Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Характеристика главных героев повести первая любовь тургенев. Главные герои повести. Володя и Зинаида. Подробный анализ двенадцатой главы тургеневской повести

Д. з.: на след. уроке (26 марта) - проверка домашнего задания. Просьба задание выполнить всем, т. к. отсутствие на уроке не является причиной невыполненного домашнего задания. Все оценки за домашнее задание будут выставлены в журнал.

26 марта, (если не выйдет Н. В.) - закончим "Первую любовь" и начнём А. Н.Островского (пьеса "Бедность не порок")

Эпизоды
В художественном произведении, как и в жизни, большую роль играет эпизод. Ведь в нашей жизни характеры раскрываются именно в маленьких ситуациях. Хотите понять лучше какого-то человека? Смотрите, как он ведёт себя в минутных ситуациях.
Писатели это активно используют. Поэтому обратимся к любому эпизоду повести.
Возьмите один из эпизодов
(например, “Игра в фанты” (гл. VII);
“Гроза” (гл. VII);
“Прыжок со стены” (гл. XII);
“Объяснение Зинаиды с отцом” (гл. XXI), но вы для анализа можете взять абсолютно любой эпизод) и охарактеризуйте его, пожалуйста, по предложенному плану.

П л а н а н а л и з а э п и з о д а
1. Место эпизода В развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.
2. Речевой строй эпизода : диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).
3. Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или: Что и как описывается? Какие детали описаний можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования?)
4. Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или: Какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов?)
5. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?
6. Каков эмоциональный настрой эпизода. Как он создаётся?
7. Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?

Характеристика героев повести
Конечно, главное внимание сосредоточим на героях "любовного треугольника": Зинаиде, Вольдемаре и отце

План, который поможет вам разобраться в герое повести
- Портрет (основываться только на цитатах)
- Пейзаж и его роль в раскрытии характеристики персонажа
- Речь
- Поступки (ключевые эпизоды)
- Выводы.

Повесть “Первая любовь” – это произведение о сложности человеческих взаимоотношений, о том, как могут быть трагичны отношения между людьми, если они не основаны на любви. Это трагедия отца, связанного супружескими узами, семьёй, в которой нет любви. Это трагедия Зинаиды, которая полюбила человека своей мечты, но в силу обстоятельств не имела возможности с ним соединиться. Это трагедия мальчика Вольдемара, первая любовь которого оказалась такой драматичной.
Но всё-таки самое главное – это Любовь как прекрасное чувство, как вечная человеческая ценность. Даже трагическая, безответная любовь прекрасна уже хотя бы потому, что она пробуждает в человеке самые лучшие струны его души.

Иван Сергеевич Тургенев – известный русский писатель, чье творчество интересно читателем многих стран и поколений.

Слава пришла к этому величайшему писателю не только благодаря романам и повестям. Большую роль сыграли многочисленные рассказы, пьесы, стихи в прозе. Это был очень разносторонний писатель.

Автор не гнался за количеством. Известно, что свои произведения он писал не спеша, долго вынашивая замысел. Несмотря на это его произведения с регулярностью появлялись на страницах журналов и отдельными книгами.

Известную повесть «Первая любовь» Тургенев написал, когда ему уже исполнилось 42 года. В своем произведении он попытался осмыслить прожитые годы, понять свое прошлое. Поэтому весь литературный сюжет пропитан автобиографичностью.

История создания и замысла повести «Первая любовь»

Тургеневская повесть с красивым и необычным названием – «Первая любовь» писалась автором в то время, когда он находился в городе на Неве. Известно, что основой для авторского сюжета послужили те события, которые некогда произошли с самим писателем. И вот, находясь в Санкт-Петербурге с января по март 1860 года, он берется за свое новое произведение, замысел которого уже давно родился в его голове.

По сюжету автор повествует о душевных переживаниях, которые вызвали в главном герое новые чувства. Небольшая детская влюбленность на страницах тургеневской повести превращается во взрослую любовь, наполненную трагизма и жертвенности. Известно, что практически у каждого героя этого произведения были прототипы, так как написана эта повесть на основе личного авторского эмоционального опыта и тех событий, которые когда-то произошли в его семье.

Как впоследствии признавался сам писатель, он пытался изобразить все события такими, как они есть, ничего не скрывая и не приукрашивая.

