В Конституции РФ указано, что Российская Федерация – это светское государство, в котором церковь отделена от государства. Но отношения между организациями верующими и государством регламентируются правом и основаны на правовых принципах.
Религиозные объединения
В 1997 году был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором регламентировано право граждан исповедовать любую религию, в том числе – и не исповедовать никакую, право менять и распространять религиозные убеждения.
Также этот закон запрещает вовлечение детей в религиозные объединения вопреки их воле или без согласия родителей.
Свыше половины религиозных общин в Российской Федерации относятся к Русской православной церкви – это около 75 % верующих россиян.
18 % верующих россиян относятся к мусульманским общинам, а всего в России действует 43 духовных управления мусульман. Также в нашей стране существует 113 буддийских общин, центральное управление которых действует с 1946 года.
К другим религиозным организациям в Российской Федерации относятся: старообрядцы, Римско-католическая церковь, христиане-баптисты, христиане веры евангельской.
Определение религиозного объединения
В Российской Федерации под религиозным объединением понимают добровольное объединение граждан и иных лиц, которые на законных основаниях проживают на территории РФ, которое было образовано с целью совместного исповедования веры, а также ее распространения. Признаками религиозного объединения считаются:
Вероисповедание;
Обучение религии, религиозное воспитание;
Совершение богослужений, обрядов, церемоний.
Формами религиозных объединений считаются религиозные группы и организации. Но создание подобных объединений запрещены в рамках государственных органов власти и в государственных учреждениях.
Для создания религиозной группы или организации необходима государственная регистрация, которая осуществляется в качестве юридического лица. Подобная регистрация осуществляется органами юстиции.
Для этого необходимы определенные документы, в зависимости от вида регистрируемый организации меняется перечень документов. Можно зарегистрировать местную и централизованную организацию.
Местные и центральные организации
Местная религиозная регистрация включает в себя не менее десяти участников, достигших совершеннолетия. А в уставе такой организации должны быть указаны в обязательном порядке: наименование, вид религиозной организации, местонахождение, вероисповедование, цели и основные формы деятельности организации, порядок создания и прекращения, органы управления организации и ее структура.
Централизованная религиозная организация должна включать в себя не менее трех местных организаций.
Опасность тоталитарных сект
Множество нетрадиционных религиозных организаций, которые возникли совсем недавно, представляют собой жесткую иерархическую систему с авторитарным лидером.
Для таких общин присущ культу лидера, который создание при помощи психологических методов воздействия и искусного манипулирования.
Известны случаи, когда подобные общины приводили людей к неадекватному поведению и к разрушению собственной жизни и общественного правопорядка. Многие люди, попадающие под влияние таких организаций, бросают учебу, работу, семью и полностью посвящают себя поклонению лидеру общины.
3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций
Третье направление в истолковании приоритетов между элементами религиозного комплекса связано с развитием социологии религии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система - это прежде всего система коллективных действий. Коллективные же действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Они нуждаются в упорядочении, организации, поэтому на базе культовых действий и отношений формируется религия как социальный институт. Социальные институты - это исторически сложившаяся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Становление религии как социального института представляет собой процесс институционализации религиозных культовых систем.
Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.
Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объему совпадала с другими социальными группами - племенем, родом, соседской общиной и т. п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.
Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ведущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.
Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общиной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере монополизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации религии приводит к формированию такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает немецкий историк И. Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако, здесь еще имеет место совпадение религиозной и социальной общности.
Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательству сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение и вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации. Жреческая корпорация - это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству.
других странах это сословие образует замкнутую касту, занимающую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).
Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулирования и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является составной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства создает основу для его автономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное «государство в государстве».
В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в становлении государственной правовой системы общества. Однако эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюрк-гейм убедительно показали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культовой системы. Идеологическое регулирование носило синкретическую форму, включающую в себя, наряду с моральными, характер религиозного и государственно-правового регулирования.
По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.
Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций:
1). Выработка систематизированного вероучения;
2). Разработка систем его защиты и оправдания;
3). Руководство и осуществление культовой деятельностью;
4). Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм;
5). Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов, В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.
Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.
Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.
Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.
Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личное" ти, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношения различных типов религиозных организаций представлено в таблице 1.
Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразова-
Церковь |
Деноминация |
Секта |
Культ |
|
Пример |
Римский католицизм. Англиканская цсрквь. |
Методизм. Конгрсгациа-лизм. |
Свидетели Иеговы; «Христианские науки» (раннего периода) |
Отца небесного; Храм людей; Церковь Единения |
Источник членства |
Все или боль-шинство членов общества преданы церкви. |
Набор путем обращения в веру детей членов общины; в некоторой мере обращение в веру новых людей. |
Братство преданных верующих; обращение в веру на основе убеждения |
Братство преданных верующих; обращение в результате эмоционального кризиса |
Отношение к государству и Другим религиям |
Тесно связана с государством и нерелигиозными организациями |
В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру |
Выступает против других религий, а также государственных и светских органов власти |
Отрицание других религий, а также государственных и светских органов власти |
Тип руководства |
Профессиональные священники, работающие полный рабочий день. |
Профессио-нальныесвя-щенники |
Непрофессиональные лидеры, имеющие слабую подготовку |
Харизматические лидеры |
Тип вероучения |
Формальная теология. |
Терпимость к различным точкам зрения и спорам |
Упор на чистоту вероучения и возврат к изначальным принципам |
Новые принци- пы; откровение и проникновение в духовную сущность |
Вовлеченность членов |
Сведено до минимума или совсем не требуется для многих членов. |
Незначительная вовлеченность,разре-шаетсяиметьи другие обязательства |
Необходимо глубокое чувство преданности |
Необходима полная преданность |
Тип религиозного действия |
Наличие ригу* алов. |
Наличие ритуалов, слабая эмоциональная выразительность |
Глубокая эмоциональность |
Глубокая эмоциональность 1 |
Табл 44 |
ица 1. Классификация религиозных орган |
изаций | |
тельные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превратиться в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты. Подробнее эти процессы оцерковливания и сектообразования будут освещены при рассмотрении конкретных религиозных объединений.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента - религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществляется в процессе их функционирования. Поэтому настало время перейти к анализу этого процесса, посмотреть как воздействует религия на индивида и общество.
Литература ________
Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971, Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Работая М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.
Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.
Левада Ю. Н. Социальная природа религии. М„ 1965. Угрииович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.
Согласно Конституции, Россия имеет статус светского государства, а значит, в качестве главной или государственной не может быть признана ни одна религия. Все граждане свободны в своем вероисповедании и при желании могут быть участниками или учредителями объединений религиозного характера (не путать с ). Про положение и административно-правовой статус религиозных объединений, его признаки расскажем вам сегодня.
Характеристика религиозных объединений
Понятие и нормативное регулирование
Религиозное объединение — объединение граждан и лиц, проживающих в России постоянно, на добровольной основе с целью общего вероисповедания и совершения обрядов, распространения и обучения вере ее последователей. Будучи юридическим лицом, религиозная организация входит в группу некоммерческих унитарных организаций (не путать с и на ).
Правовое положение объединений на основе религии определяется ФЗ (федеральным законом) “О свободе совести и о религиозных объединениях” (от 1997), Гражданским кодексом, частично Конституцией и №129-ФЗ (о порядке регистрации физических и создании юридических лиц).
Про общественные, традиционные организации и религиозные объединения в РФ (Российской Федерации), а также иные их виды и формы читайте ниже.
Данное видео расскажет вам о том, что такое религиозное объединение:
Формы и виды
В Федеральном законе прописано, что объединения религиозного характера могут приобретать всего две формы:
- религиозной группы — свободного объединения для исповедания веры без государственной регистрации;
- религиозной организации — свободного объединения для добровольного исповедания, распространения веры с обретением правоспособности юридического лица.
Этим законодательная классификация не ограничивается. Юридическое лицо зависимо от сферы деятельности (территориальной) разделяется на:
- местные организации — все участники проживают в одном сельском или городском поселении (одной местности);
- централизованные организации — объединение от трех местных организаций религиозного характера.
Сравнивая с другими некоммерческими учреждениями, легко заметить, что централизованная организация схожа с ассоциацией. В большинстве случаев цель ее создания — координация деятельности местных организаций. Они же могут быть созданы в пределах одного лишь субъекта РФ, централизованные — включать в себя объединения, что функционируют на территории двух, трех и более субъектов РФ.
Интересно, что как централизованные организации могут создаваться местными, так и местные централизованными. Например, три или более местные объединения могут учредить централизованную религиозную организацию. Также действующее централизованное объединение может учреждать местные организации, к примеру, на территории новых для религиозного объединения субъектов РФ.
