Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Шпаргалка: Евгения Гранде. Бальзак Оноре де. Cочинение «Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде") Трагедия евгении гранде роман о бальзака

Из откликов советских людей, на снижение розничных цен на продовольственные товары в 1952 г.Вознесенский Р. Н., студент:Поздравляю всех со снижением

цен. Несмотря на трудную международную обстановку, наша страна растет, строится и крепнет.Вадюхин П. В., экономист Главобувьсбыта:Несомненно, со снижением цен могут быть проведены мероприятия по снижению зарплаты за счет имевшейся надбавки на хлеб или за счет увеличения подписки на государственный заем.
Савицкая М. А., художница:Следом за снижением всегда сейчас же бывает снижение расценок и зарплаты у всех рабочих и служащих. Поэтому снижение не играет никакой роли.Сальников П. И., студент: Хотя и произошло новое снижение, а все равно население питается суррогатами и концентратами, так как в магазинах нет мяса, яйца, а если где и появится что-либо, то в магазинах устраиваются громадные очереди.

Используя приведенные отклики на снижение розничных цен в 1952 г., дайте свою оценку этому событию.

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение исторического понятия. Назовите это понятие. Слова и словосочетания не могут


Частные, коллективная, государство, объект, собственность, муниципалитет, передать, руки, или.

Используя все приведенные слова составить предложения. Зависимость, форма, крестьяне, когда, лично, со всем, они, своим, принадлежат, земля,

владелец, имущество.

Население, наследственные, группа, права, установленные, обязанности, государство.

17 век, начало, борьба за, вооруженная, экономические, власть, проблемы, политические, обострились, когда, Россия, длительная, и, разгорелась.

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение исторического понятия. Назовите это понятие Слова и словосочетание не

могутиспользоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
1) Население, система, содержались, управление, наместник, который, счёт.
2) Годы, исторический, события источник, письменный, который, событиях, записываются.

помогите. Используя все приведенные слова, составьте определение исторического термина. Слова не могут использоваться дважды,

разрешается добавлять предлоги и

изменять слова по падежам.

А) Рента, или, крестьянин, барский, хозяйственный, феодальный, обязан, орудия

труда, поле, хозяйственный, вид, которой, был, другие, обрабатывать, выполнять, работа.

Б) Юрьев день, который, владелец, уплачивал, крестьянин, после, свой, плата,

уход, неделя, осенний, и, неделя.

В) Великий князь, свой, должностное лицо, пожалование, который, вид,

администрация, содержался, течение, местное население, княжеский, счёт, период службы.

Г) Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высший, должность, служба, предки,

назначение, государственный, личный, соответствие.

Назовите зашифрованные исторические термины.

марта 04 2011

Создавая «Человеческую комедию», Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда . Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - «Гобсек» и «Евгения Гранде». Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что , владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную , казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсекамы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый «добряк» с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Главной особенностью портретов Бальзака являются их типичность и четкая историческая конкретизация. «Добряк» Гранде такого же рода накопитель, как и Гобсек. Но это человек, еще связанный с землей, в прошлом виноградарь и бочар. Он разбогател, скупая имения духовенства в период революции 1789 г. Как и , золото «грело» душу старика, стало для него единственной мерой вещей, высшей ценностью жизни. В этом смысле Гранде, по словам Бальзака, был типичным представителем своего времени. «Скряги не верят в будущую жизнь, для них все - в настоящем. Эта мысль бросает ужасный свет на современную эпоху, когда больше, чем в какое бы то ни было другое время, деньги владычествуют над законами, политикой и нравами», - читаем мы в романе.

Монотонное течение провинциальной жизни старика Грандо, его жены и дочери нарушается приездом из Парижа Шарля Гранде, кузена Евгении, в тот момент потерявшего отца, разорившегося на финансовых операциях. Шарль представляет наименее зараженную меркантильными интересами ветвь семьи. Он избалован родителями, упивается светскими успехами. В отличие от Евгении, обладающей сильным характером, Шарль уже «размотал» «зерно чистого золота, брошенное в его сердце матерью».

Внезапно вспыхнувшая любовь Евгении к Шарлю, его отъезд в Вест-Индию, его женитьба после возвращения в Париж на дочери маркиза д’Об-рион - таков сюжет романа.

Однако в романе описана не только любви, верности и непостоянства. Писателя главным образом привлекает драматизм имущественных отношений, которые, как показывает Бальзак, правят людьми. Евгения Гранде не только жертва тирании отца. Погоня за богатством отняла у нее и Шарля, не брезговавшего работорговлей в Вест-Индии. Шарль, вернувшись, растоптал любовь Евгении, ту любовь, которая за семь лет странствий Шарля стала «тканью жизни» затворницы из Сомюра. К тому же Шарль еще и ‘продешевил», поскольку Евгения, единственная наследница отца, была во много раз богаче новой невесты Шарля.

Бальзак написал свое в защиту истинно человеческих взаимоотношений между людьми. Но мир, который он видел вокруг себя, являл только уродливые примеры. «Евгения Гранде» был новаторским произведенном именно потому, что в нем без прикрас показано, «какая такая жизнь бывает».

Многие крупные писатели, выступившие вслед за ним, учились у Бальзака изображению среды, умению неторопливо и обстоятельно вести . Ф. М. Достоевский, прежде чем обратиться к собственным творческим замыслам, первым перевел на русский в 1843 г. роман «Евгения Гранде».

По своим политическим взглядам Бальзак был сторонником монархии. Разоблачая буржуазию, он идеализировал французское «патриархальное» дворянство, которое считал бескорыстным. Презрение Бальзака к буржуазному обществу привело его после 1830 г. к сотрудничеству с партией легитимистов - сторонников так называемой легитимной, т. е. законной, династии монархов, свергнутых революцией. Сам Бальзак называл эту партию отвратительной. Он отнюдь не был слепым сторонником Бурбонов, но все же встал на путь защиты этой политической программы, надеясь, что Францию спасут от буржуазных «рыцарей наживы» абсолютная монархия и просвещенное дворянство, которое осознает свой долг перед страной.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Папаши Гранде в романе «Евгения Гранде» . Литературные сочинения!