«Описано действительное происшествие без малейшей прикраски».


Автор полагал, что ничего дурного в том, что он рассказал правду, нет, скрывать ему нечего, а кто-то его сюжет возьмет за образец и это поможет избежать многих ошибок и трагедий. Эта тургеневская повесть впервые была напечатана в России, год ее издания- 1860.

Сюжет тургеневской повести «Первая любовь» построен так, словно это воспоминания. Рассказ ведется от лица пожилого человека, который вспоминает свою первую любовь. Основным персонажем своей повести автор взял молодого человека Владимира, которому едва исполнилось 16 лет.

По сюжету главный герой вместе со своей семьей едет отдохнуть в родовое имение, которое находится за чертой города. В этом деревенском спокойствие и умиротворении он встречает молодую и прекрасную девушку. Зинаиде на тот момент уже исполнилось 21 год. Но Владимира нисколько не смущает разница в возрасте. Так в тургеневской повести появляется главный женский персонаж – Зинаида Александровна Засекина. Конечно же, она молода и прекрасна, поэтому трудно удержаться и не влюбиться. Да, Владимир полюбил Зину, но оказывается, что он не один такой влюбленный. Вокруг симпатичной девушки постоянно находятся соискатели ее расположения.

Но характер у девушки оказывается не самым прилежным. Понимая, что она очень нравится мужчинам, Зина не прочь иногда и жестоко подшутить над ними. Вот и Владимира она совсем не любит, но, видя его страдания, решает его немного разыграть, показывая свой капризный и игривый нрав. Порой Зинаида Александровна высмеивает его при всех, потому что он слишком молод. Но тургеневский герой все это стойко выносит, так как сильно влюблен. И только через какое-то время Владимир неожиданно узнает, что Зинаида тоже сильно влюблена и этот объект ее любви его отец.

Однажды он становится свидетелем тайной встречи Зинаиды Александровы и Петра Васильевича, отца. Он из всего увиденного и сказанного понял, что его отец покинул девушку навсегда, потому что вся семья уезжала обратно в город из деревни. А через неделю у отца Владимира случается совсем неожиданно инсульт, и он умирает. Зинаида очень скоро выходит замуж за какого-то господина Дольского. Через четыре года молодая женщина умирает при родах.

Прототипы героев тургеневской повести «Первая любовь»


Все тургеневские герои в его повести «Первая любовь» имеют вымышленные имена, но по воспоминаниям современников, все они имеют прототипы. Как только вышла повесть, то все узнавали в ней реальных людей: самого писателя, его мать, отца и девушку, в которую автор был влюблен. Рассмотрим их прообразы более внимательно:

♦ Владимир, главный тургеневский герой – это сам автор, Иван Сергеевич Тургенев.

♦ Зинаида Александровна – княжна Екатерина Львовна Шаховская, которая была поэтессой. Известно, что юный автор был сильно в нее влюблен, но вскоре выяснилось, что она любовница его отца. Ее судьба: свадьба и смерть после родов, были в действительности.

♦ Петр Васильевич, отец главного героя – Сергей Николаевич Тургенев, который женился по расчету на женщине. Варвара Петровна Лутовинова была намного старше его, и он совсем ее не любил. Отсюда и его романы с другими женщинами.


Известно, что из-за того, что брак отца писателя был не по любви, то романы Сергея Николаевича были частыми. Его супруга, мать писателя, занималась хозяйством, крепко стояла на ногах. Поэтому супруги жили сами по себе. В повести автор и показывает такую семейную пару, от взаимоотношений которых страдает их сын – совершенно юное создание. В нем легко узнается сам автор. Вся эта история происходит в тот момент, когда Иван Тургенев живет в деревне, в Подмосковье, чтобы подготовиться к экзаменам для поступления в университет.

Молодой человек страстно влюблен, а девушка заигрывает и шутит с ним. Володя совсем забывает об учебе и думает лишь о Зиночке. Поэтому так много в тургеневской повести отведено описанию переживаний и чувств молодого человека, которые постоянно меняются и чем-то даже напоминают бурю, вспышку. Стоит заметить, что Володя все равно счастлив, хотя девушка просто смеется над ним. Но все-таки тревога постепенно нарастает, и вскоре молодой человек начинает понимать, что Зина не так проста: у нее есть тайная жизнь и она тоже в кого-то влюблена.

