Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Анализ произведения старший сын кратко. В. Вампилов «Старший сын» анализ произведения. А. Блок «Двенадцать» анализ произведения. Анализ произведения вампилова старший сын Вампилов старший сын анализ произведения

Биография А. Вампилова

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.

Воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей его же школы написал на него донос в НКВД. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание. Суд приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.

Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую жену, а когда Вампилова-старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы.

Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких особенных талантов в нем его близкие долгое время не различали. Закончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь» и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась «Стечение обстоятельств». Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним - А. Санин. В 1962 году редакция «Советской молодежи» решает послать своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».

В 1964 году Вампилов покидает «Советскую молодежь» и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят два коллективных сборника с его рассказами. Через год после этого Вампилов вновь отправляется в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу «Прощание в июне». Однако эти попытки тогда закончились безрезультатно. В декабре он поступает на Высшие литературные курсы Литинститута. Здесь зимой 1965 года произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым.

В 1966 году Вампилов вступил в Союз писателей. Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году - «Двадцать минут с ангелом». Затем появились «Прощание в июне», «Случай с метранпажем», «Старший сын» и «Утиная охота» (обе- 1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне». А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из его пьес.

К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, «Прощание» - Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера «Провинциальных анекдотов» в Ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова: «Ленфильм» подписывает с ним договор на сценарий «Сосновых родников». Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг - нелепая гибель.

17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями - Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым - отправился на отдых на озеро Байкал.

По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.

Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только «Старший сын» шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...

Пьеса «Старший сын»

Пьеса А. Вампилова «Старший сын» существует в нескольких вариантах. Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название - «Мир в доме Сарафанова». Вариант пьесы под названием «Женихи» был опубликован отрывками 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье», печатается в 1968 году в альманахе «Ангара». В 1970 году Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где она носит название «Старший сын» и выходит отдельным изданием.

Отметим, что название «Старший сын» наиболее удачное. Для автора главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Кроме того, Володя Бусыгин оправдал взятую на себя роль: помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью, а отец Сарафанов, в свою очередь, обрел в лице Володи опору и понимание.

Сам Вампилов писал: «…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы , обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным ».

Сюжет пьесы «Старший сын» рождается из случайностей, из странного стечения обстоятельств. Как ни в какой другой пьесе Вампилова, в «Старшем сыне» «случайное совпадение» является двигателем сюжета. Случай, пустяк, стечение обстоятельств становятся самыми драматическими моментами в развитии действия этой пьесы. Случайно герои встречаются в кафе, случайно оказываются в предместье, случайно подслушивают разговор Сарафанова с соседом, случайно узнают о взаимоотношениях Васеньки и Макарской, случайно оказываются посвященными в семейную тайну. Бусыгин потом сам признается Нине: «Все вышло совершенно случайно». Бусыгин и Сильва мало знакомы, в кафе они даже не расслышали имён друг друга и по ходу пьесы знакомятся заново, но это не мешает им понимать друг друга буквально с полуслова.

Поэтика пьесы сохраняет основные черты драматургии Вампилова: это, как отмечал О.Ефремов, тяга к острой форме, нестандартной ситуации, незатасканному приему; по мнению В. Розова – водевильное и даже фарсовое начало, стремительно достигающее предельного драматического напряжения; выпуклая бытовая материальность, телесность жизни, острая сюжетная напряженность, как считает Е.Гушанская; соединение философской глубины с ослепительно яркой чисто театральной формой, по мнению А.Симукова.

В «Старшем сыне» анекдот становится жанрообразующим компонентом - происходит своеобразная новеллизация жанра. Именно новеллистическая интрига придает пьесе то, что критика практически единодушно называет «высоким мастерством построения сюжета».

Бесспорно, авантюрная идея знакомства с семьей Сарафановых принадлежит Бусыгину, и Сильва трусливо предупреждает своего приятеля: «Эта ночь закончится в милиции. Я чувствую» . Но идея выдать Бусыгина за старшего сына принадлежит Сильве. Риторическая библейская фигура «страждущего, голодного, холодного» брата, стоящего у порога, обретает черты реального Бусыгина. Бусыгин не сразу принимает на себя предложенную ему роль, он колеблется. Герои как бы меняются местами: теперь Сильва готов остаться, а Бусыгин спешит уйти. Однако, трусость Сильвы и Бусыгина имеет разные корни: если первым руководит страх перед милицией, то вторым – страх перед совестью.

