Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Условия и пути развития творческих способностей школьников. Обобщение опыта "развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарасовская средняя общеобразовательная школа»

Обобщение педагогического опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ «Тарасовская СОШ»

Ахраменко Натальи Викторовны

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время»

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества»

(В.А. Сухомлинский)

План

    Актуализация темы.

    Теоретическая интерпретация опыта

    Технология опыта

    Новизна опыта.

    Результативность.

    Адресная направленность.

    Заключение.

    Список литературы.

    Актуализация темы

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности обучающихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которые направлены на развитие творческого мышления обучающихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Актуальность данного направления в работе с детьми мне видится с нескольких позиций.

Во–первых , сегодня одной из проблем современной педагогики является развитие творческих способностей обучающихся. В педагогической практике в разных областях деятельности идёт активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развивать творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей своё место в жизни, свой путь, своё направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.

Во–вторых , творческие способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике. Деятельность человека осуществляется не по образцу. Он способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное за пределами требуемого, за пределами задачи, которая ставится перед ним.

В–третьих , это развитие творческих способностей школьников, связанных с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способностей ставить проблемы и находить пути их решения.

II . Теоретическая интерпретация опыта

Мой опыт основывается на научных разработках ведущих педагогов и психологов: В.А. Сухомлинского, А.Н. Леонтьева, Ш.А. Амонашвили, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Н.Е. Щурковой и др. Это педагогика здравого смысла, педагогика сотрудничества, гуманно – личностная педагогика, педагогика творчества.

В основе технологии следующие принципы:

    «Все дети талантливы».

    «Плох не ребёнок, плох его поступок».

    «В каждом ребёнке чудо, ожидай его».

На становление моего опыта также повлияли следующие работы:

    В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям.

    Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.

    В.И. Андреев. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества.

    С.М. Соловейчик. Воспитание творчеством.

    М.Г. Яновская. Творческая игра в воспитании младших школьников.

    А.М. Матюшкин. Развитие творческой активности школьников.

    А.П. Волков. Приобщение школьников к творчеству.

    Н.В. Иванова. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности.

Мне очень близки следующие высказывания:

«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и умственного развития ребёнка зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

(В.А.Сухомлинский)

«Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке».

(Ш.М. Амонашвили)

«В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

(Л.С. Выготский)

«Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности творчества».

(Л.С. Выготский)

«От учителя требуется большая чуткость, но особенно бережно он должен относиться к замыслам, которыми делятся с ним дети».

(В.А. Левин)

«Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без неё все другие достоинства теряют значения. Этому условию удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции».

(Б.М. Теплов)

«У каждого ребёнка есть определённые способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых».

(Н.Т Винокурова)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

(К.Д. Ушинский)

Понятие «Творчество»

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей обучающихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество» и «способности».

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации.

Творчество - это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».

Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.

Признаками и критериями творческой деятельности являются продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Но, к сожалению, до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы и часто недооцениваются творческие возможности ребёнка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно. Поэтому следует пояснить, что под творчеством ученика мною понимается создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Ведь творчество, индивидуальность, художество проявляются даже в минимальном отступлении учеником от заданного образца.

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.

Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.

Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Понятие «Способности»

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Вот как рассматривал способности Р.С. Немов: «Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности».

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

Известно, что какими бы значительными ни были задатки человека, они не развиваются сами по себе, вне обучения, в отрыве от деятельности этот процесс не существует. Можно по этому поводу привести мнение ведущих психологов: «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»; «Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания».

Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. Этому способствует творческий процесс, так как это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, кроме этого он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. А важным условием творческой деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение.

III. Технология опыта

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения.

Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

    усилить педагогическое влияние на жизнь обучающихся в свободное от учебы время;

    организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

    выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

    оказать помощь в поисках «себя»;

    создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

    развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

    создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

    развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

    расширить рамки общения с социумом;

    воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время, а именно во внеурочное время.

Развивать творческие способности? Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Творческая деятельность младшего школьника - это продуктивная форма деятельности обучающихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Целью моей деятельности является создание условий для развития активной творческой личности школьников.

