Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Конспект урока по обучению грамоте буква ы. Звук и буква ы. Строчная буква ы

любовь клокотова
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

НОД, область «Познание»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Учитель – логопед: Клокотова Л. Л.

СП Детский сад «Теремок»

МБОУ «Лешуконская общеобразовательная школа» 2012г.

Задачи:

1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».

2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.

3. Развивать фонематический слух.

4. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе.

5. Продолжить работу над предложением.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

7. Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование: презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа, мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.

Сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

2. Сегодня на занятии

мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

3. Отгадайте загадки:

(мультимедио)

Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

Оберегает он семью коровью.

Всегда на страже собственного стада,

Дразнить его совсем не надо.

Он к разным шуткам не привык,

Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)

Из малых кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный …

(Рысь) (появляется картинка)

Творожку я брат,

Сметанке - сват,

Маслу - племянник,

А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

Какой это звук? (гласный)

4. Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр»

(мультимедио)

Произнесём звук [ы-ы-ы] пока мышь не достанет сыр.

5. Поиграем в игру «Светофор»

Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

6. Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (мультимедио)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (мультимедио)

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы»-

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

Ты - худой, а я - толстяк.

Ешь поменьше натощак!

7. Физкультминутка

Сейчас мы с Мышонком поиграем

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше – выше.

8. Игра «Найди место звука» со звуковыми линейками

Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах. (в начале слова, в середине, в конце)

Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.

9. Составление предложения по картинке (мультимедио)

Мышь несёт сыр.

Сколько слов в предложении? (3)

Выложите схему.

10. Звуковой анализ слова усы (мультимедио)

Сколько слогов в слове усы? (2)

Сколько звуков? (3)

Назовите первый звук. (У)

Какой он? (гласный)

Назовите второй звук. (с)

Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

Каким цветом обозначим? (синим)

Назовите третий звук. (ы)

Какой он? (гласный)

Каким цветом обозначим? (красным)

11. Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку. (карточки)

Сыр, мышь, дым, дыня.

12. Гимнастика для глаз (карточка)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

13. Игра «Один – много» (с мячом). В кругу. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы.

14. Игра «Составление словосочетаний»

Подберите слова:

Дежурный…

Быстрый…

Длинные…

Медленный…

Высокие…

Красивый…

15. Итог занятия

С каким звуком познакомились?

Как называется буква?

Придумайте слова со звуком [ы]. если дети затрудняются открыть последний слайд презентации с картинками, в названии которых есть звук [ы].

Попрощаемся с Мышонком.

I. Организационный момент

Повторение правил поведения учащихся на уроке.

II . Повторение.

а) -назвать буквы и звуки, которые мы изучили

III . Работа над новым материалом.

Отгадайте загадку и узнаете кто поможет нам познакомиться с новым звуком

В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка

Кто же это? (мышка )

— Составим звуковую схему слова мышка

Какой гласный звук ударный? [ы]

— Какой буквой обозначим звук [ы]?

IV . Знакомство с буквой Ы

Вот топор. Полено рядом. А бедняжка буква Ы

Получилось то, что надо: Бродит с полочкой, увы. (А. Шибаев)

Получилась буква Ы-

Все мы знать её должны. – Ты худой, а я толстяк.

(В.Степанов) — Ешь поменьше натощак! (Г. Виеру)

V . Упражнение в слышании звука [ы]

Хлопнуть в ладоши если есть в слове звук [ы]

Рыбка, прыгалка, кубик, буквы, мишка, мышка.

Сказка: Запомните, какие слова со звуком [ы] встретятся вам в сказке.

Крыса Дылда и Пых-Пых.

Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыплёнком Цыпом сидел вечером дома и ел: дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужасав глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:. .- Кара-ул!!!

А что случилось?

У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!

Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.

Он же все мои припасы сожрет! - зарыдала Дылда.

Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказы­ваемся,- сказал Мыша. .

Т-ты что, б-боишься?-тихо спросил Цып.

А т-ты? - С тобой нет.

Пойте, коротышки, пойте, и прощайте навек! - лежа под кроватью, бормотала Дылда.

Но через несколько минут друзья вернулись.

Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша.

А кто же это был?

Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело. (Г. Юдин)

VI .

Работа по учебнику.
стр.36

— А сейчас мы отправимся в сказку, а в какую, догадайтесь сами, я вам в этом помогу?

Вдруг из маминой, из спальни

Кривоноги и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах, ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок.

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки

Даже брюки, даже брюки убежали от тебя».

— В какой сказке мы очутились? «Мойдодыр». — Чем известен этот герой?

— Кто изображен на картинке? Стр. 36

— Почему мальчик убегает от Мойдодыра?

— Почему Мойдодыр разозлился?

— Что надо сделать, чтобы он перестал злиться?

— А вы сегодня умывались? И зубы чистили?

— Какие предметы нам в этом помогают?

б) Чтение предложений из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Одеяло убежало. Убежала простыня.

И подушка, как лягушка. Ускакала от меня.

Я за свечку, свечка в печку.

Я за книжку, та бежать

И вприпрыжку под кровать.

