Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Работа и жизнь гика с проблемами концентрации внимания. Невнимательность, синдром дефицита внимания (сдвг): причины, симптомы, лечение

Наверняка Вы сталкивались с тем, что нужно работать, а сконцентрироваться не выходит. Мозг «отключился». Конечно, такой единичный случай говорит о том что вам стоит передохнуть. А вот повторяющийся у медиков называется когнитивным расстройством.

Когнитивная дисфункция - это состояние, связанное со сниженной концентрацией внимания и рассеянностью. В результате страдает кратковременная память.

Память и внимание – это важнейшие способности человека, которые заключаются в получении им информации и ее сохранения. Внимание отвечает за получение информации, а память – за ее сбережение. Однако нередко эти необходимые умения претерпевают изменения не в лучшую сторону. Многие взрослые люди и даже дети, периодически страдают от когнитивного расстройства. Но мы же этого так не оставим?!

А потому, чтобы понимать, как предупреждать и лечить такие состояния, стоит знать их «корни». Именно поэтому наша тема сегодня и касается столь распространенного ухудшения памяти у людей и причин по которым наблюдается снижение концентрации внимания, что делать при этом, нам конечно, тоже интересно. Вот и начнем рассмотрение.

Причины когнитивных нарушений

Память – это сохранение того, что человек когда - то испытал с помощью органов чувств: увидел, услышал или почувствовал. После того, как раздражитель исчезает, человек откладывает полученные «крупинки» информации в особые «ящики» в головном мозге, тем самым не забывая того, что с ним произошло.

Нарушение работы этого механизма происходит по самым разным причин. Способность запоминать может утрачиваться в следующих случаях:

Астенические состояния: ежедневные стрессы, переходящие в депрессию, переутомление, гиповитаминоз;
- сильные нервные всплески и переживания;
- зависимость от алкоголя, поражение структур головного мозга вследствие его употребления (плохая или нарушенная циркуляция в мозгу крови);
- воздействия лекарств;
- Отравление организма алюминием, меркурием, кадмием, пестицидами, угарным газом, сигаретным дымом;
- Восприимчивость электромагнитных полей экрана телевизора, мобильного телефона, вай-фая.
- цифровая амнезия (не желание помнить).

Почему внимательность человека снижается?

Внимание и память тесто взаимосвязаны, так как первое играет значительную роль в запоминании и воспроизведении полученных сведений и знаний. Из первого следует второе: люди, у которых снизилась способность сконцентрироваться и заметить то, что им требуется, страдают ухудшениями памяти. Человек пропускает текущие действия, слова или ощущения, и как следствие, запоминает происходящее значительно хуже.

Есть несколько видов расстройства внимания:

Недостаточная концентрация
Замедленность переключения
Снижение устойчивости

При недостаточной концентрации человек не может сосредоточиться на чем – то на длительный промежуток времени. В этой ситуации целенаправленная познавательная деятельность становится для человека очень сложной.

При замедленном переключении больному сложно перенести свое внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от темы, распределять свое внимание между разными видами деятельности.

Неустойчивость внимания характеризуется тем, что человек не способен сосредоточиться на деле, которое требует долгосрочной перспективы или длительной концентрации. Это часто можно заметить у детей, которые отвлекаются, пытаясь выполнить домашние задание или усидеть на уроке.

Так как внимание и память тесно взаимосвязаны, то и причины их нарушения во многом схожи. Внимание также может нарушиться из – за негативных эмоций, нервных срывов, психического истощения, стрессов и переутомления. Эти изменения функциональные и проходят в короткие сроки. Лечение здесь не требуется.

Органические нарушения гораздо серьезнее. Они выражаются в поражении нервной системы и коры головного мозга различными патологиями. Это могут быть опухоли, черепно – мозговая травма, психические заболевания. Наиболее часто такое встречается у людей пожилого возраста. Это явление достаточно устойчиво.

Что делать?

При органических поражениях медлить с лечением нельзя, а потому необходимо срочно обратиться к врачу.

Со всем остальным «все просто»: достаточно больше отдыхать, употреблять алкоголь в умеренных количествах или исключить вовсе, научиться стрессоустойчивости и беречь свое здоровье, хотеть помнить. Чуть- чуть расшифрую сказанное.