Задачи :

- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

Формировать творческий потенциала личности разнообразными методами;

Уделить внимание изучению и овладению современными педагогическими технологиями;

Прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;

Развивать навыки созидания, самореализации;

Поддержать и развивать творчество обучающихся в разнообразных его проявлениях;

Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

Развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

Находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

Воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

Продуктивность опыта состоит в том, что обучающиеся успешно:

Овладевают системой знаний практических умений и навыков, предусмотренных не только школьной программой, но и за ее рамками;

Участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески; - возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности;

Формируются взаимоотношения как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогом.

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.

Моя главная задача при работе над развитием творческих способностей– вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности во внеурочное время.

Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: (школьные, районные, интернет-олимпиады; творческие интеллектуальные игры, конкурсы; творческие конкурсы разного уровня). Я не ограничиваю учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и интеллектуальных, и предметных олимпиадах.

Во внеурочное время мои ученики посещают занятия «Декоративное творчество», которым руковожу я. Ребята с удовольствием, желанием и творчеством подходят к решению всех заданий.

Свои знания по всем предметам обучающиеся показывают на олимпиадах различного уровня, интеллектуальных конкурсах «Олимпис», «Кенгуру», «Русский Медвежонок – языкознание для всех», «КИТ», «Золотое РУНО» и занимают призовые места.

Большую работу провожу среди обучающихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым разом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

Наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

Реализация творческих заданий как важнейший компонент внеурочной деятельности школьника;

Творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

Стимулировать родителей обучающихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Проектная деятельность как способ развития индивидуальных творческих способностей детей

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов внеурочной деятельности.

Необходимость решать эту проблему развития творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы обучающихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них- исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, презентации.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а
дети, в рамках внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала.

Этап 4. Защита проекта. Презентация

Задача этапа – защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

В своей работе по организации проектной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности обучающихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.

Декоративное творчество как способ развития индивидуальных творческих способностей детей

Я считаю, что разработанные мною рабочие программы способствуют воспитанию, развитию творческих способностей с помощью индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Занятия по декоративному творчеству ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут на занятия по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения изделия, обучающиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься любым видом трудовой деятельности.

Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

Декоративное творчество воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.

Совместный труд способствует укреплению дружбы между детьми. Работа по вышиванию привлекает детей своей необычностью и новизной, она похожа на настоящее дело; это уже не труд понарошку, дети делают настоящую вещь, которую можно использовать в игре, в быту детского сада, подарить близким.

Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное желание сделать хорошо и красиво.

Обучающиеся приходят на занятие с очень слабыми руками, не умеют правильно держать ножницы и практически не выполняют даже простейших рукодельных работ, но бывают и приятные исключения.

В целом занятия строятся по схеме уроков трудового обучения. Но есть и достаточно серьезные отличия. Необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу. Поэтому можно представить структуру занятия следующим образом:

1. Организационная часть (примерно 2-3 минуты).

Объявление темы;

Организация рабочего места.

Теоретическая часть (в зависимости от возраста и темы 10-18 минут).

Беседа или рассказ по теме (3-7 минут);

Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут);

Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут, при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени).

3. Физкультминутка.

4. Практическая часть (23-33 минут).

Работа по графическим схемам, изображенным на доске или розданным на парты (10-15 минут).

5. Физкультминутка или гимнастика для глаз.

6. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут).

7. Заключительная часть(6-8 минут).

Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше (2-3 минуты)

Оценивание работы: ребенку следует сначала показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочеты, подсказывая способы их устранения.

Уборка рабочих мест (1-2 минуты).

Необходимо учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии. Наибольшая ее продолжительность должна быть на вводном занятии, при знакомстве с темой или конкретным изделием. Место физкультминутки зависит от продолжительности 1-й и 2-й частей занятия. Гимнастика для глаз обязательно проводится в середине практической работы, через 10-15 минут после ее начала.

IV . Новизна опыта

Новизна опыта выражается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей обучающихся осуществляется не периодически, а систематически, что стимулирует интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, как через проектную деятельность, так и декоративное творчество, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Организуя занятие с детьми, помню, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика («хочу сделать»), вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца –«я - сделал»! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, проводя исследование (создавая проект), видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. Поэтому дети работают с увлечением.

Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, что бы им нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную задачу. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили».

    1. Результативность

Анализируя свою деятельность, я исхожу из целей: развитие творческих способностей обучающихся; повышение уровня самостоятельности; развитие основ самообразования и исследовательской деятельности; создание положительной мотивации к деятельности.