в

) Чтение продолжения сказки учителем в Спутнике букваря стр. 71

VII . Коллективная работа по учебнику стр.37

Коса- косы

Сова-совы

Урок литературного чтения

(обучение грамоте)

1 класс

Программа «Начальная школа XXI века»

Тема: Знакомство с буквой ы.

Цели : создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком [ ы] ; учить акцентированному произнесению гласных звуков в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст; воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном; находить и исправлять ошибки, допущенные в словах.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших иллюстраций, текстов.

Предметные УУД: узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определенный гласный звук; подбирать слова с заданным гласным звуком; различать звук [ы] и букву ы.

Оборудование : рисунки, фишки –звуки, карточки для групповой работы.

    Организационный момент.

Звенит звонок всё громче, всё сильней.

Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь, распелся соловей?

Не соловей-урок наш начинается.

Улыбнемся, друг другу, возьмем соседа за руки и пожелаем удачи в поиске на уроке.

    Актуализация знаний.

Назовите первый звук в данных словах, дайте ему характеристику.



Обозначим буквами эти звуки. А, У, Э, О.

Что общего у этих букв? (Они все гласные и показывают твердость впереди стоящего согласного)

2 .Игра " Живые звуки"

(Учитель раздаёт карточки: двое учеников получают синюю и зелёную карточки, другие дети получают карточки с представленными буквами -а, я, о, ё, у, ю.)

Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. Дети" буквы " выходят из-за парт и гуляют по классу.

Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь."Буквы" увидели домики и устремились к ним, но "хозяин" мог пустить в них только своих. Распределитесь, "буквы" , каждый в свой домик.(В синий -а, о, у; в зелёный -я, ю, ё.)

Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зелёный домик. Учитель обращается к "букве" А.

Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Буква Я, так как буквы А и Я обозначают звук {а}после согласных.) Аналогичная работа проводится с остальными буквами.

3. Сообщение темы урока.

Рассмотрите рисунки. Что объединяет данные картинки?


Получается, что объединить их не можем никак? По смыслу они разные, по первому звуку тоже.

Но что-то общее все же у них есть. Произнесем и послушаем, какой звук в этих словах одинаковый?

Значит, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

3. Упражнение в звуковом воспроизведении слов

Определим, в каком месте слова вы услышите звук [ы ].

Крыша, блины, дырка, пыль, козы.

Парная работа: придумайте еще слова, в которых встречается звук [ ы ]

Назовите слова, в которых буква ы в начале слова.

Есть слова на букву ы? –

Мы спросили у совы.

Призадумалась сова

И переспросила «а»?

Слух хороший у совы,

Но не знает слов на ы.

Ы нужна нам или нет –

Дайте, дети, мне ответ? Е.Благинина.

4. Работа со схемами слов.

Что же за звук такой ы?

Нужен ли он нам для чтения слов? Вывод.

Физминутка.

5. Знакомство с буквой Ы печатной (таблица)

Работа по странице учебника

Рассмотрите образцы буквы Ы. На что она похожа?

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.А.Шибаев

Вот топор, полено рядом-

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы,

Все мы знать её должны. В.Степанов.

6. Работа с ребусами. (парная работа)

Как сделать из слова мышка – мушка – мошка – мишка?

Какой можно сделать вывод, глядя на схемы составленных слов? (обозначает твердость согласного)

7.Дифференцированная работа с коллективной проверкой.

Чтение хорошо читающими детьми стихотворения С.Маршака.

Что же за вывод сделали маляры?

Для не читающих детей:

Выполните работу по индивидуальным карточкам.

Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

Подчеркните в словах букву Ы.

8.Игра " Будь внимателен"

Учитель читает стихотворение М.Пляцковского "У кого растут усы?".

У кого растут усы? Есть усы у мотыльков,

У моржа и у лисы, У тюлений, у жуков.

У бобра и у крота, Есть у зайца и сверчка,

У кота и у кита. У сома и хомячка.

Есть у тигров и мышей,

Есть у львов и у ежей....

Даже папа для красы

Отрастил себе усы!

Кто слушал внимательно? У кого растут усы?

Кого ещё вы знаете с усами? (Белка, рысь......)

7. Итог урока.

Какую цель ставили? Достигли цели?

Какая тема урока была?

С какой буквой -труженицей познакомились?

Чем она отличается от всех остальных?

Какой звук обозначает буква Ы?

Ы живёт в семействе гласных-

Звуков чистых, чётких, ясных,

И, как гласная любая-

Мы теперь о том уж знаем,-

Любит Ы к согласным встать,

Чтобы слог образовать:

Выход, мыло, тыква, пыль,

Мыши, мысли, сыр и быль.

В алфавите Ы важна,

Словно в пище соль нужна.

Т.Синицына

Спасибо за работу!

Используемая литература:

1. Л.Е. Журова,А.О. Евдокимова «Букварь», «Вентана –Граф» , 2012г

2.Поурочные планы по учебнику Л.Е.Журовой, А.О. Евдокимовой "Букварь", Волгоград, 2010г.

3.Занимательная грамматика.

4.Игры со словами.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...