Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Характер в психологии: определение, свойства, типы. Свойства и виды характера человека

Рождаясь, новая личность получает в дар уникальный характер. Человеческая натура может состоять из черт, унаследованных от родителей, а может проявляться в совершенно ином, неожиданном качестве.

Натура не просто обуславливает поведенческие реакции, она специфично влияет на манеру общения, отношение к окружающим и собственной персоне, к работе. Черты характера человека создают у личности определенное мировоззрение.

От характера зависят поведенческие реакции человека

Эти два определения создают путаницу, ведь оба они участвуют в формировании личности и поведенческих реакций. На самом деле характер и темперамент разнородны:

  1. Характер формируется из перечня определенных приобретенных качеств психического склада личности.
  2. Темперамент – качество биологического характера. Психологи выделяют четыре его вида: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.

Имея одинаковый склад темперамента, индивидуумы могут обладать абсолютно разным характером. Но темперамент оказывает важное влияние на вырабатывание натуры – сглаживая либо обостряя ее. Также и человеческая натура непосредственно воздействует на темперамент.

Что такое характер

Психологи, говоря о характере, подразумевают определенное сочетание черт индивидуума, стойких в своем выражении . Эти черты максимально воздействуют на поведенческую линию личности в разноплановых отношениях:

  • среди людей;
  • в рабочем коллективе;
  • к собственной личности;
  • к окружающей действительности;
  • к физическому и умственному труду.

Слово «характер» греческого происхождения, означает оно «чеканить». В обиход это определение ввел естествоиспытатель Древней Греции, философ Теофраст. Такое слово действительно, очень точно дает определение натуре индивидуума.


Теофраст первым ввел в обиход термин «характер»

Характер будто прорисовывается в качестве уникального рисунка, он рождает неповторимую печать, которую в единичном экземпляре носит личность.

Говоря проще, характер – совокупность, объединение устойчивых индивидуальных психических характеристик.

Как понять натуру

Чтобы понять, какой натурой обладает индивидуум, нужно проанализировать все его поступки. Именно поведенческие реакции определяют примеры характера и характеризуют личность.

Но такое суждение чаще бывает субъективным. Далеко не всегда человек реагирует так, как подсказывает ему интуиция. На поступки влияет воспитание, жизненный опыт, обычаи той среды, где личность проживает.

Но понять, каким нравом обладает человек можно. Наблюдая и анализируя долгое время поступки определенной личности, можно выявить отдельные, особенно устойчивые черты. Если личность в совершенно разных ситуациях ведет себя одинаково, проявляя схожие реакции, принимает такое же решение – это и говорит о присутствии у него определенной натуры .

Зная, какие черты характера проявляются и преобладают у личности, можно предсказать, как проявить она себя в той или иной ситуации.

Характер и его черты

Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.


Разнообразие характеров

Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.

Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.

Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:

  • сила-слабость;
  • широта-узость;
  • статичность-динамичность;
  • цельность-противоречивость;
  • целостность-раздробленность.

Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.

Перечень черт личности

Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему . Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:

Система отношений Присущие черты индивидуума
Плюсовые Минусовые
К собственной личности Привередливость Снисходительность
Самокритичность Самовлюбленность
Кротость Хвастливость
Альтруистичность Эгоцентризм
К окружающим людям Общительность Замкнутость
Благодушие Черствость
Искренность Лживость
Справедливость Несправедливость
Содружественность Индивидуализм
Чуткость Черствость
Учтивость Беспардонность
К работе Организованность Расхлябанность
Обязательность Бестолковость
Исполнительность Неряшливость
Предприимчивость Инертность
Трудолюбие Ленивость
К предметам Экономность Расточительство
Тщательность Нерадивость
Опрятность Халатность

Помимо черт характера, включенных психологами в градацию отношений (отдельной категорией) были выделены проявления натуры в моральной, темпераментной, познавательной и стенической сфере:

  • моральная: гуманность, жесткость, искренность, добродушие, патриотичность, беспристрастность, отзывчивость;
  • темпераментная: азартность, чувственность, романтичность, оживленность, восприимчивость; страстность, легкомысленность;
  • интеллектуальная (познавательная): аналитичность, гибкость, пытливость, находчивость, деловитость, критичность, вдумчивость;
  • стеническая (волевая): категоричность, настойчивость, упертость, упрямство, целеустремленность, робость, смелость, самостоятельность.