Что приобретают обучающиеся при выполнении поделок, проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность, а также творил. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов или поделок была индивидуальной и групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.

Творческий потенциал каждого обучающегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, художников, скульпторов, ученых и т.д. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.

Процесс и результат деятельности принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенций. Дети готовы и хотят в дальнейшем развивать свои творческие способности. Дети и творчество – понятия практически нерасторжимые. Любой ребенок по своей природе – созидатель, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых.

    1. Адресная направленность

«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель».

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Опыт адресован учителям,

Готовым перестроить взаимодействия с обучающимися посредством проектной деятельности для развития специальных проектных умений, обуславливающих в дальнейшем у участников проектной деятельности конкурентоспособность в современном постоянно меняющемся мире;

Готовым к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании;

Готовым выйти за рамки программного материала;

Способным к саморазвитию.

VII . Заключение.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Педагогическая поддержка выступает как процесс:

Взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации;

Формирующий эмоционально - волевую сферу;

Стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.

В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.

Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности обучающихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Развитие творческих способностей ведёт:

    к повышению качества знаний учащихся,

    приобретению навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

    активизацию творческой и познавательной активности учащихся,

    формирование положительных личностных качеств ученика.

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества»

Максим Горький

VIII . Список литературы

1. Батищев Г.С . Диалектика творчества.- М.: Просвещение, 1984. – с.247.

2. Богоявленская Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 1998 г. – с.315.

4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., Просвещение, 1973. - 95 с.

5.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. - М. Просвещение, 1991г. – с.127.

6.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер, 1999. – с.96.

7. Кузьмина Н. В. Способности, одаренности, талант учителя. - Л.:ЛГУ, 1985. -с. 157.

8. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., Просвещение, 1984. - 189с.

9. Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978. – с. 248

10. Психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского. -М.: Политиздат, 1985.- 489 с.

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.


Знания, умения и навыки - взаимосвязь

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.


Усвоение знаний - результат

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.

Первые знания ребенок получает в младенчестве

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.

Формирование знаний продолжается практически всю жизнь

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Как формируются навыки - схема

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.


Формирование навыков работы с ножницами

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.


Теория развития умений

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

  • Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
  • Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
  • Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
  • Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
  • Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.


Развитие умений на уроках труда

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

  • 1 группа – условия мотивации действий учащихся;
  • 2 группа – условия обеспечения корректного выполнения действий;
  • 3 группа – условия отработки, воспитания желаемых свойств;
  • 4 группа – условия превращения и поэтапной отработки действия.

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет).


Обучение и воспитание- разницы

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.


Что такое мотивация - определение

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.


Школьное обучение - начало комплексного формирования знаний, умений и навыков

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

Похожие материалы

Можно сказать, что вся наша жизнь строится на навыке. Приобретение навыков - это постоянный процесс. В начале жизни мы учимся ходить, потом учимся держать ложку, потом - одеваться…
Со временем нам нужны более серьезные умения (внимания, общения, поведения в обществе, профессиональные навыки и т.д.). Все это определяет качество и уровень нашей жизни. Важно понимать, что навыки изначальны не даны. Они приобретаются, человек над ними работает лично и целенаправленно.

Навык - действие, которое:
а) вырабатывается со временем;
б) доводится до автоматизма.

Навык считается сформированным, если человек уже не думает, как действовать, не разделяет действие на части, а просто делает.
При этом ряд мелких движений сливаются в единое. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп выполнения действия. Человек уже не контролирует переход от одного движения к другому. Это происходит как бы сам собою, без специального планирования.

Почему навыки так важны для жизни.

Еще древние мудрецы говорили:
Посеешь мысль - пожнешь поступок,
Посеешь поступок - пожнешь привычку,
Посеешь привычку - пожнешь характер,
Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Четыре звена одной цепочки. Четыре последовательных момента. Четыре важные ступени построения судьбы.

Именно навык есть тем кирпичем, из которого строится фундамент нашей последующей жизнь. Именно навыки определяют ее качество. И самое главное, что динамичный ход жизни все время требует от нас приобретения навыков и их развития.

