Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Языческие обряды и праздники древних славян. Языческие верования и обряды древних славян

Говоря о дохристианских верованиях древних славян, невозможно обойти стороной магическую сторону их миросозерцания. С некоторой натяжкой можно сказать, что все они покоились на так называемом ведовстве. Конечно же, различные магические практики существуют практически во всех культурах, но наши пращуры знали огромное количество всевозможных обрядов и ритуалов, которые были призваны регулировать все сферы жизни. Несмотря на гонения христианской церкви, ее отцам даже через тысячелетие не удалось стереть из генетической памяти славян целый пласт этих древних и бесценных знаний.

Возросший интерес к изучению таких практик довольно закономерен. Возврат к своим корням, переоценка ценностей, критический анализ многих магических учений делают свое дело. Как же следует воплощать языческие обряды и ритуалы на практике?

Для их успешной реализации и глубокого проникновения для начала необходимо пройти своеобразный обряд посвящения или инициации, который поможет очистить душу и подготовить ментальное пространство вашего внутреннего «я» к приему новой информации.

Сей обряд носит название «излом ошейника раба». Итак, необходимо набрать ванну или иную большую емкость прохладной воды. Главное условие, чтобы вы могли туда как-то поместиться. Также понадобится новая швейная игла или медицинский метчик. Далее следует полностью раздеться и произнести:

«Ошейник раба разрываю, крещенье с себя снимаю. Не раб я божий, а внук богов родных

«В моих жилах кровь Богов - Предков течет, чистой водице первозданность вернет

«Как вода крещенье принесла, так она своими водами его за собой унесла

Затем следует с головой погрузиться в воду на несколько секунд, а вынырнув проговорить:

«Крещенный под воду ушел, а вместо этого внук гордых Богов на землю пришел! Прими же, Мать, нового сына своего. Древние Боги, услышьте меня (имя)

Затем можно покинуть ванну и, не вытираясь, дождаться, когда очищающая вода полностью высохнет на теле. Проговорите:

«Боги древние, боги чудные. Не оставьте меня своей милостью, как не оставляли вы своей милостью моих пращуров. Отгородите меня от лихого, злого и вредного. Укрепите на пути моем новом. Не отступить мне от клятвы моей. Да будет так, отныне и навсегда

Следует добавить, что непосредственному проведению этого обряда должен предшествовать строгий девятидневный пост. Кроме этого должна проводиться и внутренняя работа над собой, решивший стать на эту стезю, должен быть абсолютно уверен в правильности выбранного пути. Сам обряд следует проводить в полном одиночестве натощак. Обряд можно проводить в любой день недели, в независимости от фаз луны. Главное - это внутренняя готовность, маг должен осознавать, что он уже «созрел».

Маг, практикующий славянские языческие обряды, должен помнить о гармонии, как первооснове их проведения. Согласно верованиям наших пращуров Мир делился на три части - Яви, Нави и Прави.

Явь - как следует из самого названия, - это реальная объективная действительность, в которой мы живем здесь и сейчас.

Навь - это мир призраков, духов, иной нечисти.

Самый Высший мир - это мир Прави, где живут Верховные Божества и души самых славных предков.

Вообще даже термин «православие» господа христиане наглым образом позаимствовали у древних славян. Дело в том, что наши предки и так, задолго до принятия христианства были православными, то есть «славили Правь». Согласно учениям древних славянских жрецов каждый человек обязан жить в гармонии с этими тремя мирами и никоим образом не гневить их обитателей. Только неукоснительное соблюдение этого постулата способно приоткрыть дверь в мир магического.

Также языческие обряды славян основывались на знаниях о возможностях всех четырех основных стихий: огня, воды, воздуха и земли. Неукоснительное соблюдение правил при работе с той или иной стихией, безоговорочное уважение к силам Матери - Природы, - вот основной залог успешности проведения обрядов. Каждая стихия отвечала за определенный магический раздел. Сочетание нескольких стихий требовало соблюдение определенной иерархии построения в организации обрядов и ритуалов.

К примеру, чистая родниковая вода часто использовалась для магических приворотов. Для успешного осуществления задуманного дела, вода должна быть набрана из источника вдалеке от людского проживания. Лучше всего, если про такой источник знают, как можно меньше людей, и он не является местом массового паломничества. Такая вода не терпит современной тары из пластика или пластмассы. Чтобы жидкость сохранила свою первородную силу, транспортировать ее нужно только в стеклянных или глиняных сосудах, ни в коем случае не металлических. Также во время непосредственного набора воды следует чутко прислушиваться к разного рода звукам из окружающего мира. Лай собаки, крик ворона, волчий вой - чрезвычайно плохие знаки. Их можно трактовать, как предостережение от проведения этого обряда в данный период времени. Сам обряд следует проводить глубокой ночью на растущую луну.