Наивность, чистота, доверчивость, «сарафанность» отца, трезвый скептицизм и недоверчивость Нины, перерастающие в откровенную симпатию к мнимому брату, восторженность Васеньки, обаяние и интеллигентность самого Бусыгина, напористая нагловатость Сильвы уплотняют, материализуют образ старшего сына. Семья оказалась перед ситуацией, когда он – старший сын – должен был появиться и он появился.

Параллельно материализуется и образ еще одного «старшего сына» – мужа Нины, курсанта и будущего офицера Кудимова. Он создается в основном Ниной и ревниво корректируется Бусыгиным. О Кудимове, еще до его появления на сцене, мы знаем практически все. Бусыгин находится в несравненно более выигрышном положении: о нем никто ничего не знает и он сообщает о себе то, что хочет сообщить. Уже в оценке Нины Кудимов предстает как человек достаточно ограниченный. Появление героя только подтверждает это.

Сцена появления Кудимова (второе действие, картина вторая) - зеркальное отражение другой сцены - появления Бусыгина и Сильвы в доме Сарафановых (первое действие, вторая картина): знакомство, предложение выпить, претензии на сыновство («А где папаша?» – спрашивает Кудимов).

Столкновение Бусыгина и Кудимова – своеобразный поединок, поводом для которого становится Нина. Но за этим поводом скрыты и другие причины, которые кроются в принадлежности этих людей к разным сферам человеческой жизни и к разному пониманию ими самой жизни.

Как заклинание непрерывно повторяемые слова Нины, обращенные к Кудимову, «не беда, если сегодня ты даже опоздаешь», «сегодня ты немного задержишься», «просто так, задержишься и всё», «сегодня ты опоздаешь, Я так хочу», «нет, ты останешься», - не просто «каприз», как считает Кудимов, а последняя попытка очеловечить своего жениха, который готов в семейный быт привнести дух казармы и дисциплины.

Нина говорит о Кудимове: «Допустим, он звезд с неба не хватает, ну и что? Я считаю, это даже к лучшему. Мне Цицерона не надо, мне мужа надо». Отличник боевой и политической подготовки Кудимов сейчас, в будущем он способен «знаков тьму отличья» нахватать, так как никогда не опаздывает и не делает того, в чем не видит смысла. Удерживая Кудимова, Нина удерживает себя от любви к Бусыгину. У Нины нет возможности выбирать, но в конечном счете и она делает свой выбор: «Никуда я не уеду».

Если фразой Бусыгина «брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога…» старший брат начинает входить в семью Сарафановых, то с реплики Нины, обращенной Кудимову: «Да хватит тебе! Так можно вспоминать до самой смерти!» - начинается обратный процесс.

Образ похорон начинает незримо витать над семьей Сарафановых: хоронит свои мечты о призвании композитора сам глава семьи («Серьезного музыканта из меня не получится, И я должен в этом сознаться» ); расстается со своими надеждами Нина («Да. Иди. А то, чего доброго, и в самом деле опоздаешь» ), устраивает погребальный костер Васенька, сжигая ковер Макарской и штаны своего соперника. Но смерть амбивалентна: возрождается для семьи Сарафанов, обретает новую любовь Нина, вспыхивает интерес Макарской к Васеньке.

Образ похорон «какого-то шофера» - символ прерванного пути как жизненного, так и профессионального - в пьесе неоднозначен. Уходит курсант летного училища Кудимов, «исчезает» Севостьянов. Последняя попытка Сильвы, которого уже не устраивает второстепенная роль, насолить удачливому сопернику и разоблачить самозванца запоздала и безуспешна: физическое родство перестает быть определяющим и значимым и уступает место родству настоящему – духовному: «Ты - настоящий Сарафанов! Мой сын. И притом любимый сын». Кроме того, сам Бусыгин признается: «Я рад, что попал к Вам… Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын».

Рассудительная и серьезная Нина, готовая повторить поступок матери и уехать с «серьезным человеком», в финале пьесы понимает, что она «папина дочка. Мы все в папу. У нас один характер» . Они, Сарафановы, – чудные люди, блаженные.

Еще А. Демидов назвал комедию «Старший сын» «своеобразной философской притчей» .

Начатая как бытовой анекдот, пьеса постепенно перерастает в драматическую историю, за которой угадываются мотивы библейской притчи о блудном сыне.

При этом известная библейская притча претерпевает определённую трансформацию: блудный «сын» возвращается в дом, из которого никогда не уходил; «блудные» дети Сарафанова возвращаются в дом, из которого так и не ушли. Они остаются в Доме, чтобы восстановить его.

