Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Как относятся к матрене односельчане. Отношение Матрёны с окружающими. Литературное направление и жанр

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу. Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе - это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.

Есть она тот самый праведник,

без которого... не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

А. Солженицын. Матренин двор

В своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских клас-сиков, создавших незабываемую галерею образов русских женщин (некрасовские Матрена Тимофеевна, Орина, турге-невская Лукерья).

Главная героиня рассказа — простая, одинокая старая женщина Матрена Васильевна. Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот и сегодня. Из всего хозяйства — колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена. Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было «не положено» (так и жили люди в поселке Торфопродукт, как сапож-ники без сапог). А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: «Зимой салазки на себе, летом вязан-ки на себе...»

Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васи-льевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, из-за чего в поселке решили, что на матери — порча; муж не вернулся с войны. Но эта необразованная женщина находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по- прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жа-лея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз — к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая — все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже бла-годарности.

«Не стоит село без праведника» хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным правед-ником, на котором держался поселок, была Матрена Васи-льевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. «Не понятая и брошенная даже мужем своим», «смешная, по-глупому ра-ботающая на других бесплатно», Матрена никогда не бу-дет забыта Кирой, которой подарила всю свою материнс-кую любовь и нежность, и Игнатьичем, которому, не беспо-коясь о том специально, вернула веру в человеческое бла-городство, добро, чистоту.

Такие люди, как Матрена Васильевна, живут среди нас и сегодня, бескорыстно и незаметно творя добро, находя свое счастье и предназначение в самоотдаче — на них и держится вся жизнь человеческая, полная бессмысленной торопливости, забывчивости, эгоизма и несправедливости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

>Характеристики героев Матрёнин двор

Матрена

Григорьева Матрёна Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», пожилая крестьянка из деревни Тальново. Это одинокая женщина шестидесяти лет, которая всю жизнь бесплатно работала на колхоз, а теперь не могла добиться получения пенсии, так как фиксированного стажа у нее не было. Выплаты по утере кормильца она тоже не могла получать, так как муж пропал без вести на фронте лет пятнадцать тому назад, а справки с предыдущих мест его работы было уже не достать. Вскоре у нее появился постоялец – новый учитель математики в селе, Игнатич . После чего ей выделили пенсию в восемьдесят рублей, да и школа стала платить по сто рублей за квартиранта, а также дала машину торфа на зиму.

Соседки стали завидовать женщине. Откуда ни возьмись, объявились родственники: три сестры, претендующие на наследство. Сама Матрена по натуре была очень добрым, работящим и отзывчивым человеком. Несмотря на преклонный возраст и разные недуги, она шла на помощь соседям, колхозу, оставив свои насущные дела. В молодости она любила Фаддея Мироновича и ждала его три года из армии. Не получив не весточки от него, Матрена была выдана замуж за брата Фаддея – Ефима. А через несколько месяцев воротился и сам Фаддей, хотел молодых зарубить топором, но одумался, все-таки брат родной. Он тоже любил Матрену и нашел себе жену с таким же именем. «Вторая» Матрена нарожала ему шестерых детей, а у Матрены Васильевны ни один ребенок не выжил. В селе говорили, что «порча» на ней. В итоге она удочерила и воспитала младшую дочь Фаддея и «второй» Матрены – Киру.

После замужества Кира с мужем-машинистом уехала в Черусти. Матрена Васильевна обещала после смерти отдать ей в приданое часть своей избы. Но Фаддей не стал дожидаться, пока Матрена умрет и стал требовать обещанный сруб горницы. Оказалось, что молодым выдали земельный участок под дом и сруб как раз не помешал бы. Фаддей с сыновьями и зятем стал разбирать избу и перетаскивать через железную дорогу. Матрена и в этом им помогала. Сестры ругали ее и просили не отдавать дом, но она не слушала. Она умерла на рельсах под колесами поезда, перенося свою же избу. Такая нелепая и трагичная смерть постигла героиню. Родственники Матрены на похоронах только и думали, как разделить имущество несчастной. А рассказчик Игнатич искреннее восхищался ею и считал, что именно на таких как она держатся села, города и вся наша земля.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • на примере сопоставительного анализа показать судьбы главных героинь, ответить на проблемные вопросы произведений, поставленные авторами;
  • в процессе сопоставления и противопоставления произведений понять значение вечных ценностей (праведность, простота, человечность, смирение);
  • определить нравственные приоритеты и духовные ценности человека;
  • воспитание у учащихся вечных истин, составляющих ценность жизни

Ключи от счастья женского
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Н.А. Некрасов

Учитель: судьба русской женщины волновала и волнует писателей. Как сохранить доброту, не озлобиться, если мир так жесток и несправедлив, если некому защитить и приходится выживать, надеясь только на себя? Примером того, какие дороги выбирают простые женщины-крестьянки, которых тысячи в нашей стране, служат произведения “Матренин двор” и “Пелагея”.