В такую ночь с набранной водой следует отправиться на опушку леса или на какую-то глухую поляну. Там нужно развести небольшой костер. На огонь этого костра ставится небольшой котелок с набранной родниковой водой. Когда эта вода начнет закипать, бросьте туда рябиновый листок, медленно сосчитайте до трех и аккуратно достаньте его. Затем в кипяток опустите какой-то серебряный предмет, важно, чтобы он был ваш и девять раз шепотом произнесите следующее заклинание.

«Вставши, не помолившись, не перекрестившись, пойду в чисто поле. Там поклонюсь я низенько ветру-буяну да огню-смеяну. Попрошу я их отслужить мне службу верную. Развейте тоску мою кручину, сожгите ее на огне праведном. Выньте из сердца моего да вложите ее в воду эту. Пусть тот, кто эту воду изопьет, по мне мучается, сердцем исходит, других не видит ».

Когда наговор прочитан нужное количество раз, котелок можно убрать с огня, а воду аккуратно перелить в какой-то новый сосуд для дальнейшей транспортировки. Вода должна храниться дома в каком-то укромном месте до наступления ближайшего полнолуния. Как только оно наступило, в полночь отправляйтесь на то же место, где проводилась первая фаза обряда.

На том же месте, где был предыдущий костер, следует разложить новый, а вокруг него - еще восемь небольших костров. Затем каким-то образом в поле необходимо собрать росу в три разных наперстка, которую затем добавить в заговоренную воду. С этой водой нужно ходить вокруг зажженных костров и девять раз повторить слова заклинания.

«Заклинаю я силы Земли-Матушки, которые от людских очей плотно сокрыты. Придите ко мне на помощь, заклинаю вас луной-кудесницей, ветром-пересмешником да огнем горячим. Пусть Денница две судьбы в одну сплетет, крепко узлом завяжет. Не развязать их отныне никому, только смерть великая может разлучить нас. Пусть (имя заговариваемого) с мыслью обо мне спать ложится, с мыслью обо мне пробуждается. Только, когда я обратного захочу, расплести только мне узел судеб заговоренный. Быть по сему

Высшим Силам также нужно оставить комбинированную жертву. Во-первых, проколоть указательный палец на левой руке и трижды капнуть своей кровью на землю. Во-вторых, Божествам следует преподнести какой-то дар в виде жертвенного животного, например, курицы. Птицу следует заколоть так, чтобы кровь полилась на землю, после чего тушку положить в центральный костер. Когда она как следует прогорит и обуглиться, можно постепенно тушить все костры.

Главный костер гасится в самую последнюю очередь. Уходить из этого места следует иной дорогой, ни в коем случае не оглядываясь. Дело в том, что Высшие Силы могут устроить своеобразную проверку на стойкость для своего адепта. За спиной могут раздаваться различные душераздирающие звуки, по дороге вас могут преследовать видения, но оглядываться нельзя. В противном случае, вас могут попросту «замотать» так, что дороги домой вы уже не найдете никогда. Далее с приворотной водой можно обращаться по своему усмотрению. Можно под каким-то благовидным предлогом дать ее испить своему избраннику или избраннице. Из этой воды можно приготовить какой-то напиток или даже первое блюдо и так же угостить им свою половинку.

Главное, что эта заговоренная вода будет действовать только на того человека, которого вы указали во время заклинаний. Для других она будет совершенно «безвредна». Это очень сильный обряд, который не имеет срока давности. Если по каким-то причинам вы желаете отвязаться от человека, следует провести иной обряд.

В период уходящей луны необходимо из какого-то источника со стоячей водой зачерпнуть оной в старый, желательно щербатый сосуд. Затем отправляйтесь на опушку леса и очертите там палкой круг. В центр круга поставьте сосуд и проговорите трижды следующее заклинание.

«Как щербатая луна покосилась на солнце, так и душа моя не приемлет (имя отвораживаемого). Забыть ему (ей) дорогу к дому моему, ходить ему (ей) отныне иными дорогами. Кривыми, косыми, переплетенными. Пусть он (она) идет на все четыре стороны, а ко мне больше не возвращается. Говорю это при вас, свидетели, а более не знать про то никому ».

Эту воду следует выдерживать в каком-то темном месте еще на протяжении трех суток, после чего под любым благовидным предлогом добавить в питье или пищу отвораживаемого. Главное, чтобы он или она в обязательно порядке сделали три глотка. После этого сила наговора начнет действовать в обратном направлении.

Необходимо добавить, что языческие обряды не терпят спешки и суеты. Ко всем, казалось бы, мелочам нужно подходить вдумчиво и не торопясь. Древние славянские боги покровительствуют только сильным, собранным и последовательным людям.

Наверняка большинство людей что-то да слышали о кукле Вуду и о том, как с ее помощью можно наводить порчу. Но мало кто знает, что древнеславянская магическая традиция также знала подобные обряды, причем задолго до того, как Вуду начало свое шествие по земле. Этот обряд называют еще скифо-славянским, из-за того, что на протяжении многих лет два этих народа проживали в непосредственной близости.

