Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Династия Чарушиных. Три поколения. Цикл "Художники-иллюстраторы". Бобровый пруд. Чарушин Никита Евгеньевич Никита чарушин биография

Рассуждая о традициях анималистики, автор говорит о сочетании в них требований жанра и общехудожественных пластических и образных задач. «Можно рисовать натурально, - отмечает Чарушин, - это не так трудно. А чтобы добавить в рисунок свое, для себя необходимое, нужно иметь особое видение мира. Так, растения растут из одного корня, а стебли разные. К этому стремлюсь» . Он постоянно стремится к познанию мира. Поэтому не случайно его обращение к станковой графике. Художник выполняет отдельные литографские цветные листы, работает также акварелью и гуашью, темперой и тушью. Он создает пейзажи, в которых, как правило, изображает значительные пространства земли. Случайный зверь или птица в таком пейзаже говорят о скрытой жизни в лесах и болотах. Отсюда ощущение первозданности природы, которое обостряется при обобщенном пластическом и цветовом решении.

Цветовая гамма строится на тонких тональных отношениях с преобладанием одного тона, характерного для данного состояния природы и конкретной местности («Озеро Хеппо-Ярви», «Моховое болото»).

Со временем Чарушин приходит к новому пониманию пейзажного образа. Он воспринимает землю как планету и изображает ее с разных точек зрения («Тундра», «Весна», «Первый снег», «Моховое болото», 1991 г.).

Такой пространственный подход к композициям заставил обратиться к несколько иным колористическим приемам. Краски перетекают одна в другую, создавая удивительно тонкую цветовую гармонию. Порой изысканность цвета и формы подсказывает сама природа. Художник подмечает, что у каждого зверя или цветка есть свое эстетическое содержание. Автор стремится отразить его и в анималистических произведениях. В листах «Танцующий журавль» или «Казарки» эстетизированная форма, идущая от пластически изысканной природной формы, раскрывает своеобразие этих птиц.

Чарушин, создавая образы животных, не отрывает их от среды. Передавая ее условно, лишь штрихами, он заставляет ощутить зависимость зверей и птиц от сил природы. Особенно это хорошо прочитывается в иллюстрациях к книгам Н. Сладкова «С севера на юг» и В. Бианки «На Великом морском пути».

В них, воплотив свои пейзажные искания, он добивается цельности в соединении формы, содержания и образа.

Перед художником стояла сложная задача - избежать повторов, раскрывая одну картину природы за другой. Каждый раз он искал «какую-то остроту» в решении, стремясь к самому главному, чтобы созданные им художественные образы органично вошли в ткань литературного произведения. Это в полной мере относится также к одной из последних работ Чарушина «Рассказы и сказки» В. Бианки.

Художник мыслит книгу как целостный организм, учитывая единство всех компонентов. Она должна быть и «нарядно-декоративна, и выразительно-иллюстративна, и занимательно-повествовательна». Книга должна легко восприниматься детским читателем. Автор прикладывает для этого и свою творческую фантазию, и свои знания. Он вводит ребенка в прекрасный мир природы, помогая понять красоту и сложность его. Художник точен в изображении разных видов птиц, насекомых и зверей. Среда, в которой они живут, реальна и многоцветна. При обобщенности и условности решения Чарушин позволяет увидеть маленькому читателю ее разнообразие: кузнечиков в траве, гусениц на веточках, бабочек на деревьях, жуков, птиц. Все слилось с природой и «стало как на загадочной картинке». Ребенок удивляется и радуется вместе с героями рассказов. Персонажи у Бианки действуют и говорят, поэтому природа раскрывается Чарушиным через их восприятие. Порой, она приобретает почти сказочный характер, как в развороте, изображающем подводный мир в рассказе «Где раки зимуют». Каждую страницу с текстом автор сопровождает полосными иллюстрациями с изображением всех персонажей. Ребенок получает возможность не только читать, но и внимательно разглядывать героев книги, узнавая и их повадки.

Большую роль в работе над иллюстрациями Чарушин отводит эстетической стороне, помня всегда, что впервые с искусством ребенок встречается в книге. «Воспитание художественного восприятия через иллюстрацию, - считает автор, - есть воспитание активного творческого отношения к жизни» . Искусство художника Чарушина призвано выполнить такую задачу.

И служит ему высокий профессионализм, включающий в себя умение добиться цельного образа, совершенство техники исполнения, доскональные знания мира природы. Но, наверное, этого было бы недостаточно художнику, не сохрани он способность удивляться. «Я не понимаю тех людей, - говорит он, - кто потребительски относится к природе, не видит в ней ничего удивительного. А это удивительное мне помогает жить в искусстве» .