14. Тема денег и образ скупца в творчестве Бальзака: «Гобсек», «Евгения Гранде» и др.

Тема власти денег – одна из основных в творчестве Бальзака и красной нитью проходит в «Человеческой комедии».

«Гобсек» написан в 1830 году и входит в «Сцены частной жизни». Это мини-новелла. Начинается с рамки – разоренной виконтессе де Гранлье в свое время помог стряпчий Дервиль, а теперь хочет помочь ее дочери выйти замуж за Эрнеста де Ресто (сына графини де Ресто, разоренного своей матерью, но буквально на днях, по информации Дервиля, вступающего в права наследства. Уже здесь – тема власти денег: девушка не может выйти замуж за понравившегося ей молодого человека, потому что у него нет 2 млн., а если бы были, то у нее было бы много претенденток). Дервиль рассказывает виконтессе и ее дочери историю Гобсека, ростовщика. Главный герой - один из властителей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек внутренне противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное»,- говорит о нем адвокат Дервиль.

Образ Гобсека – почти романтический. Говорящая фамилия: с французского Гобсек переводится как «живоглот». Не случайно к нему лишь в последнюю очередь обращаются клиенты, потому что он учитывает даже самые ненадежные векселя, но берет с них адские проценты (50, 100, 500. По дружбе может дать 12%, это по его мнению только за большие заслуги и высокую нравственность). Внешность: «лунный лик , Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света ». Возраст его был загадкой, прошлое мало известно (говорят, в молодости плавал по морю на корабле и побывал в большинстве стран мира), есть одна большая страсть – к власти, которую дают деньги. Эти черты позволяют рассматривать Гобсека как романтического героя. Бальзак использует более 20 сравнений для этого образа: человек-вексель, автомат, золотая статуя. Основная метафора, лейтмотив Гобсека – «тишина, как в кухне, когда зарежут утку». Как и господин Гранде (см. ниже), Гобсек живет в бедности, хотя страшно богат. У Гобсека есть своя поэзия и философия богатства: миром правит золото.

Его нельзя назвать злым, поскольку честным людям, которые пришли к нему, не пытаясь его обмануть, он помогает. Таких было всего двое: Дервиль и граф де Ресто. Но и с них он берет грабительский процент, очень просто это объясняя. Он не хочет, чтоб их отношения связывало чувство благодарности, которое может сделать врагами даже друзей.

Образ Гобсека идеализирован, он экспрессивен, тяготеет к гротескному. Он практически бесполый (хотя ценит женскую красоту), вышел за рамки страстей. Он наслаждается лишь властью над страстями других людей: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть других людей. Жизнь – машина, которую приводят в движение деньги».

Умирает он как истинный скупец – в одиночестве, скупость доходит до фантастических пределов. Он принимает от своих должников подарки, в том числе продукты, пытается их перепродать, но слишком несговорчив, и в итоге все это гниет в его доме. Повсюду – следы сумасшедшего накопительства. Из книг вываливаются деньги. Квинтэссенция этой скупости – груда золота, которую старик, за неимением лучшего места, зарыл в каминной золе.

Бальзак изначально существовал в рамках романтического движения, но образ Гобсека дан с помощью рассказчика – господина Дервиля, и романтическое преувеличение объективизируется, автор от него устраняется.

«Евгения Гранде» относится к романам «второй манеры» (повторы, сопоставления и совпадения), входит в «Сцены провинциальной жизни», и в ней развивается тема власти денег и есть свой образ скупца – Феликса Гранде, отца главной героини. Путь к описанию характера Евгении начинается с окружающей ее обстановки: дома, истории ее отца Гранде и его богатства. Его скупость, мономания – все это повлияло на характер и судьбу главной героини. Мелочи, в которых проявляется его скупость: экономит на сахаре, дровах, использует съестные запасы своих арендаторов, из выращенных на своих землях продуктов потребляет только худшее, 2 яйца на завтрак считает роскошью, дарит Евгении на дни рождения старинные дорогие монеты, но постоянно следит, чтобы она их не тратила, живет в бедном полуразвалившемся доме, хотя баснословно богат. В отличие от Гобсека, папаша Гранде в накоплении богатств полностью беспринципен: нарушает соглашение с соседними виноделами, раньше других продав вино втридорога, даже из разорения своего брата умеет получить выгоду, пользуясь падением ценой на векселя.

Роман, казалось бы, лишенный глубоких страстей, на самом деле просто переносит эти страсти из любовной сферы на рынок. Основное действие романа – сделки папаши Гранде, его накопление денег. Страсти реализуются в деньгах и покупаются тоже за деньги.

У папаши Гранде – свои ценности, взгляды на мир, характеризующие его как скупца. Для него страшнее не потеря отца, а потеря состояния. Он не может понять, почему Шарль Гранде так убивается над самоубийством отца, а не над тем, что он разорен. Для него банкротство, умышленное или неумышленное – самый страшный грех на земле: «Оказаться банкротом -этозначитсовершитьсамое позорное из всех деяний, какие могут опозорить человека. Разбойник с большой дороги - и тот лучше несостоятельного должника: грабитель на вас нападает, вы можете защищаться, он хоть рискует головой,а этот...»

Папаша Гранде – классический образ скупца, скряги, мономана и честолюбца. Его основная идея - обладать золотом, физически ощущать его. Не случайно, когда умирает жена и он пытается показать ей всю нежность, он бросает на одеяло золотые монеты. Перед смертью символический жест – он не целует золотое распятие, а пытается схватить его. Из любви к золоту вырастает дух деспотизма. Помимо любви к деньгам, похожей на «Скупого рыцаря», еще одна его черта – хитрость, проявляющаяся даже во внешности: шишка на носу с прожилками, которая слегка двигалась, когда папаша Гранде замышлял какую-нибудь хитрость.

Как и у Гобсека, в конце жизни его скупость принимает болезненные черты. В отличие от Гобсека, даже в момент смерти сохраняющего здравый ум, этот человек теряет рассудок. Постоянно стремится в свой кабинет, заставляет дочь перекладывать мешки с деньгами, все время спрашивает: «Они там?»