Подобные языческие ритуалы проводятся с целью нанесения энергетических ударов разной степени. Для изготовления куклы своего недруга понадобятся какой-то старый предмет его одежды. Новые вещи не годятся. Вещь должна как следует пропитаться энергетическим биополем своего владельца. Лучше если это будет изделие из натуральной шерсти, вязанная. Когда вещь добыта, ее нужно аккуратно распустить. В идеале нитей должно быть две - одна светлых оттенков - для волос, другая - темная для туловища куклы.

Не следует стремиться к какому-то портретному сходству куклы. Вполне достаточно того, чтобы были переданы основные антропоморфные черты. Главное, это придать кукле определенные половые признаки. Если объект будущего магического воздействия женщина, то нижняя часть куклы должна быть сплетена в виде юбки, если мужчина - то ноги можно сплести пониже в виде косичек и так оставить. Главное, чтобы кукла была сплетена собственноручно без помощи кого-то другого человека.

Когда фигурка готова, ее нужно зарядить. В славянской языческой традиции для того, чтобы кукла начала действовать кровь или иной биологический материал недруга дополнительно не требовался. Более того, враг мог находиться от мага на любом расстоянии вне пределов физической досягаемости, его это не спасало.

Итак, когда кукла сплетена, следовало вместе с ней отправиться в лес и отыскать там какой-то могучий дуб, желательно постарше. Дуб - это дерево Перуна, который также покровительствовал воинам. Для начала Перуну необходимо принести подобающую жертву. Для жертвоприношения подходит ягненок. Если возможности раздобыть его нет, подойдет большой кусок сырого свежего мяса с кровью. Это мясо нужно аккуратно закопать под корнями дерева и при этом произнести.

«Великий Перун-громовержец! К тебе обращаюсь я (свое имя). Прими этот скромный дар в знак уважения и почитания. Ты насылаешь громы и молнии на головы врагов, так удели и мне частичку своей силы, излейся праведным гневом на (имя врага). Не знать ему (ей) отныне покоя до самой смерти

Затем под дубом следовало развести небольшой костер. Главное, чтобы его языки ни в коем случае не обожгли дерево. Желательно, чтобы от этого костра огня было немного, а вот дыма - побольше. Для этого лучше всего использовать сырые свежие ветки или же сучья для костра предварительно смочить водой. В столбе дыма на вытянутых руках необходимо держать куклу, говоря при этом:

«Печатью твою судьбу (имя врага) навеки запечатываю. Ни уйти, ни убежать, ни улететь тебе от меня. Что захочу, то с тобой и сделаю. За мной - великие заступники, а за тобой - никого

После этого, по своему усмотрению, с куклой можно проделать разные манипуляции. Если куклу выбросить в водоем во время полнолуния, предварительно привязав к ее шее какой-то груз, чтобы она не всплыла, враг непременно утонет, даже если он олимпийский чемпион по плаванью.

Если куклу сжечь на костре в каком-нибудь укромном месте в период новолуния, враг сгорит или угорит до смерти, может быть даже, в собственном жилище. Если вы желаете своему врагу долгой и мучительной смерти или непрекращающейся болезни, проколите куклу в области сердца ржавым гвоздем или иглой. Однако в этом случае куклу следует хранить в каком-то укромном месте и следить затем, чтобы гвоздь или игла не выпали из тела фигурки.

Если же магу необходимо как можно скорее покончить со своим недругом, то фигурку следовало похоронить. Для этого нужно соорудить из камней некое подобие скифского кургана и положить туда куклу со словами:

«Лежать тебе в этом месте темном, неуютном, ненастном! Лежать и не вставать отныне и довеку. Только черви могильные - соседи тебе, только воды подземные нашептывать врагу моему (имя) будут

В заключении следует сказать об отношении древних славян к Божествам. Оно в корне отличалось от сегодняшних христианских представлений про Бога и Дьявола, про доброе и злое. Языческие верования наших пращуров отличались релятивизмом. То есть, они понимали, относительность всего того, что называется добром и злом. Согласно этому, мир не статичен. Он постоянно меняется, и для достижения поставленных целей можно и нужно использовать различные силы, различные стихии. Главное - это относиться к ним с должным уважением, и пребывать в абсолютной гармонии с Матерью-Природой.

Славяне издавна имели массу обычаев. Причем, как правило, многие (если не сказать большинство) славянские обряды имеют языческие корни. Ведь долгие годы до прихода христианства славяне являлись язычниками.

Обычаи Славян

Впрочем, сегодня все столь тесно переплелось, что именно молитвами и обращениями к Богу сопровождаются многие обряды славян. Давайте разберемся, какими обрядами славяне обставляли свадьбы, рождение детей, похороны. И, главное, что эти обряды несли в жизнь.

Какими обрядами сопровождалось проведение свадеб

На свадьбу

Некоторые эти славянские обряды и ритуалы немного устарели. Все больше молодых людей вообще перестают придерживаться каких-либо традиций и просто расписываются в загсе безо всяких церемоний или даже едут жениться на какой-нибудь экзотический остров.

