Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Юрий любимов - биография, информация, личная жизнь. Юрий Любимов: биография, личная жизнь Каталин кунц жизнь после смерти юрия любимого

Каталин Любимова, жена Юрия Петровича Любимова, как-то призналась, что для неё роль любящей и понимающей жены была не менее значима, чем роль матери. Она говорит, что никогда не была матерью-наседкой, которая заботится только о детях. На протяжении долгих тридцати шести лет Каталин была верной помощницей во всех творческих начинаниях Любимова.

Идеальная жена

Юрий Петрович до конца своих дней не переставал заниматься делом всей своей жизни - театром. Хотя он и говорил, что устал от творчества в условиях окружающей нестабильности, но тут же признавался, что намерен работать над постановкой спектаклей до последнего дня своей жизни, как человек, которому дорога его профессия.

Жена Юрия Любимова Каталин работала в Театре на Таганке до момента его ухода оттуда. Никакой официальной должности она не занимала, но помогала в руководстве хозяйственными делами в качестве волонтёра. Рабочий день обоих супругов продолжался по десять-двенадцать часов.

Готовила для мужа Каталин Любимова тоже сама. Ещё до начала рабочего дня она успевала сходить в магазин, чтобы купить для дорогого мужа овощей, из которых главным образом состоял рацион питания всей их семьи - Каталин считала, что жареные и копчёные продукты питания могут неблагоприятно отразиться на здоровье Юрия Петровича.

Секреты счастья

Ещё в семье существовало правило, которое установила Каталин: когда Любимов отдыхал, то тревожить его по любым вопросам запрещалось. Она запрещала сыну шуметь и играть в такие игры, которые могли бы нарушить покой отца.

Больше всего Юрий Любимов ценил в семейной жизни именно покой и уют. Сам он никогда не отвечал на вопросы журналистов о личной жизни, следуя правилу «мой дом - моя крепость».

На вопросы о ревности Каталин отвечает, что всегда была очень ревнивой, но старалась не давать воли своим эмоциям, и никогда не ревновала мужа без повода. Она признаётся, что всегда следила за тем, чтобы и другие люди не нарушали прав её мужа и его спокойствия.

Курить - здоровью вредить

Единственное условие, которое поставила Каталин Кунц Любимову, когда выходила за него замуж - он непременно должен был бросить курить. В то время Юрий Петрович выкуривал до трёх пачек в день, что, конечно же, неблагоприятно сказывалось на его здоровье. Каталин поставила вопрос ребром: если хотите быть со мной - о пагубной привычке нужно забыть.

Юрий исполнил это пожелание и больше никогда не притрагивался к сигаретам.

Неукротимая Катерина

Возможно, что именно тогда и появилось прозвище «Неукротимая Катерина», которым Любимов наделил свою супругу. Сама же она говорит, что согласна с этим прозвищем, поскольку действительно отличается невероятно сильным характером, благодаря которому смогла пережить и годы странствий по миру, и непростые времена в нашей стране. Но она с достоинством прошла через все испытания, помогая и мужу в осуществлении его творческих замыслов, и сыну Петру, заботясь о том, чтобы тот получил достойное образование. Переезжая из города в город и из страны в страну, Каталин Любимова старалась создать хотя бы видимую стабильность для своей семьи. Она всякий раз перевозила с собой на новое место жительства какие-нибудь предметы мебели и домашнего обихода. А если этого сделать не получалось, то она долго бегала по магазинам в поисках похожих вещей. Это помогало создать ощущение того, что никакого переезда не было.

Тяжёлое время

Одним из самых сложных периодов жизни режиссёра и его жены были несколько дней после смерти Владимира Высоцкого. В Москве проходила Олимпиада и правительство дало указание похоронить артиста как можно незаметнее, чтобы не создавать волнений среди народных масс. Но Юрий Петрович не мог допустить, чтобы всенародно любимого артиста похоронили без должных почестей, не дав многочисленным почитателям его творчества возможности попрощаться с ним. Пришлось обегать множество кабинетов высокопоставленных лиц. Во время таких визитов, Каталин ждала своего мужа в машине. По её настоянию, в автомобиле всегда находился также врач, ведь Любимов часто выходил из таких кабинетов в предынфарктном состоянии.

Сын Юрия и Каталин Любимовых. Биография Петра Юрьевича

Говоря о детях, Каталин Любимова признаётся, что по её мнению, самое главное для ребёнка - это тёплый, доброжелательный климат внутри семьи. При поддержке понимающих родителей, единственный сын супружеской четы не только успешно получил школьный аттестат, но и впоследствие не потерял интерес к образованию и окончил университет в Кембридже. А ведь школьные годы мальчика проходили не в самых лёгких условиях: за десять лет учёбы он сменил более двадцати пяти школ в Америке и в Европе.

Бывало, что за один учебный год ему приходилось учиться в пяти учебных заведениях. Нелёгкие условия только укрепили его любовь к родителям. И когда после окончания университета перед молодым специалистом открылись большие перспективы в строительном бизнесе на западе, он счёл нужным отложить на некоторое время собственную карьеру и переехать в Москву, чтобы помогать отцу и матери в работе в театре.

Любовь и свобода

Каталин Любимова никогда не препятствовала мужу в его творческой деятельности. Она всегда была с ним, где бы ему ни приходилось работать: он ставил спектакли в театрах США, Англии, Италии и многих других стран. Она признаётся, что когда Юрия Петровича попросили вернуться в Советский Союз, то он спрашивал у неё совета как поступить. Поскольку она понимала, как много значит для её супруга Театр на Таганке, то сказала, что ему нужно поехать на родину. Вместе с этим, Каталин никогда не вмешивалась в творческие дела театра и в дела, касающиеся его руководства. Когда в начале 2010-х годов в театре начались бесконечные пересуды и выступления против режиссёра, которые привели к его увольнению по собственному желанию, она говорила, что не хочет влезать в дела, которые её не касаются, предоставив мужу самому распоряжаться своей судьбой.

Она говорит, что её долг состоял в том, чтобы заботиться о создании домашнего уюта и заботе о благоустройстве помещения театра. Часто ей приходилось ложиться спать только в три часа ночи. На вопрос: «Как вы выдерживали такой бешеный ритм жизни?», она отвечает просто: «Я любила своего мужа. В этом весь секрет».