Вскоре уже не только герой, но и читатели начинают догадываться о том, в кого же влюблена Зинаида. Тон всего повествования тургеневской повести сильно меняется и слово «любовь», которое до этого было бурное и восторженное, становится темным и трагичным. Чувства девушки оказываются намного глубже, чем у главного героя. И Владимир понимает, что это-то и есть настоящая любовь. Вот такая разная, у каждого своя, которую невозможно понять и объяснить. И как подтверждение этого – финал повести, где герой становится свидетелем объяснения двух влюбленных людей, которые не могут быть вместе.

Но Володя не обижается на них, понимая, что эта любовь настоящая и он не вправе осуждать или мешать такой настоящей любви. Эта любовь многогранна, прекрасная, сложна. Ее всю жизнь пытался найти и сам автор.

Композиция тургеневской повести


По своей композиции тургеневская повесть «Первая любовь» довольно простое произведение, но глубокое и содержательное. В нем насчитывается двадцать глав. Повествование построено в форме воспоминаний, поэтому изложение идет последовательно и от первого лица, так как автор – это сам главный герой, который рассказывает о том, что с ним произошло в молодости. Хотя имя, конечно же, изменено: Владимир Петрович.

Начинается тургеневская повесть с небольшого пролога, которая показывает предысторию всех этих воспоминаний и знакомит читателя с тем, о чем им предстоит узнать. Так, Владимир, находясь в возрасте, в одной из компаний рассказывает историю своей первой и трагичной любви. Он не желает рассказывать приятелям ее в устной форме, как это делали они, а сообщает им, что обязательно напишет эту историю и прочитает им уже при следующей новой встрече. И он сдерживает свое слово. После этого уже следует сам рассказ.

Подробный анализ двенадцатой главы тургеневской повести

Особое место во всей тургеневской повести занимает двенадцатая глава, которая является кульминацией всего сюжета. Именно здесь, в этой главе, чувства героя достигает наивысшего накала. В ней автор описывается то чувство, лучше которого больше в жизни у него никогда и не было. Сюжет этой главы позволяет понять девушку, которая вначале кажется легкомысленной и не серьезной, но оказывается, что она способна на страдания и глубокие и серьезные чувства. Но только эти «незаконные» чувства становятся для нее настоящей трагедией, и, скорее всего, это толкает ее на то, чтобы совершать непредсказуемые, а порой и жестокие поступки.

Автор утверждал, что, то, что ему пришлось пережить в 16 лет просто блаженство, которое, к сожалению, никогда не повторится. Писатель многое в жизни мерил через любовь, поэтому и своих героев в тургеневской повести проводит сквозь испытание любовью. Иван Сергеевич показывает, что его герои обязательно должны состояться как личности. Тургеневский психологизм всегда тайный, он не даёт их открытого описания, только общие намеки, которые помогали читателям окунуться в глубину чувственности. В этой главе много переживаний Владимира, которые показывают внутренний его мир, и это помогает понять содержание всего произведения.

С помощью своего произведения Тургенев смог сам заново пережить свои юношеские волнения, и показать читателю всю многогранность любви.

Владимир Петрович (Вольдемар) — герой повести «Первая любовь», от лица которого ведется рассказ. Это автобиографический образ повести-воспоминания. Шестнадцатилетний мальчик из богатой, но не вполне благополучной семьи (отец, женившийся по расчету на женщине старше его на десять лет, изменяет ей), стоящий на пороге взрослой жизни и начинающий мало-помалу ее узнавать. Этому способствует любовь к девушке, поразившей его своей исключительностью.

Для автора очень важно «пропустить» изображаемую историю через восприятие и переживание влюбленного подростка. Прежде всего это даёт Тургеневу возможность придать новый смысл и новое звучание традиционной для него теме любви. Любовь Вольдемара к Зинаиде — это еще юношеское чувство, вырастающее из неопределенных предчувствий и ожиданий. Оно почти бескорыстно — не связано ни с какими практическими намерениями и, в сущности, не имеет ясной цели. Любовь обнаруживает в этой тургеневской повести свою собственно поэтическую сущность, не омраченную житейскими противоречиями и разочарованиями. Именно в этом ее варианте открывается присущий любви тайный потенциал гармонии.