Эта пьеса - своеобразная философская притча о родстве душ и обретении родного крова. В семье Сарафановых появляется новый человек, представившийся «старшим сыном» главы семейства. В круговерти семейных неурядиц и проблем Бусыгин действительно начинает чувствовать себя родным в доме Сарафановых и ответственным за их жизнь.

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем (доверие, взаимопонимание, доброта и ответственност). А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. В пьесе показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи. И Бусыгин возродил семью.

Литература

  1. Вампилов А.В. Старший сын. – М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2006. – С. 6 – 99.
  2. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. – Л.: Сов. Писатель. Ленингр. отд-ние, 1990. – 320с.
  3. Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба. – Иркутск, 2000. – С. 111-116.
  4. О Вампилове: Воспоминания и размышления // Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981. - С. 612-613.
  5. Русская литература XX – начала XXI века: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2. 1950 – 2000-е годы / (Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, М.В. Яковлев и др.); под ред. Л.П. Кременцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.452 – 460.
  6. Сушков Б.Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М.: Сов. Россия, 1989. – 168с.

“Старший сын”
Пьеса “Старший сын” заявлена А. В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сара-фановых.
Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство

Героя с отцом.

Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку.

У одной – счастливая любовь, у другого – несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписывается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.
Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практически не требуя весомых доказательств и документов.

Он дарит ему серебряную табакерку – семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.
Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Васеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.
Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны родители. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: “Чужие родители”.
Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат покинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.
Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки – надежный парень, который никогда не врет. Бусыгину становится интересно посмотреть на него.

Вскоре он узнает о том, что Сара-фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. “Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение…”
– рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию “Все люди – братья”), но делает это очень медленно (застрял на первой странице).

Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, который и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафанова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.
Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Сарафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: “…Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит”.
Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. “Серьезного музыканта из меня не получилось”, – с грустью произносит он.

Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?
Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном тупике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не нужен. Автор оратории “Все люди – братья” в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. “Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных”, – восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить.

Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафанов на этот раз отказывается ему верить. “Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном”, — говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме.

Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, понимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя.

Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика доказать свою правоту оборачивается никому не нужной проблемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармонии, дети уже давно знали.
Вкладывая особый смысл в понятие “брат”, А. В. Вам пи-лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное – не пытаться играть чужими чувствами.
Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных героев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Сильва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нужны подобные крайности.

А. В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.
Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними.

Нина, желая поскорее устроить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил Столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.
Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и заботиться о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же “тонкая душевная организация”, как у отца.
Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опаздывает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Са-рафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал.