Кто такая Матрена?

Учащийся:

Матрена Васильевна, героиня рассказа А. Солженицына “Матренин двор” – простая, одинокая старая женщина. Жизнь её была тяжелой, много забот и печалей выпало ей на долю: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Матрена ничего не жалела для своих родственников, соседей и даже для чужих людей. Если в колхозе нужно вывезти навоз, если нужно помочь соседям в пахоте или уборке урожая, все шли к ней, зная, что она не откажет. И Матрена не отказывала, бескорыстно помогала и не брала за работу платы.

Учитель: - Pасскажите о Пелагее

Учащийся:

Пелагея Аносова, героиня повести Ф. Абрамова “Пелагея”, – пекарша, от зари до зари работающая на своей пекарне. Кроме того, она должна и по дому управиться, и двор прибрать, и травы накосить, и за мужем больным успеть поухаживать. Вся жизнь – это сплошная вереница одинаковых дней, проходящих в непосильном труде. Даже отдохнуть она не может себе позволить: вся работа держится на ней. Жизнь Пелагеи не менее тяжела.

Учитель: - для женщины очень важно иметь дом, семью, в которой царили бы любовь, уважение друг к другу, забота, важно, чтоб росли дети. В чем трагизм жизни и женской судьбы Матрены?

Ученик:

В юности судьба круто обошлась с Матреной. Одна-единственная любовь была у неё к Фаддею. “В то лето... ходили мы с ним в рощу сидеть. Тут роща была, где теперь конный двор, вырубили её...Без малого не вышла..” - рассказывает она свою историю Игнатьичу. Но Фаддей ушел на войну и пропал без вести на три года. Сватовство младшего брата Фаддея, Ефима, определило её дальнейшую судьбу. Она решила войти в их дом и не из корыстных побуждений: “Мать у них умерла... Рук у них не хватало”. Внезапно вернувшийся из венгерского плена Фаддей хотел было “порубать” обоих: “Если б не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!”.

Жизнь Фаддея складывается нелепо: вот, кажется, и женился (взял в жены тоже Матрену из Липовки), отстроил себе дом. Вроде и жалеть ему не о чем: родила ему та Матрена шестерых детей. Но зверствуетФаддей, бьет свою жену. Не было счастья и у Ефима с Матреной: у них дети не выживали.

После того как Ефим не вернулся с войны, выпросила Матрена у той, забитой Матрены, жены Фаддея, младшую их девочку, Киру, и воспитывала её десять лет как родную.

Учитель:

Ученик :

Пелагея еще в молодости отличалась сильным и решительным характером. Муж, Павел, сразу ей подчинился, был слаб характером. Провожая мужа на войну, Пелагея сказала: “На меня надейся. Никому не расчесывать моих волос, кроме тебя”. Как сказала, так и сделала: за всю войну ни разу не переступила порог клуба. Но особого уважения к мужу Пелагея не испытывала. Каким на самом деле был её Павел, она поняла только тогда, когда его хоронила: “Безотказно, как лошадь, как машина, работал Павел в колхозе. И заболел тоже на колхозной работе. С молотилки домой на санях привезли. А кто ценил его работу при жизни?”. Она понимает, что и сама не ценила его работу, потому что за неё не платили. И только на похоронах односельчане по-доброму отзываются о Павле, но он уже ничего не может слышать. Дочь Алька, в которой души не чаяла Пелагея, сбежала с офицером в город. Выросла она неблагодарной и легкомысленной.

В произведениях художественной литературы неоднократно подчеркивалось, что труд – это основа жизни. В отношении к труду ярко проявляется характер человека. Каково отношение Матрены к труду?

Ученик :

Ни одна пахота не обходилась без Матрены, вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила её на себе. Никому не могла отказать в совершенно бескорыстной помощи, будь то близкий человек или совсем чужой. Часто оставляя свои неотложные дела, несмотря на то что плохо себя чувствует, шла помогать соседям или колхозу. Она искренне радуется чужому хорошему урожаю, тогда как у нее на песке никогда ничего не родится: “Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у неё! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!”. В пять пудов мешки поднимала Матрена. Работа освобождает её от злости, не дает копиться в душе ничему дурному.

