Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Кто написал роман о понтии. Понтий пилат - пятый прокуратор иудеи. Обратимся к самому эпизоду

Разделы: Литература

I Определение темы урока

На предыдущих уроках мы выяснили, что одной из основных причин бедствий заглавного героя произведения «Мастер и Маргарита» становится роман, написанный Мастером на основе библейского сюжета о распятии Иисуса Христа.

- Можем ли мы назвать это произведение религиозным? Почему?

Для Мастера вопросы религии не стоят на первом месте. Библейский сюжет он видоизменяет: один из главных героев романа - Иешуа – лишен божественных черт, это обычный человек, бродячий философ; автор изменяет и факты биографии Христа, чтобы подчеркнуть в своем герое земное начало.

- Как сам Мастер в разговоре с Иваном Бездомным определяет тему своего произведения? О чем оно?

Роман о Понтии Пилате.

- Почему же именно Пилат, а не Иешуа становится главным героем произведения Мастера?

Можем предположить, что с этим героем связана основная проблема, раскрываемая в романе Мастера.

- Какой эпизод является центральным в романе Мастера и почему?

Эпизод допроса и вынесения приговора Иешуа, так как перед Пилатом возникает проблема выбора, как ему поступить с осужденным.

Отсюда наша задача - определить, какую функцию выполняет данный эпизод в романе Булгакова.

Запись темы урока

Тема. Роль эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом.

Итак, наша конкретная цель ясна из темы - определить роль эпизода.

Запись цели урока

Цель: Совершенствование навыков анализа эпизода в контексте произведения.

II Беседа по теме урока (анализ эпизода)

Обратимся к самому эпизоду.

- Что узнаем мы о Понтии Пилате из эпизода? Кто он такой? Что привело его в Ершалаим?

В прошлом - храбрый воин, отличавшийся во многих войнах, например, в битве при Идиставизо с германцами. За особую храбрость заслужил прозвище всадник Золотое Копьё. Властями Рима назначен прокуратором. В Ершалаиме оказался в результате возникших там беспорядков, чтобы подавить возмущение населения.

Прокуратор - попечитель, управляющий, правитель.

1. В Древнем Риме - управляющий хозяйствам; чиновник по сбору налогов; поверенный в делах, осуществляющий поручение доверителя по ведению судебных дел и управлению имуществом.

- Почему он лично вынужден заниматься делом Иешуа?

Синедрион - верховный религиозный орган иудеев - не берет на себя ответственность самостоятельно вынести приговор этому человеку, которого считают одним из бунтовщиков, и передает это дело римской власти.

Каким предстает Иешуа перед Пилатом? Каково первоначальное отношение Пилата к этому человеку? Как прокуратор относится к необходимости вершить суд над ним?

Человек «лет двадцати семи, одетый в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, а в углу рта - ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора». Иешуа кажется Пилату простым бродягой. Он не видит в приведенном человеке ничего необычного, да и человека он в нем не видит. Все вопросы, связанные с Иешуа, кажутся ему пустой формальностью. У него болит голова (гемикрания), все застилает туманом. Его цель - как можно скорее добиться от осужденного признания вины и утвердить приговор.

Попытаемся разобраться, почему Синедрион не утвердил приговор. В чем обвиняют философа? Каково первое обвинение?

Преступление против религии и верхушки религиозной власти. Иешуа обвиняют в том, что он призывает разрушить ершалаимскй храм (главный храм иудеев).

- Действительно ли Иешуа призывал народ к разрушению храма? Что было на самом деле?

Нет. Он говорит, что люди его неверно поняли.

«Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее».

- Чем же опасны эти слова для Синедриона?

Слова эти заставляют людей задуматься об устройстве мира и общества, а им думать не положено.

Пилат обвиняет Иешуа в превышении полномочий: не ему, бродяге, рассуждать об истине, так как он не имеет представления об этом предмете.

- Какой вопрос задает он Иешуа и какой ответ получает?

Задает вопрос: «Что есть истина?», и Иешуа объясняет ему это на бытовом уровне, чтобы прокуратор его понял: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня <...>и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».

- Какова реакция Пилата на этот ответ Иешуа? Почему он так реагирует?