В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интересен, и находит новых настоящих друзей.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Александр Вампилов (1937-1972) – автор семи пьес, трагически погиб в возрасте 35 лет и не увидел ни одной своей пьесы на столичной сцене. Однако творчество Вампилова произвело переворот в современной русской драматургии. Вампилов испытал влияние мелодрамы 60-х (Розов, Арбузов, Володин), пьес французских экзистенциалистов Сартра и Камю, переведенных в 60-е годы. В пьесах Вампилова присутствуют жанры […]...
  2. Вампилов А. В. Александр Вампилов Старший сын (комедия в двух действиях) Действующие лица Бусыгин. Сильва. Сарафанов. Васенька. Кудимов. Нина. Макарская. Две подруги. Сосед. Действие первое. Картина первая. Бусыгин и Сильва провожали девушек в надежде переночевать у них, но те их не пустили, а последняя электричка уже ушла. Парни мерзнут на улице и мечтают где-то переночевать. […]...
  3. Александр Валентинович Вампилов Старший сын Комедия (1968) Двое молодых людей – студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, – приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом […]...
  4. Двое молодых людей – студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, – приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом районе. Молодые люди сами едва знакомы, но […]...
  5. А. В. Вампилов Старший сын Двое молодых людей – студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, – приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом районе. Молодые […]...
  6. “Утиная охота” Пьеса А. В. Вампилова “Утиная охота”, написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения “эпохи застоя”. Уже в ремарках подчеркивается типический характер изображаемых событий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бытовой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения. Довольно молодой и физически здоровый человек (по сюжету ему около тридцати лет) […]...
  7. “Прошлым летом в Чулимске” Действие пьесы А. В. Вампилова “Прошлым летом в Чулимске” происходит в таежном райцентре. На глазах зрителей разворачивается серьезная драма молодой девушки Валентины, влюбленной в следователя Шаманова. Чувства Валентины ни для кого не являются секретом, только сам Шаманов сначала о них и не подозревает. Валентина в пьесе символизирует образ красоты поруганной. За […]...
  8. Александр Вампилов родился в 1937 году в поселке Кужулик Иркутской области. В 1955 году, поступив в университет, переезжает в Иркутск. Студенчество конца 50-х – начала 60-х годов было, наверное, одним из самых счастливых поколений студентов. Казалось, весь мир – ровесник молодежи. В университете Вампилов изучает литературу. Внезапно и бурно прорезавшаяся жажда писать захлестнула Вампилова. В […]...
  9. Вампилов, Старший сын. Как вы думаете, правдоподобна ли ситуация, изображенная в пьесе? Как вы думаете, правдоподобна ли ситуация, изображенная в пьесе? Мотивируйте свое мнение. С житейской точки зрения ситуация малоправдоподобна. И даже сходство об­стоятельств можно объяснить условностя­ми драматического произведения. Почему Сарафанов поверил Бусыгину, что тот действительно является его старшим сыном? Романтически настроенный исключи­тельно доверчивый герой, […]...
  10. Мы должны всегда жить честно. Знают даже дети: врать – это плохо. Но иногда вранье оказывается гуманнее правды. Бывает так, что люди врут, чтобы помочь человеку. У Александра Вампилова есть замечательная пьеса “Старший сын”. Это произведение начинается со злой шутки двух молодых людей – Сильвы и Бусыгина. Ночью где-то в предместье, опоздав на последнюю электричку, […]...
  11. “Баня” Пьеса В. В. Маяковского “Баня” посвящена разоблачению уродливого общественного явления – карьеризма. Главного героя пьесы товарища Победоносикова писатель именует главначпупсом. И это название уже подчеркивает сатирическое отношение автора к своему персонажу. Одновременно В. В. Маяковский отдает дань эпохе: моде на странные и порой неблагозвучные сокращения. Однако и полное название должности Победоносикова “главный начальник по […]...
  12. В конце 60-х годов на литературном небосклоне ярким светом вспыхнула звезда Александра Вампилова (1937- 1972). В начале следующего десятилетия его пьесы завладели всеобщим вниманием и до сих пор не оставляют никого равнодушным. Выросли они из ранних рассказов Вампилова и драматургических этюдов (“Дом окнами в поле”, “20 минут с ангелом” и др.), вобрав в себя основные […]...
  13. Кребийон-старший Кребийон, или Кребийон-старший (Crebillon, наст. имя и фам. – Проспер Жолио; Joliot) (13.01.1674 – 17.06.1762) – французский драматург. Член Французской Академии (1731). В самом начале XVIII века (около 1703 г.) Кребийон начал писать для театра. Его перу принадлежат трагедии “Идоменей” (1705), “Атрей и Тиест” (1707), “Электра” (1708), “Радамист и Зенобия” (1711), “Семирамида” (1713), шедшие […]...