В детстве мы учимся с удовольствием. Но с возрастом почему-то люди этот задор теряют. Кому-то страшно начинать новое, кому-то стыдно показаться неумехой, кто считает. что всего уже достиг…

Как бы ни были важны навыки для нашей жизни, тот факт, что вы их развили, вовсе не гарантирует достижение желаемого результата.

Опыт показывает, что часто те, кто уже имеет соответствующий навык и даже знает, что это делать нужно и важно, далеко не всегда это делают. К примеру, утренняя зарядка. О ее пользе знают все, простые упражнения тоже знают. Но вот ежедневно выполняет их далеко не каждый.

Для каждого навыка должна быть выработана привычка.

Итак, начальные навыки лежат в основе всей нашей жизни. Но все же без последующих звеньев цепочки они ничто. Поэтому сегодня мы будем говорить о второй составляющей - привычке. Как сделать так, чтобы привычки улучшали нам жизнь.

Что такое привычка
Привычка - это способ поведения человека, которое становится потребностью в определенной ситуации. Например, привычка делать зарядку по утрам, привычка мыть руки перед едой, привычка гасить свет, уходя из дому… Когда человек по какой-то причине не может поступить по привычке, у него возникает чувство неудовлетворенности.
В основе привычки лежит навык, как умение что-то делать. Однако, в отличие от навыка, для формирования привычки важно не освоение умения, а образование новой потребности в его реализации при определенных условиях.
Привычки важны для всех сфер нашей деятельности и всей нашей жизни. Привычка может стать чертой характера, например, привычка быстро ходить, тихо говорить и т.д.

Навыки и привычки
Навык позволяет совершить действие легко и быстро. Привычка же не только позволяет совершить действие, но и обеспечивает сам факт его осуществления.
Как и навык, привычка относится к частично автоматическим действиям. Приобретение привычки чаще всего начинается с развития первичного умения. Затем оно переходит в привычку, если его постоянно повторять при одинаковых (или сходных) условиях.
Например, детей учат чистить зубы перед сном. У них в начале вырабатывается умение делать, а потом возникает привычка. Во взрослом возрасте эта устойчивая привычка уже не позволит лечь спать, не почистив зубы.
А если начальные навыки использовать от случая к случаю, то привычка не сформируется.

Сила привычки
Привычки очень сильны. Они заставляют человека действовать определенным образом при любых обстоятельствах.
Привычки формирует характер. Например, привычки убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в комнате - вырабатывают у человека аккуратность и опрятность. Привычка здороваться формирует вежливость.
Многое в нашей жизни начинается с привычки. Привычки укореняются, сохраняются и становятся нашей второй натурой.
Поскольку привычки и навыки переходят на уровень автоматизма, их очень тяжело изменить. Вот почему очень важно с самого начала учиться правильно выполнять действие и формировать правильные начальные навыки.
Конечно, неправильный начальный навык изменить все-таки можно. Но исправить его труднее, чем сразу выработать правильный. И вот тут крайне важно иметь кого-то рядом, кто показал бы, как надо действовать, указал бы на ошибки, разъяснил, в чем именно ты ошибаешься. А потом бы еще и проследил, насколько правильно ты выполняешь это действие сейчас.

Принципы достижения цели и приобретения навыков, подробно рассматривает Джош Вайцкин в своей книге «Искусство обучения». Причем все выводы Вайцкина - это не просто слова, они основаны на его реальном опыте. Автор является коучем нескольких мировых финансовых лидеров, он одержал победу в многочисленных чемпионатах по тайцзицюань, стал восьмикратным чемпионом страны по шахматам. В процессе достижения успеха Джош Вайцкин вывел ряд принципов, которые положительно повлияют на ваше совершенствование, на освоение новых навыков. Автор учит своих читателей, как достичь настоящих высот в жизни, сделать ее более интересной и яркой.

Ярлыкам - нет
При постановке цели каждый человек должен разбираться в проблеме, постигать ее постепенно. Это и есть суть процесса обучения. Результатом будет достижение цели, приобретение новых навыков. Если вы постоянно ограничиваете себя ярлыками, стараетесь вогнать в определенные рамки, которые сами себе и придумали, то добиться успеха будет невероятно сложно. Все эти установленные клише, в которых вы привыкли действовать, существенно снижают мотивацию. Причем ярлыки могут быть не только негативными, но и положительными. Если вы повесите на себя клише «удачливый», то движения вперед не будет, будет только ожидание посыла судьбы. А это неправильно.