Многие ведущие психологи склоняются к мнению, что некоторые черты личности следует выделять в две категории:

  1. Продуктивные (мотивационные). Такие черты подталкивают человека к совершению определенных поступков и действий. Это цель-черты.
  2. Инструментальные. Придающие личности во время какой-либо деятельности индивидуальность и способа (манеры) действия. Это способы-черты.

Градация черт характера по Олпорту


Теория Олпорта

Известный американский психолог Гордон Олпорт, эксперт и разработчик градаций личностных особенностей индивидуума, черты личности распределил на три класса:

Доминирующий . Такие черты ярче всего выявляют поведенческую форму: поступки, деятельность определенной личности. К ним относятся: доброта, эгоизм, жадность, скрытность, мягкость, скромность, алчность.

Обычный . Они одинаково проявляются во всех многочисленных сферах жизни человека. Это: гуманность, честность, великодушие, зазнайство, альтруизм, эгоцентризм, радушие, открытость.

Второстепенный . Эти нюансы не оказывают особенного влияния на поведенческие реакции. Это не доминанты в поведении. К ним можно отнести музыкальность, поэтичность, старательность, исполнительность.

Между существующими у человека чертами натуры формируется прочная взаимосвязь. Эта закономерность и формирует окончательный характер индивидуума.

Но любая существующая структура имеет собственную иерархию. Не стал исключением и склад человека. Этот нюанс отслеживается в предложенной структуре градации у Олпорта, где второстепенные черты могут подавляться доминирующими. Но чтобы предугадать поступок личности, необходимо заострить внимание на всю совокупность черт натуры .

Что такое типичность и индивидуальность

В проявлении натуры каждой личности всегда находит отражение индивидуального и типичного. Это гармоничное объединение личностных качеств, ведь типичное служит основой для выявления индивидуального.

Что такое типичный характер . Когда у личности существует определенный набор черт, одинаковых (общих) для конкретной группы людей – такой склад называется типичным. Он как зеркало, отражает принятые и привычные условия существования конкретной группы.

Также типичные черты зависят от склада (определенного типа натуры). Они же являются условием для появления поведенческого типа характера, в категорию которого «записывают» человека.

Поняв, какие именно признаки присущи данной личности, человеку можно составить усредненный (типичный) психологический портрет и присвоить определенный тип темперамента. Например:

Положительное Отрицательное
Холерик
Активность Несдержанность
Энергичность Вспыльчивость
Общительность Агрессивность
Решительность Раздражительность
Инициативность Грубость в общении
Импульсивность Неустойчивость поведения
Флегматик
Настойчивость Низкая активность
Работоспособность Медлительность
Спокойствие Малоподвижность
Выдержанность Необщительность
Надежность Индивидуализм
Добросовестность Ленивость
Сангвиник
Общительность Неприятие монотонности
Активность Поверхностность
Доброжелательность Отсутствие настойчивости
Приспосабливаемость Плохая усидчивость
Жизнерадостность Легкомыслие
Смелость Опрометчивость в поступках
Находчивость Неумение сосредотачиваться
Меланхолик
Чувствительность Замкнутость
Впечатлительность Низкая активность
Исполнительность Необщительность
Сдержанность Ранимость
Сердечность Застенчивость
Аккуратность Плохая работоспособность

Такие типичные черты характера, соответствующие определенному темпераменту, наблюдаются у каждого (в той либо иной степени) представителя группы.

Индивидуальное проявление . Отношения между личностями всегда носит оценочную характеристику, они проявляются в богатом разнообразии поведенческих реакций. На проявление индивидуальных черт индивидуума оказывает большое влияние возникающие обстоятельства, сформированного мировоззрения и определенного окружения.

Эта особенность находит отражение в яркости различных типичных черт индивидуума. Они неодинаковы по интенсивности и развиваются у каждой личности индивидуально.