  14. Каждый человек в этой жизни хотя бы раз становился на неправильный путь лжи и несправедливости. Не всегда приятно слышать горькую правду. Я считаю, что в некоторых случаях лучше услышать сладкую ложь, чем потом страдать от правды. Здесь будет уместно сказать о пьесе Александра Вампилова “Старший сын”. В произведении все начинается с вранья, то есть с […]...
  15. В 1962 году А. Вампилов был направлен редакцией “Советской молодежи” в Москву на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького. В том же году на творческом семинаре в Малеевке начинающий драматург представил одноактные комедии “Воронья роща” и “Сто рублей новыми деньгами”. В 1964 году Вампилов, решивший посвятить жизнь литературному творчеству, уволился из […]...
  16. Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров когда-то были товарищами по службе. Оба они женились по любви, но овдовели. У Дубровского остался сын Владимир, а у Троекурова – дочь Маша. Троекуров и Дубровский были ровесниками. Кирила Петрович был богат, имел связи, даже губернские чиновники трепетали при его имени. Никто не посмел бы не явиться “с […]...
  17. Как вы уже догадались, у меня есть старший брат и его зовут Антон. С ним у меня совсем небольшая разница, всего лишь 4 года. Но он почему-то думает, что это просто огромная разница и он очень взрослый. Но я на это не обижаюсь, наверное, так думают все старшие братья и сестры. Для меня мой брат […]...
  18. Действие происходит одновременно на разных участках сцены и диалоги усиливаются репликами из разных ее частей. Эпическое начало сочетается с драматизмом происходящего. Тема пробуждения людей развивается параллельно теме гибели надежд. Исследователь В. А. Ханов отмечал, что “…пьеса Горького, благодаря своему выразительному финалу, вызывает особое духовное просветление. Этот финал наполнен приветствием новой жизни, обогащенной опытом трагедии. Усиливая […]...
  19. Портрет Старший брат. У меня есть старший брат. Его зовут Андрей. Брат учится в той же школе, что и я, только он уже старшеклассник. В этом году Андрей заканчивает одиннадцатый класс. Брат высокого роста, спортивного телосложения. Уже третий год он занимается легкой атлетикой, а недавно начал заниматься на подготовительных курсах. Андрей собирается поступать в Санкт-Петербургский […]...
  20. Пьесы Вампилова, обладая энергией всевременности, все-таки были рождены в 1960-е годы, несли приметы этих лет. По ним можно проследить, как менялся моральный климат в обществе, что происходило с человеком, не желавшим терять свою внутреннюю свободу. Повзрослевшие к началу 1970-х герои Вампилова уже иные. Это герои трагические. Они не сумели реализовать идеалы молодости; лицемерие, двойная мораль, […]...
  21. ПОЛЬ ДОМБИ-СТАРШИЙ Поль Домби-старший – крупный делец из делового и финансового центра Лондона – Сити. Ему сорок восемь лет. Он жесток, бездушен, эгоистичен, высо­комерен. Домби холоден и безучастен ко всему, что не может принести реальной прибыли. Ничто челове­ческое его не волнует. “Домби” – категория соци­ально-типологическая, такая же, как “Форсайты” у Голсуорси. “Домби” – тюрьма для […]...
  22. Поэзия в ней вырастает почти до символа. Точная обрисованность быта органично сплавлена с высоким трагическим звучанием. Нас привлекли в пьесе ее нравственный максимализм, бескомпромиссность чувств, поистине чеховская требовательность к человеку и такая же щемящая за него боль”. Исследователи всесторонне и убедительно выявили литературно-генетические связи пьес Александра Вампилова с драматургией Гоголя, Сухово-Кобылина, Чехова. Не прошли они […]...
  23. Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание. Он медленно встает, трогая себя за челюсть, открывает окно, на улице идет дождь. Зилов пьет пиво и с бутылкой в руках начинает физзарядку. Снова телефонный звонок и снова молчание. Теперь Зилов звонит сам. Он разговаривает […]...
  24. В 1976 году на ленинградском телевидении режиссер В. Мельников снял фильм по пьесе “Старший сын”, который был награжден премией “За лучший сценарий экранизации” на XIII Международном фестивале телефильмов в Праге. В 1979 году этот же режиссер экранизировал пьесу “Утиная охота” на киностудии “Ленфильм”. Фильм называется “Отпуск в сентябре”, исполнителем главной роли в нем стал известный […]...
  25. Пьеса А. В. Вампилова “Утиная охота”, написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения “эпохи застоя”. Уже в ре­марках подчеркивается типический характер изображаемых со­бытий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бы­товой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения. Довольно молодой и физически здоровый человек (по сю­жету ему около тридцати лет) чувствует глубокую […]...
  26. Действие происходит в таежном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия она делает это несколько раз, потому что […]...