Тема власти денег – основная в романе. Деньги управляют всем: они играют главную роль в судьбе молодой девушки. Они попирают все нравственные ценности человека. Феликс Гранде на некрологе своего брата подсчитывает прибыли. Евгения интересна мужчинам лишь как богатая наследница. Из-за того, что она подарила монеты Шарлю, отец чуть не проклял ее, а от нервного потрясения на этой почве умерла ее мать. Даже фактическая помолвка Евгении и Шарля – обмен материальными ценностями (золотые монеты на золотую шкатулку). Шарль женится по расчету, да и Евгению при знакомстве воспринимает больше как богатую невесту, хотя, судя по образу жизни, приходит к заключению, что она бедна. Брак Евгении – тоже торговая сделка, за деньги она покупает полную независимость от мужа.

15. Характер и среда в романе Бальзака "Евгения Гранде".

«Евгения Гранде» (1833) – истинно реалистический этап в творчестве Бальзака. Это драма, заключенная в самых простых обстоятельствах. Проявились два его важных качества: наблюдательность и ясновидение, талант – изображение причин событий и поступков, доступное видению художника. В центре романа – судьба женщины, которая обречена на одиночество, несмотря на все свои 19 млн. франков, и ее «жизнь цвета плесени».Произведение это «не походит ни на что из созданного мною до сих пор»,- отмечает сам писатель: «Здесь завершилось завоевание абсолютной правды в искусстве: здесь драма заключена в самых простых обстоятельствах частной жизни». Предметом изображения в новом романе является буржуазная повседневность в ее внешне ничем не примечательном течении. Место действия - типичный для французской провинции город Сомюр. Действующие лица - сомюрские обыватели, интересы которых ограничены узким кругом каждодневных забот, мелкими дрязгами, сплетнями да погоней за золотом. Культ чистогана здесь главенствующий. В нем - объяснение соперничества двух именитых семейств города - Крюшо и Грассенов, борющихся за руку героини романа Евгении, наследницы многомиллионного состояния «папаши Гранде». Серая в своем убогом однообразии жизнь становится фоном трагедии Евгении, трагедии нового типа - «буржуазной... без яда, без кинжала, без крови, но для действующих лиц более жестокой, чем все драмы, происходившие в знаменитом роде Атридов».

В характере Евгении Гранде Бальзак показал способность женщины любить и хранить верность любимому. Это почти идеальный персонаж. Но роман реалистический, с системой приемов анализа современной жизни. Счастье ее так и не состоялось, и причина тому не всесилие Феликса Гранде, а сам Шарль, предавший юношескую любовь во имя денег и положения в свете. Так силы, враждебные Евгении, одержали в конечном итоге верх над бальзаковской героиней, лишив ее того, для чего она была предназначена самой природой. Тема одинокой разочарованной женщины, утраты ей романтических иллюзий.

По структуре своей роман – «второй манеры». Одна тема, один конфликт, мало действующих лиц. Это роман, который начинается с быта, эпос частной жизни. Бальзак знал провинциальную жизнь. Он показал скуку, каждодневные события. Но в окружающую обстановку, вещи вкладывается нечто большее – это среда , которая определяет характер героев.Маленькие детали помогают раскрыть характер героев: отец, экономящий на сахаре, стук в дверь Шарля Гранде, непохожий на стук провинциальных посетителей, председатель Крюшо, стремящийся вытравить свою фамилию, который подписывается «К. де Бонфон», так как недавно купил поместье де Бонфон и т.п. Путь к характеру Евгении складывается из описания всего, что ее окружает: старый дом, папаша Гранде и история его богатства, точная информация о семье, борьба за ее руку двух кланов – Крюшо и де Грассенов. Отец – важный фактор формирования романа: скупость и мономания Феликса Гранде, его власть, которой Евгения подчиняется, во многом определяет и ее характер, позднее скупость, маска равнодушия отца передается и ей, хотя не в такой сильной форме. Выясняется, что основы своего благосостояния сомюрский миллионер (в прошлом простой бочар) заложил в годы Великой французской революции, открывшей ему доступ к владению богатейшими земельными угодьями, экспроприированными республикой у духовенства и дворянства. В период Наполеона Гранде становится мэром города и использует этот пост, чтобы провести «превосходную железную дорогу» к своим владениям, повысив тем самым их в цене. Бывший бочар уже именуется господином Гранде, получает орден Почетного легиона. Не препятствуют росту его благосостояния и условия эпохи Реставрации - именно в эту пору он удваивает свое богатство. Сомюрский буржуа типичен для Франции тех времен. Основы своего благосостояния Гранде, в прошлом простой бочар, заложил в годы революции, открывшей ему доступ к владению богатейшими земельными угодьями. В период Наполеона Гранде становится мэром города и использует этот пост, чтобы провести «превосходную дорогу» к своим владениям, повысив тем самым их в цене. Бывший бочар уже именуется господином Гранде, получает орден Почетного легиона. Не препятствуют росту его благосостояния и условия эпохи Реставрации - он удваивает свое богатство. Сомюрский буржуа типичен для Франции тех времен. В обнаружении «корней» феномена Гранде и проявляется во всей своей зрелости историзм художественного мышления Бальзака, лежащий в основе все большего углубления его реализма.

Приключения и любовь, которые ожидают читатели, отсутствуют. Вместо приключений – истории людей: история обогащения Гранде и Шарля, вместо любовной линии – сделки папаши Гранде.

