Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Каирский музей экспонаты римский легионер. Каирский египетский национальный музей. Египетский музей в Каире — видео

Каирский египетский музей – уникальное место и одна из главных достопримечательностей Страны фараонов. Он расположен прямо на центральной площади египетской столицы. Этот музейный комплекс основан еще в 1885 году и на данный момент это место самой большой концентрации исторических экспонатов в мире.

В Каирском музее выставлено порядка 100 тысяч артефактов, рассказывающих о разных периодах истории Египта. Считается, что для того, чтобы осмотреть их все, не хватит и нескольких лет. А поскольку туристы приезжают в Египет на весьма короткое время, лучше всего остановиться на самых популярных и захватывающих дух экспонатах египетской истории.

Сокровищница истории Египта

Коллекция Каирского музея поистине уникальна. Каждый турист, проходя многочисленные залы, совершает увлекательное путешествие в загадочную древнеегипетскую цивилизацию, поражающую величием и великолепием своих творений. Все артефакты в музее расположены по хронологическому и тематическому принципу. Первый этаж занимают каменные скульптуры из известняка, базальта, гранита с древнейших времен и до периода завоевания Египта римлянами. Среди них – великолепная скульптурная композиция фараона Микерина, окруженного богинями.


Тех, на кого произвели неизгладимое впечатление пирамиды в Саккаре, Дашуре и Гизе, наверняка приведет в восторг оригинал статуи фараона Джосера. Здесь же хранится единственное сохранившееся изображение великого фараона Хеопса, создателя пирамиды в Гизе – статуэтка из слоновой кости. А статуя его сына Хефрена – это один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Также в музее выставлены несколько каменных фрагментов, найденных прямо над головой Великого Сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, которые некогда украшали статую Хефрена.

Нельзя обойти вниманием и зал, в котором хранятся изображения фараона-еретика Эхнатона и его супруги – царицы Нефертити, о красоте которой ходят легенды. Знаменитые фото ее профиля красноречиво говорят о красоте и утонченности ее черт. Также национальный Каирский музей известен множеством изображений фараона Рамзеса Великого, который, по преданию, преследовал Моисея в Синайской пустыне. Обязательно посмотрите на него в зале царских мумий – это зрелище никого не оставляет равнодушным.


Ну и конечно, кто не захочет посмотреть на сокровища гробницы Тутанхамона? Эти бесценные экспонаты занимают почти половину второго этажа здания музея – 1700 артефактов, находящихся более чем в 10 залах. Здесь можно найти величественную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры, трон из цельного дерева, украшенный золотом и драгоценными минералами, золотые амулеты, саркофаги.

Известно, что этот правитель умер очень молодым, в возрасте 18 лет, и смерть его была спровоцирована несчастным случаем. Он погиб от малярии, которая развилась после того, как он получил открытый перелом колена при падении с колесницы. В музее находятся маленькие шкатулки-саркофаги, в которые были помещены органы молодого царя. Ну и, конечно, самое знаменитое сокровище Тутанхамона – золотая маска, которая закрывала лицо найденной мумии. Это одна из самых ценных древностей, которые хранит в себе национальный египетский музей в Каире. Фото маски можно легко найти в сети Интернет – она настолько прекрасна и так хорошо сохранилась, что невозможно не испытывать восторг, глядя на нее.

Отдельный зал отведен под сокровища царицы Хетепхерес, матери Хеопса, создателя самой известной и большой пирамиды в Гизе. Это и большой трон, и ложе, и носилки, покрытые золотом, и шкатулки, украшенные драгоценностями, и браслеты. Здесь же огромные саркофаги разных эпох, выполненные из красного и черного гранита, гранитные сфинксы, ложки из ценнейших пород дерева.


В III тысячелетии до нашей эры кто-то написал на стенах Великих пирамид: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым!» Человек, написавший эти строки, и не догадывался о том, насколько он оказался прав. Вся история древнего Египта собрана в стенах Каирского египетского музея. Только здесь можно в полной мере ощутить силу и мощь величайшей древней цивилизации, и этот феномен не смогло повторить ни одно другое государство.