  27. Все началось с того, что нам предложили съездить в театр на драму Вампилова “Утиная охота”. Мы, конечно, согласились, но в связи с карантином поездка перенеслась на неделю вперед. Но вот настал тот день, и собрались возле школы, мы сели в автобус и поехали. Дорога была долгой. Когда мы приехали в театр, я долго не мог […]...
  28. Действие 1 На улице, у автобусной остановки, в ожидании транспорта стоит Таня, девушка 19 лет, читающая афиши. С ней настойчиво пытается познакомиться студент последнего курса Николай Колесов, молодой человек 24 лет. Вскоре он объясняет, что обещал явиться на свадьбу к другу с красивой девушкой. Таня заинтригована, но все же отказывает составить Коле компанию. В общежитии, между тем, идет подготовка к праздничному ужину, большинство гостей уже за столом. Все ожидают Колю […]...
  29. Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в поселке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Отец, Валентин Никитович, работал директором Кутуликской школы, а мать, Анастасия Прокопьевна, – завучем и преподавала математику. Через несколько месяцев после рождения сына Валентина Никитовича арестовали по доносу в НКВД и в 1938 году расстреляли. В. Н. Вампилов был реабилитирован […]...
  30. После эпохи Великой Отечественной войны в изображе­нии героя времени произошел своего рода кризис. В послевоенной действительности не находилось типа под стать Тер­кину, и одно время делались попытки показать в качестве героя времени того же солдата-победителя, только в обста­новке мирной жизни. Попытки эти особого успеха не имели. Вообще послевоенная литература до нашего времени вклю­чительно находится в […]...
  31. В написанной в 1967-м и напечатанной в 1970 году пьесе “Утиная охота” Александр Вампилов создал галерею характеров, озадачивших зрителя и читателя, вызвавших большой общественный резонанс. Перед нами одно из бесчисленных, возникавших в то время, как грибы, учреждений, именуемых КБ, ЦБ, ЭБ и т. п., формируемых из инженеров, научных работников с самыми благими намерениями, но во […]...
  32. Описание событий в романах и других произведениях А. Вампилова сыграло большую роль в изменении характера русской драматургии 1970-х годов. Пьесы Вампилова отличались неоднозначностью авторской оценки героев, что являлось обязательным в современной ему литературе 1960-70-х годов. Герой его был каким-то недостаточно определенным, амбивалентным. В одном произведении синтезировались разножанровые элементы (фарса, водевиля, психологической и бытовой драмы, трагикомедии […]...
  33. Действие первое На улице, у автобусной остановки, в ожидании транспорта стоит Таня, девушка 19 лет, читающая афиши. С ней настойчиво пытается познакомиться студент последнего курса Николай Колесов, молодой человек 24 лет. Вскоре он объясняет, что обещал явиться на свадьбу к другу с красивой девушкой. Таня заинтригована, но все же отказывает составить Коле компанию. В общежитии, […]...
  34. Действующие лица: Колесов. Букин. Фролов. Гомыра. Репников. Золотуев. Таня. Маша. Репникова. Веселый, Серьезный – студенты. Красавица. Комсорг. Строгая. Милиционер. Действие первое На улице у автобусной остановки в ожидании транспорта стоит Таня, девушка 19 лет, читающая афиши. С ней настойчиво пытается познакомиться студент последнего курса Николай Колесов, молодой человек 24 лет. Вскоре он объясняет, что обещал […]...
  35. Годы жизни: с 1937 года по 1972 год Александр Валентинович родился в поселке Кутулик, что в Иркутской области, в 1937 году 19 августа, в семье преподавателей. 37-ой год для семьи Вампиловых был страшным, ведь отец Александра был репрессирован, а потом и расстроен. Как только Александр окончил школу, он поступил в университет города Иркутска на историко-филологический […]...
  36. Как и во многих других пьесах Вампилова, быт в “Утиной охоте” имеет определенную смысловую и художественную значимость. Правда, на сочном, ярком и живописном фоне остальных вампиловских пьес бытовая обстановка “Утиной охоты” выглядит почти стерильной, заведомо огражденной от случайностей и неожиданностей жизни. Более того, быт в пьесе выглядит омертвевшим Он словно отделен завесой от читателя. Не […]...
  37. Дар драматического писателя – из самых редких в литературном ремесле. Форма драмы ставит немало стеснительных условий. Надобны особый драматический слух, подобный музыкальному, и чутье, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да еще необходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть его с другими и вовремя увести, чтобы […]...
  38. Смерть нелепейшим образом вырвала Александра Вампилова из жизни. Великолепный пловец, рыболов, охотник, он в день своего рождения решил угостить друзей ухой, отправился пораньше на рыбалку. Но когда возвращался с уловом, на Байкале разыгрался шторм. Александр Вампилов “погиб 17 августа 1972 года, не справившись с крутой байкальской волной. Погиб, многого не досказав, не дописав – судьба […]...
Анализ пьессы “Старший сын” Вампилова А. В