Образ Евгении . В ней есть монашеское начало и способность страдать. Еще характерная для нее черта – незнание жизни, особенно в начале романа. Она не знает, сколько денег – много, а сколько – мало. Отец не говорит ей, насколько она богата. Евгения с ее равнодушием к золоту, высокой духовностью и естественным стремлением к счастью отваживается вступить в конфликт с папашей Гранде. Истоки драматической коллизии - в зародившейся любви героини к Шарлю. В борьбе за Шарляона проявляет редкостную дерзость, опять же проявляющуюся в «маленьких правдивых фактах» (тайком от отца кормит Шарля вторым завтраком, приносит ему лишние кусочки сахара, топит камин, хотя не положено, и, что самое главное, дарит ему коллекцию монет, хотя не имеет права ими распоряжаться). Для Гранде брак Евгении с «нищим» Шарлем невозможен, и он сплавляет племянника в Индию, оплатив ему дорогу до Нанта. Однако и в разлуке Евгения сохраняет верность своему избраннику. И если счастье ее так и не состоялось, то причина тому не всесилие Феликса Гранде, а сам Шарль, предавший юношескую любовь во имя денег и положения в свете. Так силы, враждебные Евгении, одержали в конечном итоге верх над бальзаковской героиней, лишив ее того, для чего она была предназначена самой природой.

Последний штрих: преданная Шарлем, утратившая вместе с любовью смысл жизни, внутренне опустошенная Евгения в конце романа по инерции продолжает существовать, словно бы выполняя завет отца: «Несмотря на восемьсот тысяч ливров дохода, она живет все так же, как жила раньше бедная Евгения Гранде, топит печь в своей комнате только по тем дням, когда отец позволял ей... Всегда одета, как одевалась ее мать. Сомюрский дом, без солнца, без тепла, постоянно окутанный тенью и исполненный меланхолии - отображение жизни ее. Она тщательно собирает доходы и, пожалуй, могла бы показаться скопидомкой, если бы не опровергала злословия благородным употреблением своего богатства... Величие ее души скрадывает мелочность, привитую ей воспитанием и навыками первой поры ее жизни. Такова история этой женщины - женщины не от мира среди мира, созданной для величия супруги и матери и не получившей ни мужа, ни детей, ни семьи».

16. Сюжет и композиция романов "Отец Горио" и "Утраченные иллюзии": сходство и отличия.

романы оба

Композиция.

В Утраченных иллюзиях – линейно развивается сюжет, что происходит у Люсьена. Начало с типографии – и далее все перипетии

1. «Отец Горио»

Композиция: Композиция его вроде бы линейная, хроникальная . На самом деле много предысторий, причем они являются очень естественно, как будто один из героев узнает что-то о другом . Это взаимодействие механизм тайн и интриг – Вотрена, Растиньяка, предательства – вроде бы хроника день за днем. Тем не менее, это роман, который позволяет открыть широкую картину общественной жизни.

Бальзак стал перед необходимостью преобразования поэтики традиционного романа, основывающегося, как правило, на принципах хроникальной линейной композиции. В романе предложен новый тип романного действия с ярко выраженным драматургическим началом .

Сюжет:

Бальзак использует достаточно известный сюжет (почти шекспировскую историю короля Лира), но трактует его своеобразно.

Среди творческих записей Бальзака, носящих название «Мысли, сюжеты, фрагменты», имеется краткий набросок: «Старичок – семейный пансион – 600 франков ренты – лишает себя всего ради дочерей, причем у обеих имеется по 50000 франков дохода; умирает,как собака». В этом наброске можно без труда узнать историю беспредельной отцовской любви Горио, поруганной дочерьми.

В романе показана безграничная, жертвенная любовь отца к своим детям, которая оказалась не взаимной. И которая в конечном итоге убила Горио.

Повествование начинается с пансионата Воке, в котором проживает Горио. В пансионате все знают его, относятся крайне недоброжелательно и зовут не иначе как «папаша Горио». Вместе с ним, в пансионате проживает и молодой Растиньяк, который по воле судьбы узнает трагичную судьбу Горио . Оказывается, он был мелким торговцем, сколотившим огромное состояние, но растратившим его на обожаемых дочерей (Растиньяк становится любовником одной из них), а те в свою очередь, выжав из отца все, что могли, бросили его. И дело было не в знатных и богатых зятьях, а в самих дочерях, которые, попав в высшее общество, начали стесняться своего отца. Даже когда Горио умирал, дочери не соизволили прийти и помочь отцу. Они не появились и на похоронах. Эта история стала толчком для молодого Растиньяка, который решил во что бы то ни стало покорить Париж и его обитателей.

СХОДСТВА: оба этих произведения – части «человеческой комедии» Бальзака. Одна среда, примерно одно общество, И!!! человек сталкивается с этим обществом и, собственно, свои какие-то иллюзии, наивность, веру в добро (продолжаем в том же духе) теряет.

19. Образ Растиньяка и его место в "Человеческой комедии" Бальзака.

Образ Растиньяка в «Ч.К.» - образ молодого человека, который завоевывает себе личное благополучие. Путь его – это путь наиболее последовательного и неуклонного восхождения. Утрата иллюзий, если и происходит, то совершается сравнительно безболезненно.

В «Отце Горио» Растиньяк еще верит в добро, гордится своей чистотой. Моя жизнь «чиста как лилия». Он знатного аристократического происхождения, приезжает в Париж, чтобы сделать карьеру и поступать на юридический факультет. Он живет в пансионе мадам Ваке на последние деньги. Ему открыт доступ в салон виконтессы де Босеан. По социальному же положению он бедняк. Жизненный опыт Растиньяка складывается из столкновения двух миров (каторжник Вотрен и виконтесса). Растиньяк считает Вотрена и его взгляды выше аристократического общества, там преступления мелки. «Честность никому не нужна», - говорит Вотрен. «Чем холоднее вы рассчитываете, тем далее вы продвинетесь». Промежуточное положение его типично для того времени. На последние деньги он устраивает похороны бедняку Горио.

Вскоре он понимает, что его положение плохое, ни к чему не приведет, что надо поступиться честностью, плюнуть на самолюбие и пойти на подлость.

В романе «Банкирский дом» рассказывается о первых деловых успехах Растиньяка. Пользуясь помощью мужа своей любовницы Дельфины, дочери Горио, барона де Нусингена,он наживает себе состояние путем ловкой игры на акциях. Он – классический приспособленец.

В «Шагреневой коже» - новый этап эволюции Растиньяка. Здесь он уже опытный стратег, который давно распростился со всякими иллюзиями. Это откровенный циник, научившийся лгать и лицемерить. Он – классический приспособленец. Для того, чтобы процветать, учит он Рафаэля, нужно лезть вперед и поступаться всеми моральными принципами.