Режим работы Каирского египетского музея

Национальный музей древностей расположен в самом центре Каира, на главной площади. До него можно добраться при помощи метро (первая линия, станция Urabi). Каирский египетский музей принимает туристов каждый день с 9.00 до 17.00.

Билет стоит 60 египетских фунтов, но если вы хотите посетить зал мумий – придется доплатить еще 10 фунтов.

Каирский египетский музей находится в Каире , столице Египта , на площади Тахрир, расположенной в центральной части города. Его коллекция исторических ценностей превышает 150 000 экспонатов и ежегодно притягивает миллионы туристов со всего мира.

Каирский египетский музей – история создания.

Своим появлением знаменитая сокровищница древностей обязана людям, которые при жизни ни разу не встречались. В 1835 году по приказу Мохаммеда Али, правившего страной в то время, был издан указ, запрещающий самовольные раскопки и вывоз древних артефактов из Египта. До этого декрета многие захоронения подвергались разграблению, а бесценные экспонаты можно было приобрести на черном рынке.

Не зная о запрете, в 1850 году в Александрию на пароходе прибыл французский историк Огюст Мариетт. Целью его визита было приобретение древних рукописей. Поняв, что вывезти ценности из страны не удастся, он остался в Египте, навсегда влюбленный в эту страну. Свою первую коллекцию он выставил через 8 лет в музее, открытом им в Булаке. Однако после стихийного бедствия, произошедшего в 1878 году, многие экспонаты были сильно испорчены, а некоторые похищены. Ученый обратился к правительству с прошением построить для сохранения коллекции большой египетский музей. Исмаил-Паша, возглавлявший правительство, откликнулся на эту просьбу, и для сохранности на время возведения хранилища приказал перевезти всю коллекцию в свой дворец.

Французский архитектор Марсель Дюнон предоставил эскиз здания, выполненный в стиле неоклассицизма. После утверждения проекта в 1900 году началось строительство, завершившееся через 2 года. Все экспонаты были перевезены из Гизы и выставлены в новом Национальном музее в Каире.


Основатель сокровищницы Огюст Мариетт после смерти удостоился чести быть погребенным в мраморном саркофаге, расположенном слева от входа в нее. Над его усыпальницей возвышается отлитая из бронзы статуя ученого. В саду, разбитом у здания Каирского египетского национального музея, выставлены находки, обнаруженные знаменитым египтологом. Здесь посетители могут увидеть обелиск Рамсеса II и высеченного из красного гранита сфинкса Тутмоса III.


Каирский египетский музей – экспонаты.

Хранящиеся в египетском музее артефакты настолько великолепны, что интересны не только ценителям прошлого, но и туристам, которые приехали в Египет на отдых. Чтобы ознакомиться с многочисленными экспонатами и проникнуться величием древней цивилизации, нужно не менее 4 дней.

В Каирском египетском музее, состоящем из огромного вестибюля и ста залов, расположенных на двух этажах, всегда шумно и многолюдно. Посетив каждый из залов, можно, словно на машине времени, совершить путешествие к истокам мировой цивилизации. Величайшие творения человеческих рук собраны в тематические коллекции и расположены по хронологическому принципу. Самые старые экспонаты имеют возраст, превышающий пять тысяч лет, а самые молодые охватывают начало нашей эры.


Первый этаж Каирского музея.

Египетский музей Каира хранит на первом этаже гранитные, известняковые и базальтовые изваяния правителей Египта. На самом входе посетителей встречают огромные статуи фараона Аменхотепа III и его супруги Тии.


Далее можно увидеть фараона Микерина, восседающего в окружении древнеегипетских богинь Хатор и Бат. Особое внимание туристов привлекает тщательно выполненное из темно-зеленого диорита, пронизанного тонкими светлыми прожилками, изваяние фараона Хафра, принадлежащего к четвертой династии. Некоторые египтологи считают, что именно его лицо носит , сидящий возле пирамиды в долине Гиза.