Некоторые типичные черты настолько мощно проявляются у человека, что они становятся не просто индивидуальными, а уникальными.

В этом случае типичность перерастает по определению в индивидуальность. Эта классификация личности помогает выявить отрицательные характеристики индивидуума, которые мешают проявлять себя и добиваться определенного положения в обществе.

Работая над собой, анализируя и исправляя недостатки в собственном характере, каждый человек создает ту жизнь, к которой он стремится.

Все в курсе, что у каждого из нас разный характер, но только не все этими знаниями пользуются. Это совершенно зря, ведь имея на вооружении знания о характере человека, вы можете предугадать его поведение и откорректировать его собственнолично.

Тем более, что для того, чтобы разобраться в характере, вовсе не нужно длительное время общаться с человеком, достаточно просто внимательно на него посмотреть. Уверяем вас, что вы сможете увидеть многое!

Большинство людей думает, что именно интеллект делает великого учёного.
Они ошибаются - это характер.
Альберт Эйнштейн

Характер, как качество личности

Характер являет собой совокупность устойчивых свойств психики, которые определяют характерные особенности отношений и поведения человека.

Говоря о характере, имеют ввиду комплекс качеств личности, который значительно влияет на действия человека. Характер определяется нервной системой, а его развитие – окружающей средой.

Выделяют 4 категории характера, которые образуют:

  1. Отношение к членам коллектива, обществу в целом - отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, презрение, черствость;
  2. Черты, демонстрирующие отношение человека к своей работе - добропорядочность, ответственность, лень, пассивность;
  3. Черты, отображающие отношение личности к самому себе - самокритичность, гордыня, застенчивость, эгоцентризм.
  4. Черты, демонстрирующие отношение человека к материальному - неряшливость, аккуратность.

Классификация характера человека по Э. Кречмеру

Психолог Э. Кречмер выдвинул теорию, которая заключается в том, что характер напрямую связан с телосложением человека.

В теории Кречмера описано 3 типа телосложения и 3 типа характера, которые им соответствуют.

Тип характера, который присущ таким людям, шизотимики – замкнутые, упрямые люди, которые плохо привыкают к изменяющимся условиям.

2. Атлетики

Высокие люди с развитой грудной клеткой, крепким скелетом и мускулатурой.

Им соответствуют иксотимики – спокойные и мало впечатлительные люди, которые не переносят перемен.

Расстройства психики у этих людей могут стать причиной развития эпилепсии.

3. Пикники

Люди невысокого роста, склонные к полноте, с короткой шеей, невыразительными чертами лица.

Тип характера, присущий этим людям, циклотимики – контактные люди, выражающие свои эмоции. Они достаточно просто адаптируются к новым условиям.

Нарушение психики у них приводит к затяжным депрессиям.

ВикиСправка:
Эрнст Кречмер (нем. Ernst Kretschmer) (08.10.1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна - 09.02.1964, Тюбинген) - немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения.

Свойства характера

Существует еще одна классификация, которая предусматривает 4 основных свойства характера:
  1. Эмоциональное - жизнерадостность, уравновешенность, бодрость и т.п.
  2. Волевое - самообладание, стремление достичь успеха.
  3. Интеллектуальное - рассудительность, наблюдательность, вдумчивость.
  4. Нравственное -ответственность, справедливость, доброта.
Зная данные свойства характера человека, можно предугадать и "отредактировать" предполагаемые действия и поступки.

Статус личности


Характер корректируется на протяжении всей жизни человека. Образ жизни заключает в себе то, как человек мыслит, чувствует, действует в тех или иных ситуациях.

С формированием образа жизни, формируется и сам человек. Немаловажное значение имеют жизненные обстоятельства и общественные условия, которые имеют место быть в жизни каждого из нас.

Однако, формирование характера осуществляется в разных группах (класс, компания друзей, коллектив на работе). Характер будет зависеть от статуса личности в коллективе, а также от того, какие ценности поддерживаются референтной группой.

Коллектив формирует благоприятные условия для становления лучших черт характера, а поскольку это взаимный процесс, то и сам коллектив тоже видоизменяется благодаря личности. Сам характер определяет жизненные ценности и позицию человека.