Деятельность
Религиозное объединение может совершать практически любую деятельность, что не запрещена законодательством России. Изначально это исповедание веры, совершение обрядов, разнообразных церемоний и религиозное воспитание участников. Также организации имеют право:
- содержать и основывать культовые строения и объекты;
- производить и передавать религиозную литературу, а также видео- и аудиоматериалы;
- учреждать организации, производящие материалы и объекты религиозного характера;
- учреждать образовательные организации и СМИ;
- проводить миссионерскую деятельность;
- проводить непосредственную благотворительную деятельность;
- создавать благотворительные учреждения;
- вести предпринимательскую деятельность;
- создавать коммерческие и некоммерческие юридические лица.
Не ограничивается и приветствуется деятельность не всех религиозных групп. Законодательством РФ запрещается деятельность организаций, которая признается экстремистской или деструктивной. Согласно Федеральным законам, такие организации подлежат к приостановлению деятельности или ликвидации.
Также организация религиозного характера не может влиять на государственные органы, принимать какое-либо участие в выборах или поддерживать любую из политических партий, помогать ей материально или иным способом. Данный запрет касается организации в целом, не распространяясь на ее участников.
Об участниках религиозных объединений и их правах согласно законам о религиозной деятельности читайте ниже.
Про юридический опыт религиозных объединений расскажет видео ниже:
Участники организации
Участником религиозного объединения имеет право стать физическое лицо с постоянным местом жительства на территории РФ на законных основаниях. Исключение составляет только следующий круг лиц, которые не могут ни входить в состав, ни учреждать религиозные организации:
- физические лица, не граждане России, пребывание которых на территории государства признано нежелательным;
- лица, входящие в перечень согласно №114-ФЗ, №35-ФЗ и №115-ФЗ (экстремистская деятельность, финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным способом).
Все участники имеют равные права. То есть, все участники могут принимать равное участие в управлении организацией, имеют по одному голосу на голосованиях и могут быть избраны как исполнительный орган. Наличие коллегиального исполнительного органа с главой в форме единоличного исполнительного органа объединения является обязательным.
Обязанности участники также распределяют равномерно: все обязаны платить равные взносы, участвовать в деятельности организации, не нарушать ее устав и внутренние правила.
Интересно, что члены юридического лица, ведущего религиозную деятельность, не получают права на распределение каких-либо доходов. Причем, не может распределяться даже прибыль от коммерческих организаций, созданных религиозным объединением. Согласно закону, любая предпринимательская деятельность может вестись только для реализации целей в уставе.
Участники объединения освобождены от ответственности по обязательствам религиозного учреждения. Корпоративные отношения внутри организации являются организационными с отсутствием имущественного характера.
Учреждение субъекта
Открыть религиозную организацию может объединение физических лиц (минимум 10-ти), получивших полную дееспособность и постоянно проживающих в пределах государства. Это правило актуально для местного объединения.
Главным учредительным документом есть устав. Помимо него, чтобы зарегистрироваться как юридическое лицо участники должны предъявить органу государственной регистрации такие документы и сведения:
- заявление о регистрации;
- перечень физических лиц-учредителей с основными сведениями о них;
- протокол учредительного собрания;
- информацию о вероучении и отношении организации к здоровью, образованию, браках, а также имеющихся ограничениях гражданских обязанностей, прав ее участников;
- данные о руководящем органе, в особенности о его месте нахождения для связи с объединением;
- документ, служащий доказательством уплаты государственной пошлины.
Заявление учредителей рассматривается не дольше месяца. Бывают случаи, когда с целью проведения специальной экспертизы (религиоведческой) государственным органом период рассмотрения документов продлевается до полугода. Нецелесообразность создания, как причина отказа в регистрации, недопустима. Но есть другие причины, согласно которым отказ в учреждении юридического лица возможен:
- если деятельность, цели организации противоречат Конституции;
- объединение не признается религиозным;
- документы составлены неправильно или содержат недостоверную информацию;
- если организация с таким названием существует;
- если учредители неправомочны.
Создание и регистрация централизованного объединения осуществляется идентично местной организации. Единственное отличие: для учреждения централизованного объединения должно существовать минимум три местных соответствующего вероисповедания.
Иностранные религиозные объединения могут пройти процесс государственной регистрации только при наличии ходатайства от российской организации соответствующего вероисповедания. Согласно закону, такие учреждения получают статус представительств без права на совершение культовой или миссионерской деятельности.
