставленный в 1934 в Венской опере. Из четырех мастеров поздней венской оперетты (наряду с О.Штраусом, Л.Фалем и И.Кальманом) Легар был самым ярким: его мелодическое дарование поистине неисчерпаемо, ритмический и гармонический язык отличается разнообразием, а оркестровое письмо – эффектностью. Кроме венского и венгерского колорита Легар использует парижские, русские, испанские, польские и даже китайские элементы. Хотя его критиковали за подмену настоящей музыкальной комедии мелодрамой, т.е. отходом от традиций основоположников жанра Ж.Оффенбаха и И.Штрауса, не вызывает сомнений, что именно творчество Легара принесло венской оперетте широкую международную известность.

Годы Второй мировой войны Легар провел в Австрии, затем переехал в Швейцарию (1946). Через два года он вернулся в свой австрийский дом в Бад-Ишле. Умер Легар в Бад-Ишле 24 октября 1948.

Венгерский композитор и дирижёр. Сын композитора и капельмейстера военного оркестра. Легар гимназистом посещал (с 1880) Национальное музыкальное училище в Будапеште. В 1882-88 учился в Пражской консерватории игре на скрипке у А. Бенневица, теоретическим предметам - у Й. Б. Фёрстера. Начал писать музыку в студенческие годы. Ранние сочинения Легара заслужили одобрение А. Дворжака и И. Брамса. С 1888 работал скрипачом-концертмейстером оркестра объединённых театров в Бармен-Эльберфельде, затем в Вене. Вернувшись на родину, с 1890 работал капельмейстером в различных военных оркестрах. Написал много песен, танцев и маршей (в т.ч. популярный марш, посвященный боксу, и вальс «Золото и серебро»). Приобрёл известность после постановки в Лейпциге в 1896 оперы «Кукушка» (по имени героя; из русской жизни времён Николая I; во 2-й редакции - «Татьяна»). С 1899 был полковым капельмейстером в Вене, с 1902 - вторым дирижёром «Театра ан дер Вин». Постановкой в этом театре оперетты «Венские женщины» начался «венский» - основной период творчества Легара.

Он написал свыше 30 оперетт, среди которых наибольший успех имеют «Весёлая вдова », «Граф Люксембург », «Цыганская любовь ». Лучшие произведения Легара характеризуются искусным сплавом интонаций австрийских, сербских, словацких и других песен и танцев («Плетельщик корзин» - «Der Rastelbinder», 1902) с ритмами венгерских чардашей, венгерских и тирольских песен. В некоторых опереттах Легара сочетаются современные ему новейшие амермканские танцы, канканы и венские вальсы; в ряде оперетт мелодии построены на интонациях румынских, итальянских, французских, испанских народных песен, а также на польских танцевальных ритмах («Голубая мазурка»); встречаются и другие «славянизмы» (в опере «Кукушка», в «Танцах голубой маркизы», опереттах «Весёлая вдова» и «Царевич»).

Однако в основе творчества Легара - венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна «чувствительность», но они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно установить появление различных танцев в Европе). Многие оперетты Легар неоднократно переделывал, обновлял либретто и музыкальный язык, и они шли в разные годы в разных театрах под другими названиями.

Легар придавал большое значение оркестровке, часто вводил народные инструменты, в т.ч. балалайку, мандолину, цимбалы, тарогато, чтобы подчеркнуть национальный колорит музыки. Его инструментовка эффектна, насыщенна и красочна; часто сказывается влияние Дж. Пуччини, с которым Легара связывала большая дружба; черты, родственные веризму и др., проявляются также в сюжетах и характерах некоторых героинь (например, Ева из оперетты «Ева» - простая фабричная работница, в которую влюбляется хозяин стекольного завода).