Так, чтобы убрать стресс нужно все воспринимать как игру «взрослых дядь».
Для улучшения кровообращения требуется регулярная зарядка, занятия йогой.
Вам нужно обнаружить источники отравления организма, взяв в аренду на время различные дозиметры, сдать анализ крови.
От дыма сигарет соседей вас защитят очистители воздуха-ионизаторы «супер-плюс-эко-с»
Старайтесь большую часть времени держать мобильный телефон в 1.5 метрах от себя. Общаться с его использованием как можно меньше.
Промеряйте с помощью того же смартфона уровни окружающих вас вай-фай сетей дома и на работе. Определить место где сигнал минимален.
Примите во внимание исследования озвученные Юрием Наместниковым, экспертом «Лаборатории Касперского», которые отражают факт возникновения «цифровой амнезии». Опрос показал, что нынешние российские и европейские пользователи гаджетов не желают помнить информацию. Им удобнее запомнить где ее можно найти на своем «расширении мозга» (цифровом устройстве)… Вы можете самостоятельно изучить фото к статье, отображающем это исследование. Скажу лишь, что лишь 40% людей пытаются вспомнить прочитанный когда-то ответ на свой вопрос, а вот остальные сразу ищут его в Интернете, читают, делают умозаключение по ситуации и сразу забывают как что-то лишнее засоряющее мозг. Как результат такого отношения к своему мозгу, человек становится рассеянным и может забыть что – то действительно важное. С этим явлением можно бороться, но прежде следует его признать. Далее нужно найти мотивацию для себя для запоминания.

Это то что вы можете сделать в любое время.

Почему важна мотивация?

Мотивация – это важный компонент в запоминании информации. Человек понимает, что сведения, полученные им различными путями, еще понадобятся с той или иной целью, поэтому забывать их просто нельзя. В 20-х годах прошлого века это было доказано путем проведения эксперимента: группа подопытных лучше фиксировала в памяти те действия, которые еще не были завершены. Им необходимо было закончить их позже – в этом и проявлялась мотивация запомнить информацию. Если человек находится в астенических состояниях или в депрессии, то его мыслительные процессы замедляются, а мотивационный компонент практически полностью исчезает, из – за чего возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением.

Кратковременная память

Эта часть механизма имеет небольшой объема и соответственно, способность сохранять информацию у нее тоже небольшая: самое малое - 3 секунды, максимум - три дня. Однако она гораздо уязвимей, нежели долговременная память. Причина этого в том, что ее роль - ключевая. От того, как она функционирует, будет зависеть восприятие человеком того, что происходит здесь и сейчас. Если она поражена, то человек с трудом будет выполнять повседневные дела и обучаться чему – либо.

Что делать, если внимание и память стали хуже?

Перед тем, как начать возвращать свою способность запоминать нужное и замечать все вокруг, в прежнее русло, следует выявить корень зла и уже после этого начать его искоренять. Многие заболевания и состояния являются источником дальнейших проблем, в том числе и способностей человека. Если не начать работать в этом направлении, то будет трудно добиться стойких результатов. Часть того что вы можете сделать, было сказано уже выше.

Особый режим и профилактика ухудшения внимания и памяти

Для тех, кто болен нарушениями памяти и внимания, важно вести здоровый образ жизни, чаще гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и не забывать про посильный труд. Активные занятия способствуют кровоснабжению мозга, а также делают здоровье сильнее, что немаловажно для того, чтобы тренировать утерянные навыки.

Не стоит отгораживаться от мира и переставать общаться с людьми. Если человек будет поддерживать отношения с близкими людьми, то у него появится мотивация, потому что все, что он увидит, почувствует или услышит, будет важно для него.

Интеллектуальная активность оказывает положительное влияние на способности человека мыслить. Сюда относится решение кроссвордов, чтение, изучение компьютера и различные хобби;

Если нарушение памяти тесно связано с эмоциями, то следует изменить психологический климат в семье и на работе, стараться избегать стрессовых ситуаций и высыпаться;

Внимательно относиться к своему здоровью и ограничивать применение лекарственных препаратов.

Питание и снижение памяти (что делать для устранения когнитивной дисфункции)

Главное правило - сбалансированное питание. В организм больного должны поступать все необходимые витамины и микроэлементы, белки, жиры и углеводы. Ни в коем случае нельзя «садиться» на низкокалорийные диеты - от нехватки необходимых веществ начнется обратный процесс и добиться положительных результатов не получится.