Встреча, изменившая всю жизнь

Познакомились они в середине семидесятых годов. Тогда Театр на Таганке был на гастролях в Венгрии. Ещё до знакомства молодая венгерская сотрудница отдела советско-венгерских отношений успела посмотреть два спектакля из репертуара театра. На неё, как и на многих других венгерских театралов, эти спектакли произвели огромное впечатление. Все представления проходили при полном аншлаге. Иногда было просто невозможно достать билет. Люди были готовы прибегать к различным ухищрениям, вплоть до висения на люстрах, чтобы посмотреть спектакль знаменитой труппы. Каталин ужасно обрадовалась, когда её направили работать переводчиком режиссёра этого театра - Юрия Петровича Любимова. В список её обязанностей входило, в том числе и смягчение острых, неполиткорректных, с точки зрения венгерского правительства, высказываний Любимова. Каталин на тот момент была замужем. Её муж, крупный учёный, некоторое время жил вместе с Каталин в Москве. Во время этого визита в Советский Союз она и выучила русский язык. А любовь к русской литературе привил ей отец, который настоятельно порекомендовал ей прочитать русских классиков: Пушкина, Достоевского, Гоголя и многих других.

Юрий Петрович тоже на момент знакомства состоял в браке. Его женой была актриса театра и кино Людмила Целиковская.

Когда Театр на Таганке вернулся в Москву из венгерских гастролей, Любимов поставил спектакль «Мастер и Маргарита», который посвятил Каталин.

Свадьба и рождение сына

Судьба распорядилась так, что через два года Юрий Петрович и Каталин поженились. Регистрировать брак пришлось в Венгрии, поскольку в Советском Союзе для этого было множество препятствий. По протекции высокопоставленных лиц Венгрии, которым очень нравилось творчество Любимова, его новая жена была направлена в Москву в качестве корреспондента журнала, посвящённого театру и кино. Венгерской журналистке и театральному режиссёру приходилось ютиться в маленькой однокомнатной квартире.

Через год у них родился сын, которого назвали Петром в честь отца Юрия Петровича. Рожать Каталин решила в Венгрии. Любимову с большим трудом удалось получить разрешения на выезд в Венгрию. Ему хотели отказать, объясняя отказ тем, что он недавно уже был в Венгрии на гастролях. Но благодаря помощи венгерского посла, Юрия Петровича всё-таки выпустили. Через некоторое время семья в составе теперь уже трёх человек вернулась в Москву.

Моменты счастья

Эти короткие три года до отъезда за границу Каталин вспоминает как удивительное и очень счастливое время. Тогда ей довелось познакомиться с интереснейшими людьми своего времени, которые входили в число близких друзей Юрия Петровича: Альфредом Шнитке, Сергеем Капицей и его семьёй, Андреем Вознесенским и многими другими. Но это счастливое время, к сожалению, длилось недолго. Уже через три года семья Любимовых вынуждена была покинуть Россию на долгие восемь лет. Юрия Петровича пригласили поставить в Лондоне спектакль «Преступление и наказание». Из Советского Союза режиссёра выпустили, но вернуться обратно не позволили, лишив его гражданства. Власти ему припомнили и инцидент с похоронами Высоцкого, и прочие неприятные поступки своенравного режиссёра.

Странствия

С этих пор и начались долгие странствия семьи по разным странам. Каталин вспоминает это время как ужасно тяжёлое, но вместе с тем и очень плодотворное. Для Юрия Петровича открылась возможность самому выбирать, какие спектакли ставить, а какие нет, с какими театрами заключать контракт, а с какими нет. Творческой свободы было гораздо больше, чем в Советском Союзе. Сразу два государства дали ему гражданство: Венгрия, с которой его связывала давняя творческая дружба и Израиль, куда Любимов был приглашён в качестве режиссёра одного из драматических театров. Каталин говорит, что была счастлива некоторое время пожить в Иерусалиме, в окружении людей своей национальности. Каталин Любимова, как уже было сказано, не возражала и когда мужу предложили вернуться на родину.

Где сейчас Каталин Любимова и чем она занимается?

В последние несколько месяцев она принимает активное участие в организации мероприятий, посвященных столетию со дня рождения Любимова.

Планируется провести целый ряд разнообразных мероприятий, которые будут интересны как профессионалам в области театрального искусства (среди них лекции о специфике режиссуры мастера), так и многочисленным поклонникам творчества выдающегося режиссера и актёра. Одним из главных событий юбилейной программы было очередное вручение премии Юрия Любимова. Эта премия учреждена еще при жизни артиста. Ей награждаются не только театральные режиссеры и актёры, и не только деятели искусства вообще, а люди, которые достигли высокого профессионализма в любой отрасли человеческой деятельности. Мысль о создании такого рода премии показалась знаменитому режиссеру интересной. Премия актуальна в настоящее время по той причине, что примеров подобных премий, которыми могут быть награждены люди, чья деятельность не связана с искусством, крайне мало по сравнению с огромным количеством театральных, музыкальных и кинематографических наград.

Любимов и время

С августа 2017 года в Москве проходит экспозиция под названием "Любимов и время". Непосредственное участие в организации выставки принимала Каталин Любимова. Она так объясняет название выставки: творчество Юрия Петровича Любимова можно рассматривать только в контексте времени, в которое ему довелось жить. Он был свидетелем или непосредственным участником почти всех значимых событий из истории России двадцатого века: был ровесником Октябрьской Революции, участвовал в Великой Отечественной Войне, был выслан из страны, во время Перестройки его гражданство было восстановлено и так далее, и так далее. Также выставка построена на проведении параллелей между историческими событиями и фактами из биографии Любимова. А биография Каталин Любимовой навсегда связана с биографией её мужа. Она и сегодня доказывает свою любовь к нему, участвуя в мероприятиях, проводящихся в его память. Она и сейчас служит делу своей жизни - способствовать творчеству Юрия Любимова. И это прибавляет ей бодрости и жизненной силы, несмотря на солидный возраст (Каталин Любимова его не скрывает, в прошлом году она отметила семидесятилетие).

На дворе был 1976 год. Он был женат, она - замужем. Он жил в СССР, она - в Венгрии. В те времена венгерская журналистка даже подумать не могла о том, что они когда-нибудь будут вместе… Но Каталин и преодолели все преграды и вот уже почти 30 лет неразлучны.