Он «поднялся с кресла, сжал голову руками, и на... его … лице выразился ужас». Все произошло так, как сказал философ, Пилат чувствует его силу, и ему страшно.

- Какую правду о себе слышит Пилат от Иешуа?

Он говорит, что Пилат замкнут, потерял веру в людей, всю привязанность поместил в собаку, и от этого его жизнь скудна. Иешуа хочет изменить эту жизнь силой своего слова, избавить его от одиночества.

- Почему Пилат неожиданно приказывает развязать руки арестованному?

Пилат почувствовал его силу; философ его заинтересовал.

Нет, Пилат по-прежнему убежден в виновности Иешуа.

- Почему Пилат улыбается «страшной улыбкой», говоря с арестованным? О чем он напоминает Иешуа?

Он пытается противопоставить свою официальную власть непонятной власти этого бродяги-философа. Он напоминает Иешуа, что его жизнь зависит от Пилата, так как он может освободить или уничтожить философа.

Запись в тетради .

Вывод. С обеих сторон происходит демонстрация власти.

Запись-схема

- Чем же отвечает Иешуа на эти угрозы? Что означают его слова?

«Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон?», «...Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»

Здесь звучит мысль о том, что один человек не может решить судьбу другого: не он дарил ему жизнь, не ему отнимать (с точки зрения Пилата, мысль крамольная).

- Какие еще странные, с точки зрения Пилата, мысли высказывает Иешуа?

Мысль о том, что все люди добры - и даже Крысобой. Это обстоятельства озлобляют их, делая несчастными.

Иешуа говорит, что мог бы силой своего убеждения, своего слова их изменить.

- Какой вывод о вине Иешуа делает Пилат после разговора с ним?

Иешуа не виновен в конкретной смуте: не призывал рушить храм, но речи его могут быть вредны. Они безумны, утопичны, нереальны. Поэтому приговор он решает отменить, но, ввиду вредности речей Иешуа, удалить его от людей - в резиденцию Пилата - в Кесарию Стратонову на Средиземном море.

- Почему же Пилату не удалось освободить философа?

Он узнает от секретаря о новом обвинении, страшнее прежнего.

- Что испытывает Пилат, прочитав это обвинение?

Он «изменился в лице», «кожа его утратила желтизну, побурела, а глаза как будто провалились», «... у прокуратора что-то случилось со зрением. Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо нее появилась другая. На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший рот с отвисшей нижней капризной губой. Пилату показалось, что исчезли розовые колонны балкона и кровли Ершалаима вдали, внизу за садом, а все утонуло вокруг в густейшей зелени капрейских садов. И со слухом совершалось что-то странное - как будто вдали проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова: «Закон об оскорблении величества...» (видение головы кесаря).

Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», и потом: «Погибли!..» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то, долженствующем непременно быть и с кем?! - бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».

- В чем же состояло новое обвинение? Почему оно было наиболее страшным?

Речь идет об оскорблении власти кесаря.

На допросе Иешуа отвечает Пилату: «В числе прочего я говорил, ...что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

- Какие еще попытки, несмотря на угрожающее положение, делает Пилат, чтобы спасти Иешуа?

Он подает ему знаки – взглядом (посылает «намекающий взор»), голосом выделяет нужные слова, подсказывает правильные ответы (хочет, чтобы тот отказался от своих слов, сказал, что забыл их).

- Есть ли у человека в ситуации, подобной той, в которую попал Иешуа, какой-то выбор?

Он может отказаться от своих слов, спасти себя или отстаивать свои убеждения, несмотря на опасность.

- Стоит ли проблема выбора перед Иешуа? Как ведет он себя в этой ситуации? Почему?

Он даже не задумывается о возможности отказаться от своих слов.

Он не замечает подсказок Пилата, так как правдив , уверен в своей невиновности , верит в добрую волю людей , в силу своих убеждений (не видит своей вины, так как говорит не о конкретных властителях, а о власти человека над человеком вообще).

- Какие чувства испытывает Пилат после откровений Иешуа?

Он боится, что его обвинят в сочувствии мятежнику, и поэтому он пытается защитить себя гневным восклицанием: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!» (вынужден кривить душой).