Рассказывая о своих переживаниях, Вольдемар сближает, казалось бы, несовместимые состояния: ему стыдно и весело, приятно и обидно, больно и сладко. Любовь оказывается одновременно счастьем и страданием, источником гордости и унижения, страха и надежды. Звучит и тема — «любовь-рабство», тоже создавая сочетания все новых и новых, ранее несоединимых смыслов: героическое рабство, добровольное рабство, ликующее рабство. В более ранних произведениях эти разнородные оттенки чувства либо не соединялись, либо не развивались в полной мере, либо контрастно и даже конфликтно сталкивались: теперь они тяготеют к слиянию. В «Первой любви» Тургенева впервые показано гармоническое единство противоположностей, которое не поддается логическому осмыслению, но внятно чувству. Сохраняя в памяти всю противоречивость своих прежних состояний, герой видит в каждом из них нечто ценное и не находит в своей жизни ничего подобного им, даже самые мучительные из них неотделимы от ощущения праздника. Все это развертывается на фоне совсем иного, трагического, мироощущения, составляющего итоговую мудрость прожитой жизни (оно окрашивает размышления героя в эпилоге повести).

Засекина Зинаида Александровна (Зинаида) главная героиня повести «Первая любовь» Тургенева. Происходит из обедневшего аристократического семейства. На первый взгляд многое в ее характере и жизни объясняется противоречивостью ее общественного положения. Но наблюдения рассказчика, а позднее — история любви Зинаиды к отцу Владимира раскрывают неизмеримо более глубокое содержание ее образа. За эксцентричными поступками 3инаиды угадывается неудовлетворенная, пытливая и страстная душа (эти черты сближают героиню с Асей). Но ее духовные порывы не имеют никакого отношения к нравственным и уж тем более к социальным проблемам. Все напряженные и разнообразные стремления этой незаурядной натуры сосредоточены на любви. Отсюда рождаются психологические неожиданности: в душе героини сосуществуют самоотверженность и властолюбие, жестокость и доброта. 3инаида может наслаждаться чужим страданием, находя в нем возмещение собственной боли, но она же почти мгновенно способна испытать нежность к своей жертве. Героиня может быть жестокой и от сознания собственной силы (именно желание почувствовать себя всемогущей побуждает ее мучить своих поклонников). Однако эта торжествующая сила недаром названа играющей: власть над людьми для 3инаиды самоцельна и, в сущности, бескорыстна. Поэтому желание властвовать и порабощать часто смешивается с веселой беззаботностью и всегда отмечено особой грацией, примиряющей даже с самыми коварными прихотями этого необыкновенного существа.

3инаида — первая тургеневская героиня, наделенная острым скептическим умом. Тем ярче свойственное ей очарование женственности, окружающее героиню ореолом уже не только человеческой, но и чисто женской исключительности. Любовь нарушает весь привычный строй ее внутренней жизни. Она врывается в душевный мир Зинаиды как роковая, стихийная и грозная иррациональная сила. Героиня повести «Первая любовь» Тургенева чувствует, что теряет независимость и столь дорогую ей способность властвовать над людьми, она пытается противостоять страсти, но страсть все же побеждает. Гордая 3инаида переносит унижения и безоглядно жертвует собой. Но это не обычная ситуация любви-рабства; цель ее жертв — наслаждение и счастье, жертвы неотделимы от требований, и получается, что в глубине добровольного подчинения любимому человеку таится «поединок роковой» двух сильных натур.

Развязку приносит вторжение в любовную историю грубой и простой прозы жизни. Предельное напряжение чувства, катастрофичность его развития соседствуют с буднями «незаконной» любовной связи — с дрязгами, ссорами, анонимными письмами, семейными скандалами, сомнительными денежными расчетами, необходимостью как-то выпутываться из постыдной «истории» и скрывать ее последствия, именно в этих испытаниях перегорает трагическая страсть. В конце повести читатель узнает, что 3инаида, пройдя через сильнейшие душевные потрясения, освободилась от ига страсти и благополучно вышла замуж. Но Тургенев, по-видимому, не может допустить, чтобы его героиня вступила на один из обычных жизненных путей. Сообщение о внезапной ее смерти обрывает рассказ о ней.