В то же время некоторые семьи и сегодня свято верят, что необходимо соблюсти традиции предков, чтобы семейная жизнь удалась.

Итак, какие свадебные обряды сохранились до настоящего времени:

  1. Засватывание невесты. Если сегодня сватовство – это один из поводов собраться семьей вместе за праздничным столом и, возможно, оговорить некоторые детали предстоящего торжества, то ранее к сватовству относились очень серьезно. Так, девушку сватала, как правило, мать жениха. Причем с собой она брала замужнюю дочь. Естественно, отправлялись в те семьи, где была «девушка на выданье». Мнение жениха могло не учитываться, выбор чаще делали родители. Если родители девушки соглашались на брак, то необходимо было определиться с величиной кладки – суммой денег, которые родители жениха давали на наряды для невесты, а также на свадебные расходы.
  2. Один из сохранившихся на сегодня обрядов – необходимость печь обрядовый хлеб - красивый каравай. Считается, что он олицетворяет жизнь и хороший достаток, а также счастливую долю.
  3. Некоторые пары венчались. И даже венчание проходило с магическими обрядами. Так, к церкви дорогу перед женихом и невестой часто разметали дорогу веником. Чтобы жизнь молодых не была «голой» под ноги брачующимся клали полотно, платок, а позднее и рушник, иногда бросали деньги. Чтобы главенствовать в семейной жизни каждый из супругов старался первым наступить другому на ноги. Имелась также венчальная атрибутика. К ней относились свечи, кольца, а также венцы. Уронить что-либо было дурной приметой. Также свечу под венцом старались держать повыше – за тем человеком и главенство в семье было. Кстати, остаток подвенечной свечи ни в коем случае не выбрасывали. Ее зажигали вновь при первых родах.

Обряды при рождении детей

Когда рождаются дети

Рождение детей, как один из главных моментов в жизни семьи (по крайней мере, женщины точно) также сопровождалось особыми обрядами. Начиналось все с того, что пуповину мальчику перерезали на стреле или же топорище – это означало, что мальчик мог стать мастеровым или охотником. Когда рождалась девочка, то пуповину перерезали на веретене – считалось, что это позволит ей вырасти хорошей рукодельницей. Затем пупок перевязывали льняной ниткой, в которую обязательно вплетали волосы матери и отца.

Проводился и обряд имянаречения у славян. Имя считалось в древности, собственно, как и сегодня, важной характеристикой человека. Вот только ранее имя хранили в тайне. Это делалось для того, чтобы настоящее имя человека не мог использовать злой колдун, который бы сумел навести порчу на имя. Настоящее имя только родившегося ребенка знали родители ребенка и еще несколько очень близким людей.

Но посторонние же люди должны были как-то называть родившегося ребенка? Для этого использовалось прозвище. Часто употребляли такие прозвища, как Нежелан, Неждан, Некрас. Считалось, что это позволяет отогнать смерть и болезнь. И защищает ребенка от злых духов.

Обряды на похоронах

При смерти человека

Использовались также языческие праздники и обряды восточных славян, когда дело касалось похорон. Покойника многие попросту боялись, поэтому обряды, в большинстве случаев, призваны были защитить живых.

Во время похорон в могилу покойному клали то, что могло ему понадобиться в загробной жизни. Как правило, это была одежда, домашняя утварь, стрелы, лук, немного еды. Были случаи, когда в могилу клали также убитых животных. Это языческие обряды славян, но они достаточно долго применялись на Руси.

На могиле было принято оставлять рюмку с водкой, поминальные пироги и блины. Таким образом покойного пытались задобрить, чтобы он не причинил людям зла. А когда проходили поминки, то на столе обязательно ставили лишний прибор. Предполагалось, что душа покойного может присутствовать, поэтому специального для него клали на тарелку блин или же кусочек хлеба, наливали водку в рюмку.

С приходом христианства от многих верований люди не избавились. Можно даже сказать, что некоторые обряды добавились. Так, специально для умершего в день похорон вешали чистое полотенце, а также выставляли миску с водой на окно. Это делалось для того, чтобы умыться перед дальней дорогой смогла душа человека.

Официально языческие обряды активно практиковались на территории Восточной Европы до 998 года, когда было принято христианство. Однако наивно будет полагать, что с приходом официальной религии язычество во всех его проявлениях полностью исчезло. В частности, многие языческие ритуалы дошли до нас, хоть и в несколько измененной форме.

В статье:


Язычество предполагает целый пантеон богов, сущностей различного толка, сил природы, стихий.

