Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Прокофьев сергей сергеевич композитор. Открыватель новых путей в искусстве (о творчестве С. С. Прокофьева). Другие варианты биографии

Одним из ярчайших композиторов XX века считается Прокофьев Сергей Сергеевич, биография которого повествует о невероятной работоспособности и ярком таланте.

Ведь он активно проявил себя как талантливый:

  • музыкант;
  • композитор;
  • писатель;
  • дирижёр;
  • пианист.

Прокофьев известен новатором, создавшим свой оригинальный стиль использования средств выразительности.

Сергея Сергеевича характеризуют:

  • самобытность инструментовки;
  • необычное музыкальное мышление;
  • экстравагантность, творческая фантазия;
  • изобретательность, оригинальность;
  • высокое композиционное мастерство.

Своим творчеством композитор оказал огромное влияние на многих музыкантов — как отечественных, так и зарубежных. Он называется в ряду наиболее часто исполняемых музыкантов XX века.

Краткая биография Прокофьева

Годы жизни: 11(23).04.1891 – 05.03.1953.

Место рождения: имение Сонцовка.

Место кончины – г. Москва.

Первые произведения созданы в 9 лет.

1904-1917 – обучение в консерватории Санкт-Петербурга.

1918-1932 – гастроли по всему миру.

1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.

С 1933 – работа преподавателем в Московской консерватории.

В военные годы – деятельность в эвакуации, второй брак заключён в 1948 году.

Детство и начальный этап образования

Село Сонцовка является колыбелью талантливого композитора. Именно здесь в 1891 году, 11 (23) апреля Серёжа Прокофьев явился на свет.

Отец его (купеческого происхождения) Сергей Алексеевич работал в селе агрономом. Мария Григорьевна, талантливая пианистка, с детства воспитывала в сыне любовь к музыкальной стране. Дарование мальчика зарождалось на произведениях великих Бетховена , Шопена.

Обучение в начальной школе Сергей получил на дому. Математике сына обучал отец, языкам – мать. Но музыка его увлекала особо. В пятилетнем возрасте он уже испробовал себя в роли композитора. Свет увидела пьеса-миниатюра «Индийский галоп».

Обучение в Петербургской консерватории

В 1903 году началась учеба Прокофьева в консерватории города Петербурга.

Окончил её молодой юноша, приобретя специальности:

  • композитора – 1909 г.;
  • пианиста – 1914 г.;
  • органиста – 1917 г.

В годы обучения появились на свет оперы «Игрок», «Магдалена».

Гастроли С. С. Прокофьева по всему миру

Творчество композитора совершенствовалось в противоречивой атмосфере в сфере искусства. Возникали новые течения, спорные темы. Сергей Сергеевич проявлял самостоятельность, независимость, не плыл «по общему течению». Дореволюционные его произведения отличались разножанровостью.

Первое выступление в период 1908 года уже известного музыканта состоялось в Петербурге. Впоследствии концертная деятельность велась регулярно.

Начиная с 1918 года, начались его многочисленные гастроли в разных странах:

  • Франции;
  • Японии;
  • Англии.

В продолжение 15 лет длились зарубежные гастроли. Временами Sergei Prokofiev жил на постоянной основе в Германии, во Франции.

В период постоянных гастролей Прокофьев посещал с концертами и города СССР. Возвращение на родину с поселением в Москве произошло в 1932 году.

Особенности творчества композитора в военное время

С 1933 года начался период преподавательской деятельности в Московской консерватории. В сложное время ВОВ его активное творчество продолжается.

Именно на этом этапе творчества свет увидели балет «Золушка», опера «Война и мир», были озвучены киноленты. Кантата «Здравица» была посвящена Иосифу Сталину. Она пользовалась популярностью на юбилеях.

В 30-е годы творил Прокофьев и для детей. Особенно известными стали сказка для чтеца с оркестром «Петя и волк», детские произведения для фортепиано и многочисленные песни.

Однако создание отдельных произведений было прервано войной и завершено уже после неё. Среди них, например, балет «Золушка». В период войны Прокофьев находился в эвакуации. Творческая деятельность до возвращения в Москву продолжалась повсеместно. Во многих произведениях звучала тема войны.