Здесь же можно увидеть фигуру фараона III династии Джосера, считающегося первым строителем пирамид. Его ступенчатая усыпальница находится в Саккаре недалеко от плато Гиза. На первом этаже стоит изваяние Снофру – фараона IV династии, для которого в Дахшуре возвели две пирамиды: Ломанную и Розовую, не уступающих по своему величию пирамидам, построенным в долине Гиза.

Не меньший интерес у посетителей вызывают искусно раскрашенные известняковые статуи принца Рахотепа и его жены – царевны Нофрет. Оба изваяния обнаружили еще во время экспедиций, возглавляемых самим Мариетом.


Здесь же есть отдельный зал, посвященный отцу Тутанхамона – фараону-еретику Эхнатону. В нем находятся колоссальные изваяния, изображающие его и Нефертити, которая была ему женой.



Кроме монументальных изваяний среди экспонатов много погребальных плит, всевозможных сосудов и статуэток меньшего размера.

Второй этаж Каирского музея.

Но более всего посетителей манит второй этаж, на котором собраны сокровища из гробницы Тутанхамона и других древних правителей. Обнаружение гробницы юного фараона и сокровищ, собранных в ней, произвело на жителей XX столетия неизгладимое впечатление. Поражает не столько количество драгоценных камней и золота, как высочайшее мастерство древних мастеров. Золотая погребальная маска Тутанхамона , декорированная драгоценными камнями и редкими породами дерева, вызывает у посетителей восторг, а у современных ювелиров чувство зависти. Вес этого шедевра более 11 кг.


С не меньшим мастерством изготовлены украшения фараона – ожерелья, выполненные из золота с инкрустацией из бирюзы и кораллов, массивные кольца и серьги, а также нагрудные украшения, декорированные сценками из древних мифов.




Невольное восхищение вызывает позолоченный трон Тутанхамона, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.


В зале правителя выставлены три саркофага. Примечательно, что один из них отлит из золота и весит около ста килограмм.


В отдельном зале можно ознакомиться с сокровищами царицы Хетепхерес, являвшейся матерью известного фараона Хеопса. Кроме шкатулки, инкрустированной драгоценными камнями, носилок, покрытых золотыми листами, и серебряных браслетов, в нем можно увидеть погребальные саркофаги, принадлежащие разным эпохам и изготовленные из различных материалов.


Осмотрев сокровища Тутанхамона, стоит заглянуть в соседний зал и ознакомиться с коллекцией драгоценностей, принадлежавших фараонам, правившим в XI-X столетиях до нашей эры. Эти экспонаты менее известны, но не менее ценны. Здесь хранятся золотые украшения и саркофаг фараона Псусеннеса I, инкрустированные драгоценными камнями.


Туристы с крепкими нервами могут посетить зал, в котором поддерживается специальный микроклимат. Здесь находятся мумии, принадлежащие известным правителям страны. Если турист планирует побывать в зале с мумиями не в составе экскурсионной группы, он должен внести дополнительную плату. Перед посещением нужно запомнить одно правило – вести фото и видеосъемку в этом зале Каирского египетского музея запрещено.


Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

Египетский музей (Национальный Музей) расположен в самом центре Каира, на площади Тахрир. Его иногда называют Национальным музеем, но это неверно. Национальный музей, то есть музей египетской цивилизации, экспозиция которого отражала бы все периоды истории страны, существует пока лишь на бумаге. А почти все экспонаты Египетского музея относятся ко времени правления фараонов — династическому периоду и только некоторые из них — к греко-римскому.