Растиньяк – представитель той армии молодых людей, которые шли не путем открытого преступления, а путем приспособления, осуществляемого средствами законного преступления. Финансовая политика – грабеж. Он пытается приспособиться к буржуазному трону.

20. Основной конфликт и расстановка образов романа "Отец Горио".

Роман является важной частью задуманной писателем художественной истории общества прошлого века. Среди творческих записей Бальзака, носящих название «Мысли, сюжеты, фрагменты», имеется краткий набросок: «Старичок – семейный пансион – 600 франков ренты – лишает себя всего ради дочерей, причем у обеих имеется по 50000 франков дохода; умирает,как собака». В этом наброске можно без труда узнать историю беспредельной отцовской любви Горио, поруганной дочерьми.

Образ отца Горио, разумеется, если не основной в романе – то как минимум один из основных, поскольку именно из истории его любви к дочерям состоит весь сюжет.

Бальзак описывает его последним из всех «нахлебников» в доме госпожи Воке. Бальзак пишет «…Как в школах, как вразаных кружках, и здесь, меж восемнадцати нахлебников, оказалось убогое, отверженное существо, козел отпущения, на которого градом сыпались насмешки (…)Далее Бальзак описывает историю Горио в пансионе – какимобразом он появился там, как он снимал комнату подороже и был «господином Горио», как он начал снимать комнаты дешевле и дешевле до тех пор, пока не стал тем, кем он был на момент повествования. Далее Бальзак пишет: «Однако же, как ни были гнусны его пороки или поведение, неприязнь к нему не доходила до того, чтобы его изгнать: за пансион-то он платил. К тому же от него была и польза: каждый, высмеивая или задирая его, изливал свое хорошее или дурное настроение». Таким образом, мы видим, как к отцу Горио относились все жильцы пансиона и каким было их общение с ним. Как далее пишет Бальзак об отношении жильцов к отцу Горио, «Одним внушал он омерзение, другим – жалость».

Далее образ отца Горио раскрывается через его отношение к дочерям, Анастази и Эжен. Уже через описание его поступков видно, насколько он любит своих дочерей насколько он всем готов пожертвовать ради них, тогда как они вроде бы его и любят, но не ценят. При этом сначала читателю кажется, что Горио, за своей безграничной любовью к дочерям, этого их некоторого безразличия к себе не видит, не чувствует, что они не дорожат им – он постоянно находит какие-то объяснения их поведению, довольствуется тем, что может лишь краем глаза увидеть, как дочь проезжает мимо него в карете, может приходить к ним только через заднюю дверь. Он вроде как не замечает, что они стыдятся его, не обращает на это внимание. Однако Бальзак дает свою точку зрения на происходящее – то есть внешне Горио вроде бы не обращает внимания на то, как ведут себя дочери, но внутри «…сердце бедняги истекало кровью. Он видел, что дочери стыдятся его, и раз они любят своих мужей, то он помеха для зятьев (…) старик пожертвовал собой, на то он и отец; он сам себя изгнал из их домов, и дочери были довольны; заметив это, он понял, что поступил правильно (…) Этот отец роздал все.. Свою душу, свою любовь он отдал в течение двадцати лет, а свое состояние он отдал в один день. Дочери выжали лимон и выбросили его на улицу».

Разумеется, читателю жаль Горио, читатель сразу проникается состраданием к нему. Отец Горио настолько любил своих дочерей, что даже то состояние, в котором он находился – по большей части, именно из-за них – он терпел, мечтая только лишь о том, чтобы его дочери были счастливы. «Приравнивая своих дочек к ангелам, бедняга тем самым возносил их над собой; он любил даже то зло, которое от них терпел», - пишет Бальзак о том, каким образом Горио воспитывал дочерей.

При этом сам Горио, понимая, что дочери поступают с ним несправедливо, неправильно, говорит следующее: «Обе дочки очень меня любят. Как отец я счастлив. А вот два зятя повели себя со мною худо» То есть мы видим, что своих дочерей он ни в коем случае ни в чем не винит, перекладывая все вину на зятей, которые, на самом деле, виноваты перед ним куда меньше, нежели дочери.»

И лишь умирая, когда ни одна из дочерей не приехала к нему, хотя обе знали, что он при смерти, Горио говорит вслух все то, о чем размышлял читатель, наблюдая за развитием сюжета. «У них обеих сердца каменные. Я чересчур любил их, чтобы они меня любили», говорит Горио о своих дочерях. Вот то, в чем он никак не хотел признаваться сам себе, - «я вполне искупил свой грех - свою чрезмерную любовь. Они жестоко отплатили мне за мое чувство, - как палачи, они клещами рвали мое тело(…)Они меня не любят и не любили никогда! (…) Я слишком глуп. Они воображают, что у всех отцы такие же, как их отец. Надо всегда держать себя в цене».

«Если отцов будут топтать ногами, отечество погибнет. Это ясно. Общество, весь мир держится отцовством, все рухнет, если дети перестанут любить своих отцов», - говорит Горио, тем самым, на мой взгляд, озвучивая одну из основных идей произведения.

13. Концепция и структура "Человеческой комедии" Бальзака.

1. Концепция. В 1834 году у Бальзака зародилась мысль создать многотомное произведение, которое должно было стать художественной историей и художественной философией Франции. Изначально он хотел назвать его «Этюды нравов», позднее, в 40-е годы, решил назвать этот огромный труд «Человеческой комедией », по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Задача – подчеркнуть комизм, присущий этой эпохе, но при этом не отказать его героям в человечности. В «ЧК» должны были войти 150 произведений, из которых написано было 92, произведения первой, второй и третьей манеры Бальзака. Предстояло не только написать новые произведения, но и существенно переработать старые, чтобы они соответствовали замыслу. Произведениям, входящим в «ЧК», присущи были следующие черты:

ü Сочетание нескольких сюжетных линий и драматичность построения;

ü Контраст и сопоставление;

ü Лейтмотивы;

ü Тема власти денег (практически во всех разделах «Человеческой комедии»);

ü Основной конфликт эпохи – борьба человека с обществом;

ü Показывает своих персонажей объективно, через вещественно-материальные проявления;

ü Обращает внимание на мелочи – путь истинно реалистического писателя;

ü Типическое и индивидуальное в персонажахдиалектически взаимосвязано. Категория типического распространяется и на обстоятельства, и на события, определяющие движение сюжета в романах.

