Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Русский национальный характер в судьбе человека. Русский характер (О рассказе "Судьба человека"). Сочинения по темам


Произведение М. Шолохова «Судьба человека» - это повествование о жизни простого человека во время войны. Русский человек перенес все ужасы страшной войны и ценой личных потерь одержал победу, завоевал независимость своей страны. Главный герой рассказа – Андрей Соколов. В нем автор воплотил наилучшие качества русского характера: терпение, стойкость, скромность и особое чувство собственного достоинства.

Именно благодаря таким чертам характера русский народ одержал победу в Великой Отечественной войне.

В самом начале рассказа автор довольно спокойно описывает приметы первой послевоенной весны. Шолохов, как будто готовит читателя к знакомству с главным героем произведения, Андреем Соколовым, у которого глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Соколов о прошлом вспоминает сдержанно, устало, перед своей исповедью он сгорбился и опустил на колени темные, большие руки. Читатель должен прочувствовать, насколько трагична и непроста судьба шолоховского героя.

Жизнь обыкновенного русского человека Андрея Соколова предстает перед читателем со всеми радостями и горестями. С самого детства он уже знал, почем «фунт лиха», воевал в гражданскую войну. Затем, скромный трудяга и отец большого семейства, Соколов был по-своему счастлив. Но снова началась война, которая сломала жизнь этому человеку, оторвала его от семьи и от дома. Соколов идет на фронт. В первые же месяцы войны он был ранен дважды и контужен, а впереди его ждало самое страшное – фашистский плен.

Герою довелось испытать нечеловеческие страдания, муки и лишения. Два года Соколов находился в плену у фашистов и стойко переносил все ужасы этого ада. Его попытка сбежать оканчивается неудачей. Соколов расправляется с предателем и трусом, который готов выдать командира, спасая собственную шкуру. Наиболее выразительно показаны чувство собственного достоинства, выдержка и сила духа героя в его нравственном поединке с комендантом концлагеря. То, с каким мужеством готов встретить смерть истощенный и обессиленный узник, поражает даже фашиста, давно утратившего человеческий облик.

И все же герою удалось бежать из плена, он вновь становится солдатом. Не один раз Андрею доводилось смотреть смерти в глаза, но он всегда оставался человеком. Война закончилась, и герой вернулся домой, где его ждали самые серьезные испытания. Андрей Соколов вышел из войны победителем, но потерял все самое дорогое, что было в его жизни. На том месте, где когда-то стоял построенный его руками дом, Андрей увидел лишь черную воронку от немецкой авиабомбы. Все члены его семьи погибли. Герой невольно задается вопросом, почему жизнь так сурова к нему относится, но ответа найти не может.

После всего, что довелось пережить Андрею Соколову, кажется, он должен был бы ожесточиться и озлобиться на весь мир, но этого не произошло. Судьба не смогла сломить героя, она изранила его душу, но не убила ее. В душе Соколова осталось еще достаточно теплоты, которую он дарит усыновленному им мальчишке-сироте, Ванюше, со «светлыми, как небушко глазами». То, что после всех утрат, Андрей Соколов сумел начать жизнь сначала, усыновив мальчика, подтверждает его огромную нравственную силу. Этот человек продолжает жить, несмотря на все горести и несчастья своей судьбы. Шолохов пишет о том, что ему очень хочется верить в силу этого героя, возле отцовского плеча которого обязательно вырастет настоящий человек и сможет, если понадобится, защитить Родину, преодолев все препятствия на своем пути.

Рассказ «Судьба человека» наполнен светлой и глубокой верой в человека. Заглавие его очень символично: это рассказ не только о конкретной судьбе Андрея Соколова, а повествование о жизни всего русского народа, одержавшего победу в кровопролитной войне и вынесшего на себе все ее тяготы и лишения.

Обновлено: 2012-04-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ранней, весной 1946 года встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а желание высказаться все увеличивалось. И вот в 1956 году за несколько дней был написан рассказ «Судьба человека». Произведение это повествует о страданиях и стойкости простого русского человека.