Учитель :

Расскажите о труде Пелагеи.

Ученик :

Поначалу Пелагея работала на скотном дворе: грязь страшная, до колена. В отличие от Матрены, Пелагея идет на сделку с совестью: “Не для услады, не для потехи переспала она с чужим мужиком”. От нужды, от тяжести решилась на это и получила-таки место в пекарне. Работала она на совесть, в полную силу. И сила эта была от работы, от отношения Пелагеи к ней. В пекарне у Пелагеи чистота. Как старалась она, чтобы хлеб был “духовитее” – воду брала на пробу из разных колодцев, дрова выбирала смоляные, чтоб без сажи! Муку требовала первый сорт, а свежеиспеченную буханку смазывала постным маслом на сахаре, тогда буханку любо в руки взять: “Смеется да ластится. Сама в рот просится”. Она растапливает печь, поднимает тридцать ведер воды, наливает сто буханок черного и семьдесят белого. Поэтому так тяжело Пелагее видеть новую неопрятную пекарихуУльянку, от одного вида едва не стошнило: “Потная, жирная, волосы немытые блестят, будто она век в бане не бывала”. Невыносимо смотреть на нечищеный самовар и рукомойник, на небеленую печь, потому что привыкла Пелагея работать на совесть.

Учитель :

Обе героини много трудились в своей жизни. Есть в русском языке выражение – нажить непосильным трудом. Что “нажили” Матрена и Пелагея?

Ученик :

Проработав всю жизнь в колхозе не за деньги, а за “палочки”, Матрена не получила пенсии, не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы – вот то, что она имела. К одежде Матрена вовсе равнодушна: “ Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев”.

Ученик :

Пелагея треть своей жизни голодала. В 1933 году у неё “померли отец и брат с голодухи”. В войну было не лучше. А после войны на её глазах зачах её сын, первенец, потому что “начисто пересохли груди” у Пелагеи. С той поры поняла Пелагея цену “тряпки” - это товар, на который можно было обменять кусок хлеба. И начала она загребать мануфактуру обеими руками, потому что знала: не ситец, не шелк в сундуки складывает, а саму жизнь. Сытные дни про запас для дочери, для мужа, для себя.

Учитель :

Государство обязано заботиться о своих гражданах, о людях, которые честно отработали на него, отдали здоровье, силы. Как отражена роль государства в том и другом произведении?

Ученик :

С горечью следует ответить, что государство будто забыло труженицу Матрену: она не получает от него никакой помощи. Чтобы как-то прожить, ей приходится вместе с другими женщинами ходить на станцию воровать торф.

Ученик :

Пелагея не надеется ни на кого, кроме себя. Всю свою жизнь она пыталась копить: вроде и живет не хуже других. Однако Абрамову удалось показать, как духовно нищает деревня. Пелагея тоже вынуждена воровать. Она носит ведра с помоями из пекарни для поросенка: по-другому, не выкручиваясь, не заводя знакомства, не воруя, не приспосабливаясь, даже таким каторжным трудом не обеспечить себе сносную жизнь. Перед смертью она спрашивает себя: чего достигла, чего добилась, чего так мучилась? И не находит ответов на все эти вопросы. Крепкая, трудолюбивая женщина теряется в мире, где нет ничего привычного для неё: нет мужа, нет дочери, нет работы, а значит, нет счастья.

Каково отношение односельчан к Матрене?

Ученик :

Все отзывы о Матрене со стороны односельчан неодобрительные: “..и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно”. Золовка рассказала автору, что и муж, Ефим, её не любил, потому что одеваться она не умеет “культурно”, что завел он себе в городе “сударку”, когда ездил на заработки”

Кто сумел оценить нравственную чистоту и красоту главной героини, “непонятой и брошенной даже мужем своим, схоронившей шестерых детей, ...чужой сестрам, золовкам, смешной, по-глупому работающей на других бесплатно?”

Ученик :

А. Солженицын, автор(он же герой рассказа, так как от лица автора ведется повествование), считает Матрену праведницей, без которой “..не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. Это женщина с безмерно доброй душой. Такие, как она, не дают деревне умереть духовно. Она не ропщет на судьбу, не завидует, никого не осуждает, не держит в сердце злобы. Автору, не беспокоясь об этом специально, она вернула веру в человеческое благородство, добро, чистоту.