ü Циклизация (герой «ЧК» рассматривается как живой человек, о котором можно рассказать еще. Например, Растиньяк появляется, помимо «Папаши Горио», в «Шагреневой коже», «Банкирском доме Нусингена» и едва мелькает в «Утраченных иллюзиях»).

Замысел этого труда наиболее полно отражен в «Предисловии к Человеческой комедии », написанном через 13 лет после начала воплощения замысла. Идея этого произведения, по словам Бальзака, «родилась из сравнения человечества с животным миром », а именно – из непреложного закона: «Каждый для себя ,- на котором зиждется единство организма». Человеческое общество, в этом смысле, похоже на природу: «Ведь Общество создает изчеловека, соответственносреде, где ондействует,столькоже разнообразных видов, сколько их существует вживотном мире». Если Бюффон в своей книге пытался представить весь животный мир, почему бы не попробовать сделать то же с обществом, хотя, конечно, описание здесь будет обширнее, а женщины и мужчины совершенно не то, что самцы и самки животных, поскольку часто женщина не зависит от мужчины и играет в жизни самостоятельную роль. Кроме того, если описания повадок животных неизменны, то повадки людей и окружающая их обстановка меняются на каждой ступени цивилизации. Таким образом, Бальзак собирался «охватить три формы бытия: мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления, - словом, изобразить человека и жизнь ».

Помимо животного мира, на замысел «Человеческой комедии» повлияло то, что исторических документов было много, а истории человеческих нравов не было написано. Именно эту историю имеет в виду Бальзак, когда говорит: «Случай - величайший романистмира;чтобы быть плодовитым, нужно его изучать.Самим историкомдолжно было оказаться французское Общество, мне оставалосьтолькобытьегосекретарем ».

Но не только описать историю нравов было его задачей. Чтобы заслужить похвалу читателей (а Бальзак считал это целью любого художника), «следовало поразмыслить о принципах естества и обнаружить, в чем человеческие Обществаотдаляются или приближаются квечномузакону,кистине,к красоте ». Писательдолжениметь твердые мнения в вопросах морали и политики, он должен считать себя учителем людей.

Правдивость подробностей. Роман «не имелбы никакогозначения, если бы не был правдивым в подробностях ». Бальзакпридаетфактампостоянным, повседневным, тайным или явным, а также событиям личной жизни, их причинам и побудительным началамстолько же значения,сколько досихпорпридавали историки событиямобщественной жизнинародов.

Реализация замысла потребовала огромного количества персонажей. Их в «Человеческой комедии» более двух тысяч. И мы знаем о каждом из них все необходимое: их происхождение, родителей (иногда даже дальних предков), родственников, друзей и врагов, прежние и настоящие доходы и занятия, точные адреса, обстановку квартир, содержимое гардеробов и даже имена портных, у которых сшиты костюмы. История бальзаковских героев, как правило, не кончается в финале того или иного произведения. Переходя в другие романы, повести, новеллы, они продолжают жить, испытывая взлеты или падения, надежды или разочарования, радости или мучения, так как живо общество, органическими частицами которого они являются. Взаимосвязь этих «возвращающихся» героев и скрепляет фрагменты грандиозной фрески, порождая многосложное единство «Человеческой комедии».

2. Структура.

В задачи Бальзака входило написать историю нравов Франции XIX века - изобразитьдвеили тритысячи типичныхлюдей этой эпохи. Такое множествожизней требовало определенных рамок, или «галерей». Отсюда – вся структура «Человеческой комедии». Она разделяется на 6 частей :

· Сцены частной жизни (сюда входит «Папаша Горио» - первое произведение, написанное в соответствии с общим планом «ЧК», «Гобсек» ). «Эти сцены изображаютдетство,юность,ихзаблуждения »;

· Сцены провинциальной жизни Евгения Гранде » и часть «Утраченных иллюзий » - «Два поэта»). «Зрелыйвозраст,страсти,расчеты,интересыи честолюбие »;

· Сцены парижской жизни Банкирский дом Нусингена »). «Картинавкусов, пороков и всехнеобузданныхпроявленийжизни,вызванныхнравами,свойственными столице, где одновременно встречаются крайнее добро и крайнее зло »;

· Сцены политической жизни . «Жизньсовсемособая,в которой отражаютсяинтересы многих,- жизнь,протекающаявнеобщихрамок». Единый принцип: для монархов и государственныхдеятелейсуществуют двеморали: большаяи малая ;

· Сценывоенной жизни . «Обществовсостоянии наивысшегонапряжения, выступившееизсвоего обычногосостояния. Наименее полная часть работы »;

· Сцены сельской жизни . «Драма социальной жизни. В этомразделевстречаютсясамыечистые характеры и осуществление великих начал порядка, политики и нравственности ».

Париж и провинция социальнопротивоположны.Не тольколюди,ноиглавнейшиесобытия отличаютсявтипическиеобразы. Бальзак старался дать представление оразличных местностях Франции. «Комедия» имеетсвою географию, так же какисвою генеалогию, свои семьи, обстановку, действующих лици факты, также имеетсвой гербовник,свое дворянство ибуржуазию, своихремесленниковикрестьян, политиков и денди, свою армию - словом, весь мир .

Эти шесть разделов – основание «Человеческой комедии». Над ним возвышается вторая часть, состоящая из философскихэтюдов , где находит выражение социальныйдвигатель всехсобытий. Этот основной «социальный двигатель» Бальзак открывает в борьбе эгоистических страстей и материальных интересов, характеризующих общественную и частную жизни Франции первой половины XIX в. ("Шагреневая кожа " - связывает сцены нравов с философскими этюдами.Жизнь изображенав схватке с Желанием, началом всякой Страсти. Фантастический образ шагреневой кожи не приходит в противоречие с реалистическим методом изображения действительности. Все события строго мотивированы в романе естественным стечением обстоятельств (только что пожелавший оргии Рафаэль, выйдя из лавки антиквара, неожиданно сталкивается с приятелями, увлекающими его на «роскошный пир» в дом Тайфера; на пиру герой случайно встречается с нотариусом, который уже две недели разыскивает наследника умершего миллионера, которым оказывается Рафаэль, и т. д.). Выше философских – аналитические этюды (например, «Физиология брака»).