Последние годы жизни и смерть музыканта

По рекомендациям врачей в 1946 году музыкант переехал в посёлок Николина Гора (на дачу). Последние годы и дни были омрачены критикой «за формализм» и осуждающими высказываниями Хренникова и других композиторов. После этих событий Прокофьев жил «затворником», однако творил всё так же активно.

Прокофьев удостоен, в числе других, таких наград и званий:

Умер великий Прокофьев в 1953 году, 5 марта в городе Москве в результате гипертонического криза, не оставляя работы даже в последние часы. Захоронен был на территории Новодевичьего кладбища.

Личная жизнь Сергея Алексеевича

Впервые женился Сергей Сергеевич на Лине Кодиной. Брак с певицей испанского происхождения был зарегистрирован в 1923 году. Двое сыновей (Святослав, Олег) появились в этом браке. Семья в полном составе переехала в Москву к 1936 году.

А в 1938 году музыкант встретился с Мирой Мендельсон , юной студенткой из института литературы. Общение не ограничивалось рамками творческого сотрудничества уже в 1941 году. Она стала его женой официально в 1948 году.

Брак же с Линой был признан недействительным, так как был заключён за границей. Хотя впоследствии было много споров по данному вопросу.

Самые известные произведения пианиста

Каждый отрезок жизни композитора был отмечен новыми произведениями. Мировая музыкальная сокровищница пополнилась благодаря Прокофьеву С. С. более чем 130 опусами.

Наиболее известные оперы и балеты:

Он написал прекрасные концерты для фортепиано и скрипки с оркестром, драмы, оратории. Весь мир был впечатлён его Седьмой симфонией. Также выдающимися являются многие пьесы, сонаты, большое количество симфоний для фортепиано.

Прокофьев С. С. написал книгу «Детство» о себе. По свидетельствам описывающих портрет музыканта очевидцев, он любил демонстрировать эпатажность, использовать броские цвета и неожиданные сочетания в одежде.

Кроме музыкального дара, он обладал и писательским (литературным) талантом. Его дневники – своеобразная автобиография, искренняя и объективная. Кроме любви к музыке и литературе, большой интерес испытывал он к шахматам.

Шахматы

Эта игра была для Прокофьева не просто хобби. Он относился к занятию очень серьёзно и был сильным шахматистом. Найдены даже записи шахматных партий на оборотной стороне партитур.

Он был горд партией, сыгранной вничью с немецким чемпионом мира по шахматам Э. Ласкером. Также игры состоялись с Д. Ойстрахом, М. Ботвинником, Р. Капабланкой и другими. Шахматы композитор называл музыкой мысли.

Год Прокофьева в России

2016 год в нашей стране по предложению В. В. Путина носил имя Прокофьева в связи с празднованием его 125-летия. Всё музыкальное содружество отмечал это событие.

Торжественное открытие мероприятия состоялось в Мариинском театре. Завершился же год концертом «Прокофьев – ГАЛА ».

В программе юбилейного года были предусмотрены:

  • ВДНХ-выставка;
  • экспозиции в различных музеях;
  • фестивали работ студентов;
  • научно-практический музыкальный Форум и другие.

Мероприятия в течение года были представлены ярко и нестандартно. Они помогли современникам (с акцентом на молодёжную аудиторию) открыть красоту и притягательность творений великого музыканта.

Сотрудничество с Эйзенштейном

С. С. Прокофьев участвовал в создании гениальных произведений киноискусства совместно с Эйзенштейном. Это доказала премьера кинокартины «Александр Невский». С. Эйзенштейн отмечал кристаллическую чистоту и лаконичный стиль музыки Прокофьева С.

После этого сотрудничество продолжилось над кинокартиной «Иван Грозный», однако работа была подвергнута строгой цензуре со стороны Сталина. Работа же над фильмом «Любовь поэта» закончилась из-за смерти Эйзенштейна. Творчество Прокофьева в кино обогатило возможности звукозрительного контрапункта экрана.

Мировая классика признаёт Сергея Сергеевича Прокофьева русским музыкальным новатором, проводником национальных традиций. В честь великого новатора музыки открыты памятники, музеи, названы улицы, музыкальные учебные заведения и даже кратер на Меркурии.