- В каком душевном состоянии находится Пилат? В чем причина этого?

Чувства его непонятны ему самому: не понимая, что с ним происходит, он советует подсудимому помолиться покрепче, спрашивает его зачем-то, нет ли у него жены, чувствует будто озноб , то есть чувствует бессилие изменить теперь что-либо.

- Есть ли выбор в данной ситуации у Пилата?

Спасти арестованного и лишиться власти, а, возможно, жизни или казнить невинного человека и спасти себя (свою жизнь и власть).

- В какой момент мы понимаем, что решение им принято? Какой характерный жест его привлекает наше внимание?

Он потирает руки так, как будто обмывает, то есть снимает с себя всякую ответственность. Иешуа тоже догадывается, что что-то не так.

- Какова реакция Пилата на странную просьбу арестованного отпустить его?

Эта просьба вызывает гнев Пилата. Он угрожает Иешуа расправой за крамольные речи, кричит, что не готов занять его место.

- Так что же выбирает Пилат?

Решает казнить философа и спасти себя.

- Приносит ли это решение ему успокоение?

После решения Синедриона о казни Иешуа у него остается" чувство, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, не дослушал. Эту мысль он гонит от себя. И одновременно к нему вновь приходит тоска, вызванная мыслью о бессмертии: «Бессмертие...пришло бессмертие...»Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

- Почему же так страшна ему мысль о грядущем бессмертии и о своей будущей славе?

Жить вечно с нечистой совестью тяжело. Он останется в памяти людей как убийца, несправедливый судья.

- Почему его волнуют последнее мгновения жизни Иешуа и слова, сказанные им перед смертью?

Он знает, что виноват, и боится обвинений в свой адрес.

Никому, кроме него, не понятны последние слова Иешуа: он «благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь», «Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из главных он считает трусость».

- Почему он воспринимает эти слова как обвинение в свой адрес?

Сам понимает, что совершил трусливый поступок, так как мог, рискуя собой, применить свою власть и спасти философа, но не стал.

- Когда мы узнаем о дальнейшей судьбе героев романа Мастера? Какова она?

Мы узнаем об этом из последней главы.

Через 19 веков улетающий со свитой Воланда в вечность Мастер видит его на каменистой безрадостной плоской вершине одного с собакой, сидящего вечно в своем кресле, разговаривающего с самим собой и тоскующего о несостоявшемся разговоре с Иешуа.

Запись-схема

Иешуа => Смерть, но свет
Пилат => бессмертие, но муки совести, одиночество.

- Чем же оборачиваются для него бессмертие и слава?

Наказанием за его поступок - за трусость.

Итак, почему же все-таки не философ, а Пилат становится главным в романе Мастера? Какая проблема, связанная с этим образом, волновала Мастера?

С ним связана главная проблема - проблема нравственного выбора и ответственности за неверный выбор.

- Для чего же нужна постановка этой проблемы Булгакову? Находит ли она отражение в романе?

Другие герои романа тоже стоят перед таким выбором: Мастер – бороться или не бороться за свой роман и за свою любовь. Маргарита - бороться за Мастера или житьс нелюбимым мужем. Иван Бездомный - продолжать писать бездарные стихи на злобу дня или отказаться от творчества и обратиться к вечным проблемам (к истории, философии). Критики - говорить о том, что думают, или критиковать Мастера и его произведение.

- Можем ли мы теперь определить функцию этого эпизода в романе? Для чего он нужен был Булгакову?

Вывод (запись)

Данный эпизод играет в произведении важную роль, потому что здесь наиболее остро встает проблема нравственного выбора и ответственности за него.

- А стояла ли эта проблема перед самим автором Булгаковым?

Он мог бы писать произведения, прославляющие власть и поступиться совестью, но не стал - выбрал свободу творчества (в «Записках на манжетах» он пишет: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну»).

- А перед вами подобная проблема когда-нибудь стояла?

Вывод: проблема,поставленная в романе, вечная .

Ill Домашнее задание

Сочинение-эссе: «Проблема нравственного выбора в моей жизни».