Издревле люди общались с высшими силами тремя основными способами. Во-первых, это словесное обращение, которое принимало разнообразнейшие формы: от молитв до заговоров и пришептываний. Во-вторых, несловесное обращение к божествам, духам, силам природы. Проявлением этого способа контакта с божественными силами стали различные ритуальные танцы и пляски, магические жесты, обряды. Третьим способом установления контакта стало использование символов - фетишей, амулетов, талисманов…
Краснов И. П. «Наузы - славянские обереги»

В то же время, языческие пантеоны не делят строго богов на «плохих» и «хороших».
У славян, как у любых язычников, существовало множество обрядов и . В них они обращались к силам природы, например, в заговорах, непосредственно к какому-либо существу, если хотели его задобрить, к богам, если что-то просили.


Среди дошедших до нас самых известных языческих обрядов и праздников можно назвать Святки, Масленицу, Русалии, день Ивана Купалы, Осенины . Праздники у наших предков соотносились:

  • с сельскохозяйственными работами (например, Ярило, Лельник, Живин День);
  • с астрономическим календарем (дни солнцестояния и равноденствия);
  • с понятием Рода и семьи (день Чура, Радоница);
  • со сменой времен года.

В эти праздники проводились языческие ритуалы почитания Рода, предков и богов, которые, как правило, проводил волхв в специальном священном месте - капище. Подобные места имелись рядом с каждой деревней или поселением. Он обращался с приветствием, за помощью, просил о защите. Приносились щедрые дары, водились хороводы.
Самые известные славянские ритуалы, практикуемые и по сей день - это святочные гадания . Любопытно, что они почти не изменились за столько веков. В первую очередь, это касается многочисленных способов заглянуть в будущее и увидеть своего суженного: вариации гадания с зеркалом, кольцом, петухом, нитками, по теням, с яйцом. Все эти ритуалы проводились дома. Другая, большая группа, относится к способам узнать о будущем супруге, выйдя на улицу. В этом случае спрашивали имя у первого встречного мужчины, считали, сколько раз пролает собака, кидали сапоги на дорогу, чтобы узнать направление, откуда придет суженый, подслушивали соседей. Существует также некоторое число заговоров для призыва сна о суженом.


Как и в любой другой магической традиции, в славянской магии были свои белые и черные маги. К белой относили волхование, наузы, защитные заговоры, святочные гадания, лечение травами, знахарство, защитные талисманы и обереги. Темными считались привороты, сглазы, порчи, а также обряды для обращения к Темным богам и различным злобным сущностям.

Интересно, что на протяжении веков теории, как таковой, у славянских магов не было. Все знания переходили из уст в уста, от матери к дочери, от учителя к ученику.


С появлением православия многие славянские традиции и праздники изменили свое название, стали привязываться не к природным явлениям или сельскохозяйственному календарю, а к православным праздникам. Славянские боги стали называться именами святых. Суть некоторых обрядов потерялась. Однако основные из них остались, и, пусть и в видоизмененном виде, но празднуются до сих пор.

Тексты многих заговоров были переделаны под влиянием православия. В ритуалах появились такие элементы как святая вода, а также церковные свечи и земля. Тем не менее, ими продолжают активно пользоваться и по сей день.

Ритуалы и обряды - это только часть богатой славянской культуры, оказавшей большое влияние на последующее развитие народов Восточной Европы. Ученые до сих пор исследуют сохранившиеся до наших дней захоронения. В последние двадцать лет славянское язычество обрело вторую жизнь. В частности, это связано с многочисленными реконструкторскими сообществами, которые восстанавливают не только быт наших предков, но и культурную составляющую.

Вы можете воспользоваться многочисленными ритуалами древних славян. Все они привлекают своей легкостью, простотой и высокой эффективностью.

Очень часто люди, только начинающие интересоваться Родной Верой и историей Славянской, Русской земли, ее обрядов, традиций и ритуалов, сталкиваются с проблемой восприятия информации о язычестве ввиду трудной для осознания терминологии и научных споров, исследований, таблиц. Мы же постараемся кратко и просто, своими словами объяснить – как и почему возникли славянские верования и древние языческие традиции, какой смысл они несут, что происходит в процессе каждого ритуала и почему его выполняют.

Самые важные события у каждого человека имеют свою точку. Наиболее главные для него, его Предков и Потомков – это рождение, создание семьи и смерть. К тому же именно с этими ситуациями связан самый частый вопрос: откуда такое сходство языческих обрядов и славянских ритуалов с христианскими? Поэтому ниже мы рассмотрим и сравним именно их.

Славянские обряды рождения и имянаречения

Рождение ребенка с помощью повивальных бабок или без них являлось важным славянским обрядом. К нему старались подойти со всей тщательностью и принять из чрева Матери Дитя Рода, показать и обустроить его жизнь в Яви правильно. Пуповина ребенка обрывалась только специальными предметами, символизирующими его пол и назначение. Языческий ритуал рождения мальчика подразумевал перерезание пуповины на стреле, топорище или просто охотничьим ножом, появление на свет девочки и вхождение ее в Семью требовало проведение следующего славянского обряда – перерезания пуповины на веретене или на широкой тарелке. Все это делалось Предками, чтобы с первых минут дать понять детям свои обязанности и прикоснуться к Ремеслу.