Имущество и устав
Главным документом, определяющим деятельность и внутрикорпоративные отношения, служит устав. В нем прописываются:
- основные сведения о религиозном объединении;
- задачи, формы и цели деятельности;
- порядок учреждения управленческих органов, их компетенция;
- структура организации;
- источники имущества, денежных средств;
- распределение имущества в случае ликвидации объединения;
- другая информация, касающаяся деятельности такого юридического лица.
Группы, которые действуют без получения юридического лица, используют имущество участников. При этом участники не теряют права собственности на используемое группой имущество и могут изъять его по первому требованию.
- В религиозных организациях равно противоположная ситуация: право собственности на любое имущество, которое участники передают объединению, переходит организации. И учредители, и участники лишены имущественных прав на денежные, материальные или нематериальные средства объединения, кроме прав управления и использования.
- Если участник решает покинуть учреждение, он не может требовать возврата имущества, переданного ним религиозному объединению. Из государственной, муниципальной собственности имущество религиозного характера передается в собственность подобным организациям безвозмездно.
- Единственные, кто имеют право на продажу, передачу в аренду или другие действия с имуществом объединения, — это уполномоченные уставом органы управления. При ликвидации имущество при отсутствии требований кредиторов реализуется соответственно целям в уставе. Также, если это прописано в документе, оно может распределяться среди участников.
Данное видео поведает про формы религиозных объединений:
Тема урока: « Религия в современном мире. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации»
Цель: формирование представления о месте и роли в Российской Федерации таких объединений (групп) населения, которые связаны с религиозными идеями, верой, культом
Задачи:
Помочь учащимся познакомиться со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России; раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений, прежде всего их прав, гарантированных законом РФ; помочь понять принципы деятельности официальных религиозных организаций и тоталитарных сект, их положительное и отрицательное влияние на духовно – нравственные основы человеческой жизни
Содействовать развитию умения работать с текстами законов РФ, выбирать главное, комментировать нужные положения; развивать навык поиска и обработки информации по заданной теме; проводить социологический опроса и обрабатывать данные; содействовать развитию критического мышления, монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и аргументировать выводы
Способствовать расширению кругозора, воспитанию основ духовности и религиозности на базе темы урока, воспитанию культуры слушания и говорения
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: выдержки из Конституции и закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», подготовленная слайдовая презентация, компьютер с проектором.
Ход урока:
Слайд 1. Тема урока определена на слайде: «Религиозные объединения и организации в РФ». Скажите, о чем должен пойти разговор?
Слайд 2
Учитель. Правовую основу сегодняшнего урока будут представлять следующие юридические документы.
Слайд 3. Цитата 14 статьи Конституции РФ.
Учитель. Итак, Конституция определяет Россию как светское государство. Что значит «светское»? (церковь отделена от государства, она не имеет права вмешиваться в образовательный процесс, не может влиять на принятие политических решений и на вопросы внешней политики, ей не разрешено иметь представительства в официальных органах власти и т.д.)
Слайд 4. Закон о свободе совести и религиозных объединениях.
Учитель. Какие основные положения содержит этот документ?
Закон подтверждает право каждого выбирать и исповедовать любую религию, признает особую роль православия и определяет уважительное отношение к другим конфессиям, а также содержит всю информацию о правовых основах деятельности религиозных объединений.
2 этап. Основное изучение темы через эвристическую беседу
I . Религия как одна из форм культуры
Можете мне сказать, почему до сих пор интерес к религии в нашей стране не снижается?
Что такое религия?
Верите ли вы в Бога?
Часто ли посещаете церковь?
Вывод: Религия – это…
Слайд 5 (таблица)
Мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, сверхъестественного, «духовных существ». | Одна из сфер духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически духовного освоения мира. | Свод моральных норм, правил поведения, которым должен следовать человек, как требованиям представляемым ему Богом. |
Подведем итог (запись в тетради)
Слайд 6
Религия –совокупность взглядов на мир, основывающихся на вере в Бога, божественное начало
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9 Учитель: для сравнения давайте обратимся к диаграмме:
II Религиозные организации и объединения в РФ
Учитель: В современной России наибольшее число верующих проповедуют православие. Кроме православия на территории России проживают люди других религиозных конфессий. Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, постоянно на законных основаниях проживающих на территории нашей страны. Давайте сформулируем основные отличия религиозных объединений и заполним данную таблицу: «Религиозные объединения в РФ» (работа с учабником)
Слайд 10
Слайд 11
«Религиозные объединения в РФ»
Характеристика | Религиозные группы | Религиозные организации |
Общие признаки | ||
Отличия |
(После заполнения таблицы обучающиеся называют общие признаки и различия религиозных групп и организаций)
Учитель: Общими признаками являются:
Вероисповедание
Совершенствование богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
Обучение религии или религиозное воспитание своих последователей.