В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты характера, обусловленные подлинно народным мировоззрением: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством истинного патриотизма, с неравнодушием к чужой беде, с чувством ответственности за судьбу Родины.

Рассказ состоит из трех частей: авторской экспозиции, повествования героя и авторской концовки. В начале повествования автор почти бесстрастно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого, «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской».

Соколов вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он «сгорбился», положил на колени большие темные руки. Все это заставляет нас почувствовать, что мы узнаем о трудной, а может быть, и о трагической судьбе. И действительно, жизнь Соколова полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно поэтому этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил.

Перед нами проходит вся жизнь героя. Он - ровесник века. С детства узнал, почем «фунт лиха». В гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уехал из родной воронежской деревни на Кубань. Возвратился домой, работал плотником, слесарем, шофером, создал семью.

Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт с начала войны, с первых ее месяцев. Он был дважды ранен, контужен, и наконец, самое страшное - попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года был Соколов в плену. Но он сохранил активную жизненную позицию.

Он пытается бежать, но неудачно; расправляется с трусом и предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря.

Андрею все же удается бежать из плена, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Теперь Соколов живет единственно надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась: герой стоит у могилы сына, погибшего в последний день войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь «исказнила» человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то что его душа полна постоянным ощущением мучительной боли.

Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту - Ванюшу, мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.

«И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ. Заглавие его символично, ибо это не просто отдельная судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе Человека с большой буквы, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой заплатил советский народ за право всего человечества на будущее. Поэтому так важна нравственная роль этого небольшого по объему рассказа.

Широких эпичес­ких полотен о годах гражданской и коллективи­зации. Он изображает важнейшие исторические сдви­ги в жизни России, показывает, как отразились на судь­бах его героев повороты истории. На фоне сражений и мирных битв он показывает судьбу своего - простого русского человека, над которым вершит свой строгий суд, но и кото­рый вершит историю, неся ее на своих all soch 2005 плечах. Конфликт «человек-история» - один из важнейших в русской XIX века, начиная с «Медного всад­ника». О соотношении человеческой личности и исто­рии, революции говорит и «социалистичес­кого реализма». В ней является вершителем истории, порой добровольно приносящим себя в жерт­ву. В судьбе каждого отдельного человека отчетливо выражалась судьба его класса, его поколения.

Судьба Андрея Соколова, при всем своем трагизме, обычная для того времени судьба. Уроженец Воронежс- Кой губернии, он воевал в гражданскую в Красной Ар­мии, перенес все тяготы голода, потерял близких. До войны жил обычной трудовой жизнью. , обрушившаяся на страну, отняла у Андрея Соколова все: погибла семья, разрушен дом. Сам он ока­зался в плену и доказал свою духовную стойкость и му­жество там, где это было нечеловечески трудно. С само­го начала плена Андрей Соколов доказывает свою вер­ность Родине, обезвредив мерзавца, собиравшегося выдать комиссара.

Лишенный возможности бороться с врагом оружием, Соколов тем не менее доказывает свое мужество в поединке с комендантом немецкого концла­геря Мюллером. Мюллер мог сделать с ним все, но толь­ко не смог унизить его, показать свое превосходство. И опять смерть прошла мимо Андрея Соколова, «только холодом от нее потянуло», оставила его жить и вспоминать погибших родных и близких. Способность подставлять свои плечи под груз исто­рии сочетается в нем с мягким, сострадательным серд­цем, отзывчивым на боль других людей. Сам перенес­ший неимоверные страдания, он живо откликается на переживания женщин и детей: «Вся держава на них оперлась!

Какие же это плечи нашим женщинам и де­тишкам надо иметь, чтобы под такой тяжестью не со­гнуться? А вот не согнулись, выстояли!» В образе его мыслей, в его высказываниях живет душа народа, народный склад мыслей, чувств, обычаев. Спо­собность к любви, сочувствию чужому горю роднит его с некоторыми героями Льва Николаевича Толстого. Ведь победа в Великой Отечественной войне была до­быта именно этими душевными качествами, жившими в народе.