Древние славяне при рождении ребенка не проводили популярный ныне, но трансформированный под привязку человека к христианскому эгрегору обряд крещения – имянаречения, Языческие традиции позволяли дать детям только Прозвища, то есть известные всем имена. До 12 лет, а потом и далее могли называть его так, ребенок ходил под этим прозвищем и был защищен от сглазов и наветов.

Настоящим же именем называли его при совершении славянского обряда имянаречения. Языческие Жрецы, Волхвы, Ведуны или просто Старшие Рода – называйте как хотите, призывали ребенка к себе и начинали ритуал. В проточной воде они посвящали его как Потомка Богов Родных, окуная несколько раз в реку с головой и, наконец – тихонько сообщали ему посланное Богами Имя.

Славянский свадебный обряд

Славянский свадебный обряд на самом деле включает в себя множество ритуалов и традиций, языческие корни многих из которых остались в современности до сих пор. Обычно свадебные действия продолжались в течение года и начинались со Сватовства – прошение согласия девушки на создание семьи с женихом.

Далее проводились Смотрины – знакомство двух соединяющих свои Рода в Единый славянских семей. После удачного их прохождения проходило Обручение – заключительный этап сватовства, где руки будущих молодоженов связывали в знак крепости и нерушимости союза. Узнав о том, подруги и други молодых начинали обряд Венкоплетения для создающейся семьи и позже возлагали их на головы жениха и невесты. Далее организовывались и проводились веселые Девичники и Молодецкие вечера. Для прощания виновников торжества с родителями перед созданием новой проводили еще один языческий обряд – Сажень.

Далее начиналась непосредственная подготовка к языческой свадьбе и сам славянский обряд соединения двух Судеб в единый Род:

  • Умывание молодых отварами целебных трав для очищения их от наносного перед созданием семьи.
  • Одевание молодой дружками и сватьюшками в новые славянские рубахи со специальной символикой для проведения свадебного обряда.
  • Бгание – готовка караваев различных видов. Восточные славяне при проведении свадебного обряда соединения Судеб выпекали круглый каравай как символ ладной и сытной жизни без углов и препятствий.
  • Запросины – официальное обрядовое приглашение на свадебный ритуал и празднование родственников, знакомых и друзей жениха и невесты.
  • Выпроваживание молодого из семьи матерью для создания новой из дома жениха в дом суженой, а потом в их новый Общий дом.
  • Выкуп за невесту – символические попытки удержать молодую от замужества и решительные действия жениха по устранению этих препятствий. Выкупов на протяжении всей церемонии было несколько, и заканчивались они свадебным Пропоем.
  • Посад – ритуальное распределение мест в Семье и роли каждого: молодоженов и их Родственников, обмен дарами и скрепление Союза Родов.
  • Покрытие – невесту расплетали или вообще отрезали косу как символ привязки к Старому и покрывали ее голову платком – очипком, иначе – чепцом. С той поры девушка становилась женой.

После самого древнего свадебного обряда с надеванием колец со славянской обережной символикой – Свадебником начинали следующие языческие ритуалы:

  • Посаг (приданое) – передача Родителями Невесты приДаного для создания новой семьи и Рода. Все : от полотенец до кухонной утвари начинали собираться еще с рождения девочки.
  • Комора – цикл обрядов первой брачной ночи и проверка невесты на Чистоты и Девственность перед Родами с обеих сторон, заРождение новой Семьи.
  • Калачины, Сватины, Гостины – языческие традиции угощения и благодарения Родственников, Братьев и Сестриц по Духу и Сердцу – торжественные пиры и подарки со всех сторон молодоженам и ими для всех пришедших поЗдравить.

Славянский погребальный обряд

Древние языческие обряды погребения славян включали в себя обычай сожжения умершего. Это делалось, чтобы тело не мешало душе человека отправиться в Навь и начать там новую жизнь, ждать следующего воплощения в Круговороте Природы и возвратиться в Явь в новом обличье. При начале славянского погребального обряда на Древней Руси подготавливали лодку для переправления покойника через реку Смородину в другой Мир. На ней устанавливали Краду – костер из бревен, окруженный снопами травы или просто сухими ветками, в него помещали тело и дары Навьим Богам. Сила Крады – Жертвенного Огня отжигала привязки умершего с Явьим Миром, а пуск по реке уже зажженной лодке на закате дня, чтобы лунный свет указал верную дорогу, сопровождался всеобщими последними словами Памяти о Предке и Брате Славянском.

В регионах, где похороны с использованием проточной воды были недоступны ввиду засушливости территории, этот древний славянский обряд погребения был немного изменен. Полученный пепел собирали в горшок и хоронили в курганах. Часто туда клали и личные вещи умершего, чтобы в Нави он мог обустроить комфортный быт. У восточных славян до насильственного обращения в христианскую веру и настояний следовать их правилам, сохранялась и следующая интересная традиция. После ритуала сожжения и сбора праха горшок ставился на высокий столб на дорожном перекрестке Судеб и накрывался домовиной – специально смастеренным для этого деревянным домиком. Таким образом, к умершему могли придти попрощаться и оставить помин, а также он попадал в Навье Царство, где мог выбрать свой дальнейший путь ВозРождения.