С тех пор как семья Любимовых в конце 90-х снова поселилась в Москве, Каталин работает в Театре на Таганке, занимаясь буквально всем - от переговоров о гастролях до ремонтных работ. Одни считают, что она спасла театр, другие рассказывают о ее нелегком характере и бескомпромиссности. Каталин приезжает в театр раньше, чем остальные сотрудники, и добирается домой только поздним вечером.

Каталин, вы получаете зарплату за свою работу?

Я - самый настоящий волонтер, 10 лет работаю в , не получая за это ни копейки. Меня вдохновляет то, что я - независимый человек. Все вокруг работают ради зарплаты, а я - потому что мне хочется это делать.

Почему вы стали работать в театре?

Десять лет тому назад мэр Москвы Юрий Лужков сказал Юрию Петровичу: «Я надеюсь, что вы отпразднует свое 80-летие в Москве». После приглашения мэра Юрий Петрович решил перебраться в Москву. Мы увидели, что Театр на Таганке в ужасном состоянии. За восемь лет без Юрия Петровича он превратился буквально в помойную яму. Здесь работало в три раза больше людей, чем сейчас. Случалось, что Юрий Петрович приходил на репетицию, а сотрудники даже не здоровались с ним. Актеры испортили спектакли Любимова своими поправками и отпугнули зрителей, которые любили этот театр. Привести театр в порядок в таких условиях и с такими людьми было практически невозможно. И тогда я решила помочь Юрию.

Кто-нибудь из сотрудников вам помогал?

Мне пришлось сражаться с людьми, которые 10 минут делали вид, что работают, а 7 часов 50 минут где-то шлялись или крали из театра все, что можно, от досок до посуды. Тогда я стала работать сама: красила, убирала, выносила мусор… Короче говоря, делала все, что делают во время ремонта и после него. Многие уговаривали меня, в том числе и здесь, в театре, стать директором. Но я сказала: «Нет. Я помогаю мужу, и делаю это из уважения к России и русской культуре». С ней связана вся моя юность. Я начала читать Достоевского, Пушкина и Гоголя, когда мне еще не исполнилось 12 лет. Отец сказал: «Тебе пора познакомиться с русской литературой. Начинай читать».

Чем занимался ваш отец?

Отец был путешественником, а мама не работала. Я родилась в 1946 году, в очень тяжелые для Венгрии времена. Страной правил Матьяш Ракоши, при нем люди либо сидели в тюрьме, либо писали доносы. Отец не мог позволить, чтобы мама работала в такой среде.

Когда вы стали говорить по-русски?

Я выучила этот язык, когда приехала в СССР вместе со своим первым мужем. Он писал в Москве докторскую диссертацию. И хотя я поступила в Будапештский университет на отделение французского языка и литературы, здесь мне не разрешили заниматься французским, ведь я была иностранкой. Сказали: сначала выучите русский. Через три месяца я уже успешно сдала первый зачет. В МГУ у меня были замечательные преподаватели.

Я не ходила в театр. За билетом в Театр на Таганке нужно было стоять в очереди целую ночь. А я до сих пор физически не выношу очередей.

Вы долго прожили в СССР?

Четыре года, мы вернулись в Будапешт, когда муж закончил докторскую. Я параллельно окончила факультеты русской филологии и журналистики и стала работать в Обществе венгеро-советской дружбы: приглашала писателей, устраивала выставки изобразительного искусства и фотографии. И немало помучалась, прежде чем смогла пригласить в Будапешт Театр на Таганке. Но в 1976 году театр привез к нам «Гамлета», «Десять дней, которые потрясли мир», «А зори здесь тихие…» и произвел фурор.

Тогда вы познакомились с Юрием Петровичем. Он вам понравился?

У меня возникло очень сильная симпатия… Не хочется говорить «любовь с первого взгляда» или «страсть», эти слова стали такими затертыми… Юрий тоже отнесся ко мне с очень большой симпатией, но он жил с Людмилой Целиковской, а у меня был муж … И кроме того, я жила в Венгрии, а он - в Союзе. В те времена переезды были огромной проблемой.

Но он ухаживал за вами?

Тогда Юрий подолгу репетировал, давал интервью, свободного времени почти не было. Если появлялось несколько часов, мы бродили по городу, Юрий рассказывал о себе, он - великолепный рассказчик. Я слушала его и тревожилась: почему этот человек не следит за собой и не щадит себя? Юрий тогда курил по 2-3 пачки в день. И я сказала ему: «Я вас очень прошу, не отравляйте себя. Бросьте курить».

Каталин: Любимова. Источник: Каталин: Любимова.

И он бросил?

Да. Слава Богу.

После гастролей он уехал в Москву, а вы остались в Венгрии?

Да. Он сказал, что постарается позвонить, и когда через три дня телефон зазвонил, и я услышала голос Любимова, то целый день летала как на крыльях. Он стал звонить каждый день, мы подолгу разговаривали, я очень ждала этих разговоров, а потом стала думать, как бы нам чаще встречаться. И Юрий об этом думал: уезжая куда-нибудь за границу, он летел через Будапешт, и «пропадал» здесь на несколько дней. В 1978 году мы поженились в Венгрии, я приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Тогда и стала смотреть все спектакли Театра на Таганке.

Как к вам отнеслись его актрисы?

Они приняли меня в штыки. По ночам звонили и говорили разные гадости. Слабонервный человек этого бы не вынес.

Кода родился ваш сын, Петр?

В 1979 году. Я уехала рожать в Будапешт и позвонила Юрию только после того, как все закончилось, и сказала, что родился сын, которого он так ждал. А Юрия даже не хотели выпускать в Венгрию, чтобы увидеть сына. Я прожила в Москве всего три года, а потом начались гонения, которые привели Юрия к вынужденной эмиграции. Знаете, мы уехали, оставив на кухне недопитый чай. И не могли подумать, что 8 лет не сможем вернуться в Россию.

Вам было страшно?