Никита Евгеньевич Чарушин - русский художник-анималист, иллюстратор, заслуженный художник РСФСР.

Родился в Ленинграде. Главным учителем для него был отец. В 1960 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В 1959 году впервые обратился к книжной графике. С этого времени начинает работать в издательстве «Детская литература», в журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Нева». Книги В. Бианки, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, Р. Киплинга и других авторов с иллюстрациями Н. Чарушина неоднократно удостаивались дипломов на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах.

Вместе с удивительными художественными дарованиями и графической легкостью Никита Чарушин получил в качестве семейного наследства и особую манеру изображать животных, которая как никакая другая подходит для иллюстрации детских книжек. Не потому, что эта манера, присущая Никите Чарушину, выглядит наивной, простой или примитивной, а потому, что в ней присутствует гармоничное сочетание плавности линий, неброские и мягкие краски, реалистичные образы. Добродушные, располагающие, очень близкие к оригиналу зверьки и птицы не могут не понравиться ребенку, и, что важно, позволят ему составить правильное представление о тех представителях флоры и фауны, с которыми маленькому исследователю встретиться еще не довелось – вот о чем заботился Никита Чарушин, создавая свои рисунки. Но не надо думать, будто творческая манера художника Никиты Чарушина является подражательной по отношению к стилю его отца. Пробуя себя на поприще иллюстратора, Никита Чарушин, разумеется, обратился к опыту старшего поколения, но на этом не остановился: как отмечают критики, художественная манера Никиты Чарушина самобытна, в ней можно разглядеть импрессионистичные штрихи, экспрессивные нотки. Существа, вышедшие из-под карандаша Никиты Чарушина могут похвастаться особой легкостью, пластикой, цветовой гаммой и композицией. Чтобы не потерять пресловутую легкость, живость и натуралистичность, Никита Чарушин частенько выезжал на природу или просто отправлялся туда, где мог быть найти «моделей» для своих эскизов: нередко он рисовал животных и растения с натуры.

Разумеется, такое разнообразное и яркое творческое наследие не могло остаться незамеченным. На рисунки Никиты Чарушина обратили внимание японцы и выкупили его последнюю книгу. При жизни Никита Чарушин был награжден званиями «Народный художник России» и « Заслуженный художник Российской Федерации».

Умер Никита Евгеньевич Чарушин в 2000 году.


Никита Евгеньевич Чарушин (8 июля 1934 — 17 февраля 2000) - советский художник-график, иллюстратор. Член-корреспондент Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации. Заслуженный художник РСФСР.

Рисовать начал с 4-х лет. Первым его учителем стал отец, они рисовали вместе каждый день, вместе ходили на охоту и наблюдали за жизнью леса; и так искусство стало одновременно и любимым делом, а желание передать животный мир - творческой задачей, над реализацией которой художник работал всю жизнь. В детской книге Евгения Чарушина «Никитка и его друзья», впервые изданной в 1938 году и неоднократно впоследствии переиздававшейся, присутствует множество изображений Никиты, ставшего главным героем большинства рассказов.

С детских лет Никита Чарушин ходил в Зоопарк делать наброски. Из многочисленных «скорострельных» набросков, дополненных памятью и воображением, за многолетний творческий путь Н.Чарушина сложилась целая портретная галерея животных, в которой у каждого персонажа — своя судьба, свой характер.

В 1953 году окончил среднюю художественную школу. В 1960 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Уже в 1959 году пробует силы в книжной графике и начинает работать в издательстве «Детская литература», в журнале «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Нева», оформляет книги для детей. Он проиллюстрировал книги В.Бианки, Р.Киплинга, С.Михалкова, С.Маршака, И.Соколова-Микитова, Б.Житкова, Н.Сладкова, Е.Чарушина, Ф.Моуэта, Ф.Зальтена, С.Воронина и других авторов.

С 1962 года художник принимает активное участие в традиционных зональных, всероссийских и зарубежных выставках.

В 1960-65 гг. преподаёт на подготовительных курсах в ЛВХПУ им. В. Мухиной.

В 1965 году Чарушин стал членом Ленинградского отделения Союза художников СССР.

Наряду с творческой деятельностью ведёт общественную работу среди детей, его выбирают в эстетическую комиссию СХ РСФСР, член художественного совета Комбината графического искусства СХ и изд-ва «Малыш», один из учредителей Музея Детского Творчества СПб, за творческую и общественную работу Н.Е. Чарушин награждён грамотами и дипломами, медалью «Ветеран труда».