Самыми полезными продуктами при нарушениях памяти и внимания являются те, которые содержат полинасыщенные жирные кислоты и йод. Таковыми являются:

Морская рыба (жирные сорта);
хлеб, приготовленный из зерна грубого помола;
семечки из тыквы;
брокколи;
помидоры.

Не стоит забывать про потребление воды, так как ее недостаток негативно влияет на деятельность нервной системы. Норма потребления - 2 литра в день.

Если не забывать про эти простые правила, то вам никогда не придется столкнуться с этой проблемой и обращаться к врачу. Главное - всегда помнить о здоровом образе жизни и стараться не перенапрягать нервную систему. А еще рекомендуем обратиться к эндокринологу и неврологу. Знайте, что в арсенале медиков есть транскраниальная лечебная магнитная стимуляция – метод который поможет “разбудить” неактивно работающие отделы головного мозга.

Выполнение указанных советов в статье не требует особых усилий, зато поможет вам в проблеме со снижением концентрации внимания и памяти.

Снижение памяти и концентрации внимания: причины

Информационная революция привела к постоянной перегрузке человеческого мозга. Темп жизни значительно ускорился по сравнению за последние 20-30 лет, поэтому долго концентрироваться на одном и том же занятии получается не у всех. Исследования свидетельствуют о том, что снижение памяти и концентрации внимания встречается все чаще, причем в любом возрасте. Виной неспособности сосредоточиться становятся и другие факторы.

Снижение концентрации внимания и памяти, причины:

– Каждодневные стрессы;
– Депрессия;
– Переутомление;
– Нехватка витаминов;
– Нервное потрясение;
– Частое употребление алкоголя;
– Нарушение циркуляции крови в головном мозге;
– Действие медпрепаратов;
– Постоянный контакт с сигаретным дымом (активное или пассивное курение);
– Действие электромагнитного поля телевизора, телефона, вай-фая.

Хроническое недосыпание также может повлиять на снижение концентрации внимания, поскольку нервная система находится в постоянной защитной реакции. В результате активируются механизмы борьбы за выживание, и силы расходуются на более важные вещи, чем безупречная память. Если стресс и недосыпание преследуют вас постоянно, то память может ухудшиться значительно.

Меры для концентрации внимания

Постарайтесь решить свои проблемы, а то, что нельзя изменить, воспринимайте легче;
- Занимайтесь спортом, йогой, дыхательной гимнастикой в меру своих физических возможностей;
- С помощью различных дозиметров можно обнаружить источники отравления, приборы разумно взять в аренду;
- Очистители воздуха помогут избавить комнату от сигаретного дыма, который может проникать от соседей;
- Держите мобильный телефон в полутора метрах от себя;
- Старайтесь работать в той части офиса, где уровень сигнала вай-фай ниже.

Примите к сведению и такое интересное явление, как цифровая амнезия. Современный человек не желает ничего запоминать, думать и вспоминать, а в случае возникновения вопроса тут же отправляется на просторы интернета. То есть, снижение концентрации внимания и памяти, причины которых были перечислены выше, могут быть связаны с банальной ленью. Получается, свою память человек носит отдельно в кармане, мозг расслабляется и работает хуже.


С чем связано снижение концентрации внимания?

Снижение работоспособности и концентрации внимания может быть связано с переутомлением, инфекцией, нарушенным метаболизмом, злокачественными опухолями, неврозами и т. д. Рассеянность часто встречается в подростковом и пожилом возрасте. Поэтому для борьбы с невнимательностью нужно проанализировать сопутствующие симптомы. Нередко причиной становится нехватка микроэлементов из-за дисбактериоза.

В случае, если образ жизни не изменился, можно задуматься о начале развития инфекции, либо же обострения хронической патологии. Пагубным фактором может быть также гормональное нарушение. Таким образом, необходимо провести полноценное обследование организма, чтобы выявить причины неприятного состояния.