Я вспоминаю эти годы не с ужасом, а с удовольствием. Любимов выбирал только те постановки, которые ему нравились. Он поставил свыше 30 опер, ставил спектакли в театре, вел мастер-классы (большинство из них Юрий проводит до сих пор). Мы ездили по всему миру, пока не поселились в Иерусалиме - это божественный город. К тому времени Петр уже подрос, нужно было где-нибудь остановиться: я не могла таскать ребенка по всему миру. Он и так ездил с нами всюду с шести недель, учился в 28 школах! Юрий уезжал из Иерусалима на постановки, я приезжала ближе к премьере, оставив Петра с гувернанткой. Нам было очень хорошо. А после возвращения в Россию, сразу начались неприятности, я говорю о разделе театра. Николай Губенко сыграл в этих событиях очень неоднозначную роль. После распада СССР он потерял кресло министра культуры, а после раздела Таганки у него появилась возможность возглавить театр. Видите, что из этого вышло? Бывшее здание Таганки теперь «Содружество актеров Таганки» сдается под антрепризы.

Вам никогда не хотелось заняться собственной карьеров?

Я не из тех эгоисток, которые делают карьеру во чтоб это ни стало. Мне всегда хотелось быть максимально полезной своим близким, я получаю от этого удовольствие…. Ну написала бы я несколько десятков хороших интервью и статей. И что? Я считаю, что главное в жизни женщины семья. Она как стержень, который поддерживает человека, помогает ему чувствовать себя уверенно.

Вам не кажется, что вы всегда были скорее женой, чем матерью?

Никогда не была матерью-наседкой в дурном смысле этого слова. Я всегда заботилась и забочусь о Петре, но я должна помогать мужу. Особенно сейчас.

Любимову не надоел театр?

Юрию надоело без конца всех контролировать и учить. Но он говорит: «Я не могу допустить, чтобы все, что я создал, растащили на моих глазах, уничтожив то, чем я занимался. Пока я жив, я буду работать в театре, как старый ремесленник, которому дорого его дело. И он по-прежнему работает по 10-12 часов в сутки.

Почему Юрий Петрович никогда не рассказывает в интервью о своей семейной жизни?

Он считает, что семейная жизнь должна быть скрыта от широкой публики. Юрий очень любит, когда дома уютно и тихо. Я приучила Петра с малых лет: если отец отдыхает или читает, нужно ходить на цыпочках. Никаких шумных игр. Человек, который столько работает, должен дома по настоящему отдыхать.

Как-то ранним утром я встретила вас с пакетами, полными зелени и овощей.

Юрий любит хорошо поесть, но тяжелая, копченая и жирная еда приносит вред, поэтому я по утрам хожу на рынок и покупаю овощи. Я готовлю сама, и стараюсь как можно больше сделать и в театре, и дома. Но иногда физически не хватает времени.

Юрий Петрович мне как-то сказал, что ему нравится, если в женщине есть что-то кошачье.

Он считает, что в каждой женщине есть что-то от кошки… Юрий обращает внимание на красивых женщин так же, как на красоту природы, поэзии, живописи и скульптуры. Кстати, он замечает не только женщин с правильными чертами лица. Гораздо интереснее какая-то необычность, изюминка, шарм. С шармом нужно родиться, а красоту можно навести.

Вы никогда его не ревновали?

Я очень ревнивый человек, к сожалению. Поводов много: кто только ни влюблялся в Любимова. Иногда я шучу, иногда могу сделать резкое замечание. Но я никогда не ограничивала его свободу: я не имею на это права. И всегда следила только за тем, чтобы соблюдали его интересы.

Что сейчас делает ваш сын Петр?

Он получил в Кембридже аттестат зрелости, окончил университет, год совершенствовал итальянский язык в Италии и начал работать в строительной компании. Но когда Юрии два года назад заболел, Петр сказал: «Я долго жил вдали от отца, и мой долг ему помочь». Петр бросил работу в компании, где неплохо зарабатывал, и теперь работает в Театре на Таганке, волонтером, как и я. Но я уговорила его больше не приносить жертв, а, наконец, заняться своей жизнью и карьерой.

Вы ни о чем не жалеете?

Только о том, что очень редко вижу маму. К сожалению, мне удается вырваться ее навестить только два или три раза в год, каждый раз я приезжаю дней на десять. Она живет в Венгрии, ей уже 93 года и с тех пор как я вышла замуж за Любимова, она видит меня все меньше и меньше.

Известный режиссер был женат несколько раз. Вообще он всегда слыл любимцем женщин, и многие из актрис не могли устоять перед его обаянием. Самая первая жена Юрия Любимова , о браке с которой известно очень немного, была одна из актрис — сестер Пашковых - Галина или Лариса. На ком из них точно он был женат сейчас неизвестно по той причине, что, как говорят, он разрывался между ними и любил обеих.

Во второй брак Любимов вступил после того, как ему уже исполнилось сорок лет. Вторая жена Юрия Любимова - Ольга. Она была балериной и прожила с ним всего пять лет, успев родить сына Никиту. Одной из причин, по которой распался этот брак стало новое увлечение Любимова. Она начал ухаживать за актрисой театра и кино Людмилой Целиковской - красивой, талантливой и чрезвычайно популярной в то время актрисой. Они были знакомы очень давно - еще со времени учебы в Щукинском училище.

Некоторые поговаривали, что за Целиковской Любимов начал ухаживать в корыстных интересах - он планировал в то время создать собственный театр, а популярность актрисы помогла бы ему сделать это. Людмила Целиковская не была в стороне от вновь созданного Любимовым Театра на Таганке. Она придумывала постановки для многих спектаклей, помогала мужу в борьбе с бюрократизмом чиновников. Несмотря на то, что режиссер очень ценил свою супругу, он и в то время был неравнодушен к красивым женщинам.


На фото Любимов со своей третьей женой — Каталин Кунц

Юрий Петрович Любимов. Родился 30 сентября 1917 года в Ярославле - умер 5 октября 2014 года в Москве. Советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог. Народный артист Российской Федерации (1992).

Юрий Любимов родился 17 (30 по новому стилю) сентября 1917 года в Ярославле.

Отец - Любимов Пётр Захарович, окончил реальное коммерческое училище, был купцом, имел магазин в Охотном ряду в Москве. При советской власти был поражен в правах.

Мать - учительница младших классов.

Старший брат - Давид.

Дед по матери был цыганом. «Меня однажды привели в театр "Ромэн". И вот когда они начали свои дела - я весь заходился!», - вспоминал Любимов.