Заключение

Люди с той или иной направленностью в характере могут выбрать совершенно разные пути для достижения цели, прибегая к собственным способам и приемам.

Черты характера при этом чётко отображаются в ситуации, когда человек должен выбирать тактику поведения.

Характер и его проявления

Характер – это целостное образование личности, определяющее особенности её деятельности и поведения и характеризующее устойчивое отношение к различным сторонам деятельности. В узком смысле слова характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка». Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение и взаимоотношения с другими людьми. В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта познания, деятельности, общения.

К характеру, однако, относятся не все устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включают только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Характер проявляется в том, что человек делает, как он это делает, т. е. он может выразиться как в содержании, так и в форме поведения.

Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, прояв­ляющихся в поведении человека, в определенном отноше­нии:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или кол­лективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или добро­та, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);

3) к порученному деду (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетер­пеливость, ответственность или безответственность, орга­низованность и т. п.);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятель­ности, решительности, дисциплинированности.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на формирование характера, определяя его динамические особенности.

Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных черт. Он представляет собой сложное психическое образование, состоящее из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, находящихся в определенной иерархичности. Это значит, что среди черт характера одни являются основными, определяющими и ведущими, а другие – второстепенными, менее существенными. Основные, акцентуированные черты в той или иной степени подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обусловливая их различную степень проявления в тех или иных ситуациях.

Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. А.Е. Личко выделяет типы акцентуации, каждая из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам.

Акцентуации характера часто встречается у подрост­ков и юношей (50– 80 %). В связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту, целесообразно рассмотреть их классификацию на примере подростков.

Так, А.Е. Личко предложил следующие типы акцентуации:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, клонностью к озорству. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недисциплинированность, учатся неровно.

2. Циклоидный тип . Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Они предпочитают находиться дома вместо того чтобы гулять со сверстниками.

3. Лабильный тип . Он крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. От их настроения многое зависит в их психике и поведении.

4. Астеноневротический тип . Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной задачи.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему окружающему. Они не любят больших кампаний, слишком азартных, подвижных игр. Они отличаются послушанием и большой привязанностью к родителям.

6. Психостенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценке поведения других людей. Они, однако, нередко больше бывают сильны на словах, а не на деле.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие интереса к ним.

8. Эпилептоидный тип . Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, неспособными дать отпор.

9. Истероидный тип. Главная его черта – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисвоке.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, а также к безделью и праздности.

11. Конформный тип. Он демонстрирует бездумное, некритическое, а часто коньюнктурное подчинение любым авторитета, большинству в группе.

Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психо­логических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

5.3. Задатки и способности, их характеристика

Природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей. Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Они многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности. Не развитые во время задатки исчезают.



Задатки – это как бы «дремлющие» силы человека, его потенциальные возможности, которые не удастся выявить, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий необходимы социальные условия: материальные условия, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т.п. В. Г. Белинский писал, что создаёт человека природа, но развивает и образует его общество.

Группы задатков: физические, интеллектуальные, эмоционально-чувствительные. Хотя задатки неспецифичны по отношению к конкретному виду деятельности, их особенности во многом определяют будущие способности человека. Так, хорошо развитый слух определяет формирование способностей человека в направлении видов деятельности, связанных именно с данным анализатором. Задатки могут быть обусловлены как генетическими, так и особенностями раннего, в том числе и внутриутробного развития.

Базовой основой задатков являются свойства нервной системы и факторы психомоторики, которые определяют особенности психической регуляции движений. Среди факторов психомоторики выделяют следующие:

Координация – регулирование совместной деятельности несколькими группами мышц (ноги и руки, обеих рук и т.п.);

Скорость реакции;

Ловкость рук и пальцев рук и др.

Ребенок рождается с определенными анатомо-физиологическими особенностями. На их основе под влиянием воспитания, особенно в раннем детстве, формируются общие и специальные способности ребенка. Как задатки общих способностей рассматривается соотношение первой и второй сигнальной систем. В связи с этим И. П. Павлов различал три человеческих типа: художественный – с относительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный – с относительным преобладанием второй сигнальной системы, смешанный.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешности выполнения того или иного вида деятельности.