Снижение концентрации внимания, причины которого мы разобрали выше, устраняются, в первую очередь, с помощью налаживания режима дня и интеллектуальных тренировок. Важную роль играет правильное питание, здоровый сон и физические нагрузки. Порой организм просто не может усваивать некоторые микроэлементы, поэтому очень важно принимать витамин D3, который способствует усвоению фосфора и кальция. Ни в коем случае нельзя сидеть на низкокалорийных диетах, иначе мозг не будет получать достаточное питание.

Полезные продукты питания:

  1. Жирные сорта морской рыбы;
  2. Зерновой хлеб;
  3. Тыквенные семечки;
  4. Брокколи;
  5. Томаты.

Устранить снижение памяти и концентрации внимания поможет обыкновенная вода. Пейте не менее двух литров чистой воды в день, чтобы наладить работу нервной системы.

Старайтесь высыпаться, но не валяйтесь целыми днями в постели. Человек должен полноценно трудиться и хорошо отдыхать, тогда его мозговая активность будет в балансе. Если ваша работа не связана с умственным трудом, старайтесь самостоятельно нагружать свой интеллект, например, разгадыванием кроссвордов.

Снижение концентрации внимания может иметь и самые неожиданные причины. Например, если вы работаете в интеллектуальной сфере, но решаете схожие задачи, мозг расслабится. Нужно делать то, что вам дается тяжело. То есть, если вы филолог, начините решать математические задачи, а если вы на «ты» с техникой, но совершенно не способны к языкам, запишитесь на курсы английского. Это поможет активировать спящие отделы мозга.


Снижение концентрации внимания во многом связано с неправильным обменом веществ, а также плохой усвояемостью фосфора и кальция. То есть, даже если вы принимаете витаминные комплексы, организм может не получать достаточной пользы от них, поскольку не может правильно усвоить. Нормализовать обмен веществ помогает глицин - аминокислота, являющаяся регулятором химических процессов в организме. Глицин нормализует работу мозга и других органов, поэтому помогает не только улучшить память, но даже похудеть.

Дополнительным компонентом, улучшающим умственные способности, служит фосфор. Не зря детям перед экзаменами рекомендуют есть рыбу. Однако не каждый организм способен правильно усваивать фосфор, поскольку для этого необходим витамин D. При его нехватке фосфор и кальций не могут быть правильно усвоены. Поэтому крайне необходимо включить этот витамин в свой рацион, чтобы не сталкиваться с такой проблемой, как снижение работоспособности и концентрации внимания.

Правильный образ жизни, нормализация питьевого режима, физическая активность, грамотное распределение интеллектуальных нагрузок и отдыха, а также прием витаминов - все это важные шаги на пути к активизации мозговой деятельности. Выполнение перечисленных советов не требует особых усилий, зато поможет запоминать и анализировать больший объем информации, используя ее максимально эффективно.

Невнимательность, синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы, лечение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» — дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны — при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это — различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные «деликатесы»;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания — мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания — доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Всем привет, друзья! Вы довольны состоянием своей памяти, концентрацией внимания? Может, в последнее время наблюдаете их ухудшение? Если так, не огорчайтесь и не спешите в аптеку за лекарствами. Сначала стоит разобраться с причинами ухудшения мозговой деятельности. Сегодня предлагаю поговорить на эту трепетную тему, а заодно узнать, какие методы лечения взять на заметку, если ухудшилась память и внимание. Что делать в этом случае?

По сути, ухудшение (резкое снижение) памяти, рассеянность и забывчивость свидетельствуют о нарушении одной из функций головного мозга. Общее медицинское название этих заболеваний – астенический синдром.

Разумеется, при резком снижении концентрации внимания и действительно плохой памяти нужно, не затягивая, идти к своему лечащему врачу. Даже если вы избегаете медикаментозного лечения, поход в клинику нужен хотя бы для точного диагностирования болезни. Не пренебрегайте этим.

Бывает, напротив, человек слишком тревожится по поводу своего самочувствия и по поводу плохого запоминания в том числе. В этом случае целесообразно приостановиться, успокоиться эмоционально и хорошенько подумать, вызывает ли объект запоминания интерес. Ведь, в сущности, проблема «плохой» памяти может быть вызвана именно отсутствием интереса. Тогда стоит проверить память на чем-то более интересном.