В 1922 году семья переехала в Москву. В 1924 году Юрий Любимов был на похоронах . Ребёнком видел самого в роли Фамусова во МХАТе, в спектакле «Горе от ума». Когда он был еще маленьким родителей арестовали.

В 1934 году был принят в студию при МХАТе 2-м, на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни».

В 1936 году МХАТ 2-й был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова, которое окончил в 1939 году.

Участвовал в Советско-финской войне. В период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД выступал непосредственно на линии фронта. Имел награды: Медаль «За оборону Ленинграда» (1943 год), Медаль «За оборону Москвы» (1944 год), Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 год), Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 год), Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947 год).

В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова. Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.

В 1952 году ему была присуждена Сталинская премия второй степени за роль Тятина в спектакле «Егор Булычов и другие» М. Горького (Государственный академический театр имени Е. Вахтангова).

В 1954 получил звание Заслуженный артист РСФСР.

В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», исполнители которого в 1964 году составили ядро труппы Театра на Таганке.

Среди лучших постановок - «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие...» по повести Б. Васильева, поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь...».

Бескомпромиссные постановки Любимова получили большую известность не только в СССР, но и во всём мире, а его театр назвали «островом свободы в несвободной стране».

Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», показанный в 1983 в Лондоне, был удостоен премии Evening Standard.

Во время спектаклей режиссёр часто сидел в зале и, манипулируя включённым трёхцветным фонариком в руках, делал подсказки актёрам и поддерживал динамику их игры.

Как режиссёр Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в «Ла Скала» в 1975 году. Также поставил оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Саламбо» М. Мусоргского, «Енуфа» Л. Яначека, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Пиковая дама» П. Чайковского (в редакции Альфреда Шнитке), «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Набукко» Д. Верди и др.

Эмиграция Юрия Любимова

В 1980-е годы, после смерти , обстановка вокруг театра накалилась. Власти запретили спектакль, посвящённый памяти артиста. Были запрещены также следующая постановка Юрия Любимова - пушкинский «Борис Годунов» (1982 год), репетиции булгаковского «Театрального романа» (1983 год).

Несмотря на свои заслуги, в 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это произошло после публикации в газете «Times» в 1984 году интервью Любимова Брайану Эпплъярду (Bryan Appleyard), в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу культурной политики в СССР.

В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне. Решение было принято заочно, оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко. Так его «предательски, за спиной, освободили от должности художественного руководителя», а после этого лишили советского гражданства. Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке, и даже упоминание о нём было поставлено под запрет. Вместо него художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос.

В своих записках к сыну Юрий Любимов писал: «1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина, настойчиво просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. "В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона. А. С. Пушкин". Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством» .

После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера. Рядом с режиссёром была его жена Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий сын Петя. Каталин моложе Ю. П. Любимова на тридцать лет, и их знакомство - случайность. И несмотря на предыдущие романы, сам Любимов предпочитает говорить только об одной женщине в своей жизни - о Каталин (Кате).

Запад с радостью принял Ю. Любимова - Израиль предоставил ему своё гражданство, ему доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользуются большим успехом.

«Мы облагодетельствованы его изгнанием!» - заявил Запад в ответ на изгнание Любимова. В вынужденной эмиграции режиссёр провёл долгих семь лет. «Как бродяга мотался по Европе», - скажет он позже. Но и Европа, и США, и Япония были в восторге от решения советских властей: его спектакль «Преступление и наказание» в Австрии, Англии, США и Италии был удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре он поставил «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту», а «Бесы» очень долго и успешно гастролировали по всему миру.

Причиной опалы была гражданская позиция Любимова, которой тот не скрывал, но поводом последующего изгнания, судя по всему, стала роль Любимова в организации похорон Владимира Высоцкого. В дни Летней Олимпиады 1980 года Москва была закрытым городом, и власти старались тихо и незаметно похоронить артиста: «Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они - раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали смывать цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара... И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: "Фашисты! Фашисты!". Этот кадр обошёл весь мир, и это, конечно, они затаили. Как бы я был виновник, а потом моя жизнь, конечно, стала совсем невыносимой» .

Любимов многое сделал для становления творческой личности Высоцкого. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади пишет: «Твои отношения с Любимовым углубляются из года в год. Он становится тебе немного отцом, которого у тебя никогда по-настоящему не было. Ты восхищаешься им и побаиваешься его. Он любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберёшься. Вы дополняете друг друга в работе, и смотреть репетиции становится для меня настоящим наслаждением» .

Высоцкий Любимову посвятил несколько песен, в том числе - «Ещё не вечер», «Як - истребитель» и «Юрию Петровичу Любимову с любовью в 60 его лет от Владимира Высоцкого», с известным рефреном: Скажи ещё спасибо, что живой.

Возвращение Юрия Любимова

В мае 1988 года Любимов приехал в Москву, его встретили как победителя.

23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой».

Однако когда режиссёр решил вернуться навсегда, к нему вдруг охладели, и началось предъявление счётов. В театре на Таганке вспыхнул острый конфликт, и последовал раскол, в результате чего отделилась часть труппы под руководством Николая Губенко. Впоследствии они образовали новый театр - «Содружество актёров Таганки», и разместились в новом здании Театра на Таганке. Любимов вместе с оставшимися актёрами и сотрудниками театра создал новую команду Театра на Таганке и продолжил работу в старом здании на Земляном Валу.

В 1992 году Любимов удостоен звания народного артиста Российской Федерации.

Любимов - сторонник контрактной системы и жёсткой дисциплины в театре. По его убеждению, качество хорошего режиссёра - беречь талантливых актёров, применять к ним индивидуальный подход; а актёр должен либо выполнять требования режиссёра, либо уходить, не нарушая дисциплину в театре.

7 декабря 2010 года, на вручении премии «Звезда Театрала», Любимов впервые объявил о своём желании уйти в отставку с поста художественного руководителя Театра на Таганке. Своё решение он объяснил конфликтом с Департаментом культуры Москвы.

В июне 2011 года на гастролях в Чехии актёры театра прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль. Желание актёров обидело режиссёра и побудило его подать заявление об отставке.

6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссёр покинул Театр на Таганке 16 июля, не попрощавшись с актёрами. За ним последовали два актёра театра: Дмитрий Межевич и Алла Смирдан, а также несколько административных работников.