Биография Прокофьева - великого русского и советского композитора - настолько большая и разносторонняя, что порой трудно представить - как это все умещалось в одном человеке? Пианист, музыкальный писатель, кинокомпозитор, дирижер - помимо этого Сергей Сергеевич создал свой собственный уникальный композиторский стиль, увлекался шахматами и Христианской наукой. Из этой статьи можно узнать краткую биографию Прокофьева, а также основные периоды его творческой жизни.

Детство и юность

Биография Прокофьева Сергея Сергеевича начинается в селе Сонцовка, расположенного в Екатеринославской губернии (современная Донецкая область Украины), 15 (27) апреля 1891 года, в купеческой семье. Мать Сергея, Мария Григорьевна, освоила фортепиано во время учебы в гимназии и дома часто исполняла произведения Бетховена и Шопена. Маленький Сережа нередко садился за клавиши рядом с матерью, запоминая ее игру визуально и на слух. С пяти лет начал свою музыкальную биографию Прокофьев Сережа, сочинив в столь юном возрасте свою первую пьеску - "Индийский галоп". Мария Григорьевна научила сына нотировать произведения, и все последующие небольшие рондо и вальсы собственного сочинения вундеркинд Прокофьев записывал самостоятельно.

В девять лет Прокофьев написал свою первую оперу под названием "Великан", а в 11 сыграл ее знаменитому композитору и педагогу Сергею Танееву. Танеев был впечатлен талантом мальчика и договорился со своим другом, тоже известным композитором Рейнгольдом Глиэром, об обучении Сережи Прокофьева.

Учеба и начало творчества

Вся ранняя биография Сергея Прокофьева составляется по его личным дневникам, которые он вел подробно и аккуратно на протяжении всей жизни. Уже в 1909 году, в возрасте 18 лет, Сергей окончил Петербургскую консерваторию как дирижер, а спустя пять лет, еще и как пианист. Его преподавателями были такие великие музыканты, как Римский-Корсаков, Лядов и Черепнин. Также во время учебы он познакомился с другими будущими великими композиторами - Сергеем Рахманиновым и Игорем Стравинским. На фото ниже Прокофьев во время учебы в консерватории.

После дебютного выступления с собственными произведениями на фортепиано, творчество Прокофьева назвали смелым и оригинальным, с "необузданной игрой фантазии и экстравагантностью стиля". За начинающим композитором закрепился статус "крайнего модерниста".

В 1913 году, после выступления Прокофьева со "Вторым фортепианным концертом", публика четко разделилась на тех, кто восхищался композитором, и тех, кто критиковал его, называя произведение "скандальным и футуристским".

Лучшие произведения и мировое признание

С 1918 до 1936 года биография композитора Прокофьева повествует о его американском периоде жизни. Сергей Сергеевич воспринял Октябрьскую революцию спокойно, так как никогда не принадлежал ни к белому, ни к красному движению. Он эмигрировал в поисках нового вдохновения.

Добившись признания по ту сторону океана, композитор возвращается на родину. Во время Великой Отечественной войны он не прекращает работу, его лучшими произведениями на этот момент становится балет "Золушка", опера "Война и мир" и "Пятая симфония". "Пятая", наравне с "Седьмой симфонией" Шостаковича, считаются важнейшими произведениями, созданными в период Отечественной войны. Отрывок из "Пятой симфонии" Прокофьева в исполнении симфонического оркестра можно увидеть ниже.

В 1948 году Сергей Прокофьев, наравне с другими авангардными композиторами, такими как Шостакович и Хачатурян, был раскритикован за "формализм и футуризм" Комитетом по делам искусств, после чего были запрещены многие произведения Сергея Сергеевича. Но к счастью, Иосиф Сталин очень интересовался творчеством и биографией Прокофьева, а потому в 1949 году, по личному приказу вождя, запрет был снят, а действия Комитета - строго осуждены.