Петр Васильевич (Отец) — отец героя-рассказчика. Это еще молодой и очень красивый человек с сильной волей, смелый, страстный, уверенный в себе и деспотически властный. Прототипом послужил отец писателя. Последовательный эгоцентрист печоринского типа, он ищет в жизни наслаждений и власти над людьми, руководствуясь принципом: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся, самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни». Добиваясь любви Зинаиды, он поначалу, кажется, осуществляет свой жизненный принцип, подчиняя ее своей воле. Но в дальнейшем становится ясно другое — тот, кто выглядит властелином, кому приносят жертвы, в конце концов сам оказывается жертвой страсти — выступает в роли униженного просителя, плачет от сознания своей слабости и умирает, завещая сыну: «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...».

Зинаида Засекина – княжна, главная героиня повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Мы знакомимся с ней, когда ей 21 год, она ещё не замужем. Она только что приехала с матерью на скромную дачу. Они имеют громкие титулы, но не имеет денег, и живут в нужде. Несмотря на это, она имеет много поклонников, которыми крутит, как пожелает.

Молодой человек, по имени Володя , её сосед, которому всего ещё 16 лет, влюбляется в неё и пополняет ряды поклонников. Обычно, она всех собирает у себя, и они играют в разные игры, такие как фанты или верёвочку, а то и выдумывают свои. Они также играют на фортепьяно, дурачатся, веселятся и т.д.

Несмотря на то, что все стараются ей понравиться, она неожиданно выбирает женатого мужчину – отца Володи . Вскоре, об этой связи все узнают, а граф Малевский анонимно сообщает об этом матери Володи. Происходит скандал и отцу с семьёй приходится покинуть дачу и переехать в город, но Зинаида отправляется следом, и они продолжают встречаться. Она требует бросить жену, но он отказывается, тогда она расстается с ним в письме. После этого у отца Володи случается удар и он помирает.

Скрытый любовный сюжет. Роль литературных реминисценций. Самый резкий сюжетный поворот - на сцене появляется отец Володи, который становится его соперником. Любовь, которая заведомо не может быть счастливой, вспыхнула в сердцах двух людей. До времени мы можем догадываться об этой тайной страсти лишь на основании литературных реминисценций. Для внимательного читателя этого оказывается достаточно. Мы видим, как мучительно для девушки признать свою капитуляцию перед лицом пробудившегося чувства. Чтение «На холмах Грузии…» Зинаида сопровождает словами «что не любить оно (сердце) не может - и хотело бы, да не может!» Слушая трескучие фразы поэмы Майданова, героиня не смогла скрыть своего волнения. «Боже мой! Она полюбила!» - впервые подозревает Володя.

Влюбленная Зинаида оказывается талантливой поэтессой, автором своеобразных живых импровизаций. На пороге своей любви она предлагает сюжет для поэмы из времен Древней Греции и Рима. Княжна придает своим чувствам античную одержимость: «Вакханки зовут к себе девушек в лодке… И вот вдруг одна из них тихо поднимается… Она перешагнула край лодки, вакханки ее окружили, умчали в ночь, в темноту…»

В другой раз героиня воображает «пурпуровые паруса, которые были на золотом корабле у Клеопатры, когда она ехала навстречу Антонию». При этом завязывается любопытный разговор. «А сколько лет было тогда Антонию?» - вдруг интересуется девушка. Обывательские рассуждения Майданова - «Уж, наверное, был молодой человек…» - прерывает историческая справка доктора: «Ему было за сорок лет». «За сорок лет, - повторила Зинаида, взглянув на него быстрым взглядом».

Следующая импровизация переносит нас в рыцарские времена. Зинаида воображает себя молодой королевой. «А там, возле фонтана <...> стоит и ждет меня тот, кого я люблю, кто мною владеет <…>. Никто его не знает, но он ждет меня и уверен, что я приду, - и я приду, и нет такой власти, которая бы остановила меня…» Слушатели несколько раз перебивают рассказ, пытаясь понять скрытый смысл. К истине приближаются наиболее любящие и потому проницательные: «Ты сама эта королева!»

