Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

У человека будет родины то. Что такое Родина? Значение и происхождение слова «родина. Народы, проживающие на территории России

Начну сразу с терминологии: слова «русская», «русские», «русский» для меня не имеют отношения к составу крови, форме черепа и прочему нацистскому бреду. Русский – это шире, чем национальность, шире понятия нация. Это – образ мыслей, способ понимания окружающего, особая система ценностей. На карту России посмотрите – ну, как вот эту громаду можно втискивать в европейское понимание нации? Конечно – нет.

Простого, односложного определения «русскости» нет. Для меня «русскость» – это мировоззрение справедливого жизненного устройства плюс русский язык, освоенный и усвоенный до степени родного. Тест на проверку, русский ты или нет – это не сдача крови на поиск гаплогрупп. Найдите тихое, спокойное место – кому диван, кому лес, кому берег моря или реки, и попробуйте сами себе ответить на несколько простых вопросов.

Материалистические ценности Запада – могут быть персонально для вас единственным смыслом вашего существования? Смыслом вашей жизни могут быть достижения Востока в области абстрактной духовности? Что персонально для вас важнее – перечисленное или поиск Правды? Если «нет» в первых двух случаях и Правда в последнем, все с вами понятно: вы – русский. А уж какой при этом у вас цвет кожи, разрез глаз – не проблема, достойная внимания.

Почему важен еще и русский язык? Образность, обилие синонимов, точность метафор – да, это интересно, но не это главное. В нашем языке, как мне кажется, есть некие слова, некие понятия, которые, условно говоря, программируют нас с вами. Язык ведь возник раньше нашего русского христианства – его корни уходят в глубь веков, к моменту формирования русского народа как отдельной цивилизации.

Одно из главных слов для нас – Родина . Слова с корнем «род» мы слышим с пеленок – от родителей, от родственников, от мамы, которая родила каждого из нас, от бабушек и дедушек – наших прародителей. Кто бы какой идеологии из нас ни придерживался, какие бы времена на дворе ни стояли – Родина остается с нами. Имперская она при этом, социалистическая или демократическая – не важно, эти слова всегда останутся прилагательными, а Родина – существительным. Родина – это и род , семья каждого из нас. Родина – это и место, где мы родились и выросли, где нажили друзей, где нас учили уму-разуму, где мы поняли, что являемся частью народа. Родина – это еще и страна, в которой мы родились. И мы, русские – люди вот этого кода. Я не лингвист, конечно, сравнить ситуацию могу только с европейскими языками. Не вижу ни одного, где слова Родина , родители, род, народ, родительница имеют один корень. Английский: Родина – motherland, родители – parents, рожать – give birth, род – family. Французский: Родина – lieu de naissanse, родители – parents, народ – personnes… Проверяйте – вдруг я чего не углядел.

Почему у русского народа так много слов, однокоренных с Родиной и родом? Наш язык – древнее православия, намного древнее. Имеется немало исследований историков разных школ и направлений о верованиях дохристианской Руси. Тема не простая, единого мнения среди ученых как не было, так и нет. Среди исследователей достаточно известны книги Бориса Александровича Рыбакова – «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». Рыбаков не претендовал на истину в последней инстанции, критиков у него предостаточно, но предложенная им классификация пантеона языческих богов, на мой взгляд, выглядит совершенно логичной. По мнению Рыбакова, в пантеоне наших языческих богов верховным был … Род . Изначально бог Род находился внутри Мирового яйца, и, родившись из него, создал мир таким, каким мы его знаем. А для того, чтобы в этом мире был порядок, Род создал всех прочих богов – Ладу, Лелю, Сварога, Перуна и прочих. При этом Род был единственным славянским богом, которому никогда не ставили кумиров, поскольку Род не имеет обличия, ведь он есть все сущее. Он не был овеществлен – и это сохранило его для нас, поскольку князю Владимиру после крещения Руси низвергнуть кумиры Рода было невозможно. Кумиров Перуна, Ярилы, Сварога и прочих в Днепр свалить – без проблем. А у Рода кумиров – не было. И Род – никуда не делся, он стал частью нашего языка, словом-кодом. Христиане мы или атеисты, монархисты мы или коммунисты – Родина для нас остается неким абсолютом. Родина – в пословицах и поговорках, Родина – в нашей культуре и литературе… И вот эта абсолютизация понятия Родина как высшей ценности – одна из главных особенностей нашей культуры, нашей цивилизации. Мы – те, кто рожден родителями на Родине, чтобы продолжить род и стать частью народа.

А вы задумывались, почему слово Родина – женского рода? Бог Род – вроде как мужского рода, хотя и не имеет визуализации. А Родина – женского, и все тут. А это – еще одно значение этого удивительного слова: Родина как место возникновения, происхождения, произрастания чего-либо. Родина – она ведь как мать, которая нас родила. А роды – дело женщины, и связка слов Родина-мать появилось тоже давным-давно, а не на военном плакате времен Великой Отечественной. А предки наши были куда ближе к природе, чем мы с вами, и они точно знали, что главная роженица – это земля. Это земля рожала растения, без которых не могут жить животные и сам человек. Это земля кормила всех, кого родила, водой – как мать кормит младенца молоком. Родина-мать и мать сыра земля – понятия настолько близкие, что мы ведь и не различаем их. И к Родине, к матери сырой земле мы, русские, относимся именно как к матери. Нас рожают родители на Родине, чтобы мы стали частью и продолжением рода, жили рядом с родственниками и были бы частью народа. Так сложилось, так нас закодировали. И уникальность наша в том, что обида Родины для нас равносильна обиде нашей матери. И, видя обиду Родины, мы забываем все мелкие разногласия, чтобы встать на ее защиту, даже если эта защита будет стоить нам жизни. И все завоеватели – а им несть числа – приходившие с огнем и мечом на нашу Родину, диву давались и в толк взять не могли, почему мы ТАК воюем. Не щадя своего здоровья, своей жизни, идя на верную смерть.

Представьте себе негодяя, который пытается убить вашу маму (не дай Бог!). Вас будет интересовать, что он здоровее вас физически, а в руке у него – нож, дубина, пистолет? Броситесь, очертя голову и будете колотить, куда ни попадя, даже истекая кровью. Грудью закроете, даже понимая, что вот этот вот удар будет последним в вашей жизни. Наши предки именно так и воевали, и имена Гастелло, Матросова для нас – не пустой звук. И точно так же мы будем биться за наших детей: сами мы можем погибнуть, но свой род мы обязаны охранить и сохранить. Родина, род, родители – слова, с которыми мы практически рождаемся и с ними же уходим в небытие, глядя в родные глаза…

Возможно, я не прав, заблуждаюсь, путаюсь. Но то, что тысячи лет никто не может победить народ, для которого Родина – мать, для которого продолжение рода, интересы народа важнее собственной жизни – медицинский факт. Как и то, что никто не способен повторить такой способ сражений. Мы не можем сдаться, даже находясь в безнадежном положении – невозможно ведь опустить руки и спокойно наблюдать, как будут издеваться над матерью. Мы и не опускали – ни в Бресте, ни в Сталинграде… И святость слов Родина и род отличает русских что от европейцев, что от азиатов, делает Русскую цивилизацию отличной от всех прочих в этом лучшем из миров.

Хочется отметить особенность русского православного христианства. Если внимательно читать Евангелия, то легко увидеть, что матери Христа отведено не так уж много места: персонаж она весьма важный и значимый, но выдающегося влияния на становление Церкви она не оказывала. Но припомните: сколько икон с изображением Богоматери стоит по нашим церквям, на домашних иконостасах, сколько молитв ей посвящено. Помните, как называют Деву Марию в этих молитвах? Она и «заступница небесная», и «царица небесная», «Богородица», «Божья Матерь», «заступница рода христианского», «Пресвятая», «Пречистая».