Уникальный стиль композитора

В мировой истории биография Сергея Сергеевича Прокофьева отличается, в первую очередь, созданием уникального музыкального языка. Приемы, отличающие произведения композитора, заключались в использовании особой формы доминанты (позже она получила название прокофьевской доминанты), линеарных и диссонирующих аккордов, а также хроматических кластеров, объединяющих звуковысоты при исполнении "навязчивых" музыкальных фраз. Своеобразными являются и композиционная, антиромантическая ритмика, придающая многим произведениям Прокофьева экспрессивную отрывчатость.

Киноработы

За всю жизнь композитор написал музыку к восьми советским фильмам. Самыми известными киноработами в биографии Прокофьева считаются композиции, написанные к фильмам знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна: "Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1945). Эйзенштейн был в восторге от работы с великим композитором, так как у режиссера и музыканта был схожий, авангардный подход к творчеству. Впоследствии Прокофьев доработал сочиненную к этим фильмам музыку до формы самостоятельных произведений. Отрывок из фильма "Иван Грозный" с композицией Прокофьева можно увидеть ниже.

Произведения для детей

В творческой биографии Прокофьева и для детей написано немало произведений, например балеты "Золушка" и "Сказ о каменном цветке", сочинения для хора "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным", "Зимний костер", "На страже мира".

Но самым известным детским произведением Прокофьева, без сомнения, является симфоническая сказка "Петя и волк". Это произведение Сергей Сергеевич сочинил и положил на собственный текст в 1936 году, для постановки в детском театре. "Петя и волк" стало первым сочинением композитора после возвращения на родину.

Помимо спектаклей, существует несколько анимационных версий этой сказки: первая была создана в 1946 году на студии Уолта Диснея. Затем были выпущены два советских кукольных мультфильма (в 1958 и 1976), а также Польско-Британский, тоже кукольный мультфильм, удостоенный премии "Оскар" в 2006 году.

Другие увлечения

Будучи очень разносторонним человеком, Сергей Прокофьев занимался не только музыкой - вторым его увлечением была литература. Незаурядностью писательских способностей отмечено все, что выходило из-под его пера: это и огромная "Автобиография", охватывающая жизнь композитора с рождения до 1909 года, и его дневники, и все сочиненные им либретто и рассказы, наполненные оптимизмом и прекрасным чувством юмора.

Помимо музыки и литературы, Сергей Сергеевич серьезно увлекался шахматами и называл их "музыкой мысли". С 1914 по 1937 год, Прокофьеву удалось сыграть партии с такими знаменитыми шахматистами, как Капабланка, Ласкер и Тартаковер.

Также композитор был приверженцем Христианской науки, методы которой позволяли ему побороть волнение перед выступлениями. Прокофьев любил читать книгу "Наука и здоровье" Мэри Бейкер Эдди, в своих дневниках он не раз упоминал о ней, говоря, что эта книга помогла сформировать его личное отношение к добру, злу, Богу и человеку.

Личная жизнь

В 1923 году Прокофьев женился на каталонской камерной певице Лине Кодина, которая родила ему двух сыновей - Святослава и Олега. На фото ниже композитор с женой и сыновьями.

Несмотря на взаимопонимание с женой и восемнадцать лет совместной жизни, в 1941 году Прокофьев ушел из семьи и начал жить со студенткой филологического факультета Мирой Мендельсон. В 1948 году Сергей Прокофьев женился на Мире, не разведясь при этом с первой женой. В последующем судебном разбирательстве оба брака признали действительными. В связи с этим, советскими юристами был введен термин "Казус Прокофьева", относящийся к подобным инцидентам. Фото Прокофьева и его второй жены представлено ниже.

С Мирой Мендельсон-Прокофьевой Сергей Сергеевич прожил до конца своих дней. Великий композитор Прокофьев скончался 5 марта 1953 - в тот же день умер Иосиф Сталин, а потому смерть композитора долгое время оставалась незамеченной.

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося композитора, пианиста и дирижера Сергея Сергеевича Прокофьева.

Русский композитор, пианист и дирижер, Народный артист РСФСР Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (по старому стилю 11 апреля) 1891 г. в имении Сонцовка в Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины).