Различия:
Группа может создаваться без государственной регистрации и обретения статуса юридического лица, а для организации такая регистрация обязательна;
Организации могут быть как местными, так и централизованными, а для религиозных групп такое деление не законом не предусмотрено.
III. Права религиозных организаций (М.П. стр.141 таблица)
Слайды 12, 13, 14, 15
12
Учитель: Ни для кого не секрет, какое большое значение для изучения нравственных основ и формирования подрастающего поколения имеет религиозное воспитание. Не зря же на государственном уровне в школьную программу 4 класса был введен предмет, дающий основы представлений о религиях мира.
Слайд 17
Слайд 18
IV. Домашнее задание: Прочитайте материал § 18. Напишите эссе на основании высказывания Фридриха Шиллера: «В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет»
Религия в дословном переводе с латинского означает благочестие, совестливость, богопочитание. Ее идеи доносятся до масс с помощью основных религиозных организаций. Их понятие, сущность и виды будут рассмотрены в рамках данной статьи.
Понятие о религиозных организациях
ФЗ «О свободе совести...» говорит о том, что у нас государство светское и оно полностью отделено от данных экономических субъектов.
Религиозная организация — это объединение различных физических лиц на добровольной основе, которые находятся на территории РФ постоянно и законно, создаваемое для совместного исповедания, а также распространения своего вероучения после регистрации в качестве юридического лица.
Вмешательство государства в деятельность рассматриваемых хозяйствующих субъектов
Предполагается, что государство не возлагает на данные хозяйствующие субъекты выполнение функций исполнительных органов власти, не может вмешиваться в их деятельность, если она не противоречит действующему законодательству, не может создавать религиозные объединения в различных государственных учреждениях и воинских частях, а также не может вводить предметы религиозной направленности в любых образовательных учреждениях, кроме частных.
Однако оно может оказывать помощь в реставрации, в передаче зданий и сооружений с земельными участками и имуществом, относящимися к ним, религиозным объединениям, а также способствовать охране различных архитектурных и исторических памятников, их содержанию. Помимо этого, государство может им предоставлять различные льготы.
Таким образом, религиозная организация — это такое юридическое лицо, которому может оказывать некоторую помощь государство, однако она носит ограниченный характер, и любая другая из них, кроме тех, которые перечислены выше, являются незаконной.
Обязанности рассматриваемых субъектов
Религиозные объединения должны соблюдать принцип отделения от государства, не возлагая на себя функции государственных органов, не принимать участие в различных выборных кампаниях.
За систематические и грубые нарушения законодательства и целей, ради которых данные организации создаются, по решению суда религиозная организация может быть ликвидирована.
При изложении статьи уже неоднократно упоминались не только первые, но и последние субъекты. И если с первым мы немного разобрались, то со вторым понятием нам еще предстоит познакомиться.
Итак, религиозное объединение — это по своей сути та же религиозная организация, но последняя является одним из видов первой. То есть объединение — это целое, а организация — это часть. Вторым видом могут являться религиозные группы.
Последние отличаются от организаций тем, что они не являются юридическими лицами. Религиозные группы были введены с той целью, чтобы лимитировать создание в нашей стране новых движений и сект, которые никогда не были представлены в нашем государстве.
Следовательно, если отбросить последние, то религиозные организации и объединения представляют собой одно и то же.
ФЗ «О свободе совести...» выбрал территориальный критерий для классификации рассматриваемых субъектов. Согласно ему, последние подразделяются на централизованные и местные.
В нашей стране функционируют следующие из первого вида: РПЦ, Союз христиан веры евангельской, Российский союз адвентистов седьмого дня и другие.
Местной религиозной организацией является такая, которая имеет в своем составе не менее 10 совершеннолетних участников, проживающих на близко расположенных территориально пространствах, что позволяет им периодически встречаться для осуществления соответствующих церемоний и обрядов. К этому виду относятся приходы, монастыри, общины милосердия и братства РПЦ. Учредителями местных организаций могут быть только граждане России, а участниками - любые законно и постоянно проживающие лица. В них могут присутствовать такие органы правления, которые не предусматривают единоличного вмешательства учредителя в его дела. В эти органы иностранцы могут входить.