При изучении происхождения способностей можно выделить два полярно противоположных подхода. Первый исходит из признания природной обусловленности индивидуально-психологических особенностей личности и утвердился в науке как функционально-генетический подход. Представители этого подхода считают, что среда обитания и воспитание – это только условия, при которых проявляется то, что заложено природой. Другая крайняя позиция состоит в том, что все люди имеют одинаковые возможности для успешного освоения какой-либо деятельности, но их достижения различны.

Современные ученые полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждого человека есть природные задатки и от них зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе;

2) специфические человеческие способности, обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне изученности общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических, музыкальных).

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) предметно-деятелъностные способности или взаимодействие людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и способ-ности к общению, взаимодействию с людьми и т. д.

Выделяют также следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

От способностей зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но они сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Это наиболее верный путь определения наличия способностей. Практически судить о проявлении тех или иных способностей можно по совокупности трех показателей:

Быстрому продвижению в овладении определенной деятельностью;

Качественному уровню достижений;

Сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям конкретной деятельностью.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

Врожденные задатки;

Время выявления;

Нтерес к деятельности,

Всестороннее развитие интересов и способностей;

Соперничество и сотрудничество.

С точки зрения развития выделяют два вида способностей: потенциальные и актуальные. Потенциальные – это возможности, проявляющие себя, когда перед человеком возникают новые задачи или проблемы, и он их успешно решает. Актуальные, когда нет возможности реализовать свои способности из-за отсутствия объективных условий и возможностей.

Способности развиваются в деятельности. Недаром академик В. А. Обручев говорил, что способности, как и мускулы, растут при тренировке. Способности тесно связаны с другими качествами личности. Развитие многих человеческих способностей начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, то этот процесс не прекращается до её конца.

Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализовать имеющиеся задатки. Важную роль играют особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность их обнаружения более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

В различные возрастные периоды наблюдается неравномерное развитие психических особенностей человека, что сказывается на развитие его способностей. При этом образование и обучение представляют собой важнейший фактор, под влиянием которого происходит изменение динамики развития способностей.

Многие ученые полагают, что пик развития интеллектуальных способностей находится между 18 и 20 годами. Если принять логическую способность 20-летнего человека за эталон, то в 30 лет она будет равна 96 %, в 40 – 87 %, в 50 – 80 %, а в 60 – 75 % от эталона.

Способность к обучению нарастает примерно до 25-летнего возраста, затем снижается ежегодно на 1 %. Свои возрастные особенности имеет и развитие чувствительности. Например, сенсорный оптимум приходится на 25-летний возраст, а период стабилизации чувствительности простирается от 25 до 50 лет, после чего наступает постепенный спад.

Известный отечественный психолог Л. С. Выготский сформировал представление о наличии периодов в жизни человека, когда у него повышена чувствительность к определенным формирующим воздействиям. Именно в так называемые сензитивные периоды закладывается фундамент развития той или иной способности. Например, считается, что для формирования музыкальных способностей ребенка сензитивный период наблюдается до 5 лет, когда формируется музыкальный слух и память.

Разная степень развития способностей отражается в одаренности, таланте и гениальности.

Одаренность – общие способности ко многим и различным видам деятельности и общения, обуславливающее широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

Одаренность человека в значительной степени зависит от уровня развития его психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, внимания), а также от многих психических свойств (интересов, склонностей).

К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности. Такие люди весьма успешно претворяют в жизнь прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники они решают сложные теоретические и практические задачи.

Высшую ступень талантливости называют гениальностью. Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в науке, литературе, искусстве, в общественной жизни и т. п. О гениальности человека говорят, когда результаты его труда представляют собой эпоху в жизни общества и развитии культуры.

Вопросы для самоконтроля и проверки

1. Какую роль играют задатки в развитии человека?

2. Назовите виды способностей.

1. Какую роль играют сензитивные периоды в развитии способностей?

2. Какова структура способностей личности?