Каково отношение односельчан к Пелагее?

Ученик :

Пелагею, в отличие от Матрены, вряд ли можно назвать праведницей. Всю жизнь она тянулась к “хорошим людям”, заводила нужные знакомства. Есть в ней такие качества, как зависть, злость, жестокость и честолюбие. Пелагея не пошла поздравлять золовку с днем ангела, так как та не относится к кругу избранных, зато пошла, несмотря на усталость в гости к Петру Ивановичу, где много нужных людей. В годы работы на пекарне она привыкла быть на виду, так как отношение к хлебу и к пекарихе было уважительным. Многие даже завидовали ей: “Шикарно. Шикарно живешь!”. Действительно, на дом было любо- дорого взглянуть: новая шиферная крыша, крылечко стеклом заделано. Баня, погреб, колодец и огород – все под рукой. Многие её осуждали: “Кулачиха! Дом родительский разорила!”.

Учитель зачитывает отрывки из повести “Алька”:

Абрамов написал продолжение повести “Пелагея”, называется произведение “Алька”. Речь идет о единственной дочери Пелагеи, Альке, которая сбежала с военным в город, дочери, которая не приехала ни на похороны отца, ни на похороны матери. Но она возвращается в деревню и с удивлением слышит слова Христофоровны: “У меня две девушки из города жили – больно нравилась наша водица. Такой, говорят, воды, бабушка, и на свете нету. Все вон по Паладьиной меже бегали”. Паладьина межа – межа родной матери. Как редко бывает, когда тропу называют именем родной матери! Паладья – это деревенское, домашнее имя Пелагеи. Так звал её покойный отец. Значит, сохранили жители деревни добрую память о Пелагее. Значит, не зря она жила, значит, оценили её труд, помнят!

Учитель :

Мы проследили судьбы двух русских женщин – Матрены и Пелагеи. Узнали, что общего между ними и в чем разница? Невольно вспоминается судьба ещё одной Матрёны, Матрены Тимофеевны из поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Это представительницы разных эпох. По вашему мнению, изменилась ли судьба русской женщины? Подготовьте к следующему уроку письменный ответ на вопрос.



Последнее произведение, с которым мы познакомились на уроке литературы, - это рассказ Солженицына «Матренин двор».
Главным героиней произведения является одинокая трудолюбивая и простодушная женщина Матрена с блекло-голубыми глазами и лучезарной улыбкой. Муж Матрены пропал без вести в военные годы, а дети, все шестеро, умирали один за другим, не успевая дожить и до года.
Матрена жила скромно, пенсии не получала, а потому и денег у нее никогда не было. Со здоровьем у старушки были проблемы. И в плохие дни, когда она совсем не могла вставать с постели, за хозяйством следила ее верная подруга.
Все ее хозяйство составляли коза да пятнадцать соток земли, засаженной картошкой.
В минуты душевной грусти только один труд мог успокоить Матрену. Целый день она трудилась, и ни на секунду не было ей покоя.
Односельчане не понимали ее поступков, а потому и не любили. Не нравилось ее скудное хозяйство. Отсутствие поросенка для деревенского жителя было парадоксом. Не любили Матрену за ее искреннюю доброту и бескорыстность, за то, что она не смогла удержать мужа. Матрену упрекали за то, что она помогала всем от чистого сердца, не ожидая в ответ ни похвалы, ни награды.
Но нельзя строго судить сельчан. В любом обществе не любят белых ворон. Матрена – хороший человек, но она не живет по деревенским правилам, поэтому ее не понимают и не ценят.
Автор относится к Матрене с уважением. Он никогда не упрекает героиню, очень ценит в ней спокойствие. Его восхищает ее загадочная улыбка, он сочувствует Матрене, потому что прожила она отнюдь не легкую жизнь. Главные черты, которые отличает автор в героине, - это доброта и трудолюбие.
Почему точка зрения автора не совпадает со взглядом односельчан? Он жил с Матреной бок о бок под одной крышей, знал ее ближе и ценил ее человеческие качества не как односельчанин, а как писатель и психолог, не отягощенный деревенскими предрассудками.
На мой взгляд, у Матрены есть все качества, присущие настоящему христианину. У нее был идеальный характер и ангельская душа. У Матрены был несгибаемая сила воли. Как бы судьба не била, не испытывала героиню, она не сходила с верного пути. И поэтому автор называет ее праведником. Что если бы вся деревня была такой же?

От администрации сайта

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...