Негативный опыт - тоже опыт
Некоторые считают, что формально проигравший не является проигравшим, ведь он получает дополнительный опыт, возможность оценить ситуацию и найти альтернативные пути решения. Поэтому ни в коем случае нельзя пасовать перед неудачами и проигрышами. Если ничего не делать, то успех не придет, но если стараться и проходить через поражения, то можно получить бесценный жизненный опыт. А он поможет в преодолении последующих трудностей.

Достижение целей с энтузиазмом
Любое приобретение новых навыков должно быть интересно, человек должен действительно этого хотеть. Энтузиазм - это возможность не оглядываться на окружающих, брать инициативу в свои руки и не считаться с мнением незнакомых людей. Вы просто идете вперед, будучи открытыми целому миру. В этом плане нужно ориентироваться на детей, которые учатся ходить. Они с огромным интересом осматривают окружающую действительность, стараясь делать свои первые шаги. При достижении успеха необходимо вырабатывать собственный стиль, обращать внимание на мелочи и детали, которые кажутся незаметными на первый взгляд.

Не жалуйтесь на судьбу
Иногда судьба может преподнести неприятные сюрпризы, но залог успеха - это прозрачный взгляд на все превратности. Если вы подвержены влиянию эмоций, то можете не заметить рациональный выход или способ решения проблемы. К любым неприятностям стоит относиться с легкостью.

Зрите в корень
Решение любого вопроса зависит от полного погружения. Если вы не понимаете, с чем имеете дело, то невозможно освоить новые навыки для человека. Причем осознание должно приходить не только в последний момент. Старайтесь быть в курсе дела всегда, на протяжении всего процесса. Это позволит усилить самоконтроль. Также не стоит оглядываться на других. Если никто не проверяет ваши успехи и осведомленность в вопросе, не значит, что нужно их игнорировать.

Контролируйте стрессовые ситуации
Нельзя полностью уходить в работу, иначе это станет причиной появления стрессов, усталости, слабости. Всегда нужно оставлять время на самовосстановление и отдых. Без хорошего отдыха не бывает хорошей работы. Выбирайте любой способ досуга - зарядку, игры или медитацию. Через какое-то время вам будет нужно меньше времени для отдыха, тогда вы сможете выкладываться полностью без чувства утомляемости. Так можно выработать умение легко собираться с силами и концентрироваться на важной задаче, когда это необходимо.

Золотая середина
Работа на износ никому не приносила пользы. Старайтесь работать усердно, но не перебарщивать с усилиями. Вы должны чувствовать, что сделали много, но не быть измотанными. Главное в любой успешной работе - это удовлетворение. Если постоянно чувствовать усталость, то желание осваивать новые навыки постепенно сойдет на нет. Изучите свои индивидуальные предпочтения, тогда вы сможете найти идеальный баланс.

Начните с фундаментальных учений
В любом деле важно начинать с азов. Если вы точно знаете основы, то сможете легко идти дальше. Фундаментальные принципы позволят воплотить творческие идеи, реализовать нестандартный подход. К каждой проблеме нужно подходить детально, начиная с самого начала.

Расстановка приоритетов
Каждое дело скрывает в себе истинную цель и поверхностные аспекты. Уделяйте внимание истинной цели, чтобы не размениваться по мелочам. Используйте только необходимую информацию, изучая ее со всех сторон. При достижении целей следует применять собственные методы работы. С нужной информацией вы сможете быстрее докопаться до сути. Сначала нужно уделять этому особое внимание, а потом подобный подход войдет в привычку.

Если в вопросе, как приобрести новые навыки, следовать этим принципам, то вас точно ждет успех и желание двигаться вперед.

И в заключении еще четыре простых правила, чтобы успешно и с минимальными усилиями выработать навык.

Правило 1. Практикуйтесь только в одном типе поведения единовременно
Обычно люди, работая над улучшением своих навыков, пытаются делать одновременно как можно больше. Однако люди, успешно овладевшие сложными навыками, достигли такого результата, практикуя в каждый момент времени только один тип поведения, а не два, и уж тем более не десяток одновременно.
Выберите только один тип поведения, в котором будете практиковаться. Не переходите к следующему, пока не будете уверены, что верно поняли первый.