Оноре де Бальзак создал огромное количество произведений. Автор откровенно любил наблюдать за человеческой природой и отношениями, за нравами и обычаями своей эпохи. Большинство произведений автора входят в его грандиозную эпопею «Человеческая комедия», глубоко и развернуто представляя отношение Бальзака к тому, что он видел и над чем размышлял.
Евгения Гранде – самая заносчивая невеста во французском Сюморе. Её имя носит роман написанный в 1833 году, который описывает судьбу девушки, живущей в обществе, в котором все подчинено власти денег. Богатство - вот главная ценность и смысл жизни для большинства людей в окружении Евгении. Отец героини выбился из простолюдинов в буржуа и стал одним из самых влиятельных людей в Сомюре. Его основным жизненным принципом стало сбережение и приумножение своих капиталов. Именно этому было подчинено все в существовании господина Гранде и его семьи.
По сути, юная героиня никогда не чувствовала того, что она является дочерью очень богатого человека. С самых ранних лет Евгения трудилась, не покладая рук. В ее доме была самая суровая, бедная обстановка. Вспомним, что когда Шарль Гранде в первый раз появился в доме своего дяди, он подумал, что дела этой семьи плохи – настолько убогой в доме была обстановка и угощение.
Отец дарил Евгении небольшие подарки, утешая себя тем, что они составят приданое дочери. Вопрос с замужеством Евгении решал, конечно же, тоже отец. И мать, и дочь Гранде привыкли во всем его слушаться, беспрекословно выполнять все его требования.
Сын банкира де Грассена и племянник нотариуса Крюшо – два основных претендента на стояние главной героини. На мой взгляд, Евгения не испытывала симпатии ни к тому, ни к другому. Но в обществе, где первейшей ценностью являются деньги, а также слово мужчины, чувства не берутся в расчет. Мне кажется, что даже сама героиня принимала это как данность, ведь брак и с Грассеном, и с Крюшоном мог принести немалую выгоду семейному капиталу, а это, по мнению Гранде, было самым важным.
Но Бальзак показывает нам, что жизнь по сугубо материалистическим принципам приводит к трагедии. И наказывается очень жестоко. В один прекрасный момент в жизни Евгении появляется Шарль Гранде. Этот еще совсем молодой человек прибывает в Сомюр с предсмертным письмом отца и переворачивает всю жизнь главной героини.
До появления Шарля героиня не испытывала к кому бы то ни было любовных чувств. В свои двадцать три года эта смирная девушка жила однообразной, тихой и размеренной жизнью. Ее постоянной спутницей и собеседницей была мать - и только. Шарль поначалу пробудил в девушке еще смутное, неясное, но чувство. Из-за симпатии к своему двоюродному брату она даже пошла на неслыханную дерзость – попросила служанку разжечь камин в комнате гостя.
Со временем между молодыми людьми разгорается чувство. Юные и романтически настроенные Шарль и Евгения клянутся друг другу в вечной любви, наслаждаются обществом друг друга, строят планы на будущее.
Ради своего возлюбленного Евгения была готова на все. Она отдает Шарлю свои сбережения, составленные из подарков отца. Девушка знает, что отец придет в ярость, обнаружив это, но рискует ради любимого человека.
Между тем Шарль отбывает в Ост-Индию в поисках счастья и богатства. Евгения остается ждать его. Надежды, мечты и воспоминания скрашивают суровую жизнь девушки в доме отца. А жизнь там становится все тяжелее и тяжелее – папаша Гранде, обнаружив «провинность» дочери, свирепствует. Своей злобой и скупостью он доводит до смертного одра жену и чуть ли не до самоубийства – Евгению. Лишь смерть жены заставляет старика Гранде немного одуматься.
Евгения остается один на один со своим отцом, с одиночеством и тоской по любимому, с жестоким миром денег и наживы. От Шарля нет никаких вестей, и жизнь героини течет вяло и однообразно. Отец, предчувствуя свою скорую кончину, начинает вводить Евгению во все дела, попутно прививая ей свою философию скупости. В итоге Гранде одерживает победу – он делает из дочери свое подобие, одинокое замкнутое существо, занимающееся накоплением семейных капиталов.
Наступлению столь печальной участи Евгении способствует и тот факт, что Шарль, вернувшись во Францию, превратился в совершенно другого человека. Он повзрослел и стал играть по правилам «мира денег». Свою жизнь он подчинил приобретению богатства, поэтому собирался жениться на богатой наследнице. О Евгении герой теперь и не вспоминал. Он считая себя свободным от всех обязательств, прислав кузине чек на определенную сумму.
Это событие стало для Евгении, все эти годы жившей своим чувством к Шарлю, сильнейшим ударом. В отчаянии она решает выйти замуж за нелюбимого Крюшо. Однако, и после предательства Шарля, девушка не превращается в мстительную озлобленную женщину - героиня помогает кузену расплатиться с долгами. Именно тогда Шарль узнает, что Евгения является обладательницей семнадцати миллионов. Но уже поздно. Героиня становится мадам Крюшо, поклявшейся перед алтарем любить и почитать своего нелюбимого мужа. Так Евгения и делала на протяжении многих лет, пока господин Крюшо не умер.
В финале романа мы узнаем, что героиня живет той же жизнью, что жил и ее отец. И что, возможно, она снова выйдет замуж – за богатой невестой ухаживает барон.
Евгения превратилась в человека, вполне вписывающегося в общество денег. Это стоило ей немалых усилий, потому что душа благородной и чувствительной героини была совершенно иной, стремилась жить по другим идеалам. Пройдя через боль, страдания и унижения, Евгения зачерствела, закрылась, приспособилась. А что ей оставалось еще?
Жестокое и хладнокровное общество калечит людей, лишает их счастья, убивает их душу, превращая в серые безжалостные тени. Судьба Евгении Гранде, ее любовь и одиночество – наглядное тому подтверждение. Таков основной посыл произведения Оноре Бальзака.