Нам очень крупно повезло! Накануне вечером Майя встретилась в холле нашего отеля с подъехавшей за посылочкой из Шарма Олой, с которой мы созванивались время от времени все три дня по приезду, но все никак не могли найти удобное для нас всех время для встречи (то мы поздно из Алекса вернулись, то еще что-то). При этом, слыша безупречный русский в телефонной трубке, я как-то ласково назвала ее «Олечка». Вежливо и с улыбкой моя собеседница сказала - нет, я - Ола. Я - египтянка. Это уже потом мы узнали, что Ола (госпожа ….полное имя на визитке) - лучший гид Каирского музея, преподаватель каирского университета, настоящей знаток египетской культуры и истории, получившая образование в Ленинграде.
В общем, передавать посылочку на ресепшн отеля пошла обаятельная Майя. В результате их встречи милая Ола задвинула все свои планы следующего дня и решила побаловать себя (да-да - именно так она и сказала!) возможностью пообщаться с двумя столь милыми россиянками - и предложила (совершенно бесплатно, кстати) провести экскурсию по Каирскому музею только для нас двоих!

Итак, утром за нами

заехал Рэй и отвез до площади Тахрир, отку да мы не спеша пошли к музею вниз под горочку….С Рэем мы договорились созвониться позже, когда наша программа «духовного насыщения» музеем будет завершена

Во внутреннем дворе музея установлены несколько скульптур, самой знаменитой из которых является скульптура сфинкса,
расположенная практически перед фасадом здания,

около сфинкса - небольшой бассейн с голубоватыми цветами нильского лотоса, где бьют маленькие фонтанчики - это очень красиво.



В музее и возле него кроме туристов практически всех национальностей, много веселых каирских школьников, которых учителя привели знакомиться с историей своей страны.

Поскольку мы пришли немного раньше назначенного времени встречи с Олой - немного походили по внутреннему дворику музея, сделали несколько фото, а потом пошли сдавать фотоаппараты в камеру хранения - увы, уже несколько лет фотографировать в музее запрещено. Поэтому особо любознательным предлагаю парочку неплохих ссылок, в которых можно посмотреть экспонаты музея:

(Особенно хороши фото экспонатов музея на второй ссылочке! Сэнкс at Bluffton University!!!)
Мы договаривались встретиться с Олой возле большого сфинкса, охраняющего вход в музей. А вот и она! Лично я была очарована с первого взгляда - красивая, по мальчишески стройная с короткой стрижкой на ярких каштановых волосах, стильно по-молодежному одетая - никаких тебе платков покрывающих голову и бесформенных одежд - совершенно европейская девушка в модных брючках и обтягивающем стройную фигурку свитерочке. А чуть позже, уже в музее, выяснилось, что Ола в профиль просто поразительно похожа на молодого царя - Тутанхамона!
Привет! Зовет она нас и машет рукой. Привет! Ощущение такое, что мы встретили давнюю подругу - сразу «на ты», сразу полный комфорт в общении.
Более интересной, наполненной, эмоционально окрашенной экскурсии, чем та, которую провела для нас Ола, я не припомню за всю свою жизнь ни в одном посещенном ранее мною музее!

В Египетском музее более ста залов, на его двух этажах размещено более ста тысяч экспонатов. Экспозиция музея в целом выдержана в хронологическом порядке. Благодаря Оле наша экскурсия была по-хорошему динамичной, мы под ее опытным руководством уделили максимум внимания самым-самым ключевым моментам и ничуть не устали от обилия информации.

Из того, что особо запомнилось:

Монументальная статуя хозяина одной из трех великих пирамид Гизы - фараона Хефрена Khafre (Chephren). Поразительно с каким мастерством скульптор высек эту статую из одного из сложнейших материалов - сверхпрочного черного базальта! Эта скульптура одно из «кА» фараона облечена всеми признаками верховной власти - накладная борода, он сидит на троне, ножки которого выполнены в виде львиных лап, голову фараона сзади бережно обнимает сокол - воплощенное божество - Хор.