С чего бы такое невероятное почитание, которого и в помине нет ни в католичестве, ни в протестантизме? Версия Рыбакова и в этом случае выглядит наиболее логичной. На мой взгляд, он совершенно справедливо полагает, что такое отношение к Деве Марии корнями уходит все в те же дохристианские времена. В образе Девы Марии без особого труда можно найти практически все мифы, легенды и сказания, посвященные богиням Ладе, Живе и Лели. Крестьянский народ Руси, не вникая в сложнейшие споры христианских богословов о том, кого именно родила Дева Мария (Бога или только человеческое естество Христа), спокойно перенес на нее все то, во что веровал до христианства. Рожали языческие богини богов славянского пантеона – почему бы не воспринять Богородицу? Лада была покровительницей брака, любви. Жива «отвечала» за процветание природы, будила ее каждую весну – делает живое живым. Леля «обеспечивала» урожаи и всегда была готова придти на помощь всякому, кто в ней нуждался. И все три богини объединялись словом Рожаницы, поскольку были главными помощницами Рода во всем, что касалось женского здоровья при родах и не только при них. Вот и праздник Масленицы, всеми нами любимый - в честь Солнца, символ которого - блин. Абсолютно языческое празднество, но признаков анафемы как-то не видно, не так ли?


Православное христианство «вручило» все эти функции и атрибуты Богородице, чем и уравновесило присущее протестантству отрицание священного женского начала. И это был очень мудрый подход: Русь обошлась без войн с язычниками, никого не понадобилось «крестить мечом и огнем». Зачем воевать против православия, если оно ничего не имеет против того, чтобы Перуна назвали пророком Илией и продолжали почитать его? Бог Велес стал Власием, Никола – святым Николаем-угодником… Этот список можно продолжать и продолжать, просто не хочется занимать много места: на каждого язычечского бога в православии нашелся святой. Ну, а домовые, кикиморы, русалки и лешие вообще никуда не пропадали - мы с ними с детства «знакомы», а православная церковь аккуратно «не замечает» этого нашего веселого языческого безобразия. Это отступление от жестких догм христианства уберегло Россию не только от религиозных распрей внутри страны. Отказ православия от борьбы с женским началом языческой религии огородило Русскую цивилизацию еще и от инквизиции, уничтожившей в Европе, по вполне умеренным оценкам, не менее 5 миллионов женщин. Еще раз вынужден повторить: я не говорю о том, что Русская цивилизация выше, лучше цивилизации Европы. Просто эти две цивилизации – принципиально разные в самих своих основах, сколько бы слов ни тратили либералы на доказательство обратного.

«Молот ведьм» в Европе был инструкцией к действию, а на русский язык его впервые перевели лишь в 1930 профессиональные историки. Феминизм в Европе и в Америке имеет весьма воинственную, непримиримую форму – женщины как будто мстят за сотни лет своего угнетения. А для России феминизм в таком виде – заморская диковинка, не приживающаяся на нашей почве. Европа несла Христа при помощи огня и меча, православие – желанием приобщить к мудрости взаимно уважительного сосуществования. Россия продала Аляску пару сотен лет назад – православные церкви действуют для эскимосов и индейцев и поныне. Там – огонь, кровь, нетерпимость. В России – готовность принять, понять и научить, но научить не через силу, не через принуждение. Русская цивилизация не уничтожала народы, побежденные в стычках при расширении империи, раз за разом применяя безотказный прием: показать новым подданным уровень жизни метрополии не для того, что сломить их волю, а для того, чтобы дать понять – и вы можете подняться до такого уровня, если мы сможем выработать правила общего жития.

Ностальгия по временам СССР в последние годы, особенно после Русской весны, становится «повальной болезнью», Рунет без устали рассуждает об этом. Вспомните, сколько сотен и тысяч призывов мы видим и слышим на тему «Путин, введи войска», «Бомбить надо не Сирию, а Украину», «Надо немедленно разгромить бендеровцев». Путина уже миллионнократно обвинили в предательстве, в «низкопоклонстве перед Западом» и в прочих смертных грехах. Конечно, горько и больно смотреть на истекающий кровью Донбасс, на убитую идею нового града Китежа – Новороссии. Но насилие – это не путь России, это не путь Русской цивилизации. Для того, чтобы миру явился СССР-2, России нужны две составляющие.

Уровень жизни, который будет разительно выше, чем у соседей;

Идея, причем Идея с большой буквы.

В годы Империи такой идеей было православие, в годы СССР – социалистические методы управления страной. Сейчас РФ конституционно запретила себе государственную идеологию, а уровень жизни – такой, какой смогло обеспечить рыночно-либеральное руководство. Значит, пока ситуация такова, какова она есть: разговоры о СССР-2 объективно не могут покинуть пределы наших кухонь. Обидно, но – факт. Уж не знаю, понимает ли Путин, чего он в данном случае НЕ делает, но объективно он прав, как бы горько ни было это осознавать. Насильное подчинение – вне пределов Русской цивилизации, а к объединению, которое было бы для нее традиционным, Россия просто не готова. Нет ни высокого уровня жизни, ни Идеи.

Но особенности дохристианского периода и православия – далеко не все, что отличает Русскую цивилизацию от европейской. Русский народ сложился в единое целое на территориях, климат на которых уже простое выживание делает подвигом. Морозы по полгода, скудость плодородия почвы заставили нас век за веком жить иначе, чем все остальные народы. Нет такого второго народа – это просто факт. Посмотрите на Канаду – страну, более-менее сходную с нашей по климату. На юге – город на городе, все урбанизировано, обжитО, а чуть дальше на север – просто пусто. Нема дурных полгода дома топить и в ватниках ходить! На Аляске крупные города на пальцах пересчитать можно, а Сибирь и наш русский Север – места вполне себе обитаемые, освоенные. То, что русский народ издревле осваивал эти невероятные, невозможные территории, дало еще один удивительный эффект: в пантеоне дохристианских богов у русских бога войны – просто нет. У греков, римлян, скандинавов и даже у западных славян боги войны были, а у восточных славян – отсутствовали. Врожденное миролюбие? Да нет, все утилитарнее: быт, борьба за существование были настолько напряженными, что было попросту не до этих самых войн.

Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин, Зимнее утро (отрывок)


Невысокое плодородие наших земель при достаточно примитивном земледелии не давало возможности физически прокормиться в одном регионе слишком большому количеству людей – и род отправлял разведчиков на поиски новых мест обитания. Желательно, конечно, не слишком далеко, чтобы не оборвать связь с теми, кто оставался на старом месте. Это обживание новых мест тоже имело свои особенности, диктовавшиеся все тем же климатом.

Снова обращусь к русскому языку. В нем есть слово «мир», которое тоже имеет немало значений. Это и все, что окружает нас, и «состояние без войны», но еще и – все население того или иного села, поселка, деревни. Почему три значения у одного слова? Да жили наши предки своим миром, который окружал их, и в котором не было войн. Какие войны? Вы представьте себя на месте тех людей, которые решили освоить новое место. За короткий летний период надо успеть и жильем себя обеспечить, и будущие поля от леса освободить. Можно такую работу выполнить в одиночку, при наличии только пил да топоров? Нет, только всем миром. Можно такую работу НЕ выполнить? Можно. Один раз. Чтобы зимой дать дуба. Хочешь выжить – умей работать в коллективе, умей работать от зари до зари, используя каждый теплый и светлый день. Ничего не узнаете в этом описании? Внавалку, в разрыв сил и жил, всем вместе, без продыху сделать то, что нужно всем и заслужить право на частичный отдых на полгода. Рывок – расслабуха, рывок – расслабуха, но во время рывка мы умудряемся работы сделать столько же, если не больше, как «цивилизованные европейцы» за год. Сотни и даже тысячи лет прошло, а ведь так и живем… Вот только еще один момент: работать на пределе сил ради самого себя русский человек не будет. Ради родственников, детей, родителей, коллектива (а это – все тот же «мир», только на новый лад) – да. Ради только самого себя – нет. Примеров приводить не буду: покопавшись в биографии, их найдет любой из нас.

И в таком вот режиме наши предки жили больше тысячи лет. Даже после того, как новая территория была полностью освоена, необходимость работать всем миром не исчезала – климат ведь не менялся. Все так же – 2-3 недели на то, чтобы провести посевную, 2-3 недели на сбор урожая. Все так же – за теплое время года успеть построить избы молодым, хозяйственные постройки. Общая работа, миром – на земле, которая принадлежит всему роду, всем и – никому. Разве мама может принадлежать только одному из своих детей?.. Это и был наш способ жизни, способ существования, способ выстраивания отношений с людьми.