В небольшом провинциальном городке под названием Сомюр одной из наиболее выгодных невест считается Евгения Гранде, отцу которой, ранее обыкновенному бочару, удалось по-настоящему разбогатеть в нелегкие революционные годы. В его собственности теперь находится несколько виноградников и крупных ферм, тогда как состояние этого человека, по мнению местных обывателей, превышает сумму в пять миллионов франков.

Два весьма уважаемых в этих краях человека, банкир де Грассен и нотариус Крюшо, мечтают увидеть сына и племянника в роли супруга дочери Гранде Евгении, и весь город с интересом наблюдает за тем, кто же окажется победителем в этом состязании и кому старик Гранде все же решится отдать руку своей наследницы.

Невзирая на свое богатство, семья Гранде продолжает жить чрезвычайно скромно из-за крайней скупости ее главы. В доме проживает только одна служанка Нанета, рослая женщина, внешне скорее напоминающая мужчину. Гранде много лет назад принял ее в услужение, когда несчастной девушке везде отказывали в работе из-за ее непривлекательности. С тех пор Нанета сохраняет беспредельную преданность своему господину и трудится день и ночь за весьма маленькое жалованье. Правда, супруга Гранде и его дочь также постоянно заняты рукоделием, суровый муж и отец жестко контролирует любые их расходы, вынуждая постоянно и на всем экономить.

В день рождения Евгении, как обычно, в гости явились семейство Крюшо и де Грассен, однако, против обыкновения, неожиданно приехал также и Шарль Гранде, сын брата хозяина дома, который давно обосновался в столице. Молодой человек вручает дядюшке написанное отцом письмо и, видя крайне убогую и скудную обстановку вокруг себя, решает, что провинциальные родственники весьма бедны.

В то же время Евгения, которой минуло 23 года, даже не догадывается о том, насколько она богата. Она не думает и о том, что довольно красива, ведь отец всегда заставлял ее считать каждую копейку и требовал неустанной работы по хозяйству. Ее симпатичный и изящный парижский кузен просто поражает воображение застенчивой девушки, он кажется ей нисколько не похожим на тех, кто постоянно находится рядом с нею. Евгения даже отдает Нанете распоряжение затопить для Шарля камин в его комнате, хотя в этом доме никогда не допускается ничего подобного.

Отец Евгении узнает из письма брата о том, что тот полностью обанкротился и был вынужден покончить с собой. Перед смертью он лишь умоляет брата помочь его сыну, юноша избалован легкой жизнью и всеобщей любовью, парень не сможет выдержать нищенского существования и позора.

На следующее утро всему Сомюру становится известно о самоубийстве брата Гранде, старик без церемоний сообщает обо всем Шарлю, потрясенный молодой человек не в силах удержаться от слез. Евгения испытывает к двоюродному брату глубочайшее сострадание, и мать пытается предостеречь девушку, понимая, что она может и полюбить кузена, а это не принесет ее дочери ничего, кроме страданий.

Шарль, в свою очередь, тронут участием добросердечной кузины. Видя все происходящее, Евгения едва ли не впервые в жизни начинает размышлять о материальных вопросах, девушка полагает, что ее отец действительно мог бы помочь несчастному юноше. Тем не менее, сначала старый скряга не желает и слышать об этом, но затем несколько смягчается, ведь речь идет о добром имени его семьи. Гранде соглашается вложить некоторую сумму в государственную ренту, и все вокруг превозносят его доброту и благородство.

Евгения уговаривает кузена принять ее сбережения, Шарль, в свою очередь, дарит ей портреты своих родителей. После этого молодой человек принимает решение уехать на заработки в Ост-Индию, однако обещает довольно скоро вернуться. Евгения, искренне поверившая в их взаимные чувства, с нетерпением ожидает возлюбленного, намереваясь в дальнейшем стать его женой, ведь Шарль поклялся ей в любви.

Однако перед Новым годом старый Гранде, по своему обыкновению, желает увидеть золотые монеты, которые он ранее на протяжении многих лет дарил дочери. Узнав правду, он приходит в глубочайшую ярость и приказывает дочери не выходить из комнаты, держа ее исключительно на хлебе и воде. Даже робкая госпожа Гранде впервые осмеливается спорить с мужем, затем женщина заболевает и через некоторое время умирает, хотя перед ее уходом отец все же торжественно прощает Евгению. После кончины матери девушка без всяких возражений отказывается от причитающегося ей наследства.

В течение следующих пяти лет Евгения продолжает унылую и однообразную жизнь в доме пожилого отца, надеясь лишь на возвращение Шарля. Но во Францию приезжает не прежний кроткий и мягкий юноша, а ловкий делец, действительно наживший состояние на торговле рабами. Он давно почти забыл о существовании Евгении, прислав ей лишь письмо о том, что она может считать себя свободной от всяких обязательств, он собирается вступить в брак с другой девушкой, происходящей из дворянской семьи.

Эта новость едва не убивает Евгению, отца которой к этому моменту уже нет в живых, но она узнает от своей недоброжелательницы и о том, что отец невесты Шарля, родовитый маркиз, не желает отдавать дочь за сына банкрота, у которого все еще остается немало долгов. Мадемуазель Гранде немедленно дает согласие на брак с председателем суда Крюшо, давно добивавшимся ее руки, и тут же отправляется в Париж, где платит по всем долговым обязательствам покойного дяди.

Муж всегда старается держаться с Евгенией уважительно, помня об ее огромном состоянии, хотя сама женщина уже ни на что не надеется и ни к чему не стремится. Однако Крюшо уходит из жизни раньше, Евгения становится вдовой, еще не достигнув 40 лет. Несмотря на все свое богатство, она продолжает одинокое и замкнутое существование, хотя соседи замечают, что за ней настойчиво ухаживает некий аристократ, и допускают, что она может вновь выйти замуж.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...