Поражение в борьбе с чувствами оборачивается для девушки первой нравственной победой. Зинаида наконец указала на дверь негодяю Малевскому. Ловкий граф склоняет наивного Володю следить за Зинаидой. Юноша соглашается, воображая себя романтическим мстителем, героем прочитанных поэм: «Мне все мерещились: Алеко, молодой цыган». В настроениях Володи серьезность чувств соседствует со смешной наивностью ребенка. То же настроение отражает пейзаж. В описание романтической ночи («Ночь была темна, деревья чуть шептали; с неба падал тихий холодок…») повествователь добавляет прозаическую деталь: «От огорода тянуло запахом укропа». В первую ночь ожидания оказались неудачными. Володе показалось, что он увидел: «промелькнула женская фигура». «Шаги ли мне слышатся…? подавленный ли смех?.. или шорох в листьях?» Спустя минуту «окошко где-то звякнуло». «Мне стало страшно» - замечает Володя. Не как ребенку в темноте, но как взрослому, который святотатственно нарушил чужое уединение. Спугнул счастье, которое благоговейно охраняет сама природа: «И вдруг все стало глубоко безмолвно кругом… Даже кузнечики перестали трещать в деревьях». Возвратившись домой, Володя отчетливо осознал, что «прошел мимо чужого счастия». На следующую ночь Володя «достал из письменного стола недавно купленный английский ножик». Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы… он не рассмотрел закутанную в плащ фигуру. «Показался человек… боже мой! это был мой отец!»

Это открытие заставляет читателя заново переосмыслить предшествовавшие эпизоды, словно прокручивая назад кинопленку. Нам становятся понятны необъяснимые прежде слова и поступки Зинаиды в отношении Володи. К примеру, вспышку немотивированной жестокости, когда она, «…ухватив меня за волосы, начала крутить их.

Больно…- проговорил я наконец.

А! больно! а мне не больно? не больно?

Сразу же за тем у Зинаиды следует страстное раскаяние. «Я ваши волосы себе в медальон положу и носить их буду, - сказала она, а у самой на глазах все блестели слезы». Писатель исследует психологический феномен: влюбленная девушка отождествляет юношу с его отцом. Володю ни в коем случае нельзя назвать сторонним наблюдателем. Он по-своему и сам того не ведая, многое определил в отношениях своего отца и Зинаиды.

В седьмой главе он поведал о «странных отношениях» своих с отцом. Воспоминатель рисует его как умного, обаятельного, но холодного и эгоистичного человека. Володя страстно к нему привязан: «Я любил его <…>, он казался мне идеалом мужчины <…>. Бывало, стану я рассматривать его умное, красивое, светлое лицо <...>, сердце мое задрожит, и все существо мое устремится к нему...» Рассказчик признает, что Петр Васильевич «уважал свободу сына», «никогда не оскорблял» его. Но во сто крат хуже всякого физического оскорбления было для Володи это равнодушие в ответ на «безмолвные, но понятные мольбы». «Припадки» отеческого желания поговорить «о чем угодно», «пошалить с сыном» были «редки» и проистекали из собственного капризного импульса. В памяти Володи, подобно драгоценности, сохраняется воспоминание, как отец «всего только раз! приласкал» его. Обычно отец избегал проявления чувства, мальчик «сжимался и тоже холодел».

Привязанность близких Петр Васильевич воспринимал как должное и она мало его интересовала. Эпикуреец, он жил ради собственного удовольствия - «насладился этим другим вполне», «больше всего хотел жить - и жил». В минуту откровенности он раскрыл сыну свои жизненные правила: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся». Еще более натуру гордого Петра Васильевича раскрывает рассуждение о том, насколько выше свободы - воля. «Собственная воля, и власть она даст, которая лучше свободы <…>, командовать будешь». Эти самолюбивые слова больше всего напоминают нам … Зинаиду. И в том, и в другом случае мы становимся свидетелями того, как страсти против воли захлестывают эгоистичного самолюбивого человека.

