Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Трагедия или драма? Жанр пьесы "Гроза". Cочинение «Жанр драмы А. Н. Островского «Гроза Авторское определение

Наш сегодняшний урок посвящен творчеству Н.А. Островского. Мы будем размышлять над жанром пьесы «Гроза». Что это - драма или трагедия? Для этого мы обратимся к истории жанра трагедии, найдем её признаки в пьесе и попытаемся определить жанровую особенность произведения.

Она сразу же была поставлена в Московском малом драматическом театре и вызвала серьезные поры и разногласия. Далеко не всем стал виден масштабный смысл этой пьесы. Некоторые восприняли её просто как семейную драму о том, как темная, забитая, запуганная женщина изменила своему жалкому мужу. Такие мысли выказывали не только консерваторы, но и даже такой революционно и радикально настроенный литературный критик как Д. Писарев (рис. 2).

Рис. 2. Д.И. Писарев ()

В своей статье «Мотивы русской драмы» он упрекал Катерину в том, что она не ушла от мужа, и вообще считал, что её поведение нелепо и бестолково, и не стоило её ставить в центр пьесы. Но уже в 1860 году в журнале «Современник» выходит статья Добролюбова (рис. 3).

Рис. 3. Н.А. Добролюбов ()

Надо сказать, что мы теперь пересматриваем творчество Добролюбова и не во всех пунктах можем с ним соглашаться. Но надо учитывать, что самому Островскому статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» чрезвычайно понравилась. Он неоднократно говорил, что Добролюбов абсолютно верно понял замысел его пьесы.

Чем же отличается драма от трагедии? В первую очередь, масштабностью проблематики. Трагедия затрагивает универсальные вопросы о жизни и смерти, о мире и судьбе человека в нем. Драма же рассматривает проблематику более подробно, но, может быть, и более мелко: человек и общество, человек и его социальное окружение, человек и его разнообразные общественные связи, которые завязываются у человека с окружающими его людьми. Добролюбов настойчиво называл пьесу Островского трагедией:

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашаются, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского...»

«В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой её гибели…»

«Характер Катерины - шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни…»

Добролюбов неслучайно говорит о новой фазе народной жизни. Что же происходило в России в конце 50-х годов? Это трудное и переломное время. Только что отгремела Крымская война (рис. 4),

Рис. 4. Крымская война ()

оказавшаяся для России полным позором, умер Николай I (рис. 5),

Рис. 5. Император Николай I ()

и речь зашла о реформах, неизбежность которых понимало и руководство страны. Уже в 1857 году было объявлено об освобождении крестьян (рис. 6).

Рис. 6. Чтение манифеста об освобождении крестьян ()

Архаический, антигуманный, совершенно отсталый общественный строй в России предстояло сломать полностью. Но тут перед обществом вставал масштабный вопрос: готов ли к этим переменам народ, сможет ли он стать субъектом истории, идти к высоким целям и т. п.? Ведь несколько столетий угнетений и пребывания в рабстве могли убить в нем волю к самостоятельности и свободе. На эти вопросы отвечали по-разному, в обществе велись напряженные споры, и именно в этот момент появляется пьеса «Гроза», которая и призвана ответить на этот вопрос так, как понимает его Островский.

Таким образом, Островский пытается найти в своей пьесе сознательное или хотя бы стихийное героическое начало в толще народной жизни.

Трагедия - пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета - непримиримый конфликт героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание. Такое душевное состояние ведет к катарсису.

Драма - литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Ориентировано на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей и возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Обратимся теперь к истории самого жанра трагедии. Трагедия как жанр часто появляется в литературе именно в переломные моменты истории. Она помогает осмыслить глобальные вопросы, встающие перед человечеством. Родилась трагедия в Древней Греции и именно в тот момент, когда человек Античности впервые начал осознавать себя не просто членом коллектива, племени, государства, а отдельной суверенной личностью. Как вести себя личности, например, в единоборстве с властью, если эта власть всесильна и неправедна? Вот проблематика знаменитой трагедии Эсхила (рис. 7)

«Прометей прикованный» (рис. 8).

Рис. 8. «Прометей прикованный» (П. Рубенс, 1612) ()

Как поведет себя человек, столкнувшись с неумолимым роком? Это проблематика пьесы «Царь Эдип» Софокла (рис. 9, 10).

Рис. 9. Антигона выводит слепого Эдипа из Фив (Ш. Жалабер, XIX в.) ()

Может ли личность противостоять хаосу чувств, бушующих в собственной душе? Это проблематика таких известных трагедий Еврипида (рис. 11),

как «Ипполит» или «Медея» (рис. 12).