При таком режиме жизни-выживания – до войн ли нашим предкам было?

И вот это изначальное отсутствие агрессивности дало еще один удивительный результат. При всех войнах, которые выпали на долю России, при всех расширениях территории – Россия не занималась грабежом этих территорий, уничтожением народов, их заселявших. Россия раз за разом использовала «антиевропейский» прием, о котором я уже говорил выше. Давайте о нем же, но чуточку подробнее. Россия старалась сделать все, чтобы уровень жизни в новых землях был поднят до уровня жизни в метрополии. Несла приемы земледелия, обработки металлов, строительства городов, несла даже азбуку тем, у кого не было собственной письменности. И раз за разом вливала элиты новых территорий в состав элиты метрополии. Переберите в памяти фамилии самых знаменитых дворянских родов России – сколько вы обнаружите фамилий армянских, татарских, польских, грузинских? Местную элиту везли к царскому двору, обсыпали милостями – будто раз за разом проводили экскурсию: «Смотрите, до какого уровня вы можете дорасти! Не юрта из самых дорогих шкур, а вот такие дворцы…». И это срабатывало раз за разом, если не забывали кроме пряника и о кнуте, жестко подавляя любые бунты против центральной власти. Итоги мы знаем: ни одной «растоптанной» цивилизации, ни одного исчезнувшего народа и постоянное обогащение не только культуры вновь присоединенных или присоединившихся народов, но и культуры самого русского народа культурами всех, кого присоединили...

Класс: 2

УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 2 класс.

Место урока в учебном плане: 1 урок в теме «Россия – твоя Родина.

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер, проектор, фонограммы песен, презентация «Родина - что это значит», рисунки обучающихся, физическая карта России.
Для обучающихся: учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь №1, разрезные карточки с пословицами, толковые словари, рабочие листы для групп по темам: «Герб», «Гимн», «Флаг», карточка-план презентации.

Цели урока:

  • Обучающие :
    • подвести детей к осознанию понятия Родина;
    • раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине;
    • познакомить с символикой Российского государства;
    • расширять кругозор обучающихся;
    • обогащать их словарный запас.
  • Развивающие :
    • воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность
  • Воспитательные :
    • способствовать развитию интереса к истории своей Родины;
    • формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;
    • создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
Вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.
Теперь тихонечко все сели
И соседа не задели.

2. Подведение к теме урока

– Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»

Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя – Россия» (Презентация . Слайд 1)

– Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?

3. Формулирование темы и целей урока

– Предположите как будет звучать тема урока?
– Что мы сегодня будем повторять? Изучать?
– Мы начинаем изучать новый раздел «Россия – твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина – что это значит». (Слайд 2)
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека? (Слайд 3)

4. Знакомство с новым материалом

У нас над головой общая крыша – голубое небо.(Слайд 4)
– У нас под ногами общий пол – земная поверхность.(Слайд 5)
– У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко.
– У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
– А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова «Мой дом», которое подготовил нам Швец Владимир.

Е. Серов "Мой дом"

У меня есть роднойудивительный дом.
Нет стены ни одной в этом доме моем.
Только есть потолок –голубой – голубой,
Только много дорог – знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –от песков и до льдин! (Слайды 6, 7)
Хорошо, что я в домеживу не один.

– О каком доме идёт речь в стихотворении?
– Правильно, в этом стихотворении говорится про нашу планету Земля. (Слайд 8)
– Мы на этой планете живём.
– На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.
– Как называется это место?
– Это наша Родина.

Постановка проблемы

– Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?

(Составление кластера по теме «Родина»)

– Ответов на этот вопрос может быть много:

– Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
– Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
– Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
– Земля, которую наши предки защищали от врагов.
– Родина – это наш край, город, село.

Выставка детских рисунков на тему «Родина».

– Ребята, расскажите о том, как вы показали Родину в своих рисунках.
– Что мы Родиной зовём?
– На этот вопрос нам ответят ребята словами стихотворения, которое так и называется «Что мы Родиной зовём?»

«Что зовем мы Родиной»

Что мы Родиной зовем? (Слайд 9)
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.(Слайд 10)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем, (Слайд 11)
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Чтение рассказа «О чём рассказал папа» – учебник (стр. 90) (Приложение 2 )

Беседа по тексту

– Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой стране?
– Из какой страны вернулся папа?
– Чему был рад папа, приехав из Америки?
– Почему?
– Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
– Почему человек скучает по дому?

Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.

Родина – это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
Родина – это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться.

Словарная работа

– В тексте рассказа встретилось слово чужбина .
– Как вы понимаете это слово?
Чужбина – это чужая страна.
– Слова Родина и чужбина противоположны по значению.
– Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна… Родина ».
– Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
– Вы, наверно, слышали такую пословицу:

«Всякому мила своя сторона»

– Какие пословицы и поговорки знаете вы?

«Дома и стены помогают».
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха».
«Человек без Родины, что соловей без песни».

– Какие пословицы о Родине вы знаете?

«Родина – мать, умей за неё постоять».
«Родина краше солнца, дороже золота».

Игра «Составь пословицу». Работа в парах

На столе разрезные карточки с пословицами. Дети обсуждают в парах и составляют пословицы. (Приложение 3 )

Где кто родится, чужбина – мачеха.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, там и пригодится.

Продолжение словарной работы (работа с толковыми словарями)(Слайд 12)

– Объясните значение слов: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
– Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
– Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну – Родину.
– Откуда произошло само слово «РОДИНА»? Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов – Родень (Родня). Так же близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

– Мы живём в России. Это наша Родина.Значит, мы кто? Мы Россияне.
– Россия – самая большая страна на Земле.(Слайд 13) Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.
– Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
"Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.
– Чем богата Россия?

Россия богата лесами;
полезными ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми.

Татьяна Казанкина – олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике, уроженка города Петровска, наша землячка. (Слайд 14)
Ю. А. Гагарин–лётчик-космонавт, герой Советского Союза, (Слайд 15)
Светлана Савицкая – дважды герой Советского Союза, (Слайд 16)
Олег Табаков – народный артист Советского Союза, наш земляк. (Слайд 17)
Алла Перфилова (Валерия) – заслуженная артистка России, певица, наша землячка. (Слайд 18)
Владислав Третьяк – заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Государственной Думы и многие другие.

4. Физминутка «Мы большой планеты дети»

5. Символы нашей Родины. Работа в группах (Приложение 4 )

– Назовите столицу нашей родины.(Слайд 19
– Кто является президентом нашего государства? (Слайд 20
– Каждое государство имеет свои символы.
– Назовите символы государства.
– Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг.
– Вы сейчас разделитесь на три группы. На столах у вас лежат рабочие листы с информацией по теме, иллюстрации, фотографии. Ваша задача подготовить сообщение о символе страны: гербе, гимне или флаге. (у каждой группы свой символ)(Слайд 21)

– Посмотрите на картину И. И.Левитана «Вечерний звон».(Слайд 22)
– Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.
– А теперь послушайте песню «Красно солнышко», Сл. И. Шаферана, Муз. Аедоницкого в исполнении Л. Зыкиной . (Слайды 23-30)
– Какое чувство к Родине передаёт Л. Зыкина в песне «Красно солнышко» на слова И. Шаферана.
– А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю?
– Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.
– Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливый.

7. Закрепление полученных знаний

1) Самостоятельная работа. Работа в тетради

– Следующее задание мы выполним в тетрадина с.50 . Дан текст, в котором пропущены слова. Они записаны после текста. Вы должны будете по смыслу вставить нужные слова.(Приложение 5 )
– Прочитаем, что у нас получилось?
– Каждый человек должен любить свою Родину, не забывать её, гордиться ею.