Творчество Легара во многом определило стиль новой венской оперетты , в которой место гротесковых сатирических буффонад заняли бытовая музыкальная комедия и лирическая драма, с элементами сентиментальности. Стремясь приблизить оперетту к опере, Легар углубляет драматические коллизии, развивает музыкальные номера почти до оперных форм, широко применяет лейтмотивы («Наконец, одни!» и др.). Эти черты, наметившиеся еще в «Цыганской любви», особенно проявились в опереттах «Паганини» (1925, Вена; ее сам Легар считал романтической), «Царевич» (1925), «Фридерика» (1928), «Джудитта» (1934) Современные критики называли лирические оперетты Легара «легариадами». Сам Легар назвал свою «Фридерику» (из жизни Гёте, с музыкальнами номерами на его стихи) зингшпилем.

Ш. Каллош

Ференц (Франц) Легар родился 30 апреля 1870 года в вен­герском городке Комморне в семье военного капельмейстера. После окончания консерватории в Праге и нескольких лет работы театральным скрипачом и военным музыкантом он становится дирижером венского театра «Ан дер Вин» (1902). Со студенческих лет Легар не оставляет мысли о композиторском поприще. Он сочиняет вальсы, марши, песни, сонаты, скрипичные концерты, но более всего его влечет к себе музы­кальный театр. Его первым музыкально-драматическим про­изведением была опера «Кукушка» (1896) на сюжет из жизни русских ссыльных, разработанный в духе веристской драмы. Музыка «Кукушки» мелодическим своеобразием и меланхо­лическим славянским тоном привлекла внимание В. Леона - известного сценариста, режиссера венского «Карл-театра». Первая совместная работа Легара и Леона - оперетта «Решет­ник» (1902) в характере словацкой народной комедии и поставленная почти одновременно с ней оперетта «Венские женщи­ны» принесли композитору славу наследника Иоганна Штрауса.

По словам Легара, он пришел в новый для себя жанр, совер­шенно не ориентируясь в нем. Но незнание обернулось преиму­ществом: «Я смог создать свой собственный стиль оперет­ты», – говорил композитор. Этот стиль был найден в «Весе­лой вдове» (1905) на либретто В. Леона и Л. Штайна по пьесе А. Мельяка «Атташе посольства». Новизна «Веселой вдовы» связана с лирико-драматической трактовкой жанра, углублени­ем характеров, психологической мотивировкой действия. Легар заявляет: «Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики... <...> Моя цель - облаго­родить оперетту». Новую роль в музыкальной драматургии приобретает танец, который способен заместить собой сольное высказывание или дуэтную сцену. Наконец, обращают на себя внимание новые стилевые средства - чувственное обаяние мелоса, броские оркестровые эффекты (вроде глиссандо арфы, удваивающего в терцию линию флейт), свойственные, по отзы­вам критики, современному оперному и симфоническому, но никак не опереточному музыкальному языку.

Принципы, оформившиеся в «Веселой вдове», развиваются в последующих произведениях Легара. С 1909 по 1914 годы им были созданы сочинения, составившие классику жанра. Наибо­лее значительны «Княжеское дитя» (1909), «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910), «Ева» (1911), «Наконец одни!» (1914). В первых трех из них окончательно закрепляет­ся созданный Легаром тип неовенской оперетты. Начиная с «Графа Люксембурга» устанавливаются амплуа персонажей, складываются характерные приемы контрастного соотношения планов музыкально-сюжетной драматургии - лирико-драмати­ческого, каскадного и фарсового. Расширяется тематика, а вместе с ней обогащается интонационная палитра: «Княжеское дитя», где, в соответствии с сюжетом, намечается балканский колорит, включает и элементы американской музыки; венско-парижская атмосфера «Графа Люксембурга» вбирает в себя славянскую краску (среди персонажей – русские аристократы); «Цыганская любовь» является первой «венгерской» опереттой Легара.

В двух сочинениях этих лет намечаются тенденции, наиболее полно выразившиеся позже, в последнем периоде творчества Легара. «Цыганская любовь», при всей типичности ее музы­кальной драматургии, дает настолько неоднозначную трактовку характеров героев и сюжетных положений, что в определен­ной степени изменяется присущая оперетте мера условности. Легар подчеркивает это, давая своей партитуре особое жан­ровое обозначение – «романтическая оперетта». Сближение с эстетикой романтической оперы еще более ощутимо в оперет­те «Наконец одни!». Отклонения от жанровых канонов приводят здесь к беспрецедентному изменению формальной структу­ры: весь второй акт произведения представляет собой большую дуэтную сцену, лишенную событийности, замедленную по тем­пу развития, наполненную лирически-созерцательным чув­ством. Действие развертывается на фоне альпийского пейзажа, заснеженных горных вершин, и в композиции акта вокальные эпизоды чередуются с картинно-описательными симфонически­ми фрагментами. Современная Легару критика назвала это сочинение «"Тристаном" оперетты».