Централизованную религиозную организацию могут учредить от трех местных одного вероисповедания. Их можно охарактеризовать как центры определенной религии и религиозных организаций, относящихся к местным. Они координируют деятельность последних.
Некоторые исследователи считают, что территориальный признак к централизованным организациям не совсем относится, поскольку в их состав могут входить местные хозяйствующие субъекты, расположенные как в одном, так и в разных субъектах федерации. Они предлагают выделять виды религиозных организаций по учредителям, и для этого предлагают создать религиозные организации, которые могут создаваться централизованными. Но для этого необходимо изменить законодательство в части формулировки. По их мнению она должна выглядеть следующим образом: «Религиозная организация — это некоммерческий экономический субъект, создаваемая физическими или юридическими лицами...» (далее предлагается сохранить существующий текст).
Деятельность местных хозяйствующих субъектов в сфере религии
Она должна существовать на определенной территории от 15 лет. Об этом выдается подтверждение местными органами самоуправления. Помимо последнего, оно может носить характер подтверждения о вхождении в структуру централизованного хозяйствующего субъекта того же вероисповедания.
В ее наименовании должна быть указана вера. Деятельность религиозной организации подтверждается каждый год. Как и таковая у любого юридического лица, ее деятельность основана на Уставе, утверждаемом учредителями или централизованной, к которой она принадлежит.
Госрегистрация может занимать от 1 месяца до полугода. Больший срок может быть определен в том случае, если принимается решение о необходимости проведения религиоведческой экспертизы.
Данная организация может:
- самостоятельно производить либо приобретать как в стране, так и за рубежом различные предметы религиозного назначения;
- учреждать благотворительные организации для осуществления соответствующей деятельности;
- создавать иные предприятия;
- вести предпринимательскую деятельность.
В ее собственности могут находиться различные основные фонды, денежные средства, имущество, в том числе за границей. На то из него, которое предназначено для осуществления богослужения, взыскание по кредиторским претензиям не может быть наложено.
Данная организация может быть ликвидирована, но не может быть реорганизована.
Ликвидация проводится по решению учредителей или уполномоченного по Уставу органа, а также по судебному решению в случае нарушения законодательства. Однако внести представления в суд о произведении данного действия в отношении юридического лица могут органы местного самоуправления, прокуратуры и госрегистрации. Процедура ликвидации в целом совпадает с таковой у других юрлиц.
Основные отличия в деятельности централизованного хозяйствующего субъекта
Последний при действии его структур на территории нашей страны в течение как минимум 50 лет до времени обращения в регистрирующие органы с заявлением о госрегистрации, может использовать в своем наименовании слово Россия, а также производные от него.
Централизованность организации не означает ее обязательного места нахождения в каком-либо административном центре. Главное условие ее создания - чтобы учредителями были не менее трех местных религиозных хозяйствующих субъекта, а располагаться она может где угодно.
Русская Православная Церковь
Рассмотрим деятельность РПЦ как православной религиозной организации централизованного типа. Она включает в себя все местные хозяйствующие субъекты данного вероисповедания. Ее юрисдикция распространяется не только на православных РФ, но и проживающих на территории бывшего СССР, а также Японии, других стран, добровольно входящих в нее.
Высшими органами управления являются Архиерейский и Поместный Соборы, Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси.
У нее есть свой исполнительный (Высший церковный совет) и судебный орган, осуществляющий слушание церковных дел в закрытых заседаниях.
Местными церквями являются епархии, которые возглавляют архиереи. Несколько епархий могут составлять митрополии, а также Митрополичьи округа, Экзархаты (по национально-региональному принципу). В состав Московского патриархата входят автономные и самоуправляемые церкви.
В заключение
Таким образом, религиозная организация — это основная часть такого объединения, которое имеет статус юридического лица. Она может быть местной (при нахождении на определенной близко расположенной территории) или централизованной (образуемой как минимум тремя местными). Их деятельность похожа на таковую у других юридических лиц. Организационно-управленческая структура во многом похожа на светские учреждения, а у таких централизованных организаций как РПЦ даже напоминает государственную. В некоторых случаях в деятельности рассматриваемых хозяйствующих субъектов помощь может оказывать государство, но в основном его деятельность в религии и религиозных организаций разграничена.