Поэтому именно Андрей Соколов - по­бедителя в этой войне, потому что он выстоял и побе­дил по-человечески, а это основа победы военной. Од­нако в нем в то же время живет нетерпимость к трусос­ти, жестокости и малодушию. Соколов воплощает в себе типичные черты русского человека. Среди них важное место занимает непоказной и скромный героизм. Об этой черте русского солдата также писал Лев Николае­вич Толстой.

Нравственное бескорыстие подвига, спо­собность к самопожертвованию, глубокая сознатель­ность героизма - эти черты объединяют Андрея Соко­лова с миллионами русских солдат, отдавших свои жиз­ни за освобождение нашей Родины. Все, что совершает в рассказе Андрей Соколов, он совершает скромно, не­заметно, совершает не напоказ, а только тогда, когда это необходимо. Характерна сама внешность героя. Перед нами вы­сокий, несколько сутулый человек, одетый в прожжен­ный в нескольких местах ватник. На нем солдатские ботинки - печать фронтовой судьбы.

Рядом с ним маль­чик - одновременно и самый близкий ему человек, и напоминание о горьком его одиночестве на земле. М. А.Шолохова «Судьба человека» - произве­дение эпического звучания. Поднимаясь до вершин гу­манистического искусства, он показывает трагическую судьбу человека на перепутьях истории и одновремен­но победу человека вопреки потерям, страданиям, смер­тям.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Русский характер (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») . Литературные сочинения!

Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Василь­ев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие.

С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шоло­хова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкно­венного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» - рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную.

«Русский характер» - так определил образ рядового советского сол­дата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский).

Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел ко­нец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого…
- В ружье!
- В ружье!.. -
По градам шло, по весям,
В набатное «Вставай!» переходя…
И встал народ,
Их было миллионы… -

чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу, оплаченную великой ценой.

После возвращения к своим, Андрей получает еще одно страшное из­вестие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотни­чать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снай­пер. Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не про­клясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отда­ет приемному сыну - сиротке Ванюшке. В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную сим­патию и уважение.Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься.

Так уж устроен человек - непременным условием его существова­ния являются обстоятельства, доля: иными словами - судьба.

Мне близка мысль о том, что судьба человечества - это судьба каж­дого человека.

Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно опре­делил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жиз­ни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не помо­жет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах - «смертная тоска».

Однако же Андрей Соколов - человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чу­деса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опус­тошили утраты и лишения, перенесенные им. Он - поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа.

Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении.

Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба ге­роев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой мож­но увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем.

Историю делают люди - это мы не раз повторяем, но не всегда дума­ем о том, что эти люди живут вокруг нас.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искус­ство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием…»

Для меня «Судьба человека» Шолохова - это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям. Благодаря об­разной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: за­ставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен. Он идет от человека и ведет к человеку - к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.

Особенности русского национального характера в литературе XX века (на примере рассказа М.А. Шолохова “Судьба человека”).

Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" - это повествование о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине. Андрей Соколов - работящий человек, весь поглощенный заботами о семье, нежный муж и заботливый отец, находящий истинное счастье в тихих радостях и скромных успехах, которые не обходили стороной и его жилище, - Андрей Соколов олицетворяет те нравственные ценности, которые исконоо присущи людям труда.

Непримиримость в самооценках, то, что раньше называлось совестливостью, является высокой нравственной приметой человека. Андрей не может себе простить даже нечаянно проявленной им нечуткости к жене во время последнего прощания:

“- До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..”

Работал и был счастлив, но грянула война. “Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на “отлично”. За десять лет скопили мы немного деньжонок и поставили себе домишко. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий - пожалуйте в эшелон”.