В середине 1920-х годов начинается последний период твор­чества композитора, завершившийся «Джудиттой», которая была поставлена в 1934 году. (Собственно, последней музыкально-сценической работой Легара стала опера «Бродячий певец» - переделка оперетты «Цыганская любовь», осуществленная в 1943 году по заказу Будапештского оперного театра.)

Поздние оперетты Легара уводят далеко в сторону от моде­ли, созданной некогда им самим. Нет уже счастливой развязки, почти устраняется комедийное начало. По своей жанровой сущности это не комедии, а романтизированные лирические драмы. И в музыкальном отношении они тяготеют к мелодике оперного плана. Своеобразие этих сочинений настолько вели­ко, что они получили в литературе специальное жанровое обо­значение - «легариады». К их числу относятся «Паганини» (1925), «Царевич» (1927) - оперетта, повествующая о несчас­тной судьбе сына Петра I царевича Алексея, «Фридерика» (1928) - в основе ее сюжета любовь молодого Гёте к дочери зезенгеймского пастора Фридерике Брион, «китайская» оперет­та «Страна улыбок» (1929) по мотивам более ранней легаров­ской «Желтой кофты», «испанская» «Джудитта», далеким про­образом которой могла послужить «Кармен». Но если драматургическая формула «Веселой вдовы» и последующих легаровских сочинений 1910-х годов стала, по выражению историка жанра Б. Груна, «рецептом успеха целой сценической культуры», то поздние опыты Легара не нашли продолжения. Они оказались своего рода экспериментом; им недостает того эстетического равновесия в соединении разнородных элемен­тов, которым наделены классические его творения.

Если говорить о «неовенском» периоде в истории оперетты, то имя Франца Легара, безусловно
занимает лидирующее место. И пожалуй еще Имре Кальман. Вот два бога оперетты. Но поговорим
о «Веселой вдове»!
Прослушал всю ее до последней ноты на русском языке. Был удивлен! Очень качественное
исполнение. Очень живой адекватный перевод. Мне понравилось.. вообщем! Ну да ладно..
Прослушал ее.. (признаюсь) два раза. Постоянно с большим преудовольстивем!
Оперетта была написана в 1905 году и принесла Легару непреходящую славу. Сергей
Рахманинов сказал о «Веселой вдове» следующее: «Это гениальная музыка, и гениальная
смысловая текстовая нагрузка!»
Легар танцевален. Даже очень! Действующим лицам отданы ведущие вокальные партии. В
дуэтах раскрывается основной конфликт сюжета. Конфликт как правило строится на любовной
трагедии, неразделенной любви, на фоне блеска бриллиантов, малиной роскоши; перьев и
залеченных туфлей. И конечно безумных состояний баронов и баронесс; княгинь и князей. За
основу Легар берет не живой характер, а маски, доводит их до шаржа гротеска, и передает
это с такой живостью, что не чувствуется некое преувеличение в обработке образа. «Маска»
есть, она явная, но веришь, что она и есть жизнь. В этом гений Легара. Оперетту писать
сложно. Очень сложно, так как легко спуститься до пошлости. Простое писать сложно.
На сцену выходят молодые люди простаки, неудачники, которые и составляют сердцевину
любовного треугольника оперетты неовенской школы. И конечно же юмор! Комичный юмор!
Прекрасные дуэты.
Расскажу о сюжете.
Все происходит в вымышленной стране «Монтевердо! Грав Данила гуляка и весельчак,
проводит все свое время в баре «Максим». Ария приходите к нам в «Максим»-шедевр. Ганна
Главари- миллионерша. Магнит для женихов. Если она выйдет замуж за иностранца, то все
капиталы этой маленькой страны утекут и республику «Монтевердо» ждет нищета. Этого нельзя
допустить, поэтому правительство мобилизует все молодые силы для того, чтобы соплеменники
баронессы вскружили ей голову и женились на ее миллионах. Граф Данила был вызван для этой
цели. Но он хочет спать. Бар «Максим» , постоянные кутежи дают о себе знать. Он спит
прямо в посольстве и ему вообще глубоко «параллельно» на какую-то там Ганну. Но Ганна
постоянно натыкается на Данила. А графу вообще, все равно до Ганны! Но это только
распаляет Ганну. Она отвергает женихов и все больше и больше прельщается холодностью
Данила. В конце концов Гана не выдерживает и признается ему в любви. Оказывается и Данила
влюблен в Ганну. Как говорится: «если хочешь что-то получить, откажись от этой мысли и это
«То» самое, что ты хотел, само упадет в твои ладони. Так вышло! Ганна влюбилась в Данила.
Все рады капиталы никуда не утекут. Так любовь спасла страну:=)))) Но сколько в этом
жизненной правды. Неподражаемого юмора. Какая яркая филигранно отточенная оркестровая
форма. Великолепный мелодичный рисунок.
В наше стране Веселая вдова идет до сих пор и с большим успехом. Ее мелодии постоянно на
слуху. Особенный успех оперетта имела в советское союзе.
Короче! «Веселую вдову» распевает весь мир. В 1907 году эта оперетта появляется и на
Бродвее.
Американцы засыпали от скуки когда ее слушали. Куда уж там оперетте Легара против
джаза….то!:=)))
(Если Вы зануда, нытик, и сноб, имбицил, то «Веселая вдова» явно не для вас!:=))))