После всех видов вышеперечисленных языческих обрядов похорон древние славяне устраивали тризну – пир в помин усопшего и ритуальные бои, символизирующие битву с Трехголовым Змеем на Калиновом Мосту за возможность покойному выбрать свой путь, тем самым, помогая ему дойти до своего нового места жительства.

Тризна как способ почтения Предков Рода проводилась и в специальные календарные даты поминовения усопших: Красную Горку, Родоницу и в другие древние славянские праздники. Как видно из описания древнего языческого обряда погребения славянина – делалось все возможное для облегчения его Дальнейшего Пути, появление же плакальщиц как традиции многие трактуют как навязывание христианством своих догм и попытки сделать уход человека из Яви наиболее трудным и долгим, привязать его к живым Родным и внушить чувство вины.

Календарные праздники и обряды на Руси: весенние, зимние, летние и осенние

Самые главные календарные языческие праздники и славянские обряды в этот день проводились согласно Коло Года: в даты Солнцестояния и Равноденствия. Эти поворотные точки значили большую роль в жизни славян, так как оповещали о начале нового ПриРодного сезона и прохождении ПредИдущего, давали возможность задать хорошее Начало и получить желаемый результат: собрать щедрый урожай, получить богатый приплод, построить дом и т.д.

Такими календарными зимними, весенними, летними и осенними праздниками древних славян с важнейшими обрядами засева, сбора урожая и другими ритуалами являются и являлись:

  • Весеннее равноденствие 19-25 марта – Комоедицы или Масленица, Великдень
  • Летнее солнцестояние 19-25 июня – Купала
  • Осеннее равноденствие 19-25 сентября – Радогощь
  • Зимнее солнцестояние 19-25 декабря – Карачун

Описание этих древних языческих праздников и славянских обрядов или ритуалов, проводимых на Руси в эти и другие сильные дни при Движении Коло Года, вы можете прочитать в нашем .

Принесение треб как языческий обряд благодарности Родным Богам: что это такое

Отдельное внимание стоит уделить Требам Родным Богам перед проведением славянского обряда, в процессе проведения ритуала или наступлении календарного праздника в честь кого-либо из Покровителей. Подарки от чистого сердца и с душевной благодарностью Богам славянского Пантеона приносились обязательно – они могли быть любой цены, так как достаток каждой славянской семьи был разным, но должны были выражать почтение Роду и хранителям Яви, Нави и Прави. Местом их подношения были Капища и Храмы в которых располагались чуры Богов и Богинь, а также Алтари.

Очень часто требы приносили на ПриРоде при совершении ритуальных языческих действий славянами и славлении того или иного Покровителя в его персональный праздник, а также при активации амулетов и . В наши дни сохранилось мало исконно древних славянских обрядов преподнесения треб и обращения к Богам, поэтому Ведуны и Волхвы советуют многим при проведении обряда просто общаться с Родными, как с Родичами – с искренностью и вежливостью, с пониманием важности своей роли как Потомка Земли Русской и Продолжателя Славянского Рода. Если просимое действительно важно и нужно, если вы имеете Право – Боги обязательно помогут и встанут на защиту.

Просмотры: 6 084

Введение

Я выбрала эту тему для того, чтобы попытаться выявить особенности славянской традиционной культуры, проследить процесс ее формирования и развития, выявить факторы, на этот процесс повлиявшие, также рассмотреть традиционные обычаи и обряды славянского этноса, поскольку каждый русский человек должен знать прошлое своего народа.

Слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции предков. Национальная культура - это то, что отличает данный народ от других, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Современные люди смотрят на мир через призму науки. Даже самые удивительные проявления стихии, такие, как землетрясения, наводнения, извержения вулканов, солнечные и лунные затмения, не вызывают в нас того ужаса перед тем неведомым, что некогда владел нашими предками. Современный человек видит себя скорее властителем природы, нежели её жертвой. Однако в древние времена люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, все эти явления, события и удары судьбы они невольно приписывали тёмным силам: богам, полубогам, феям, эльфам, дьяволам, демонам, призракам, неуспокоенным душам, обитавшим в небе, под землёй или в воде. Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть. От боязни перед неизведанным берёт своё начало каждая религия, язычество не является исключением.

Тема славянских традиций и обычаев привлекала внимание исследователей на протяжении нескольких веков. Их интересовало кто такие Славяне? Как складывался славянский этнос? Какие жизненные условия и внешние факторы повлияли на их уклад жизни, быт, характер? Каковы их традиции, обряды и обычаи? И другие не менее важные вопросы. На эти вопросы пытались ответить как русские, так и иностранные исследователи.