2) Составление презентации своего города. Творческая работа. Работа в группах

– Представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне и спрашивают вас: «Что значит для вас Петровск?». Постарайтесь им объяснить, как можно короче, но самое главное, чтобы им захотелось здесь побывать. (На столах план-карточки – Приложение 6 ) (Слайды 31-42)

3) Разгадывание кроссворда. Работа в парах

1. Страна, в которой мы живём.
2. Столица нашей Родины.
3. Президент России.
4. Сколько полос на Российском флаге?
5. Как называлась наша страна раньше?
6. Как называется областной город?

8. Итог урока. Рефлексия

Метод пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс.

– Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?

Ученик: Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина – Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Б (безымянный)– близость цели.

– Что вы сегодня делали? Чего достигли?

Ученик: Мы читали стихи, рассказ, называли пословицы и поговорки, объясняли значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна; работали в тетради, играли в игру «Составь пословицу».

С (средний) – состояние духа.

– Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?

Ученик: У меня было приподнятое, весёлое настроение.

У (указательный) – услуга, помощь.

– Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?

Ученик: Я отвечал на вопросы учителя.

Б (большой)бодрость, физическая форма.

– Каким было ваше физическое состояние сегодня?
– Что вы делали для своего здоровья?

Ученик: Я был бодрым. На уроке мы выполняли физкультурную минутку.

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».(Слайд 43)

(Тихо звучит песня «С чего начинается Родина». В это время учитель читает стихотворение.)

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

9. Домашнее задание

Учебник (с. 90-93)
Творческое задание: узнать о своих предках (где они жили, чем занимались).

Слово «родина» имеет несколько значений. Родина - определение довольно многогранное. Под этим словом подразумевается место, где человек родился. Его Отечество, страна, гражданином которой он является.

Откуда появилось слово «родина»

Слово «родина» имеет древнее славянское происхождение. Славяне верили в Богов, и самым главным они считали Бога по имени Род. Он главенствовал над всеми другими богами, животными, людьми и всеми мирами. Люди верили, что Род сотворил Землю, поэтому все важные слова в русском языке имеют корень РОД: родина, родня, родство, родственники, родословная, народ.

Родина - это земля родичей (членов общего рода), родителей и родных,на которой они жили и работали много лет и поколений.

Малая родина в жизни человека

Каждый человек любит свою родину. И это не только любовь к стране, где ты живешь. Суть понятия родина заключается еще и в любви к своему поселку, деревне, городу, двору и даже школе. Конкретная местность, где человек родился и рос, называется малая родина. Она особенно дорога, потому что детство запоминается на всю жизнь и в сердце каждого хранятся теплые воспоминания, связанные с населенным пунктом, где человек провел лучшие годы жизни.

Год малой родины

В прошлом году в республике Беларусь 2018 год был объявлен Годом малой родины. 2019 и 2020 годы также пройдут под этим названием.


Президент страны подписал указ, где пояснил, почему такая тема выбрана на весь год правления. Он сказал, что наступило время, чтобы вспомнить свои корни, свой род и отдать долг тому клочку земли, который зовется малой родиной. Президент Беларуси призвал всех граждан своей страны оказать любую помощь той местности, где они родились. Человек, по-настоящему любящий свою родину, должен помнить её и передавать это чувство своим детям и внукам.

Русские писатели о малой родине

Тема родины затронута во многих стихотворениях русских поэтов.

Особенно много писали про родные края те писатели, кто оставил отчий дом и уехал жить за границу.

Вот, например, у Есенина есть стихи о малой родине:


Уехав из родного села Константиново, Сергей Есенин все время тосковал о дорогих сердцу полях, любимой реке Оке, маленькому деревянному домику, где он вырос.

Александр Сергеевич Пушкин затрагивает тему родины во многих своих произведениях. Он пишет про деревню, про сельский быт и природу - это его малая родина. Также в сборники включены стихи о России, Отечестве, проблемах страны того времени, в котором жил поэт.

И Пушкин, и Лермонтов, и многие другие русские писатели, были настоящими патриотами своей страны. Правительство высылало их из России, а они всем сердцем хотели вернуться обратно. И, находясь в ссылках, посвящали стихи родной стороне.

Два близких понятия - мама и родина

Нам не дано выбирать Родину, также как не выбирают родителей. Иногда можно встретить сравнение родины с мамой. В русском языке эти понятия тесно связаны друг с другом.

Почему Родину часто сравнивают с матерью?

Насколько велика важность матери для своей семьи, настолько и велика важность родины для всей страны.

Выражение «родина-мать» каждый из нас не раз слышал в своей жизни. Есть монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом Кургане в Волгограде, есть памятник на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге с таким же названием.


В войну на плакатах изображали женщину, призывающую своих сыновей встать на защиту своей страны. Плакаты расклеивали повсюду - на сборных пунктах, вокзалах, фабриках и заводах, заборах и поездах. Лозунг «Родина-мать зовет!» поднимал боевой дух солдат и укреплял у народа веру в победу.


«Родина-мать» понятие очень широкое, содержащее в себе любовь к дому, земле, семье и любовь к стране, Отечеству, России.

Слово «родина» в русском и других языках

Проблема определения роли родины в жизни человека затронута во многих литературных произведениях. Она существует и в современном обществе. Роль родных мест важно формировать с самого раннего детства. Именно родина дарит в наследие каждому собственную культуру, ценности, научные открытия, язык. Русский язык - один из самых богатых языков мира. Понятие родина это исконно русское понятие. Во многих языках вообще нет такого слова. В английском, например, похожее слово homeland. В переводе оно означает - «земля, где твой дом». В немецком и других языках есть в употреблении слово «Отечество», но слова «Родина» нет.

Отчизна, страна, город, деревня, село, край - родина может быть разной, но всегда остается единственной и любимой.

Россия - родина русских людей

Наша страна называется Российская Федерация.

Почему у России такое название?

Слово «федерация» означает объединение. Объединение краев, областей, регионов,городов и республик, которые входят в состав страны.

Это самая большая по территории страна в мире. Ее площадь равна 17 миллионов квадратных километров.


Официальный День России

12 июня отмечается праздник страны — День России, это общепринятый выходной. Официально праздник стал отмечаться с 2002 года. В столице и других городах проходят концерты и праздничные салюты. В этот день в Кремле президент страны награждает заслуженных деятелей, отличившихся в своей работе.


Москва - главный город страны

Крупнейшим городом России является ее столица Москва. В Москве много парков, скверов, высотных домов, музеев, проспектов, смотровых площадок. Но самой главной достопримечательностью столицы является московский кремль.


Что такое Кремль?

Кремлем раньше называл укрепление в Древней Руси, которое ограждало жителей города от нападений врагов.

Московский Кремль - одна из главных достопримечательностей столицы

Раньше Кремль был неприступной крепостью, сегодня - это памятник, находящийся под охраной ЮНЕСКО (организации, защищающей значимые для культуры объекты). На протяжении многих веков в столице России Кремль горел, разрушался, перестраивался, был каменным и деревянным. Но каждый раз после реставрации становился еще более красивым и могущественным.Московский Кремль состоит из стен в виде треугольника с двадцатью башнями.

Спасская башня известна тем, что каждый год в новогоднюю ночь часы на ней бьют 12 раз и оповещают о наступлении Нового года.


За стенами - храмы, дворцы, несколько площадей, в том числе Красная. Кремль - место, где работает президент России.

Выборы президента России проходят раз в 6 лет.


Символика Российской федерации

Как и у любой страны, у Российской Федерации есть главные символы страны.

Знаете ли вы, что называют символами страны?

Это определенные знаки, установленные государством.

Гимн, герб, флаг - государственные символы стран, которые есть у каждой державы. Их внешний вид утверждается указом президента.

Российский флаг представляет собой сочетание трех горизонтально расположенных полос разных цветов - белого, синего и красного. По-другому его называют триколор. Флагами украшают здания во время проведения праздников, ходят с ним на митинги и демонстрации, выступают на парадах.


Значение цветов флага в разных источниках может быть разное, общепринятых объяснений выбора цветовой палитры нет. Но часто встречается следующая трактовка: белый обозначает чистоту и мир, синий - веру и идеалы, красный - энергию и силу.

С 1994 года в нашей стране 22 августа отмечается День флага. Он посвящен национальномутриколору, но не считается выходным днем.

Флаг России относится к государственным символам также как российский герб.