После этого Любимов сообщил о своих творческих планах: поставить оперу «Кармен» и спектакль «Бесы».

В 2012 году 94-летний Любимов в театре им. Вахтангова представил 4-часовую эпическую постановку «Бесов» Фёдора Достоевского, которая, по мнению критиков, в его полувековой режиссёрской карьере открыла новую страницу.

Смерть Юрия Любимова

23 октября 2012 года стало известно, что Любимов находится в московской городской клинической больнице № 23 с сердечным приступом. За медицинской помощью он обратился ещё 12 октября. Тогда он жаловался на одышку, недомогание и боли в сердце.

Несмотря на проведённый курс интенсивной терапии, 30 октября режиссёр впал в кому. Вечером 31 октября режиссёр вышел из комы и 26 ноября выписался из больницы после полутора месяцев лечения.

На декабрь 2012 года была запланирована премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в Большом театре в постановке Любимова, однако из-за болезни режиссёра дата премьеры была перенесена на июнь 2013 года.

Премьера оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова на исторической сцене Большого театра состоялась 8 июня 2013 года. Билеты на все представления были проданы задолго до премьеры, интерес был великий, а зал аплодировал стоя. Как отмечали критики, «виден стиль Любимова: лаконичный, чёткий»: постановка значительно отличается от прежних версий (её назвали «Любимовским князем Игорем»), сокращена на 1,5 часа и совпадает с видением самого Бородина.

С середины июня 2013 года режиссёр отдыхал, проходил восстановительный курс, давал мастер-классы и готовился к новому оперному проекту в Италии, близ Болоньи, где и отметил своё 96-летие.

20 мая 2014 года в театре «Новая опера» состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова (музыка Владимира Мартынова).

2 октября 2014 года режиссёр был срочно госпитализирован в Городскую клиническую больницу им. С. П. Боткина в тяжёлом состоянии с диагнозом «сердечная недостаточность».

8 октября 2014 года в театре им. Е. Вахтангова прошла церемония прощания с режиссёром. Похоронен Юрий Любимов на Донском кладбище.

Юрий Любимов. Таганка - жизнь моя

Рост Юрия Любимова: 170 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Любимова:

Первый раз женился в студенческие годы на своей однокурснице. Но брак быстро распался.

Вторая жена - Ольга, балерина. В браке родился сын Никита. После нескольких лет совместной жизни Ольга забрала сына и ушла от Любимова к его другу - известному советскому дирижеру Юрию Силантьеву (в свое время они вместе работали в ансамбле НКВД).

В течение 1959-1975 годов состоял в фактическом браке с актрисой . Они вместе играли на сцене Вахтанговского театра.

В 1978 году женой Любимова стала Каталин (Катарин) Кунц (1946 г.р.), венгерская журналистка и переводчица. Они познакомились в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Поженились в Венгрии. Вместе прожили более тридцати лет.

Фильмография Юрия Любимова:

1941 - Цветные киноновеллы - Принц (новелла «Свинопас»);
1945 - Поединок - Сотрудник внешнего наблюдения госбезопасности у гостиницы «Москва»;
1945 - Дни и ночи - Миша Масленников;
1946 - Беспокойное хозяйство - Французский лётчик Лярошель;
1946 - Голубые дороги - Веткун;
1947 - Робинзон Крузо - Пятница;
1948 - Мичурин - Переводчик;
1948 - Мальчик с окраины - Костя;
1948 - Три встречи - Рудников;
1949 - Кубанские казаки - Андрей;
1951 - Белинский - Фролов;
1951 - Прощай, Америка! - Блейк (корреспондент);
1952 - Композитор Глинка - Даргомыжский;
1956 - На подмостках сцены - Граф Зефиров;
1958 - Город зажигает огни - Алексей Иванович Бойков, фронтовик-капитан, декан факультета института;
1958 - Человек с планеты Земля - Пётр Петрович Бабурин;
1963 - Каин XVIII - Премьер-министр;
1970 - Хуторок в степи - Пётр Петрович Бачей

Телеспектакли Юрия Любимова:

1955 - «Много шума из ничего» У. Шекспира - Бенедикт;
1973 - «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по М. Булгакову; режиссёр А. Эфрос - Мольер и Сганарель

Театральные роли Юрия Любимова:

МХАТ 2-й:

1935 - «Мольба о жизни» Ж. Деваль (реж. И. Берсенев) - Мальчик у Парикмахера (студенческая работа)