- (Lehar) Франц (1870 1948), венгерский композитор, дирижер. Работал в Будапеште, Вене. Один из авторов так называемой новой венской оперетты (всего свыше 30): Веселая вдова (1905), Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910) … Современная энциклопедия

Франц Легар Franz Lehár Дата рождения 30 апреля 1870 Место рождения Комарно (Словакия) Дата смерти 24 октября 1948 … Википедия

- (Lehar) Ференц (Франц) (30 IV 1870, Комаром, Венгрия 24 X 1948, Бад Ишль, Австрия) венг. композитор и дирижёр. Сын композитора и капельмейстера воен. оркестра. Л. гимназистом посещал (с 1880) Нац. муз. уч ще в Будапеште. В 1882 88 учился… … Музыкальная энциклопедия

- (Lehár) Ференц (Франц) (30.4.1870, Комаром, Венгрия, 24.10.1948, Бад Ишль, Австрия), венгерский композитор и дирижёр. Сын музыканта. Учился музыке у отца, с 12 лет в консерватории в Праге (1882 88). С 1888 работал скрипачом,… …

легар - Легар: лежень, ледар … Толковый украинский словарь

Легар Ф. - ЛЕГÁР (Lehár) Ференц (Франц) (1870–1948), венг. композитор, дирижёр. Предст. жанра т. н. новой венской оперетты: Весёлая вдова (1905), Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910) и др. (всего св. 30) … Биографический словарь

ЛЕГАР, ФЕРЕНЦ (ФРАНЦ) (Lehar, Ferenc или Franz) ФЕРЕНЦ ЛЕГАР. (1870 1948), композитор, выдающийся мастер венской оперетты. Родился 30 апреля 1870 в словацком городке Комаром (ныне Венгрия) в семье военного капельмейстера. В 1882 Легар поступил в… … Энциклопедия Кольера

- (Франц) (1870 1948) венгерский композитор, дирижер. Представитель т. н. новой венской оперетты. Веселая вдова (1905), Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910) и др … Большой Энциклопедический словарь

Легар (Lehár) Ференц (Франц) (30.4.1870, Комаром, Венгрия, 24.10.1948, Бад Ишль, Австрия), венгерский композитор и дирижёр. Сын музыканта. Учился музыке у отца, с 12 лет в консерватории в Праге (1882 88). С 1888 работал скрипачом, капельмейстером … Большая советская энциклопедия