Рис. 12. «Медея» (А. Фейербах, 1870) ()

Трагедии Шекспира (рис. 13) также появились в переломную эпоху, когда суровый патриархальный мир Средневековья уходил в прошлое, но мир, идущий ему на смену, не радовал, являя разобщенность людей, эгоизм, алчность, злые страсти.

Огромный интерес к трагедии проявили классицисты во Франции 17 века, которые ставили во главу угла культ разума и государства, стремясь все нормировать. В это же время пишется множество научных работ о литературе, о том, как надо писать, в частности трагедию. Трагедия мыслилась как высокий, эталонный жанр, и поэтому именно в ней следовало соблюдать в обязательном порядке некий свод правил. Наиболее великими представителями классицистической трагедии являются Корнель и Расин. Классицистам казалось, что эти требования вытекают прямо из древнегреческой поэтики и именно так ставились пьесы в Древней Греции. Но это не совсем так. В древнегреческих пьесах не всегда соблюдался закон единства времени и места. Например, в знаменитой «Орестее» (рис. 14) Эсхила время действия - около десяти лет.

Рис. 14. «Клитемнестра колеблется перед убийством спящего Агамемнона» (П.-Н. Герен, 1817) ()

Но, как бы то ни было, законы эти были популярны и в европейской, и в русской литературе 19 века. Например, в пьесе Грибоедова (рис. 15)

Рис. 15. А.С. Грибоедов ()

«Горе от ума» действия начинаются рано утром, а заканчиваются ровно следующим утром.

А что же такое единство действия? Тут все обстоит сложнее. Во-первых, действие должно ограничиваться небольшим числом персонажей, 7-8. Во-вторых, не должно быть побочных сюжетных ходов. А в-третьих, не должно быть персонажей, не задействованных в основном ходе пьесы. Эти правила считались обязательными. Кроме того, к ним прибавлялось еще одно: главным героем трагедии - жанра высокого - может быть только высокая, значительная историческая личность. Это могли быть боги, герои, полководцы, цари, но не представители третьего сословия. Как видим, Островский всем этим требованиям не соответствует. Именно поэтому, наверное, он и решил во избежание недоразумений поставить подзаголовок к своей пьесе «драма», хотя, по сути, это не совсем так. Если рассматривать «Грозу» Островского с точки зрения нормативных законов классицизма, то это не трагедия. Действие продолжается около десяти дней, место действия также меняется, а также есть герои, не имеющие отношения к судьбе главной героини - Катерине (рис. 16).

Рис. 16. Катерина ()

Прежде всего, это Феклуша, странница (рис 17).

Необычное место занимает также описание среды «тёмного царства». Сама же Катерина - представительница «тёмного царства»: купеческая жена, купеческая дочь, таким образом, она - человек третьего сословия. Но дело в том, что законы, выработанные классицистами, достаточно формальные, и не они определяют сущность жанра. Ведь и Шекспир не подчинялся этим законам, но трагедии «Гамлет», «Макбет» (рис. 18), «Отелло», «Король Лир» не перестают быть трагедиями.

Рис. 18. «Леди Макбет» (М. Габриэль, 1885) ()

У трагедии есть три обязательных признака, и если они имеются в произведении, то жанр смело можно называть трагедией, а если отсутствуют, то это, очевидно, драма.

Первое. В трагедии должен быть трагический герой, т. е. герой, по своим моральным качествам находящийся гораздо выше окружающих.

Второе. В трагедии должен быть трагический конфликт, т. е. конфликт глобальный и неразрешимый обычными мирными средствами. Конфликт этот кончается, как правило, смертью главного героя.

Третье. Трагедии необходим катарсис, т. е. очищение. Прежде всего, это касается оставшихся в живых героев. Они становятся выше, лучше, чище, извлекают для себя некий жизненный урок. То же самое относится и к зрителям.

Все эти моменты мы можем найти в пьесе Островского. Наличествует ли там трагический герой? Да, это Катерина. Что бы ни говорили недоброжелательные критики, а Катерина явно выше окружающих. Нам могут возразить: она суеверна, недостаточно образованна, совершает греховные поступки, такие как измена и самоубийство, а это, с точки зрения христианства, страшные грехи. Но по крайней мере в одном пункте она безусловно выше всех окружающих. Она ненавидит ложь и считает для себя невозможным лгать. Ложь - это то, что объединяет всех жителей города Калинова.