- оригинал «кА» фараона Джосера - той самой скульптуры, заточенной в сердабе возле пирамиды этого фараона в Саккаре (копию то мы уже видели и сфотографировали вчера во время нашей поездки в Саккару)


- сидящие царевич Рахотеп и Нефрет, его жена. Скульптуры изготовлены из песчаника и раскрашены. Особо поражают воображение глаза - они выполнены из кварца - с особой точностью - видны и радужка и зрачки. Фигуры искусно раскрашены - смуглого Рахотепа оттеняет более светлая и нежная Нефрет, округлость ее форм подчеркивает облегающая белая одежда

- деревянная статуэтка — вельможи Каапера, которую нашли в Саккаре, в середине XIX в. Увидев ее, рабочие, принимавшие участие в раскопках, воскликнули: «Да это же наш староста!» Так и вошла она в каталоги под названием «Деревенский староста» («Шейх аль-баляд»)

Внимательно вглядываемся в лицо одной из самых загадочных персон древнего Египта - это женщина-фараон - Хатшепсут. Ее скульптурное изображение имеет все традиционные символы высшей власти, включая бороду. Тут даже есть ее изображение в виде сфинкса -


Впечатляет зал с экспонатами так называемого амарнского периода— времени правления фараона-еретика Эхнатона. В искусстве древнего Египта это был период реализма: потрясающие фрески с птицами, жанровыми сценками напрочь лишены более поздних канонов - и прелестны своей искренностью.

Каменный Эхнатон, который выглядит весьма непривлекательно, даже уродливо, с маленькой головой и большим животом. Ни раньше, ни позже амарнского периода скульптор не рискнул бы изобразить так всемогущего фараона, даже если бы сходство с оригиналом было стопроцентным

Алебастровая головка — прекрасной Нефертити -
жены Эхнатона

Кстати, я была потрясена предположением некоторых ученых о том, что в действительности некоторое время после мнимой смерти Эхнатона (!) Египтом правила его жена - Нефертити - она же позировала скульпторам в роли своего мужа - именно поэтому фигура фараона имеет столь женственную фигуру с большими бедрами - да и сходство в лицах явно прослеживается. Еще более смелым является гипотеза о том, что знаменитый пророк Моисей - это никто иной, как бежавший на Синай от идеологического преследования за свои преобразования Эхнатон!

По мраморной лестнице поднимаемся на второй этаж музея - ядром коллекции здесь являются сокровища гробницы Тутанхамона, которая была найдена в 1922 г. в Долине царей в Луксоре практически не разграбленной. Коллекция и в самом деле велика и потрясает воображение - конечно же - знаменитая Золотая посмертная маска Тутанхамона (которую мы все-таки по-шпионски запечатлели фотиками своих мобильных), два его гроба, статуя Тутанхамона (вот около нее мы и замечаем - насколько наша очаровательная Ола похожа ликом на этого фараона), позолоченный трон, скульптура бога Анубиса в виде лежащего шакала, золотые украшения и прочая утварь из гробницы. Еще в коллекции представлена полуистлевшая одежда, в которую был одет Тутанхамон - сандалии, рубашка и даже трусы….почему то становится, мягко говоря, не по себе, глядя именно на обычные, бытовые предметы из этой гробницы.

На втором этаже музея также находятся Фаюмские портреты, которые были найдены в конце XIX в. во время раскопок римского некрополя в оазисе Фаюм, представляют собой восковой рисунок на деревянной доске. Они рисовались с натуры, при жизни висели в доме, а после смерти клались поверх мумии. Изображения людей на них абсолютно реалистичны.

Я в свое время впервые «познакомилась» и была очарована фаюмскими портретами в Пушкинском музее в Москве, благодаря великолепной постоянной экспозиции музея, посвященной древнему Египту (коллекция составлена страстным египтологом князем В.С. Голенищевым). Кстати, до сих пор страстно обсуждается вопрос, был ли вывоз артефактов из Египта цивилизованной формой грабежа или единственным способом сохранить их. Ученые склоняются к последнему: в тот момент, когда стали открываться захоронения фараонов, они рисковали быть разграбленными и разрушенными невежественными кладоискателями. Хотя известно, что первые грабители проникли в гробницы тысячелетия назад, задолго до современных воров
В общем, программа культурного насыщения состоялась - время к обеду - возникло пока еще легкое чувство голода, желание попить пивка, а главное теперь уже просто поболтать. Ола предлагает нам зайти в хорошо известное ей кафе, которое находится поблизости.