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Хадаханская СОШ,

с. Хадахан, Нукутского района

Иркутской области

e –mail:

ВАМПИЛОВ, ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ, НО СЕГОДНЯШНИЙ, ЖИВОЙ.

Писать надо о том,

от чего не спится по ночам».

А. Вампилов

Цель урока литературы в 11 классе:

Оборудование:

Портрет драматурга, выставка книг с произведениями А. В. Вампилова, электронная презентация.

Ход урока:

    Вступительное слово учителя о драматурге А. Вампилове :

ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ

(1937–1972),

русский драматург, прозаик, публицист.

17 августа 1972 года на Байкале лодка, в которой был А. Вампилов, на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка... Он почти доплыл... Но сердце не выдержало за несколько метров до берега...
«Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», - с горечью и болью писал В. Распутин.

Сегодня мы поведем разговор о русской драматургии ХХ века. Мы поговорим о творчестве писателя, у которого юбилейная дата, именем которого названа целая эпоха русской драматургии – вампиловская драма.

А с чего же всё начиналось? С детства и юности.

2. Сообщение учащегося о Вампилове

Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 г. в семье потомственных учителей в поселке Кутулик Иркутской области. Впоследствии о своей малой родине писатель скажет так: «Деревянный, пыльный, с огородами, со стадом частных коров, но с гостиницей, милицией и стадионом. Кутулик от деревни отстал, но и к городу не пристал. Словом, райцентр с головы до пят. Райцентр, похожий на все райцентры России, но на всю Россию всё – таки один – единственный».

Отец, Валентин Никитович Вампилов, бурят, из рода лам, учитель русского языка и литературы, директор Кутуликской средней школы. Мать, Копылова Анастасия Прокопьевна, русская, из семьи священника, учитель математики, завуч школы. Это ей посвятил В. Г. Распутин свой рассказ «Уроки французского».

Нравственные ценности, заложенные в обеих семьях, воспитали в нём все лучшие черты интеллигента, порядочного человека.

«Дорогая Тася! - обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения... - Я уверен, все будет хорошо. И вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей.
Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли...»

19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Мое предчувствие оправдалось... сын. Как бы не оправдал второе... У меня, знаешь, вещие сны».

Сны действительно оказались вещими.

Год рождения Вампилова был годом 100-летия со смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром. Но в пророческих снах отца было не только светлое. По народным приметам, дробь – к слезам: они пролились в этом же году – В. Вампилова репрессировали, а в 1938-м расстреляли.

Детство А. Вампилова, судя по воспоминаниям матери и сверстников, было обыкновенно – типичное райцентровское послевоенное детство: школа, походы, метания сразу во все стороны: спорт, завтра – школьный театр, послезавтра – музыка и книги, и все непременно с жаром.

Сразу он не поступил: не сдал немецкий язык. Занимался языком дома с учителем.

В университет он поступил на историко-филологический факультет и с первого курса затеял театр. Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях, охотно печатают университетская многотиражка и иркутская газета «Советская молодёжь».

Вскоре после окончания университета Вампилов выпускает книгу «Стечение обстоятельств» под псевдонимом А. Санин. Он работал журналистом, заведовал отделом рабочей молодежи. Закончил Высшие литературные курсы в Москве.

Главной страстью А. Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов.

Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет, говорил: «В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов … - кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…».

Что поразило вас в биографии писателя?

Как его мировоззрение отразилось в творчестве, мы сейчас узнаем.

3. Лекция учителя «Своеобразие драматургии Вампилова»:

Как драматург Вампилов начал с одноактных пьес-шуток: «Ангел» (впоследствии - «Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), «Дом окнами в поле» (1964) и др. К 1972 г. написаны все основные пьесы, создавшие театр Вампилова: «Ярмарка» (1964; позднее переименованная чиновниками от культуры в «Прощание в июне»), «Старший сын», «Утиная охота» (обе - 1967); «История с метранпажем» (1968) объединена с ранней шуткой «Двадцать минут с ангелом» в трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты» (1970); «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Не завершен водевиль «Несравненный Наконечников» (1972).

Вампилов привел в драматургию странного героя, героя крайностей, слабого и сильного одновременно, знакомого незнакомца, открыл традиционный для русской классической литературы характер духовного скитальца, человека с расколотым сознанием, страдающую личность, кающегося грешника.

Вампилов реабилитировал в драматургии забытые жанры - водевиль и фарс («Двадцать минут с ангелом», «Несравненный Наконечников»); жанры высокой сатиры - трагифарс и трагикомедию («История с метранпажем», «Старший сын»); вернул отечественной драме ее катарсический смысл («Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»). В его пьесах конфликт между добром и злом освобожден от сугубо бытовой прямолинейности.



Любая из драм Вампилова имеет собственную историю создания, сценическую биографию. Вместе с тем произведения дополняют и проясняют друг друга, создавая два крупных драматургических цикла - сатирический и трагический, придавая драматургии Вампилова целостность и органическую художественную завершенность. В разных пьесах автором рассматриваются разные варианты поведения героя, мотивы его поступков. Герои одной пьесы становятся второстепенными в последующей. Второстепенные же выходят на передний план и, превращаясь в главных, снова требуют в драмах Вампилова продления своей жизни.

Нравственные искания героя, начинаясь в ранней пьесе, продолжаются в следующей и заканчиваются совсем неожиданно в истории, описанной автором позднее. Внутреннее родство пьес продумано и организовано. Например, обыкновенное случайное свидание превращается в пьесах Вампилова в свидание со смертью. Это главный кризисный момент - узнавание героем самого себя, открытие истинного своего лица. Шутливые розыгрыши приводят к серьезным последствиям. Прием фикции, мнимого факта («Двадцать минут с ангелом» - ангела нет; «История с метранпажем» - метранпаж отсутствует; «Утиная охота» - охоты на уток нет и т. п.) связывает пьесы Вампилова атмосферой условности происходящего.