- (Франц) (1870 1948), венгерский композитор, дирижер. Представитель т. н. новой венской оперетты. «Веселая вдова» (1905), «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910) и др … Энциклопедический словарь

Книги

  • Франц Легар , А.Р. Владимирская. …
  • Франц Легар , Владимирская А.Р.. Книга представляет собой исторический очерк об одном из корифеев венской оперетты, его художественных взглядах и творческой эволюции. Книга рассчитана на широкийкруг…

Биография

Ранние годы и начало творчества

Уже в пять лет Легар знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. В 12 лет поступил в Пражскую консерваторию по классу скрипки и в 18 лет закончил её (). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему заняться композицией.

Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в театре Бармен-Эльберфельда, затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене . Одним из скрипачей в оркестре был молодой Лео Фалль . В австрийской армии Легар числился 14 лет (1888-1902).

Прослушав только первые такты моей музыки, директора театра Карчаг и Вальнер заткнули уши и закричали:

Это ужасно! Это не музыка! Это призрак банкротства! Эти музыкальные новшества у нас успеха иметь не могут! Где тут Вена? Поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят увидеть и услышать наши зрители в каждой оперетте?

Я сидел, как на угольях. «Наверно, они правы, - думал я. - Они старые практики, а я неопытный дилетант».

Директора заявили, что нужно вернуть Хойбергера, у него трезвая голова, он не будет делать ненужных экспериментов, или пускай пригласят другого композитора, например, Рейнхардта или Хельмесбергера . Но Виктор Леон был твёрд.

Как вы не понимаете, - сказал он, - что оперетта с этой музыкой будет самой большой удачей в вашей антрепренёрской жизни?

Директора даже предложили Легару 5000 крон, если тот откажется от контракта. Но актёры театра, с увлечением репетировавшие спектакль, поддержали молодого автора.

Премьера оперетты состоялась в венском театре «Ан дер Вин » 30 декабря 1905 года , дирижировал сам Легар. Успех был грандиозным. Зрители вызывали на «бис» многие номера, а в финале устроили шумную нескончаемую овацию. Аншлаги спектакля имели место на протяжении всего 1906 года, оперетту спешно ставили по всему миру: Гамбург, Берлин, Париж, Лондон, Россия, США, даже Цейлон и Япония . Многие критики и ценители сравнивали музыку Легара начала 1900-х с лучшими творениями Пуччини , хвалили композитора за удачное сочетание венского стиля «со славянской меланхолией и французской пикантностью» . Сам Легар позднее пояснил:

С «Весёлой вдовой» я нашёл свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях… Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель - облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…

Реализация этой программы началась не сразу. Летом 1906 года в доме сына умерла мать Легара, Христина Нойбрандт. В этом и следующем году Легар написал два рядовых одноактных водевиля, а в 1908 году - оперетты «Троеженец» и «Княжеское дитя», имевшие небольшой успех. В этот период венская оперетта переживала возрождение, начали появляться работы таких мастеров, как Лео Фалль , Оскар Штраус и Имре Кальман .

12 ноября 1909 года появился ещё один шедевр Легара: оперетта «Граф Люксембург ». Сюжет либретто был вполне традиционным (взят из старой оперетты Иоганна Штрауса), но обаяние проникновенной музыки Легара, то искренне-драматичной, то жизнерадостно-озорной, позволило этой оперетте почти повторить успех «Весёлой вдовы» - как в Вене, так и за рубежом.

«Легариады» (1910-1934)

Первой попыткой соединить оперетту с драматическим сюжетом стала «Цыганская любовь » (), работа над которой шла одновременно с «Графом Люксембург». Она открыла серию произведений, которые критики шутливо назвали «легариадами», а сам Легар - романтическими опереттами . Здесь всё было вызывающе нешаблонно - и музыка, больше похожая на оперную, и (нередко) отсутствие традиционного счастливого финала. В этих опереттах нет героев и злодеев, каждый прав по-своему.