Никита Чарушин — признанный мастер книги, известный в нашей стране и за ее пределами график-анималист. Книгам с его иллюстрациями (а их более 90) присуждались почетные дипломы, он награжден золотой медалью на Международном конкурсе искусства книги 1973 года в Братиславе, участник выставки советской книги в Лейпциге (1965 г.), в Берлине (1979 г.), в Париже (1980 г.) и многих других. В 1981 году в Вильнюсе за участие во Всесоюзной выставке книжной иллюстрации он был награжден дипломом и медалью.

Воспитанный в лучших традициях ленинградской детской книжной графики, в свое время блестяще «открытой» , впитавший с детства дух служения искусству и любви к природе, царивший в доме его отца — известного художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина, он органично вошел в мир детской книги.

Заметим, что большинство его книг предназначены маленьким детям, однако, уже способным к сознательному вступлению в мир художественных образов.

И не естественно ли, что именно поэтому невероятно вырастает роль художника и как проводника не только в мир природы, но и в мир искусства.

Перед ним встает комплекс проблем: как сделать книгу доступной пониманию ребенка и одновременно выразить сложные профессиональные представления? Как соединить познавательность и художественную образность? Как научить восприятию мира в эстетических категориях и вызвать у ребенка собственный творческий импульс? И вообще: где граница художественной педагогики и собственно искусства?

Расчлененная на множество составных элементов сверхзадача «легко и просто» решается вступлением в действие двух качеств самого творца — таланта и мастерства, нерасторжимым их единством.

Никита Чарушин в своем развитии обрел это единство. От несколько скованных и осторожных в поисках ранних книг он пришел к высоким образцам книжного искусства.

Что же сообщает его искусству целостность мироощущения, гармоническое соответствие составляющих его элементов? Видимо, прежде всего — единство его художнической, авторской, и человеческой позиций, убеждение, что природа гармонична в самой основе своей, она оказывает на человека облагораживающее действие, она обладает по отношению к душе человека врачующим свойством. Мир животных как ее часть не только безмерно увлекателен, полон загадок и нераскрываемых тайн, он — отражение богатства земного мира, бесконечного разнообразия его форм.

В 1985 году Н.Е. Чарушину присвоено звание — Заслуженный художник РФ, в 1995 году награждён Золотой медалью Российской АХ за иллюстрации к книге Н. Сладкова «С севера на юг», присвоено звание — Член-корреспондент РАХ.

В 2000 году присуждено звание Народный художник России.

Работы Н. Е. Чарушина представлены в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее, музеях Японии, Германии и других стран.

Чарушин Е. И. «Медведь-рыбак» ,

Сладков Н. И. «С севера на юг» ,

Соколов-Микитов И. С. «Сыч-воробей. Рассказы о птицах» ,

Павлова Н. М. «Зимние сказки» ,

Сладков Н. И. «С днем рождения!» , в Озоне

Рекомендую следующие книги с иллюстрациями Чарушина Н. Е.

Серия книг «Чарушинские зверята» , - это небольшие книжечки в мягкой обложке с иллюстрациями , Чарушина Н. Е. и Чарушиной-Капустиной Н. Н.


Серия книг «Странички-невелички» , — это небольшие книжечки в мягкой обложке с иллюстрациями и Чарушина Н. Е.

Никита Евгеньевич Чарушин (1934-2000) - советский художник-график и иллюстратор. Член Союза художников СССР. Член-корреспондент Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации.

Биография

Главным его учителем был отец - художник Е. И. Чарушин. В детской книге Евгения Чарушина «Никитка и его друзья», впервые изданной в 1938 году и неоднократно впоследствии переиздававшейся, присутствует множество изображений Никиты, ставшего главным героем большинства рассказов.

В 1953 году окончил среднюю художественную школу. В 1960 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

В 1959 году впервые обратился к книжной графике. С этого времени начал работать в издательстве «Детская литература», в журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Нева».

В 1965 году Чарушин стал членом Ленинградского отделения Союза художников СССР.

Книги В. Бианки, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, Р. Киплинга и других авторов с иллюстрациями Никиты Чарушина неоднократно удостаивались дипломов на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах.

Работы Н. Е. Чарушина представлены в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее, музеях Японии, Германии и других стран.

Награды

  • Почётное звание «Заслуженный художник РСФСР»
  • Почётное звание «Народный художник Российской Федерации» (2000) - за большие заслуги в области искусства
  • За иллюстрацию к книге «Путешествие к пеликанам» награждён Золотой плакеткой симпозиума «БИБ-73».