Правило 2. Тренируйте новый тип поведения минимум трижды
Попробовав что-то новое, вы сначала обязательно почувствуете неловкость. Жмет не только новая обувь. Следует тренировать любой новый тип поведения несколько раз, чтобы комфортно себя чувствовать и успешно работать. Новые навыки надо «разносить», как обувь.
Какой бы навык вы ни пытались улучшить, поначалу будет все ужасно.

Никогда не судите, успешен ли новый тип поведения, пока не потренируете его как минимум трижды.

Правило 3. Количество прежде качества
Не задумывайтесь о качественных показателях (таких как плавность или наилучшее построение фразы в изучении языка) — все это препятствует успешному овладению навыком.
Старайтесь часто использовать новый тип поведения, и качество вскоре придет само.

Правило 4. Практикуйтесь в безопасных ситуациях
Всегда испытывайте новые типы поведения в безопасных ситуациях, до тех пор пока не почувствуете себя комфортно. Не используйте важные встречи для тренировки новых навыков.

Эти правила вместе составляют простую стратегию изучения или улучшения ваших навыков. Эти четыре основных правила помогут вам улучшить любой навык, начиная от занятий любовью и заканчивая полетами на самолете:

  • Выберите только один тип поведения, с которым будете работать.
  • Выберите безопасные встречи с целью (вставить свою) , чтобы попрактиковаться в новом типе поведения.
  • Старайтесь применять новый навык чаще, не обращая в первое время на качество его исполнения.
  • Опробуйте выбранный тип поведения минимум трижды прежде чем судить, работает ли он.

А теперь у вас повернется язык, чтоб сказать что у вас нет способности танцевать?

Готова ли традиционная педагогика предложить механизмы развития мышления школьников, таких способностей, как воображение, рефлексия, понимание, осмысление? А способна ли обучить самоорганизации учебной деятельности, выработать способность к коммуникации?
Мыследеятельностная педагогика - это область знаний, изучающая механизмы и процессы, с помощью которых школьник усваивает учебную информацию и способы деятельности.

Успешность и качество обучения учащихся напрямую зависят от уровня развития их мышления, степени сформированности мыслительных операций. Без хорошей «работы» мыслительного аппарата невозможно продуктивное усвоение учебного материала, получение качественного образования и, как следствие, возможности свободно ориентироваться в реальной жизни. Поэтому важнейшая задача образования — создать благоприятные условия для развития многих видов и качеств мышления школьника.

Формирование способностей

Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Общепринятым в отечественной психологии является понимание способностей как прижизненно складывающихся психических свойств индивида. Ф. с. происходит на основе врожденных задатков. Однако вопрос о природе задатков и их роли в Ф. с. является дискуссионным. По мнению одних авторов (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплое и др.), задатки специфичны по отношению к способностям, хотя и многозначны (т. е. одни и те же способности могут формироваться на основе разного сочетания задатков). По мнению других (А. Н. Леонтьев), задатки вообще не специфичны по отношению к собственно человеческим способностям и последние целиком формируются в процессе присвоения социального опыта. Ф. с. происходит в процессе усвоения тех видов деятельности, для осуществления которых эти способности необходимы. Однако если приобретение знаний, умений и навыков является прямым результатом обучения деятельности, то Ф. с. при существующих формах обучения выступает его косвенным, побочным результатом. А. Н. Леонтьевым была поставлена задача перехода к прямому формированию способностей, созданию «педагогики способностей». Трудность ее решения состоит в отсутствии четких знаний о психологической природе способностей и закономерностей их формирования. В ряде исследований развития способностей у детей (В. И. Киреенко, Н. С. Лейтес, В. А. Крутецкий и др.) дается описание психических свойств, выступающих в качестве способностей к определенным видам деятельности, и вскрываются условия, способствующие их совершенствованию. Ведутся интенсивные исследования умственных способностей ребенка — разрабатываются методы их диагностики и изучаются возможности целенаправленного Ф. с. в дошкольном и школьном возрасте.