Эффективная методика по улучшению памяти и внимания

Среди эффективных практик для естественного восстановления мозговой деятельности различают корректное повторение информации, ассоциации и развитие различных впечатлений от нее, грамотное извлечение информации из памяти. Все методы условно можно разложить по уровням – от простейших до сложных. Главное, что тренировать собственную память реально, это под силу каждому из нас.

Вот так, друзья. Учитесь управлять памятью и делитесь своим опытом на эту тему в комментариях. Жду ваши мнения по поводу уже опробованных препаратов и различных практик для мозга.

Также для при ухудшении памяти рекомендуется пропить курс витаминов. При отсутствии противопоказаний, препараты с концентрацией йода и эти натуральные витаминно-минеральные комплексы действительно помогут предотвратить развитие той или другой болезни нервной системы.

С вами был Денис Стаценко. Увидимся

Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация - рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое - скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания - болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания (расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Рассеянность и забывчивость у детей - главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови, при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы;
  • проведение УЗИ сосудов головы с допплером;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов вызванных потенциалов (ВП);
  • проведение магнитно-резонансной томографии.

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается помг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность - будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Что делать если нарушена концентрация вашего внимания

Зачастую сбой в концентрации внимания вызвано низким уровнем кислородного насыщения головного мозга. Гипоксия, так называется данное нарушение, влечет за собой дисфункцию. Ввиду этого все медикаменты, направленные на улучшение памяти и концентрацию внимания, лишь возвращают в исходное состояние.

То, что дано природой с помощью лекарств улучшить невозможно. Поэтому тем у кого, стоит вопрос повысить уровень концентрации для улучшения трудовой деятельности и образа жизни, данная статья будет полезна. В ходе ознакомления читатель получить полную информацию о методах улучшения концентрации.

В первую очередь подчеркнем, что внимание не является процессом, как, например, мышление. Внимание – это состояние, при котором происходит возбуждение в одной или нескольких областей коры головного мозга.

Когда есть необходимость в длительном удержании внимания, зачастую человек ощущает утомление, и внимательность снижается. Человек даже не может припомнить, что конкретно он слышал, например, на лекции.

Виды внимания

Существует два вида внимания, которые зависят от времени:

  • Немедленный вид внимания, т.е. быстрая концентрация – позволяет мгновенно реагировать на окружающую реальность, анализировать информацию и, соответственно, концентрироваться на одной задаче или событии.
  • Медленный вид внимания необходим человеку во время обучения или трудовой деятельности. Эта способность дает возможность не спеша поразмыслить над проблемой или усвоить информацию во время образовательного процесса.

Способность концентрировать внимание растет до 25 лет и вплоть до 45 лет остается стабильной и даже может улучшаться. После 50 лет начинается постепенная деградация. И это заставляет многих людей начинать прием препаратов по лечению нарушения концентрации внимания. Такие медикаментозные препараты относятся к ноотропному виду. Заметим, что на деятельность психики влияет и образ жизни (пагубные пристрастия), развитие опухолей и заболевания в хронической форме.

Когда принимать ноотропные препараты?

Ноотропные препараты назначаются, если требуется медикаментозное лечение. Их название говорит о том, что они предназначены стимулировать мозговую деятельность. Чаще всего они рекомендованы школьникам или студентам в процессе интенсивного обучения, требующего постоянной концентрации внимания.

Однако не только школьники жалуются: «Не могу сконцентрироваться!». Аналогичная проблема возникает и у людей пожилого возраста, у которых деятельность мозга нуждается в регулярной стимуляции.

Перечислим лекарства, которые в аптеках можно приобрести без рецепта.