I. О славянах

Древнейшая история славян окончательно ещё не выяснена историками, их происхождение и прародина не установлены. Истоки исторической судьбы славян уходят в никуда. В точности даже не известно, когда славяне узнали письменность. Многие исследователи связывают возникновение славянской письменности с принятием христианства. Все сведения о древних славянах дописьменной эпохи извлечены историками из скупых строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. На некоторые события пролили свет археологические находки, но как трудно бывает правильно истолковать каждую из них! Нередко археологи спорят между собой, определяя, какие из найденных ими предметов принадлежали славянам, а какие - нет.

Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Учёные полагают, что в I тыс. н.э. славяне занимали громадную территорию: от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до областей Центральной Европы. В те далёкие времена в пределах современных границ России славянских племён ещё не было.

Византийские историки VI в. называли славян антами и склавинами. Анты отличались воинственностью. Изначально они не были славянским народом, но, долгое время живя бок о бок со славянами, славянизировались и в представлении писавших о них соседей стали самым могущественным из славянских племён.

Примерно с VI в. из общеславянского единства начинается выделение трёх ветвей: южных, западных и восточных славян. Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т.д.) образовались впоследствии из тех славян, которые поселились в пределах Византийской империи, постепенно слившись с её населением. Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии и частично Германии. Что же касается восточных славян, то им досталась громадная территория между тремя морями: Чёрным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные белорусы, украинцы и русские.

Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. До нас дошли свидетельства об использовании нашими предками ям - хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. Если экспорт зерна в Римскую империю стимулировал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению нового способа размола зерна на мукомольнях с жерновами. Стали строиться специальные хлебные печи. Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ритуальный календарь, связанный с аграрной магией. В ней отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Указанные четыре срока дождей считались оптимальным для Киевщины и в агрономических руководствах конца 19 в., что свидетельствовало о наличии у славян 4 в. достоверных агротехнических наблюдений.

II . Традиции и обычаи

Род и человек.

В древности, все поколения семьи жили обычно под одной крышей. Недалёко находилось и семейное кладбище, так, что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки. Детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Ещё в XIX веке, в условиях единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. А у язычников богатому и состоятельному мужчине не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить. В одном доме обычно жили четверо - пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными... , т.е все родственники!

Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не индивидуальностью со своими собственными запросами и возможностями, как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как члена рода. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день).

Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав, какого ты рода, люди сразу знали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне определенную репутацию. В одном люди исстари славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит, повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью. За одного набедокурившего отвечал весь род.

В ту эпоху повседневная одежда каждого человека представляла собой его полный "паспорт". Точно так, как по мундиру военного видно: какое звание имеет, каких наград удостоен, где воевал и так далее. В древности одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и массу других деталей. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда. В древности точно такие же порядки существовали и у нас на Руси. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: "По одежке встречают, а по уму провожают". Впервые повстречав человека, "по одёжке" определяли его род и решали, как себя с ним вести.

Зато в любой ситуации человек должен был действовать так, как будет лучше для его рода. А свои личные интересы соблюдать только потом. Такое общество, в котором безраздельно властвует род, учёные называют традиционным. Основы древней традиции, четко нацелены на выживание рода.

Род, полностью определявший жизнь каждого из своих членов, временами диктовал им свою непреклонную волю в самых деликатных вопросах. Например, если два рода, жившие по соседству, решали объединить свои усилия, вместе отправляться на охоту или в море за рыбой, или отбиваться от врагов, - самым естественным казалось скрепить союз родственными отношениями. Если в одном роду был взрослый парень, а в другом - девушка, родственники могли попросту приказать им жениться.

Человек, оказавшийся в те времена "без роду и племени" - все равно, изгоняли его или он уходил сам - чувствовал себя весьма неуютно. Одиночки неизбежно собирались вместе, и столь же неизбежно их товарищество, поначалу равноправное, обретало внутреннюю структуру, причем по принципу все того же рода.

Род был и самой первой формой общественной организации, и самой живучей. Человеку, не мыслившему себя иначе как в роду, непременно хотелось, чтобы рядом по-прежнему были отец и братья, готовые прийти на помощь. Поэтому предводитель дружины считался отцом своих людей, а воины одного ранга - братьями.

А значит, желающим вступить в воинские братства назначался и испытательный срок, и весьма серьезный экзамен. Причем экзамен подразумевал испытание не только чисто профессиональных качеств - ловкости, силы, владения оружием, но и обязательную проверку духовных качеств, а также мистическое Посвящение.

Убийство члена одного рода членом другого обычно вызывало вражду родов. Во все эпохи происходили и прямые злодейства, и трагические случайности, когда человек убивал человека. И, естественно, близким погибшего хотелось разыскать и покарать виноватых. Когда подобное происходит сейчас, люди обращаются в правоохранительные органы. А тысячу лет назад люди предпочитали надеяться на себя. Силой навести порядок мог только вождь, за которым стояли профессиональные воины - славянская дружина. Но вождь был, как правило, далеко. Да и авторитет его как правителя страны, вождя всего народа (а не только воинов) ещё только устанавливался.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...