Герб - это эмблема, отличительный знак чего-либо (города, страны, рода или отдельного человека).

Он был утвержден президентом страны в Указе от 30 ноября 1993 года. Герб России - это красный щит, в середине которого находится двуглавый орел. Орел означает мощь, гордость, отвагу, силу и стремление к победе всего государства. Птица смотрит в разные стороны из-за того, что государство располагается как на территории Азии, так и на территории Европы.


Описание герба раскрывает смысловые значения его элементов. В правой лапе у орла - скипетр, а в левой - держава, как символы власти. На каждой голове - по короне. Еще одна, большая, в середине, между головами. Все три короны соединены лентой между собой. Они символизируют единство трех уровней властей — законодательной, исполнительной и судебной. В центре щита изображение святого Георгия Победоносца, как он убивает змея.

Георгий Победоносец - это покровитель всех воинов, которые в разные времена сражались за Отечество.

Герб России этой сценой со змеёйсимволизирует победу добра над злом.

В нашей стране, кроме главного герба, есть еще гербы городов. Каждый населенный пункт имеет свой геральдический знак.

Кроме флага и герба, державная символика включает в себя гимн. Гимн России - это торжественная песня, которая звучит во время государственных церемоний и важных событий государственного значения. Слова были написаныСергеем Михалковым и Габриэлем Эль-Регистаном, музыка - Александра Александрова.


Каждый год текст гимна звучит в новогоднюю ночь после торжественной речи президента для российского народа. Текст гимна патриотичный, наполненный любовью к своей родине России.

Народы, проживающие на территории России

Более 190 народов проживает на территории Российской Федерации, это означает, что Россия - самая многонациональная страна во всем мире. Большая часть народов - коренные жители государства, родившиеся в нем и не менявшие места жительства за всю свою жизнь. У остальных основное место проживания находится за пределами страны.


Другие многонациональные страны - Великобритания, Германия, Турция, США и прочие. Очень многие государства носят статус «многонациональных».

Народы России, проживающие на территории страны, это русские (их большинство), украинцы, чеченцы, чуваши, башкиры, армяне, татары и так далее. Русская нация самая многочисленная - почти 116 миллионов человек.

Особенности русского человека - внешний вид, характерные черты

Внешне русского человека легко узнать и отличить от любой другой нации.

Как выглядит русский человек?

К характерным признакам можно отнести: светлые оттенки глаз и волос, овал лица правильной формы, не слишком густые брови, прямой нос. Кожа светлая. Это объясняется малым количеством солнечного света. Русского мужчину отличает средний рост, коренастое телосложение, широкие плечи и развитая мускулатура.


Каждый народ, проживающий в стране, вносит вклад в развитие ее культуры. У всех этносов есть собственные традиции, обычаи, вероисповедания, - все это накладывает отпечаток на общее культурное развитие.

Культура народов России обладает историческим наследием, ведь сколько народов в России, столько и культур. 277 языков можно услышать в стране, русский является самым употребляемым. Ведь он государственный язык.

Нация русских людей обладает рядом качеств, свойственных этому народу: щедрость, милосердие, радушие, гостеприимство, открытость, терпеливость, жертвенность.

Россия многонациональная страна, благодаря этому у русских существует дружба с другими народами. Кроме взаимоотношений, к плюсам такого государства можно отнести:

  • Взаимодействие культур;
  • Политическую силу;
  • Совместное решение каких-либо проблем (например, экологических).

Важно помнить, что у человека только одна родина - у русских людей это Россия. Русская нация должна не забывать и про малую родину, помнить свой язык и бережно относиться к культуре своего народа.

- Вот, дети, -мерно расхаживала по классу Лидия Ивановна, - скоро закончите школу, мальчики пойдут в армию,девочки выйдут замуж...
- Лидьванна! - отозвался с последней парты Марк Гольштейн.
- А зачем в армию?
- Что значит, зачем? - растерялась учительница. - Родину защищать!
- А что значит - Родина? - не унимался Марк.
- Родина? Ну как же, что знaчит... Это... место, где ты родился!
- Значит, я буду защищать Китай?
- Почему Китай!
- Я там родился.
- Нет, же, Родина - это не только то место, где ты родился, но где вырос...
- Ну так я там и рос! Целых пять лет!
- Пять лет - это слишком мало для понятия родины... ты же не говоришь по-китайски, не живешь традициями Востока...
- Нет, я по-китайски не говорю, я говорю по-русски, по-английски, немного по-французски..
- Значит Китай - не твоя родина. Твоя родина там, где родились также твои предки...
- Мой отец родился в Петербурге, а мама в Киши неве... Значит, я буду защищать Россию и Молдову?
- Нет, ты будешь защищать ту страну, в которой прошло твое детство, твои лучшие воспоминания..
- Алжир, мы там жили, пока мне не исполнилось 11 лет, у меня замечательные воспоминания об это стране!
- Нет.. не Алжир! Защищать страну, близкую по духу и вероисповеданию...
- Ммм.. ну, поскольку я еврей, неужели защищать буду Израиль...Лидьванна! А как я буду защищать Израиль, неся службу в белорусской армии?
Очки Лидии Ивановны с кончика носа плавно перемещались все выше и выше, пока не оказались и вовсе на лбу.
Класс с интересом наблюдал за происходящим. Марик прекрасно умел срывать уроки.
- Марик, - неуверенно сказала Лидия Ивановна. - Ты в белорусской армии будешь защищать Беларусь...
- Но если она мне совсем не родина! Что я там буду делать? Получается, что у меня совсем нет родины! А раз мне нечего защищать, значит в армию можно не ходить?
- В армию обязательно нужно ходить...
- Зачем?
- Чтобы стать настоящим мужчиной! - уверенности в голосе учительницы с каждым вопросом ученика становилось все меньше и меньше.
- Лидия Ивановна! Но ведь, чтобы стать настоящим мужчиной, нужна не армия!
- Что же? , - спросила она на свою беду.
- Ну вы столько лет живете, а как будто не знаете! Конечно же женщина!
Класс взорвался дружным хохотом. Лидия Ивановна побледнела. Трудно находить аргументы для подобных, пусть и логичных, заявлений. Она хотела попросить Марика пригласить к ней его родителей, но в данный момент забыла все слова. Спасительный звонок на перемену вывел ее из оцепения. Старшеклассники тут же загалдели, зашумели и разбежались.Лидия Ивановна, как могла, побежала в учительскую. Бросив на стол журнал, она упала в кресло и разрыдалась...Она, заслуженный педагог с 40-летним стажем, не может объяснить 15-летнему сопляку с китайско-африканским прошлым, где у него Родина. Потому что в юные годы Лидии Ивановны Родина была одна - Советский Союз, и настолько она была необъятна, что можно было объездить полмира, но при этом не выехать за границы родины... И казахи, и прибалты, и евреи, и чукчи... у всех была одна единственная Родина, и всем это было понятно... А теперь? Три часа на машине - и все! Нет Родины! Кугом одна сплошная заграница...

***

Следующим уроком была геометрия. Молодой учитель зашел в класс после звонка на урок.
- Сергей Михайлович! А зачем нужно идти в армию, если у тебя нет родины? - задал вопрос Марк.
- Марик, у тебя нету Родины?
- Нету...
- Как так?
- Понимаете, родился я в Китае, где прожил до 5 лет, потом мы с родителями переехали в Алжир, потом мне исполнилось 11 лет, и мы переехали в Беларусь.
- Очень хорошо, а сюда вы как попали?
- А тут бабушка...
- Марик! Так значит у тебя как миниму 3 родины!
- Ну раз на то пошло - значит 4! Я еще и еврей!
- Прекрасно! Значит тебя в армию заберут самого первого!
- Не хочу...
- Тогда к доске шагом марш! Доказываем теорему трех перпендикуляров! - Сергей Михайлович обвел глазами класс.
- Ну что, бойцы, у кого еще нет Родины?
После уроков в учительской было шумно. В свете провокаций со стороны учеников на тему «Что такое Родина», учителя искали определение «родины» как таковой и методах ее объяснения современным ученикам.
- Согласно общепринятому определению, Родина, отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов... - зачитывал официальный текст директор.
- А детям это как объяснить? - галдели учителя.
- У нас и негритята есть, и китайцы... - поддакивали завучи.
Дверь учительской распахнулась. С ведром и мокрой тряпкой небрежно завалилась Никифоровна - уборщица.
- Чаво ета вы тута расшумелися? Мне тута убирать нада! - грозно возмутилась Никифоровна.
- А мы тут решаем... что такое Родина...- робко промямлил директор.
Всегда строгий и безапеляционный, он робел лишь в присутсвии проверки из РОНО и Никифоровны.
- Делать вот вам нехрен, - забурчала уборщица, - Родину они решают... А чо тут решать? Чо тут непанятнава? Родина - эта кагда и выпить есть с кем, и закусить, и пагаварыть за жизнь и на пенсию не страшна!
- На пенсию не страшно... - хором повторили учителя. На том и порешили.