В последнее время очень активно переиздаются чудесные книги Евгения и Никиты Чарушиных.
Покажу очень любимую в детстве книгу "Бобровый пруд" с иллюстрациями именно Никиты Чарушина.


Чарушин Никита Евгеньевич (1934 - 2000).

Немного о Чарушиных.
Из рассказа В. Траугот: "Чарушин создал свои, ни на кого не похожие образы птиц и зверей. Никто так не чувствовал мягкую пушистую фактуру зверя, пластику его движения и, уж конечно, редко кому удавалось так здорово нарисовать медвежонка, волчонка, птенчика. При их трогательной беззащитности нет никакой ус ловности, слащавости, никакого сюсюканья с детьми. Художник уважает своего маленького зрителя.

В основе чарушинского творческого метода лежит пристальное изучение природы, непрерывная работа с натурой, высоко профессиональное отношение к плоскости листа, на котором живым, выразительным пятном располагается изображение, и, главное, невероятная требовательность к себе. Охотник, знавший в лесу всякую пичужку, каждую травинку, наблюдавший героев своих рисунков в дикой природе, он, кроме того, постоянно и много рисовал в зоопарке.

Его квартиру населяли десятки птиц и самые разнообразные животные, домашние и дикие. Они были моделями, и, наверное, никто, после китайских и японских художников, не мог так изящно, двумя-тремя прикосновениями изобразить нахохлившуюся ворону или щенка с его неуверенными движениями толстых лап.

Своим творческим принципом, идеям лебедевской школы художник оставался верен всегда, а эти идеи и принципы оказали огромное влияние на сына Евгения Ивановича - Никиту Евгеньевича Чарушина.

Никиту с отцом я впервые увидел в 1947 году на выставке собак, а вот услышал о Никите я гораздо раньше, и не только потому, что он фигурирует во многих рассказах Евгения Ивановича. Еще до войны, в разговоре старших я услышал: «У Чарушина сын гений, у него уже была выставка, и Тырса, и Пунин в восторге от его работ». В то время детские рисунки выставлялись крайне редко. Мои детские рисунки дома хвалили, что внушало мне уверенность, будто я уже художник. Имена Тырсы и Лунина часто мелькали в разговорах, я смутно представлял их значение, но известие о знаменитом сверстнике мне запомнилось.Как и его отец, ходил рисовать в зоопарк, много писал маслом. Творчество товарищей отца оказывало, разумеется, большое влияние на молодого художника, но главным было общение с Владимиром Васильевичем Лебедевым.

В послевоенное время прославленный мастер жил очень замкнуто. Чувствуя себя оскорбленным наглыми и совершенно несправедливыми нападками художественной критики, он ограничил свой круг общения несколькими старыми друзьями и крайне редко пускал к себе новых людей. Никите Евгеньевичу выпало счастье пользоваться советами и уроками великого художника.

Путь этого художника не был легким. Прежде всего, сына большого художника всегда ревниво сравнивают с отцом, и поистине нужно обладать чарушинским характером, чтобы, не отрекаясь ни от чего, во что он верил, продолжать творческие поиски и находить все новые и новые решения. Характерно, что главные, этапные работы Чарушин создавал в Москве. Его привлек к работе в московском Детгизе Самуил Алянский, известнейший редактор, первый издатель поэмы «Двенадцать» А. Блока.

В 1969 году вышла книжка «Невиданные звери» - великолепная работа, заставляющая вспоминать пещерные росписи Альтамиры. Никита Евгеньевич сделал много книг, несмотря на то, что его взыскательность к собственной работе превращает труд художника в настоящую каторгу. Достаточно взглянуть на такие работы, как «Моя первая зоология», «Пусть поют птицы», чтобы убедиться - ищет новые пути, новые краски. Откровением для меня стали его перовые иллюстрации к Соколову-Микитову. В черно-белом рисунке с удивительной живописностью передано ощущение северной природы, скупой, серой и прекрасной.

Недавно в Японии вышел великолепно изданный двухтомник Н.И. Сладкова с рисунками Чарушина, это, без сомнения, самое значительное книжное событие последнего десятилетия. В 2000 г. Никите Евгеньевичу Чарушину присвоено звание народного художника России.

http://anima.ucoz.ru/vstrechi/char/char_7_srv.html





Как мне нравятся эти стайки рыбок! Кажется, только слегка прикоснешься к странице, а они, юрк, и исчезли!

А стрекозы! Как волшебно, нежно передана воздушность, прозрачность их крылышек! Чудо.







Целая серия книг с иллюстрациями Чарушиных у Акварель, небольшие книжечки в мягких обложках:

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...