Цикличность подчеркивается диалогичными финалами пьес, необычными для советской драмы. Конец предыдущей пьесы в драматургии Вампилова рождает завязку следующей. Загадки его финалов разгадываются в последующих пьесах.

Можно сказать, что его драматургия делится на 2 этапа.

Первый этап – педагогический, т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде А. Вампилов опирается на неисчерпаемые силы молодости «человек должен ходить по земле гордо и легко», следовательно, произведениям присущ оптимизм.

Конфликт имеет двуплановость:

    молодость – с одной стороны;

    мудрость отцов – с другой стороны.

Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.

Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.

Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.

Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства.

Какие особенности творчества писателя вы можете назвать?

А сейчас проанализируем произведение драматурга, используя полученные сведения.

4. Аналитическая беседа по пьесе «Старший сын»:

Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы « Старший сын»?

В чем особенность системы характеров пьесы?

(Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных).

Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных?

Подтвердите свой ответ строками из текста.

К какой возрастной группе принадлежит Сарафанов?

Как относится к детям?

Как принимает известие о существовании старшего сына?

Бусыгин. Кто этот молодой человек?

Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?

Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых?

(Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью).

Что общего и в чем разница с Сильвой?

(У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный).

Как Нина и Вася относятся к отцу, почему?

Как они принимают «старшего брата»?

Кудимов, Макарская, Сильва. Что можно сказать об этих людях?

Что их объединяет?

Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?

Понимание темы, идеи конфликта.

Первое название «Предместье» указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название?

(Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).

Какие проблемы решаются?

(Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).

Какова двуплановость пьесы?

Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М. Горького «На дне».

Зачем герои пьесы «Старший сын» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?

Какова тема, идея произведения?

(Внутренний конфликт героя из-за невозможности достижения гармонии между идеалом и реальностью) .

Как вы думаете, почему так называется пьеса?

Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?

Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?

5.Заключительное слово учителя:

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга. На его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы «отца», следовательно, он возродил семью.

Пьеса Вампилова учит нас быть добрее, любить, уважать своих родителей. Как бы не сложилась твоя жизнь, несмотря ни на что постарайся остаться человеком.

Вспомним слова Андрея Григорьевича Сарафанова: « Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него».

6. Рефлексия:

О чём вас заставила задуматься пьеса? Что для себя вы взяли с этого урока?

7.Дифференцированное домашнее задание:

1. Составить характеристику понравившегося героя.

2. Написать рецензию на фильм «Старший сын», сопоставив его с пьесой А. Вампилова.

Литература:

    Вампилов А. Я с вами, люди! - М., 1988. - С. 413.

    Русские писатели 20 века: Биографический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву - A. M., 2000. - С. 133.

«Старший сын»


Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сара-фановых.

Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписывается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.

Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практически не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку - семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.

Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Васеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.

Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны родители. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».

Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат покинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.

Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки - надежный парень, который никогда не врет. Бусыгину становится интересно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара-фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...»

Рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди - братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, который и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафанова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.

Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Сарафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», - с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?

Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном тупике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не нужен. Автор оратории «Все люди - братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных», - восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафанов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», -- говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, понимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика доказать свою правоту оборачивается никому не нужной проблемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармонии, дети уже давно знали.

Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вам пи-лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное - не пытаться играть чужими чувствами.

Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных героев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Сильва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нужны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.

Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее устроить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил Столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.

Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и заботиться о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.

Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опаздывает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Са-рафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интересен, и находит новых настоящих друзей.

Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переноче­вать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сарафановых.

Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписы­вается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.

Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практи­чески не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку - семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.

Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Ва­сеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.

Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны роди­тели. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».

Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат по­кинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.

Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки - надежный па­рень, который никогда не врет. Бусыгину становится инте­ресно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара- фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...» - рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди - братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, ко­торый и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафа­нова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.

Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Са­рафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», - с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?

Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном ту­пике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не 248 нужен. Автор оратории «Все люди - братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, не­благодарных», - восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафа­нов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни бы­ло, а я считаю тебя своим сыном», - говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, по­нимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика до­казать свою правоту оборачивается никому не нужной про­блемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармо­нии, дети уже давно знали.

Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вампи- лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное - не пытаться играть чужими чувст­вами.

Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных геро­ев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Силь­ва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нуж­ны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.

Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее уст­роить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.

Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и забо­титься о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.

Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опазды­вает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Сарафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интере­сен, и находит новых настоящих друзей.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...