Среднее образование создает важнейшую часть человеческого потенциала, необходимого для развития страны. И именно в средней школе должна быть заложена основа этого потенциала - базовые способности: мышление, рефлексия, коммуникация, понимание и действие. Среднее образование создает важнейшую часть человеческого потенциала, необходимого для развития страны. И именно в средней школе должна быть заложена основа этого потенциала - базовые способности: мышление, рефлексия, коммуникация, понимание и действие. Основные факторы, которые будут влиять на изменение способностей человека в ближайшие 20 лет, это:

  • дальнейшее повышение роли компьютера в интеллектуальных процессах и процессах коммуникации;
  • глобализация, резко расширяющая возможности перемещения по миру и предъявляющая более высокие требования к коммуникативным способностям, прежде всего к владению иностранными языками;
  • задача перевоспроизводства российской науки с сохранением ее лидерских позиций в тех областях, где это возможно, и передачей знаний и видения задач от уходящего поколения советских ученых к новому поколению;
  • задачи переосвоения и перезаселения российских территорий, опустевших в результате деструктивных социальных процессов.

Каждая из этих тенденций и задач содержит как позитивный потенциал развития человеческих способностей, так и определенную угрозу утраты культурно значимых функций.

Так, все большее значение, приобретаемое компьютером в жизни ребенка, бросает ряд вызовов развитию способности понимания и культуре чтения текстов. Среднее образование должно обеспечивать сохранение культуры чтения текстов, которая сейчас имеет тенденцию замещаться просмотром фильмов. Чтение текстов требует более высокой активности сознания понимающего текст, что связано с порождением и динамикой образов. И этот уровень активности сознания не должен быть утрачен.

Помимо становления понятийного строя мышления, основные направления его развития в среднесрочной перспективе должны быть связаны с проектным мышлением, проблемным мышлением, умением ставить и решать практические межпредметные задачи.

Базовые способности основа учебного процесса - собственная учебная деятельность школьника, и чтобы она была успешной, необходимо развивать мыследеятельностные способности, а именно: мышление, воображение, рефлексию, понимание, осмысление, способность к коммуникации и самоорганизации действий и деятельностей.

В традиционной педагогике не предусмотрены инструменты для развития (форм Способность понимания текстов - определяется на основе заданий на выявление учащимися прямого или переносного смысла (в рамках индивидуального конкурса) и коммуникации (в рамках коллективного конкурса).

  • Способность мышления - обнаруживается при решении детьми заданий на классификацию, где они должны самостоятельно распределить слова по группам и назвать основание своей классификации, а также при решении заданий на различение, где дети выявляют характер суждений и их предмет.
  • Способность воображения - выражается в решении на первый взгляд неразрешимых ситуаций. Есть дети, у которых воображение работает на любом предметном материале. Они способны видеть идеальное содержание, находить принципиальные решения самых сложных ситуаций. Другие дети могут только воспроизводить полученные ранее знания и способы действия. Интересно, что отличники не всегда имеют развитое воображение, в незнакомой ситуации или при встрече с противоречием они теряются, боятся сделать неправильно. Часто этим детям проще сказать, что так не бывает и не может быть, так как это «новое» не вписывается в жесткие рамки правил, которые они усвоили.
  • Способность к организации или способность к действиям-проверяется возможность ребёнка в построении замысла, его реализации, конструировании новых способов достижения результата. Проявление данной способности предполагается при организации конкурса для другой команды. Ребенок в рамках этого действия проявляет себя в качестве организатора деятельности других учащихся, ему приходится отвечать за инициацию чужого действия (задания), оценку чужого действия.
  • Способность к рефлексии - осознание детьми способов своей и чужой деятельности, ответ на вопрос не что сделал, а как сделал (имеется в виду способ действия).
  • Способность к самоопределению и самовыражению - проявляется в момент представления себя, своей команды от класса, где для успеха команды каждый должен определить свое занятие, свою роль относительно других, иначе это может быть обозначено, как способность работать в команде, уважать групповое мнение, командный дух. Данная способность является парной, так как предполагается, что у ребенка в этом возрасте уже возникает баланс между стремлением выразить свое содержание (самовыражение) и теми ограничениями, которые на него накладывает ситуация коллективной работы (самоопределение).