Лжет Дикой (рис. 19).

Помимо того, что он глуп и жесток, его действия пронизаны еще и лицемерием. Например, он знает, что ругать работников в праздник - это тяжелый грех, тем не менее, он их ругает, не платит им, а потом униженно просит у них прощения. Кстати говоря, он еще и труслив: как только Кабанова дает ему отпор, он моментально стихает.

Лицемерием пронизано и все поведение Кабановой (рис. 20): на глазах города она добродетельна, а с домашними - властолюбивая и злобная.

Рис. 20. Марфа Кабанова ()

Кроме того, она любитель формы, поэтому и презирает содержание. Ей кажется, что нужно жить по «Домострою». Но её интересует внешний рисунок поведения: главное - соблюдать форму. Это и есть злое лицемерие.

Чужой лжи с легкостью подчиняется её дочь Варвара (рис. 21), которая и сама научилась с азартом лгать.

Варваре также присуще еще одно не украшающее её качество: ей скучно грешить одной, ведь именно она вовлекает в грех Катерину, выдавая ей ключ от калитки, чтобы та смогла увидеться с Борисом.

Кудряш - на первый взгляд, веселый, жизнерадостный, явно противостоящий «темному царству» (рис. 22).

Но из словесной перепалки с Диким мы понимаем, что между ними нет разницы, и через несколько лет Кудряш станет еще одним Диким.

Наконец, самое угнетенное в этом «царстве» - Тихон, который лжет по привычке, всегда и везде (рис. 23).

Рис. 23. Тихон Кабанов ()

Это человек, полностью раздавленный ситуацией.

Борис - это не просто порождение «темного царства», несмотря на свою образованность, способность любить, он ведет себя иррационально (рис. 24).

Ему выдадут наследство только при одном условии: если он будет почтителен к своему дядюшке Дикому. Известно, что дядюшка не расстанется с деньгами ни при каких обстоятельствах, поэтому уважать его не за что. Но Борис старается изо всех сил, он буквально низкопоклонствует, общаясь с Диким.

Наконец, Кулигин - старичок-изобретатель, в речи которого часто мы видим отражение мыслей самого Островского (рис. 25).

Он не лжет, но он примирился, у него нет ни моральных, ни физических сил противостоять злу, лжи и насилию, царящему в городе. Вот, например, Дикой обвиняет его в том, что он разбойник, потому что ему так хочется. А Кулигин молча вжимает голову в плечи и убегает. Он не борец.

Таким образом, все в этом «темном царстве» либо лгут и лицемерят сами, либо примирились с чужой ложью и лицемерием. На этом фоне резкий контраст с остальными персонажами являет собой Катерина. С самого начала мы видим, что она не хочет и не может смириться. Даже со своей незадавшейся семейной жизнью она может смириться только до тех пор, пока она чувствует хоть какую-то человеческую теплоту и привязанность к Тихону. Как только все это исчезнет, она не останется в семейной клетке, потому что ее неодолимо влечет свобода, которая для нее неразрывно связана с правдой. Искренность и чистота души Катерины подчеркивается и самим ее именем, которое в переводе с греческого означает «чистая».

Теперь перейдем ко второму пункту наших рассуждений: есть ли в пьесе Островского трагический конфликт? Здесь надо сказать, что Островский совершил колоссальное новаторство по сравнению с древнегреческой драматургией. Обычно, у древних греков конфликт бывал либо внешний - человек и весь окружающий мир - либо внутренний, когда в непреодолимой борьбе сталкиваются разные стихии в человеческой душе. У Островского задействованы в пьесе оба конфликта.

Конфликт внешний - очевидный: чистая, правдолюбивая, искренняя Катерина не может ужиться в страшном, пронизанном жестокостью, ложью и лицемерием мире города Калинова.

Конфликт внутренний: Катерина - искренне верующая женщина, которой средь бела дня посреди храма являются ангелы. Такие видения испытывали святые. Она верит и в грех, и в геенну огненную, она абсолютно уверена, что ее измена мужу - это страшный грех, отмолить который невозможно. Но с другой стороны, она не может сохранять мужу верность, потому что он ее не любит, не уважает. Он, действительно, достоин только презрения. Уже в начале пьесы он предает ее: когда она просит у него помощи, он насмешливо пожимает плечами, отказывается и бросает ее наедине с ее трудностями и страданиями. Такого человека любить и уважать невозможно, а стало быть, невозможно и лицемерить, сохраняя этот постылый брак. И вот Катерина бьется в этой для нее морально неразрешимой ситуации: с одной стороны, изменить мужу - страшный грех, воспринимаемый ею как нравственная невозможность, а с другой стороны, невозможно оставаться честной замужней женщиной и продолжать эту отвратительную лицемерную жизнь. Она не может отказаться от своей любви к Борису, потому что в этой любви для нее не только чувственная страсть, но стремление к правде, свободе, жизни. И только смерть может разрешить эту трагическую коллизию.