Герой Шолохова обнаруживает ум глубокий, наблюдательность тонкую. Он свободно и умело пользуется и острым словом и юмористической деталью. В его суждениях о жизни и людях отражается та интеллектуальность, которой нет надобности становится на ходули и лихорадочно искать специальные темы для своего самоутверждения. Только человек мужественный, способный умственным взором охватить большие пространства, так просто и глубоко мог сказать о непомерных тяготах войны, легших на плечи женщин и детей: “Вся держава на них оперлась! Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо иметь, чтобы под такою тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли!” А сколько истинной мудрости скрыто в его исполненном поэтичности рассуждении о быстротечности жизни: “Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил? Ни черта он не приметил! Прошлое - вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже затянула степь дымка, и отсюда уже не отличить лес от бурьяна, пашню от травокоса…”

Его рассуждения не умозрительны. В опыте и наблюдениях, в мыслях и чувствах Андрея Соколова отражены исторические, жизненные и нравственные понятия народа, в суровой борьбе и нелегком труде постигающего истину, познающего мир. Глубина и точность его высказываний сочетаются с простотой и ясностью.

Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

В эпизоде «Вызов к Мюллеру» с героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова: стойкость, самоотверженность, храбрость и щедрость. Придя в барак, герой рассказа поделился “дарами Мюллера” со всеми. “Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, а сала - только губы помазать. Однако поделили без обиды”.

Становится совершенно ясно, что и в поединке с Мюллером, и с берущим его в плен немцем спасает героя не только его человеческое достоинство, но и достоинство национальное: “Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услышал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: “Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-что не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой”. Именно неосознанное чувство собственного достоинства заставляет героя поступить так, и именно так: “…хотя я и с голоду помирал, но давиться ихней подачкой не собираюсь, у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и в скотину они меня не превратили, как не старались”. Андрей Соколов заставил немцев увидеть в себе человека.

Вероятно, автору важно подчеркнуть, что сам себя Андрей Соколов героем не считает. Более того, в ряде эпизодов Шолохов отмечает, что его герой больше заботится о других, нежели о себе. Так, например, он беспокоится о своей семье и пишет домой, что “мол, все в порядке, помаленьку воюем”, но ни слова не говорит о том, как ему на войне трудно, и даже осуждает тех, кто “сопли по бумаги размазывает”. Он прекрасно понимает, что “этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось”. Или когда везет артиллерийские снаряды, то думает не о своей безопасности, а о том, что “там товарищи его, может, погибают ”- вот она, “скрытая теплота патриотизма”. Тоже самое мы видим и в эпизоде убийства в церкви. Крыжнев хочет предать своего командира. И когда Соколов осознает, что “худенький, курносенький парнишка, и очень собою бледный” не сможет справиться с этим “мордатым”, “толстым мерином”, он решает “сам его кончать”.

Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны - от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл. Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика. Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”. “И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день - опять вижу. И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал по нему скучать, спешу из рейса поскорее его увидеть.” Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. В этом проявляется сильный характер человека. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник. “Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: “Папка родненький! Я знал, что ты меня найдешь!” Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…”

Шолохов никогда не разделял взглядов тех, кто считает, что мужество и смелость, стойкость и верность не уживаются с нежностью и добротой, великодушием и отзывчивостью. Наоборот, в этих проявлениях человечности художник видел верную примету характера сильного, непреклонного.

Андрей Соколов - это человек, который достойно представляет народ в обстоятельствах суровых и трагических и проявляет качества, которые не являются его нравственной привилегией, не выделяют его среди других, а сближают с ними. Среди других действующих лиц рассказа прежде всего запоминается безымянный врач, который совершает свой подвиг мужественно и скромно. “Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал,” - восклицает Андрей Соколов. Доктору посвящено всего лишь несколько строк, но его образ встает рядом с образом Андрей Соколова как воплощение тех же нравственных сил, которые делают человека непобедимым. Шолохов сознательно образ доктора делает предельно анонимным, не давая ему никаких иных примет, кроме того, что это - мужественный человек, выполняющий свой гуманный долг. Это и придает ему черты обобщенности, а его действиям - нравственную нормативность.

Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, родине, к людям, доброта, помогающие жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не подвиг, а естественная потребность.

Рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека” проникнут глубокой, светлой верой в человека. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...