Арт-кафе (café Estoril)

Это чудесное кафе находится совсем недалеко от музея и является одним из мест, где собирается богема Каира - художники, искусствоведы и вообще люди не чуждые тяги к прекрасному. Я специально взяла визитку этого кафе и сообщаю адрес для тех счастливцев, у кого в планах стоит посещение Каира: это находится в переулочке, уходящем от улицы Tallat Harb в районе дома номер 12 на улочку Kasr el Nil, дом 13. Для совсем непонятливых написано - в здании торгового центра, расположенного за офисом Air France и телефон кафе: 574 31 02. В общем - заходите - не пожалеете! Уютная обстановка, приятная прохлада в жаркий день, прекрасные картины на стенах - работы знакомого художника Олы по имени Осман, который, конечно же, тоже учился своему мастерству в России!

Некоторые экспонаты можно посмотреть снаружи здания.

Слева от входа похоронен сам Огюст Мариет, над могилой находится его статуя. Если обратить внимание на табличку на памятнике Огюсту Мариету, то можно увидеть надпись “Mariette Pacha” (на фото слева). Огюста очень уважали в Египте, отсюда и такое громкое звание.

Рядом с этой статуей выставлены бюсты самых известных археологов. Среди них: Жан-Франсуа Шампольон (расшифровал значение древних египетских иероглифов), Гастон Масперо (открыватель Дейр эль-Бахри) и Карл Рихард Лепсиус (прусский археолог, в честь которого названа одна из пирамид).

Внутри здания всего два этажа – цокольный (“Ground floor”) и первый (“First floor”). Сейчас нет смысла описывать план каждого этажа, так как группы экспонатов периодически перемещают между залами. Скажем только, что на цокольном этаже находятся все крупные предметы – статуи, саркофаги и плиты. На первом этаже находятся две самые интересные комнаты: первая – с сокровищами гробницы Тутанхамона, вторая – с царскими мумиями эпохи Нового царства.

Обо всех экспонатах рассказывать также смысла нет. Ограничимся несколькими самыми интересными.

Маска фараона Тутанхамона

В 1922 году археолог Говард Картер обнаружил в единственную гробницу, которая не была открыта древними грабителями. Внутри покоился фараон Тутанхамон из 18-й династии.

В гробнице находилось несколько тысяч предметов, но больше всего прославилась погребальная маска из золота весом 10,23 килограмма.

Ее образ настолько популярен, что она изображена на монете 1 египетский фунт и является визуальной “визитной карточкой” Каирского музея.

В 2014 году с этой маской произошло несчастье – отвалилась борода, когда сотрудники музея взяли ее для чистки. В 2015 году команда из египетских и немецких реставраторов прикрепила бороду обратно при помощи пчелиного воска. Сейчас маска в целости и сохранности.

Статуя фараона Хафры (Хефрена)

Единственная целая статуя Хафры (см. фото) – 4-го правителя 4-й династии. Конечно, он больше прославился своей в Гизе, чем скульптурами.

Статуэтка фараона Хуфу (Хеопса)

Знают все читатели, но мало кто знает, как он выглядел. Это неудивительно, ведь сохранилась всего одна маленькая статуэтка с его изображением (см. фото), которую можно посмотреть в Каирском музее.

Статуи фараона Микерина

– третья по величине в Гизе. У ее подножья в храме были найдены великолепные статуи, изображающие фараона вместе с богинями (см. фото). Об этих статуях мы подробно рассказывали в статье о его пирамиде.

Бюст фараона Эхнатона

Эхнатон – великий фараон-реформатор, который пытался ввести в древнем Египте монотеизм. И у него это почти получилось. В его столице – городе Амарна было найдено множество его изображений, а самый знаменитый бюст Эхнатона (см. фото) можно увидеть в Каирском музее.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...