Далее Легар с переменным успехом продолжил эту линию. После «Цыганской любви» международную популярность завоевала оперетта «Ева» (1911) с «роскошной музыкой» . В следующем, 1912 году Легар посетил Россию, чтобы участвовать как дирижёр в петербургской премьере «Евы» (28-31 января, в «Пассаже»). Хорошо была принята и следующая оперетта «Наконец одни» (1914), позже переделанная и ныне известная под названием «Как чуден мир» (1930). Она известна своим вальсом, а её музыку сравнивали с симфонизмом Вагнера и называли «альпийской симфонией» .

Летом 1914 года в Вену (на премьеру своей оперы «Девушка с Запада») приехал Пуччини и потребовал познакомить его с Легаром, с которым его часто сравнивали. Их зародившаяся дружба была прервана началом войны . Легар, захваченный общим милитаристским подъёмом, написал несколько патриотических песен и маршей, устраивал концерты для раненых солдат. Театры оперетты, несмотря на войну, возобновили свою работу в 1915 году; ошеломляющий успех имела оперетта Кальмана «Княгиня чардаша» («Сильва »), которую ставили даже на другой стороне фронта, в России. У Легара в эти годы появилась лишь малоудачная оперетта «Звездочёт», которую позже дважды переделывал («Танец стрекоз» в 1922 году, «Жиголетта» в 1926 году), но безрезультатно. Лишь в 1918 году Легар добился нового успеха, создав свою «самую венгерскую» оперетту «Там, где жаворонок поёт ». Премьера, вопреки обыкновению, прошла сначала не в Вене, а в Будапеште. Несмотря на всё сказанное, по окончании войны, когда Венгрия обрела независимость, Легар решил остаться в Вене.

Восторженный отзыв о нежной и грустной музыке «Там, где жаворонок поёт» дал Пуччини, посетивший Легара в 1920 году. Он писал Легару из Италии :

Милый маэстро! Я не могу сказать, как я счастлив, что мог узнать Вас близко и восхищаться Вашей человеческой добротой так же, как мелодиями Вашей всемирно известной музыки… Почувствуйте дружеское рукопожатие Вашего друга - Пуччини.

Несколько следующих оперетт Легара - «Голубая мазурка», «Королева танго» (переделка «Божественного супруга») - не нашли отклика у зрителей. «Фраскита » (1922) была также принята прохладно, хотя знаменитый романс Армана из этой оперетты вошёл в репертуар ведущих теноров мира. Немного лучше была принята экзотическая «Желтая кофта» (1923) (будущая «Страна улыбок »), для которой Легар специально изучил и воплотил китайскую мелодику.

В 1927 году Легар вернулся к русской тематике и написал оперетту «Царевич » с трогательной историей несчастной любви. Премьера в Берлине вновь имела триумфальный успех. Хорошо была принята в 1928 году и следующая оперетта, «Фридерика», главный персонаж которой - молодой Гёте . Публика бисировала чуть ли не все номера, оперетта обошла сцены многих стран. В 1929 году появилась и также имела огромный успех «Страна улыбок», дополненная новая редакция «Жёлтой кофты». По опереттам Легара начали ставить кинофильмы, первоначально немые, а после 1929 года уже с музыкой.

Свой дом в Бад Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.

Увековечение памяти

В честь Легара названы:

Он - почётный гражданин городов Вена , Шопрон и Бад-Ишль. В парке у венской ратуши поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18).

Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. Арии из его оперетт занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды , Элизабет Шварцкопф , Монтсеррат Кабалье , Лучано Паваротти , Пласидо Доминго и многих других.

Список оперетт

См. более подробно: Список оперетт и опер Легара .

Всего Легар написал более 20 оперетт, насыщенных яркой, нешаблонной музыкой. Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.

  • Кукушка (Kukuschka ) 27 ноября , Stadtheater, Лейпциг
  • Венские женщины (Wiener Frauen ), 21 ноября , Театр Ан дер Вин , Вена
  • Лудильщик (Der Rastelbinder , название переводилось также как «Плетельщик корзин » или «Решетник »),

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...