1936 - «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Постановка Евг. Вахтангова - эпизодическая роль (студенческая работа, ввод в постановку 1922 года);
1936 - «Много шума из ничего» У. Шекспира. Режиссёр И. Рапопорт - Клавдио (дебют, студенческая работа);
1937 - «Человек с ружьём» Н. Погодина. Постановка Р. Симонов - Связист (студенческая работа);
1939 - «Принцесса Турандот» К. Гоцци (реж. Евг. Вахтангов, худ. И. Нивинский) - Мудрец (студенческая работа, ввод в постановку 1922 г.);
1939 - «Путь к победе» А. Толстого (реж. Р. Симонов, худ. В. Басов) - Офицер (студенческая работа);
1939 - «Соломенная шляпка» Э. М. Лабиш (реж. А. Тутышкин, худ. С. Юнович) - Феликс (студенческая работа);
1940 - «Мещане» М. Горького (дипломный спектакль, сцена Училища при Театре им. Евг. Вахтангова) - Пекарь (дипломная роль);
1947 - «Молодая гвардия» по А. Фадееву - Олег Кошевой;
1948 - «Все мои сыновья» А. Миллера (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) - Крис;
1948 - «Накануне» А. Арбузова по роману И. С. Тургенева (пост. Р. Симонов, реж. А. Габович, худ. В. Дмитриев) - Шубин;
1949 - «Заговор обречённых» Н. Вирты (реж. Р. Симонов, худ. В. Рындин) - Марк Пино;
1950 - «Миссурийский вальс» Н. Погодина (реж. Р. Симонов и И. Рапопорт, худ. В. Рындин) - Робин;
1950 - «Первые радости» по роману К. А. Федина (реж. Б. Захава, худ. И. Федотов) - Кирилл Извеков;
1950 - «Отверженные» инсценировка С. Радзинского романа В. Гюго (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) - Анжельрас;
1951 - «Кирилл Извеков» по роману К. А. Федина «Необыкновенное лето» (реж. Б. Захава, худ. В. Рындин) - Кирилл Извеков;
1951 - «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (реж. Н. Охлопков, худ. В. Рындин) - Сирано (ввод в постановку 1942 г.);
1951 - «Егор Булычов и другие» А. М. Горького. Постановка Б. Захавы - Телятин;
1952 - «Много шума из ничего» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Т. Хренников) - Бенедикт (ввод на новую роль в постановку 1936 г.);
1952 - «Два веронца» У. Шекспира (реж. Е. Симонов, худ. Г. Федоров, муз. К. Хачатурян) - Валентин;
1953 - «Раки» С. Михалкова (пост. Р. Симонов, Б. Захава и И. Ильинский, худ. Б. Ефимов) - Жезлов;
1954 - «Чайка» А. П. Чехова (реж. Б. Захава, худ. Г. Мосеев) - Треплёв;
1955 - «Человек с ружьём» Н. Погодина (реж. Р. Симонов, худ. В. Дмитриев, новая сценическая версия постановки 1937 г.) - Дымов;
1956 - «Фома Гордеев» инсценировка Р. Симонова романа М. Горького (реж. Р. Симонов, худ. К. Юон) - Молодой мужик;
1956 - «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Д. Кабалевский) - Ромео;
1957 - «После разлуки» бр. Тур (реж. А. Граве, худ. Н. Акимов) - Раймонд Де Эсперанж;
1957 - «Две сестры» Ф. Кнорре (реж. А. Ремизова, худ. С. Ахвледиани) - Анатолий;
1958 - «Вечная слава» Б. Рымаря (реж. Е. Симонов, худ. С. Ахвледиани) - Грицаенко;
1958 - «Идиот» инсценировка Ю. Олеши романа Ф. М. Достоевского (реж. А. Ремизова, худ. И. Рабинович) - Ганя Иволгин;
1959 - «Большой Кирилл» народная драма И. Сельвинского (реж. Р. Симонов, худ. И. Рабинович, муз. М. Блантер) - Манташёв (ввод в постановку 1957 г.);
1959 - «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Постановка Е. Симонова - Моцарт;
1959 - «Иркутская история» А. Арбузова. Постановка Е. Симонова - Виктор Бойцов;
1960 - «Двенадцатый час» А. Арбузова (реж. Р. Симонов, худ. М. Виноградов) - Улыбышев;
1962 - «Алексей Бережной» поэма для театра Е. Симонова (реж. Е. Симонов, худ. Е. Гранат) - Алёшка;
1962 - «История одной семьи» Л. Кручковского (реж. И. Рапопорт, худ. М. Виноградов) - Вилли

Берлинская академия искусств:

1995 - «Горе от ума» А. Грибоедова (театральный проект А. Шипенко, реж. А. Шмидт) - Фамусов

Театр на Таганке:

1998 - «Шарашка» по роману А. Солженицына «В круге первом»; режиссёр Ю. Любимов - Сталин, Автор

Режиссерские театральные работы Юрия Любимова:

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова:

1959 - «Много ли человеку надо» А. Галича;
2012 - «Бесы» по Ф. М. Достоевскому

Театр на Таганке:

1964 - «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Художник Б. Бланк;
1964 - «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Художник В. Доррер;
1965 - «Антимиры» А. Вознесенского. Художник Э. Стенберг;
1965 - «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду. Художник А. Тарасов;
1965 - «Павшие и живые». Поэтическое представление. Художник Ю. Васильев;
1966 - «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Художник Э. Стенберг;
1967 - «Послушайте!» по Вл. Маяковскому. Художник Э. Стенберг;
1967 - «Пугачёв» по С. Есенину. Художник Ю. Васильев;
1968 - «Живой» Б. Можаева. Художник Д. Боровский. Спектакль был запрещён; премьера состоялась лишь 23 февраля 1989 года;
1968 - «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Оформление М. Аникста и С. Бархина;
1969 - «Мать» по А. М. Горькому. Художник Д. Боровский;
1969 - «Час пик» Е. Ставинского. Художник Д. Боровский;
1970 - «Берегите ваши лица» А. Вознесенского. Художник Э. Стенберг;
1970 - «Что делать?» по Н. Чернышевскому. Художник Д. Боровский;
1971 - «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Художник Д. Боровский;
1971 - «Гамлет» У. Шекспира. Художник Д. Боровский;
1972 - «Под кожей статуи Свободы» Е. Евтушенко. Художник Д. Боровский;
1973 - «Товарищ, верь...» по А. Пушкину. Художник Д. Боровский;
1973 - «Бенефис» по А. Островскому. Художник Э. Стенберг;
1974 - «Деревянные кони» Ф. Абрамова. Художник Д. Боровский;
1975 - «Пристегните ремни!» Г. Бакланова и Ю. Любимова. Художник Д. Боровский;
1976 - «Обмен» по Ю. Трифонову. Художник Д. Боровский;
1977 - «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову. Художники М. Аникст, С. Бархин, Д. Боровский, Ю. Васильев, Э. Стенберг;
1977 - «Перекрёсток» по В. Быкову. Художник Д. Боровский;
1978 - «Ревизская сказка» по Н. Гоголю. Художник Э. Кочергин;
1979 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому. Художник Д. Боровский;
1979 - «Турандот, или Конгресс обелителей» Б. Брехта. Художник Д. Боровский;
1980 - «Дом на набережной» по Ю. Трифонову. Художник Д. Боровский;
1981 - «Три сестры» А. Чехова. Декорации Ю. Кононенко;
1981 - «Владимир Высоцкий», поэтическое представление. Художник Д. Боровский (запрещён; выпущен в 1988 году);
1982 - «Борис Годунов» А. Пушкина (запрещён; выпущен в 1988 году);
1989 - «Пир во время чумы» А. Пушкина. Художник Д. Боровский. Художник по костюмам С. Бейдерман;
1989 - «Дочь, отец и гитарист» Б. Окуджавы (пантомима с песнями). Художник Д. Боровский;
1990 - «Самоубийца» Н. Эрдмана. Художник Д. Боровский;
1992 - «Электра» Софокла. Художник Д. Боровский;
1993 - «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе;
1995 - «Медея» Еврипида. Художник Д. Боровский;
1996 - «Подросток» по Ф. Достоевскому. Художник А. Шлиппе;
1997 - «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по Ф. Достоевскому. Художник В. Карашевский;
1998 - «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса. Художник В. Бойер;
1998 - «Шарашка» (главы романа А. И. Солженицына «В круге первом»). Художник Д. Боровский;
2000 - «Евгений Онегин», роман в стихах по А.С. Пушкину;
2000 - «Театральный роман», ироническое повествование вне жанра по мотивам романа М. Булгакова;
2000 - «Хроники», свободная композиция и постановка Юрия Любимова по У. Шекспиру;
2001 - «Сократ/Оракул», мистерия К. Кедрова и Ю. Любимова. Премьера состоялась в Афинах, у Парфенона;
2002 - «Фауст», свободная композиция в музыкальных и пластических этюдах по И. Гёте;
2004 - «До и после», бриколаж по стихам поэтов Серебряного века;
2004 - «Идите и остановите прогресс» (обэриуты), по произведениям А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Крученых, Н. Олейникова;
2005 - «Суф(ф)ле», свободная фантазия на тему произведений Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса;
2006 - «Антигона» Софокла;
2007 - «Горе от ума - Горе уму - Горе ума» по А. Грибоедову. Выставка рисунков Рустама Хамдамова;
2008 - «Замок» по Ф. Кафке;
2009 - «Сказки» по произведениям Г. Х. Андерсена, О. Уайльда и Ч. Диккенса;
2009 - «Арабески» по Н. Гоголю;
2010 - «Мёд» по Тонино Гуэрре;
2011 - «Маска и Душа» по рассказам раннего Чехова, повести «Степь» и фрагментам поэмы Д. Байрона «Каин»