В традиционной педагогике не предусмотрены инструменты для развития (формирования) этих способностей, поскольку она не занимается изучением механизмов и процессов, которые лежат в основе организации собственной учебной деятельности школьника.Мыследеятельностная педагогика и представляет собой целенаправленную деятельность по развитию у школьников этих мыслительных способностей

Мыследеятельностная педагогика утверждает, что никакая систематизация навыков и действий, никакое объяснение правил употребления способов и приемов не сможет обеспечить развитие у ребенка мыследеятельностных способностей. Это возможно лишь при последовательном совершенствовании специально заданного образца деятельности в специально спроектированных педагогом ситуациях. Наличие у ребенка некоторого способа позволяет ему «замыслить» действие, но оно не может быть осуществлено без определенного изменения исходного способа. И одного способа недостаточно. Нужны приемы реализации этого способа, которые должны собираться вокруг него. Как показали исследования по проблеме развития способностей учащихся (Ю.В.Громыко, Л.Н.Алексеева), в основе способности ребенка лежат освоенные им способы осуществления той или иной деятельности.

Но способность к способам не сводится. При определенных формах обучения освоенный способ начинает дополняться разнообразными приемами, расширяться и достраиваться. Тогда школьник овладевает им, становится свободен в применении данного способа, вносит в него индивидуальные особенности исполнения. Это и есть рефлексивная деятельность. Рефлексия как принцип человеческого мышления, направлена на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. В результате этого вырабатываются установки и приемы управления собственной мыслительной деятельностью. Происходит развитие мышления, его перестройка, целенаправленная мыслительная деятельность.

Человек начинает мыслить и ставить для себя задачи только тогда, когда в привычном для него образе действия образуется разрыв: невозможно действовать по стереотипу. Тогда-то ему и требуется изобрести, построить и освоить новый способ. Г.П.Щедровицкий приводил такой пример: если вы едете в метро на работу к определенному сроку, вам не надо об этом думать, вы добираетесь автоматически. Но вдруг в метро авария. А вам надо успеть. Это и означает, что вы оказались в ситуации, когда вам нужно начать мыслить, т.е. вырабатывать новый план своих действий, чтобы успеть к сроку.

Мыследеятельностная педагогика позволяет учителю спроектировать подобные ситуации, сформировать у школьника особую учебную целевую установку на освоение общих способов, организовать рефлексивную деятельность - осознание найденного, построенного средства как основы общего способа решения множества предметных задач.

Понимание как деятельность человеческого мышления позволяет раскрывать существенные свойства предметов и явлений, постигать их смысл и значение. Понимание позволяет видеть причинно-следственные связи, выражать субъективную оценку правильности принятого решения. Понимание сопровождается чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Осмысление направлено на анализ собственных действий, анализ содержания знания и методов познания, на самопознание. Через осмысление происходит расширение сознания. Осмысление позволяет проникнуть в суть вещей, выделить смысл, суть понятия, события, явления, по смыслу воедино связать отдельные части чего-либо, выявить причину события и спрогнозировать его последствие.

Учащиеся, находясь в учебной ситуации, вовлекаются в процесс понимания предметного материала, осознания средств собственной учебной работы и границ их возможного применения, освоения новых средств. Это определяет возможность формирования новых способностей, приводящих к освоению новых способов, новых средств работы.

В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут ставить новые задачи и решать их. Достигнутый уровень знания и культуры предъявляет новые требования к человеку, к его способностям. То, чего мог достигнуть в предшествующие исторические эпохи лишь выдающийся человек, теперь легко усваивает школьник.

Овладение культурой, знаниями происходит в процессе деятельности индивида. В ходе деятельности человек познает свойства материалов, психические качества людей, а также собственные силы и возможности, приноравливает и приспосабливает свои силы к требованиям деятельности, формирует в себе недостающие свойства.

Учебная деятельность создает возможность не только испытать ребенка во всех отношениях, но и формировать его всесторонне.

В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени, и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.

В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о событиях природной и общественной реальности и о способах решения теоретических и практических задач. Знания закономерностей действительности и исторического опыта познания, накопленного человечеством, обеспечивают человеку подготовленность к деятельности и формирование способностей. Для формирования способностей особое значение имеет овладение рациональными способами решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей.

Способности развиваются постепенно , но неравномерно. В развитии способностей первичным фактором является постепенное структурирование природных свойств применительно к требованиям деятельности.

Овладение знаниями и умениями в процессе деятельности и постепенное их обобщение приводят к образованию специальных и вместе с тем универсальных механизмов, или систем, деятельности, обеспечивающих решение все усложняющихся новых задач.

На первом этапе развития способности имеют репродуктивный и подражательный характер.

Способности развиваются неравномерно, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться музыкальные, затем изобразительные способности. Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...