Роман о Понтии Пилате

Иуда из Кириафа

Марк Крысобой


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Роман о Понтии Пилате" в других словарях:

    Это статья о романе. О фильмах, снятых по нему, см. Мастер и Маргарита (значения) Мастер и Маргарита Обложка современного издания (издательство «Эксмо») Жанр: роман

    Роман. При жизни Булгакова не был завершен и не публиковался. Впервые: Москва, 1966, № 11; 1967, № 1. Время начало работы над М. и М. Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. Скорее всего, к 1928 г. относится… … Энциклопедия Булгакова

    Персонаж романа «Мастер и Маргарита», историк, сделавшийся писателем. М. во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно лет тридцати восьми» предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) это в… … Энциклопедия Булгакова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

Большинство персонажей Ершалаимских глав романа "Мастер и Маргарита" восходят к Евангельским. Но этого нельзя утверждать в полной мере о Понтии Пилате, пятом прокураторе Иудеи. Он имел репутацию "свирепого чудовища". Но, тем не менее, булгаковский Понтий Пилат сильно облагорожен по сравнению с прототипом. В его образе писателем запечатлен человек, терзающийся муками совести за то, что отправил на смерть невинного, и в финале романа Понтию Пилату даруется прощение. Пилат стоит перед дилеммой: сохранить свою карьеру, а может быть, и жизнь, над которыми нависла тень дряхлеющей империи Тиверия, или спасти философа Иешуа Га-Ноцри. Булгаков настойчиво (пять раз!) именует прокуратора всадником, по-видимому, вследствие его принадлежности к определенному сословию. мастер маргарита булгаков роман

Ганоцри ни разу не отступил от Истины, от идеала, и потому заслужил свет. Он сам есть идеал - олицетворенная совесть человечества. Трагедия героя в его физической гибели, но морально он одерживает победу. Пилат же, пославший его на смерть, мучается почти две тысячи лет, "двенадцать тысяч лун". Совесть не дает прокуратору покоя… Трудному решению Пилата, макровыбору, совершенному им на уровне сознания, предшествует микровыбор на уровне подсознания. Этот бессознательный выбор предвосхищает действия прокуратора, оказавшие влияние не только на его последующую жизнь, но и на судьбу всех героев романа. Выйдя в колоннаду дворца, прокуратор ощущает, что к "запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя", запах, который прокуратор "ненавидел больше всего на свете". Ни запах коней, ни запах горького дыма, доносящийся из кентурий, не раздражают Пилата, не вызывают у него таких страданий, как "жирный розовый дух", к тому же предвещающий "нехороший день". Что за этим? Почему прокуратору ненавистен аромат цветов, запах которых большинство человечества находит приятным? Можно предположить, что дело заключается в следующем. Розы с древних времен считаются одним из символов Христа и Христианства. Для поколения Булгакова розы ассоциировались с учением Христа. И у Блока в "Двенадцати" есть подобная символика:

В белом венчике из роз - Впереди - Иисус Христос…

Приятен или нет определенный запах, человек решает не на сознательном уровне, а на уровне подсознания. Что выберет он? Последует по направлению конских запахов или направится в сторону, откуда доносится аромат роз? Предпочтя запах "кожи и конвоя", язычник Пилат предвосхищает тот роковой выбор, который будет им сделан на уровне сознания. Так же многократно М. Булгаков упоминает о том, что суд над Иешуа происходит вблизи "ершалаимского гипподрома", "ристалища". Близость коней ощущается постоянно. Сравним два отрывка: "…прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце, неуклонно подымающееся вверх над конными статуями гипподрома, вдруг в какой-то тошной муке подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: "Повесить его". "…все присутствующие тронулись вниз по широкой мраморной лестнице меж стен роз, источавших одуряющий аромат, спускаясь, все ниже и ниже к дворцовой стене, к воротам, выводящим на большую, гладко вымощенную площадь, в конце которой виднелись колонны и статуи ершалаимского ристалища". Одновременно с мыслью о казни Иешуа у Пилата перед глазами возникают конные статуи; члены Синедриона, вынеся смертный приговор, движутся мимо кустов роз в сторону тех же коней. Символические кони каждый раз подчеркивают, тот выбор, который совершают герои. Причем, возможному решению прокуратора соответствует только взгляд в сторону того места, где бушуют страсти, а действительному решению Синедриона, только что вынесшего смертный приговор,физическое перемещение его членов в том же направлении.