3. Охарактеризуйте одаренность, талант и гениальность людей.

4. Дайте определение темпераменту и характеру. Как они соотносятся друг с другом?

5. Каковы основные направления в изучении темперамента?

6. Можно ли определить характер человека и как это сделать?

Характер человека определяется не только совокупностью его отдельных черт, но и свойствами в целом. Как всякое целое не равно сумме его элементов, так и характер в целом приобретает качественно новые свойства.

Определенность характера связана с наличием среди его черт одной или нескольких, наиболее выраженных, доминирующих. Если такие черты есть, характер называют определенным, а при их особой выраженности – ярким. В классической литературе создано много образов персонажей с яркими положительными или отрицательными характерами. Это практически все герои комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", романа Н. В. Гоголя "Мертвые души" и многих других произведений. Некоторые типы характеров получили название по одной или нескольким наиболее ярким чертам. Достаточно сказать, что у человека "властный", "ханжеский" или "ангельский" характер, чтобы можно было судить о его личности, действиях и поступках. У людей с неопределенным характером доминирующие черты выражены слабо или отсутствуют вовсе.

Цельность характера проявляется во внутреннем единстве направленности личности, доминирующих черт характера и образа действий человека. У людей с таким характером в жизни есть цели и принципы, которым они следуют; у них обычно нет разлада между мыслями, чувствами и действиями, между их стремлениями и долгом. Они естественны в общении, их действия и поступки можно предвидеть. Их поведение способно меняться в соответствии с обстоятельствами, однако при этом они не поступаются своими принципами и не идут против своих убеждений.

Противоречивость характера – свойство, противоположное цельности. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений, принципов и действий. Мысли и чувства таких людей, их мотивы и цели разнонаправлены. В зависимости от ситуации или от своего настроения они проявляют разные черты характера, иногда прямо противоположные, поэтому их действия и поступки часто непредсказуемы.

пример

Так, если у кого-то из родителей противоречивый характер, это проявляется в противоречивом стиле воспитания. Ребенка то сверх меры опекают, то предоставляют самому себе, то излишне задаривают, то наказывают без веских причин. В результате он теряет ориентиры для своих действий, каждый раз старается приспособиться к новым требованиям или к настроению родителей.

Разновидностью противоречивого характера является двойственный характер, проявляющийся в двойной манере поведения. Например, руководитель производственного коллектива, допускающий грубость в отношениях с подчиненными, ведет себя заискивающе с вышестоящим начальником. Противоречивость и двойственность характера указывают на отсутствие у человека глубоких убеждений, незавершенность нравственного развития личности.

Сила , или твердость , характера определяется степенью развития у человека волевых черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости, выдержанности, которые преобладают над другими свойствами. Человек с сильным характером способен добиваться поставленных целей, проявлять стойкость, противодействовать внешним обстоятельствам. Слабохарактерность проявляется в неспособности отстаивать свои принципы, достигать намеченных целей, доводить до конца начатое дело.

Самобытность характера выражается в оригинальности, самостоятельности, непохожести на других. Люди с таким характером отличаются яркими индивидуальными чертами, своеобразным мышлением, способностями к творчеству.

пример

Исследования жизни выдающихся людей дали большой материал об особенностях их характера. Самобытный характер был отмечен у Петра Великого, А. С. Пушкина, А. Эйнштейна, К. Э. Циолковского и многих других незаурядных личностей.

Устойчивость характера проявляется в том, что человек в течение длительного периода жизни сохраняет тенденцию действовать определенным образом в схожих ситуациях. Относительная устойчивость характера не исключает его изменчивости, ведь характер отражает специфику жизненных отношений. Обстоятельства жизни человека и типы его отношений к действительности могут изменяться, что влечет за собой и изменение характера. У одних людей преобладает тенденция к устойчивости характера, проявляются черты консерватизма. Это не всегда оказывается благоприятным для человека, так как может затруднять адаптацию к новым условиям. При резкой смене жизненных обстоятельств такие люди сохраняют приверженность к прежним формам поведения, не соответствующим новым обстоятельствам. Оптимум соотношения устойчивости и изменчивости характера определяется тем, в какой мере человек осмысливает изменившиеся обстоятельства и стремится им соответствовать в силу своих убеждений, а не меркантильных интересов.