- Пап! А че такое Родина?
- Сын, Родина, это такое место, куда ты всeгда можешь вернуться, и где тебе будут рады...
- Па! А ты это здорово придумал!

- Итак, сегодняшний урок будет посвящен определению Родины! - Лидия Ивановна сияла. Она, как ей казалось, знала все возможные определения, и даже чувствовала себя способной объяснить это ученикам. Последовали скучные определения, и как резюме, чтобы донести до умов и сердец щкольников, Лидия Ивановна выдала:
- Дети! Родина - это место, где хочется выйти на пенсию и достойно встретить старость!
- Судя по всему, вы, Лидия Ивановна, живете не на Родине!
- Да что вы такое говорите! Нам по 15 лет, мы еще школу не закончили, а вы - пенсия и старость!
- Мы не хотим на пенсию!
Лидия Ивановна побагровела.
- Тихо! - взвизгнула она. - Кто тут у нас самый умный? - Учительница плавно переходила на ультразвук.
- Я! - Гордо отозвался Марк.
- Ну-ка, расскажи всем, что такое РОДИНА! - она была уверена, что Марк не ответит, он не слушал ее сегодня...
- Это такое место, знаете... куда всегда можно вернуться! Из любого места! - Парировал ученик.
- Круто! - все загалдели. - Вернуться откуда-нибудь - это гораздо интереснее, чем на пенсию!
Класс расшумелся.
Лидия Ивановна тихонько опустилась на стул и впервые задумалась о том, чтобы действительно уехать на Родину. То есть выйти на пенсию...

Дмитрий Брагилевский

"Формирование понятия Родины у человека, как сакрального знания и влияние ландшафта на эти процессы"

Понятие «родина» является одним из основополагающих в мировоззрении человека. Оно может быть формализовано, выражено словами, а может быть интуитивным.
Самым простым определением можно считать следующее: «Родина – это то место, где человек родился». Под этим местом обычно понимается не «конвейер по производству детей» – современный роддом, а та местность, тот населенный пункт, где живут родители. Это тот вмещающий ландшафт, где человек родился.
Более осмысленным и глубоким является следующее определение: «Родина – это то место, где существует мой род. Где несколько поколений моих родственником живут и формируют это место». Кроме прямого указания на ландшафт в данном определении мы также имеем его временное развитие под влиянием предшествующих поколений.
Ещё одно определение: «Родина – это место, страна, где живет мой народ». Оно одновременно как обширное, так и достаточно определенное. Здесь мы снова имеем дело с географическим понятием. Страна – это определенный набор ландшафтов. Это территория, населенная различными родами, составляющими народ.
Давая определение слову «родина» каждый, задумавшийся над этим истинно сакральным «концептом» человек, подчеркивает существенные именно для него грани этого понятия. Но территориальная составляющая, ландшафтное наполнение обязательно присутствует в этом понятии, ощущается и актуализируется. Понятие «родина» так же тесно связано с чувственными, телесными переживаниями, обладающими глубоко интимными свойствами.
Для многих людей «родина» - это настолько важная, значимая составляющая их жизни, что они готовы поступиться инстинктом самосохранения, пожертвовав собою во имя Родины. Понятий, вызывающих подобную реакцию в человеке, немного. Например, осознанно, за машину даже самой престижной марки, ни один человек не отдаст свою жизнь ни при каких условиях. На мой взгляд, осознанно мужчина может отдать свою жизнь только защищая себя, как личность; за свою любимую женщину; за своего ребенка (говоря более широко, за свой род); за свою землю, Родину. Здесь речь идет именно об осознанном, идеологически обоснованном выборе, а не о ситуативном поведении.
Концептуально важным для любого человека является понимание того, что же такое «родина». Рассмотрим несколько (далеко не все, т.к. эта тема огромна) очень существенных, на мой взгляд, аспектов.

1. Формирование образа «родины» после зачатия и до рождения ребенка.
2. Формирование образа «родины» во время кормления ребенка матерью.
3. Формирование образа «родины» в период взросления.
4. Формирование образа «родины» в период первой любви.
5. Формирование образа «родины» при создании семьи до зачатия ребенка.

Все эти аспекты тесно связаны с понятием вмещающего ландшафта, т.е. ландшафта, в котором человек живет. Так же существенным будет понятие кормящего ландшафта, т.е. того ландшафта, который поставляет пищу для человека. Из-за формата конференции, излагаемые мной материалы будут изложены в основном в тезисной форме. Я постараюсь больше сконцентрироваться на некой «идеальной» модели развития понятия «родина» в жизни человека, на позитивном подходе.
По моему глубокому убеждению, человек рождается для того, что бы быть счастливой и творческой личность. И при правильном формировании образа «родины» как на бытовом, так и мировоззренческом уровне, его шансы на счастливый образ жизни многократно возрастают. Можно сказать, что возрастает «качество жизни» человека.
Всемирная Организация Здравоохранения определяет «качество жизни» как - степень восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности предоставляются». Т.е. сущность качества жизни имеет преимущественно социально-психологическую природу. При таком подходе, свойственном ВОЗ, упущено очень важное, очень существенное для человека понятие – понятие «родины». Берусь утверждать, что без понятия «родина» можно получить сколь угодно высокое «качество жизни» человека. Однако счастливым без «родины» человек быть не может. С чем это связано? Дело в том, что человек не только материальное, он одновременно – духовное, содержащее внутренне Я, существо. Мне не хотелось бы превозносить или нивелировать ни один из этих компонентов. У человека есть душа, и эта душа хочет от жизни радости, счастья, творчества. Тело - это вместилище, дом души. И оно тоже должно быть в порядке, должно быть здоровым.
Гармоничное сочетание этих двух начал (души и тела) – есть реальное «качество жизни».
Телесное восприятие мира вокруг и гармонизация его с сакральными чаяниями души - есть познание и формирование образа «родины» в сознании человека. Искажения взаимосвязей, нарушение гармонии души и тела, отчуждение от «родины» - это прямой путь к несчастливому состоянию человека. Родина становится органичной частью человека, по сути, третьим началом. Поэтому лишение человека Родины это прямой путь к дисгармонии, к отсутствию счастья и радости в его жизни, к глубинному одиночеству и тоске. Все мы помним яркий пример из относительно недавнего прошлого – огромное количество эмигрантов из России в начале XX века так и не стали счастливы на чужбине.
Родина это не просто ландшафт. Ландшафт, как мы знаем, – это место на земле, где существует человек и другие биологические виды. Родина включает в себя уникальные взаимосвязи растительного, животного, информационного мира, мира людей во времени и пространстве (ландшафте). Соответственно, каждый ландшафт уникален. Например, земледелие и скотоводство могли возникнуть только на определенных ландшафтах. Человек и животные не только существуют в ландшафтах, но и формируют их. Яркие примеры – деятельность бобров и антропогенные ландшафты (города и т.п.). Охваченная деятельностью человека биосфера - это уже антропогеосфера, поскольку энергетические, информационные и эволюционные процессы в ландшафтной оболочке земли определяют уже не совокупность живых организмов, а совокупность разумных существ. Как сказал бы В.И.Вернадский, не «живым веществом», а «мыслящим веществом». На мой взгляд, мы давно живем «на планете людей»…
Интересно, что при попытке описать, объяснить, что такое Родина, человек, как правило, использует описание именно ландшафта, где он родился, рос, взрослел, любил, родил своих детей… Субъективное описание Родины через ландшафт, через пережитое в душе и прочувствованное ею – самое распространённое, живое и наиболее образное описание Родины. Именно оно способно объяснить такое просто и такое сложное понятие «родина». Лучше всего с этим справились поэты, наделённые развитым чувством творчества.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
(В.Орлов из стихотворения «С чего начинается Родина?»)