В евангельских главах романа происходит некий бой добра и зла, света и тьмы. Двенадцать тысяч лун длится Пилатова мука, трудно ему с больной совестью, и в финале, прощенный, он стремительно бежит по лунной дороге, чтобы "разговаривать с арестантом Ганоцри". И на этот раз он выбирает путь правильный - праведный.

Роман «Мастер и Маргарита» является не только самым известным во всем творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова, но и самым читаемым. Причем не только в России, но и за рубежом. Почему же произведение так любимо читателями? Наверное, причина в том, что роман прекрасно отражает реалии советской действительности, а также идеально раскрывает характеры персонажей.

Среди главных героев - Понтий Пилат. Интересно то, что он является исторической личностью (1 век нашей эры). Пилат - это олицетворение власти. Он гордится тем, что все его боятся, считают жестоким. Прокуратор знает, война - явная и завуалированная - и уверен, что имеют лишь не знающие страха и сомнений. Однако образ Понтия Пилата является идеализированным. Да-да, на самом деле прокуратор Иудеи был еще более жесток, а также отличался непомерной алчностью.

История происхождения правителя, придуманная в средние века в Германии, преподносится в романе как реальный факт. Согласно легенде, Понтий Пилат - сын Ата (король-звездочет) и Пилы (дочь мельника). Глядя однажды на звезды, звездочет прочитал по ним, что дитя, которое будет зачато им сейчас же, в будущем станет великим человеком. Тогда Ат приказал привести к нему красавицу Пилу, а спустя 9 месяцев на свет появился ребенок, который получил свое имя от сложенных вместе имен матери и отца.

Противоречивая личность. Понтий Пилат одновременно страшен и жалок. Совершенное им преступление против ни в чем не повинного человека обрекает его на вечные муки. Эта история упоминается и в одном из евангельских сказаний от Матфея (еще одна интересная параллель: учеником Иешуа в романе был Левий Матвей). В нем говорится, что супруга прокуратора Иудеи видела страшный сон, в котором Пилат поплатится за распятие праведника.

В романе четко прослеживается мысль о том, что Понтий Пилат не желает смерти Иешуа. Он видит, что для общества этот человек не представляет никакой опасности, ведь он не вор, не убийца, не насильник. Однако государство не хочет соглашаться с правителем, а первосвященник, конечно, видит угрозу в человеке, проповедующем неизвестную религию. Римский прокуратор не в силах бороться, даже сильнейшие душевные терзания не заставляют его принять решение на свое усмотрение: он знает, что это может пошатнуть его авторитет в глазах общества, его силу и могущественность.

Когда ритуал казни был совершен, и исправить ничего было нельзя, Понтий Пилат и вовсе забыл о спокойной жизни. Он корит себя за слабоволие, а по ночам часто видит сон, в котором все случается иначе: ничего не было, Иешуа жив, и они идут вместе по лунной дороге и разговаривают, разговаривают…

Наверняка реально существовавший Пилат не терзал себя такими сомнениями и сожалениями. Однако М.А. Булгаков будто бы поверил, что в самом бесчеловечном тиране могут бороться чувства страха и справедливости. При этом писатель как бы перекладывает ответственность за такой взгляд на плечи Мастера: ведь это он - автор Романа.

Неизвестно, с какими чувствами покидал этот свет римский правитель на самом деле, но в книге все должно закончиться хорошо, и в конце концов обретет душевный покой пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

«Мастер и Маргарита» - поистине великое произведение, которое обязан прочитать каждый человек, считающий себя культурным.

Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» Булгакова является персонажем Мастера, то есть героем романа в романе, которые в конце произведения сходятся с одну общую развязку. Историю о Прокураторе, отправившем на смертную казнь странствующего философа Иешуа Га-Ноцри, проповедующего любовь, написал Мастер и поплатился за свою смелость в выборе темы для произведения.

Одиночество – цена высокого положения в обществе

В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом. Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Тест по произведению

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...