Теперь третий момент: катарсис, очищение. Испытывает ли кто-нибудь очищение в пьесе после гибели Катерины? Да, безусловно. Во-первых, Тихон, который всегда был тих и покорен маменьке, наконец, обретает голос и кричит, неудержимо обвиняя мать в смерти Катерины: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Таким образом, он прозрел, может, ненадолго, но все-таки поднялся над своим травянистым и нечеловеческим состоянием.

Обретает голос и Кулигин, который выносит тело Катерины и говорит ее мучителям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Т. е. он обвиняет город Калинов в том, что тот может, и знает примитивную суровую справедливость, но милосердие ему недоступно. Таким образом, голос Кулигина сливается в данном случае с голосом самого Островского.

Некоторые до сих пор упрекают Катерину: как же так, она самоубийца, грешница, а по христианским канонам это грех непрощаемый. Но тут можно сказать следующее: нам недаром дан Священный Завет, Библия, в двух книгах: первая - это Ветхий Завет (рис. 26),

Рис. 26. Ветхий Завет (обложка, современное издание) ()

собственно Библия, которая учит нас справедливости, а вторая - Новый Завет (рис. 27),

Рис. 27. Новый Завет (обложка, современное издание) ()

Евангелие, которое учит нас милосердию. Недаром Христос сказал: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные» (рис. 28).

Рис. 28. Икона с изображением Иисуса Христа ()

Он не сказал, чтобы к нему пришли только те, кто чист, он сказал, чтобы пришли все. И мы верим вместе с Кулигиным, что есть судья, который милосерднее города Калинова.

Таким образом, и по масштабности проблематики, и по глубине конфликта пьесу Островского «Гроза» смело можно назвать трагедией. Но остается одна сложность: в пьесе очень подробно изображена среда, поэтому окончательный вывод нужно сделать таким: пьеса Островского «Гроза» - это трагедия с элементами драмы.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Русский язык ().
  2. Интернет-портал Otherreferats.allbest.ru ().
  3. Интернет-портал Referatwork.ru ().

Домашнее задание

  1. Выпишите определения «драма» и «трагедия» из пяти источников.
  2. Составьте сравнительную характеристику драматических и трагических элементов в пьесе «Гроза».
  3. *Напишите сочинение-размышление на тему: «Трагизм героев пьесы «Гроза».

Островский в своём творчестве придерживался реалистического метода. Это не могло не отразиться на понимании им жанра драмы. Известно, что авторское определение и определение литературоведов может несколько отличаться. Пьеса заканчивается трагично, хотя изначально Островский не предполагал подобной развязки, задумав написать «комедию». Но постепенно сюжет усложнялся, и от первоначального замысла пришлось отойти. Островский детально прорабатывал бытовой фон, типизировал других персонажей, одновременно с этим наполняя характер Катерины уникальными чертами, делая героиню более поэтичной.

Авторское определение жанра «Грозы» чрезвычайно просто – драма. События пьесы бесхитростны и понятны каждому зрителю. Персонажи легко представляются реальными людьми. Но ведь в произведении есть и трагические события. Тем не менее «Грозу» нельзя назвать в полной мере трагедией. В трагедиях обычно присутствует напряжённая борьба, борьба идеалов, личная или общественная катастрофа, завершающаяся гибелью одного или нескольких героев.
Авторское определение «Грозы» скорее было некой данью традиции, но возможно, что определением «социально-бытовая драма» автор хотел придать произведению большей социальной значимости.

Соотнесённость с каким-либо жанром определяет также и суть конфликта. В «Грозе» к трагическим последствиям приводят бытовые обстоятельства. Легко можно заметить, что в «Грозе» сочетаются и драматическое и трагическое, однако, отнести произведение к какому-либо одному жанру невозможно. Ни драмой, ни трагедией «Гроза » в полной мере не является. Некоторые критики предлагали соединить эти два понятия, называя «Грозу» «бытовой трагедией». Но этот термин не прижился. Вопрос о жанре этой пьесы в литературоведении до сих пор не решён, однако не стоит пренебрегать авторским определением пьесы «Гроза».