«То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой…
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!»
(Д. Кобалевский из стихотворения «Край родной»)

«Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...»
(З.Александрова из стихотворения «Родина»)

Формирование образа «родины» после зачатия и до рождения ребенка.

В мире существует два распространенных взгляда на время возникновения нового человека:
а) в момент зачатия (так, например, считают японцы)
б) в момент рождения (большинство европейцев).

На этот вопрос существуют более экзотические взгляды. Например, что человек возникает, при мысли о нем у одного из будущих родителей. Но в рамках полноты и непротиворечивости рассмотрения этой темы, я буду придерживаться следующей точки зрения: что энергоинформационная сущность «человек» возникает в момент оплодотворения или зачатия.
Есть два мнения о влиянии родителей на зачатого ими человека. Одни считают, что деятельность отца, в формировании человека до его рождения ограничивается только самим моментом зачатия. Другие считают, что отец формирует свое чадо наравне с матерью во время всего срока беременности. Я буду считать, что отец наравне с матерью участвует в этом процессе.
Кроме отца и матери еще участники этого процесса – окружающее общество и ландшафт.
Замечено, что у всех народов, есть схожее правило – нельзя тревожить беременную женщину, отказывать ей в помощи, перевозить её с привычного (родного) места жительства. Причины этому называются разные, но в любом случае, беременная женщина в большинстве культур окружена теплом и вниманием. Потому что в этот период она одновременно представляет две сущности – себя и ребенка. Ребенок и мать на данной стадии - неразделимы. Общество, род, семья создают формирующемуся внутри матери человеку психологические и материально благоприятные условия для появления на свет. Регулировалось и регламентировалось подобное отношение к беременной женщине через обычаи и приметы, содержащими в себе мудрость, проверенную веками на поколениях предков.
Например, беременной женщине разрешалось беспрепятственно заходить в соседние сады и огороды, рвать и есть любые плоды. И это не пустая прихоть! Именно в период внутриутробного развития в ребёнке закладывается не только иммунитет, для которого необходимо получать определённые питательные вещества, а закладывается определённый так называемый «код местности», «энергоинформационный» образ. Именно он будет всю последующую жизнь своеобразным камертоном для человека. Только пища, вода, воздух, звуки, взаимоотношения в обществе, существующие в данном ландшафте, будут наиболее качественными, полезными, правильными и радующими душу человека, получившего «код местности» сполна. Именно поэтому пища, привезённая издалека будет не полезна, а иногда даже вредна беременной женщине. Ведь она также как и её ребёнок, формировалась на этом ландшафте, в своей родной местности.
Общеизвестно следующее правило - беременная женщина должна находиться на всех стадиях беременности дома и больше времени проводить на свежем воздухе, общаясь с природой. Но под словом дом понимается не бетонная коробка в современном городе, а нахождение в природном ландшафте, где живет ее род. Поскольку происходит энергоинформационный обмен с «родиной». Через мать ребенок познаёт, какая она «родина». Формируется ее «энергоинформационный» образ. Это правильный образ формирования «родины».
Возможные искажения в формировании: путешествия беременной женщины, питание «заморскими» продуктами, продуктами «не первой свежести», энергоинформационный обмен не с родной природой, а с телевизором и очень антропогенными (городскими) ландшафтами. Отсутствие теплого и внимательного отношения окружающих и часто даже любящего мужчины – отца ребенка. Какой образ «родины» может быть сформирован на этой стадии развития ребенка? Однозначно - неестественный, никак не связанный с семьей, родом, ландшафтом.
Этот этап формирования образа «родины» до появления ребёнка на свет является самым главным в жизни человека. Ошибки, искажение, допущенные в этот период несут за собой невосполнимую потерю в понимании этого образа.

Формирование образа «родины» во время кормления ребенка матерью.

Широко известно, что раньше многие поколения детей рождались в родном доме. Что является родным домом для разных народов, обряды и обычаи, сопровождавшие процесс появления человека на свет – это отдельная тема. Но факт в том, что дети появлялись и делали первый вздох в родовом ландшафте. Там, где все девять месяцев провела их мать, в том пространстве, которое уже является родным и знакомым ребёнку. После рождения, появления на свет, ребёнок продолжает формировать образ окружающего мира через молоко своей матери, через таинство процесса кормления. Нельзя недооценивать этот процесс! Не только питательные вещества, полученные матерью всё на том же родном ландшафте, поступают ребёнку через молоко. Он получает информацию, отражающуюся как на физическом, так и на у чувственном, душевном уровне. Общение матери и ребёнка в процессе кормления откладывается на подсознательном уровне обоих. Между ними формируется особая неразрывная связь. Не случайно, если мать, по каким-либо причинам не могла кормить ребенка, то находили кормилицу. И отношение ребёнка к кормилице всегда было особым. Потому что кормление грудью всегда было и остаётся таинством.
Существуют способы и методики, с помощью которых мать формирует будущую жизнь ребенка, его судьбу, «родину», через процесс кормления. В состоянии кормления женщина должна быть светла и спокойна. Состояние матери передается ребенку. Так же питание матери должно быть видовым и из кормящего её ландшафта.
Искажения: «Его вскормила волчица…» - такое выражение свидетельствует о том, что ребенок не принадлежит роду, у него иные подходы к жизни. Современные дети, не только не получающие материнское молоко в правильном состоянии матери, часто они его вообще не получают. По сути дела, современные дети - «выкормыши» заводов по производству детского питания… Да и матери питаются не видовым питанием, свойственным для кормящего этот род ландшафта, а продуктами со всего мира, подверженными для сохранения свежего и привлекательного для покупателей вида различными способами обработки, совершенно неприемлемыми для здоровья человека. Дети в основной своей массе рождаются на конвейере – в родильных домах. Психологи и социологи имеют достаточно фактов, чтобы на основании этого сделать вывод, что появление на свет для подавляющего большинства детей является «родовой травмой», оказывающей крайне негативное влияние на всю последующую жизнь ребенка. А энергоинформационные потоки, в которых живет мать? Огромный объем ничего не значащей негативной информации, различного рода искусственные поля, влияние которых на жизнь человека еще предстоит оценить в полной мере… Остаются одни вопросы, но самый главный: Какую «родину» познает ребенок на этой стадии своего развития?
Если и на этом этапе развития человек так и не получил качественного образа «родины» от матери, от ландшафта, в котором он живёт, то привить и сформировать его в дальнейшем становится почти невозможной задачей.

Формирование образа «родины» в период взросления.

Ребенок растет, ребенок начинает говорить, ребенок социализируется… Он живёт в очень активном познавательном процессе. Что же он должен познать прежде всего? Прежде всего, он должен познать свой дом, свою семью, ландшафт, в котором он живет, его кормящие функции. Научится строить свою жизнь в этой реальности и развивать в себе понимание, что такое «родина».
Ребёнок не просто наблюдает за взаимосвязями в окружающем его мире, обществе, природе. Он становится участником этих взаимосвязей. Он накапливает опыт общения с родным ландшафтом. Учится ухаживать за ним и определять в нём своё место, как личности формирующей его и формирующейся под его влиянием.
При гармоничном взаимоотношении с родным ландшафтом, со своей семьёй, с обществом, ребёнку не потребуется объяснение учителей в школе, что такое Родина и почему её надо любить. Просто напросто потому, что он это уже знает как на подсознательном, так и на сознательном уровне. Конечно, нет ничего плохого в уроках, на которых преподаватели объясняют, как и за что надо любить Родину, что такое Родина и патриотизм. Но, к сожалению, для тех детей, которые не получили представление об этом в предыдущие периоды своей жизни, эти понятия так и останутся пустым звуком, не наполненными смыслом. А на тех детей, которые получили наполненное понимание образа «родины» от своих родителей, окружающего их мира, ландшафта, слова преподавателей, зачастую звучащие крайне фальшиво, не произведут никакого впечатления. Т.к. у них уже всё есть как в душе, так и в теле, есть знание и осознание образа Родины.
Искажения. К сожалению, многие современные дети познают прежде всего телевизионные передачи. Родителям проще включить телевизор, чем тратить свое время на общение с ребенком. Родителей понять можно, таковы их условия существования в современном обществе. Но, понять совсем не значит согласиться с такой позицией. Пища тоже совсем не из кормящего ландшафта, а из ближайшего супермаркета. Большинство детей совсем не знают, что такое природа, не умеют находиться в природном пространстве. Они – техногенные дети… Они из антропогенного ландшафта. Школа – это отдельная тема, но суть в том, что ее главной функцией становится не давать предметные знания о мире детям, а занимать их, пока родители на работе. Семья очень часто бывает неполной. Общеизвестно, что дети из неполных семей, как правило, сами создают неполные семьи. Образец поведения закладывается в это самое время….Формализованное школой понятие «родина» становится ничего не значащим словом.