Отец его был агрономом, управляющим имением, мать занималась домом и воспитанием сына. Она была хорошей пианисткой и под ее руководством начались занятия музыкой, когда мальчику не исполнилось еще пяти лет. Тогда же он делал первые попытки сочинения музыки.

Круг интересов композитора был широк - живопись, литература, философия, кино, шахматы. Сергей Прокофьев был очень талантливым шахматистом , он изобрел новую шахматную систему, в которой квадратные доски заменялись шестиугольными. В результате экспериментов появились так называемые "девятерные шахматы Прокофьева".

Обладая врожденным литературным и поэтическим талантом, Прокофьев написал почти все либретто к свои операм; писал рассказы, которые были опубликованы в 2003 г. В том же году в Москве состоялась презентация полного издания "Дневников" Сергея Прокофьева, которые были изданы в Париже в 2002 г. наследниками композитора. Издание состоит из трех томов, объединивших записи композитора с 1907 по 1933 год. В СССР и России неоднократно переиздавалась "Автобиография" Прокофьева, написанная им после окончательного возвращения на родину; в последний раз она была переиздана в 2007 г.

"Дневники" Сергея Прокофьева легли в основу документального фильма "Прокофьев: Неоконченный дневник", снятый канадским режиссером Иосифом Фейгинбергом.

Музей им. Глинки выпустил три прокофьевских сборника (2004, 2006, 2007).

В ноябре 2009 г. в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве состоялась презентация уникального артефакта , созданного Сергеем Прокофьевым в период с 1916 по 1921 гг. - "Деревянная книга Сергея Прокофьева - симфония родственных душ". Это собрание высказываний выдающихся людей. Решив сделать оригинальной книгу автографов, Прокофьев задавал своим респондентам один и тот же вопрос: "Что вы думаете о солнце?". В небольшом альбоме в переплёте из двух деревянных дощечек с металлической застёжкой и кожаным корешком свои автографы оставили 48 человек: известные художники, музыканты, писатели, близкие друзья и просто знакомые Сергея Прокофьева.

В 1947 г. Прокофьев был удостоен звания Народного артиста РСФСР; был лауреатом Государственных премий СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951), лауреатом Ленинской премии (1957, посмертно).

Согласно завещанию композитора, в год столетия со дня его смерти, то есть в 2053 г., будут открыты последние архивы Сергея Прокофьева .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы...

Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом.
С. Прокофьев

Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).

На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт , за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист , Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.

В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам - Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения - оперы «Любовь к трем апельсинам » (1919), «Огненный ангел » (1927); балеты «Стальной скок » (1925, навеян революционными событиями в России), «Блудный сын » (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.

В начале 1927 и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 г. его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. «Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. ...Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве», - писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 г. Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.

С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров - балет «Ромео и Джульетта » по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре » («Дуэнья», по Р. Шеридану - 1940); кантаты «Александр Невский » (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес «Детская музыка » (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку «Золушка ». Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир » по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».

В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы «Война и мир» (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-начало 50-х гг. были омрачены шумными кампаниями против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора.

Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей. Тяжелые обстоятельства жизни сказались и на творчестве. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения «упрощенческой концепции» - увертюра «Встреча Волги с Доном» (1951), оратория «На страже мира» (1950), сюита «Зимний Костер» (1950), некоторые страницы балета «Сказ о каменном цветке » (1950), Седьмой симфонии. Прокофьев умер в один день со Сталиным, и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным волнением в связи с похоронами великого вождя народов.

Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает 4 с половиной десятилетия бурного XX в., претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века - К. Дебюсси. Б. Бартоком, А. Скрябиным, И. Стравинским, композиторами нововенской школы. Он вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель обветшалых канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью. Своеобразно развивая традиции М. Мусоргского, А. Бородина, Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил, воспринятых как «варварство» («Наваждение » и Токката для фортепиано , «Сарказмы »; симфоническая «Скифская сюита » по балету «Ала и Лоллий»; Первый и Второй фортепианные концерты). Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра. «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича», - отозвался В. Маяковский об одном из исполнений Прокофьева. Хлесткая и сочная русско-деревенская образность через призму изысканного эстетства характерна для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего » (по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева). Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности - он застенчив, нежен, деликатен («Мимолетности », «Сказки старой бабушки » для фортепиано).