Вариант № 348362

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Каково ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра пьесы «Гроза»?


Катерина и Варвара .

Катерина. <...>

Варвара. Что?

Хочет бежать.

Катерина. (вздыхая)

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Укажите фамилию, ко­то­рую носят Вар­ва­ра и Катерина.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Катерина и Вар­ва­ра бе­се­ду­ют друг с другом, об­ме­ни­ва­ясь репликами. Как на­зы­ва­ет­ся такая форма об­ще­ния персонажей?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Грозы», сыг­рав­ши­ми определённую роль в судь­бе глав­ной героини, и их по­ло­же­ни­ем в си­сте­ме об­ра­зов пьесы.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Реплики ге­ро­инь со­про­вож­да­ют ав­тор­ские за­ме­ча­ния и по­яс­не­ния (хочет бежать, вздыхая). Как они называются?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Катерина и Вар­ва­ра яв­ля­ют собой раз­ные типы личности. Как на­зы­ва­ет­ся приём про­ти­во­по­став­ле­ния в ху­до­же­ствен­ном произведении?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Укажите ли­те­ра­тур­ное направление, прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Какие осо­бен­но­сти внут­рен­не­го мира Ка­те­ри­ны на­хо­дят своё от­ра­же­ние в её рас­ска­зах о себе?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры ав­то­ры при­бе­га­ют к про­ти­во­по­став­ле­нию жен­ских об­ра­зов и в чём этих ге­ро­инь можно со­от­не­сти с Ка­те­ри­ной и Вар­ва­рой из «Грозы»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, одним из ярких пред­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го в Рос­сии был В. А. Жу­ков­ский и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в сти­хо­тво­ре­нии «Море».


МОРЕ

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Ласкаешь его облака золотые

В. А. Жуковский, 1822

Ответ:

Каково ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра сти­хо­тво­ре­ния «Море»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В. А. Жуковский, 1822

Ответ:

В на­ча­ле сти­хо­тво­ре­ния ли­ри­че­ский герой об­ра­ща­ет­ся к морю с вопросами, на ко­то­рые пы­та­ет­ся от­ве­тить сам. Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные вопросы?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

1) олицетворение

3) гротеск

4) анафора

5) неологизм


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

C17.1. Как в поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри» пред­став­лен ро­ман­ти­че­ский кон­фликт мечты и действительности?

C17.2. Ка­те­ри­на и Варвара: ан­ти­по­ды или «подруги по несчастью»? (По пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза»).

C17.3. Как в прозе М. А. Бул­га­ко­ва рас­кры­ва­ет­ся тема «настоящей, верной, веч­ной любви»? (По ро­ма­ну «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).

С17.4. Как в литературе XIX века раскрывается тема дома?

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Островский в своем творчестве придерживался реалистического метода. Это не могло не отразиться на понимании им жанра драмы. Известно, что авторское определение и определение литературоведов может несколько отличаться. Пьеса заканчивается трагично, хотя изначально Островский не предполагал подобной развязки, задумав написать “комедию”. Но постепенно сюжет усложнялся, и от первоначального замысла пришлось отойти. Островский детально прорабатывал бытовой фон, типизировал других персонажей, одновременно с этим наполняя характер Катерины уникальными чертами, делая героиню более поэтичной.

Авторское определение жанра “Грозы” чрезвычайно просто – драма. События пьесы бесхитростны и понятны каждому зрителю. Персонажи легко представляются реальными людьми. Но ведь в произведении есть и трагические события. Тем не менее “Грозу” нельзя назвать в полной мере трагедией. В трагедиях обычно присутствует напряженная борьба, борьба идеалов, личная или общественная катастрофа, завершающаяся гибелью одного или нескольких героев.
Авторское определение “Грозы”

скорее было некой данью традиции, но возможно, что определением “социально-бытовая драма” автор хотел придать произведению большей социальной значимости.

Соотнесенность с каким-либо жанром определяет также и суть конфликта. В “Грозе” к трагическим последствиям приводят бытовые обстоятельства. Легко можно заметить, что в “Грозе” сочетаются и драматическое и трагическое, однако, отнести произведение к какому-либо одному жанру невозможно. Ни драмой, ни трагедией ” Гроза ” в полной мере не является. Некоторые критики предлагали соединить эти два понятия, называя “Грозу” “бытовой трагедией”. Но этот термин не прижился. Вопрос о жанре этой пьесы в литературоведении до сих пор не решен, однако не стоит пренебрегать авторским определением пьесы “Гроза”.