Характер накладывает отпечаток на все формы поведения и деятельности. Он проявляется в действиях, поступках, в вербальном и невербальном общении. В деятельности характер выражается в отношении к ее процессу и результату, способности преодолевать трудности и препятствия. Характер определяет стиль делового и межличностного общения человека, способы его воздействия на других людей. В речи проявляются такие черты характера, как самоуверенность, застенчивость, откровенность, несдержанность и многие другие. Если речь, хотя и не в полной мере, поддается сознательному регулированию, то значительно труднее маскировать те или иные черты характера в невербальном поведении. Они прослеживаются в мимике, жестах, во всем внешнем облике человека. Народная мудрость гласит, что характер – вторая натура, и это действительно так.

Как отмечалось ранее, личность является более высокой "инстанцией", чем характер. Однако проявления его столь широки и многообразны, что вследствие этого характер человека может стать для окружающих людей более значимым, чем его личность. Российский психолог К). Б. Гиппенрейтер объясняет различия между характером и личностью тем, что характер определяет то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. Поскольку в общении и межличностном взаимодействии первое значительно легче поддается наблюдению и анализу, это может помешать учителю, воспитателю понять истинную причину поведения и поступков учеников, их мотивационную составляющую. Знание различий между чертами характера и чертами личности может помочь учителю более глубоко и адекватно понимать психологию детей.

Как говаривал Виктор Гюго, у человека есть целых три характера: один приписывает ему окружение, другой он приписывает себе сам, а третий – настоящий, объективный.

Черт характера человека насчитывается более пятисот, причем не все они однозначно положительные или отрицательные, многое зависит от контекста .

Поэтому любая личность, собравшая в себе те или иные качества в индивидуальных пропорциях, является уникальной.

Характер человека – это конкретное, присущее только ему сочетание персональных, упорядоченных психологических черт, особенностей, нюансов. Он формируется, между тем, целую жизнь и проявляется во время труда и социального взаимодействия.

Трезво оценить и описать характер выбранного человека – задача не из простых. Ведь не все его свойства демонстрируются окружению: некоторые черты (хорошие и плохие) остаются в тени. Да и самим себе мы кажемся несколько иными, чем видно в зеркале.

Можно ли ? Да, есть версия, что это возможно. Путем долгих усилий и тренировок вы способны присвоить себе полюбившиеся качества, став немного лучше.

Характер человека проявляется в поступках, в общественном поведении. Он виден по отношению личности к труду, к вещам, к иным людям и по ее самооценке .

Кроме того, качества характера подразделяются на группы – «волевые», «эмоциональные», «интеллектуальные» и «социальные».

Мы не рождаемся с конкретными чертами, а приобретаем их в процессе воспитания, образования, исследования окружения и так далее. На формирование характера влияет, конечно, и генотип: яблоко зачастую падает крайне близко от яблони.

По своей сути характер близок к темпераменту, но это не одно и то же.

Чтобы относительно трезво оценивать себя и свою роль в социуме, психологи советуют выписать свои положительные, нейтральные и отрицательные черты на листочек и проанализировать.

Попробуйте сделать это и вы, примеры качеств характера вы найдете ниже.

Положительные черты характера (список)

Отрицательные качества характера (список)

Вместе с тем, некоторые качества трудно отнести к хорошим или плохим, да и нейтральными их не назовешь. Так, любая мать желает, чтобы ее дочь была застенчивой, молчаливой и стыдливой, но полезно ли это для девушки?

Опять же, мечтательный человек может быть симпатичным, но совершенно непутевым из-за того, что вечно витает в облаках. Напористый индивид для кого-то выглядит упорным, для кого-то – несносным и настырным.

Плохо ли быть азартным и беззаботным? Далеко ли хитрость ушла от мудрости и находчивости? Амбициозность, честолюбие, целеустремленность ведут к успеху или к одиночеству? Вероятно, все будет зависеть от ситуации и контекста.

А каким быть вам, решаете вы сами!

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...