Яркость, пестрота, повышенная экспрессия типичны для стиля зарубежного пятнадцатилетия. Это брызжущая весельем, задором опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке К. Гоцци («бокал шампанского», по определению А. Луначарского); великолепный Третий концерт с его бодрым моторным напором, оттеняемым чудесным свирельным напевом начала 1 ч., проникновенным лиризмом одной из вариаций 2 ч. (1917-21); напряженность сильных эмоций «Огненного ангела» (по роману В. Брюсова); богатырская мощь и размах Второй симфонии (1924); «кубистический» урбанизм «Стального скока»; лирическая интроспекция «Мыслей » (1934) и «Вещей в себе » (1928) для фортепиано. Стиль периода 30-40-х гг. отмечен свойственным зрелости мудрым самоограничением в сочетании с глубиной и национальной почвенностью художественных концепций. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

Прокофьев оставил огромное творческое наследие - 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат ; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый - для одной левой руки); 2 скрипичных , 2 виолончельных концерта (Второй - Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», 2 «Пушкинских вальса»); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано ; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой , К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.).

Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки - в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.

Ю. Холопов

Произведения

Родился Сергей Сергеевич 11 апреля 1891 года, в селе Красное. Сегодня это село часть Донецкой области.

Отец его - Сергей Алексеевич был ученым агронимом. Мать - Мария Григорьевна была родом из крепостных Шереметева. Хорошо играла на пианино.

Музыкой Сергей Прокофьев начал заниматься с раннего детства. Он даже сочинял произведения: пьесы, вальсы, песенки. А в 10 лет написал две оперы: "На пустынных островах" и "Великан". Родители Прокофьева стали брать частные уроки музыки для сына.

Будучи тринадцатилетним мальчиком, Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Учителями Сергея Прокофьева в столице, стали такие известные музыкальные деятели, как Римский-Корсаков , Есипова, Лядов.

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию, как композитор, а отучившись еще пять лет - получил образование пианиста, золотую медаль и премию Рубенштейна.

В 1908 году Прокофьев начал выступать как пианист, через три года появились его первые нотные публикации, а еще через два года Прокофьев отправился на зарубежные гастроли.

Музыкальные критики называли Сергея Сергеевича музыкальным футуристом. Дело, в том, что он был сторонником шокирующих средств выразительности.

Музыка Сергея Прокофьева, на раннем этапе его творчества, обладает всесокрушающей радостной энергией. Однако этому творчеству не чужда и простая, стеснительная лирика.

Во многих своих произведениях, Сергей Прокофьев старается отобразить, так называемую общительность музыкального языка, показать богатство контрастов.

Творчество композитора представляет собой симбиоз лирики, юмора, иронии. Прокофьев пишет музыку для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», а так же несколько романсов на слова Анны Ахматовой .

В начале 1918 года Сергей Прокофьев покидает свою Родину . Четыре года композитор жил в Америке, потом уехал в Париж. В эмиграции композитор плодотворно и кропотливо работал. Плодами его трудов стали опера «Любовь к трем апельсинам», концерт номер 3 для фортепьяно с оркестром, соната номер пять для фортепьяно и многие другие.

В 1927 году Прокофьев дает гастроли в СССР. Концерты в Москве, Киеве, Харькове и Одессе имели огромный успех. После этого, гастроли Прокофьева в «бывшей Родине» участились.

В 1936 году Сергей Сергеевич возвращается в Россию, композитор остался жить в Москве. В этом же году закончил работу над балетом «Ромео и Джульетта». В 1939 году Прокофьев представил публике кантату «Александр невский». На 60-летие Сталина, он написал кантату - «Здравица».

В годы Великой Отечественной Войны , композитор написал балет «Золушка», а также несколько потрясающих симфоний. Особое место занимает опера по роману Л.Толстого "Война и мир".

Не стало Великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева 5 марта 1953 года. Умер знаменитый деятель культуры в один день с товарищем Сталин ым, поэтому его смерть прошла для общества почти не заметно. В 1957 году Прокофьеву, посмертно, была присуждена Ленинская премия.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...