Другие работы по этой теме:

  1. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. Им кажется что этот грибной...
  2. Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество...
  3. Жанр: былина Старое, собственно народное название былины - старина, то есть повествование о давних со­бытиях. Переходя из поколения в поколение, былины служили способом передачи древних...
  4. Смысл названия. В “Грозе”; Островский предпринимает по­пытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейно­бытовой конфликт в купеческой среде,...
  5. Авторское отступление (лирическое отступление) – Внесю­жетный элемент произведения; особая форма авторской речи, отклонение автора от непосредственного хода сюжетного по­вествования; оценка автором героев или сюжетной ситуации,...
  6. Название своей знаменитой пьесе “Гроза” Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более...
  7. План Персонажи Конфликт Критика Островский писал драму ” Гроза ” под впечатлением от экспедиции по городам Поволжья. Неудивительно, что в тексте произведения отразились не только...

Народ! Кто читал "Грозу" Островского, и боле-менее помнит, знает содеражание. Прошу Вас, помогите... подниму рейтинг и получил лучший ответ

Ответ от Liudmila Sharukhia[гуру]
“Гроза” - народная социально-бытовая трагедия.
Н. А. Добролюбов
За время работы над ней Островского пьеса претерпела большие изменения - автор ввел ряд новых действующих лиц, но главное - Островский изменил свой первоначальный замысел и решил написать не комедию, а драму. Однако сила социального конфликта в “Грозе” настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а как о трагедии. Существуют аргументы в защиту того и другого мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.
Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне. О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания - Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы “Гроза”.
Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, - наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение конфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, “ни об чем не тужила”, словно “птичка на воле”, проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь.
Своеобразие жанра “Грозы” проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди “с песьими головами”.
Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла) , Гамлета (Шекспира) , Бориса Годунова (Пушкина). Мне кажется, что со стороны Островского назвать “Грозу” драмой было лишь данью традиции.
Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.
Трагедия “Грозы” раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц.
Жанровое своеобразие “Грозы” заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Немировича-Данченко, который писал: “Если бы какая-то купеческая жена изменила своему мужу и отсюда все ее несчастья, - то это была бы драма. Но у Островского это только основа для высокой жизненной темы... Здесь все поднимается до трагедии”.

Ответ от Ленко 🙂 [гуру]
1. потому что они были очень правдивые и яркие
2. конфликт чувства и долга в душе главной героини, Катерины Кабановой.... когда она изменила своему мужу.. .



Ответ от Бота [гуру]
1. Пьеса жизни- затрагивает злободневные темы современности
2. Черты классицизма - единство времени, места и действия.
вроде все что вспомнила


Ответ от Кнесенка Елень [гуру]
1. типа жить учил
2.черты классической драмы: не понятая любовь и смертельный исход в конце.
переход оправдан тем, что у него душа болела за русское общество, которое он называл "темным царством", а Катерину считал "лучом света", т. к. она взорвала рутинность болота домостроя, мещанства.
3. здесь выскажите свою точку зрения. Вы как считаете? правы? драма и есть трагедия. поскольку Катерина бросила вызов обществу, в котором жила, его устоям (домострой) , и не одна она так мучилась под гнётом свекрови, можно сказать что и народная трагедия.


Ответ от Ђатьяна Растегай [гуру]
А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно. Не долго будет он покорен.
Классицистическая "окаменелость" персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Эта его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление любому чужеродному элементу порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, формирует души, не способные существовать вне его замкнутого круга. Безразлично, нравится им эта жизнь или нет - в другой они жить просто не сумеют, герои пьесы принадлежат патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость - скрытая пружина всего действия пьесы; пружина, заставляющая героев совершать по большей части "марионеточные" движения, постоянно подчеркивать свою несамостоятельность, несамодостаточность. Образная система драмы почти повторяет общественную и семейную модель патриархального мира. В центр повествования, как и в центр патриархальной общины, помещены семья и семейные проблемы. Доминанта этого малого мирка - старшая в семье, Марфа Игнатьевна Кабанова. Вокруг нее группируются на различном отдалении члены семейства - дочь, сын, невестка и другие обитатели дома: Глаша и Феклуша. Ту же "расстановку сил" будто повторяет жизнь города: в центре Дикой (и не упомянутые в пьесе купцы его уровня) , на периферии - лица все менее и менее значительные, не имеющие денег и общественного положения.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...