Формирование образа «родины» в период первой любви.

Ребенок становится половозрелым. Он встречает свою первую любовь. Он принимает ответственность за свою жизнь и жизнь любимого человека. Начинает строить семью.
Именно в этот период особенно важно качественно продолжить формирование образа «родины» человеке. Это очень хорошо понимали наши предки.
Например, отрывок из рассказа Василия Шукшина «Позови меня в даль светлую» наглядно демонстрирует эту мудрость:
«- Я не в осуждение говорю, - продолжал старик. - Кого осуждать? Такая теперь жизнь. Но вот раньше понимали: до семнадцати годов нельзя парня из дома трогать. У нас тада вся деревня на отхожий промысел ходила… И вот, кто поумней был - отцы-то, те до семнадцати лет сына в город не отпускали. Как ушел раньше, так все: отстал человек от дома. Потому что - не укрепился, не окреп дома, не пустил корешки. А как раньше время оторвался, так все: начинает его крутить по земле, как лист сухой. Он уж и от дома отстал, и от крестьянства… А потому до семнадцати, что надо полюбить первый раз там, где родился и возрос. Как полюбил на месте - дома, так тебе это и будет - родина. До самой твоей смерти. Тосковать по ей будешь…»

Формирование «родины» при создании семьи до зачатия ребенка

Всем известно, что каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево, родить и, главное, вырастить сына… Это метафорическое определение роли человека в формировании Родины.
Конечно, в одиночку мужчина может и дерево посадить, и дом построить, и сына воспитать. Может. Но правильно ли это? Достаточно ли этого? Нет. Правильно, когда это все создает пара, на основе любви и общего непротиворечивого понимания, что они делают и для чего. Другими словами, формирование понятия и создания семьи для дальнейшего продолжения рода – не просто слова. Именно в семье закладываются основы и качество дальнейшей жизни будущих поколений.
Поиск пары для создания семьи, с целью продолжения рода и поддержания места жительства, ландшафта в гармоничном, качественном состоянии, одна из самых важных задач в жизни человека. Относиться к этому надо с глубокой ответственностью и осознанием. Ведь от этого зависит то, каким будут последующие поколения рода.
Пару могут создать юноша и девушка, выросшие на одном и том же ландшафте, сформировавшиеся как личности и впитавшие в себя всю мудрость родного места. Если они получили только качественное восприятие и образа Родины и сформировали своё мировоззрение под благотворным влиянием родного ландшафта, то им будет не сложно передать всё это будущим поколениям, через своих детей и внуков… Однако не всё в жизни просто и предсказуемо. Вполне возможно, что один человек из пары будет из другой местности или оба, и юноша, и девушка будут создавать продолжение своего рода в паре на новом для обоих ландшафте. Здесь важно то, что они успели сформировать в своей душе, в своём теле, в памяти, в чувствах. Если они гармонично развивались на своих ландшафтах, на родных просторах, в кругу своих родных и близких, то, скорее всего, они смогут так же полно, качественно и гармонично передать своим детям всё то, сами что сумели познать, осознать.
Дело, как говорится, за малым – найти свою половинку. Это и сложно. И легко одновременно. (Например, известен древний языческий обычай. Когда девушка не могла найти своего любимого в своем селении, она клала в лодочку хлеб, плоды из ее родного дома. В назначенный день вместе с другими подобными девушками эти лодочки отправляли вниз по реке. Молодые люди из других селений, еще не встретившие свою любовь, выбирали те лодочки, которые их привлекали. Возможно, через дары, находящиеся в тех лодочках, юноши на интуитивном уровне чувствовали «созвучие» в своей душе (нам сейчас сложно это понять). Далее они направлялись в то селение, откуда приплыла лодочка с дарами. Где и происходила встреча «родных», созвучных сдруг с другом душ…)
Исторически доказано, что у мужчины активная роль в формировании семьи и перемещении в пространстве. Он может, найдя любимую и создав семью, пустить родовые корни в любой местности. Родить ребенка. Посадить дерево. Здесь, метафора «посадить дерево» значит очень много. Это значит, что в тот ландшафт, где формируется род, вносится часть того ландшафта, где вырос мужчина. Что в свою очередь влечёт за собой развитие биомногообразия. Человек, формирующий «родину» должен увеличивать разнообразие кормящего его ландшафта. Иначе через какое-то время, обедневший ландшафт, переставший кормить, придется покидать. И у людей, покинувших эти места, не будет «родины».
До зачатия ребенка семья должна подготовить место, куда он придет. Это очень важно, так как иначе, и у ребенка не будет «родины». Подготовка места включает в себя дом и общее пространство места жительства.
Искажения. Из-за смещения понятий, неправильного понимания «родины» многие люди на нынешнем этапе развития не имеют своей «родины». Но имея в своем багаже только свой скудный опыт, они множат его. И их дети тоже становятся без «родины». Многие интуитивно это понимают, отсюда и широкое антиглобалистское движение. С другой стороны, наблюдается широкое движение людей по миру в поисках «лучшей жизни», повышения «качества жизни» как его понимает ВОЗ. Из анализа данных по иммиграции, редкая семья, возникшая в одних социальных и ландшафтных условиях, может сохраниться после перемещения в более комфортные с социальной точки зрения условия. Семья, род, народ жестко и неразрывно связаны с ландшафтами, их вмещающими и кормящими. При переселении рвется живая связь с ландшафтом. Остается навсегда тоска по родине. Не испытывают тоски по родине только те, у кого понятие «родина» не сформировано или значительно искажено.

Анекдот. Вернее реально состоявшийся диалог.
-Если придут враги, будешь ли ты защищать до последней капли крови свой дом?
-Дом? Мою бетонную коробку, за которую мне еще 20 лет выплачивать ипотеку? Нет, конечно. К тете в Америку поеду - она давно меня зовет…

Понятие «родина» неразрывно связано с понятиями семья, род, родственники, моя земля (кормящий и вмещающий ландшафт).
Можно бесконечно твердить о патриотизме и о «Священном понятии Родина». Можно бесконечно призывать защищать Родину. И при этом «отмазывать» своего сына от армии, покупать недвижимость за рубежами России. Проводить время на модных курортах. И не посещать годами своего отца или деда, которому ничего в материальном плане от тебя не надо. Но перед которым, почему-то стыдно. И у которого понятие «родина» совсем иное, чем у тебя.
А можно хотя бы попытаться дать сакральное знание своим детям и отчасти себе, что такое «родина».
Просто слова, слова за которыми стоят таинства рождения, жизни и смерти, сакральные истины имеют различную силу и различное смысловое значение. Но имея знания, что такое «родина», имея опыт переживания этого понятия, человек обретает корни и смыслы во многих иных областях своей жизнедеятельности, до этого не проявленные.

И в завершение сказанного. Любовь к Родине – любовь безусловная. В доказательствах, в условиях любви и в её объяснении она не нуждается. Человек или любит свою Родину или нет. Третьего не дано.

Дополнение к статье:

"Философское размышление о корне - род" -

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...