Театр «Ла Скала»:

1975 - «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно;
1979 - «Борис Годунов» М. Мусоргского;
1981 - «Хованщина» М. Мусоргского;
1985 - «Страсти по Матфею» И. С. Баха

Штатсопер, Бонн, Германия:

1987 - «Евгений Онегин» П. Чайковского;
1993 - «Енуфа» Л. Яначека;
1996 - «Пиковая дама» П. Чайковского;
1997 - «Набукко» Дж. Верди

Другие театры:

1974 - «Ярославна» (балет) Б. Тищенко - Малый театр оперы и балета;
1977 - «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду - Гавана, Куба;
1978 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Театр Вигсинхаз, Будапешт, Венгрия;
1979 - «Обмен» по Ю. Трифонову - Театр Сиглигети, Сольнок, Венгрия;
1981 - «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта - Национальный театр, Будапешт, Венгрия;
1982 - «Четыре грубияна» Э. Вольф-Феррари - Штатсопер, Мюнхен, Германия;
1982 - «Дон Жуан» В. Моцарта - Венгерская Национальная опера, Будапешт, Венгрия;
1983 - «Саламбо» М. Мусоргского - Театр Сан Карло, Неаполь, Италия;
1983 - «Лулу» А. Берга - Театр Реджио, Турин, Италия;
1983 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Театр Лирик, Хаммерсмис, Лондон, Великобритания;
1983 - «Тристан и Изольда» Р. Вагнера - Театр Коммунале, Болонья, Италия;
1984 - «Риголетто» Дж. Верди - Театр Коммунале, Флоренция, Италия;
1984 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Академический театр, Вена, Австрия;
1985 - «Бесы» по Ф. Достоевскому - Театр Альмида, Лондон, Великобритания; Театр Европы, Париж, Франция; Арена дель Соле, Болонья, Италия; Пикколо Театр, Милан, Италия. Европейское турне;
1985 - «Пир во время чумы» А. Пушкина - Арена дель Соле, Болонья, Италия;
1985 - «Фиделио» Л. Бетховена - Штатсопер, Штутгарт, Германия;
1986 - «Ревизская сказка» по Н. Гоголю - Бургтеатр, Вена, Австрия;
1986 - «Мастер и Маргарита» Р. Кунада - Оперный театр, Карлсруэ, Германия;
1986 - «Енуфа» Л. Яначека - Оперный театр, Цюрих, Швейцария;
1986 - «Саламбо» М. Мусоргского - Гранд Опера, Париж, Франция;
1986 - «Закат» И. Бабеля - Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль;
1986 - «Енуфа» Л. Яначека - Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания;
1986 - «Пир во время чумы» А. Пушкина - Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция;
1987 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Арена Огейдж, Вашингтон, США;
1987 - «Лулу» А. Берга - Лирик-опера, Чикаго, США;
1988 - «Тангейзер» Р. Вагнера - Штатсопер, Штуттгарт, Германия;
1988 - «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта - Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль;
1988 - «Золото Рейна» Р. Вагнера - Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания;
1988 - «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову - Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция;
1989 - «Гамлет» У. Шекспира - Театр Хэймаркет, Лестер, Великобритания;
1990 - «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича - Штатсопер, Гамбург, Германия;
1990 - «Пиковая дама» П. Чайковского - Штатсопер, Карлсруэ, Германия;
1991 - «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева - Штатсопер, Мюнхен, Германия;
1991 - «Подросток» по Ф. Достоевскому - Национальный театр, Хельсинки, Финляндия;
1992 - «Комедианты» по А. Островскому - Национальный театр, Хельсинки, Финляндия;
1993 - «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе - Венский фестиваль, Бена, Австрия;
1993 - «Чайка» А. Чехова - Театр Дионисия, Афины, Греция;
1994 - «Кредиторы» А. Стриндберга - Театр Дионисия, Афины, Греция;
1995 - «Медея» Еврипида. Художник Д. Боровский - Театр Мегаро, Афины, Греция;
1995 - «Птицы» Аристофана (фрагменты) - Театральный фестиваль в Дельфах, Греция;
1995 - «Вишнёвый сад» А. Чехова - Театр Кати Дандулаки, Афины, Греция;
1997 - «Пиковая дама» П. Чайковского - Новая опера, Москва;
2013 - «Князь Игорь» Александра Бородина - Большой театр;
2014 - «Школа жён» (по комедии Мольера, музыка В. Мартынова) - Новая опера


Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...