  1. Нобен. Данный препарат имеет в своей основе синтетический коэнзим Q10. Основной способностью препарата является наращивание концентрации этого вещества в головном мозге, стимуляция памяти и способствуют улучшения концентрации внимания.
  2. Билобил. Этот препарат основан на экстракте гинкго билоба. Данное растение известно положительным воздействием на работоспособность маленьких сосудов, также стимулирует нервные клетки и обладает небольшим антидепрессивным воздействием. Перед употреблением рекомендуется, как минимум внимательно прочитать инструкцию.
  3. Глицин. Довольно популярные таблетки и относится к безопасным ноотропам. На нервную систему препарат оказывает седативное воздействие, снижает влияние стресса, повышает концентрацию внимания. Основным действующим веществом является аминокислота глицин. К преимуществам можно отнести быстрый вывод из организма естественным путем и отсутствие привыкания.
  4. Аминалон. Таблетки, которые имеют основное действующие вещество гамма-аминомасляная кислота. Препарат способствует оптимальному ускорению по усвоению глюкозы. Часто назначают после инсульта, т.к. глицин способствует ускорению реабилитационного периода.
  5. Биотредин. Комплексный витаминный препарат, состоящий из В6 и аминокислоты треонина. Воздействуя на нервную систему, укрепляет её, тем самым улучшая память и внимательность.
  6. Интеллан. Препарат для снижения нервного напряжения и усталости. Как правило, назначают детям в качестве лечения при физической и умственной утомляемости. Медики рекомендуют принимать лекарство в виде сиропа.
  7. Экстракты элеутерококка, родиолы розовой, лимонника китайского. Являются общеукрепляющими средствами не только для нервной системы и мозга, но и для иммунной системе. Перед применением необходима консультация с доктором, т.к. есть противопоказания.

Презентация: «Развитие памяти и внимания»

Теперь о лекарствах, которые должен выписывать врач, чтобы вы могли сконцентрировать внимание.

  1. Пирацетам. (другие названия – луцетам, мемотропил, стамин, ноотропил, эскотропил). Выпускаются таблетки или растворы для инъекций. Лечение может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.
  2. Энцефабол. Таблетки, улучшающие память. Могут назначаться даже новорожденным.
  3. Фенотропил. Основная форма выпуска – таблетки. Показания – лечение проблем мозгового кровообращения, имеет выраженный общеукрепляющий эффект, не назначается детям. Помогает тем, кто жалуется «не могу уснуть».
  4. Фезам. Нельзя принимать детям в возрасте до шести лет. С его помощью проводится лечебные мероприятия при раздражительности, умственном отставании и при снижении концентрации.
  5. Пикамилон. Эффективность доказана при лечении острых нарушениях кровообращения в головном мозге. Как правило, назначают пациентам при вегетососудистых заболеваниях и приступах тревожности. При правильном употреблении повышает выносливость организма, а также направлен на стимуляцию умственной деятельности.
  6. Мемоплант. Препарат для стимуляции кровообращения во всем организме, включая кровоснабжение в мозгу и мелких сосудах. Рекомендовано для пациентов с нарушениями памяти и при низком развитии интеллектуальных способностей.
  7. Фенибут. Препарат от бессонницы. Также улучшает физическую и интеллектуальную деятельность. Снижает приступы тревоги и панические атаки.
  8. Витрум мемори. Комплекс витамин разработан для людей пожилого возраста. Способен улучшать память и концентрацию. Назначают в виде курсом от трех месяцев. Необходимо проконсультироваться с медицинским специалистом.

Домашние средства для улучшения работы мозга

Прежде чем начать принимать лекарственные препараты, можно попробовать упражнения, развивающие умение сконцентрировать внимание, а также простые средства, применение которых дает неплохой результат.

К их числу относятся некоторые продукты, а также травы:

  1. Продукты на основе кофеина. Развивают быстрый тип концентрации. Но при длительном употреблении эффект значительно снижается. Проконсультируйтесь с врачом перед приемом, т.к. есть ряд противопоказаний.
  2. Ежедневный рацион питания необходимо обогатить полезными продуктами: молочные, зерно, а также фрукты и овощи. Такие продукты, как банан, картофель и мука грубого помола 3-го сорта позволяют не только улучшить краткосрочной вид памяти при нарушении концентрации внимании, а также помогают быстрее просыпаться по утрам.
  3. Сладости. Отметим, что черный шоколад является мощнейшим антиоксидантом, а сахар в сладком быстро насыщает энергетический запас при психических процессах. Однако следует руководствоваться правилом: всё хорошо в меру.
  4. Орехи и семечки являются отличным источником витамина «Е», а также антиоксидантов, которые улучшают деятельность головного мозга, позволяя легко концентрироваться на насущных задачах.
  5. Рыба. Рекомендуется включать в рацион минимум 2 раза в неделю, т.к. содержащиеся в ней жирные кислоты улучшают кровоснабжение мозга, стимулируя интеллектуальную деятельность.
  6. Пряности и ароматические масла такие, как шафран, горчица, паприка, лаврушка не только придают блюдам аромат, но также улучшают память, умственную деятельность, борются с бессонницей и успокаивают нервную систему.
  7. Черника и другие витамины. Отметим, что перед приемом витаминов, необходимо проконсультироваться с врачом и пройти диагностику, т.к. избыток тех или иных витаминов может привести к различных последствиям.
  8. Травы. Народная медицина гласит, что девясил и сосновые почки – самые лучшие средства при нарушениях внимания. Можно применять как водные настои, так и спиртовые экстракты. И те, и другие улучшают память и внимание.