Автор позволяет судить о чувствах и намерениях отца не прямо, а глазами простодушного Володи. В отличие от наивного юноши, читатель начинает догадываться о взаимном притяжении Петра Васильича и Зинаиды прежде. Возможно, все началось в тот день, когда он, выспросив у наивного Володи подробности посещения интересного дома, решил нанести визит. А может, взаимный интерес возник раньше - в день посещения матерью и дочерью Засекиными семьи Володи? Петр Васильевич решился, тряхнув стариной, поухаживать за интересной соседкой, надеясь, что недалекая мать не догадается или не станет возражать. Скорее всего, он, как доктор Лушин, считал себя неуязвимым для любви. И уж вовсе не подозревал, что их встречи окажутся для него самого долгими и мучительными. Первая их верховая прогулка напоминает ухаживания Печорина за княжной Мери: «Отец говорил ей что-то, перегнувшись к ней всем станом и опершись рукою на шею лошади; он улыбался. Зинаида слушала его молча, строго опустив глаза и сжавши губы». «Он красен, как рак, - подумал я, - а она <…>. Отчего она такая бледная?»

Искренняя самозабвенная любовь Зинаиды к Петру Васильичу поразила всех, кто знал эту гордую девушку. «Одна мысль не выходила у меня из головы: как могла она, молодая девушка - ну, и все-таки княжна, - решиться на такой поступок, зная, что мой отец человек несвободный <…>? Как не побоялась погубить всю свою будущность?» - размышляет потрясенный Володя. Его раздумья сливаются с восклицаниями посрамленного скептика Лушина: «А я, дурак, думал, что она кокетка! Видно, жертвовать собою сладко - для иных».

Рассказчик кратко говорит о скандалах между родителями, которые привели к переезду семьи сперва в московский дом, а затем в Петербург. Ключевую роль в этих печальных событиях сыграл все тот же граф Малевский, в порыве ревнивой ярости отправив анонимное письмо матери Володи. Разыгрывается параллельная сцена: отец Володи так же изгоняет графа из своего дома. При этом он подчеркивает, что поступает так по стопам Зинаиды: «Несколько дней тому назад вашему сиятельству в одном доме указали на дверь <…>. Я вас выброшу в окошко».

Видимо, замешались и денежные дела. Ловкая княгиня, очевидно, сумела обратить себе на пользу любовь дочери и взяла с отца Володи какой-то вексель. На память приходят тютчевские строки. Содрогаясь от напора человеческой пошлости, поэт восклицал: «О если бы живые крылья / Души, Парящей над толпой, / Ее спасали от насилья / Бессмертной пошлости людской!» Те же, кто имел право негодовать, ведут себя на редкость благородно. Справедливо оскорбленная мать, соблюдая приличия, велела даже «поклониться княгине и изъявить ей сожаление, что по нездоровью не увидится с ней до отъезда». Володя, несмотря на то, что испытал настоящий шок, «даже не роптал» на отца. «То, что я узнал, было мне не под силу: это внезапное откровение раздавило меня».

Накануне отъезда Володя отправляется в соседский флигель для последнего разговора. При встрече юноша произносит слова, достойные настоящего преданного рыцаря: «Поверьте, Зинаида Александровна, что бы вы ни делали, как бы ни мучили меня, я буду любить и обожать вас до конца дней моих». Зинаида оценила этот великодушный порыв: «Она <…> крепко и горячо поцеловала меня». Но эта ласка имела и другое значение. Утешая княжну, Володя выступает еще и как бы от имени отца, который по условиям приличия не мог с нею проститься. «Бог знает, кого искал этот долгий, прощальный поцелуй», - замечет повествователь, Володю или Петра Васильевича?

От имени своего героя писатель высказывает задушевную мысль. Есть мгновения жизни, которые стоят многих лет, за которые платят запредельным напряжением душевных сил. И все же человек может почитать себя нищим, не испытав их. «Я знал, что он уже никогда не повторится <…>, - заключает постаревший Владимир Петрович об этом поцелуе и обо всей своей любви. - Я бы не желал, чтобы оно когда-нибудь повторилось; но я почел бы себя несчастливым, если бы я никогда его не испытал». Володя искренне полагает, что это свидание с Зинаидой было последним. Он смог благородно простить любимую. Он не перестал уважать отца: «Против отца у меня не было никакого дурного чувства <…>. Он как будто еще вырос в моих глазах…» Рассказчик именует подобное благородство «психологическим противоречием». Но, несмотря на это, Володя долгое время не в состоянии избыть боль, стряхнуть чары угасающей любви. «Все было кончено, - подводит он итог своему мироощущению. - Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные».

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...