Физические упражнения и вода. Ежедневная утренняя зарядка и 1,5 литра воды в день творят чудеса с человеческим организмом – улучшается кровоснабжение во всем теле, помогает сконцентрировать внимание на главном, выводятся токсины и шлаки, очищается и увлажняется кожа, а также многое другое.

Возьмите за правило этот пункт и уже через 2-3 недели можно ощутить положительный результат.

Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник.

Нарушение внимания

Внимание является сосредоточенной деятельностью человека на каком-либо реальном событии, рассуждении, предмете, образе и т.д. Нарушение внимания отмечается при неврозах, болезнях головного мозга, шизофрении, соматических болезнях, а также при обычной усталости. Сегодня часто встречается нарушение внимания у детей, которое многие взрослые воспринимают как недостаток воспитания. Это заболевание вызвано нарушением процессов головного мозга и приносит множество неприятностей - от плохих оценок в школе до психологических травм из-за своего недуга. Такие явления обычно возникают при переутомлении или поражении головного мозга.

Различают следующие виды нарушения внимания:

  • порхающая рассеянность (рассеянное внимание);
  • старческая рассеянность (рассеянность с неспособностью переключаться);
  • невнимательность ученого (чрезмерная концентрация внимания с неспособностью быстро переключаться);
  • специфические нарушения, если они касаются только одних видов внимания или памяти;
  • модально-неспецифические нарушения внимания, когда одновременно возникают дефекты зрительных, слуховых, тактильных и двигательных анализаторов.

Симптомы нарушения

Синдром нарушения внимания проявляется в следующих признаках:

  • суетливость, неусидчивость, чрезмерная импульсивность и возбудимость;
  • частая смена деятельности;
  • неспособность концентрации на действии;
  • забывчивость.

Определить данное заболевание может только невролог, психиатр или психолог.

Стоит отметить, что нарушение концентрации внимания может возникнуть из-за каких-либо опасений, страхом перед будущими событиями. В результате этого, организм пытается встретить еще не свершившуюся неприятность.

При обнаружении нескольких симптомов не спешите ставить себе диагноз, но если они повторяются часто и конкретно, тогда стоит обратиться к врачу.

Лечение нарушения концентрации внимания

Обычно используют следующие способы лечения: методы психолого-педагогической коррекции, прием стимуляторов мозговой активности и ноотропных препаратов, различные упражнения для развития концентрации, иглорефлексотерапия, получение полезных питательных веществ.

Причины нарушения внимания

Скрываются в различных психологических или обычных заболеваниях. На это могут влиять усталость, бессонница, головная боль, однообразная монотонная деятельность, органическое поражение коры головного мозга и т.д.

Синдром нарушения внимания у детей

Проявляется в невнимательности, импульсивности и гиперактивности. Это сказывается на их отношениях с друзьями, родителями, учителями. Синдром не так страшен как его последствия - депрессия, неуспешность, наркомания и т.д., поэтому важно не упустить момент и вовремя обратиться к детскому врачу.

Нарушение внимания в пожилом возрасте

Сопровождается снижением памяти. Это вызвано целым рядом старческих изменений. В пожилом возрасте люди часто страдают сосудистыми и дегенеративными заболеваниями, которые сопровождаются нарушением памяти. Большинство специалистов рекомендуют людям разного возраста регулярно питаться здоровой пищей, потреблять витамины и заниматься упражнениями, которые развивают концентрацию внимания.

Стоит отметить, что благодаря этим простым действиям, практически на любом возрастном этапе вы можете предотвратить или исправить проблему нарушения внимания.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Причины нарушения концентрации внимания у взрослых

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание» или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» - трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» - состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.

Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость - вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание - признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

При этом профилактика - в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...